Шляхта вкл: Материалы о шляхте и дворянстве

Материалы о шляхте и дворянстве

 ПОТЕРЯННЫЙ  МИЛЛИОН

Сегодня в Беларуси более миллиона человек имеют  корни, связывающие их

с историческим благородным сословием – шляхтой и дворянством.

Слово Шляхта происходит от немецких слов Slahta – род  и Schlacht сражение. Дословно – люди боя, воины. Это было благородное сословие, строившее и защищавшее Отечество в годы становления государства.

По преданию родоначальниками древних литовских = белорусских шляхетских родов были древние римляне. «Этой легендой литовцы пытались доказать свое древнее происхождение: они шляхта старая, римская, между тем как ляхи-поляки были люди простые, которые гербы свои получили в Чехах» (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1907).

Шляхтичей в Великом княжестве Литовском часто называли также рыцарями.

Почему шляхты было так много?

Во времена Великого княжества Литовского шляхта составляла 10-15% населения. Эта концентрация элиты, благородного сословия уникальна для Европы. С одной стороны шляхта представляла собой нерегулярное войско, вид ополчения, необходимого для защиты рубежей ВКЛ. С другой стороны шляхта была организационной структурой общества, образованной элитой, умеющей руководить, вести за собой.

Основным богатством шляхты были гонар і годнасць – честь и достоинство. Основными принципами шляхетской демократии были свобода и равенство.

Можно утверждать, что «… единственным носителем национального сознания белорусского народа являлась шляхта. Именно шляхта – образованная, знавшая свою историю и историю своих предков, имевшая духовные и политические идеалы – выражала душу народа» (В.В. Деружинский. Тайны белорусской истории, Минск, ФУАнформ, 2009).

Что значит белорусская шляхта

Речь Посполитая и, соответственно, Великое княжество Литовское никогда не имели официальной Герольдии как института регистрации гербов. Фактически функция регистрации гербов реализована в гербовниках Окольского, Папроцкого, Несецкого, Бонецкого и др., которые издавались начиная с XVI века. Хотя все первоисточники по истории шляхты написаны по-польски, говорить исключительно о

польской шляхте неправомерно, поскольку шляхта с одной стороны была многонациональной, а с другой стороны шляхта существовала и вне собственно польских земель.

Шляхтичами были поляки, литвины = белорусы, жемойтийцы = литовцы, украинцы, русские, татары, евреи. Приезжали на службу к польскому королю и великому князю литовскому из Шотландии и Дании, из Франции и Венгрии. Следует иметь в виду, что шляхта была и много конфессиональной: католической, православной, униатской, протестантской. В системе европейского благородного сословия шляхта выделялась прежде всего своей уникальной социально-политической ролью в структуре государства.

Исторически шляхта делилась по воеводствам: виленская шляхта, пинская шляхта, волынская шляхта и т.д. Поэтому белорусская шляхта – это древнее благородное сословие на территории Беларуси.

Как появился потерянный миллион

После раздела Речи Посполитой началась перерегистрация шляхты в российское дворянство. В результате этой перерегистрации более половины шляхтичей были вычеркнуты из благородного сословия и переписаны в мещане и крестьяне. В основном это касалось бедной шляхты, однодворцев.

В России дворян было меньше 1% населения, поэтому российское правительство беспокоила большая концентрация шляхты. Шляхта привыкла к своим правам, требовала к себе уважения, имела свой гонор — ведь в течение более четырех веков шляхта выбирала всю вертикаль власти, включая короля.

Окончательно шляхта была уничтожена после Октябрьской революции 1917 года. Представители многих родов навсегда покинули Беларусь. Физическое уничтожение, ссылки в Сибирь и в северные регионы России заставляли людей уничтожать документы о принадлежности к благородному сословию, изменять свои древние фамилии, чтобы не попасть под карающую руку органов власти «рабочих и крестьян».

Нужно ли искать потерянный миллион

Шляхетские традиции – это важнейшая часть нашей истории, наше национальное достояние. Шляхта на 300–400 лет древнее российского дворянства, имеет уникальные духовные исторические традиции. Наши шляхетские гербы – рыцарские гербы, неразрывно связанны с европейской геральдикой и историей.

К сожалению, сегодня еще не сложилась объективная концепция белорусской истории – героической и трагической. Именно история шляхты помогает по-новому взглянуть на наше прошлое – страну замков, страну рыцарей, страну гордого свободолюбивого народа.

Очень важное замечание сделал на коллегии министерства в январе 2010 года Министр культуры Павел Латушко: «Актыўнае вяртанне да традыцый будзе спрыяць і актыўнай самаідэнтыфікацыі, павышэнню нацыянальнай самасвядомасці беларусаў».

Можно ли найти потерянный миллион

Увы, зачастую тонкие ниточки связывающие прошлое и настоящее благородного сословия в Беларуси — это семейные предания, иногда только оригинальная редкая вещица – брошь, шкатулка, иногда выцветшая фотография.

Драматичны истории об уничтожении шляхетских грамот. Кто-то помнит, как после смерти бабушки дворянскую грамоту нашли за иконой. Достали… А она рассыпалась в прах – бумаг от сухости истлела. Кто-то помнит, как в течение нескольких лет искали закопанную гильзу от снаряда, в которой была спрятана дворянская грамота. Кто-то помнит, как уже в 70-е годы родители сожгли свой дворянский архив. Уже не расстреливали, не сажали, не высылали за дворянство. Но отец семьи занял номенклатурную должность и боялся за свою карьеру. 

Надеюсь, вскоре будут опубликованы эти семейные предания, воспоминания. Воспоминания наследников шляхты из потерянного миллиона.

Замечательно, что народная память до сих пор сохранила кое-что о шляхетном прошлом. Во многих деревнях помнят о шляхетских околицах, обычаях и нравах, сохранились дразнилки для некоторых шляхетских фамилий.

Как искать подтверждение шляхетности

Шляхетские энциклопедические словари содержат более 20 000 фамилий – «визитных карточек» рода. Эти издания составлены по принципу: фамилия – герб. Каждый желающий может легко найти отправную точку для изучения своего шляхетного рода. Надо только иметь в виду, что практически вся эта литература на польском языке (поэтому в Польше нет своего потерянного миллиона!). Совсем недавно появились украинские гербовники. В 2002 году Национальный исторический архив Беларуси начал издавать «Гербовник белорусской шляхты». Пока изданы тома на букву А (тираж 150 экземпляров) и на букву Б (тираж 300 экземпляров).

Все первоисточники – гербовники, шляхетские энциклопедии изданы на польском языке, и уже перевод фамилий с белорусского и русского языков на польский представляет в ряде случаев большую филологическую сложность.

Если фамилия есть в гербовниках то можно поискать документальное подтверждение дворянских корней в Национальном историческом архиве. Однако по объективным причинам сохранившиеся у нас документы охватывают лишь небольшую часть шляхетских фамилий. Многие документы, связанные с историей белорусской шляхты, оказались в архивах Литвы, Польши, России, Украины.

При этом следует иметь в виду следующее.

Если фамилия есть в шляхетских гербовниках, то вероятность того, что вы наследник благородного сословия большая.

Если найдена натуральная грамота начала XIX века о признании вашего пращура дворянином, то очень велика вероятность того, что Вы – потомок древнего шляхетского рода. Почему вероятность не равна 100%? Дело в том, что как только шляхту в XVIII веке обязали представить документы о введение в благородное сословие, появились «специалисты» по подделке исторических грамот. Официальный документ о признании шляхетского (дворянского) достоинства мог быть выдан на основании такой «липы».

И, наконец, если Ваш предок выслужил дворянство в Российской империи, и Вы располагаете официальным документом, вероятность генетической связи с благородным сословием почти 100%. Почему почти? Увы, передача фамилии не  всегда соответствует передаче генов.

Наследники шляхты

Мы живем в Республике Беларусь. У нас республика, а не сословное государство. Поэтому  корректно говорить о наследовании шляхетской традиции. Шляхетность – в отношении к своему прошлому. Шляхетность – в соблюдении кодекса шляхетской (рыцарской, дворянской) чести. Шляхетность в – поведении. Шляхетность – в чувстве собственного достоинства.

К наследникам шляхты обращены замечательные слова члена украинского геральдического общества, составителя «Правобеорежного гербовника» Евгена Черницкого:

Нащадки шляхти не зобов’язані звертатися до жодних сучасних державних чи громадських установ для формального підтвердження свого походження дипломом чи іншим документом. Наші предки, що походять від стародавніх князів, вже сплат

или свого часу в битвах “податок крові”, й тому ми отрымуємо право шанувати власний Рід і Герб фактом народження від шляхетних батьків. Інших доказів та дозволів не потребуємо.

Настоящее и будущее потерянного миллиона

Наследники шляхетских родов сегодня – и во властных структурах и среди руководителей предприятий, и в науке, и в культуре. Генетика шляхетских родов проявляется и в умении руководить, и в стремлении к образованию, и в сохранении своеобразного белорусского фенотипа (обратите внимание как много у нас по-настоящему красивых людей с благородными лицами и деликатными манерами).

В идеале шляхтич – это человек с твердыми моральными принципами, ответственный и деятельный, живущий в соответствии с кодексом шляхетской чести. В давние времена шляхтич мог быть небогатым, но в гражданских правах был равным самому королю, как в поговорке «Шляхцiч на гародзе роўны ваяводзе».

Память о своих предках гарантирует связь времен, превращает историю из сухих страниц учебника в живую часть семьи, рода. Человек проникается ощущением общей истории, общей земли, на которой жили его предки, и будут жить его потомки. Это и есть то, что называется патриотизмом.

Возрастающий интерес белорусов к своей истории – истории государства и конкретно своих предков  позволяет надеяться на то, что шляхетские традиции не будут забыты, а органично впишутся в нашу современность, дадут духовный посыл в будущее.

Председатель Минского собрания наследников шляхты и  дворянства

Игорь Чекалов — Шидловский

Литература

Адам Мальдзіс. Як жылі нашы продкі ў XVIII стагоддзі. Мінск, Лімарыус, 2001.

В.В. Деружинский. Тайны белорусской истории, Минск, ФУАнформ, 2009

Анатоль Цітоў. Геральдыка Беларусі. Мінская фабрыка каляровага друку. 2007.

Из истории благородного сословия в Беларуси и соседних государствах. Составитель Игорь Чекалов-Шидловский. Второе дополненное издание. Минск. Энциклопедикс. 2009.

Асабліва высока шляхта цаніла сваю “залатую вольнасць”. Яна сапраўды была больш значнаю, чым у дваран суседніх краін. Удзел у сейме, сейміках і трыбуналах дазваляў шляхцічу істотна ўплываць на знешнюю і ўнутранную палітыку краіны. Шляхта падпара дкоўвалася толькі тым законам, якія сама прымала. Практычна яна была незалежнаю ад цэнтральнай улады. Са словаў польскага гісторыка культуры Аляксандра Брукнера, шляхціча звязвалі з каралём толькі падымны падатак ды абавязак удзельнічаць у “паспалітых” войнах. Лагічным вынікам такой “свабоды” было самавольства.

                Прафесар Адам Мальдзiс

Шляхецкая культура Беларусі (ХVII—ХІХ стст.)

jivebelarus.net›culture/shlyhta-culture-on-…

sb.by›post/49182/

Старинная белорусская кухня

kp.by›Новости›news/524965

У Рэчы Паспалітай уся шляхта была роўнай у правох. Тытулы князёў і графаў прызнаваліся пераважна як замежныя (у Радзівілаў, Сапегаў і іншых), бо іх звычайна надаваў імпэратар Сьвятарнай Рымскай імпэрыі германскай нацыі. Толькі нашчадкам старадаўніх княскіх родаў захавалі княскія тытулы. Але ўсе гэтыя тытулы не давалі ўладальнікам перавагаў над астатняю шляхтай. Нават самы бедны шляхціц, які часам ня меў зямлі й сваіх сялянаў, тэарэтычна быў роўны магнату, напрыклад, Радзівілу. Адсюль зразумела, чаму найбагацейшы чалавек у Рэчы Паспалітай у другой палове ХVІІІ ст. – князь Кароль Радзівіл (па мянушцы Пане-каханку) – называў шараговага шляхціца “панам-братам”. Тэарэтычна кожны шляхціц мог быць абраны каралём. Усё гэта сьведчыла пра шырокую шляхецкую дэмакратыю.

Шляхецкі гонар быў натуральны й неад’емны для шляхціца.

Прафесар Анатоль Грыцкевiч

ЗЕМЛЯ ПОД БЕЛЫМИ КРЫЛЬЯМИ

petergen.com›krukowski/hrick.htm

                        Беларуская шляхта

lingvo.minsk.by›skc/asveta/szlachta.htm

Пераслед i ўцiск на засьцянковую шляхту праводзiўся касаваньнем яе шляхэтства, запiсам у aднаасобнiкi i забiраньнем у рэкруты, знявераная i абдзiраная чынавенствам, з памяцьцю ад дзядоv i бацькоў пра свае даўнейшыя свабоды i роўнасьцi грамадзянскiя, калi шляхцiц на нарадзе быў паважаны за роўнага з ваяводам, шляхта засцярожылася ў сабе i старанна захоўвала ў сваiх сэрцах ва ўсiх пакаленьнях любоў да Айчыны i дух пасвячэньня для яе, а ў звычаях хатнiх – народныя традыцыi з даўнiны.

Простая шчырая вера, пабожнасць i гасьцiннасць, любоў да айчыннай зямлi — гэта ва ўсе часы адметныя рысы засьцянковага шляхцiча.

Мiрон Нарбут

Шляхта околичная

petergen.com›lwk/szlachta/szlazasc.shtml

… больш істотным за любыя паперы і сведчанні продкаў па мужчынскай лініі (па мячы) было тое, каб шляхецкую годнасць за чалавекам прызнала мясцовая карпарацыя шляхты.

Паводле Даравальнай граматы дваранству1785 г., дастатковым … доказам высакароднага паходжання лічылася пісьмовае сведчанне дванаццаці дваран … на аснове якога дваранскі сход мог прызнаць шляхецтва і выдаць дыплом.

Кадыдат гістарычных навук Віталь Макарэвіч

«Антиразбор» шляхты.

Подделки дворянских документов и нелегальные нобилитации в Белоруссии в XIX в. Виталий МАКАРЕВИЧ (перевод с  белорусского).

dtzkyyy.livejournal.com›16039.html

Шляхта болезненно относилась ко всяким попыткам внешнего размежевания стана. В 1638 г. сейм отказался утвердить предложенный Владиславом IV орден рыцарей Непорочного зачатия девы Марии под тем предлогом, что вся шляхта — равная. Другим внешним признаком шляхетского равенства стало принятое в светских и сеймовых кругах обращение друг к другу — «пане браце», превращение шляхетской усадьбы, дворца, дома в недоступное для власти владение. Тогда ж зародилась и пословица — «шляхтич на загродзе равный воеводе». (Загрода — шляхетский двор за пределами крупного населенного пункта. Загродковая — простая, нередко совсем бедная шляхта)

Историческая судьба белорусского народа сложилась так, что он в громадной мере утратил память о своем прошлом, своей истории. Но в процессе становления белорусской государственности и дальнейшего развития белорусской нации обращение к прошлому, и прежде всего — к периоду Великого княжества Литовского, неизбежно. И здесь белорусы имеют преимущество перед многими народами «постсоветского пространства». Обращение белорусов к ВКЛ — это обращение к такому прошлому, которое значительно больше отвечает современным демократическим нормам и на которое можно значительно больше опираться при построении демократического государства, чем на исторические образцы и примеры прошлого многих других народов. Если гордиться в своей истории не завоевательными войнами и порабощением других, а близостью общественных порядков прошлого к современным нормам и ценностям, белорусам есть чем гордиться.

Профессор Георгий Голенченко

 Шляхетская демократия» в Великом княжестве Литовском

XVI-XVIII вв.

manarchija.org›halenczanka

yabloko.ru›Themes/Belarus/belarus-33.html

pawet.net›library/history…articles…Галенченко

Несколько шляхтичей из Польши находились в Париже, когда там разрушали Бастилию. Они были в восторге, что сметена крепость, в которую тиран осмеливался заточать свободных граждан без судебного приговора! Но одновременно мы читаем в шляхетских мемуарах, которые писались в XVIII в., однако публиковались лишь в XIX в., что у крупнейших польских магнатов имелись собственные бастилии. Такой магнат, если шляхтич ему не нравился, а служил при его дворе, мог его туда посадить. И никто по его поводу ничего не требовал, разве что у узника была влиятельная родня. Шляхтичи совершенно не замечали этих малых бастилий.

Профессор  Януш  Тазбир

http://www.novpol.ru/index.php?id=1527

http://www.inosmi.ru/world/20071127/238063.html

http://moskovia.su/forum/24-478-1

После смерти бездетного Сигизмунда II центральная власть в огромном польско-литовском государстве стала ослабевать. На бурном заседании сейма был избран новый король Генрих (Генрик) Валуа (годы правления 1573–1574; позже он стал Генрихом III Французским). При этом его заставили принять принцип «вольной элекции» (выборов короля шляхтой), а также «пакт согласия», которым должен был присягать каждый новый монарх. Право короля выбирать своего наследника передавалось сейму. Королю также запрещалось объявлять войну или увеличивать налоги без согласия парламента. Ему следовало быть нейтральным в религиозных вопросах, он должен был жениться по рекомендации сената. Совет, состоявший из 16 назначенных сеймом сенаторов, постоянно давал ему рекомендации. Если король не исполнял какой-либо из артикулов, народ мог отказать ему в повиновении. Таким образом, Генриковы артикулы изменили статус государства – от ограниченной монархии Польша перешла к аристократической парламентской республике; глава исполнительной власти, избиравшийся пожизненно, не обладал достаточными для управления государством полномочиями.

http://www.warszawa.ru/history_poland.html

Непосредственно польской спецификой являлось отсутствие каких-либо правовых разграничений в рамках рыцарской группы и внутренней иерархии, разделявшей рыцарей, согласно феодальным принципам, на вассалов и сеньоров. В качестве единственного сеньора многочисленной рыцарской группы выступал правящий князь, и каждый рыцарь чувствовал себя зависимым только от него.

… шляхте удалось отстоять фундаментальный принцип «ничего нового» — «nihil поѵі» (1505). Запрет на введение каких-либо новшеств без согласия представителей шляхты был закреплен в 1506 г. в своде законов, составленном по инициативе коронного канцлера Яна Лаского.

С начала XVI в. шляхта, превращаясь в «шляхетскую нацию», была уже полноправным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой, то есть республики — res publica.

 

Пастаўце сабе мэту: стаць чалавекам шляхетным. Задача не з лёгкіх. Хамам быць нашмат лягчэй. А быць шляхетным, ды яшчэ ў хамскім грамадстве – цяжка. Каб быць шляхетным чалавекам, недастаткова валодаць этыкетам. Шляхетны чалавек яшчэ адукаваны, працавіты, маральны чысты, патрыятычны да свайго народу і яго каштоўнасцяў (мовы, культуры, гісторыі, традыцыяў), высокаадукаваны, самаахвярны, фізічна падрыхтаваны, ведае і шануе свой род, з’яўляецца прыкладам у тым асяродку, дзе ён жыве, не прымае жабрацтва. І толькі тады, калі ў грамадстве узнікне дастатковы стан шляхетнага люду (шляхетная эліта), калі шляхецтва стане “модным”, наступяць кардынальныя змяненні ў краіне. Шляхетная эліта – гэта падмурак для нацыянальна-патрыятычных сілаў.

На этнічнай тэрыторыі беларусаў-літвінаў існавала ВКЛ, дзе рухавіком усяго прагрэсу была шляхта – гэта ёсць гістарычны падмурак для яе адраджэння. Сярод нашага насельніцтва жывуць тысячы грамадзянаў, якія з’яўляюцца нашчадкамі шляхецкіх радоў. І ў кожным родзе ёсць такія асобы, якімі проста нельга не ганарыцца.

       Галіна Арцёменка

Ці патрэбнае беларусам адраджэнне шляхецкага стану

 http://new.nashaziamlia.org/2008/03/1280/

Во времена Речи Посполитой дворянин мог быть небогатым, но в гражданских правах равным самому королю, как в поговорке «Шляхцiч на гародзе роўны ваяводзе». До войны в быту шляхтича еще можно было «вычислить». По характерному акценту — с обилием искаженных польских слов и выражений. По «гжечному» отношению к соседям. С другой стороны, когда две женщины разных сословий затевали спор, та, что с «гонором», могла оппонентку обозвать «мужичкой» или окинуть пренебрежительным взглядом. Кроме католической Гродненщины, много шляхты жило на Слутчине — здесь властвовали Радзивиллы, активно развивали земледелие и зазывали сюда дворян из всех уголков страны, даруя им наделы и крестьян. А меньше всего аристократии осело на Мозырщине — в традиционно малонаселенном регионе, соседствующем с нашей средневековой «Чечней» — неспокойной украинской «Казаччиной».

Софья Шумская, Виктор Корбут 

sb.by›post/48969/

 

Интервью с членом МСНШД Жанной Королёнок. 

 http://gazetaby.com/index.php?&sn_nid=48743&sn_cat=35

 

 

 

 

 

 

 

 

Герои, предатели и приспособленцы во времена «Потопа»

Современная историография войны между Речью Посполитой и Московией в 1654—1667 гг. представлена работами, освещающими ход военных событий, дипломатические отношения, людские потери. Однако лишь немногие исследования освещают повседневную жизнь людей в тот период. В этой статье мы попытаемся рассмотреть поведение шляхты ВКЛ и мотивацию ее поступков во время войны.

Шляхта занимала в тогдашнем обществе привилегированное положение, играла важную роль в системе управления государством. Кроме того, она была обязана исполнять воинскую службу. Поэтому естественно, что после начала войны шляхта оказалась максимально втянутой в вихрь событий, за исход которых она часто несла прямую ответственность.

Война охватила почти всю территорию ВКЛ и никому не дала возможности избежать ее последствий. Угроза могла исходить от кого угодно: от московских войск и войск ВКЛ, от соседей и родственников, от собственных крестьян и случайных людей. Смертельная опасность обусловила переживания людей за себя и свою семью, ближайшее окружение, за «малую родину» и за страну в целом. Она ставила перед необходимостью выбора линии поведения в чрезвычайных ситуациях. Инстинкт самосохранения толкал многих к выживанию любой ценой.

Начальный период войны (1654—1655 гг.) был благоприятным для московских войск. Они шли тремя группировками. Северной группой командовали бояре Василий Шереметев и Афанасий Ордин-Нащёкин. Войска центральной группы возглавляли князья Яков Черкасский, Никита Одоевский и Михаил Тёмкин-Ростовский. Южную группу вёл князь Алексей Трубецкой. Захватчики уничтожали и жгли всё на своем пути, убивали или брали в плен местных жителей вне зависимости от сословия, пола и возраста.

Практически полностью были разрушены города Мстиславль, Друя, Дубровно, Витебск, Горы, Минск, Клецк, Слоним, Новогрудок, Давыд-городок, Столин, Мозырь, Пинск, ряд других городов и местечек. В Ковно уцелели только два костёла, внутри которых все было разрушено, алтари, книги и гробы вывернуты, а женщины, которые находились при костёле, замучены. Такая же ужасная судьба постигла Вильню и ее жителей. В январе 1660 года войско князя Ивана Хованского учинило дикую резню в Бресте. Нашествие московских войск было подобно наводнению («потопу»), остановить которое долго не удавалось.

В ВКЛ фактически перестала действовать система управления. Основные документы с описанием событий в период войны появились только в начале 1660-х гг., когда стала возобновляться деятельность поветовых судов. Правда, магистраты в некоторых городах начали работать раньше. Города и воеводства были разорены и не могли платить налоги. Согласно постановлениям сеймов 1661 и 1662 гг. они получили освобождение от этих выплат.

Шляхта стремилась документально зафиксировать свои потери, тем более что к тому ее обязывало постановление сейма 1658 г. Имения на оккупированной территории были разрушены, движимое имущество отобрано, а частные документы уничтожены. Утрату последних шляхетские семьи переживали весьма болезненно, так как ликвидация семейного архива означала отсутствие доказательств на имущество, на ссуды и прочее. К тому же в огне пожаров погибли

Сильванович С.А. Поляки на территории Литвы и Беларуси с древнейших времен до середины ХІХ столетия

УДК 94(474/476)(=162.1)

Сильванович Станислав Алёйзович
Гродненский государственный медицинский университет
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук


Аннотация
Данная статья посвящена истории поляков на территории Литвы и Беларуси с древнейших времен до середины XIX ст. Польское население на территории Литвы и Беларуси сформировалось в результате длительного межэтнического взаимодействия западнославянского, балтского и восточнославянского населения. В этом формировании сыграли свою роль переселения поляков с территории Польши, но, главным образом, политическое, религиозное и культурное влияние Королевства Польского на Великое княжество Литовского.

Ключевые слова: Беларусь, Литва, литвинство, миграция, польскость, поляки, уния, шляхта, элита


Silvanovich Stanislav Aleyzovich
Grodno State Medical University
candidate of historical sciences, docent of the chair of social and humanitarian sciences


Abstract
This article describes the history of Poles in Lithuania and Belarus from ancient times to the middle of the XIX century. Polish population in Lithuania and Belarus formed as a result of long interethnic interaction of West, Baltic and Eastern Slavs. In this formation played a role in the resettlement of Poles from Poland, but mainly political, religious and cultural influence of the Polish Kingdom at the Grand Duchy of Lithuania.

Keywords: elite, gentry, Lithuania, migration, Poles, Poles in Lithuania and Belarus from ancient times to the middle of the XIX century, Polishness, union


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Сильванович С.А. Поляки на территории Литвы и Беларуси с древнейших времен до середины ХІХ столетия // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/05/6883 (дата обращения: 15.09.2020).

История поляков на территории Литвы и Беларуси берёт своё начало в VIII-XII вв., когда западнославянское племя мазовшан вошло в соприкосновение с балтскими и восточнославянскими племенами. Полоса западнославянского, балтского и восточнославянского пограничья протянулась от Тыкотина на западе до Налибокской пущи на востоке. При этом в условиях того времени общины вполне могли существовать, не взаимодействуя между собой и не угрожая друг другу. Причудливую мозаику расселения того времени сегодня можно реконструировать по названиям населённых пунктов и данным археологии. Последние, как замечает С.В. Донских, далеки от желаемой точности, поскольку до появления техники материальная культура любых народов, проживающих в близких природно-климатических условиях, будет практически одинаковой [1, c. 76]. И все-таки к типично польским артефактам, которые не могли быть объектами торговли и свидетельствуют о присутствии на данной территории западных славян, относят керамическую посуду с характерными для мазовшан чертами, керамические пряслица с линейным и волнистым орнаментом, височные кольца с эсовидным концом. Такого рода вещи были найдены в Волковыске, Новогрудке, Гродно, Индуре и других местах [2, с. 333, 335]. Следует, однако, заметить, что сколь-нибудь значительного влияния на этнический состав населения мазовшане не оказали, поскольку уступали по своей численности и балтским, и восточнославянским племенам. Тем не менее, начало польскому проникновению на данную территорию было положено. К началу ХI ст. относятся сообщения хроник о политическх и военных контактах между белорусскими и польскими землями. На протяжении ХІ-ХІІ вв. летописи фиксируют многочисленные матромониальные союзы между восточнославянскими и польскими правителями и практически полное отсутствие военных конфликтов. Польское присутствие на территории Литвы и Беларуси значительно усилилось в XIII-XIV вв., в результате формирования Великого княжества Литовского, которое сопровождалось многочисленными походами и грабительскими набегами литовских дружин на соседние земли. По некоторым данным, в Литву было выведено до 100 тыс. пленных, преимущественно с территории Мазовии. Некоторые могильники в Принеманском крае (Вензовщина, Кульбачино) содержат до трети мазовецких захоронений. Согласно средневековым хронистам в 1325 г. в связи со свадьбой польского королевича Казимира и дочери литовского князя Гедемина Альдоны в Литве получили свободу 24 тыс. польских пленных [1, c. 77]. Правда, часть польских и белорусских историков сомневается, что количество пленных было многочисленным. Анализ тапонимов на территории Беларуси и Литвы дал возможность, в частности Е.Охманьскому, утверждать нечёткость и слабость следов польского осадничества [3, с. 45]. Вместе с тем, убедительно опровергнуть утверждения средневековых хроник вряд ли возможно. Поэтому, соглашаясь с тем, что пленные в этнически чужеродной среде быстро ассимилировались, нельзя утверждать, что местное население имело исключительно восточнославянские или балтские корни.

Решающее значение в усилении польского влияния в ВКЛ стало польско-литовское сближение, которое началось с конца XIV в. – с момента заключения Кревской унии. По её условиям великий князь литовский Ягайло становился одновременно королём польским, а языческое население Литвы принимало католическую веру. Более высокий уровень цивилизационного развития Польши обусловил то, что именно она, а не Литва, стала образцом для подражания в объединённых персональной унией государствах. Первым свидетельством этого стало определение столицей государства Кракова, а не Вильно. И хоть Ягайло до конца жизни разговаривал на старобелорусском языке, со временем не польская аристократия стала переходить на него, а литовская стала разговаривать по-польски. Именно политическому, религиозному и культурному факторам, которые попеременно выходили на первое место, предстояло сыграть наибольшую роль в последующем формировании польского народа на территории Литвы. Первоначально этот процесс охватил элиту ВКЛ. Для разнообразного в этническом и религиозном плане служилого сословия Литвы и Руси польская шляхта становится обра

ШЛЯХТА — Советская историческая энциклопедия

(польск. szlachta) — в ряде стран Центр. Европы (особенно в Польше, Литве) наименование основной части господств, феод. класса, соответствовавшей дворянству. Первоначально Ш.- это рыцарство, низшая группа светских феодалов (в отличие от крупных светских феодалов — можновладцев). В процессе формирования в 14-16 вв. Ш. как сословия (см. Кошицкий привилей 1374, Нешавские статуты 1454, Радомская конституция 1505, Литовские статуты) за се пределами остался самый низший слой светских феодалов — негербовая Ш. (влодыки в Польше, панцирные бояре в Литовском княжестве). В то же время усиление политич. роли Ш. привело к юридич. включению в ее состав высшей группы светских феодалов — магнатов. В 16-18 вв. в Польско-литовском гос-ве утверждается гос. строй шляхетской республики. Спецификой польской Ш. была ее относит. многочисленность (в 16 в. она составляла 8%, а в Мазовии и Подлясе даже св. 20% населения) при наличии категорий малоземельной и безземельной Ш. (загродовая, застянковая Ш., Ш.-голота). Господств, привилегированное положение Ш. сочеталось с традиционным запретом обращаться к "нешляхетским" занятиям (ремесло, торговля и др.). После разделов в 18 в. Речи Посполитой Ш. была, как правило, уравнена с дворянством господств, нации; широкое распространение (особенно в части Польши, отошедшей к Австрии) получило приобретение высшей Ш. титулов (графы, бароны и т. д.), запрещенных в Речи Посполитой. Как одну из мер борьбы с нац.-освободит. движением царизм после Польского восстания 1830-31 применил "разбор" Ш.- перевод мелкой Ш. в однодворцы.

=====

Иногда термин "Ш." применяется также к сословию светских феодалов в Чеш. землях (высшая Ш.- паны, низшая — земане).

=====

Лит.: Karczmarczyk Z., Lesnodorski В., Historia panstwa i prava Polski, t. 2, 4 wyd., Warsz., 1971.

=====

И. С. Миллер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. шляхта — Шля́хт/а. Морфемно-орфографический словарь
  2. шляхта — сущ., кол-во синонимов: 5 дворянство 6 знать 64 потес 2 топор 25 шляхетство 2 Словарь синонимов русского языка
  3. шляхта — ШЛЯХТА ж. мелкое польское дворянство. || Тесла, род топора, обороченного поперек топорища или шляхтовища, рукояти. Шляхтич вообще поль

Джентри | NCpedia

Джоанн Г. Карпентер, 2006 г.

Джентри, также известный как «класс плантаторов», - это термин, связанный с колониальной и довоенной Северной Каролиной и другими южными штатами, который относится к верхнему среднему классу богатых джентльменов-фермеров, которые были хорошо образованы, политически проницательны и, как правило, происходили из успешных семьи. Дворяне в Северной Каролине также были в основном англиканскими по вере и социальным нравам. Они владели плантациями или большими фермами и управляли ими, владели рабами, контролировали контракты наемных слуг и сдавали землю в аренду фермерам-арендаторам.В конечном счете, дворяне несли ответственность патриархов, и жизнь многих людей зависела от их решений и планов.

В Северной Каролине восемнадцатого века сельские особенности в целом поддерживали размер земельных владений небольшими, но в каждой области были свои значительные семьи, которые строили особняки, много путешествовали, владели лошадьми и экипажами и носили прекрасную одежду. Женщины в этих семьях не работали и не готовили, а внимательно следили за домашней и кухонной прислугой и накрывали изящные столы.Плантации дворян были небольшими, самодостаточными городами, где люди, от квалифицированных ремесленников до неквалифицированных полевых рабочих, производили товары, необходимые для повседневной жизни - от продуктов питания (включая мясо, овощи и молочные продукты) до шерсти и хлопчатобумажных тканей.

Несмотря на небольшую численность и зависимость от деспотической экономической системы, основанной в значительной степени на рабстве, дворяне были жизненно важны для экономического и культурного роста восточной части Северной Каролины и Пьемонта. Члены дворянства развили свою собственную культуру, поощряя религиозные обряды и удовлетворяя, по крайней мере, самые основные потребности тех, за кого они несут ответственность.Они также сохранили твердую приверженность местной торговле и обществу, поддерживая церковь, защищая суды и помогая поддерживать порядок. Классовые линии среди американцев не были такими жесткими, как среди британцев; в колониях можно было перейти в класс дворян через тяжелый труд или брак.

определение дворянства по The Free Dictionary

«Да, по-моему, действительно так оно и было, - говорит она, - джентльмен говорит очень как джентльмен, и я очень ясно понимаю, что это так; и, чтобы быть уверенным, что этот дом известен как дом такой же хорошей репутации, как и любой другой. по дороге, как я бы сказал, часто бывает дворянство высшего качества, как ирландцы, так и англичане.Пастор здесь - захудалое место, сэр, не подходящее для проживания дворян. Что еще может сказать управляющий спектаклем? - Чтобы отметить доброту, с которой его приняли во всех главных городах Англии. который прошел Шоу, и где он был наиболее благоприятно отмечен уважаемыми проводниками публичной прессы, а также дворянством и дворянством. Он горд думать, что его Марионетки доставили удовольствие самой лучшей компании в этой империи. «Такая кровать, сэр, - ответил Джон Виллет; Да, такая кровать, как у немногих, даже из дворянских домов.«Теперь выставляемся внутри» - «Настоящий и единственный Джарли» - «Непревзойденная коллекция Джарли» - «Джарли - радость знати и дворянства» - «Королевская семья - покровители Джарли». Когда она показала этих левиафанов публичного объявления изумленному ребенку, она принесла образцы малой мальков в форме ручных банкнот, некоторые из которых были оформлены в виде пародий на популярные мелодии, например: «Поверьте мне, если все». Восковая работа Джарли такая редкая »-« Я видел твое представление в молодости »-« Над водой к Джарли »; в то время как, чтобы посоветоваться со всеми вкусами, другие были составлены с расчетом на более легкие и более шутливые духи, как пародия на любимый афоризм "Если бы у меня был осел", начиная с сыновья местной знати и профессиональных людей Кента, образование, достаточное для их нужд.Они построили что-то вроде большой трибуны для знати и дворянства, и они были там в полном составе со своими дамами. Люди в ней были помещиками, и они начнут задавать мне вопросы и заниматься обо мне. Она должна была дебютировать третьего января на великолепном балу, который ее мама предложила устроить всей знати и избранным дворянам О и его окрестностей на двадцать миль вокруг. Пора мне узнать дворян. Да ведь я выросла с ними из мелочи.«Вы говорите в такой знакомой манере об одном из землевладельцев Англии? Вы знаете, как быстро некоторые из дворян заподозрили нас в обмане и завышении платы; почему они стоят с кошельками в руках, считая их до пенни. и смотрит на нас, как на карманников.

GENTRY ▷ Английский перевод - Примеры использования Gentry в предложении на испанском языке

GENTRY ▷ Английский перевод - Примеры использования Gentry в предложении на испанском языке Эль сеньор джентри muestra una recta.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *