Сейди парсонс – Ой!

Ракетостроитель-оккультист, вызывавший духов вместе с Хаббардом

Лабо­ра­то­рия реак­тив­но­го дви­же­ния — миро­вой лидер в иссле­до­ва­нии кос­мо­са. Учё­ные из ЛРД отправ­ля­ли робо­тов на Марс и зон­ды в меж­звёзд­ное про­стран­ство, соби­ра­ли пыль из хво­стов комет. Но что, если реаль­ная цель этих мис­сий была чем-то более мрач­ным?

Что, если лабо­ра­то­рия была заин­те­ре­со­ва­на в изу­че­нии кос­ми­че­ско­го про­стран­ства мень­ше, чем в изу­че­нии глу­бин пусто­ты? Что, если иссле­до­ва­те­ли тол­пи­лись перед экра­на­ми ком­пью­те­ров в поис­ках пара­нор­маль­ных сущ­но­стей или тём­ных богов, кра­ду­щих­ся вдоль гори­зон­тов собы­тий близ­ле­жа­щих чёр­ных дыр?

Конеч­но, это не так. ЛРД не явля­ет­ся частью оккульт­но-инду­стри­аль­но­го ком­плек­са в сти­ле Уидо­на Джос­са. Она не сме­ши­ва­ет нау­ку со сверхъ­есте­ствен­ным. Одна­ко, один из её осно­ва­те­лей так делал.

«Убит учё­ный-жрец чёр­но­го маги­че­ско­го куль­та», — гла­сил один заго­ло­вок после смер­ти Джо­на Уайт­сай­да Пар­сон­са 17 июня 1952 г.

«Джон Уайт­сайд Пар­сонс — сим­па­тич­ный 37-лет­ний раке­то­стро­и­тель, уби­тый во втор­ник хими­че­ским взры­вом, — был одним из осно­ва­те­лей стран­но­го полу­ре­ли­ги­оз­но­го куль­та, кото­рый про­цве­тал в этих местах око­ло 10-ти лет назад», — гово­ри­лось в репор­та­же.

Через неко­то­рое вре­мя рито­ри­ка ста­ла более щед­рой на подроб­но­сти.

«Он зача­стую бывал загад­кой для сво­их дру­зей, посколь­ку вёл двой­ную жизнь… В одной он был глу­бо­ко погру­жён в науч­ную сфе­ру ско­ро­сти, зву­ка и стра­то­сфе­ры, в дру­гой — искал кос­мос, к кото­ро­му чело­век стре­мит­ся на про­тя­же­нии веков: объ­еди­не­ние нау­ки, фило­со­фии и рели­гии в уто­пи­че­ское нечто», — писа­лось в одной ста­тье.

Вско­ре газе­ты лихо­ра­ди­ло раз­го­во­ра­ми о «сек­су­аль­ных извра­ще­ни­ях», «чёр­ных оде­я­ни­ях», «свя­щен­ном огне» и «интел­лек­ту­аль­ной некро­ман­тии». Серд­цем каж­дой исто­рии был один про­стой вопрос: «Кто, чёрт возь­ми, этот парень?»

Труд­но отыс­кать в лето­пи­си нау­ки исто­рию более стран­ную и тра­ги­че­скую, чем слу­чай Джо­на Уайт­сай­да Пар­сон­са. Родив­ший­ся 100 лет назад Пар­сонс, по всей види­мо­сти, посвя­щал себя при­ми­ре­нию про­ти­во­по­лож­но­стей, пере­пле­тая друг с дру­гом тех­ни­че­ское и духов­ное, белый лабо­ра­тор­ный халат и чёр­ные оде­я­ния, факт и вымы­сел, нау­ку и магию.

Когда он погиб от зага­доч­но­го взры­ва в сво­ей домаш­ней лабо­ра­то­рии, таб­ло­и­ды были не един­ствен­ны­ми, кто пове­сил на него ярлык сума­сшед­ше­го учё­но­го. То же сде­ла­ло и науч­ное сооб­ще­ство. Исто­рия Пар­сон­са была запер­та на чер­да­ке, спря­та­на в при­ме­ча­ния, заме­те­на под стар­то­вую пло­щад­ку аме­ри­кан­ской кос­ми­че­ской про­грам­мы.

Но науч­ное насле­дие Пар­сон­са невоз­мож­но игно­ри­ро­вать. Он заста­вил пра­ви­тель­ство Соеди­нён­ных Шта­тов иссле­до­вать область, кото­рую оно преж­де высме­и­ва­ло, и зало­жил осно­ву для созда­ния ракет, отпра­вив­ших чело­ве­ка в кос­мос. Он был одним из вели­чай­ших аме­ри­кан­ских пио­не­ров кос­ми­че­ской отрас­ли. Про­сто вдо­ба­вок он был одним из круп­ней­ших оккуль­ти­стов.

Если бы в 1920‑е и 30‑е вы рас­ска­за­ли кому-нибудь, что явля­е­тесь кон­струк­то­ром ракет, то окру­жа­ю­щие либо высме­я­ли бы вас, либо попя­ти­лись с обес­по­ко­ен­ным выра­же­ни­ем лица. Ника­кие уни­вер­си­те­ты не вели кур­сов по ракет­ной тех­ни­ке, и не было ника­ких пра­ви­тель­ствен­ных гран­тов, выде­ля­е­мых на иссле­до­ва­ния в обла­сти раке­то­стро­е­ния. Для пуб­ли­ки раке­ты были чистой науч­ной фан­та­сти­кой, и хуже того — в офи­ци­аль­ных науч­ных кру­гах они были сино­ни­мом все­го сме­хо­твор­но­го, наду­ман­но­го, сума­сшед­ше­го, оли­це­тво­ре­ни­ем умо­по­ме­ша­тель­ства.

Крайне фан­та­сти­че­ская при­ро­да ракет была тем, что пона­ча­лу при­влек­ло юно­го Пар­сон­са. Вдох­нов­лён­ный исто­ри­я­ми из буль­вар­ных жур­на­лов науч­ной фан­та­сти­ки вро­де Astounding и Amazing, он начал созда­вать про­стые поро­хо­вые раке­ты на зад­нем дво­ре сво­е­го дома в Паса­дине и усе­и­вал пре­стиж­ный рай­он обго­ре­лы­ми кар­тон­ны­ми труб­ка­ми и горя­щей бума­гой.

Когда Пар­сонс осо­знал необ­хо­ди­мость в неко­то­рой тео­ре­ти­че­ской базе для сво­их экс­пе­ри­мен­тов, он вме­сте с дру­гом Эдом Фор­ма­ном отпра­вил­ся за ней в кори­до­ры рас­по­ло­жен­но­го побли­зо­сти Кали­фор­ний­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та. У Пар­сон­са не было ника­ко­го обра­зо­ва­ния за рам­ка­ми стар­шей шко­лы, одна­ко его энту­зи­азм при­влёк вни­ма­ние аспи­ран­та с широ­ким кру­го­зо­ром по име­ни Фрэнк Мали­на. Втро­ём они обра­зо­ва­ли нечто, извест­ное под уни­чи­жи­тель­ным назва­ни­ем как Отряд само­убийц: раз­но­шёрст­ную груп­пу энту­зи­а­стов раке­то­стро­е­ния, опас­ные экс­пе­ри­мен­ты кото­рых мог­ли убить их самих.

В Кал­те­хе нобе­лев­ские лау­ре­а­ты стал­ки­ва­лись друг с дру­гом каж­дый день. Несмот­ря на это, пред­рас­суд­ки отно­си­тель­но ракет всё ещё были силь­ны. Извест­ный про­фес­сор физи­ки Фриц Цвик­ки стал осо­бен­ным вра­гом «Отря­да».

Когда Мали­на и Пар­сонс обра­ти­лись к Цвик­ки за помо­щью, тот вспы­лил. «Он ска­зал мне, что я чёр­тов дурак, — вспо­ми­на­ет Мали­на, — что я пыта­юсь сде­лать что-то невоз­мож­ное, пото­му что раке­ты не могут летать в кос­мо­се».

Это счи­та­лось совер­шен­но невер­ным, пря­мо про­ти­во­ре­ча­щим тре­тье­му зако­ну Нью­то­на (когда крёст­ный отец раке­то­стро­е­ния Роберт Год­дард пред­по­ло­жил в 1920 году, что раке­ты могут достичь Луны, он был жесто­ко и неоправ­дан­но под­верг­нут ана­ло­гич­ным насмеш­кам). Ответ Цвик­ки совер­шен­но ясно пока­зал, что, хотя Пар­сонс и был допу­щен в науч­ную сре­ду, он нико­им обра­зом не стал частью офи­ци­аль­но­го науч­но­го сооб­ще­ства.

Пар­сонс сде­лал этот факт ещё более оче­вид­ным, когда он начал про­яв­лять всё воз­рас­та­ю­щий инте­рес к магии и сверхъ­есте­ствен­но­му. К кон­цу 1930‑х он стал часто посе­щать ноч­ные собра­ния Орде­на восточ­ных там­пли­е­ров (Ordo Templi Orientis): оккульт­ной орга­ни­за­ции, кото­рая собра­лась в близ­ком Лос-Анже­ле­се. ОТО, как извест­но, было созда­но англий­ским оккуль­ти­стом Али­сте­ром Кро­ули — геро­и­но­за­ви­си­мым, сек­су­аль­но оза­бо­чен­ным, осквер­няв­шим Бога маги­стром тём­ных искусств, кото­ро­го таб­ло­и­ды окре­сти­ли: «Самый амо­раль­ный чело­век в мире».

На этих встре­чах Пар­сонс наблю­дал за стран­ны­ми риту­а­ла­ми — преж­де все­го, за Гно­сти­че­ской мес­сой, извра­щён­ной вари­а­ци­ей като­ли­че­ской мес­сы. На чер­ной с белым сцене сто­я­ли укра­шен­ный иеро­гли­фи­че­ски­ми над­пи­ся­ми алтарь, мно­же­ство све­чей и вер­ти­каль­ный гроб, покры­тый полу­про­зрач­ной зана­вес­кой, из кото­ро­го появ­лял­ся оде­тый в плащ руко­во­ди­тель груп­пы. Про­чи­ты­ва­лись закли­на­ния, обна­жа­лись мечи, цело­ва­лись гру­ди и скре­щи­ва­лись копья. Воз­дух был заря­жен сек­сом. Выпи­ва­лось вино и съе­да­лись пирож­ные с мен­стру­аль­ной кро­вью.

Имен­но здесь про­по­ве­до­ва­лась кро­улев­ская фило­со­фия Теле­мы, кото­рая была раз­но­вид­но­стью рели­ги­оз­но­го либер­та­ри­ан­ства, про­воз­гла­шав­ше­го ради­каль­ный инди­ви­ду­а­лизм и само­ре­а­ли­за­цию. Её кре­до было: «Do What Thou Wilt» (делай, что поже­ла­ешь). Пар­сон­са это сра­зу заце­пи­ло. Осо­бен­но он был заин­три­го­ван мне­ни­ем Кро­ули о том, что секс может быть неотъ­ем­ле­мым ком­по­нен­том маги­че­ских риту­а­лов, под­ни­ма­ю­щих прак­ти­ку­ю­ще­го на более высо­кий уро­вень созна­ния. Раз­ве отка­жет­ся 24-лет­ний от тако­го?

Хотя неко­то­рые из кол­лег по Отря­ду само­убийц рас­смат­ри­ва­ли фор­ми­ру­ю­щий­ся оккуль­тизм Пар­сон­са как стран­ную при­чу­ду (в 1930‑е боль­шин­ство сту­ден­тов Кал­те­ха увле­ка­лись ком­му­низ­мом, соглас­но ста­тьям того вре­ме­ни из уни­вер­си­тет­ской газе­ты The California Tech), это не поме­ша­ло им при­знать его гени­аль­ность в изго­тов­ле­нии ракет­но­го топ­ли­ва. На испы­та­тель­ном поли­гоне Отря­да мож­но было услы­шать, как Пар­сонс напе­ва­ет кро­улев­ский язы­че­ский «Гимн Пану» перед тем, как запус­кать раке­ты. Испе­пе­ля­ю­щее пла­мя и частые взры­вы созда­ва­ли под­хо­дя­щую инфер­наль­ную деко­ра­цию к его увле­че­нию сверхъ­есте­ствен­ным.

В 1941 году Пар­сонс и Отряд само­убийц осно­ва­ли инжи­ни­рин­го­вую кор­по­ра­цию Аэрод­жет для про­да­жи сво­их ракет воен­ным. Уче­ные, кото­рые ранее высме­и­ва­ли дея­тель­ность Пар­сон­са, теперь выстра­и­ва­лись в оче­редь, что­бы при­со­еди­нить­ся к этой пере­жи­ва­ю­щей бум инду­стрии. В 1943 году, когда потреб­ность в ракет­ных иссле­до­ва­ни­ях экс­по­нен­ци­аль­но рос­ла, Пар­сонс стал одним из осно­ва­те­лей Лабо­ра­то­рии реак­тив­но­го дви­же­ния, что­бы про­дол­жить изу­че­ние сво­их дет­ских игр с одно­ра­зо­вы­ми раке­та­ми во дво­ре за домом. В то же вре­мя, когда он достиг сво­е­го про­фес­си­о­наль­но­го пика, он так­же обна­ру­жил, что достиг в OTO того уров­ня, что соот­вет­ство­вал пре­ста­ре­ло­му Кро­ули. В ито­ге Пар­сонс стал лиде­ром груп­пы ОТО на Запад­ном побе­ре­жье.

Про­сто поду­май­те об этом ещё раз: один из луч­ших умов, раз­ви­вав­ших ран­нюю аме­ри­кан­скую ракет­ную про­грам­му, — про­грам­му, фор­си­ро­вав­шую кос­ми­че­скую гон­ку и Холод­ную вой­ну, — был в то же самое вре­мя веду­щей фигу­рой в мире оккуль­тиз­ма. Днём он стро­ил раке­ты для пра­ви­тель­ства, а ночью вста­вал из гро­ба, что­бы прак­ти­ко­вать сек­су­аль­ную магию со сво­и­ми после­до­ва­те­ля­ми.

Но для Пар­сон­са это вооб­ще не каза­лось стран­ным. Он трак­то­вал магию и раке­то­стро­е­ние как раз­ные сто­ро­ны одной меда­ли: обе они были недо­оце­не­ны, высме­и­ва­лись как невоз­мож­ные, но имен­но из-за это­го обе пред­став­ля­лись вызо­вом, кото­рый нуж­но при­нять и дей­ство­вать.

Раке­то­стро­е­ние утвер­жда­ло, что отныне мы долж­ны видеть себя не при­ко­ван­ны­ми к Зем­ле созда­ни­я­ми, но суще­ства­ми, спо­соб­ны­ми иссле­до­вать Все­лен­ную. Точ­но так же магия пред­по­ла­га­ла нали­чие неви­ди­мых мета­фи­зи­че­ских миров, кото­рые суще­ству­ют и могут быть изу­че­ны с помо­щью необ­хо­ди­мых зна­ний. И то и дру­гое было вос­ста­ни­ем про­тив огра­ни­че­ний чело­ве­че­ско­го бытия. В стрем­ле­нии к одно­му он не мог не стре­мить­ся к дру­го­му.

За три года до смер­ти он напи­сал о сво­ей необыч­ной пози­ции так, что это пора­зи­ло бы любо­го из его сто­рон­ни­ков в воору­жен­ных силах США, тогда как для него всё каза­лось совер­шен­но нор­маль­ным.

«Мне кажет­ся, что если бы я был доста­точ­но гени­а­лен, что­бы орга­ни­зо­вать прак­ти­че­ские иссле­до­ва­ния реак­тив­но­го дви­же­ния и осно­вать кор­по­ра­цию с мно­го­мил­ли­он­ным бюд­же­том и все­мир­но извест­ную иссле­до­ва­тель­скую лабо­ра­то­рию, то мне сле­до­ва­ло бы так­же при­ме­нить этот гений в обла­сти магии», — писал он в пись­ме одно­му после­до­ва­те­лю ОТО. Пар­сонс метил высо­ко.

С день­га­ми, полу­чен­ны­ми от Аэрод­же­та бла­го­да­ря стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ю­ще­му­ся ракет­но­му биз­не­су, Пар­сонс купил особ­няк в элит­ном рай­оне Паса­ди­ны и пере­нёс туда дея­тель­ность ОТО. «Это был огром­ный дере­вян­ный дом, — вспо­ми­на­ла жена Фрэн­ка Мали­ны Лильян Вун­дер­ман в интер­вью несколь­ко лет спу­стя. — Боль­шой, боль­шой дом, пол­ный людей. У неко­то­рых из них были мас­ки, у дру­гих — костю­мы, жен­щи­ны были оде­ты стран­ным обра­зом. Это было похо­же на про­гул­ку по филь­му Фел­ли­ни. Жен­щи­ны ходи­ли в про­зрач­ных тогах и со стран­ным маки­я­жем, неко­то­рые были оде­ты как живот­ные, как на костю­ми­ро­ван­ной вече­рин­ке».

Когда она рас­ска­зы­ва­ла об этом мужу, Мали­на про­сто зака­ты­вал гла­за, гово­ря: «Джек погло­щён все­ми эти­ми веща­ми».

Про­зван­ный «Пар­со­на­жем», этот дом стал насто­я­щим маг­ни­том для экс­цен­три­ков всех сор­тов: от ведьм и учё­ных из Ман­х­эт­тен­ско­го про­ек­та, до писа­те­лей-фан­та­стов, взвол­но­ван­ных сво­им откры­ти­ем Пар­сон­са — фигу­ры, каза­лось, вырвав­шей­ся со стра­ниц буль­вар­ной лите­ра­ту­ры.

Писа­тель-фан­таст Джек Уильям­сон вспо­ми­нал Пар­сон­са как «стран­ную загад­ку». Моло­дой Рэй Брэд­бе­ри еще задол­го до напи­са­ния «Фарен­гей­та 451» и «Мар­си­ан­ских хро­ник» отзы­вал­ся о Пар­сон­се как о чело­ве­ке «заме­ча­тель­ном» и пора­зив­шем его опи­са­ни­я­ми кос­ми­че­ских ракет. Спрэг де Камп, автор более сот­ни фэн­те­зий­ных и науч­но-фан­та­сти­че­ских книг, заявил о нём: «Насто­я­щий безум­ный гений, если я когда-либо встре­чал тако­го».

Науч­ное сооб­ще­ство ста­ло всё более и более согла­шать­ся с де Кам­пом. Рабо­та Пар­сон­са над ракет­ным топ­ли­вом — соеди­не­ние и сме­ши­ва­ние хими­че­ских веществ для созда­ния чего-то, что было бы очень взры­во­опас­ным и кон­тро­ли­ру­е­мым одно­вре­мен­но — помог­ла сде­лать раке­то­стро­е­ние жиз­не­спо­соб­ным. Одна­ко его всё чаще вос­при­ни­ма­ли как слиш­ком стран­но­го, слиш­ком экс­цен­трич­но­го, что­бы поз­во­лить ему рабо­тать в сво­ём кру­гу.

Его обви­ни­ли в соблаз­не­нии сек­ре­тарш из Аэрод­же­та, при­гла­шён­ных в его особ­няк, где пра­ви­ли раз­врат, нар­ко­ти­ки и пляс­ки с огнём. Наве­щав­ших его учё­ных он встре­чал, стоя у вхо­да со зме­ёй, обви­вав­шей его пле­чи. Утром на рабо­ту он при­ез­жал позд­но и потрё­пан­ным, в поби­том Пак­кар­де, а к Лабо­ра­то­рии реак­тив­но­го дви­же­ния отно­сил­ся как к сво­ей лич­ной игро­вой пло­щад­ке.

Фриц Цвик­ки, отверг­ший Пар­сон­са несколь­ки­ми года­ми ранее, к тому момен­ту взял свои сло­ва обрат­но и стал рабо­тать на Аэрод­жет. Одна­ко он по-преж­не­му питал пре­зре­ние к недо­уч­ке Пар­сон­су и к его нети­пич­но­му сти­лю жиз­ни. Поз­же Цвик­ки в уст­ном интер­вью Кар­гил­лу Хол­лу и Джейм­су Уил­со­ну вспо­ми­нал его как «опас­но­го чело­ве­ка».

«Мы все вре­мя гово­ри­ли ему, типа, про все эти фан­та­зии о Зоро­аст­ре, вуду и про­чем, что это нор­маль­но, что мы тоже об этом меч­та­ем, — гово­рил он. — Но дер­жи это при себе, не нуж­но это вти­рать несчаст­ным сек­ре­тар­шам. Я о том, что, коро­че, у него там был целый клуб».

Но Пар­сон­са это не оста­нав­ли­ва­ло. Он и Фор­ман были извест­ны сво­и­ми дуэ­ля­ми на ракет­ном поли­гоне; они стре­ля­ли друг дру­гу под ноги, ста­ра­ясь не дёр­гать­ся. Когда Цвик­ки насто­ял, что­бы Пар­сонс испы­тал тип топ­ли­ва, ранее им не одоб­рен­ный, Пар­сонс нашёл, где оно хра­ни­лось, и уни­что­жил всю пар­тию гро­мад­ным взры­вом, «взо­рвав поло­ви­ну биз­не­са», — по сло­вам разъ­ярён­но­го Цвик­ки.

Пар­сонс и Фор­ман зани­ма­лись раке­то­стро­е­ни­ем ещё в моло­до­сти, когда никто не вос­при­ни­мал раке­то­стро­е­ние все­рьёз. Но теперь мно­гие ста­ли отно­сить­ся к это­му очень серьёз­но. ФБР нача­ло рас­сле­до­ва­ние в отно­ше­нии Пар­сон­са, рас­смат­ри­вая его как воз­мож­ную угро­зу без­опас­но­сти.

В 1943 году Пар­сон­са так­тич­но выдво­ри­ли из той самой науч­ной дея­тель­но­сти, кото­рую он же и создал. Ему было пред­ло­же­но 20 000 дол­ла­ров за его акции Аэрод­же­та, и, чув­ствуя холод­ное отно­ше­ние всё боль­ше­го чис­ла учё­ных-раке­то­стро­и­те­лей, он решил уйти. Ему было тогда 30 лет.

Он погру­зил­ся в магию. Не толь­ко в кро­улев­скую магию — он стал так­же прак­ти­ко­вать новые стран­ные риту­а­лы соб­ствен­но­го изоб­ре­те­ния. Будучи учё­ным, он стре­мил­ся най­ти физи­че­ские дока­за­тель­ства того, что его магия рабо­та­ет, пыта­ясь добить­ся про­яв­ле­ния фено­ме­нов, вопло­ще­ний и дру­гих про­яв­ле­ний сверхъ­есте­ствен­но­го.

Когда он остал­ся без сво­ей рабо­ты раке­то­стро­и­те­лем, высту­пав­шей сво­е­го рода про­ти­во­ве­сом, даже при­я­те­ли из ОТО ста­ли бес­по­ко­ить­ся по пово­ду его рас­ту­щей маги­че­ской дея­тель­но­сти. «Про­ис­хо­дит что-то стран­ное, — писа­ла Джейн Вульф в пись­ме к чле­ну OTO Кар­лу Гер­ме­ру. — Наш Джек оча­ро­ван кол­дов­ством, язы­че­ски­ми хра­ма­ми, вуду. С само­го нача­ла он, несмот­ря ни на что, хотел кого-то вызы­вать, и я склон­на думать, он не оста­но­вит­ся, пока не полу­чит резуль­тат».

Его дела не ста­ли луч­ше после того, как в его дом при­был крайне хариз­ма­тич­ный моло­дой писа­тель-фан­таст по име­ни Рон Хаб­бард. Хаб­бард был рас­сказ­чи­ком изу­ми­тель­ных небы­лиц, в кото­рые он застав­лял верить окру­жа­ю­щих. Его кол­ле­ги-фан­та­сты смот­ре­ли на него с подо­зре­ни­ем.

«Я вспо­ми­наю его гла­за: вни­ма­тель­ные свет­ло-голу­бые гла­за, поче­му-то ассо­ци­и­ро­вав­ши­е­ся у меня с бан­ди­та­ми Дико­го Запа­да, ост­ро рас­смат­ри­ва­ли меня, поку­да он гово­рил, слов­но в попыт­ке раз­гля­деть, насколь­ко силь­но я ему верил, — вспо­ми­нал Джек Уильям­сон. — Не силь­но». Но Пар­сонс, все­гда более чем гото­вый пове­рить, попал под его чары.

Они тес­но обща­лись, обсуж­да­ли магию, и даже совер­ша­ли вме­сте маги­че­ские риту­а­лы. Хаб­бард пере­ехал в особ­няк Пар­сон­са и, чув­ствуя себя в атмо­сфе­ре сво­бод­ной люб­ви как рыба в воде, доби­вал­ся мест­ных деву­шек, уха­жи­вая за ними и оча­ро­вы­вая их. Неваж­но, будь то участ­ник ОТО или писа­тель-фан­таст, ни чья-либо жена, ни девуш­ка не были в без­опас­но­сти от при­тя­же­ния Хаб­бар­да. Даже Пар­сонс.

Одна­ко Хаб­бард помог Пар­сон­су в самой гран­ди­оз­ной маги­че­ской рабо­те, кото­рую тот пред­при­ни­мал. Она извест­на как Рабо­та Баба­лон — попыт­ка Пар­сон­са вопло­тить насто­я­щую боги­ню. Неде­ля­ми они вдво­ём зани­ма­лись риту­аль­ным пени­ем, рисо­ва­ли меча­ми в воз­ду­хе оккульт­ные сим­во­лы, окроп­ля­ли кро­вью живот­ных руны и мастур­би­ро­ва­ли, что­бы «опло­до­тво­рить» маги­че­ские таб­лич­ки.

Когда эти ново­сти добра­лись до Кро­ули в Англии, тот был в ужа­се. 22 мая 1946 года он отпра­вил теле­грам­му одно­му из участ­ни­ков ОТО: «Рон игра­ет на дове­рии — Джек Пар­сонс жал­кий дурак — оче­вид­ная жерт­ва мошен­ни­ков».

В ито­ге Пар­сонс счёл, что его маги­че­ская рабо­та была успеш­ной, и объ­явил её вели­чай­шим дости­же­ни­ем сво­ей жиз­ни. Одна­ко Кро­ули был прав насчёт Хаб­бар­да. В июле 1946-го в пись­ме Кро­ули Пар­сонс писал, что под видом инве­сти­ро­ва­ния в рис­ко­ван­ное пред­при­я­тие Хаб­бард сбе­жал, при­хва­тив девуш­ку Пар­сон­са и при­над­ле­жав­шие ему 20 000 дол­ла­ров, оста­вив Пар­сон­са в кру­го­во­ро­те неуве­рен­но­сти и депрес­сии.

Ему уда­лось полу­чить какую-ника­кую рабо­ту кон­суль­тан­та по раке­там, но в даль­ней­шем он попал под подо­зре­ние в годы после­во­ен­ной «Крас­ной угро­зы». Его обви­ня­ли в дово­ен­ных свя­зях с ком­му­ни­ста­ми и уча­стии в том, что ФБР назы­ва­ло «любов­ным куль­том». Его лиши­ли досту­па к сек­рет­ной инфор­ма­ции, и он был вынуж­ден рабо­тать на заправ­ке, чинить маши­ны, и в конеч­ном ито­ге исполь­зо­вать свои потря­са­ю­щие науч­ные зна­ния для созда­ния гол­ли­вуд­ской пиро­тех­ни­ки. Все­гда и всю­ду он утвер­ждал, что его маги­че­ские рабо­ты были таки­ми же насто­я­щи­ми, как и тру­ды по раке­то­стро­е­нию.

17 июня 1952 года его домаш­няя лабо­ра­то­рия была раз­ру­ше­на боль­шим взры­вом. При­быв­шая поли­ция нашла Пар­сон­са ещё живым, хотя поло­ви­ну его лица сорва­ло, обна­жив низ чере­па. Пра­вая рука отсут­ство­ва­ла. Вокруг него были раз­ло­же­ны бума­ги по раке­то­стро­е­нию и пен­та­грам­мы, оккульт­ные рисун­ки и хими­че­ские фор­му­лы. Вско­ре он умер. Ему было все­го 37 лет.


George PendleДжордж Пэндл

Бри­тан­ский жур­на­лист, пуб­ли­цист, автор кни­ги «Стран­ный ангел: поту­сто­рон­няя жизнь раке­то­стро­и­те­ля Джо­на Уайт­сай­да Пар­сон­са».

georgependle.com

spacemorgue.com

Наука о высшем: к метафизике Джека Парсонса » KATABASIA: Эзотерритория психоккультуры

«Не жди его ни с востока, ни с запада, ибо ни из одного из известных домов не придет то дитя».

Алистер Кроули, «Книга Закона»

«Вавилонская Блудница, нам так мало жить дано,
В чаше солнечной искрится жизни алое вино».

Мартиэль

jack1

Просьба моего старого друга написать статью о Джеке Парсонсе в первый момент привела меня в полную растерянность. Что я могу сказать о нем, кроме того, что и так известно?

Впрочем, мне было понятно, почему друг обратился именно ко мне. Ведь в настоящее время то, что известно о Парсонсе, известно благодаря переводам Касталии. Сейчас наши постоянные читатели могут ознакомиться с переводом всех ключевых эссе Джека, а также с его подробной биографией, написанной Джоном Картером. Кроме того, переводим мы и биографию его Багряной жены – Марджори Кэмерон (см. раздел «Агиографии» на Касталии).

Поэтому, коль мне выпала честь провести информацию о Джеке, мне и осмыслять значение его места в истории оккультного возрождения.

Есть три типа людей: одни принадлежат системе, другие принадлежат себе (по крайней мере, они так думают), и есть очень-очень немногие третьи, которые с самого начала, от своего первого вдоха принадлежат истории. Те, чья жизнь от первого шага до последнего вздоха – это мистерия, жизнь, освященная музыкой Иного. И в случае Джека это особенно наглядно. Поэтому мы можем знать все основные события его жизни (кои, впрочем, весьма отличаются от обычной биографии), но можем ли мы должным образом осмыслить эти события, способны ли мы увидеть за деревьями лес, а за разрозненной чередой житейских превратностей – мистерию Эона, вписанную в историю серебряной нитью Бабалон?

Вернемся все же к событиям. Обзор их будет весьма краток – ровно для того, чтобы последующий текст был понятен.

Jack3

Родился Джек (по рождению Марвел, что значит «чудо», «нечто удивительное») в 1914 году в семье торговца. Был замкнутым и необщительным ребенком, главная страсть которого заключалась в науке. Уже в подростковом возрасте он ставил химические эксперименты, в результате которых чуть было не спалил собственный дом.

Эта страсть развилась в полноценную научную работу: повзрослевший Джек трудился над созданием ракетного топлива под руководством Джона Малины. Именно благодаря многолетним разработкам Джека американцы смогли совершить свой знаменитый полет на Луну. Джон Картер подробно освещает процесс развития Парсонса как ученого.

В зрелом возрасте Джек прочитал ряд работ Алистера Кроули, прежде всего его «Книгу Закона», и без малейших сомнений принял Телему. Он буквально воспринял слова из этой книги: «Выйдите, о дети мои, под звезды и возьмите свою долю любви». Парсонс был убежден, что его задача – вывести человечество в Космос. Достаточно быстро он установил контакт с Алистером Кроули, который назначил его руководителем ключевой Американской ложи ОТО «Агапе» вместо изрядно дискредитировавшего себя Смита, с которым, впрочем, Парсонс до конца оставался в дружеских отношениях.

Очень скоро с Джеком познакомился Рон Хаббард, будущий создатель дианетики. Впрочем, слово «создатель» здесь звучит, мягко говоря, преувеличенно, ведь в основу религии Хаббарда легли дурно усвоенные им знания из украденного архива. История отношений Джека с Хаббардом в высшей степени иллюстративна: Хаббард увел у него жену, похитил крупную сумму денег и большую часть архива ОТО. Известно, что Алистер Кроули с самого начала четко понимал, чего стоит Хаббард, и пытался предупредить доверчивого и романтически настроенного Джека, который до последнего игнорировал предупреждение.

Jack5

Когда все выяснилось, Джек провел серию магических инвокаций, и на море поднялась буря, которая вынудила Хаббарда вернуться в гавань, отдать украденную яхту и часть похищенных денег (но, увы, не архивы). Последствием тех же инвокаций, проведенных Парсонсом после разрыва с первой женой, стало его знакомство с легендарной Марджори Кэмерон. О Маджори можно писать отдельное исследование – художница, маг, актриса и просто незаурядная женщина, Марджори была, без сомнения, одной из самых значительных личностей оккультного андеграунда Америки.

В паре они провели ряд важнейших для истории оккультной практики XX века инвокаций Бабалон, целью которых стало «зачатие магического дитяти». Согласно одной из апокрифических историй, Кроули, узнав, что именно и как именно делает Джек, в ужасе сказал: «Впервые вижу человека еще более сумасшедшего, чем я».

Позднее, уже после гибели Джека, Марджори попыталась продолжить его работы Бабалон и воплотить Богиню в материальный мир. Как минимум на символическом уровне ей это удалось, и одним из «магических детей» стала новая эстетика, рожденная в фильмах Кеннета Энгера, где Марджори играла главные роли.

Но это позже. А пока, после работ Бабалон, Джек принимает имя Белларион и приносит клятву пропасти. Среди прочего он клянется противостоять любым формам пуританства, мракобесия, ханжества, кои на тот момент доминировали в обществе. Парсонс верит, что его магические работы Бабалон должны изменить реальность, привнеся в лицемерный серый мир великолепие и экстаз Бабалон. Любопытная деталь: все это происходит в конце пятидесятых годов, и буквально через несколько лет (через три года после смерти Джека) случится сексуальная революция. Кто-то скажет – совпадение, но для меня очевидно, что рождение магического дитя состоялось.

Jack2

Погибает Джек очень рано, в возрасте 37 лет, от несчастного случая в лаборатории. Контейнер с гремучей ртутью взрывается, и Джек сгорает заживо. Символично, что это происходит на четвертый день его воссоединения с Марджори после длительного разрыва.

К огромному нашему сожалению, творческое наследие Парсонса невелико, а по сравнению с тем же наследием Кроули и вовсе кажется каплей в море. Это связано, во-первых, с ранней гибелью, во-вторых, с тем, что часть его дневников и работ была уничтожена после его смерти вторым мужем Кэмерон. Последний, хотя и придерживался свободных отношений, допуская обоюдную сексуальную свободу, страшно ревновал жену к давно умершему Джеку.

Из того, что сохранилось, мы должны выделить прежде всего Liber 49, которая также называется «Книга Бабалон» и «Четвертая глава Книги Закона», сборник коротких эссе о магии и свободе «Свобода – обоюдоострый меч», несколько гимнов и личных откровений, как то «Книга Антихриста» или «Клятвы бездны». Увы, если собрать все, что сохранилось от Джека, это поместится в один том, причем нам придется дополнять этот том множеством приложений и комментариев, чтобы книга обрела мало-мальски приличный объем. Слишком рано умер Джек, слишком спешило провидение с этим трагическим жертвоприношением.

Jack7

И, тем не менее, роль Джека Парсонса для оккультного дискурса невозможно переоценить. С нашей точки зрения, которую мы беремся обосновать, в то время как Алистер Кроули выстраивает здание учения нового Эона, именно Джек Парсонс закладывает последний камень, поместив во главу угла Звезду Бабалон.

Как и Кроули, Джек Парсонс принадлежит к тем немногим, о ком в Серебряном веке говорили как о «многогранных», подразумевая не столько наличие самого широкого образования, сколько способность помещать свое сознание в принципиально разные дискурсы и контексты. Парсонс-поэт, Парсонс-ученый, Парсонс-маг, Парсонс-возлюбленный – это один и тот же Парсонс, но одновременно это четыре разных человека. Не случайно Парсонс имел несколько имен, первое из которых, Марвел, дословно переводится как «чудо». Второе имя – Джон, имя, под которым он знаменит прежде всего как ученый, и, наконец, Джек Парсонс – это хорошо известный нам маг, нонконформист и поэт. Нам кажется, эта многогранность, которая ставит его в один ряд с Кроули, резко выделяет его из ряда большинства последователей, которые остаются лишь последователями.

Я берусь утверждать, что именно Парсонс оказался тем самым магическим ребенком, появление которого было предсказано в «Книге Закона», и который даст тот самый недостающий ключ. Здесь дело даже не в самой «Книге Бабалон», которая, будь она написана другим человеком и в других условиях, осталась бы незамеченной. Здесь речь идет об особого рода сочетании личности и философии Джека, его духа и его жизни, которые, переплетаясь как две змеи, создают изумрудный кадуцей Гермеса.

Jack4

Делание Парсонса доводит делание Кроули до завершения. На языке Телемы это называется «Парсонс был магическим сыном Кроули». Магический сын был предсказан еще в «Книге Закона», и эта цитата неслучайно вынесена нами в эпиграф статьи. Как и всякий сын, он имел непростые отношения со своим отцом – они варьировались от восхищения и преклонения до конфронтации. На роль «магического ребенка» претендовали многие – показательно, что все претенденты в итоге не выдерживали и предавали Телему, уходя обратно к ценностям старого Эона. Парсонс, напротив, выполняет задачу магического ребенка – реформирует и пересоздает традицию, выводя ее на новый виток спирали.

Более того, когда я гляжу на историю Парсонса и Кроули, мне порой кажется, что Парсонсу выпала роль исправить одну-единственную, но жутковатую ошибку Кроули.

Всякий, кто внимательно и глубоко изучает наследие Алистера Кроули, не может не удивляться одному странному противоречию, которое оказывается крепким орешком даже для самых искренних его последователей, к коим я себя причисляю. Это отношение к женщинам и статус женщины в Телеме.

Jack6

С одной стороны, без сомнения, женское начало имеет в наследии Кроули статус неизмеримо более высокий, чем в любой традиционной религии. Женщины на равных с мужчинами участвуют в работе Ордена, могут занимать самые высокие посты, а главная мистерия Телемы, гностическая месса, построена вокруг Жрицы, которая является главным действующим лицом и объектом поклонения. Кроме того, первая глава «Книги Закона» – это манифестация небесной Богини Нюит, что само по себе исправляет вековую ошибку патриархата, отождествляющего женское исключительно с земным.

Как мы писали в других работах, Кроули возвращает нас к парадигме, где небесное представлено женским, а земное – мужским, что переворачивает привычную патриархальному антично-христианскому сознанию картину мира и возносит женский архетип на небывало высокий онтологический уровень.

Настоящим раздольем для почитателя Богини является «Книга Лжей», где Кроули поет настоящие гимны женскому началу, изображая свою возлюбленную прямым воплощением Богини. Здесь он, безусловно, наследует еретической и нонконформистской традиции ересиарха Симона Мага и его Елены. Но как же жутко контрастируют с ними слова Кроули о природе женщины в Liber Aleph или в его последнем труде «Магия без слез»! Почему Кроули, еще недавно триумфально провозгласивший, что «в новом Эоне женщина более не является лишь сосудом, но самодостаточна, вооружена и воинственна», вновь возвращается к откровенно патриархальным предрассудкам, сводя женщину к довеску мужчины? В какой конфликт вступают отдельные главы Liber Aleph об отсутствии в женщине собственной воли к духовному с возвышенными главами «Книги Лжей» и еще более возвышенными и тонкими строками поклонения из первой главы «Книги Закона»?

Marjorie1

Это противоречие можно решить, только допустив, что в душе Кроули происходила борьба между ценностями старого и нового Эона. Сознательно Кроули посвятил себя и свою жизнь утверждению ценностей новой парадигмы, однако на бессознательном уровне не мог до конца отбросить ряд патриархальных предрассудков.

И не в том ли заключалась главная трагедия Кроули, что за всю его жизнь ни одну из его «багряных жен» невозможно назвать не то чтобы равной ему, но хотя бы в полной мере понимающей учение? Чаще всего эта странность выбора Кроули объясняется спецификой эпохи – мол, тогда женщины еще не обладали той свободой нового Эона. Однако правда в том, что и во времена Кроули было достаточно ярких нонконформисток и мятежниц. Почему ни одна из них не стала Багряной женой? Почему ни с одной из них не произошло пересечения (какая могла бы получиться пара – Алистер Кроули и Мария Нагловская!). Может быть, дело в том, что Эон еще не победил до конца в его душе?

Мог ли он искренне восхититься сексуально свободной женщиной? Почему он, несмотря на поклонение Бабалон, использовал сексуальные штампы в негативном смысле, когда надо было очернить врагов в ряде сатирических эссе? И – простите мой французский – позволительно ли почитателю Вавилонской блудницы использовать слово «шлюха» в качестве ругательства?

Не в этой ли раздвоенности коренится исток жутких слов Кроули в «Магии без слез», что только «женщины Озириса» пригодны для Делания? Здесь я прошу вас остановить чтение, замереть на несколько минут и задуматься – Пророк новой Эры, Эры Гора, в своей последней работе провозглашает ценности того, что более всего отвергал всю жизнь – ценности эона Озириса, (собственно Христа) того самого «Христианского эона», борьбе с которой посвятил себя Великий Зверь.

Это страшные вопросы, но, коль скоро мы мыслим себя не как одна из религиозных сект, но как новая вселенская церковь, создающая новую метафизику, мы обязаны ставить эти вопросы и отвечать на них.

И не потому ли в «Книге Закона» Айвасс упорно подчеркивает, что «ты не узришь всех тайн скрытых». Не оттуда ли ожидание «магического сына», который таки узрит?

Marjorie4

Жизненная позиция Джека, основанная на безусловном принятии женской сексуальности как высшей данности, безусловно, корректирует некоторую двойственность Кроули. Парсонс велик именно потому, что признает безусловное онтологическое превосходство женского. А «Книга Бабалон» – удивительная, страшная, вдохновляющая и пьянящая книга – дополняет «Книгу Закона», становясь ее непризнанной четвертой главой.

Быть может, именно здесь, в этой постановке «вопроса о Трех и Четырех» и лежит ответ на магическую миссию Джека? Диалектика чисел три и четыре хорошо известна нам из глубинной психологии Юнга: три – число неполноты, но именно в четверице достигается полнота завершенности. Воистину, «подлинные тайны произрастают из сердца и не могут быть разглашены и переданы». Последняя тайна, тайна Бабалон, тайна Святости женской сексуальности, тайна Пола оказывается лишь приоткрыта Кроули, но не открыта в полной мере. Пережитая интеллектуально и символически, она не стала в полной мере экзистенциальным принципом.

И здесь мы прикасаемся к главной тайне Телемы. Телемы, которая обретает абсолютную завершенность с написанием Джеком четвертой главы Книги Закона. То, что не смог Кроули, смог Джек. Приняв всем сердцем полноту наследия Кроули, Джек делает последний шаг. Он создает четвертую главу «Книги Закона», утверждает сакральный тетраграмматон. Своей «Книгой Бабалон» Джек взрывает «пласты оцепенелых равновесий» не меньше, чем своими химическими экспериментами с взрывчаткой. Его работа становится поистине судьбоносной – пуританская деспотия рушится через несколько месяцев после его смерти.

Marjorie3

Четвертая глава «Книги закона» – это тайна. Тайна, которая никогда не сможет быть принята и понята в полной мере. Официально она остается «за воротами», а в «Книге Закона» три главы. Но Четверица целостности – это не четыре равноположенных элемента, а три плюс один, формула, где этот самый «один» оказывается метафизически вынесен за скобки, утвержден в своем парадоксальном отличии-причастности. Пока мы находимся в границах Триады, мы невольно сохраняем патриархальную доминанту. Пусть не на идейно-образном, но на структурном уровне (ведь сохраняется неравновесие) лишь одна глава манифестирует женский принцип, в то время как две другие соответствуют принципу мужскому. Но, включив в условия задачи Liber 49, мы получаем идеальную, уравновешенную и целостную картину, которую и подготавливал Кроули, заменив в Таро пажей принцессами.

Бабалон свята. Но свято и проявление Бабалон, в любой форме и действии, если это действие сексуально. Триадичность закона располагает к излишней спиритуализации. Только включение «Книги Бабалон» в орбиту Закона позволяет полностью преодолеть односторонность подхода, которая может скрываться даже там, где мы и не заподозрим.

Бабалон-Лейла и Бабалон-Марджори. Кроули был первым, кто провозгласил в западной культуре великую идею богопознания через секс, идею женщины как пути к Священному.

Но здесь есть важное отличие. После разрыва с Кроули, Лейла остается лишь пустышкой, куклой, формой, в то время как Марджори сохраняет свою оригинальную онтологическую силу и продолжает Магистерий. Читая биографию Марджори, мы узнаем о ее продолжающемся магическом и творческом пути, в процессе которого она не оставляет попыток зачатия «дочери Бабалон» и сотрудничает с Кеннетом Энгером, который создает новый эстетический принцип в кинематографе. Марджори идет дальше всех современниц – первая снимается в кино обнаженной. Как Бабалон в своем магическом и сексуальном служении, Марджори остается неразрывно связана с Джеком именно как Бабалон связана с Терионом, оставаясь одновременно любовницей всех. Неслучайно будущий муж Марджори, принимая условия свободного брака без ревности, не ревнуя к актуальным эпизодическим эротическим капризам Марджори, при этом люто ревнует ее только к одному существу – давно погибшему Джеку, и четко понимает свою онтологическую недостаточность в сравнении с ним. Мы читаем гимны и эссе Джека, смотрим на картины Маджори, и все это соединяется в единый узор совершенного Делания. Джек и Маджори (как, возможно, Батай и Лаура) – архетипический прообраз нового эротизма, прообраз, который они воплотили своей жизнью.

Marjorie2

Жизнь и смерть Джека Парсонса – это тотальная самоотдача Бабалон не на словах, и даже не в отдельных делах и практиках, а в каждом вдохе и выдохе, в каждом мгновении жизни. «Выйдите, о дети мои, к звездам и возьмите свою долю любви», – сказано в «Книге Закона». Не потому ли Джек так яростно работал над своим жидким ракетным топливом? Не для того ли он положил половину своей жизни в разработку вещества, благодаря которому люди впервые ступят на Луну? «Маленький шаг для человека, но огромный для человечества» – право же, кто на самом деле сделал этот шаг? Тот, кому повезло оказаться в космическом корабле, или тот, кто своим гением дал этому кораблю крылья?

Джек жил и работал в условиях чудовищного давления. Лишь высшей поддержкой можно объяснить то, что ему не только удалось свершить свое делание, но и заставить современную ему науку принять его разработки. Только задумайтесь: в честь Джека на темной стороне Луны назван один из самых больших кратеров. Черт возьми, что может быть большей наградой для Возлюбленного Бабалон?

С точки зрения земных законов смерть Джека не имеет никакой тайны. Это несчастный случай, и не раз друзья Джека ужасались его небрежности в работе с опасными химическими реагентами. Но с точки зрения сакрального закона его смерть – это последнее жертвоприношение, последнее излияние всего сосуда жизни своей в чашу Бабалон. Погибнув, Джек запустил процесс необратимого изменения и освобождения, открыв врата силам Бабалон. Магически, эзотерически, метафизически Джек и Марджори – это отец и мать того культурного взрыва, который произошел в шестидесятых, раз и навсегда освободив Европу от доминанты рабских богов.

Своей жизнью и своей смертью Джек сделал невозможное. И, быть может, поэтому тот небольшой, точно капля в море, осколок духовного наследия Джека остается для нас сокровенной путеводной нитью к Звезде о семи лучах, Звезде Страсти, Наслаждения, Свободы, которая возгорелась на небе нашей внутренней бесконечности.

Олег Телемский

2014-10-09-Parsonsa_002163143

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Views: 3 776

katab.asia

Теория Парсонса: основные идеи и содержание

В истории социологии видное место занимает Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.). Благодаря деятельности этого профессора Гарвардского университета указанная дисциплина была выведена на международный уровень. Парсонс создал особый стиль мышления, для которого характерно убеждение в главенствующей роли научного познания, сводимого к построению систем и систематизации данных. Основная черта этого социального мыслителя заключается в умении проводить дифференциацию понятийного аппарата, а также в выявлении оттенков смыслов в утверждениях, сумевших уже занять свою прочную нишу в научном мире, и в способности изобретать все более новые и усовершенствованные аналитические схемы.

связи между людьми

К своим идеям, благодаря которым и увидела свет теория социальной системы Т. Парсонса, исследователь подошел, опираясь на познания в биологии, а также на труды европейских социологов и экономистов, работавших в конце 19 – начале 20 вв. Его учителями и кумирами были А. Маршалл, Э. Дюркгейм, М. Вебер и В. Парето.

Основная идея

Теория Парсонса явилась альтернативой марксистскому пониманию главенствующего значения революции в глобальном преобразовании мира. Работы этого ученого чаще всего оценивают как «трудные для понимания». Однако за частоколом сложной аргументации и абстрактных определений в теории Парсонса прослеживается одна большая идея. Она заключается в том, что социальная реальность, несмотря на ее противоречивость, сложность и необъятность, обладает системным характером.

Т. Парсонс являлся убежденным сторонником того, что начало научной социологии было положено в тот момент, когда все имеющие место связи между людьми начали рассматриваться учеными в качестве единой системы. Основоположником подобного подхода к построению общества был К. Маркс.

В своей теории социального действия Парсонс выстроил новую теоретическую структурно-функциональную модель. Ее он описал в своих трудах под названиями:

  • «Социальная система»;
  • «Структура социального действия»;
  • «Социальная система и эволюция теории действия».

Центральной идеей теории социального действия Т. Парсонса явилась мысль о наличии некоего состояния общества, когда согласие доминирует над конфликтом, то есть имеет место консенсус. Что это означает? Это говорит об организованности и упорядоченности социальных действий и всей общественной системы в целом.

В теории Парсонса выстроена концептуальная схема. Ее ядром является процесс взаимодействия различных социальных систем. При этом он окрашен личностными характеристиками и ограничен культурой людей.

В теории Парсонса рассматривается также и социальный порядок. По мнению автора, он содержит в себе ряд взаимосвязанных значений. Среди них – мысль о том, что в поведении каждого индивида нет случайностей. Во всех действиях человека существует дополнительность, согласованность, взаимность, а, следовательно, и предсказуемость.

Если внимательно изучить социальную теорию Т. Парсонса, то становится понятно, что автора, прежде всего, интересовали проблемы, касающиеся изменений и разрушений общественного порядка. Гарвардский профессор смог ответить на вопросы, которые в свое время волновали О. Конта. Этот ученый в своих трудах о «социальной статике» уделял основное внимание самосохранению, устойчивости и инерционности социального порядка. О. Конт полагал, что общество способно сопротивляться внешним и внутренним тенденциям, направленным на его изменение.

Теорию Т. Парсонса называют синтетической. Связано это с тем, что она опирается на различные комбинации таких факторов, как ценностное согласие, индивидуальный интерес и принуждение, а также на инерционные модели системы общества.

изображения голов мужчины и женщины

В социальной теории Парсонса конфликт рассматривается как причина дезорганизации и дестабилизации жизни общества. Таким образом, автором была выделена одна из аномалий. Парсонс считал, что основная задача государства состоит в поддержании бесконфликтного типа отношений между всеми элементами, составляющими общество. Это и позволит обеспечить равновесие, сотрудничество и взаимопонимание.

Рассмотрим кратко теорию социальной системы Т. Парсонса.

Основополагающие понятия

Теория действия Парсонса рассматривает те границы, которые существуют в действиях людей. Работая над своим трудом, ученый использовал в нем такие понятия, как:

  • организм, являющийся биофизической основой поведения индивида;
  • действие, представляющее собой нормативно регулируемое, целенаправленное и мотивированное поведение;
  • деятель, выраженный эмпирической системой действий;
  • ситуация, под которой подразумевается значимая для человека зона внешнего мира;
  • социальная система, в которой есть один или большее количество людей, между которыми происходят взаимозависимые действия;
  • ориентация на ситуацию, то есть ее значение для индивида, для его стандартов и планов.

Объекты взаимосвязей

Схема общества, рассматриваемая в теории Парсонса, включает в себя следующие элементы:

  1. Социальные объекты.
  2. Физические объекты. Это коллективы и отдельные индивиды. Они являются средствами и одновременно с этим условиями для осуществления действий социальными объектами.
  3. Культурные объекты. Данные элементы представляют собой целостные представления, символы, системы и идеи верований, обладающие постоянством и регулярностью.

Элементы действий

Любой деятель, по мнению Парсонса, всегда соотносит возникшую ситуацию со своими целями и потребностями. В этом случае происходит подключение мотивационного компонента. Это объясняется тем, что в любой ситуации основной целью деятеля является получение «награды».

Для теории действия мотив первостепенного значения не имеет. Гораздо важнее в этом случае рассматривать опыт деятеля, то есть его способность определить ситуацию для организации оптимального воздействия на нее. При этом должна последовать не просто реакция. Деятелю необходимо выработать свою систему ожиданий, учитывая особенности элементов ситуаций.

Однако порой все бывает намного сложней. Так, в социальных ситуациях деятелю важно рассмотреть те реакции, проявление которых возможно от других индивидов и групп. Это также должно быть учтено во время отбора варианта собственного действия.

люди улыбаются

В процессе социальной интеракции существенную роль начинают играть символы и знаки, которые несут в себе определенный смысл. Они становятся для деятелей средствами коммуникации. Таким образом, в опыт социального действия входит и культурный символизм.

Именно поэтому в терминологии теории Парсонса личность является организованной системой ориентации индивида. При этом наряду с мотивацией рассматриваются еще и те ценности, которые служат составными элементами «культурного мира».

Взаимозависимость

Каким образом рассматривается система в теории Т. Парсонса? В своих трудах ученый выдвигает идею о том, что любая из них, в том числе и социальная, обладает взаимозависимостью. Другими словами, если в одной из частей системы происходят какие-либо изменения, то это, непременно, скажется на ней в целом. Общее понятие взаимозависимости в социальной теории Парсонса рассматривается в двух направлениях. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Обусловливающие факторы

Из чего складывается первое из двух направлений взаимозависимости в обществе? Оно представляет собой те условия, которые способствуют образованию иерархии обусловливающих факторов. Среди них:

  1. Физические условия для существования (жизни) человека. Без них невозможно вести какую-либо деятельность.
  2. Существование индивидуумов. Обосновывая этот фактор, Парсонс приводит пример с инопланетянами. Если они существуют в пределах другой солнечной системы, то биологически они отличаются от человека, а, вследствие этого, ведут отличную от земной социальную жизнь.
  3. Психофизические условия. Они стоят на третьей ступени иерархии и являются одним из необходимых условий для существования социума.
  4. Система общественных ценностей и норм.

Контролирующие факторы

В теории социальной системы Парсонса широко раскрыто и второе направление взаимозависимости, которая имеет место в обществе. Оно представлено иерархией факторов управления и контроля. Придерживаясь данного направления, к рассмотрению общества можно подойти с точки зрения взаимодействия двух подсистем. Причем одна из них содержит в себе энергию, а вторая – информацию. Что же это за подсистемы? Первая из них в теории действия Т. Парсонса – экономика. Ведь именно эта сторона общественной жизни имеет высокий энергетический потенциал. При этом экономикой могут управлять люди, не участвующие в производственных процессах, но при этом организующие других людей.

общественные связи

И здесь немаловажное значение приобретает проблема идеологии, норм и ценностей, позволяющих контролировать общество. Реализуют подобную функцию в подсистеме (сфере) управления. Но при этом возникает очередная проблема. Она касается непланируемого и планируемого управления. Т. Парсонс полагал, что в этом случае главенствующую роль играет политическая власть. Она представляет собой тот обобщающий процесс, с помощью которого возможен контроль всех остальных процессов, происходящих в обществе. Таким образом, правительство является высшей точкой кибернетической иерархии.

Общественные подсистемы

Теория систем Парсонса выделяет в социуме:

  1. Организацию политической власти. Этот институт необходим для обеспечения контроля над тем, что происходит на территории государства.
  2. Воспитание и социализацию каждого человека, начиная с ранних лет, а также осуществление контроля над населением. Особую значимость данная подсистема приобрела в настоящее время в связи с возникшей проблемой информационной агрессии и господства.
  3. Экономическую основу общества. Она находит свое выражение в организации общественного производства и в распределении его продукта между индивидами и слоями населения, а также в оптимальном использовании общественных ресурсов, прежде всего, человеческих.
  4. Совокупность тех культурных норм, которые воплощены в учреждениях. В несколько иной терминологии данная подсистема является поддержанием культурных институциональных образцов.
  5. Систему коммуникаций.

Социальная эволюция

Каким образом рассматривает развитие общества теория Парсонса? Ученый придерживается мнения о том, что социальная эволюция представляет собой один из элементов развития живых систем. В связи с этим Парсонс утверждает о существовании связи между появлением человека, рассматриваемого как биологический вид, и возникновением обществ.

человечки держатся за руки

По мнению биологов, люди принадлежат только к одному виду. Именно поэтому Парсонс делает вывод о том, что все сообщества имеют единые корни, при этом пройдя следующие стадии:

  1. Примитивную. Для этого типа сообщества характерно наличие гомогенности его систем. В основе социальных связей лежат религиозные и родственные отношения. Каждый из членов такого общества играет предписанную ему социумом роль, которая, как правило, зависит от пола и возраста индивида.
  2. Продвинутую примитивную. В этом обществе уже появляется разделение на политические, религиозные и экономические подсистемы. Роль индивида при этом все более зависит от его успеха, приходящего с удачей или с полученными навыками.
  3. Промежуточную. В таком обществе происходит дальнейший процесс дифференциации. Он затрагивает системы социального действия, вызывая необходимость их интеграции. Возникает письменность. При этом грамотные люди отделяются от всех остальных. Ценности и идеалы человека освобождаются от религиозности.
  4. Современную. Начало этой стадии было положено в Древней Греции. При этом возникла система, для которой характерна социальная стратификация, в основе которой лежит критерий успеха, а также развитие поддерживающей, интегративной, целенаправляющей и адаптационной подсистем.

Предпосылки выживания общества

В теории действия Парсонса социум рассматривается, как целостная система. Основным ее критерием ученый считает самообеспечение, а также наличие высокого уровня самодостаточности к своему окружению.

Важное место при рассмотрении концепции общества Парсонс отводил определенным функциональным предпосылкам, к которым он относил:

  • адаптивность то есть умение приспосабливаться к воздействиям окружающей среды;
  • поддержание порядка;
  • целенаправленность, выраженную в стремлении достичь поставленных целей по отношению к окружающей среде;
  • интеграцию индивидов, как действующих элементов.

Что касается адаптации, то о ней Парсонс делал неоднократные высказывания, причем в разных контекстах. По его мнению, она является тем функциональным условием, которому должны отвечать любые социальные системы. Только в этом случае они станут способны выжить. Ученый полагал, что потребность в адаптации индустриального общества удовлетворяется благодаря развитию его специализированной подсистемы, которой является экономика.

руки на траве

Адаптация является тем путем, которым любая социальная система (государство, организация, семья) способна управлять своей средой обитания.

Для осуществления интеграции или сбалансированности социальной системы существует централизованная система ценностей.

При рассмотрении предпосылок выживания общества Парсонс развил идею М. Вебера, считавшего, что основу порядка составляет принятие и одобрение большинством населения тех норм поведения, которые поддерживаются эффективным государственным контролем.

Изменение социальных систем

Подобный процесс, по мнению Парсонса, является многогранным и носит довольно сложный характер. Все факторы, влияющие на изменение социальной системы, независимы между собой. Причем ни один из них не может рассматриваться в качестве первоначального. Изменение одного из факторов непременно отразится на состоянии всех остальных. Если перемены носят позитивный характер, то можно говорить о том, что они указывают на способность общества воплощать в жизнь заданные ценности.

радостные улыбки на лицах людей

Социальные процессы, происходящие при этом, могут быть трех типов:

  1. Дифференциация. Ярким примером такого типа общественного процесса является переход от традиционного ведения крестьянского хозяйства к индустриальному производству, выходящему за рамки семьи. Наблюдалась дифференциация в социуме и во время отделения высшего образования от церкви. Помимо этого, подобный тип социального процесса имеет место и в современном обществе. Он выражается в возникновении новых классов и слоев населения, а также в дифференциации профессий.
  2. Адаптивная реорганизация. Любая группа людей должна уметь приспособиться к новым условиям. Подобный процесс происходил с семьей. В свое время ей пришлось приспособиться к новым для нее функциям, продиктованным индустриальным обществом.
  3. Трансформация социума. Порой общество становится более сложным и дифференцированным. Происходит это за счет привлечения в него более широкого круга социальных единиц. Таким образом, в обществе появляются новые элементы с одновременным увеличением внутренних связей. Оно постоянно усложняется, в связи с чем изменяет свой качественный уровень.

fb.ru

Шон Парсонс

Шон Парсонс Film.ru Шон Парсонс

Shawn Parsons

Актер

годы активности 2006 — 2019

дата рождения 03.07.1977 (Рак)

рост 185 см.

псевдонимы

Актер

Люди в чёрном: Интернэшнл

7film.ru

6,5зрители

-IMDb

Плащ и Кинжал

5film.ru

5,9зрители

6,9IMDb

Мистер Булл

-film.ru

6,6зрители

6,9IMDb

Королева сахара

-film.ru

6,7зрители

7,5IMDb

Карантин

5film.ru

6,8зрители

7,2IMDb

Святые

-film.ru

-зрители

5,4IMDb

Слепая зона

7film.ru

7,2зрители

7,5IMDb

Морская полиция: Новый Орлеан

-film.ru

6,6зрители

6,8IMDb

Похорони меня

-film.ru

-зрители

7,6IMDb

Таинство

6film.ru

-зрители

6,1IMDb

Однажды в Нью-Йорке

-film.ru

6,5зрители

5,8IMDb

Во тьме

-film.ru

-зрители

5,5IMDb

Удалённые: Игра

-film.ru

-зрители

9,0IMDb

Торчвуд

-film.ru

7,0зрители

7,8IMDb

Как сын

-film.ru

-зрители

7,6IMDb


Хочу в киноХочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино 18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: [email protected]

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00

www.film.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *