Скифское золото в эрмитаже: Галерея драгоценностей: золото скифов. Часть 1

Содержание

в Эрмитаже и крымское золото скифов, описание пекторалей и история находок курганов

Легенды о золоте скифов не дают археологам покоя многие годы. Упоминания о них можно встретить еще у Геродота. В определенный период скифы проживали на территории России и Украины, поэтому основная часть сокровищ находится именно в этих странах.

История

Первые золотые изделия скифов появились еще в конце бронзового века. В этот период мастера уже научились качественно обрабатывать металл. Чтобы понять ценность золота скифов, необходимо изначально понять, кем являлись сами эти люди.

Согласно древним источникам основные скифские племена проживали на территории степей Северного Причерноморья.

Их происхождение тоже вызывает споры. Считается, что первые скифы жили на побережье реки Днепр. Дольше всего племена скифов находились на территории Крыма. Однако еще в III столетии до нашей эры они были практически уничтожены войсками готов.

Скифами была создана самобытная культура. Память о себе они оставили за счет того, что хоронили представителей знати с большими почестями. Вместе с ними в гробницы укладывались самые дорогие золотые предметы, которые должны были им помочь в загробном мире жить с той же роскошью, что и при жизни.

Именно из-за этого многие люди занимаются поисками гробниц скифов и их изучением. Однако некоторых из них пугают мифы о заклятиях, наложенных на все украшения, захороненные в земле.

Ведь некоторые археологи, которые принимали участие в раскопках и брали оттуда дорогие предметы, умирали в таких курганах.

Из-за этого появлялись истории о том, что, когда человек находил золотые украшения, у него слу

ИСТОРИЯ СКИФОВ И ИХ ИСКУССТВА — Этносы

Скифский всадник, фрагмент попоны, украшенной отделкой из войлока, Пазырык, V-IV века до н. э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, (Россия)

Под общим названием «скифы» современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.

Полевые скифы Жизнь и обычаи скифских племен известны нам по описанию греческого врача Гиппократа (около 460 — около 377 гг. до н. э.). Гиппократ детально описал их диету, основанную на рыбе, бобах и луке. Он подчеркивал, в частности, важность овцеводства, дававшего скифам как мясо, так и молоко, из которого они делали сыр. Эти кочевники, скотоводы, объездчики лошадей, отличавшиеся могучей физической силой и воинственностью, увековечили себя в золотых изделиях — изображая не только бои, но и повседневную жизнь.

Крестьяне и покорители

Среди скифов различают три народности. Это царские скифы, которые жили к северу от Черного моря и контролировали всех остальных; скифы-пахари, жившие в деревнях, производившие пшеницу и заготавливавшие древесину, продаваемую затем на всей территории вплоть до Средиземноморья; и скифы-кочевники, которые занимались кочевым скотоводством. Сохранилось лишь очень небольшое количество скифских архитектурных памятников. Большинство дошедших до нас свидетельств этой культуры найдено археологами в захоронениях. Благодаря этим предметам мы знаем, что этот народ жил земледелием, скотоводством, а также военными походами.

Гребень из кургана Солоха V-IV века до н. э., золото, 12,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия) В этом изящном и дорогом предмете, украшенном сценой неистовой битвы проявилась не только воинственность скифов, но и их тяга к роскоши.

 
Золото скифов

Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.

Сокровища курганов

Курганы скифов — это насыпные земляные холмы, под которыми располагаются погребальные помещения, покрытые каменными и глиняными блоками. Усопшего оставляли здесь возлежащим на неком подобии колесницы, обставленной вазами с пищей, напитками и любимыми им при жизни бытовыми предметами, демонстрирующими его богатство — золотыми и бронзовыми кубками, украшениями, доспехами, оружием, а также тканями, неплохо сохранившимися в мерзлоте. Иногда рядом с телом хозяина клали принесенную в жертву его любимую лошадь, как знак наивысшего почета к усопшему воину. Об этом напоминает изображение гордого всадника на войлочной попоне, найденной в кургане Пазырык.

Два стиля: геометрический и реалистический

Для искусства скифов характерны два основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением. Первое — примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Возможно, олени были у скифов символами солнечного света. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.



В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей «Истории» Геродот, который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина «скифы»: этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др.), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские «раскосые и жадные глаза» — фантазия великого поэта.

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию — весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии.

Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т. д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть «европейскими скифами», не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно «савроматы», «массагеты», «саки», «сэ». Их мы будем называть «азиатскими скифами». Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и «чисто» скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Европейские скифы

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют «царскими», поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее — Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, — в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России и зарубежных стран. Они также хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью-Йорке).

Азиатские скифы

Геродот сообщает, что «скифы пришли из Азии». Многие исследователи воспринимают это как некую метафору, поскольку во времена Геродота Азия была уже за Доном. То, что в азиатской части Пояса Степей обнаружено очень много скифских вещей объясняют широким влиянием скифской культуры, центр которой был в Причерноморье, на окружающую периферию. О массовых находках золотых и бронзовых вещей в Сибири стало известно уже в конце XVII в., когда началось постепенное заселение Сибири русскими. Крестьяне при полевых и строительных работах, находили старинные бронзовые и золотые вещи.

Среди крестьян пошли разговоры о том, что это сокровища Чингисхана и его приближенных. В конце лета после уборки урожая и до начала дождей они собирались в небольшие артели «бугровщиков» (копателей бугров) и уходили на две-три недели в степь на промысел. Масштабы этих «раскопок» были столь велики, что молва докатилась до Москвы. Сначала царь Алексей Михайлович, а затем его сын Петр повелели выкупать у крестьян найденные ими вещи, чтобы сберечь их от переплавки в слитки золота и препровождать ко двору. Затем Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни «самодеятельные» раскопки курганов. Это был первый в России законодательный акт об охране исторических памятников.

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейскиих стран и США. Сделанные в типичной манере скифского «звериного стиля», они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

Сокровища долины царей. Могут ли тувинцы быть потомками скифов? | КУЛЬТУРА

Кто такие скифы – варвары или племена с высокоразвитой культурой? Ведь они не оставили ни письменности, ни городов, но судить об уникальной скифской культуре можно по курганам, обнаруженным в Туве.

«АиФ-Красноярск» выяснял, могут ли современные тувинцы быть потомками скифов.

Воины с рыжими волосами

Известно, что скифы — это древняя цивилизация, состоявшая из нескольких северных кочевых племён и державшая в страхе древних греков, не покорившаяся ни персам, ни Римской империи. Долгое время считалось, что бесстрашные скифы имеют причерноморское происхождение, и так как они были воинами-кочевниками, могли передвигаться на тысячи километров по Европе и Азии.

Версия о том, что скифы берут начало из Северного Причерноморья, подверглась сомнениям после открытия кургана Аржаан-1 и сенсационного открытия кургана Аржаан-2, расположенных на Турано-Уюкской котловине в Туве. Из-за обилия курганов эта территория была названа Долиной царей. По рассказам пожилых жителей республики, в старину в этих краях обитали рослые люди с рыжими волосами и зелёными глазами, которые считались храбрыми воинами и ловкими охотниками. Возможно, это и были скифы.

Мнение о том, что скифы берут начало из Тувы, закреплено датами обнаруженных здесь захоронений. Самым древним скифским курганом стал Аржаан-1, датируемый IX векомдо н. э. Считается, что это могила первого скифского царя данной местности. На 150 лет позже него отмечен курган Аржаан-2, раскопки которого производились с 2001 по 2004 год российско-германской экспедицией под руководством Константина Чугунова, Германа Парцингера и Анатолия Наглера. Есть мнение, что это могила последнего скифского царя на этой территории.

«В том, что культуры скифского облика появились на восточной части евразийского пояса и что курганы Аржаан-1 и Аржаан-2 фиксируют ранние этапы развития этих культур, сомнений нет. Это доказано, и научный спор снят, – утверждает в своей лекции о сибирских скифах

кандидат исторических наук, сотрудник Красноярского краеведческого музея Сергей Фокин. – Дать ответ на вопрос, являются ли современные тувинцы потомками скифов, мы не можем, так как не знаем ни языкового статуса скифов, ни их этнической принадлежности. Здесь главное слово за генетиками».

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Золото кургана

Аржаан-1, обнаруженный в 70-х годах прошлого века экспедицией под руководством Михаила Грязнова и Маннай-оола Монгуша, не только самый ранний, но и самый большой из скифских захоронений: его диаметр – 120 метров, высота насыпи – 4–5 метров. В нём были найдены останки 17 людей и более 160 лошадей.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Предполагается, что в большом кургане был захоронен царь, а в курганах рядом – знатные воины. Во все времена было достаточно охотников за сокровищами, поэтому неудивительно, что этот курган, как и многие другие, был разграблен. Но учёным повезло. Здесь найдены золотые серьги с бирюзовыми вставками, говорящие о том, что в те времена серьги носили не только женщины, но и мужчины, шейное украшение – золотая гривна, конские снаряжения – налобники, бляшки, нахвостники. Многие изделия из чистого золота, о чём свидетельствуют жёлтый цвет и проба, определённая учёными, – от 770-й до 990-й. Изделия изготовлены в характерном для скифской культуры зверином стиле.

Одной из интересных находок стало конское украшение – бронзовая бляха в виде свернувшейся пантеры диаметром 25 см и весом в полтора килограмма. Эта фигура, словно застывшая в вечном движении, олицетворяющая силу и мощь, образ вечного движения, вечный процесс перерождения бытия, сегодня является эмблемой Института истории материальной культуры РАН.

Хитрость древних

Открытие кургана Аржаан-2, датируемого второй половиной VII века до н. э., стала одной из немногих ярких сенсационных археологических находок современности, сделавшая на время Республику Тыва центром мира.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Самым удивительным оказалось то, что сооружение диаметром 80 метров и высотой 2–3 метра дошло до наших дней неразграбленным. Сохранить сокровище Долины царей – более 20 кг золота, более 11 тыс. предметов, свидетельствующих о высокоразвитой культуре скифского народа, – помогла хитрость древних номадов: главная могила с останками царя и царицы была расположена сбоку, а в центре – пустая камера-обманка.

При обнаружении изделия находились в биологической чёрной массе – разложившейся материи умерших две с половиной тысячи лет назад людей. Отреставрированные и начищенные до блеска учёными в Эрмитаже, сегодня они светятся мягким мерцанием под бронированными стёклами витрин в зале золота Национального музея Республики Тыва. Здесь каждый предмет является шедевром искусства.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

На витрине представлены украшения головного убора царя и царицы – бляхи из тонкого золотого листа в форме лошадей с подогнутыми конечностями. Детали: глаза, ноздри и уши – изящно инкрустированы эмалью и тонкой золотой проволокой. У царя на головном уборе фигурка оленя с большими ветвистыми рогами. Накидка царя украшена 2500 золотыми бляшками в виде  хищников семейства кошачьих – пантеры или барса. Очень интересны штаны царя, полностью расшитые мельчайшим золотым бисером диаметром менее 1 мм. На шее он носил массивную золотую гривну – символ царской власти. Это главный предмет коллекции весом в 1,5 кг и диаметром 23 см, украшенный десятью видами животных, словно движущихся по спирали в вечном движении. По центру гривны прямоугольный брусок, украшенный 137 пантерками. Видно, что одной фигурки не хватает. Видимо, эту гривну царь носил при жизни.

Фото: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

Среди украшений царицы золотая пектораль в форме полумесяца с изображением животных, а также две шпильки, украшавшие, скорее всего, её головной убор. Шпильки украшены такими же идущими по спирали животными, как на гривне царя. Большую шпильку длиной 35 см венчает полусфера, маленькую в 30 см – фигурка устремлённого ввысь оленя с большими ветвистыми рогами. Одни учёные считают, что олень в скифо-зверином стиле является символом смерти, другие видят в нём символ космоса и самой жизни, поднимающий человека после смерти к солнцу на своих золотых рогах. Накидка царицы также украшена золотыми бляшками в виде кошачьих хищников в количестве 2297 штук. При ней обнаружены бирюзовые, янтарные бусы и золотой браслет в виде плетёной косички, бронзовое зеркало и золотой ковшик.

Ценная находка, свидетельствующая о высокой цивилизации скифов, – кинжалы-акинаки царя и царицы. Рукоятки из золота украшены фигурками животных, а клинок – из железа, инкрустированного золотом. Наличие железа пок

Короче: золото скифов — СИБ.ФМ

О раскопанных курганах, Петре Первом и сибирской коллекции

Четыре крымских музея 16 января подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Пирсона, требуя вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция величиной около двух тысяч артефактов была вывезена из крымских музеев и Музея исторических драгоценностей Украины на выставку в музей Алларда Пирсона в начале февраля 2014 года. После присоединения Крыма к России возникли разногласия по поводу того, какой стороне должны быть возвращены экспонаты. Осенью 2014 года Украине вернули киевскую часть экспонатов, предметы из крымских музеев остаются в Нидерландах. Окружной суд Амстердама 14 декабря постановил, что коллекция должна быть возвращена Киеву. Во всей этой истории, крепко завязанной на политике, интереснее всего сами скифы. Сиб.фм в формате «Короче» разбирается, кем же они были, чем знамениты и откуда взялось их золото в музеях?

Кто такие скифы?

Если совсем коротко, то скифы — ираноязычный кочевой народ, живший в степях Южной России, Украины и Казахстана с VIII века до н. э. по IV век н. э.

Иногда под скифами понимаются только племена, жившие в Северном Причерноморье, между Дунаем и Доном, и описанные Геродотом и другими античными авторами.

В широком смысле к скифам и родственным им народам (сарматам, аланам, готам и другим) относят кочевников-индоевропейцев, расселившихся на огромной территории — от Алтая и Тувы до Венгрии, где и кончается евразийская Великая Степь. Культура их была достаточно однородной, хотя, конечно, менялась со временем.

А разве скифы — наши предки?

Не совсем. Славяне прямыми потомками скифов считаться не могут. Они были соседями скифов и испытали их культурное влияние. Мифы скифов отразились в русских сказках и былинах. В пантеоне киевского князя Владимира были боги скифского происхождения. Однако это народы одного индоевропейского корня.

Потомками скифов считают себя осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта. И действительно, язык их считается самым близким к скифским наречиям.

Так что в культурном смысле нынешние россияне вполне могут считать себя наследниками скифов. Особенно если учесть, что Россия — страна многонациональная.

Это античный народ или варвары?

Предметы искусства, которые изготовляли скифы и родственные им народы, в музеях обычно проходят по разделу первобытного искусства. Но это не более чем условность — конвенция, удобная искусствоведам.

На самом деле культура скифов — это самая настоящая античность, только не греко-римская, а наша, доморощенная.

Скифы были одним из самых известных античных народов. Скиф Анахарсис считался одним из семи величайших греческих мудрецов. В Афинах была поговорка об остроумных ораторах: «Говорит как скиф». Знаменитые амазонки — тоже племя скифского происхождения.

А что там с их кровожадностью и воинственностью?

Древнегреческий историк Геродот писал, что скифские племена изготавливали пергамент и плащи-накидки из кожи, содранной с вражеских воинов, шесты с головами убитых врагов ставили над кровлями жилищ, совершали человеческие жертвоприношения и даже пили кровь врагов. Подлинность таких описаний современные историки ставят под сомнение, поскольку Геродот часто писал, опираясь на рассказы разной степени достоверности.

Другое дело, что важную часть славы скифов составили их подлинные воинские доблести. Скифы первыми сделали конницу главным родом войск и искусно применяли тактику партизанской войны. В родных степях их не мог победить никто.

Привычка носить штаны или такое изобретение, как стремя — также скифско-сарматское наследие. Правда, европейцы усвоили эти новшества уже в Средние века.

Где археологи находят золото скифов?

Главный источник музейных коллекций скифского искусства — погребальные курганы, разбросанные по всей Великой Степи от Чёрного моря до Западной Сибири.

Скифы очень пышно хоронили своих покойников. Курганы на могилах их царей достигали 20 метров в высоту и содержали в своих недрах огромные богатства. Включая ювелирные изделия из драгоценных металлов.

Скифские поясные пластины, браслеты, накладки на оружие, гребни, ритуальные чаши и сосуды отличаются филигранностью отделки. В них часты мотивы борьбы животных — это знаменитый «скифский звериный стиль». Но встречаются и сцены повседневной жизни скифов.

А при чём тут три мушкетёра?

Об особом отношении скифов к золоту говорит их миф. Небеса послали сыновьям первого человека Таргитая три раскалённых золотых дара: плуг, секиру и чашу. Их не смогли взять ни старший сын Липоксай, ни средний Арпоксай. Только младшему Колаксаю дались они в руки; он и стал первым царём скифов.

Три небесных дара символизируют здесь три сословия: земледельцев, воинов и жрецов.

Подобное тройственное деление общества можно проследить у всех индоевропейских народов, включая славян. Отсюда же ведут своё происхождение христианская Троица, сказочные три медведя, былинные три богатыря. И даже три мушкетёра, хотя на самом деле их не три, а четыре.

А откуда у скифов золото?

Из тех самых мест, где начиналась золотая лихорадка в нашем отечестве — с Урала и с Алтая. О золоте этих краёв знали ещё в ранней Античности. Правда, сведения о нём носили легендарный характер.

Древние греки рассказывали, например, что где-то в стране гипербореев, на северном краю земли, золото добывают фантастические существа — грифоны с львиным туловищем, крыльями и птичьей головою. А с грифонами за это золото воюют одноглазые люди — аримаспы.

В этих россказнях была и толика правды. Изображения грифонов — один из частых мотивов скифского искусства.

Разумеется, на протяжении тысячелетий скифские курганы грабили все, кому не лень. Но кое-что осталось и на долю нынешних археологов.

При чём тут Пётр Великий?

Самая большая коллекция скифского золота хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Однако начало ей было положено при Петре Великом, когда никакого Эрмитажа ещё не было.

Петровская «сибирская коллекция» включала двести золотых изделий, присланных в 1715–1718 годах из Тобольска первым сибирским губернатором князем Гагариным.

Неизвестно, впрочем, сколько золота при этом прилипло к рукам Гагарина: вскоре его показательно повесили за воровство. Хотя воровство в те времена понимали расширительно: не только как лихоимство, но и как склонность к бунту.

Как бы то ни было, при Екатерине Второй «сибирская коллекция» стала частью сокровищницы Эрмитажа. Позднее её пополняли находки императорской Археологической комиссии.

В советское и постсоветское время сокровища из раскопок также по большей части передавались в Эрмитаж. Хотя кое-что досталось и другим музеям.

А рудознатцы при чём?

При том. Не надо думать, что князь Матвей Гагарин наладил в Сибири планомерные археологические раскопки.

В те времена по Сибири с разрешения петровской Берг-коллегии бродили ватаги рудознатцев — самодеятельные геологические партии.

В рудах и минералах неграмотные рудознатцы разбирались не слишком хорошо. Свои открытия они обычно делали по следам древних горных разработок, «чудских ям». Зато они охотно раскапывали древние курганы. Совсем как нынешние «чёрные археологи»
Пётр велел скупать их находки.

А как золото оказалось в крымских музеях?

Его там нашли. В 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи. Николай I приказал находки разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей осталась малая часть, коллекция со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

В 1960-х, после после включения Крыма в состав Украинской ССР, украинское правительство решило создать в Киеве музей исторических драгоценностей. Экспонаты туда передавались в том числе и из Крыма. Из Керченского музея древностей были вывезены практически все золотые предметы, в том числе находка 1964 года — погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

Короче, какая отсюда мораль?

Скифское наследство похоже на всю Россию. Сколько ни воруй, сколько ни передавай в дар — разворовать и раздарить дотла невозможно.

Короче, из Голландии скифское золото в Крым вряд ли вернётся, но наверняка будут раскопаны новые курганы и найдены новые скифские драгоценности.

Кроме того, скифское наследие включает не только золото. Это и мифы, сохранённые античными авторами. И прочно усвоенная тактика партизанской войны. И традиция пугать Европу своим скифским происхождением.

Скифское золото: важные находки и реликвии

Золото скифов — всемирно известный артефакт, часть мирового культурного наследия. С ним связано множество споров и спекуляций. Даже сейчас ювелиры не могут понять, каким образом скифским мастерам удавалось достигать такого уровня ремесла в те времена. Скифское золото пользуется популярностью на аукционах, а музеи борются за право его выставлять.

Захоронения скифов

В 7 веке до нашей эры в степях Северного Причерноморья обитал древний воинственный народ — скифы. Территория, на которых сейчас находят скифские поселения огромна, она занимает практически всю юго-восточную часть Украины и даже больше. Поначалу скифы не имели укрепленных поселений, племена были кочевыми.

Скифы славились своими набегами на страны Востока. На Запад они также совершали походы, где грабили земли европейцев. Другие цари всячески пытались договориться со скифами, они отдавали в жены своих дочерей, откупались дарами.

Скифское золото

Но скифы не были только воинами и разрушителями. Сейчас доказано, что они имели богатую культуру, занимались торговлей, земледелием, выращиванием скота. Только около 2 века до н. э. у них появились укрепления. Столицу Скифского государства — город Неаполь — археологи раскопали в самом центре Крыма около города Симферополь.

Скифы были связаны с греками, в их мифологии встречается упоминание греческих богов. А философы Древней Греции часто писали о скифах, богатейшие из которых переселялись в Грецию и принимали ее культуру и обычаи.

Как и другие народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому хоронили своих умерших со всеми почестями. Более того, при захоронении знатного скифа ему в могилу клали не только сокровища, но и жену со слугами, которых убивали. Особенно значимо происходило погребение скифских царей.

Обряд был подробно описан Геродотом. После смерти царя его тело долго возили по городам, а местные жители должны были скорбеть по поводу его кончины. Могилы царей были богатыми, в них клали золотые украшения, художественные изделия, оружие и насыпали курган.

Геродот описывал пристрастие скифов к ювелирным изделиям, которое подтвердилось на практике, когда начали раскопки захоронений. Были найдены не просто красивые предметы, а произведения искусства.

На скифских сокровищах изображались животные, сами скифы, сцены из мифологии. Характерное изображение животных даже породило такое понятие, как «скифский звериный стиль». По данным исследований, богатейшие скифы заказывали сокровища у греческих ювелиров, которые на тот момент достигли небывалого мастерства.

Самые знаменитые находки

В далеком 1853 году в Феодосии велись раскопки, вследствие которых было обнаружено множество ювелирных изделий и предметов быта скифов, которые представляли историческую ценность. Но самой уникальной находкой в тех раскопках были серьги. Они были выполнены в виде подвески и дисков. На диске были изображены сценки соревнований, а подвески покрыты филигранным узором тончайшей работы.

До сих пор современные ювелиры удивляются мастерству, с которым они были сделаны. Состав припоя и секрет пайки, с помощью которого они были сделаны, в свое время пытался разгадать сам Карл Фаберже, но так и не достиг успеха. Он попытался повторить изделие, но у него это не получилось, не смотря на то, что в его распоряжении было много на тот момент современного оборудования.

В 1862-1863 году раскопки велись неподалеку от столицы государства скифов Неаполя, на Чертомлыкском кургане. Он представлял собой двадцатиметровую насыпь с цоколем из камня. К сожалению, это погребение было разграблено давно, однако кое-что обнаружить удалось. Сначала ученые наткнулись на погребения слуг и лошадей, но когда они прошли дальше, то обнаружили останки наложницы царя.

В могиле наложницы присутствовали украшения из золота. Например, там нашли метровую серебряную вазу, которая была сделана в виде сосуда, краны которого были выполнены в виде голов коней и львов. Сосуд предназначался для вина и был украшенный тонкими рельефными изображениями скифов, укрощающих лошадей и других животных.

В 1903 году был обнаружен Келемесский могильник. Сначала его нашел охотник за сокровищами Шульц, и пока это не было обнаружено государством, он занимался переплавкой украшений и продажей драгоценных металлов и камней. Позже его обвинили в незаконных раскопках и ими занялись археологи. Эти погребения были богаты на скифское золото.

Там нашли большое зеркало из серебра, золотые чаши, диадему, кинжал и меч, обложенные золотом. А также множество золотых изделий, изображающие зверей. Кстати, не все из этого было сделано скифами. Как показали исследования, ритон в виде рога животного был только изготовлен скифским мастером, а вот орнамент наносил на него уже греческий ювелир.

Самым знаменитым из этих раскопок было серебряное зеркало. Его диаметр — 17 сантиметров, с одной стороны оно было заполировано, а с другой — покрыто сплавом золота и серебра. Зеркало разделялось на одинаковые секторы, которых было 8 штук, каждый из которых изображал персонажей из мифологии. Например, в одном из них у ног сфинксов лежала пантера, а в другом — бородачи, дерущиеся с грифоном. Сейчас эти находки находятся в Эрмитаже.

Но самым известным захоронением скифов до сих пор является курган Толстая могила. Он был обнаружен на территории днепропетровской области и являлся царским захоронением. Раскопки велись в 1971 году.

В Толстой могиле было обнаружено захоронение богатого воина, женское захоронение, захоронение слуг, а также впоследствии ребенка. Женщина была одета в роскошные платья, на которых красовались бляшки из золота, из него же и головной убор. На ее пальцах было одиннадцать золотых колец.

В этом захоронении также было найдено множество изделий в зверином стиле. Все они свидетельствовали о высоком мастерстве творцов и представляют как историческую, так и художественную ценность. Там находились сосуды из бронзы, кубки из металла. Были также скульптурные изображения, ювелирные фигурки зверей, изделия с орнаментом и вставками из эмали.

Жемчужиной это могилы стала знаменитая пектораль, которая и сейчас иллюстрирует золото скифов в учебниках и справочных источниках. Собой она представляла нагрудное украшение тончайшей работы, выполненное из золота. Вес изделия составлял один килограмм. Пектораль была украшена тремя ярусами изображений.

На нижнем ярусе были изображены мифические грифоны и существующие хищники из семейства кошачьих. Средний ярус содержал узор из растений с птицами. Верхний ярус украшали бытовые сцены. В центре находятся два скифа, которые изучают золотое руно.

Самая большая коллекция скифского золота до недавнего времени находилась в украинских и крымских музеях.

Судьба гробниц и важность сохранения реликвии

Одно из самых известных скифских захоронений — Чертомлыцкое, оно было разграблено еще много лет назад, когда вскоре после похорон туда прорыли тоннель грабители. Конечно, там кое-что осталось и археологам, но неизвестно, сколько всего было утрачено.

В 1884 году под Киевом археологов Гринцевич раскапывал Рыжановский курган, а вскоре после него местный житель обнаружил размытую дождем траншею. Несколько дней он тайно вел раскопки, которые привели к тому, что он выкопал множество украшений и амфору из золота. И даже после этого крестьянина другой археолог нашел еще 446 предметов.

При обнаружении древних захоронений кладоискатели не затрудняются определять историческую ценность сокровищ. Они считают, что такие зарытые предметы являются кладами, которые спрятали запорожцы или гайдамаки. Это приводит к тому, что теряется значительная часть наследия.

Сегодня скифское золото пользуется спросом на мировых аукционах древности в США и Европе. Оно появляются и уходит «с молотка» за огромные деньги. Например, недавно стандартная бляшка, имеющая форму оленя и выполненная штамповкой, при весе золота менее одного грамма, была оценена в 10 тысяч. А более редкую бляшку продали за 380 тысяч долларов.

Любители легкой наживы интересовались степными курганами еще в далекой древности. Поэтому малая часть скифских захоронений не была разграблена до того, как их обнаружили ученые. Тем не менее курганы преподносят все новые и новые открытия даже сейчас. И скорее всего, далеко не все сокровища скифов уже были найдены.

Скифские курганы — скифы

Карта скифских курганов

Сколько ходит слухов о скифах, и все они такие разные и загадочные… Скифы — это племена, которые жили на наших землях в 4-5 столетии до нашей эры. Особенно заинтересовали всех скифы тем, что после них было найдено очень много золота, и находят до сих пор. Из золота были принадлежности, элементы одежды, украшения и много чего другого. Тем более, что юго-восточная территория никогда не была богата на золото, ни до скифов, ни после них. Как же такое количество скифского золота могло попасть на наши земли и откуда оно взялось у скифов?
Скифы были племенами, которые постоянно занимались войнами и превозносили культ золота, возможно, это золото они отобрали как военные трофеи у других народов… Но это только предположение. Больше всего скифских курганов находится в Днепропетровской, Херсонской областях и в Крыму.

История скифских курганов

На этих территориях раскопано множество курганов и добыто много золота. Основные запасы скифского золота находятся сейчас в российском Эрмитаже, часть в Киевских музеях. Но ученые подозревают, что самый главный клад находится еще в земле. Скифы умели очень хорошо прятать золото, и делали курганы так, что даже после того, как в нем искали золото по много раз, ничего не находили. Наследство скифов дошло до наших времен благодаря тому, что у них был обычай вместе с умершим богатым скифом хоронить множество его драгоценностей, даже жен и слуг. Но среди драгоценностей, почему-то почти не было серебра или других металлов, было золото и его сплавы. Еще одно, что поражает сегодняшних ученых, то с какой точностью сделаны эти ювелирные изделия в 5 веке до нашей эры. На голове двух сантиметрового быка скифской золотой пекторали изображены египетские пирамиды. На многих украшениях из золота изображались люди, и там вся их одежда видна до мельчайших подробностей.
Многие ученые думают, что золото скифов несет какую-то информацию для будущих поколений, сакральный смысл и пытаются его расшифровать.
На сегодняшний день раскопано больше 15 курганов на Украине, из них больше десятка находятся недалеко от устья реки Днепр, и два в Крыму. Самые известные из них- это Толстая Могила, Куль- Оба и Солоха. Много курганов есть также на территории российского Краснодарского края. Это только те курганы, которые найдены учеными, а главное сокровище скифов может храниться под какой-нибудь совершенно не приметной насыпью.

Скифские курганы

 

Похожие статьи

Перевести скифский на испанский с контекстными примерами

Английский

Индо-скифские исследования, Кембридж, The University Press.

Испанский

Индо-скифские исследования, Кембридж, The University Press.

Последнее обновление: 2016-03-03
Частота использования: 1
Качество:
Ссылка: Википедия

определение скифского искусства и синонимы скифского искусства (английский)

Скифское искусство — это искусство, в первую очередь декоративные предметы, такие как ювелирные изделия, произведенные кочевыми племенами на территории, классически известной как Скифия, которая была сосредоточена в Причерноморско-Каспийской степи и простиралась от современного Казахстана до Балтийского побережья современной Польши и в Грузию.Это искусство, также известное как степное искусство, создавалось в период с VII-III веков до нашей эры до периода, когда скифы были постепенно вытеснены сарматами в течение длительного процесса, продолжавшегося с IV века до нашей эры до II века до нашей эры. Когда скифы вступили в контакт с греками, их произведения искусства оказали влияние на греческое искусство и испытали его влияние; также многие изделия были изготовлены греческими мастерами для скифских заказчиков. Скифское искусство, особенно скифские золотые украшения, высоко ценится музеями, и многие из наиболее ценных артефактов находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.Их восточные соседи, пазырыкская культура в Сибири, производили подобное искусство, хотя они относились к китайцам примерно так же, как скифы с греческой и иранской культурами. В последние годы археологи сделали ценные находки в различных местах этого района.

Произведения

Скифы работали с самыми разными материалами, такими как золото, дерево, кожа, кость, бронза, железо, серебро и электрум. Как кочевники, скифы работали с декоративными материалами для использования на своих лошадях, палатках и повозках, и многие из предметов были небольшими, чтобы их можно было переносить.Более ранние работы отражали традиции звериного стиля; в более поздний период многие изделия, особенно из металла, изготавливались греческими мастерами, которые адаптировали греческий стиль к вкусам и тематике богатого скифского рынка и, вероятно, часто работали на скифской территории.

Когда скифы процветали благодаря торговле с греками, они осели и начали заниматься земледелием. Они также основали постоянные поселения, такие как место в Бельске, которое считается столицей скифов Гелонус, с ремесленными мастерскими и греческой керамикой, заметной в руинах.В гробницах Пазырыка были найдены войлочные настенные ковры с аппликациями, изображающие Великую Богиню и антропоморфные звери, другие украшены геометрическими и животными мотивами. Археологи также обнаружили войлочные коврики, а также инструменты и домашнюю утварь ручной работы. Одежда, обнаруженная археологами, также была хорошо сшита, многие украшены вышивкой и аппликациями. Состоятельные люди носили одежду, покрытую золотыми пластинами.

В Добрудже

найдены работы из гранита

Скифские украшения с изображением различных животных, включая оленей, кошек, птиц, лошадей, медведей, волков и мифических зверей.Особенно впечатляют золотые фигуры оленей в полулежа: их длина составляет около 30,5 см (12 дюймов). Часто это были центральные украшения щитов, которые носили бойцы. На наиболее заметных из этих фигур олени изображены с поджатыми под туловищем ногами, поднятой головой и напряженными мускулами, чтобы создать впечатление скорости. Наиболее заметные из этих цифр включают примеры из:

Хотя золото широко использовалось правящей элитой различных скифских племен, преобладающим материалом для различных форм животных была бронза.Основная часть этих предметов использовалась для украшения конской сбруи, кожаных ремней и личной одежды. В некоторых случаях эти бронзовые фигурки животных, пришитые к жестким кожаным курткам и поясам, служили доспехами.

Использование формы животного пошло дальше, чем просто украшение, они, по-видимому, наделили владельца предмета подобным мастерством и силой животного, которое было изображено. Таким образом, использование этих форм распространилось на военное снаряжение, будь то мечи, кинжалы, ножны или топоры.

Основным оружием этой культуры верховой езды был лук, и был разработан специальный футляр для переноски тонкого, но очень мощного композитного лука. Этот футляр, «горит», имел снаружи отдельный сосуд, который действовал как колчан, и все его часто украшали сцены с животными или сцены, изображающие повседневную жизнь в степях. После 4 века до нашей эры, когда греческим мастерам было поручено украсить многие предметы повседневного обихода, возникло заметное продолжение греческих элементов.

Скифское искусство стало хорошо известно на Западе благодаря серии передвижных выставок из украинских и российских музеев, особенно в 1990-х и 2000-х годах.

Археология

Русские исследователи впервые привезли Петру Великому в начале XVIII века скифские произведения искусства, обнаруженные из скифских курганов. Эти работы составили основу собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Екатерина Великая была настолько впечатлена материалом, извлеченным из курганов или курганов, что приказала провести систематическое изучение произведений.Однако это было задолго до развития современных археологических методов.

Одним из первых памятников, обнаруженных современными археологами, были курганы Пазырык Улаганского района Республики Алтай к югу от Новосибирска. Название пазырыкской культуры получили находки: пять крупных курганов и несколько более мелких курганов в период с 1925 по 1949 год, открытые в 1947 году русским археологом Сергеем Руденко; Пазырык находится в Горном Алтае на юге Сибири. В курганах были предметы для загробной жизни.Обнаруженный знаменитый пазырыкский ковер — самый старый из сохранившихся восточных ковров с ворсом из шерсти.

Недавние раскопки в Бельске, Украина, обнаружили огромный город, который считается столицей скифов Гелон, описанный Геродотом. Найдены многочисленные ремесленные мастерские и гончарные изделия. Курган или курган возле села Рыжановка на Украине, 121 км к югу от Киева, обнаруженный в 1990-х годах, обнаружил одну из немногих не разграбленных гробниц скифского вождя, который правил в лесостепной зоне западная окраина скифских земель.В более поздний период скифской культуры ( ок. 250 — 225 до н.э.) недавно кочевой аристократический класс постепенно перенимал сельскохозяйственный образ жизни своих подданных. В кургане также было найдено много ювелирных изделий.

Открытие, сделанное российскими и немецкими археологами в 2001 году возле Кызыла, столицы российской республики Тыва в Сибири, является самым ранним в своем роде и предшествует влиянию греческой цивилизации. Археологи обнаружили почти 5000 декоративных золотых изделий, включая серьги, подвески и бусы.Фигуры содержат изображения многих местных животных того периода, включая пантер, львов, медведей и оленей.

Музеи

Золотые мемориальные доски, изображающие воскрешение мертвого богатыря (сакская культура, V век до нашей эры, Эрмитаж).

Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это старейшее и лучшее собрание скифского искусства. Музей в Мишкольце, Венгрия, также имеет примечательную коллекцию. Выставка «Скифское золото» стала частью ряда украинских выставок, включая Музей исторических сокровищ Украины, Институт археологии в Киеве и Государственный историко-археологический заповедник в Переяславе-Хмельницком.

См. Также

Дополнительная литература

  • Ридер Э. Д. (ред.) Скифское золото: сокровища древней Украины Abrams Inc, Нью-Йорк 1999
  • Б. Пиотровский, Л. Галанина, Н. Грач Скифское искусство Файдон, Оксфорд и Аврора, Ленинград 1987
  • Стоддерт, К. (ред.) Из земель скифов Музей Метрополитен, Нью-Йорк 1985
  • Шаррьер Г. Скифское искусство: Ремесла ранних евразийских кочевников Alpine Fine Arts Collections Ltd, Нью-Йорк 1979.
  • Bérczi Sz. Роль принципа Кюри в понимании паттернов симметрии сложных плоскостей: новые этноматематические отношения в древнем евразийском орнаментальном искусстве на основе археологических находок того периода 1. М. Б. С. и 1. М. А. Д. ФОРМА, 19/3. С. 265–277. Токио, 2004 г.
  • Боровка Г. Scythian Art Paragon New York 1967
  • Лехтинен И. (ред.) Следы среднеазиатской культуры на севере Суомале-Угрилайнен Сеура Хельсинки 1986
  • Райс, Т.T. The Scythians Frederick A. Praeger, Inc. Нью-Йорк 1957
  • Rolle R. Die Welt der Skythen Bucher, Люцерн и Франкфурт, 1980

Внешние ссылки

Рыжановка

Пиратов на море травы — Странный континент

Они пили, курили, грабили, совершали набеги и торговали через древнюю Азию. Встречайте скифов — самую смертоносную команду, с которой вы когда-либо хотели повеселиться.

Я пережил несколько удивительно интимных моментов в археологических музеях по всему миру.

Когда я смотрю в реалистичные глаза статуи, подобной статуе Эбих-Ила, или натыкаюсь на знакомое имя в древней надписи, кажется, что века тают, объединяя меня и другого человека через тысячи лет. На несколько коротких секунд мы встречаемся вне времени.

Но самый личный исторический момент для меня произошел в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия.

Я прогуливался по выставке доспехов, одежды и оружия, принадлежащих людям, которые правили Украиной, западной Россией и Сибирью в 500-х годах до нашей эры (примерно в то же время, когда Афины входили в свой золотой век, далеко на западе).В одном из этих стеклянных ящиков я столкнулся лицом к лицу с необыкновенной реликвией.

Это был кусок человеческой кожи, замороженный более 2500 лет назад в сухой почве сибирской тундры. Эта кожа с руки и плеча человека является холстом для некоторых из старейших сохранившихся татуировок в мире: фантастических зверей с рогами, копытами и изогнутыми клювами, которые явно представляют собой вершину художественной традиции, о которой мы почти ничего не знаем.

Сохранившийся фрагмент скифской кожи возрастом 2500 лет.
У меня такие же татуировки на плечах.

Когда я смотрел на этот 2500-летний лоскут кожи, я почувствовал эмоцию, которую очень трудно описать. Эта кожа была не просто произведением искусства; это была часть тела того человека, так как мои татуировки — это часть меня.

Некоторые из моих древних сибирских татуировок.

И я знал, что если я встречу владельца этой кожи на заснеженной равнине в 500-х годах до нашей эры, я смогу обнажить свою руку, а он — свою, и мы сможем исследовать кожу друг друга и сравнить наши чернила — и поделиться возможно, резкий кивок взаимного уважения.

Разница, конечно, в том, что я сделал эти татуировки потому, что их сделал тот человек; потому что я нашла их в Интернете, и мне понравилась культура, которая их породила, и я хотел украсить свое тело отражением этой культуры.

Музыкальное сопровождение к рассказу:

Их первоначальный владелец, с другой стороны, получил бы эти рисунки по причинам, которые мы понимаем лишь смутно — причинам, связанным, без сомнения, с шаманской природной религией, исповедуемой его народом, а также с художественными движениями и эстетическими школами, чьи имена и вундеркинды и великие дела давно потеряны для нас сегодня.

Все, что осталось от «более мягкой» стороны его мира, — это несколько клочков ткани и лоскуты кожи.
Скифский всадник в полном парадном наряде. И прежде чем вы спросите, да; это настоящий костюм. Я видел оригинал в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

У нас нет записей о великих поэтических эпосах его народа, их популярных песнях, их типичных блюдах, ритуалах ухаживания или любимых шутках, потому что они не писали. Мы не знаем, думали ли они даже о себе как о едином народе, как о конфедерации или даже как о субкультуре.(Как мы увидим через минуту, есть доказательства для всех трех возможностей.)

Однако подсказки, которые есть у и , очень соблазнительны. Почти все, что мы знаем об этом народе (или этих народах), мы получаем от их соседей — грамотных цивилизаций, таких как древние ассирийцы, греки, ахеменидские персы и даже китайцы Чжоу.

Скифский дворянин на коне.

Их собственное слово почти наверняка происходит от иранского корня сак — «идти; бродить.Это слово дало им имя, под которым они были наиболее широко известны в период своего расцвета, среди народов, с которыми они воевали, совершали набеги и вели торговлю по всему обширному континенту Азии: в древнеперсидском языке это были Sakā . На древнегреческом языке Σάκαι. На санскрите aka. на древнекитайском языке, Saik.

На своем родном языке они называли себя саками — Бродячими.

Но сегодня мы знаем их по имени, которое дал им Геродот: скифы.

На пике своего развития скифы свободно расселились по обширной полосе степей, простирающейся от Венгрии, Турции и Украины на западе до северного Китая на востоке; от Полярного круга на севере до Ирана и Афганистана на юге.

Евразийская степь: почти непрерывный пояс равнин от Украины до Маньчжурии; из Сибири в Иран.
Очень трудно передать письменно, насколько далеко зашла эта степная культура — как в пространстве, так и во времени.

Люди этой неумолимой земли вели, по сути, один и тот же образ жизни, с небольшими вариациями, по крайней мере с 3000-х годов до н.э. (эпоха шумеров), если не даже раньше.Они продолжали жить верхом, в палатках, прямо через европейское средневековье и промышленную революцию — и если вы поедете сегодня в Монголию или Казахстан (как я), вы увидите, что многие степняки все еще живут так же. прямо сейчас.

Степная жизнь современного Кыргызстана легко узнавалась бы человеку 3000 лет назад.

Но это не значит, что за все эти века ничего не изменилось.

Где-то около 3000-х годов до нашей эры — археологические и генетические данные продолжают отодвигать дату еще дальше —

Некоторые из этих степных народов открыли настоящую сверхдержаву: они приручили лошадь.

Впервые в истории человечества скорость и расстояние больше не ограничивались ногами. Теперь люди могли летать на , паря над землей на грохочущих копытах. Охотники могли ежедневно перемещаться на десятки квадратных миль в поисках еды, а воины могли выезжать на далекие поля битвы, чтобы совершать набеги на своих врагов.

С приручением лошади степная жизнь никогда не будет прежней. (авторские права на фото Майка Рейфмана)

До изобретения локомотива в 1800-х годах максимальная скорость передвижения человека по суше была эквивалентна скорости лошади.До разработки наземных мин и полностью автоматических винтовок конная конница была острием любой респектабельной атаки. Еще в 1910-х годах некоторые генералы все еще настаивали на том, что лошади никогда не устареют.

Поэтому неудивительно, что лошадь стала центральным элементом степной жизни, как и сегодня.

Как и команчи, скифы были кочевыми всадниками, знавшими свою пустыню наизусть. И, как и викинги, они были ненасытными пирующими и любили хорошую вечеринку после удачного набега.

Фактически, любовь скифов к выпивке была притчей во языцех древней Греции. В дополнение к крепкому (то есть неразбавленному) вину, древние источники упоминают, что они также пили и / или курили растение под названием сома или хаома , которое не было окончательно идентифицировано, но явно являлось каким-то психоактивным наркотиком.

Как я упоминал в своей статье Страх и ненависть в мировой истории , греческий историк Геродот пишет, что скифы построили потные домики, куда они бросали связки марихуаны на угли и вдыхали дым, пока не « выли как волки .”

Археологи не были уверены, сколько верить этой репутации (в конце концов, Геродот известен как историк из бульварной прессы) до 2015 года, когда они откопали скифскую могилу и нашли набор золотых бонгов, покрытых марихуаной и остаток опия. Так что мы просто скажем, что этим людям явно нравились вечеринки, и оставим все как есть.

Золотой бонг, найденный в скифском кургане на юге России.

Но, как и многие степные народы, скифы воевали не меньше, чем пировали.Подобно своим преемникам, гуннам и монголам, они были легендарными лучниками, причудливо соединенными с животными, на которых они ездили.

Греческие кентавры не случайно славились своим мастерством стрельбы из лука.

И, что больше всего раздражало своих «цивилизованных» соседей, скифы отказались стоять на месте и сражаться в генеральном сражении — факт, который, в сочетании с редкостью их постоянных поселений, делал практически невозможным захват их.

Несмотря на несколько кратких исключений (о которых мы поговорим чуть позже), эти люди оставались яростно независимыми на протяжении веков — порабощая местные народы и взимая дань, когда могли; совершают набеги с окраин, когда не могут.Для оседлых народов скифы-кочевники служили неприятным напоминанием о более древнем и диком мире, который просто отказывался умирать.

Для достаточно близкого современного приближения к скифам, обратите внимание на дотракийцев из «Игры престолов».
Кто именно эти люди? Откуда они взялись и как продержались так долго?

Скифы приглашают целый список заманчивых сравнений: Команчи. Чероки. Викинги. Кельты. Монголы. Гунны. Галлы. Hells Angels.И все же, хотя есть что сказать о каждой из этих аналогий, ни одна из них не затрагивает самую суть скифов — ту уникальную «скифскую сущность», которая делает их самими собой и никем другим.

Скифские воины на конях.
Ладно, ладно — а что такое «скиф»? Как близко мы можем подойти?

Скифы по своей культурной основе были индоиранским народом. Мы знаем это много — хотя, как и многие степные культуры на протяжении всей истории, они почти наверняка включали в себя людей самых разных национальностей, включая тюркские, монгольские и уральские группы.

На самом деле, как и кельты и монголы в более поздние века — и андроновские воины до них — скифы, возможно, были не столько единым народом или даже строгой конфедерацией, сколько сплоченной культурой мужчин и женщин, которые практиковал определенный образ жизни. Другими словами —

Термин «сака», возможно, изначально был не столько похож на термин «греческий», сколько на термины «байкер» и «пират».

Что касается образа жизни, то скифы «старой школы» были родственны тюркам, гуннам и монголам — или, если на то пошло, чероки и сиу.Они строили хижины из дерева и шкуры животных, охотились и совершали набеги в поисках еды и (судя по тысячам скифских курганов, которые мы выкопали) жили в относительно равноправном обществе, как это делали многие степные народы на протяжении тысячелетий, и все еще делаю сегодня.

Среди скифов, которые жили кочевниками в степи, и мужчины, и женщины могли ездить верхом, сражаться, командовать, накапливать богатство и передавать его своим потомкам. Фактически, некоторые историки (в том числе Геродот) связали скифов с легендарными женщинами-воительницами-амазонками.

Женщина-скиф-воин.

Большое количество различных скифских групп правили и совершали набеги на различные участки современной Украины, юга России, Сибири и, возможно, небольшие районы северного Китая в течение примерно 800 лет, с IX по I век до нашей эры.

Уже во времена древней Месопотамии скифы были силой, с которой нужно было считаться. В 600-х годах до нашей эры в ассирийских записях упоминается кочевой конный народ, называемый ашкузами, который почти наверняка был скифом.

Когда мидяне и персы объединились, чтобы разграбить город Ниневию и навсегда покончить с Ассирийской империей, ашкузаи были прямо на передовой, сражаясь вместе со своими собратьями-конными лучниками.
Скифские всадники сражаются с конницей Александра в битве при Яксарте. (Изображение Александра Дерученко)

Примерно 300 лет спустя, когда Александр Великий двинулся на восток, чтобы завоевать Вавилон, Персию и Бактрию (ныне Афганистан), он пошел по маршрутам, проложенным скифскими воинами и торговцами за много веков до него.

Везде, где Александр и его армия ехали, они встречали скифов и скифоподобных народов — иногда даже сражались с ними лицом к лицу, как в битве на реке Яксарт, где его пехоте удалось придавить и убить (он говорит) 1200 скифских лошадей. -лучники.

Армия Александра против скифов в битве при Яксарте

Между тем, древние китайские записи описывают конфликты с множеством различных групп кочевых лучников из степи, включая скифов и их предков.

Эти конфликты уходят так далеко в прошлое, что самые ранние китайские записи описывают битвы до того, как кочевники приручили лошадей .
Сюнну (родственники гуннов или, возможно, даже те же люди) осаждают Великую Китайскую стену.

На протяжении тысячелетий китайские губернаторы и генералы делали все возможное, чтобы справиться со скифскими, монгольскими, тюркскими, уральскими, енисейскими (сибирскими) и многонациональными племенными конфедерациями — с переменным успехом.Иногда конфедерации кочевников даже завоевывали большие территории Китая.

В отличие от своих более бедных собратьев в таинственных глубинах степи, которых китайцы называли «сырые варвары» ( shengfan 生番), «варвары, приготовленные на гриле» ( shufan 熟 番) на периферии, включая скифов, как правило, имели гораздо более тонкие — даже совместные — отношения со своими городскими соседями.

Скифские купцы и воины, моделирующие одежду со всей Европы и Азии.

В последующие годы некоторые скифские группы в Балтийском регионе обосновались в укрепленных городах-государствах, где они правили местным населением как богатая аристократия, известная как «Царские скифы». Но не все скифы почувствовали желание перестать скитаться.

Продолжающееся присутствие скифских курганов по всей евразийской степи ясно показывает, что многие группы предпочитали свободный образ жизни — и даже совершали набеги на своих городских собратьев.

Это разнообразие скифского образа жизни в сочетании с отсутствием свидетельств из первых рук от самих скифов может затруднить понимание того, что имеют в виду греческие и персидские писатели, когда говорят: «Скифы делают то-то и то-то.”

Скифская семья
Эти писатели говорят о всех скифах или только об определенных группах?

Например, когда Геродот пишет, что «Скифией» правит династия царей, он явно говорит о Царстве Скифии на берегу Черного моря. Но он также описывает «скифов-земледельцев» и «скифов-кочевников», которые живут дальше на восток в евразийской степи, которую (конечно, для ясности) он также называет «Скифией».

Иногда кажется, что он имеет в виду, что царские скифы балтийских городов-государств управляли всеми кочевыми племенами в степи (что определенно не имело места), а затем в других отрывках он описывает вольные скифские орды, которые отказываются подчиняться любому правителю.Иногда он называет определенные племена по имени, а иногда просто говорит «скифы», не уточняя, о каких именно.

Скифские мужчина и женщина.

Некоторые древние летописцы пытались проводить различного рода различия. Персидские писатели Ахеменидов, например, отделили «Сака с остроконечной шляпой» ( Sakā tigraxaudā ) от « Haoma — Пить Сака» ( Sakā haumavargā ), Но очень трудно понять, какое отношение эти ярлыки имели к различиям, которые эти народы проводили между собой.

Геродот утверждает, что все они называли себя «скифами» — но кто знает, правда? После 800 лет экспансии в Азии многие из них перешли к образу жизни, сильно отличавшемуся от кочевого образа жизни, который изначально принес им название «сака».

Царские скифы, в свою очередь, находились настолько далеко от степных варваров, насколько это возможно. Из своих центров власти в городах-государствах, таких как Херсонес, Синдика и Танаис на побережье Черного моря, они контролировали континентальную торговую сеть, соединяющую Грецию, Египет, Сирию, Персию, Индию и Китай.

Возможно, вы слышали о торговой сети, которую построили скифы. Сегодня он известен как Шелковый путь.
Скифская знать, около 300-х гг. До н. Э.

Скифские дворяне и женщины часто появляются в своих произведениях искусства в туниках из тонкого персидского шелка, а также в тканях, оружии, чашах, чашах и столовых приборах, изготовленных мастерами по всей Азии. Многие скифские князья и принцессы были похоронены с кладами тонко обработанных золотых украшений (а также упомянутых выше золотых «лечебных кальянов»).

ПЕРСПЕКТИВЫ № 147 — Золото скифских могил заставляет сиять Эрмитаж

ПЕРСПЕКТИВЫ № 147 — Золото скифских могил заставляет сиять Эрмитаж Это совершенное произведение золотого волшебства является частью щедрость грабителей, добытая Петром Великим.
Сара Херст

Похоронен в дохристианских курганах, раскопан грабителями и приобретенные Петром Великим для личной коллекции, На прошлой неделе долгая история скифского золота завершилась открытием великолепного выставка в Эрмитаже.

Ювелирные изделия, украшения и рукоятки для мечей, датируемые 7-м годом века до нашей эры, впервые с 1991 года выступают в России на публике.

Скифское золото выставлялось только в музеях за пределами страны после Галерея драгоценностей Эрмитажа была закрыта пять лет назад на реконструкцию.

«Я устал от людей, приезжающих сюда из-за границы специально для того, чтобы увидеть скифскую золото, и не в состоянии, поэтому мы выполнили работу так быстро, как могли «, — сказал Доктор Борис Пиотровский, директор Эрмитажа.

Многие из золотых артефактов были обнаружены грабителями могил на Севере. Кавказ, Западная Сибирь и Причерноморье в начале 18 века. век.

Среди сокровищ — доспехи с изображением пиршества и воина. защищаясь от мародерствующего грифона.

Не самый красивый предмет, но, пожалуй, самый большой — это ритуальная чаша метр (3,3 фута) в диаметре и ложку такого же размера.

Возможно неопровержимое свидетельство того, что огры из русских сказок действительно существовать?


  • Что: Скифское золото выставка
  • Где: Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная
  • Метро: Невский проспект / Гостиный двор
  • Стоимость: 40000 рублей (8 долларов) для иностранцев, 4000 рублей (80 центов) для россиян

© 1996 СПб Пресс

Скифский | древние люди | Британника.com

Созданная в 2009 году команда Archive Team (не путать с командой archive.org Archive-It) представляет собой коллектив мошенников, занимающихся хранением копий быстро умирающих или удаляемых веб-сайтов во имя истории и цифрового наследия. Группа на 100% состоит из добровольцев и заинтересованных сторон и расширилась до большого количества связанных проектов по сохранению онлайн и цифровой истории.

История изобилует сотнями конфликтов по поводу будущего сообщества, группы, места или бизнеса, которые были «разрешены», когда одна из сторон вышла вперед и разрушила то, что было.Когда исходный пункт разногласий будет уничтожен, дебаты отойдут на второй план. Команда Archive Team считает, что благодаря дублированию осуждаемых данных можно продолжить беседу и дебаты, а также сохранить богатство и понимание, полученные при хранении материалов. Наши проекты варьировались по размеру от одного добровольца, загружающего данные на небольшой, но важный сайт, до более 100 добровольцев, которые начали собирать терабайты данных, созданных пользователями, для сохранения для будущих поколений.

Главный сайт Archive Team находится в archiveteam.org и содержит актуальную информацию о различных проектах, манифестах, планах и пошаговых руководствах.

Эта коллекция содержит результаты многих проектов Archive Team, как текущих, так и завершенных. Благодаря щедрому предоставлению дискового пространства Интернет-архивом, многотерабайтные наборы данных могут быть доступны, а также использоваться Wayback Machine, обеспечивая путь к потерянным веб-сайтам и работе.

Наша коллекция выросла до такой степени, что в ней есть подколлекции для типов данных, которые мы получаем.Если вы хотите просмотреть содержимое этих коллекций, Wayback Machine — лучшая первая остановка. В противном случае вы можете покопаться в стопках, чтобы увидеть, что вы можете найти.

Архивная команда Panic Downloads — это полные раскрывающиеся списки существующих в настоящее время веб-сайтов, предназначенные для использования в качестве аварийных резервных копий необходимых сайтов, которые находятся под угрозой закрытия или которые будут очень упущены в случае внезапной потери из-за сбоев жесткого диска или сбоев сервера.

ИЗВЕСТНЫХ МУЗЕЕВ РОССИИ —

1. Эрмитаж — один из самых универсальных и уникальных музеев искусства и культуры в мире. Он расположен в Санкт-Петербурге, Россия.

Являясь крупнейшим музеем изящных искусств в России, он содержит всемирно известную коллекцию западноевропейской живописи, охватывающую период около 700 лет (13-20 веков). Здесь также находятся работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Веласкеса, Мурильо, а также картины Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса; замечательная французская группа холстов 18, , века; картины импрессионистов и постимпрессионистов.

Коллекции иллюстрируют искусство многих стран: Испании, Италии, Голландии, Германии, Финляндии, Великобритании, Швеции, Дании и многих других.

В музее также представлены европейские скульптуры: Роден, Микеланджело и многие другие выдающиеся мастера. Кроме того, в нем есть несколько отделов, представляющих искусство Китая, Египта, Индии, Греции, Рима, не говоря уже о скифском искусстве.

Посетители также восхищаются коллекциями гобеленов, тканей, оружия, слоновой кости, керамики, фарфора и мебели.Они могут полностью и серьезно изучить искусство и культуру прошлого.

Утратив свое первоначальное значение (жилище отшельников), название Эрмитаж вошло в нашу литературу и искусство и теперь ассоциируется с крупнейшей сокровищницей мировой культуры и искусства.

2. Третьяковская галерея. В нашей стране много замечательных галерей. Третьяковская галерея — самая известная и богатейшая картинная галерея в России и за рубежом. Он датируется 1856 годом.Он назван в честь своего основателя Павла Третьякова, который начал собирать русскую живопись в 1836 году.

В конце 60-х Третьяков начал собирать полотна художников -го, 18-го и первой половины 19-го -го веков. Он первым оценил новейшие тенденции русской живописи. В 1870-е годы он начал собирать портреты деятелей русской культуры, что было высоко оценено русской публикой.

Его брат Сергей также коллекционировал картины как русских, так и зарубежных художников, особенно французских и голландских мастеров.

Коллекции братьев были открыты для публики в 1874 году как частный музей и вскоре стали очень популярными. Спустя несколько лет, в 1892 году, братья подарили свою коллекцию картин Москве. Павел Третьяков оставался куратором этой галереи всю жизнь.

В 1918 году галерея и собрания картин были национализированы и преобразованы в государственный музей.

Сегодня в Третьяковской галерее много отделов. Некоторые из них посвящены великим русским живописцам Репину, Левитану, Рублеву, Серову и многим другим.Их картины отражают историю и красоту России, жизнь и душу русских народов, передают нам удивительные портреты многих выдающихся людей нашей страны.

Один из самых известных музеев Санкт-Петербурга — Русский музей , сокровищница национальной культуры. Он содержит более 300 000 произведений искусства и охватывает период с -го по век до наших дней. В музее находится одна из лучших коллекций русской живописи и самая большая в стране коллекция национальной скульптуры.Здесь также собраны огромные коллекции рисунков и образцов декоративно-прикладного и древнерусского искусства.

Русский музей расположен на площади Искусств. Спроектировал эту площадь великий архитектор и градостроитель Карло Росси. Михайловский дворец, в котором сейчас располагается Русский музей, был построен Росси между 1819 и 1825 годами для Великого князя Михаила, младшего сына Павла I.

Тысячелетняя история русского искусства представлена ​​в 130 залах музея, начиная с великолепных коллекций старинных русских икон известных русских иконописцев, таких как Андрей Рублев и Симон Ушаков.Здесь прекрасная коллекция портретов Антропова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского и других, скульптур Карло Бартоломео Растрелли, Шубина и других.

Русский музей периодически проводит выставки как в нашей стране, так и за рубежом. Картины и скульптуры из музея выставлялись во многих странах мира.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *