Ракетостроитель-оккультист, вызывавший духов вместе с Хаббардом
Лаборатория реактивного движения — мировой лидер в исследовании космоса. Учёные из ЛРД отправляли роботов на Марс и зонды в межзвёздное пространство, собирали пыль из хвостов комет. Но что, если реальная цель этих миссий была чем-то более мрачным?
Что, если лаборатория была заинтересована в изучении космического пространства меньше, чем в изучении глубин пустоты? Что, если исследователи толпились перед экранами компьютеров в поисках паранормальных сущностей или тёмных богов, крадущихся вдоль горизонтов событий близлежащих чёрных дыр?
Конечно, это не так. ЛРД не является частью оккультно-индустриального комплекса в стиле Уидона Джосса. Она не смешивает науку со сверхъестественным. Однако, один из её основателей так делал.
«Убит учёный-жрец чёрного магического культа», — гласил один заголовок после смерти Джона Уайтсайда Парсонса 17 июня 1952 г.
«Джон Уайтсайд Парсонс — симпатичный 37-летний ракетостроитель, убитый во вторник химическим взрывом, — был одним из основателей странного полурелигиозного культа, который процветал в этих местах около 10-ти лет назад», — говорилось в репортаже.
Через некоторое время риторика стала более щедрой на подробности.
«Он зачастую бывал загадкой для своих друзей, поскольку вёл двойную жизнь… В одной он был глубоко погружён в научную сферу скорости, звука и стратосферы, в другой — искал космос, к которому человек стремится на протяжении веков: объединение науки, философии и религии в утопическое нечто», — писалось в одной статье.
Вскоре газеты лихорадило разговорами о «сексуальных извращениях», «чёрных одеяниях», «священном огне» и «интеллектуальной некромантии». Сердцем каждой истории был один простой вопрос: «Кто, чёрт возьми, этот парень?»
Трудно отыскать в летописи науки историю более странную и трагическую, чем случай Джона Уайтсайда Парсонса. Родившийся 100 лет назад Парсонс, по всей видимости, посвящал себя примирению противоположностей, переплетая друг с другом техническое и духовное, белый лабораторный халат и чёрные одеяния, факт и вымысел, науку и магию.
Когда он погиб от загадочного взрыва в своей домашней лаборатории, таблоиды были не единственными, кто повесил на него ярлык сумасшедшего учёного. То же сделало и научное сообщество. История Парсонса была заперта на чердаке, спрятана в примечания, заметена под стартовую площадку американской космической программы.
Но научное наследие Парсонса невозможно игнорировать. Он заставил правительство Соединённых Штатов исследовать область, которую оно прежде высмеивало, и заложил основу для создания ракет, отправивших человека в космос. Он был одним из величайших американских пионеров космической отрасли. Просто вдобавок он был одним из крупнейших оккультистов.
Если бы в 1920‑е и 30‑е вы рассказали кому-нибудь, что являетесь конструктором ракет, то окружающие либо высмеяли бы вас, либо попятились с обеспокоенным выражением лица. Никакие университеты не вели курсов по ракетной технике, и не было никаких правительственных грантов, выделяемых на исследования в области ракетостроения. Для публики ракеты были чистой научной фантастикой, и хуже того — в официальных научных кругах они были синонимом всего смехотворного, надуманного, сумасшедшего, олицетворением умопомешательства.
Крайне фантастическая природа ракет была тем, что поначалу привлекло юного Парсонса. Вдохновлённый историями из бульварных журналов научной фантастики вроде Astounding и Amazing, он начал создавать простые пороховые ракеты на заднем дворе своего дома в Пасадине и усеивал престижный район обгорелыми картонными трубками и горящей бумагой.
Когда Парсонс осознал необходимость в некоторой теоретической базе для своих экспериментов, он вместе с другом Эдом Форманом отправился за ней в коридоры расположенного поблизости Калифорнийского технологического института. У Парсонса не было никакого образования за рамками старшей школы, однако его энтузиазм привлёк внимание аспиранта с широким кругозором по имени Фрэнк Малина. Втроём они образовали нечто, известное под уничижительным названием как Отряд самоубийц: разношёрстную группу энтузиастов ракетостроения, опасные эксперименты которых могли убить их самих.
В Калтехе нобелевские лауреаты сталкивались друг с другом каждый день. Несмотря на это, предрассудки относительно ракет всё ещё были сильны. Известный профессор физики Фриц Цвикки стал особенным врагом «Отряда».
Когда Малина и Парсонс обратились к Цвикки за помощью, тот вспылил. «Он сказал мне, что я чёртов дурак, — вспоминает Малина, — что я пытаюсь сделать что-то невозможное, потому что ракеты не могут летать в космосе».
Это считалось совершенно неверным, прямо противоречащим третьему закону Ньютона (когда крёстный отец ракетостроения Роберт Годдард предположил в 1920 году, что ракеты могут достичь Луны, он был жестоко и неоправданно подвергнут аналогичным насмешкам). Ответ Цвикки совершенно ясно показал, что, хотя Парсонс и был допущен в научную среду, он никоим образом не стал частью официального научного сообщества.
Парсонс сделал этот факт ещё более очевидным, когда он начал проявлять всё возрастающий интерес к магии и сверхъестественному. К концу 1930‑х он стал часто посещать ночные собрания Ордена восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis): оккультной организации, которая собралась в близком Лос-Анжелесе. ОТО, как известно, было создано английским оккультистом Алистером Кроули — героинозависимым, сексуально озабоченным, осквернявшим Бога магистром тёмных искусств, которого таблоиды окрестили: «Самый аморальный человек в мире».
На этих встречах Парсонс наблюдал за странными ритуалами — прежде всего, за Гностической мессой, извращённой вариацией католической мессы. На черной с белым сцене стояли украшенный иероглифическими надписями алтарь, множество свечей и вертикальный гроб, покрытый полупрозрачной занавеской, из которого появлялся одетый в плащ руководитель группы. Прочитывались заклинания, обнажались мечи, целовались груди и скрещивались копья. Воздух был заряжен сексом. Выпивалось вино и съедались пирожные с менструальной кровью.
Именно здесь проповедовалась кроулевская философия Телемы, которая была разновидностью религиозного либертарианства, провозглашавшего радикальный индивидуализм и самореализацию. Её кредо было: «Do What Thou Wilt» (делай, что пожелаешь). Парсонса это сразу зацепило. Особенно он был заинтригован мнением Кроули о том, что секс может быть неотъемлемым компонентом магических ритуалов, поднимающих практикующего на более высокий уровень сознания. Разве откажется 24-летний от такого?
Хотя некоторые из коллег по Отряду самоубийц рассматривали формирующийся оккультизм Парсонса как странную причуду (в 1930‑е большинство студентов Калтеха увлекались коммунизмом, согласно статьям того времени из университетской газеты The California Tech), это не помешало им признать его гениальность в изготовлении ракетного топлива. На испытательном полигоне Отряда можно было услышать, как Парсонс напевает кроулевский языческий «Гимн Пану» перед тем, как запускать ракеты. Испепеляющее пламя и частые взрывы создавали подходящую инфернальную декорацию к его увлечению сверхъестественным.
В 1941 году Парсонс и Отряд самоубийц основали инжиниринговую корпорацию Аэроджет для продажи своих ракет военным. Ученые, которые ранее высмеивали деятельность Парсонса, теперь выстраивались в очередь, чтобы присоединиться к этой переживающей бум индустрии. В 1943 году, когда потребность в ракетных исследованиях экспоненциально росла, Парсонс стал одним из основателей Лаборатории реактивного движения, чтобы продолжить изучение своих детских игр с одноразовыми ракетами во дворе за домом. В то же время, когда он достиг своего профессионального пика, он также обнаружил, что достиг в OTO того уровня, что соответствовал престарелому Кроули. В итоге Парсонс стал лидером группы ОТО на Западном побережье.
Просто подумайте об этом ещё раз: один из лучших умов, развивавших раннюю американскую ракетную программу, — программу, форсировавшую космическую гонку и Холодную войну, — был в то же самое время ведущей фигурой в мире оккультизма. Днём он строил ракеты для правительства, а ночью вставал из гроба, чтобы практиковать сексуальную магию со своими последователями.
Но для Парсонса это вообще не казалось странным. Он трактовал магию и ракетостроение как разные стороны одной медали: обе они были недооценены, высмеивались как невозможные, но именно из-за этого обе представлялись вызовом, который нужно принять и действовать.
Ракетостроение утверждало, что отныне мы должны видеть себя не прикованными к Земле созданиями, но существами, способными исследовать Вселенную. Точно так же магия предполагала наличие невидимых метафизических миров, которые существуют и могут быть изучены с помощью необходимых знаний. И то и другое было восстанием против ограничений человеческого бытия. В стремлении к одному он не мог не стремиться к другому.
За три года до смерти он написал о своей необычной позиции так, что это поразило бы любого из его сторонников в вооруженных силах США, тогда как для него всё казалось совершенно нормальным.
«Мне кажется, что если бы я был достаточно гениален, чтобы организовать практические исследования реактивного движения и основать корпорацию с многомиллионным бюджетом и всемирно известную исследовательскую лабораторию, то мне следовало бы также применить этот гений в области магии», — писал он в письме одному последователю ОТО. Парсонс метил высоко.
С деньгами, полученными от Аэроджета благодаря стремительно развивающемуся ракетному бизнесу, Парсонс купил особняк в элитном районе Пасадины и перенёс туда деятельность ОТО. «Это был огромный деревянный дом, — вспоминала жена Фрэнка Малины Лильян Вундерман в интервью несколько лет спустя. — Большой, большой дом, полный людей. У некоторых из них были маски, у других — костюмы, женщины были одеты странным образом. Это было похоже на прогулку по фильму Феллини. Женщины ходили в прозрачных тогах и со странным макияжем, некоторые были одеты как животные, как на костюмированной вечеринке».
Когда она рассказывала об этом мужу, Малина просто закатывал глаза, говоря: «Джек поглощён всеми этими вещами».
Прозванный «Парсонажем», этот дом стал настоящим магнитом для эксцентриков всех сортов: от ведьм и учёных из Манхэттенского проекта, до писателей-фантастов, взволнованных своим открытием Парсонса — фигуры, казалось, вырвавшейся со страниц бульварной литературы.
Писатель-фантаст Джек Уильямсон вспоминал Парсонса как «странную загадку». Молодой Рэй Брэдбери еще задолго до написания «Фаренгейта 451» и «Марсианских хроник» отзывался о Парсонсе как о человеке «замечательном» и поразившем его описаниями космических ракет. Спрэг де Камп, автор более сотни фэнтезийных и научно-фантастических книг, заявил о нём: «Настоящий безумный гений, если я когда-либо встречал такого».
Научное сообщество стало всё более и более соглашаться с де Кампом. Работа Парсонса над ракетным топливом — соединение и смешивание химических веществ для создания чего-то, что было бы очень взрывоопасным и контролируемым одновременно — помогла сделать ракетостроение жизнеспособным. Однако его всё чаще воспринимали как слишком странного, слишком эксцентричного, чтобы позволить ему работать в своём кругу.
Его обвинили в соблазнении секретарш из Аэроджета, приглашённых в его особняк, где правили разврат, наркотики и пляски с огнём. Навещавших его учёных он встречал, стоя у входа со змеёй, обвивавшей его плечи. Утром на работу он приезжал поздно и потрёпанным, в побитом Паккарде, а к Лаборатории реактивного движения относился как к своей личной игровой площадке.
Фриц Цвикки, отвергший Парсонса несколькими годами ранее, к тому моменту взял свои слова обратно и стал работать на Аэроджет. Однако он по-прежнему питал презрение к недоучке Парсонсу и к его нетипичному стилю жизни. Позже Цвикки в устном интервью Каргиллу Холлу и Джеймсу Уилсону вспоминал его как «опасного человека».
«Мы все время говорили ему, типа, про все эти фантазии о Зороастре, вуду и прочем, что это нормально, что мы тоже об этом мечтаем, — говорил он. — Но держи это при себе, не нужно это втирать несчастным секретаршам. Я о том, что, короче, у него там был целый клуб».
Но Парсонса это не останавливало. Он и Форман были известны своими дуэлями на ракетном полигоне; они стреляли друг другу под ноги, стараясь не дёргаться. Когда Цвикки настоял, чтобы Парсонс испытал тип топлива, ранее им не одобренный, Парсонс нашёл, где оно хранилось, и уничтожил всю партию громадным взрывом, «взорвав половину бизнеса», — по словам разъярённого Цвикки.
Парсонс и Форман занимались ракетостроением ещё в молодости, когда никто не воспринимал ракетостроение всерьёз. Но теперь многие стали относиться к этому очень серьёзно. ФБР начало расследование в отношении Парсонса, рассматривая его как возможную угрозу безопасности.
В 1943 году Парсонса тактично выдворили из той самой научной деятельности, которую он же и создал. Ему было предложено 20 000 долларов за его акции Аэроджета, и, чувствуя холодное отношение всё большего числа учёных-ракетостроителей, он решил уйти. Ему было тогда 30 лет.
Он погрузился в магию. Не только в кроулевскую магию — он стал также практиковать новые странные ритуалы собственного изобретения. Будучи учёным, он стремился найти физические доказательства того, что его магия работает, пытаясь добиться проявления феноменов, воплощений и других проявлений сверхъестественного.
Когда он остался без своей работы ракетостроителем, выступавшей своего рода противовесом, даже приятели из ОТО стали беспокоиться по поводу его растущей магической деятельности. «Происходит что-то странное, — писала Джейн Вульф в письме к члену OTO Карлу Гермеру. — Наш Джек очарован колдовством, языческими храмами, вуду. С самого начала он, несмотря ни на что, хотел кого-то вызывать, и я склонна думать, он не остановится, пока не получит результат».
Его дела не стали лучше после того, как в его дом прибыл крайне харизматичный молодой писатель-фантаст по имени Рон Хаббард. Хаббард был рассказчиком изумительных небылиц, в которые он заставлял верить окружающих. Его коллеги-фантасты смотрели на него с подозрением.
«Я вспоминаю его глаза: внимательные светло-голубые глаза, почему-то ассоциировавшиеся у меня с бандитами Дикого Запада, остро рассматривали меня, покуда он говорил, словно в попытке разглядеть, насколько сильно я ему верил, — вспоминал Джек Уильямсон. — Не сильно». Но Парсонс, всегда более чем готовый поверить, попал под его чары.
Они тесно общались, обсуждали магию, и даже совершали вместе магические ритуалы. Хаббард переехал в особняк Парсонса и, чувствуя себя в атмосфере свободной любви как рыба в воде, добивался местных девушек, ухаживая за ними и очаровывая их. Неважно, будь то участник ОТО или писатель-фантаст, ни чья-либо жена, ни девушка не были в безопасности от притяжения Хаббарда. Даже Парсонс.
Однако Хаббард помог Парсонсу в самой грандиозной магической работе, которую тот предпринимал. Она известна как Работа Бабалон — попытка Парсонса воплотить настоящую богиню. Неделями они вдвоём занимались ритуальным пением, рисовали мечами в воздухе оккультные символы, окропляли кровью животных руны и мастурбировали, чтобы «оплодотворить» магические таблички.
Когда эти новости добрались до Кроули в Англии, тот был в ужасе. 22 мая 1946 года он отправил телеграмму одному из участников ОТО: «Рон играет на доверии — Джек Парсонс жалкий дурак — очевидная жертва мошенников».
В итоге Парсонс счёл, что его магическая работа была успешной, и объявил её величайшим достижением своей жизни. Однако Кроули был прав насчёт Хаббарда. В июле 1946-го в письме Кроули Парсонс писал, что под видом инвестирования в рискованное предприятие Хаббард сбежал, прихватив девушку Парсонса и принадлежавшие ему 20 000 долларов, оставив Парсонса в круговороте неуверенности и депрессии.
Ему удалось получить какую-никакую работу консультанта по ракетам, но в дальнейшем он попал под подозрение в годы послевоенной «Красной угрозы». Его обвиняли в довоенных связях с коммунистами и участии в том, что ФБР называло «любовным культом». Его лишили доступа к секретной информации, и он был вынужден работать на заправке, чинить машины, и в конечном итоге использовать свои потрясающие научные знания для создания голливудской пиротехники. Всегда и всюду он утверждал, что его магические работы были такими же настоящими, как и труды по ракетостроению.
17 июня 1952 года его домашняя лаборатория была разрушена большим взрывом. Прибывшая полиция нашла Парсонса ещё живым, хотя половину его лица сорвало, обнажив низ черепа. Правая рука отсутствовала. Вокруг него были разложены бумаги по ракетостроению и пентаграммы, оккультные рисунки и химические формулы. Вскоре он умер. Ему было всего 37 лет.
Джордж Пэндл
Британский журналист, публицист, автор книги «Странный ангел: потусторонняя жизнь ракетостроителя Джона Уайтсайда Парсонса».
georgependle.comspacemorgue.com
Наука о высшем: к метафизике Джека Парсонса » KATABASIA: Эзотерритория психоккультуры
«Не жди его ни с востока, ни с запада, ибо ни из одного из известных домов не придет то дитя».
Алистер Кроули, «Книга Закона»
«Вавилонская Блудница, нам так мало жить дано,
В чаше солнечной искрится жизни алое вино».
Мартиэль
Просьба моего старого друга написать статью о Джеке Парсонсе в первый момент привела меня в полную растерянность. Что я могу сказать о нем, кроме того, что и так известно?
Впрочем, мне было понятно, почему друг обратился именно ко мне. Ведь в настоящее время то, что известно о Парсонсе, известно благодаря переводам Касталии. Сейчас наши постоянные читатели могут ознакомиться с переводом всех ключевых эссе Джека, а также с его подробной биографией, написанной Джоном Картером. Кроме того, переводим мы и биографию его Багряной жены – Марджори Кэмерон (см. раздел «Агиографии» на Касталии).
Поэтому, коль мне выпала честь провести информацию о Джеке, мне и осмыслять значение его места в истории оккультного возрождения.
Есть три типа людей: одни принадлежат системе, другие принадлежат себе (по крайней мере, они так думают), и есть очень-очень немногие третьи, которые с самого начала, от своего первого вдоха принадлежат истории. Те, чья жизнь от первого шага до последнего вздоха – это мистерия, жизнь, освященная музыкой Иного. И в случае Джека это особенно наглядно. Поэтому мы можем знать все основные события его жизни (кои, впрочем, весьма отличаются от обычной биографии), но можем ли мы должным образом осмыслить эти события, способны ли мы увидеть за деревьями лес, а за разрозненной чередой житейских превратностей – мистерию Эона, вписанную в историю серебряной нитью Бабалон?
Вернемся все же к событиям. Обзор их будет весьма краток – ровно для того, чтобы последующий текст был понятен.
Родился Джек (по рождению Марвел, что значит «чудо», «нечто удивительное») в 1914 году в семье торговца. Был замкнутым и необщительным ребенком, главная страсть которого заключалась в науке. Уже в подростковом возрасте он ставил химические эксперименты, в результате которых чуть было не спалил собственный дом.
Эта страсть развилась в полноценную научную работу: повзрослевший Джек трудился над созданием ракетного топлива под руководством Джона Малины. Именно благодаря многолетним разработкам Джека американцы смогли совершить свой знаменитый полет на Луну. Джон Картер подробно освещает процесс развития Парсонса как ученого.
В зрелом возрасте Джек прочитал ряд работ Алистера Кроули, прежде всего его «Книгу Закона», и без малейших сомнений принял Телему. Он буквально воспринял слова из этой книги: «Выйдите, о дети мои, под звезды и возьмите свою долю любви». Парсонс был убежден, что его задача – вывести человечество в Космос. Достаточно быстро он установил контакт с Алистером Кроули, который назначил его руководителем ключевой Американской ложи ОТО «Агапе» вместо изрядно дискредитировавшего себя Смита, с которым, впрочем, Парсонс до конца оставался в дружеских отношениях.
Очень скоро с Джеком познакомился Рон Хаббард, будущий создатель дианетики. Впрочем, слово «создатель» здесь звучит, мягко говоря, преувеличенно, ведь в основу религии Хаббарда легли дурно усвоенные им знания из украденного архива. История отношений Джека с Хаббардом в высшей степени иллюстративна: Хаббард увел у него жену, похитил крупную сумму денег и большую часть архива ОТО. Известно, что Алистер Кроули с самого начала четко понимал, чего стоит Хаббард, и пытался предупредить доверчивого и романтически настроенного Джека, который до последнего игнорировал предупреждение.
Когда все выяснилось, Джек провел серию магических инвокаций, и на море поднялась буря, которая вынудила Хаббарда вернуться в гавань, отдать украденную яхту и часть похищенных денег (но, увы, не архивы). Последствием тех же инвокаций, проведенных Парсонсом после разрыва с первой женой, стало его знакомство с легендарной Марджори Кэмерон. О Маджори можно писать отдельное исследование – художница, маг, актриса и просто незаурядная женщина, Марджори была, без сомнения, одной из самых значительных личностей оккультного андеграунда Америки.
В паре они провели ряд важнейших для истории оккультной практики XX века инвокаций Бабалон, целью которых стало «зачатие магического дитяти». Согласно одной из апокрифических историй, Кроули, узнав, что именно и как именно делает Джек, в ужасе сказал: «Впервые вижу человека еще более сумасшедшего, чем я».
Позднее, уже после гибели Джека, Марджори попыталась продолжить его работы Бабалон и воплотить Богиню в материальный мир. Как минимум на символическом уровне ей это удалось, и одним из «магических детей» стала новая эстетика, рожденная в фильмах Кеннета Энгера, где Марджори играла главные роли.
Но это позже. А пока, после работ Бабалон, Джек принимает имя Белларион и приносит клятву пропасти. Среди прочего он клянется противостоять любым формам пуританства, мракобесия, ханжества, кои на тот момент доминировали в обществе. Парсонс верит, что его магические работы Бабалон должны изменить реальность, привнеся в лицемерный серый мир великолепие и экстаз Бабалон. Любопытная деталь: все это происходит в конце пятидесятых годов, и буквально через несколько лет (через три года после смерти Джека) случится сексуальная революция. Кто-то скажет – совпадение, но для меня очевидно, что рождение магического дитя состоялось.
Погибает Джек очень рано, в возрасте 37 лет, от несчастного случая в лаборатории. Контейнер с гремучей ртутью взрывается, и Джек сгорает заживо. Символично, что это происходит на четвертый день его воссоединения с Марджори после длительного разрыва.
К огромному нашему сожалению, творческое наследие Парсонса невелико, а по сравнению с тем же наследием Кроули и вовсе кажется каплей в море. Это связано, во-первых, с ранней гибелью, во-вторых, с тем, что часть его дневников и работ была уничтожена после его смерти вторым мужем Кэмерон. Последний, хотя и придерживался свободных отношений, допуская обоюдную сексуальную свободу, страшно ревновал жену к давно умершему Джеку.
Из того, что сохранилось, мы должны выделить прежде всего Liber 49, которая также называется «Книга Бабалон» и «Четвертая глава Книги Закона», сборник коротких эссе о магии и свободе «Свобода – обоюдоострый меч», несколько гимнов и личных откровений, как то «Книга Антихриста» или «Клятвы бездны». Увы, если собрать все, что сохранилось от Джека, это поместится в один том, причем нам придется дополнять этот том множеством приложений и комментариев, чтобы книга обрела мало-мальски приличный объем. Слишком рано умер Джек, слишком спешило провидение с этим трагическим жертвоприношением.
И, тем не менее, роль Джека Парсонса для оккультного дискурса невозможно переоценить. С нашей точки зрения, которую мы беремся обосновать, в то время как Алистер Кроули выстраивает здание учения нового Эона, именно Джек Парсонс закладывает последний камень, поместив во главу угла Звезду Бабалон.
Как и Кроули, Джек Парсонс принадлежит к тем немногим, о ком в Серебряном веке говорили как о «многогранных», подразумевая не столько наличие самого широкого образования, сколько способность помещать свое сознание в принципиально разные дискурсы и контексты. Парсонс-поэт, Парсонс-ученый, Парсонс-маг, Парсонс-возлюбленный – это один и тот же Парсонс, но одновременно это четыре разных человека. Не случайно Парсонс имел несколько имен, первое из которых, Марвел, дословно переводится как «чудо». Второе имя – Джон, имя, под которым он знаменит прежде всего как ученый, и, наконец, Джек Парсонс – это хорошо известный нам маг, нонконформист и поэт. Нам кажется, эта многогранность, которая ставит его в один ряд с Кроули, резко выделяет его из ряда большинства последователей, которые остаются лишь последователями.
Я берусь утверждать, что именно Парсонс оказался тем самым магическим ребенком, появление которого было предсказано в «Книге Закона», и который даст тот самый недостающий ключ. Здесь дело даже не в самой «Книге Бабалон», которая, будь она написана другим человеком и в других условиях, осталась бы незамеченной. Здесь речь идет об особого рода сочетании личности и философии Джека, его духа и его жизни, которые, переплетаясь как две змеи, создают изумрудный кадуцей Гермеса.
Делание Парсонса доводит делание Кроули до завершения. На языке Телемы это называется «Парсонс был магическим сыном Кроули». Магический сын был предсказан еще в «Книге Закона», и эта цитата неслучайно вынесена нами в эпиграф статьи. Как и всякий сын, он имел непростые отношения со своим отцом – они варьировались от восхищения и преклонения до конфронтации. На роль «магического ребенка» претендовали многие – показательно, что все претенденты в итоге не выдерживали и предавали Телему, уходя обратно к ценностям старого Эона. Парсонс, напротив, выполняет задачу магического ребенка – реформирует и пересоздает традицию, выводя ее на новый виток спирали.
Более того, когда я гляжу на историю Парсонса и Кроули, мне порой кажется, что Парсонсу выпала роль исправить одну-единственную, но жутковатую ошибку Кроули.
Всякий, кто внимательно и глубоко изучает наследие Алистера Кроули, не может не удивляться одному странному противоречию, которое оказывается крепким орешком даже для самых искренних его последователей, к коим я себя причисляю. Это отношение к женщинам и статус женщины в Телеме.
С одной стороны, без сомнения, женское начало имеет в наследии Кроули статус неизмеримо более высокий, чем в любой традиционной религии. Женщины на равных с мужчинами участвуют в работе Ордена, могут занимать самые высокие посты, а главная мистерия Телемы, гностическая месса, построена вокруг Жрицы, которая является главным действующим лицом и объектом поклонения. Кроме того, первая глава «Книги Закона» – это манифестация небесной Богини Нюит, что само по себе исправляет вековую ошибку патриархата, отождествляющего женское исключительно с земным.
Как мы писали в других работах, Кроули возвращает нас к парадигме, где небесное представлено женским, а земное – мужским, что переворачивает привычную патриархальному антично-христианскому сознанию картину мира и возносит женский архетип на небывало высокий онтологический уровень.
Настоящим раздольем для почитателя Богини является «Книга Лжей», где Кроули поет настоящие гимны женскому началу, изображая свою возлюбленную прямым воплощением Богини. Здесь он, безусловно, наследует еретической и нонконформистской традиции ересиарха Симона Мага и его Елены. Но как же жутко контрастируют с ними слова Кроули о природе женщины в Liber Aleph или в его последнем труде «Магия без слез»! Почему Кроули, еще недавно триумфально провозгласивший, что «в новом Эоне женщина более не является лишь сосудом, но самодостаточна, вооружена и воинственна», вновь возвращается к откровенно патриархальным предрассудкам, сводя женщину к довеску мужчины? В какой конфликт вступают отдельные главы Liber Aleph об отсутствии в женщине собственной воли к духовному с возвышенными главами «Книги Лжей» и еще более возвышенными и тонкими строками поклонения из первой главы «Книги Закона»?
Это противоречие можно решить, только допустив, что в душе Кроули происходила борьба между ценностями старого и нового Эона. Сознательно Кроули посвятил себя и свою жизнь утверждению ценностей новой парадигмы, однако на бессознательном уровне не мог до конца отбросить ряд патриархальных предрассудков.
И не в том ли заключалась главная трагедия Кроули, что за всю его жизнь ни одну из его «багряных жен» невозможно назвать не то чтобы равной ему, но хотя бы в полной мере понимающей учение? Чаще всего эта странность выбора Кроули объясняется спецификой эпохи – мол, тогда женщины еще не обладали той свободой нового Эона. Однако правда в том, что и во времена Кроули было достаточно ярких нонконформисток и мятежниц. Почему ни одна из них не стала Багряной женой? Почему ни с одной из них не произошло пересечения (какая могла бы получиться пара – Алистер Кроули и Мария Нагловская!). Может быть, дело в том, что Эон еще не победил до конца в его душе?
Мог ли он искренне восхититься сексуально свободной женщиной? Почему он, несмотря на поклонение Бабалон, использовал сексуальные штампы в негативном смысле, когда надо было очернить врагов в ряде сатирических эссе? И – простите мой французский – позволительно ли почитателю Вавилонской блудницы использовать слово «шлюха» в качестве ругательства?
Не в этой ли раздвоенности коренится исток жутких слов Кроули в «Магии без слез», что только «женщины Озириса» пригодны для Делания? Здесь я прошу вас остановить чтение, замереть на несколько минут и задуматься – Пророк новой Эры, Эры Гора, в своей последней работе провозглашает ценности того, что более всего отвергал всю жизнь – ценности эона Озириса, (собственно Христа) того самого «Христианского эона», борьбе с которой посвятил себя Великий Зверь.
Это страшные вопросы, но, коль скоро мы мыслим себя не как одна из религиозных сект, но как новая вселенская церковь, создающая новую метафизику, мы обязаны ставить эти вопросы и отвечать на них.
И не потому ли в «Книге Закона» Айвасс упорно подчеркивает, что «ты не узришь всех тайн скрытых». Не оттуда ли ожидание «магического сына», который таки узрит?
Жизненная позиция Джека, основанная на безусловном принятии женской сексуальности как высшей данности, безусловно, корректирует некоторую двойственность Кроули. Парсонс велик именно потому, что признает безусловное онтологическое превосходство женского. А «Книга Бабалон» – удивительная, страшная, вдохновляющая и пьянящая книга – дополняет «Книгу Закона», становясь ее непризнанной четвертой главой.
Быть может, именно здесь, в этой постановке «вопроса о Трех и Четырех» и лежит ответ на магическую миссию Джека? Диалектика чисел три и четыре хорошо известна нам из глубинной психологии Юнга: три – число неполноты, но именно в четверице достигается полнота завершенности. Воистину, «подлинные тайны произрастают из сердца и не могут быть разглашены и переданы». Последняя тайна, тайна Бабалон, тайна Святости женской сексуальности, тайна Пола оказывается лишь приоткрыта Кроули, но не открыта в полной мере. Пережитая интеллектуально и символически, она не стала в полной мере экзистенциальным принципом.
И здесь мы прикасаемся к главной тайне Телемы. Телемы, которая обретает абсолютную завершенность с написанием Джеком четвертой главы Книги Закона. То, что не смог Кроули, смог Джек. Приняв всем сердцем полноту наследия Кроули, Джек делает последний шаг. Он создает четвертую главу «Книги Закона», утверждает сакральный тетраграмматон. Своей «Книгой Бабалон» Джек взрывает «пласты оцепенелых равновесий» не меньше, чем своими химическими экспериментами с взрывчаткой. Его работа становится поистине судьбоносной – пуританская деспотия рушится через несколько месяцев после его смерти.
Четвертая глава «Книги закона» – это тайна. Тайна, которая никогда не сможет быть принята и понята в полной мере. Официально она остается «за воротами», а в «Книге Закона» три главы. Но Четверица целостности – это не четыре равноположенных элемента, а три плюс один, формула, где этот самый «один» оказывается метафизически вынесен за скобки, утвержден в своем парадоксальном отличии-причастности. Пока мы находимся в границах Триады, мы невольно сохраняем патриархальную доминанту. Пусть не на идейно-образном, но на структурном уровне (ведь сохраняется неравновесие) лишь одна глава манифестирует женский принцип, в то время как две другие соответствуют принципу мужскому. Но, включив в условия задачи Liber 49, мы получаем идеальную, уравновешенную и целостную картину, которую и подготавливал Кроули, заменив в Таро пажей принцессами.
Бабалон свята. Но свято и проявление Бабалон, в любой форме и действии, если это действие сексуально. Триадичность закона располагает к излишней спиритуализации. Только включение «Книги Бабалон» в орбиту Закона позволяет полностью преодолеть односторонность подхода, которая может скрываться даже там, где мы и не заподозрим.
Бабалон-Лейла и Бабалон-Марджори. Кроули был первым, кто провозгласил в западной культуре великую идею богопознания через секс, идею женщины как пути к Священному.
Но здесь есть важное отличие. После разрыва с Кроули, Лейла остается лишь пустышкой, куклой, формой, в то время как Марджори сохраняет свою оригинальную онтологическую силу и продолжает Магистерий. Читая биографию Марджори, мы узнаем о ее продолжающемся магическом и творческом пути, в процессе которого она не оставляет попыток зачатия «дочери Бабалон» и сотрудничает с Кеннетом Энгером, который создает новый эстетический принцип в кинематографе. Марджори идет дальше всех современниц – первая снимается в кино обнаженной. Как Бабалон в своем магическом и сексуальном служении, Марджори остается неразрывно связана с Джеком именно как Бабалон связана с Терионом, оставаясь одновременно любовницей всех. Неслучайно будущий муж Марджори, принимая условия свободного брака без ревности, не ревнуя к актуальным эпизодическим эротическим капризам Марджори, при этом люто ревнует ее только к одному существу – давно погибшему Джеку, и четко понимает свою онтологическую недостаточность в сравнении с ним. Мы читаем гимны и эссе Джека, смотрим на картины Маджори, и все это соединяется в единый узор совершенного Делания. Джек и Маджори (как, возможно, Батай и Лаура) – архетипический прообраз нового эротизма, прообраз, который они воплотили своей жизнью.
Жизнь и смерть Джека Парсонса – это тотальная самоотдача Бабалон не на словах, и даже не в отдельных делах и практиках, а в каждом вдохе и выдохе, в каждом мгновении жизни. «Выйдите, о дети мои, к звездам и возьмите свою долю любви», – сказано в «Книге Закона». Не потому ли Джек так яростно работал над своим жидким ракетным топливом? Не для того ли он положил половину своей жизни в разработку вещества, благодаря которому люди впервые ступят на Луну? «Маленький шаг для человека, но огромный для человечества» – право же, кто на самом деле сделал этот шаг? Тот, кому повезло оказаться в космическом корабле, или тот, кто своим гением дал этому кораблю крылья?
Джек жил и работал в условиях чудовищного давления. Лишь высшей поддержкой можно объяснить то, что ему не только удалось свершить свое делание, но и заставить современную ему науку принять его разработки. Только задумайтесь: в честь Джека на темной стороне Луны назван один из самых больших кратеров. Черт возьми, что может быть большей наградой для Возлюбленного Бабалон?
С точки зрения земных законов смерть Джека не имеет никакой тайны. Это несчастный случай, и не раз друзья Джека ужасались его небрежности в работе с опасными химическими реагентами. Но с точки зрения сакрального закона его смерть – это последнее жертвоприношение, последнее излияние всего сосуда жизни своей в чашу Бабалон. Погибнув, Джек запустил процесс необратимого изменения и освобождения, открыв врата силам Бабалон. Магически, эзотерически, метафизически Джек и Марджори – это отец и мать того культурного взрыва, который произошел в шестидесятых, раз и навсегда освободив Европу от доминанты рабских богов.
Своей жизнью и своей смертью Джек сделал невозможное. И, быть может, поэтому тот небольшой, точно капля в море, осколок духовного наследия Джека остается для нас сокровенной путеводной нитью к Звезде о семи лучах, Звезде Страсти, Наслаждения, Свободы, которая возгорелась на небе нашей внутренней бесконечности.
Олег Телемский
Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.
Views: 3 776
katab.asia
Теория Парсонса: основные идеи и содержание
В истории социологии видное место занимает Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.). Благодаря деятельности этого профессора Гарвардского университета указанная дисциплина была выведена на международный уровень. Парсонс создал особый стиль мышления, для которого характерно убеждение в главенствующей роли научного познания, сводимого к построению систем и систематизации данных. Основная черта этого социального мыслителя заключается в умении проводить дифференциацию понятийного аппарата, а также в выявлении оттенков смыслов в утверждениях, сумевших уже занять свою прочную нишу в научном мире, и в способности изобретать все более новые и усовершенствованные аналитические схемы.
К своим идеям, благодаря которым и увидела свет теория социальной системы Т. Парсонса, исследователь подошел, опираясь на познания в биологии, а также на труды европейских социологов и экономистов, работавших в конце 19 – начале 20 вв. Его учителями и кумирами были А. Маршалл, Э. Дюркгейм, М. Вебер и В. Парето.
Основная идея
Теория Парсонса явилась альтернативой марксистскому пониманию главенствующего значения революции в глобальном преобразовании мира. Работы этого ученого чаще всего оценивают как «трудные для понимания». Однако за частоколом сложной аргументации и абстрактных определений в теории Парсонса прослеживается одна большая идея. Она заключается в том, что социальная реальность, несмотря на ее противоречивость, сложность и необъятность, обладает системным характером.
Т. Парсонс являлся убежденным сторонником того, что начало научной социологии было положено в тот момент, когда все имеющие место связи между людьми начали рассматриваться учеными в качестве единой системы. Основоположником подобного подхода к построению общества был К. Маркс.
В своей теории социального действия Парсонс выстроил новую теоретическую структурно-функциональную модель. Ее он описал в своих трудах под названиями:
- «Социальная система»;
- «Структура социального действия»;
- «Социальная система и эволюция теории действия».
Центральной идеей теории социального действия Т. Парсонса явилась мысль о наличии некоего состояния общества, когда согласие доминирует над конфликтом, то есть имеет место консенсус. Что это означает? Это говорит об организованности и упорядоченности социальных действий и всей общественной системы в целом.
В теории Парсонса выстроена концептуальная схема. Ее ядром является процесс взаимодействия различных социальных систем. При этом он окрашен личностными характеристиками и ограничен культурой людей.
В теории Парсонса рассматривается также и социальный порядок. По мнению автора, он содержит в себе ряд взаимосвязанных значений. Среди них – мысль о том, что в поведении каждого индивида нет случайностей. Во всех действиях человека существует дополнительность, согласованность, взаимность, а, следовательно, и предсказуемость.
Если внимательно изучить социальную теорию Т. Парсонса, то становится понятно, что автора, прежде всего, интересовали проблемы, касающиеся изменений и разрушений общественного порядка. Гарвардский профессор смог ответить на вопросы, которые в свое время волновали О. Конта. Этот ученый в своих трудах о «социальной статике» уделял основное внимание самосохранению, устойчивости и инерционности социального порядка. О. Конт полагал, что общество способно сопротивляться внешним и внутренним тенденциям, направленным на его изменение.
Теорию Т. Парсонса называют синтетической. Связано это с тем, что она опирается на различные комбинации таких факторов, как ценностное согласие, индивидуальный интерес и принуждение, а также на инерционные модели системы общества.
В социальной теории Парсонса конфликт рассматривается как причина дезорганизации и дестабилизации жизни общества. Таким образом, автором была выделена одна из аномалий. Парсонс считал, что основная задача государства состоит в поддержании бесконфликтного типа отношений между всеми элементами, составляющими общество. Это и позволит обеспечить равновесие, сотрудничество и взаимопонимание.
Рассмотрим кратко теорию социальной системы Т. Парсонса.
Основополагающие понятия
Теория действия Парсонса рассматривает те границы, которые существуют в действиях людей. Работая над своим трудом, ученый использовал в нем такие понятия, как:
- организм, являющийся биофизической основой поведения индивида;
- действие, представляющее собой нормативно регулируемое, целенаправленное и мотивированное поведение;
- деятель, выраженный эмпирической системой действий;
- ситуация, под которой подразумевается значимая для человека зона внешнего мира;
- социальная система, в которой есть один или большее количество людей, между которыми происходят взаимозависимые действия;
- ориентация на ситуацию, то есть ее значение для индивида, для его стандартов и планов.
Объекты взаимосвязей
Схема общества, рассматриваемая в теории Парсонса, включает в себя следующие элементы:
- Социальные объекты.
- Физические объекты. Это коллективы и отдельные индивиды. Они являются средствами и одновременно с этим условиями для осуществления действий социальными объектами.
- Культурные объекты. Данные элементы представляют собой целостные представления, символы, системы и идеи верований, обладающие постоянством и регулярностью.
Элементы действий
Любой деятель, по мнению Парсонса, всегда соотносит возникшую ситуацию со своими целями и потребностями. В этом случае происходит подключение мотивационного компонента. Это объясняется тем, что в любой ситуации основной целью деятеля является получение «награды».
Для теории действия мотив первостепенного значения не имеет. Гораздо важнее в этом случае рассматривать опыт деятеля, то есть его способность определить ситуацию для организации оптимального воздействия на нее. При этом должна последовать не просто реакция. Деятелю необходимо выработать свою систему ожиданий, учитывая особенности элементов ситуаций.
Однако порой все бывает намного сложней. Так, в социальных ситуациях деятелю важно рассмотреть те реакции, проявление которых возможно от других индивидов и групп. Это также должно быть учтено во время отбора варианта собственного действия.
В процессе социальной интеракции существенную роль начинают играть символы и знаки, которые несут в себе определенный смысл. Они становятся для деятелей средствами коммуникации. Таким образом, в опыт социального действия входит и культурный символизм.
Именно поэтому в терминологии теории Парсонса личность является организованной системой ориентации индивида. При этом наряду с мотивацией рассматриваются еще и те ценности, которые служат составными элементами «культурного мира».
Взаимозависимость
Каким образом рассматривается система в теории Т. Парсонса? В своих трудах ученый выдвигает идею о том, что любая из них, в том числе и социальная, обладает взаимозависимостью. Другими словами, если в одной из частей системы происходят какие-либо изменения, то это, непременно, скажется на ней в целом. Общее понятие взаимозависимости в социальной теории Парсонса рассматривается в двух направлениях. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Обусловливающие факторы
Из чего складывается первое из двух направлений взаимозависимости в обществе? Оно представляет собой те условия, которые способствуют образованию иерархии обусловливающих факторов. Среди них:
- Физические условия для существования (жизни) человека. Без них невозможно вести какую-либо деятельность.
- Существование индивидуумов. Обосновывая этот фактор, Парсонс приводит пример с инопланетянами. Если они существуют в пределах другой солнечной системы, то биологически они отличаются от человека, а, вследствие этого, ведут отличную от земной социальную жизнь.
- Психофизические условия. Они стоят на третьей ступени иерархии и являются одним из необходимых условий для существования социума.
- Система общественных ценностей и норм.
Контролирующие факторы
В теории социальной системы Парсонса широко раскрыто и второе направление взаимозависимости, которая имеет место в обществе. Оно представлено иерархией факторов управления и контроля. Придерживаясь данного направления, к рассмотрению общества можно подойти с точки зрения взаимодействия двух подсистем. Причем одна из них содержит в себе энергию, а вторая – информацию. Что же это за подсистемы? Первая из них в теории действия Т. Парсонса – экономика. Ведь именно эта сторона общественной жизни имеет высокий энергетический потенциал. При этом экономикой могут управлять люди, не участвующие в производственных процессах, но при этом организующие других людей.
И здесь немаловажное значение приобретает проблема идеологии, норм и ценностей, позволяющих контролировать общество. Реализуют подобную функцию в подсистеме (сфере) управления. Но при этом возникает очередная проблема. Она касается непланируемого и планируемого управления. Т. Парсонс полагал, что в этом случае главенствующую роль играет политическая власть. Она представляет собой тот обобщающий процесс, с помощью которого возможен контроль всех остальных процессов, происходящих в обществе. Таким образом, правительство является высшей точкой кибернетической иерархии.
Общественные подсистемы
Теория систем Парсонса выделяет в социуме:
- Организацию политической власти. Этот институт необходим для обеспечения контроля над тем, что происходит на территории государства.
- Воспитание и социализацию каждого человека, начиная с ранних лет, а также осуществление контроля над населением. Особую значимость данная подсистема приобрела в настоящее время в связи с возникшей проблемой информационной агрессии и господства.
- Экономическую основу общества. Она находит свое выражение в организации общественного производства и в распределении его продукта между индивидами и слоями населения, а также в оптимальном использовании общественных ресурсов, прежде всего, человеческих.
- Совокупность тех культурных норм, которые воплощены в учреждениях. В несколько иной терминологии данная подсистема является поддержанием культурных институциональных образцов.
- Систему коммуникаций.
Социальная эволюция
Каким образом рассматривает развитие общества теория Парсонса? Ученый придерживается мнения о том, что социальная эволюция представляет собой один из элементов развития живых систем. В связи с этим Парсонс утверждает о существовании связи между появлением человека, рассматриваемого как биологический вид, и возникновением обществ.
По мнению биологов, люди принадлежат только к одному виду. Именно поэтому Парсонс делает вывод о том, что все сообщества имеют единые корни, при этом пройдя следующие стадии:
- Примитивную. Для этого типа сообщества характерно наличие гомогенности его систем. В основе социальных связей лежат религиозные и родственные отношения. Каждый из членов такого общества играет предписанную ему социумом роль, которая, как правило, зависит от пола и возраста индивида.
- Продвинутую примитивную. В этом обществе уже появляется разделение на политические, религиозные и экономические подсистемы. Роль индивида при этом все более зависит от его успеха, приходящего с удачей или с полученными навыками.
- Промежуточную. В таком обществе происходит дальнейший процесс дифференциации. Он затрагивает системы социального действия, вызывая необходимость их интеграции. Возникает письменность. При этом грамотные люди отделяются от всех остальных. Ценности и идеалы человека освобождаются от религиозности.
- Современную. Начало этой стадии было положено в Древней Греции. При этом возникла система, для которой характерна социальная стратификация, в основе которой лежит критерий успеха, а также развитие поддерживающей, интегративной, целенаправляющей и адаптационной подсистем.
Предпосылки выживания общества
В теории действия Парсонса социум рассматривается, как целостная система. Основным ее критерием ученый считает самообеспечение, а также наличие высокого уровня самодостаточности к своему окружению.
Важное место при рассмотрении концепции общества Парсонс отводил определенным функциональным предпосылкам, к которым он относил:
- адаптивность то есть умение приспосабливаться к воздействиям окружающей среды;
- поддержание порядка;
- целенаправленность, выраженную в стремлении достичь поставленных целей по отношению к окружающей среде;
- интеграцию индивидов, как действующих элементов.
Что касается адаптации, то о ней Парсонс делал неоднократные высказывания, причем в разных контекстах. По его мнению, она является тем функциональным условием, которому должны отвечать любые социальные системы. Только в этом случае они станут способны выжить. Ученый полагал, что потребность в адаптации индустриального общества удовлетворяется благодаря развитию его специализированной подсистемы, которой является экономика.
Адаптация является тем путем, которым любая социальная система (государство, организация, семья) способна управлять своей средой обитания.
Для осуществления интеграции или сбалансированности социальной системы существует централизованная система ценностей.
При рассмотрении предпосылок выживания общества Парсонс развил идею М. Вебера, считавшего, что основу порядка составляет принятие и одобрение большинством населения тех норм поведения, которые поддерживаются эффективным государственным контролем.
Изменение социальных систем
Подобный процесс, по мнению Парсонса, является многогранным и носит довольно сложный характер. Все факторы, влияющие на изменение социальной системы, независимы между собой. Причем ни один из них не может рассматриваться в качестве первоначального. Изменение одного из факторов непременно отразится на состоянии всех остальных. Если перемены носят позитивный характер, то можно говорить о том, что они указывают на способность общества воплощать в жизнь заданные ценности.
Социальные процессы, происходящие при этом, могут быть трех типов:
- Дифференциация. Ярким примером такого типа общественного процесса является переход от традиционного ведения крестьянского хозяйства к индустриальному производству, выходящему за рамки семьи. Наблюдалась дифференциация в социуме и во время отделения высшего образования от церкви. Помимо этого, подобный тип социального процесса имеет место и в современном обществе. Он выражается в возникновении новых классов и слоев населения, а также в дифференциации профессий.
- Адаптивная реорганизация. Любая группа людей должна уметь приспособиться к новым условиям. Подобный процесс происходил с семьей. В свое время ей пришлось приспособиться к новым для нее функциям, продиктованным индустриальным обществом.
- Трансформация социума. Порой общество становится более сложным и дифференцированным. Происходит это за счет привлечения в него более широкого круга социальных единиц. Таким образом, в обществе появляются новые элементы с одновременным увеличением внутренних связей. Оно постоянно усложняется, в связи с чем изменяет свой качественный уровень.
fb.ru
Шон Парсонс
Шон ПарсонсShawn Parsons
Актер
годы активности 2006 — 2019
дата рождения 03.07.1977 (Рак)
рост 185 см.
псевдонимы —
Актер
7film.ru
6,5зрители
-IMDb
5film.ru
5,9зрители
6,9IMDb
-film.ru
6,6зрители
6,9IMDb
-film.ru
6,7зрители
7,5IMDb
5film.ru
6,8зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
5,4IMDb
7film.ru
7,2зрители
7,5IMDb
-film.ru
6,6зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
7,6IMDb
6film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
6,5зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
9,0IMDb
-film.ru
7,0зрители
7,8IMDb
-film.ru
-зрители
7,6IMDb
Хочу в кино —
приложение для киносвиданий Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.Адрес для писем: [email protected]
Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
www.film.ru