Скифское золото: Золото скифов в облаке мифов

Скифское золото: история и особенности

Конечно, первыми ассоциациями при слове «скифы» является представление курганов, диких наездников, покоривших территории Крыма и Причерноморья. До этого на землях жили греки, с которыми и произошло столкновение племен. Скифы смогли победить даже персов с помощью грамотных партизанских ходов. Поэтому культура и умственное развитие племени находилось на высоком уровне. Об этом также свидетельствуют раскопки курганов, где часто обнаруживают скифское золото.

Содержание статьи

 

Скифское золото

Сокровища скифов будоражили умы историков и археологов, поскольку о них упоминал еще сам Геродот в своих писаниях. Тем более что территории проживания скифов находились относительно рядом. Проживание племен в степях Украины длилось долго, поэтому производство изделий, в том числе и украшений, было налажено. Кроме того, скифы в ювелирном деле стали сотрудничать с греками, которые объяснили им тонкости работы.

Именно греки считались высококлассными ювелирами.

Особенности скифского ювелирного дела

Изначально украшения изготавливались только для верхушки поселения скифов, но потом изделия смогли себе позволить приобрести даже простые люди, правда количество золота в них было уменьшено. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называют — скифско-греческим искусством, а часть приписывают только изделиям скифов.

Скифское золото имеет характерные особенности, которые оценивают археологи:

  • Причина изготовления скифами украшений заключалась в том, что так можно было соперничать с греками и доказать могущество своего поселения.
  • Обязательно изделие должно было нести какой-то смысл, рассказывать сюжет или символизировать что-то. Изделия ради изделий никто не делал, поскольку их ценность была бы незначительной.
  • Несмотря на то что скифы были завоевателями, то есть варварами, они ничего не разрушали. Изделия славились тонкостью линий, завершенностью образов и изделий.
    Украшения объединили лучшие черты обеих культур. Чтоб отличить греческие украшения от скифских, нужно обратить внимание на мотив: если он связан с мифологией и античностью, значит, изделие сделано греками.
  • Существовали мужские и женские украшения. Отличить их можно было по мотивам изделия или внешнему виду. Мужские украшения были выполнены грубее, носили воинственный характер, и мотивы были связаны с войнами и завоеваниями или агрессивными животными.
  • Именно любовь племени к животным выделила отдельный стиль скифской культуры, который назывался «скифский звериный стиль». А также отдельные черты украшений указывают на то, что у поселений были свои религиозные обряды и они были жрецами.

Появление первых ювелирных украшений датируется концом бронзового века, тогда люди уже умели обрабатывать драгметалл, придавать ему форму и внешний вид. Так и родился прообраз современной ювелирной отрасли. Если говорить о самом древнем украшении наследия скифов, то его примерный возраст — 20 тысяч лет.

Большинство изделий было найдено в курганах. Курганы — это насыпи земли, которые имели погребальное значение. В таких местах хоронили только очень богатых скифов или храбрых воинов. А скифское золото обнаруживалось при раскопках археологами. Первые украшения нашли еще при правлении Петра первого: именно он понял, что курганами нужно заниматься, поскольку там хранится большое количество золота, и оно может быть разграблено.

Но из-за революционных процессов и смене власти во время Российской империи не было организовано четкой разработки и добычи украшений скифов.

Золото как часть культуры

Золото племена использовали именно потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид изделий, и они считали украшения оберегом даже в боях. Толщина таких вещей — несколько миллиметров, но они часто выглядели грубоватыми, поскольку скифам хотелось вместить как можно больше золота в изделие. А также существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображали головы животных, причем в объеме, а не в плоскости.

Самым распространенным считалось изображения оленя или козы — животных, которых видели племена. Но иногда попадались и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно. Распространены среди них такие изображения, как:

  • грифоны;
  • химеры;
  • сфинксы.

Несколько изделий могут похвастаться полноценным сюжетом, но также с неразгаданным смыслом. Возможно именно так скифы выражали мысли по поводу сотворения мироздания.

Остальные племена, которые располагались рядом со скифами, также пользовались их техникой обработки золота и изготовления из него украшений. Например, племена готов и гуннов принесли технику на территорию Европы, где ее переняли даже кельты. Именно мастера из Скифии считались лучшими ювелирами.

Хотя длилось такое торжество недолго, поскольку крымские земли и часть территории имели благоприятный климат, и было много желающих завоевать эту местность. Поэтому поселение скифов постепенно выместили и ассимилировали сарматы. Сарматские ювелиры больше склонялись к использованию своей мифологии и мотивов в творчестве, а также дополняли украшения драгоценными камнями, например, бирюзой или разбавляли творчество стеклом.

Где находят украшения?

Самые известные курганы на территории Скифии:

  1. Куль-Оба.
  2. Чертомлык.
  3. Солоха.

Именно там обнаружили массивные и красивые украшения, которые хотят заполучить себе все музеи мира. Часть скифского золота сегодня хранится в «Эрмитаже» (Санкт-Петербург), а остальная часть — в музеях Крыма. В 2017 году некоторые коллекционные экземпляры были вывезены на выставку за границу из Крыма, после чего украинской стороной были предъявлены претензии на право владения ими. До сих пор эти изделия не вернулись в музеи Крыма.

В связи с большим спросом на золото скифов, одесские мастера изготовили изделие самостоятельно и выдали его за корону Царя Скифии — Скилура. Этот «экспонат» долгое время находился на хранении в Лувре, пока не раскрылась настоящая история вещи и экспертиза не доказала поддельность изделия.

Самым знаменитым и подлинным украшением племени считается нагрудная пектораль. Она упоминается в каждом учебнике истории как венец скифского ювелирного мастерства и развития племени. Нашли ее во время раскопок кургана «Толстая Могила» на территории Днепропетровска. Раскопки велись под руководством Бориса Мозолевского, археолога и по совместительству поэта, который увлекался культурой племени. Действие происходило в 1971 году и казалось бесперспективным, но мечта ученого пересилила скептицизм исследователей.

Обнаружение золотой пекторали перевернуло историю и стало знаковым событием, поскольку работа была выполнена чрезвычайно точно, а вес изделия был больше килограмма. Полное значение и оценку сюжета пекторали не поняли до сих пор. Отдельные фрагменты, которые расшифрованы, дают возможность понять культуру быта скифов, их повседневную жизнь. Открытие стало полноценной сенсацией века. А вот второй склеп возле «Толстой Могилы» не раз подвергался ограблениям и действиям черных копателей. Несмотря на это, там обнаружили останки воинов, на которых были золотые венки, а их лица закрывались пластинами из золота.

Коллекция скифского золота насчитывает самые запоминающиеся и массивные изделия. Среди них:

  • браслет со сценами терзания оленя хищниками;
  • бляшка скифского всадника;
  • скифский браслет;
  • бляшка со сценой побратимства;
  • зеркало из золота;
  • налобник с нащечниками;
  • скифское ожерелье.

Кроме украшений или приспособлений из драгметалла, в курганах часто обнаруживают предметы быта скифов, которые больше несут историческую ценность, чем материальную. По поводу открытия известных изделий из золота выпускают монеты, марки и другие памятки. Сейчас добыча изделий считается по-прежнему перспективным и прибыльным направлением в археологии.

Золото cкифов. Солоха и Куль-Оба

 

«Любой археолог будет вам доказывать, что диадема — не цель археологии, ее цель отыскать как можно больше черепков и бусинок, чтобы определить пути миграции и уровень материальной культуры.

Но можете быть уверены, что археолог лицемерит. В глубине души он мечтает о диадеме, о неожиданном блеске в завале черной земли, о той редчайшей сенсации, презрение к которой — основа основ археологической гордыни».

Кир Булычёв «Поселок»

 

Археологи и историки, которые доблестно искали сокровища скифов, не раз сталкивались с разграбленными могилами. Сколько курганов было пробито, сколько техники использовалось — и всё насмарку. «Разграблено», — отмечалось в архивах документов по многочисленным раскопкам. Однако встречались и почти нетронутые усыпальницы.

 

Солоха — царский курган

 

Особое внимание археологов привлекал огромный курган, стоящий на левом берегу Днепра неподалеку от Никополя. Сколько ни пытались подобраться археологи к этому кургану — всё не могли. Решение о раскопка было принято еще в 1882 году. Тогда была выделена огромная сумма на то время.

Но вдруг из-за непредвиденных обстоятельств работа была остановлена. И только через 30 лет, в 1912 году, работа была возобновлена. Возглавлял эту работу русский археолог Веселковский Н.И., и это были его последние раскопки.

Сам курган был огромнейшим, на его раскрытие ушло огромное количество времени и сил. Два сезона, 12-го и 13-го года. Конечно, и этот курган грабители стороной не обошли, были видны следы разрушения. Но Веселковский знал, что курган огромный, и в нем должно быть не одно захоронение. Так что, возможно, грабители не дошли до самого конца, и там будут находки.

Сами раскопки в то время были простыми. Высота кургана — 18 метров. Снять огромный слой и продолжать копать глубже — проще простого. Это уже в дальнейшем рыли и бурили проходы.

 

 

Когда ученые сняли слой в 14 метров, им сразу стало ясно: всё разграблено. Однако с боковой стороны была дополнительная насыпь, и археологи продолжили раскопки вдоль новой насыпи. Оказалась, что это была боковая могила, и не простая, а царская.

Вдоль длинного коридора опустились в пещеру с тремя боковыми нишами. В самой большой лежал сам царь, в двух других были погребальный инвентарь — в основном, кухонная утварь. В главной нише археологи нашли царский тайник. Там всё лежало так, как 1000 лет назад.
Рядом со скифским царем был положен его меч с золотым эфесом в окованных золотом ножнах с изображениями зверей.

 

Ножны меча-акинака в золотой обкладке с рельефным тиснением

 

Еще большой интерес представляет один из серебряных сосудов, украшенный изображением сцены охоты конных скифов на львов. Художник, создавший эту драгоценную чашу, был превосходно знаком с обликом скифов, их одеждой и вооружением. На стенках изображена охота скифов на львов.


 

Но самой выдающейся находкой в кургане, прославившейся на весь мир, стал золотой гребень, лежавший у изголовья царя.

Девятнадцать длинных четырехгранных зубьев соединены фризом из фигур лежащих львов. А над ним — изумительная рельефная группа трех сражающихся воинов. Они длинноволосы и бородаты, одеты в характерные скифские одежды — кафтаны, длинные шаровары, а обуты в мягкие сапоги.

 

 

В могиле нашли и другие золотые украшения — так, на руках царя было 5 браслетов, на шее — золотая гривна и многое другое.

Отмечу, что в этом же районе, около Днепра, находится и ряд других крупных курганов — огромный древний погребальный комплекс. Это, очевидно, и есть то «кладбище скифских царей», которое тщетно искали археологи первой половины XIX века. Правда, неизвестно, когда курганы вновь будут открыты для историков.

 

Куль-Оба — еще один царский курган скифов

 

История обнаружения сокровищ в этом кургане очень интересна. Всё началось с того, что некий житель Керчи наткнулся на каменный склеп. Пробравшись туда, он увидел неимоверное количество драгоценностей — скифское золото. Прихватив, пару листов и пуговиц, этого сплава, он убежал прочь из-за разрушающегося над ним свода.

Позже туда пробрались моряки в 1821 году, и, забрав всё до пуговицы, отнесли своему капитану. Он позже отправил вытащенное из гробницы в Новороссийск, где далее сокровище отправили в одесский музей. Но потом всё как будто испарилось.

После 1830 года главнокомандующий флотом приказал строить дома отставным офицерам и матросам в Керчи, чтобы переслать их туда из Севастополя. Так как материалов не хватало, люди принялись снимать камни со склепа и стоить себе дома. Работа началась в первых числах сентября, и, ввиду того, что к наступлению зимы домики должны были быть готовы, офицеры торопили своих подчиненных. В Керчь потянулись обозы с камнем, и вскоре, заготовив достаточное его количество, солдаты прекратили работу.

За этим всем наблюдал Павел Дюбрюкс, он предположил, что склеп сделан человеком, а значит, это может быть скифский курган.
По приказу командующего солдаты трудились 3 дня, чтоб освободить курган от камней и дойти до гробницы.

 

 

Когда археологи с опаской спустились в склеп, они были разочарованы: при тусклом свете свечей их взору открылась ужасающая картина полного хаоса.

Дюбрюкс по этому поводу писал: «Разрушенные доски и бревна, изломанный катафалк, вероятно, служивший ложем трупу погребенной здесь женщины, повреждение стен, частью уже обрушившихся, частью угрожавших падением».

Однако это заключение Дюбрюкса оказалось преждевременным. Едва только начали расчищать погребальную камеру с целью ее обмера и зарисовки, как тотчас, словно из рога изобилия, посыпались находки — одна неожиданней, богаче и интереснее другой.

Погребения оказались совершенно нетронутыми! Все здесь лежало в таком состоянии, как в момент похорон тысячелетия назад. Лишь дерево, ткани и кости частично истлели и рассыпались.

В склепе были похоронены три человека. Главное захоронение принадлежало знатному воину, его тело возлежало на деревянном катафалке. Три дня усердно трудились археологи: расчищали склеп и находившиеся в нем вещи, извлекая их оттуда со всяческими предосторожностями. Работа велась в опасных условиях — в любой момент свод и стены склепа могли обрушиться.

Когда утром следующего дня Дюбрюкс вернулся на курган, глазам его предстала ужасная картина разорения. Вход в склеп был расчищен от камней. В неисследованной его части были отвалены все камни, угрожавшие падением со стен. Вход был расширен, а плиты пола были, несмотря на огромную величину, целиком выворочены! Ночью в склепе хозяйничали грабители… 

Скифские черты видны в Куль-Обе во всем.

Царь похоронен не один; вместе с ним лежит его супруга или наложница и слуга, которого умертвили, т. е. принесли в жертву, чтобы он сопровождал своего властелина в потусторонний мир. В могилу было положено оружие, большие запасы пищи (мясо в котлах) и вина, что соответствовало скифским обычаям и верованиям о загробной жизни. Царя сопровождает и его конь. Все ценности, найденные в кургане были отосланы в Петербург, и там все экспонаты были отправлены в музей.

 

Электрумовый кубок. Куль-Оба

 

Золотые бляшки с изображениями скифов.

 

Золотая бляха в виде оленя

 

Археологи познакомили нас с непревзойденными творениями античного искусства, которые восхищают миллионы людей, имевших возможность видеть их на витринах, а теперь и на выставках во многих городах разных континентов.

Побывав в Эрмитаже, перед этим простояв под дождем около 3-х часов, я также смогла посмотреть на эту красоту. Эти экспонаты до сих пор в Санкт-Петербурге. Смотреть на них — одно удовольствие! Вглядываясь в них, я не знаю, как описать свое восхищение.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Это наша история, цените её, берегите!

Дарья Гуменюк


Тайны и чудеса скифов. Кто 27 веков назад паял золото? | Общество

На головах — вороньи перья, на халатах — подвески из мёртвых летучих мышей, бараньих гузок и совиных ушей, в руках — обтянутые козлиной кожей бубны и хлысты из плетёных воловьих жил. Восемь тувинских шаманов торжественным камланием очищают, как они сами объяснили, пути для светлых деяний. Этим ритуалом традиционно открывается международный молодёжный лагерь на археологических раскопках, предваряющих строительство железной дороги Кызыл — Курагино.

С приходом «чугунки» жизнь одного из самых отсталых регионов России должна преобразиться. До начала укладки путей осталось всего ничего — год или два. Археологи идут вдоль будущей трассы — раскапывают 50 из более чем 80 обнаруженных здесь могильников. Руководит экспедицией Русское географическое общество, президент которого Сергей Шойгу, во-первых, уроженец Тувы, во-вторых, сам, будучи школьником, участвовал в раскопках в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС.

В прямом смысле золотые рыбки. Фото Савелия Кашницкого

На помощь археологам приезжают отобранные по конкурсу студенты-волонтёры: без их помощи археологам не справиться с огромным объёмом земляных работ.

«Скифские курганы на территории Тувы на целое столетие старше, чем такие же курганы в Северном Причерноморье, — поясняет «АиФ» Марина Килуновская, доктор исторических наук, замначальника Тувинской археологической экспедиции. — Скифская цивилизация заселяла степные просторы Евразии протяжённостью 7-8 тысяч километров.

Одиннадцать лет назад, раскопав царский курган Аржан-2, расположенный совсем недалеко от нынешней железнодорожной трассы, археологи извлекли золотые украшения общим весом 26 кг — сегодня они составляют уникальную коллекцию скифского золота Тувинского национального музея.

В нераскопанных могильниках, расположенных вдоль трассы, мы не рассчитываем на ценные находки. Но надеемся, что поймём, как проходили пути миграции населения, как формировался этногенез. Если же кроме скелетов там окажется что-то ещё, это будет настоящей сенсацией».

Алексей Карамышев и Татьяна Ершова из петербургского Института истории материальной культуры РАН руководят работами по спасательной археологии. Здесь, в долине реки Ээрбек, намечено вскрыть около десятка могильников, отмеченных на поверхности земли лишь крупными камнями.

«По могилам!» — зычно командует бригадир, и волонтёры расходятся по точкам. Студенты, вооружённые инструментом, напоминающим совки из детской песочницы, снимают 3-5 см дёрна, наросшие за два с половиной тысячелетия. Им строго-настрого запрещено касаться крупных камней, положение которых прин­ципиально важно для будущих исследований.

— Надеешься сделать сенсационную находку? — спрашиваю энергично копающего Николаса Клейн-Бэйра, студента-географа из Калифорнийского университета.

— Неплохо бы, — смеясь отвечает Ник, — хотя не это главное. Я ведь впервые оказался вне западной цивилизации.

О Туве вообще никогда не слышал. Мне всё здесь интересно: и шаманы, и исполнители горлового пения, и борцы тувинского стиля хуреш. Ещё точно не знаю, кем буду после бакалавриата: то ли этнологом, то ли археологом. Может, как раз эта экспедиция поможет мне определиться…

                                                               
Интересные факты
Зарубежные ценители искусства приезжают в Россию ради двух вещей: посмотреть скифское золото и архитектуру конст­руктивизма. Это то, чего нет на Западе. Скифы, кочевые племена Евразии, хоронили своих вождей в курганах, сопровождая их в лучший мир обилием золотых изделий, качество которых восхищало даже древних греков. Геродот писал о скифах как об умельцах, равных которым не было в Элладе.

В Кызыле четыре года назад открылось новое здание Национального музея с золотой кладовой, не менее богатой, чем аналогичное хранилище скифского золота в петербургском Эрмитаже. Основой коллекции стали находки царского кургана. Завотделом археологии музея Ольга Монгуш показывает мне не просто артефакты, получившие мировую известность, но уникальные изделия мастеров, живших в VII-VI веках до н. э. Их существование, казалось бы, противоречит здравому смыслу. Вот, к примеру, длинная золотая шпилька для волос, украшавшая голову «царицы». Венчает её изящная фигурка оленя «на цыпочках» с декоративными завитками рогов — «фирменный» признак скифского «звериного стиля». Четыре оленьих копытца припаяны к золотой пластинке точечной пайкой. Эта технология требует современного оборудования. Предположить его наличие у древних степных кочевников немыслимо.

Золотая подвеска к серьге «царицы» состоит из колец, обмотанных тонкой спиральной жилкой из тянутого золота. Это изделие требует от ювелира такой точности движений, которая невозможна без регулировки дыхания, способного порвать тончайшую нить.

Золотой бисер для изготовления ткани царских штанов состоит из нанизанных на тончайшие волокна шариков из золотой фольги диаметром 1 мм. Их даже нельзя взять пальцами — деформируются.

«В наших запасниках, — говорит О. Монгуш, — есть ещё много мельчайших предметов, сделать которые даже сегодня было бы чрезвычайно трудно. Ни разу не были найдены инструменты, которыми могли пользоваться древние мастера. Впечатление, что эти произведения ювелирного искусства каким-то образом попали в руки тех, кого мы по привычке именуем скифами. Это условное собирательное название. Никто точно не знает, кто составлял эту загадочную цивилизацию, оставившую нам только могильники — и ни одного жилища!»

На территории Тувы обследовано 392 кургана. Большинст­во были разорены ещё современниками. И каждые два-три столетия всякая цивилизация, приходившая на смену предыдущей, грабила захоронения предшественников. Все ценности, выставленные сегодня в золотой кладовой Тувинского музея, — это лишь то, что грабители по какой-то причине не унесли с собой: не заметили, обронили, пренебрегли… Дальнейшие раскопки — это всегда шанс открытий, таких, что прольют новый свет на загадочную цивилизацию скифов.

Что оставила в земле самая загадочная цивилизация в мире Курган Солоха на берегу

Днепра возле города Никополя, раскопанный сто лет назад экспедицией знаменитого археолога Николая Веселовского. Золотой гребень из Солохи стал украшением коллекции скифского золота в Эрмитаже.

Также в Эрмитаже хранится серебряная амфора из скифского захоронения Чертомлык возле того же Никополя. Скифы, украшающие лошадей, — рельеф с этой вазы теперь известен во всём мире.

В Мелитопольском кургане (юг Запорожской обл. Украины) найден деревянный футляр для лука, украшенный золотыми обкладками, а сцены из жизни эллинского героя Ахилла стали классикой скифского искусства.

Находки из Бердянского кургана (юг Запорожской обл. Украины), в котором был захоронен крупный скифский военачальник, экспонируются в музее драгоценностей Киево-Печерской лавры.

Краснокутский курган (правобережье Днепра на территории Днепропетровской обл.) раскопал в 1860 г. знаменитый русский археолог Иван Забелин. Находки хранятся в Эрмитаже.

Более 250 золотых изделий в скифском «зверином стиле» и серебряная с позолотой чаша найдены в Гаймановой могиле (Запорожская обл.).

СтоЛИЧНОСТЬ №9 (39), 11 июня 2013

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

Читайте также

 

«Золото скифов» снова в Крыму. Почему «140 предметов» так высоко ценятся | Наука | Общество

В Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник переданы находки нынешнего сезона археологических раскопок. Событие рядовое — такое случается каждый год. Нерядовым его делает любопытный факт. То самое «скифское золото», которое считалось надолго зависшим в Нидерландах, внезапно оказалось там, где ему полагается быть — в музее Крыма.

Аналоги имеются

В принципе, здесь нет ничего невероятного. Золотые предметы — не те же самые. А только аналогичные. Оказывается, если разумно и масштабно проводить археологические исследования, часть утраченных из-за политических конфликтов музейных ценностей можно восполнить естественным путём. О чём говорят два вполне сведущих человека. Например, главный хранитель Бахчисарайского музея Оксана Алпашкина. По её словам, найденные в этом сезоне и на этом месте золотые предметы абсолютно идентичны тем, что находятся сейчас в Амстердаме. Начальник экспедиции, Александр Труфанов, конкретизирует: «Наиболее значимая находка — погребение женщины в склепе, датируемое первым веком нашей эры. На ней был венок из золотых листьев, золотые серьги, золотое ожерелье и бляшки на рукавах, стеклянные бусы, в склепе мы нашли также сосуды. Рядом в разграбленном склепе мы нашли еще несколько золотых предметов. Всего было найдено 140 золотых украшений. Захоронение было для одного человека, что нетипично. Обычно в склепе до 20 захоронений. Видимо, все-таки ее статус был не мал. Среди находок, которые уехали в Амстердам — точно такие же золотые листья из венка, которые найдены нами. Эта находка совершенно точно аналогична артефактам из коллекции „скифского золота“. Все предметы переданы в Бахчисарайский музей и, уверен, вскоре станут его экспонатами».

Этому событию, разумеется, стоит порадоваться. Но, чтобы радость была полнее, чтобы стало понятно — ценности какого калибра восполнили собой зияющие пустоты музеев Крыма, нужно хотя бы бегло раскрыть обстоятельства места и времени.

Новое скифское золото, найденное в русском Крыму, заставит Киев нервничатьhttps://t.co/r2et8g55Cf pic.twitter.com/XzdDIApNs3

— XissUFOtoday Space (@xufospace) 13 сентября 2017 г.

Почти столица

Итак, место. Городище Усть-Альма, в некрополе которого и происходили работы сезона 2017 г. То есть это сейчас оно называется Усть-Альма. Во времена, когда там жила та самая женщина, владелица золотых украшений, название было другим. Каким? Ответ даст Страбон — древнегреческий историк и географ — известнейший и авторитетнейший учёный своего времени. Он знает 4 важных крепости скифов в Крыму — Неаполь, Палакий, Хабеи, Напит. Неаполь скифский — условная столица. А вот Палакий, «едва ли уступающий ей в силе и богатстве» — судя по всему, и есть наше городище. Кстати, действительно крупное — 6 га сама крепость, 5 га — некрополь.

Время, обозначенное начальником экспедиции — I век нашей эры. Более точную датировку мы узнаем, наверное, потом. А пока что можно предположить, что женщина была свидетельницей больших событий, связанных не только с историей Крыма, но и с планетарной историей.

Скифы как крупный народ, как стратегический игрок высшей лиги, к тому моменту уже почти сошли с мировой арены. Страх и ужас, который они наводили некогда на греков и на персов, остался в прошлом. Теперь они сами терпели поражение за поражением. Во-первых, из степей Причерноморья их вытеснили сарматы — народ родственный, но, так сказать, «небратья». Вытеснение проводили так: «Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился, и на наших глазах насиловали наших наложниц и жён. Мы были удручены этим событием».

Скифы против Рима

Это произошло лет за двести до интересующего нас времени. В течение этих двухсот лет скифы, оттеснённые в греческий Крым, то «примучивали» греков, то наоборот — доставалось уже скифам. Война шла постоянно. Но казалось, что скифам не устоять — давление было слишком сильным. Противоборство с Митридатом Евпатором, именем которого потом назвали всем известный город, окончательно низвело их до уровня «почти под плинтусом».

И внезапно как раз в I веке нашей эры ситуация резко меняется. Скифы воспряли духом. К середине указанного столетия все их крепости были отстроены заново. Они вновь стали угрожать своим соседям, в том числе и греческому Херсонесу. 

Ясное дело, что война, а также восстановление крепостей стоит немалых денег. Вот как раз эти деньги, только в виде золотых женских украшений, нашли в этом сезоне. Своего рода послание краткого, но очень мощного скифского рывка. В конце концов, найденные предметы — не какие-то вульгарные золотые побрякушки. Нет, это ювелирные изделия высокого класса. Так, один из золотых перстней украшен геммой, а на другом — изображение играющего Амура. Трилистники погребального венка, ожерелье из миниатюрных золотых амфор — изделия нерядовые.

Не исключено, что эта скифская женщина дожила до 63-68 гг. нашей эры. Если так, то она была свидетелем серьёзного триумфа своих соплеменников. Как раз тогда Херсонесу пришли на помощь римляне. И не кто-нибудь, а участник завоевания Британии, легат Мезии Тиберий Плавтий Сильван Элиан. И явился не с каким-нибудь сбродом, а с VII Клавдиевым и VIII Августовым легионами. Но «железная поступь железных когорт» на этот раз дала осечку — скифов сумели только отбросить от Херсонеса. А вот занять их территорию не удалось. Легионы были отозваны. «Варвары» доказали своё право на Крым с оружием в руках. Законный повод для гордости — примеров, когда после визита легионов в области оставалось хоть что-нибудь живое, чрезвычайно мало.  

Так что это — не просто «140 золотых предметов». Это — живое свидетельство тех времён, когда на земли Крыма приходила Большая История в тяжкой силе и славе.

Золото Сибирских скифов, их оружие и реконстркция воинов — Альтернативный взгляд Salik.biz

Под напором фактов «специалисты» неохотно соглашаются, что с VII в. до н. э. и до IV в. н. э. от Дуная на западе и до плато Ордос на востоке в Китае сложилась «культурно-историческая общность, называемая скифо-сибирским миром». Мир этот — «очень схожие археологические культуры»: саков в Казахстане, савроматов в Заволжье и Южном Приуралье, пазырыкской культуры Горного Алтая, тагарской культуры в Минусинской котловине, культуры плоскогорья Ордос и других культур. Здесь мы можем познакомиться с золотыми изделиями и оружием сибирских скифов, с реконструкцией сибирских воинов разных эпох, узнать о родине первой боевой колесницы, а также попытаемся узнать о происхождении нашего герба — двуглавого орла.

По одной из легенд говорится, что первым на этой земле, появился человек по имени Таргитай. Его родителями были Зевс и дочь реки Борисфена (Днепр). У них было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От старшего Липоксая произошел род скифов авхатов — жрецы, от Арпоксая произошли катиары и траспии — земледельцы и скотоводы, а от младшего Колаксая — царственные паралаты — воины и цари. Все вместе они называются сколотами, по имени царя. Скифами их назвали греки. Территория Скифии была разделена Колаксаем, первоначально на три царства между своими сыновьями и одно из них он сделал наибольшим: то, в котором хранилось золото. На некоторых картах иногда можно увидеть надпись: «стерегущие золото грифы».

— Salik.biz

До сих пор на территории Сибири находят артефакты, подтверждающие былую славу народов ее населяющих. Могли ли такое изящество, такую красоту создать дикари, варвары, люди говорящие непонятные вещи, почти как звери? Конечно нет, это люди высокой культуры и мы должны гордиться своими предками.


Сибирь — прародина многих народов. Впервые о культуре скифов стало известно именно с территории Сибири, благодаря тому, что Петр I стал собирать Сибирскую коллекцию скифского золота. Началось всё с того, что царь Петр I (1689-1725 гг.) в начале VIII века получает в подарок от Демидова коллекцию золотых предметов из сибирских курганов. Это событие можно рассматривать как отправную точку в деле изучения скифов Сибири, и именно этот период положил начало Сибирской коллекции.

Первые организованные раскопки скифских захоронений в Сибири, проводились во времена правления Петра I. Запретить разграбление захоронений он не мог, потому, что уже сложились целые поколения бугорщиков, поэтому стал щедро оплачивать добытые артефакты. В результате этого были обнаружены прекрасные находки, изготовленные из драгоценных металлов, хранящиеся в Эрмитаже, в Санкт — Петербурге.

Тысячи и тысячи скифских могил-курганов в Сибири были разрыты и уничтожены только в течении XVIII в. Бесценные произведения скифских ювелиров безжалостно переплавлялись в золотые и серебряные слитки. То, что находится в Эрмитаже, это лишь малая часть от огромных богатств сибирских скифов, большинство уникальных памятников скифской культуры погибло безвозвратно. Уничтожались не только предметы из драгоценных металлов, но и выбрасывались ненужные вещи. Сколько учёных и представителей властей участвовало в этом грандиозном разграблении неизвестно, но они не могли быть к этому безучастны, количество сокровищ измерялось тоннами. Пострадала, конечно же, скифская история, которая из-за простого невежества потеряла часть источников, которые уже никогда не восстановить.

В курганах найдены сотни скифских золотых предметов с изображёнными на них скифами. Незначительная часть артефактов скифского времени нам также поясняет, что их состав был многонационален, так же, как и во времена Российской Империи, Советского Союза и эти малые народы сохранилась до наших дней.


В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. В больших количествах их можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Отличительная черта скифов — это оленные бляхи.

Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейских стран и США. Сделанные в типичной манере скифского «звериного стиля», они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов. Собрание «звериного стиля» в Эрмитаже дает возможность оценить духовную и художественную близость образов большой группы народов, которую греки называли скифами, а персы — саками.

У воинов скифов был свой покровитель — это олень с ветвистыми рогами, символизирующий быстроту, огненные языки пламени и сияющее солнце. Оленные бляхи скифов воинов встречаются повсеместно, почти на всём евразийском континенте.

 В Горном Алтае на высоте 1600 метров над уровнем моря находится урочище Пазырык, там были обнаружены курганы, под которыми покоились родовые могилы знатных воинов или племенных вождей, живших в 5-2 веках до нашей эры.

 В 1929 году археологами под руководством академика С.И.Руденко был раскопан 1 Пазырыкский курган, захоронение скифского периода. В 1947-1949 гг. М.П.Грязновым и С.И.Руденко в урочище Пазырык были исследованы ещё 5 больших курганов, поражающих своими размерами и древностью. Исследователям курганов стало ясно, что еще в древности курганы были ограблены. Грабители проникли внутрь кургана через узкий лаз, со временем потолок погребальной камеры обрушился, завалив помещение бревнами средней толщины, их было около 300 штук. Над бревнами возвышалась насыпь, высотой в 2,2 метра и диаметром 47 метров.

Вечной мерзлоты в Горном Алтае нет, но в погребальную камеру проникла вода и замёрзла там, на долгие тысячелетия, сохраняя всё древнее содержимое погребения, как в морозильной камере.

В ледяной камере сохранились не только предметы из драгоценных металлов, но и вещи из дерева, кожи, шерсти, кости, волос, которые не доживают до наших дней в других курганах. Сохранились даже скифские ковры с древними мифическими сюжетами.

Этот ковёр самый древний из всех. Шерстяное ворсовое полотно соткано с изображением оленей, лошадей, грифонов.


В деревянном саркофаге хорошо сохранились мумифицированные тела мужчины — знатного воина и женщины. В кургане обнаружены останки лошадей, на мордах четырёх коней были надеты ритуальные кожаные маски с рогами.

Интересна также реконструкция Сибирского воинства разных эпох. Восстановлено по археологическим находкам захоронений по всей территории Сибири.

1) Кулайский таежный вождь; 2) Воин VI-IX вв. Томского Приобья; 3) Воин Усть-Ишимской культуры таёжного Прииртышья VIII-XII вв. (Рядовой таежный воин эпохи викингов). Реконструкция по материалам памятников Омского Прииртышья и Нижнего Приобья.

4) Тяжеловооруженный воин VIII-XII вв. Реконструкция по материалам Среднего Приобья.

5) II-IV вв. Реконструкция по материалам Сидоровского и Исаковского могильников. Омское Прииртышье.

6) Воин карасукской эпохи.

Ниже на рисунке воин-колесничий андроновской культуры. Середина 2-го тыс. до н. э. Судя по амуниции, Сибирский климат еще был теплым.

В петровско-синташтинской культуре (7-6 вв. до н.э.), исследуемых с конца 60-х годов в междуречье Тобола и Ишима, выделяются захоронения жрецов и мужчин-воинов. В их могилы устанавливались двухколесные боевые колесницы, а по бортам могильных ям укладывались по две убитые упряжные лошади. Погребённых сопровождают богатые наборы медных и бронзовых орудий труда, оружия, конского снаряжения и у крашений.

Именно здесь и находится родина боевой колесницы. Во втором тысячелетия до н. э., начинается массовое перемещение Сибирских народов в восточном направлении. Оно происходит несколько южнее — по открытым степным и лесостепным пространствам Сибири — и связывается с появлением на исторической арене скотоводческих племен андроновской культуры. Это название они получили по месту нахождения оставленных ими на этой территории памятников — у села Андроново Ужурского района (Красноярский край). Андроновцев, представлявших собой союз многочисленных родственных европеоидных племен, можно определить как культурно-историческую общность. Они умели разводить породистых овец, быков-тяжеловозов, стремительных и выносливых коней. Это они, те самые древние арии, их культурная скифская общность известна, как древняя индоарийская цивилизация, давшая впоследствии начало развития всем империям арийского круга, Индийской цивилизации, многим современным народам Европы и России.

Андроновские племена имели несметные табуны лошадей и запрягли их в боевые колесницы. Именно это и определило боевую мощь арийских племен, завоевавших верхом на лошадях и в колесницах половину древнего мира. Именно из районов Урала и Западной Сибири начинали своё завоевательное движение арийские племена на юг: в Иран, Индию и на Ближний Восток.

Причины, вызвавшие столь мощную миграцию, до конца не ясны, но большинство исследователей склоняется к мысли, что покинуть обжитые места в поисках новых благодатных земель людей заставили резкие изменения климата. Некоторые ученые это связывают из-за извержения вулкана Санторин, как на одну из многих, но самых мощных из последних миграций. (Смотрите также пост: «Древняя история Таджиков»).

Стремительному продвижению древних ариев, их военным успехам способствовала, как я уже отметил, новая боевая техника — колесницы. Сконструированные первоначально для степной охоты, для управления многотысячными стадами, они стали древнейшими, если даже не первыми, военными «машинами». Существует мнение (в частности, авторитетного археолога, исследователя восточных древностей Г. Чайлда), что по своему тактическому применению колесницы того времени сопоставимы с современными танками.

Лошадей в колесницы запрягали по большей части, парой: левая, управляемая возничим — коренная, правая — пристяжная. Практиковались и тройки — только в отличие от знаменитых почтовых, здесь две лошади находились под ярмом, а третья была пристяжной. Встречались и четверки — квадриги.

Благодаря появлению боевых колесниц скорость передвижения войска возросла более чем в 10 раз. Однако колесница представляла опасность только в движении. Боевым повозкам нельзя было останавливаться в бою, ибо они были весьма уязвимы для вражеских стрел и копий. Стоило ранить даже одну лошадь, и весь экипаж превращался в беззащитную мишень.

Спустя много веков, боевая колесница все так же оставалась самым грозным оружием.

В культуре андроновцев-сибиряков сохранялось знание об Арктике, о великом потопе, о «доисторической истории» человечества, о великом переселении. Скифы, саки, сарматы, гунны и т.д., имели когда-то одну историческую родину и на примере (хуннов) гуннов мы можем проследить один из множественных примеров переселений.

Известный византийский историк Прокопий Кессарийский, писал о гуннах, что эфталиты — народ «уннского племени. Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом» и еще, что «они не кочевники, подобно другим уннским племенам, но издревле их предки занимали плодоносную страну». Как мы уже знаем, эта страна, — Сыра Земля, Серика, Сибирь. Государство же эфталитов (от Сырдарьи до Аравийского моря), существовало с V по VIII века, а история гуннских племён на территории Индии имеет очень яркие страницы.

Героические страницы истории Индии связаны с племенами (варнами, кастами) раджпутов, потомков эфталитов-хионитов, аваров. Раджпуты — дети царей.

Слово земля на раджпутских языках. Из списка Сводеша раджастанских наречий.

 На протяжении более тысячи лет (V век до н.э. — VIII век н.э.) на огромной территории Евросибири, Средней и Южной Азии существовала общность народов, имеющая название от слова «сыр» (ser). Перечислим эти народы: савроматы, сарматы, савиры, сыряне, сербы. Всё это предки многочисленных этносов, самый большой из которых — славяне.

История раджпутских варн в Индии также подтверждает теорию исхода праславян из Сибири. Этнонимия раджпутских варн и кланов, топонимия северных областей Индии тому яркое и достаточное подтверждение.

На русском Севере есть река Лакшма. Лакшми — Ведическая Богиня процветания. Ганга — название священной реки в Северной Индии. В Архангельской области есть река Ганга и озеро Ганго. Кроме этого, на русском Севере есть Гангрека и еще два Гангозера. Более подробно можно об этом узнать

Скифское золото: о чем спорят Россия и Украина в нидерландском суде

В понедельник, 11 марта, в апелляционном суде Амстердама началось рассмотрение дела о скифском золоте. Спор между Россией, Украиной и нидерландским музеем о возврате экспонатов выставки «Крым — золотой остров в Черном море» длится более четырех лет. Коллекция все это время хранится в Амстердаме. ТАСС рассказывает о том, из-за чего произошел этот конфликт и почему скифское золото представляет такую ценность.

Суть конфликта

В феврале 2014 года в Музее Алларда Пирсона (принадлежит Университету Амстердама) открылась выставка «Крым — золотой остров в Черном море», на которой были представлены ювелирные украшения, домашняя утварь, драгоценные камни древних греков и скифов и другие ценности, найденные археологами на полуострове. Экспонаты предоставили музеи Крыма и Киева.

Экспозиция завершилась 31 мая. Однако с возвратом предметов в музеи возникли сложности, так как в марте 2014 года Крым вошел в состав Российской Федерации на правах субъекта, а Нидерланды официально не признали присоединение. Университет Амстердама приостановил процедуру передачи ценностей до разрешения спора на юридическом основании или до тех пор, пока стороны не придут к мировому соглашению.

Гривна с наконечниками в виде скифских всадников

© Михаил Джапаридзе/ТАСС

В сентябре 2014 года в Киев вернули все 19 предметов, которые предоставлялись Украиной для экспозиции в музее Алларда Пирсона. Среди них золотой скифский шлем, золотой скифский меч и ножны к нему, а также драгоценности сарматов — предметы быта и украшения.
Вопрос о возврате крымских экспонатов был перенесен в суд. Сторонами в процессе выступили четыре крымских музея, Амстердамский университет и Украина. Спустя два года, 14 декабря 2016 года, Окружной суд Амстердама постановил, что музейные ценности должны быть переданы Киеву. При этом инстанция отказалась выносить решение о принадлежности, отметив, что этот вопрос должен решаться уже после того, как коллекция вернется на Украину. 

Крымские музеи подали апелляцию, которая была принята 28 марта 2017 года. Слушания в апелляционном суде Амстердама начались 11 марта 2019 года. Представляющая российскую сторону адвокат Мариэль Коппенол-Лафорс заявила, что все оспариваемые экспонаты найдены в ходе археологических раскопок в Крыму и являются частью его истории, поэтому именно крымские музеи должны оставаться хранителями коллекции. Она подчеркнула, что суд в Киеве не сможет принять честное решение о принадлежности экспонатов, так как директорам крымских музеев запрещен въезд на Украину, и они не смогут найти адвокатов.

Музеи Крыма в совместном заявлении призвали не политизировать вопрос о возврате коллекции. Они отметили, что обладают бесспорными правами на экспонаты, и не существует юридических, культурных или исторических оснований для перемещения их в Киев.

Представляющий украинскую сторону адвокат Мартен Сандерс заявил, что в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО (о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности) 1970 года и голландскими законами, коллекция должна быть возвращена суверенному государству, то есть Украине.

По оценке Мариэль Коппенол-Лафорс, апелляционный суд Амстердама вынесет решение в течение полугода.

Самые ценные экспонаты: «Змееногая богиня» и навершие с грифоном

В общей сложности на выставку в Музей Алларда Пирсона — археологический музей Амстердамского университета — было предоставлено более 500 экспонатов (около 2 тыс. предметов) со страховой оценочной стоимостью свыше €500 тыс. из четырех крымских музеев.

Из собрания Керченского историко-культурного заповедника на выставку отправились 190 музейных предметов — античная скульптура, чернолаковая керамика, терракоты, надгробия и ювелирные украшения. Наиболее ценным экспонатом эксперты считают двустороннее скульптурное изображение «Змееногой богини», которое нашли в конце XIX века в центре современной Керчи, где в древности располагался Пантикапей — столица Боспорского царства.

Находящийся в Севастополе Национальный заповедник «Херсонес Таврический» предоставил для выставки 28 экспонатов — надгробия и архитектурные фрагменты погребальных сооружений, архитектурную терракоту, эпиграфику и коллекцию граффити, относящиеся к истории и культуре Херсонеса эпохи античности. Все они были найдены на территории Херсонесского городища. По плану эти вещи должны занять свое место в постоянной экспозиции после капремонта музейного здания. 

Из Центрального музея Тавриды на выставке в Амстердаме демонстрируется 132 экспоната — лепная и краснолаковая посуда, убранство конской упряжи, детали одежды и украшения. Среди наиболее ценных памятников — навершие с грифоном, бляха с сарматским знаком, украшения конской узды в виде животных и лепные сосуды-водолеи в виде баранов. Вывезенные в Голландию предметы относятся к культуре поздних скифов, сарматов, алан, средневекового населения Крыма и были созданы в период с IV века до н. э. по VII век н. э. География этих находок широка, но вся она связана с историей Крыма. С 1920-х годов и до нашего времени они поступали из расположенных на его территории могильников — Левадки, Нейзац, Дружное, Лучистое, а также городища Неаполь Скифский.

Бахчисарайский историко-культурный заповедник отправил на выставку более 200 экспонатов, среди которых наибольший интерес представляют предметы из дерева — фрагменты сосудов и китайские шкатулки I века н. э., а также два надгробных каменных рельефа, уникальность которых — в сочетании античных сюжетов с варварскими атрибутами.

Крупнейшие межгосударственные споры по вопросу возврата культурных ценностей

Бюст царицы Нефертити

С 1930 года Египет требует от Германии вернуть бюст царицы Нефертити, найденный археологом Людвигом Борхардтом в Эль-Амарне в 1912 году и хранящийся в Египетском музее Берлина. Бюст считается самым значительным из уцелевших памятников древнеегипетского искусства после золотой маски фараона Тутанхамона. Германские власти отвергают эти требования, так как, по их мнению, этот шедевр был приобретен на законных основаниях. Египет считает, что документы о вывозе были составлены неправильно.

Бюст царицы Нефертити

© EPA/MICHAEL SOHN / POOL

Спор о сфинксе

В 1938–2011 годах Турция вела переговоры с Германией о возвращении статуэтки сфинкса времен Хеттского царства (могущественной древней державы в Малой Азии). Статуэтка, чей возраст — не менее трех тысячелетий, была найдена на раскопках в районе поселения Богазкале в 1915 году немецкой археологической экспедицией и передана в Германию для реставрационных работ. С 1934 года артефакт украшал экспозицию Пергамского музея в Берлине. Вопрос о передаче был решен после того, как турецкие власти заявили, что могут аннулировать разрешения немецким археологам на раскопки. В июне 2011 года сфинкс был передан Турции.

«Атлет из Фано»

С 1980-х годов Италия ведет переговоры с США о возвращении статуи «Атлет из Фано». Статуя, автором которой считают греческого скульптора Лисиппа (IV в. до н. э.), была найдена итальянскими рыбаками у берегов Адриатики в 1964 году и незаконно перевезена в США. В 1977 году лос-анджелесский музей Гетти приобрел ее у перекупщика за $4 млн. В 2007 году суд итальянского города Пезаро признал права американского музея на скульптуру законными, но в феврале 2010 года отменил свое решение, обязав музей вернуть статую Италии. Музей обжаловал решение итальянского суда, отказавшись вернуть ценность на том основании, что она была приобретена на законных условиях, однако итальянский суд отклонил апелляцию.

«Мраморы Элджина»

В 1982 году министерство культуры Греции направило официальный запрос правительству Великобритании с требованием вернуть скульптуры с фриза Парфенона, вывезенные в начале ХIХ века из Афин английским послом лордом Элджином. Дипломат получил разрешение на вывоз от правивших тогда в Греции турок. Всего в Англию было переправлено 12 фигур с фронтонов Парфенона, множество плит с орнаментами, кариатида из портика храма Эрехтейона. В мире искусства эти скульптуры получили название «мраморы Элджина». Скульптуры были приобретены Британским музеем в 1811 году. В апреле 2007 года музей предложил правительству Греции отправить в страну для временной экспозиции скульптуры с Парфенона при условии, что Греция признает за британской стороной право собственности на эти произведения античного искусства. Греция ответила отказом. В феврале 2013 года во время визита в Индию премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отверг возможность возвращения «мраморов Элджина».

«Мраморы Элджина» в Британском музее в Лондоне

© EPA/FACUNDO ARRIZABALAGA

Статуя Венеры Киренской

В 2002 году было достигнуто соглашение между Италией и Ливией о возврате Ливии статуи Венеры Киренской, найденной итальянскими археологами при раскопках греческой колонии Кирена в Ливии в 1913 году. Долгое время скульптура экспонировалась в Римском национальном музее. Соглашение было оспорено через суд общественной организацией «Наша Италия», выступающей за сохранение в стране ввезенных культурных и исторических ценностей. Противники передачи статуи указывали на тот факт, что в 1913 году Ливия была итальянской колонией. Судебное разбирательство продолжалось пять лет. В 2007 году итальянский суд подтвердил законность претензий. В 2008 году статуя была передана Ливии.

Библиотека Шнеерсона

В начале 1990-х годов претензии России предъявили американские хасиды из еврейского религиозного движения «Хабад». Они требуют возврата так называемой библиотеки Шнеерсона — коллекции древнееврейских книг и рукописей, собиравшихся с конца XVIII века. Часть этой коллекции была вывезена из СССР, а после Второй мировой войны в качестве трофея вернулась в страну. В 1991 году требования возврата поддержал президент РФ Борис Ельцин, после чего было принято несколько судебных решений, обязывавших Российский государственный военный архив вернуть книги и манускрипты из собрания Шнеерсона в США. Однако в 1992 году арбитражный суд РФ отменил решения предыдущих инстанций и объявил библиотеку Шнеерсона национальным достоянием.

Межгосударственные споры по вопросам возврата культурных ценностей регулируются рядом международных документов. Среди них специальный протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Конвенция ЮНЕСКО о мерах по запрещению и предупреждению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года и Конвенция о возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 года (разработана Международным институтом по унификации частного права, UNIDROIT).

Под действие протокола к Гаагской конвенции 1954 года подпадают ценности, перемещенные в ходе войн (трофейное искусство). Согласно документу, они не должны удерживаться как военные репарации. В настоящее время членами конвенции являются 127 государств, в том числе Россия (СССР ратифицировал конвенцию в январе 1957 года).

Конвенция ЮНЕСКО 1970 года регулирует вопросы возвращения только тех культурных ценностей, которые были похищены из музея или подобного учреждения, причем при условии, что они числились в описи предметов соответствующего учреждения. Конвенция предусматривает возможность достижения между государствами специальных соглашений. Посредником в переговорах для внесудебного урегулирования споров может выступать Межправительственный комитет ЮНЕСКО по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения или их реституции в случае незаконного присвоения (создан в 1978 году). Конвенцию ратифицировали 127 государств (СССР в феврале 1988 года). 

Конвенция UNIDROIT 1995 года закрепляет возможность возврата любой похищенной культурной ценности, в том числе из частных коллекций физических и юридических лиц или археологических находок, а также незаконно вывезенных культурных ценностей. Незаконно вывезенными считаются также и те ценности, которые были вывезены по разрешению на временный вывоз и вовремя не были возвращены. Требование о реституции (возвращении) должно быть предъявлено в течение трех лет с момента, когда требующей стороне стало известно о местонахождении культурной ценности и личности.

Продолжение

В 2010 году суд Вашингтона постановил, что российская сторона должна передать книги американским хасидам. В 2013 году тот же суд вынес вердикт, согласно которому правительство РФ должно ежедневно выплачивать штраф в размере $50 тыс. движению любавических хасидов до тех пор, пока не вернет ему библиотеку Шнеерсона. В Москве решение американского суда рассматривают «как абсолютно неправомерное и провокационное». Более того, Россия настаивает на возвращении в Россию семи книг из этой коллекции, которые американские хасиды получили во временное пользование в 1994 году. Позднее представители «Хабад» заявили, что не будут настаивать на выплате Россией наложенного судом штрафа. Они рассчитывают на продолжение переговоров в надежде разрешить конфликт «путем взаимовыгодного обмена».

Книги из коллекции Шнеерсона в Российской государственной библиотеке

© Сергей Бобылев/ТАСС

Коллекция ГМИИ имени Пушкина

15 ноября 2005 года по запросу фирмы Noga в Швейцарии была арестована коллекция картин из собрания Музея изобразительных искусств имени Пушкина. 55 полотен знаменитых французских художников — от классиков ХVII века до Пабло Пикассо — были выставлены в художественной галерее швейцарского городка Мартиньи. Компания Noga добивалась от России возмещения ущерба, причиненного в результате расторгнутого в 1993 году договора на поставки товаров в размере $1,4 млрд. Арест на картины был снят через несколько дней после вмешательства правительства Швейцарии, картины вернулись в Москву.

Материал подготовлен по данным «ТАСС-Досье»

Скифская золотая пектораль из Товсты Могила — Коварный Кристиан

Эта статья о Скифская золотая пектораль из Товсты Могила , древний артефакт, от которого у меня перехватило дыхание с первого взгляда.

Для скифов наиболее священными и ценными местами были их захоронения. Они состояли из курганов (курганов) , каждый из которых отражал социальный рейтинг умерших.

По высоте курганы делятся на шесть категорий:

  • 1 м высотой для простой бедноты скифов
  • 1,5 — 3 м высотой для богатых
  • высотой 3-5 м для старейших племен
  • высотой 5-7,5 м для местных правителей
  • 7,5 — 11 м высотой для высокой скифской аристократии
  • 14 — 21 м высотой для шифских королей и членов королевской семьи.

Исключение составляют места упокоения священников. Они очень хорошо спрятаны, чтобы предотвратить акт осквернения и замораживания их священных объектов.

Веря в жизнь после смерти, скифов похоронили со своими вещами . Наряду с сочинениями Геродота археологические находки из курганов являются наиболее важными фактами о скифском образе жизни.

Борис Мозолевский с золотой скифской пекторалью

Золотая пектораль была найдена археологом и поэтом Борисом Мозолевским, в 1971 г. в большом скифском царском кургане Товста Могила .

Сочетание нескольких восточных и западных ювелирных технологий (литье, филигрань, эмаль и т. Д.), это произведение искусства 4 века до н.э. — лучшая скифская пектораль из когда-либо найденных. Хорошо сбалансированный и симметричный шедевр имеет диаметр 30,6 см и вес в золоте 1150 г.

Многие считают, что пектораль была заказана скифским царем и была сделана греческим ювелиром.

Эта прекрасная золотая пектораль представляет собой рассказ о скифах, сочетающий в себе образы домашнего быта, другие изображения природы и животного мира, а также образы мифических существ, в которых они верят.

Трехъярусная пектораль в форме полумесяца. Они очерчены четырьмя полыми трубками из скрученного золота, которые постепенно уменьшаются к концу.

Обе стороны грудной клетки с большой симметрией

Концы пекторали сделаны из золотых полос, украшенных орнаментом пальметт. Застежка не менее впечатляющая, она сделана из двух золотых львиных голов с кольцами во рту.

Детали левого конца грудной клетки

Скифы были жестоким кочевым народом, но также были хорошими торговцами и любителями искусства. Их лучший друг, лошадь, с самого начала изображается новорожденным, а также в смерти (съеденной грифонами).

Внутренняя полоса, показывающая мирные продуктивные события, контрастирует с внешним ярусом, изображающим сцены смерти. В этом нет ничего необычного, ведь скифский образ жизни представлял собой сочетание этих двух.

Два скифа шьют дубленку

Несмотря на свою кровавую репутацию (истребители, человеческие жертвоприношения, изготовление чашек из черепов врагов и т. Д.), Скифы знают, что ценят добрый мир, и они были в торговых отношениях со своими соседями. На внутренней полосе золотой пекторали показаны некоторые виды домашней жизни. В центре изображены двое длинноволосых бородатых мужчин, которые вшивают между собой овечью шерсть, вероятно, делая тулуп.Они одеты в скифские штаны, и их основное оружие — лук — также присутствует внутри украшенных колчанов.

По бокам двух скифов стоят пары лошадей и коровы со своими детенышами.

Различная прическа скифов предполагает, что они могли принадлежать к разным родам.

Слева мы видим корову, кормящую теленка, и новорожденного жеребенка со своей матерью.

Справа лошадь кормит жеребенка и новорожденного теленка со своей матерью.

Соблюдая симметрию, за ними следуют два юных скифа, преклонивших колени с овцами, по одному с каждой стороны.

Слева изображен молодой скиф с амфорой рядом со своей овцой.

Справа молодой скиф доит свою овцу.

Затем, с каждой стороны, завершается эпизод повседневной жизни с козами и их детенышами и домашними птицами.

Средний регистр — ода красоте природы.

Детали центра

Растения, обработанные круглым или горельефом, птицы и цветы (когда-то покрытые эмалью) создают удивительную картину на золотой пластине.

Детали левой стороны

Детали правой стороны

Третий ярус золотой пекторали показывает их увлечение дикой природой, их верования, а также их хищнический склад ума.

В центре два грифона пожирают лошадь. Их окружают две другие пары грифонов, которые атакуют лошадей.

Левая пара грифонов

Правая пара грифонов

Далее, с левой стороны, лев и леопард сбивают оленя.

С другой стороны леопард и лев атакуют кабана.

В той же симметрии гончие охотятся на зайцев с каждой стороны.И, наконец, в углах две пары насекомых, обращенных друг к другу.

Детали правой стороны

Этот удивительный старинный шедевр можно увидеть в Музее исторических сокровищ Украины в Киеве.

Что нужно знать о споре о скифском золоте между Россией и Украиной

Life

Получить короткий URL-адрес

Sputnik представляет факты и подробности о история спора между Россией и Украиной по поводу скифской золотой коллекции.

МОСКВА (Sputnik) — В среду суд Амстердама постановил передать спорную коллекцию скифского золота Украине, а не Крыму, где оно хранилось до воссоединения полуострова с Россией.

В начале февраля 2014 года выставка под названием «Крым: золото и секреты Черного моря» открылась в Археологическом музее Амстердамского университета Алларда Пирсона. Это было до воссоединения Крыма с Россией.

До этого выставка располагалась в Ландском музее, краеведческом музее Рейнской области в Бонне, Германия.

В коллекции представлены экспонаты из пяти музеев, в том числе четырех крымских: Центрального музея Тавриды, Керченского историко-культурного заповедника, Бахчисарайского историко-культурного заповедника и Национального заповедника Херсонес Таврический (Херсонес Таврический). Участие в выставках внесло и Украинский музей исторических ценностей.

Согласно контракту, выставка должна была завершиться 28 мая 2014 года, но в феврале ее срок был продлен до 31 августа 2014 года.

В марте 2014 года украинские власти, не признавшие воссоединение Крыма с Россией, потребовали права на коллекцию. В Минкульте Украины заявили, что экспонаты коллекции будут возвращены в Киев, поскольку они являются государственной собственностью страны. Власти Крыма назвали действия Украины попыткой враждебного захвата.

Валентина Мордвинцева, куратор выставки из Крымского отделения Института археологии Национальной академии наук Украины, заявила, что власти Нидерландов гарантировали возвращение всех экспонатов в музеи Крыма.

В августе 2014 года в СМИ появилась информация о том, что администрация музея Алларда Пирсона решила не возвращать экспонаты в Украину или в Крым до принятия решения компетентного суда или заключения мирового соглашения.

Выставка была официально закрыта в конце августа, но коллекция не вернулась в крымские музеи из-за разногласий между Украиной и Крымом.

В ноябре 2014 года четыре крымских музея подали коллективный иск в Амстердамский суд, требуя от голландских властей вернуть в Крым скифскую золотую коллекцию.

В январе 2015 года СМИ сообщили, что к судебной битве присоединились Министерство культуры Украины и Музей Алларда Пирсона, в котором представлены уникальные экспонаты.

В апреле 2015 года суд признал Украину стороной судебного процесса о возвращении скифской золотой коллекции из Нидерландов и отклонил аналогичную просьбу голландской стороны об участии в судебном процессе.

Специально нанятая международная юридическая фирма представляла в Амстердаме интересы крымских музеев, причем музеи не принимали непосредственного участия в судебных заседаниях.

Российская сторона руководствовалась конвенцией, подписанной после Второй мировой войны. Тогда подписавшие договорились о преемственности музейных коллекций. Эксперты считают, что крымские музеи могли бы привести следующие три веских аргумента в пользу возвращения скифской золотой коллекции в Крым: экспонаты были раскопаны в Крыму крымскими археологами и являются характерными для крымской археологической культуры.

Украинская сторона также озвучивала аргументы в рамках той же конвенции.

Украинские эксперты отмечают, что украинское государство санкционировало доставку коллекции в Нидерланды, и что последняя обязалась вернуть эти артефакты в Украину по контрактам, подписанным с каждым крымским музеем. По их словам, украинские эксперты считают, что Россия оккупировала Крым.

Сначала пытались урегулировать двухлетнее дело во внесудебном порядке путем обмена письмами. 5 октября 2016 г. суд впервые рассмотрел дело.

3 декабря 2016 года СМИ сообщили, что Украина обратилась в Интерпол с просьбой выдать международный ордер на обыск скифской золотой коллекции, которая в настоящее время хранится в археологическом музее в Амстердаме.Соответствующий документ размещен на сайте так называемой прокуратуры Автономной Республики Крым, созданной в Украине. Этот запрос был мотивирован тем, что Печерский районный суд Киева удовлетворил его ходатайство и изъял музейные экспонаты.

Скифское золото Высокое разрешение Фотографии и изображения

  • СКИФСКАЯ ЗОЛОТАЯ ПЛАСТИНА / в форме пантеры.VII-III вв. До н.э. СКИФСКАЯ ЗОЛОТАЯ ПЛАСТИНА / в форме пантеры. VII-III вв. До н.э. https://www.alamy.com/licenses-and-pricing/? V = 1 https://www.alamy.com/stock-photo-scythian-gold-plaque-nin-the-form -of-panther-7-3 века-bc-95463296.html
  • Золото скифов из Майкопского клада. Кубанская область, Россия, примерно с 450 г. до н.э. Старый музей, Берлин, Германия. Майкопский клад был найден в 1913 году. Скифское золото из Майкопского клада. Кубанская область, Россия, примерно с 450 г. до н.э.Старый музей, Берлин, Германия. Майкопское сокровище было найдено в 1913 году. Https://www.alamy.com/licenses-and-pricing/? V = 1 -кубанский-регион-россия-от-около-79741382.html
  • Украина: Скифский золотой меч и ножны. На ножнах изображены переплетенные звери и грифоны Внутренней Земли. От Большой Белосерки. Музей исторических драгоценностей Украины, Киев. Изображение опубликовано для печати в 2009 году.Скифы были древним иранским народом конных кочевников-скотоводов, которые на протяжении всей классической античности доминировали в Понтийско-Каспийской степи, известной в то время как Скифия. К поздней античности близкородственные сарматы стали доминировать над скифами на западе. Украина: Скифский золотой меч и ножны. На ножнах изображены переплетенные звери и грифоны Внутренней Земли. От Большой Белосерки. Музей исторических драгоценностей Украины, Киев. Изображение опубликовано для печати в 2009 году.Скифы были древним иранским народом конных кочевников-скотоводов, которые на протяжении всей классической античности доминировали в Понтийско-Каспийской степи, известной в то время как Скифия. К поздней античности близкородственные сарматы стали доминировать над скифами на западе. Https://www.alamy.com/licenses-and-pricing/? V = 1https: //www.alamy.com/ukraine-scythian- золото-меч-и-ножны-ножны-имеет-изображение-переплетенных-зверей-и-грифонов-внутренней-земли-из-большой-белосерка-музея-исторической- изображения-сокровища-украины-киева, выпущенные-в-прессе-2009-скифы-были-древние-иранские-люди-верховые-кочевники-скотоводы-которые-повсюду- классическая-античность-доминирование-понтийская-каспийская-степь-известная-в то время-скифия-поздней античностью-близкородственные-сарматы-пришли-доминировать-скифы- на западе изображение344227704.html
  • Фрагмент верхней части скифского нагрудного украшения — золотой пектораль IV века до н.э. Из коллекции. Фрагмент верхней части скифского нагрудного украшения — золотой пекторали IV века до н.э. Из коллекции https://www.alamy.com/licenses-and-pricing/? V = 1https: //www.alamy.com/ stock-photo-fragment-of-the-top-of-a-scythian-сундук, украшение-a-gold-pectoral-23054251.html
  • Золотая рыбка (скифская) около 500 г. до н.э. Altes Museum Berlin, Германия Золотая рыбка (скифская) около 500 г. до н.э. Altes Museum Берлин Германия https://www.youtube.com/watch?v=ru.alamy.com/licenses-and-pricing/?v=1https://www.alamy.com/gold-fish-scythian-about-500bc-altes-museum-berlin-germany-image6908684.html
  • Скифские золотые ножны из России, V век. Художник: Неизвестен Скифские золотые ножны из России, V век. Художник: Неизвестен https://www.alamy.com/licenses-and-pricing/? V = 1 https://www.alamy.com/scythian-gold-scabbard-from-russia-5th-century-artist-unknown-image262771850 .html
  • скифское золото Скифское золото https: // www.alamy.com/licenses-and-pricing/?v=1https://www.alamy.com/stock-photo-scythian-gold-104931458.html
  • Золотые тарелки Варварские головы Скифское золото середина 4 века до н.э. Золотые тарелки Варварские головы Скифское золото середины 4 века до н.э. https://www.alamy.com/licenses-and-pricing/? V = 1https: //www.alamy.com/stock-photo-golden-plates-barbarian-heads- скифское золото середины 4 века до н.э.-23059815.html
  • Кулон, IV век до нашей эры. Художник: Скифское искусство Кулон, 4 век до нашей эры.Художник: Скифский Арт https://www.alamy.com/licenses-and-pricing/? V = 1https: //www.alamy.com/stock-photo-pendant-4th-century-bc-artist-scythian-art- 135250104.html
  • древний мир, скифы, воин в перевязку, перевязка раны на ноге, кованая золотая кружка, Скифский грек, Керчь, Крым, 2-я половина 4 века до н.э., чашка, кружки, чашки, исторический, исторический, Эрмитаж, гео_Санкт-Петербург, золото, медицина, раненый, повязка, колчан, война, древний мир, люди, Дополнительные-Права-Разрешения-Недоступно античный мир, скифы, воин в перевязку, перевязка раны на ноге, кованая золотая кружка, Скифский грек, Керчь, Крым, 2-я половина 4 века до н.э., чашка, кружки, чашки, исторический, исторический, Эремитаж, гео_Санкт-Петербург, золото, медицина , раненый, бинт, колчан, война, древний мир, люди, Дополнительные-Права-Разрешения-Недоступно https: // www.alamy.com/licenses-and-pricing/?v=1https://www.alamy.com/stock-photo-ancient-world-scythians-warrior-to-bandage-bandaging-leg-wound-waught-47973009.html
.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *