Средневековые девушки: Двенадцать Известных Женщин в эпоху Средневековья

7 ужасных вещей, которые ждали женщин в Средневековье

1. Женские поединки

Хосе де Рибера, «Женская дуэль», 1636 год. На картине изображён бой Изабеллы де Карацци и Диамбры де Поттинеллы в 1552 году. Изображение: Public Domain

Некоторые авторы любовных романов выставляют эпоху Средних веков как время куртуазности и галантности, когда благородные лорды обращались с дамами как полагается. А если леди оскорбили, храбрый воин тут же вставал на её защиту. Сейчас, очевидно, мужчины уже не те.

Однако в реальном Средневековье даму не всегда рвался защитить какой‑нибудь рыцарь — и тогда приходилось браться за оружие самой. Женские поединки случались реже, чем мужские, но они подчас ничем не уступали им в ожесточённости.

Например, в 1552 году в Неаполе две дворянки, Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла, не поделили ухажёра — некоего Фабио де Зересола.

Полагаете, они накинулись друг на друга и стали вырывать волосы и кусаться? Нет, синьоры были слишком благородны, чтобы опуститься до кулачной схватки. Вместо этого Диамбра вызвала Изабеллу на поединок.

Изабелла, по праву оскорблённой стороны, выбрала набор оружия: копьё, булава, меч, щит и одоспешенная лошадь.

В день дуэли собралось изрядное количество зрителей, а судьёй выступал местный маркиз Альфонсо д’Авалос, важная шишка. Поединщицы появились на конях, в полном боевом облачении: Изабелла — в синем, Диамбра — в зелёном, с гербом в виде золотой змеи на шлеме. После команды дамы поскакали друг на друга.

Их копья сломались, и они перешли к поединку на булавах. Диамбра ударом палицы сбросила Изабеллу с коня. Затем Ди спешилась и потребовала, чтобы та сдалась и признала за ней право на Фабио. Белла поднялась, обнажила меч и сражалась, пока не сбила с Диамбры шлем. Но позже всё-таки сдалась, благородно признав, что соперница победила её в конной сшибке.

Победа осталась за де Поттинеллой, но источники умалчивают, как у них дальше сложилось с Фабио.

Дамы бились не только друг против друга, но и с мужчинами. Например, в 1395 году у лорда Джона Хотота случился земельный спор с неким лордом Рингсли, и тот вызывал его на конный поединок с копьями.

Однако у Хотота некстати случился приступ подагры, и его дочь Агнес взялась защищать честь отца. Она сбила Рингсли с лошади, а затем сняла шлем и распустила волосы, чтобы в довесок унизить наглеца, показав, что его одолела женщина.

Развод поединком. Иллюстрация из фехтбука Ганса Тальхоффера, 1459 год. Изображение: Public Domain

Но, к сожалению, поединки не всегда заканчивались хорошо. В Европе XIII века обычным делом были так называемые «брачные дуэли». Они применялись, чтобы урегулировать семейные конфликты, а в особо запущенных случаях — вместо бракоразводного процесса.

Мужчина, вооружённый дубинкой, сидел по пояс в яме, а женщина стоя сражалась с ним с помощью мешка с камнями. Условие победы мужа — отправить благоверную в нокаут, жены — вытащить супруга из ямы. Разрешались удары по голове, а также такие приёмы, как засовывание дубинки даме между ног или выкручивание гениталий мужчине — рекомендовано мастером фехтования Гансом Тальхоффером.

Если стороны в итоге примирялись, бой прекращался. Если же повод для ссоры был действительно серьёзный — супружеская неверность, бесплодие той или иной стороны или земельные тяжбы — то по итогу поединка потерпевшего поражение мужчину казнили, а проигравшую женщину хоронили заживо.

Фридрих фон Амерлинг, «Дева с оружием», XIX век. Изображение: Public Domain

В позднем Средневековье, веках в XV—XVI, были популярны дуэли дам на рапирах, причём топлес. Женщины снимали верх платья, чтобы металлический или костяной корсет не мог дать преимущество в бою. Эта практика сохранялась до XIX века.

Кстати, на Руси в плане дуэлей с прекрасным полом тоже всё было в порядке. К примеру, в Псковской судебной грамоте 1397 года женщине разрешалось сражаться с мужчиной на одинаковых условиях. Равноправие!

2. Отсутствие бровей и волос

Изабелла Португальская, герцогиня Бургундская. Портрет работы Рогира ван дер Вейдена. 1445 — 1450 годы. Изображение: Public Domain

Мода во все времена была очень странной штукой. Сейчас популярны довольно густые брови и длинные волосы. Но 500 лет назад в Европе в женщинах ценились иные достоинства.

Поскольку законы христианства были весьма суровыми к проявлению сексуальности, одеваться предписывалось скромно. Особенно важно было прятать волосы. Непокрытая голова была символом супружеской неверности, и женщину, появившуюся на людях без чепца или атура, считали прелюбодейкой или проституткой.

Атур — это тот остроконечный, иногда раздвоенный колпак, который вы видели у стереотипных принцесс в мультфильмах.

Необходимость прятать волосы привела к тому, что леди начали сбривать локоны, выбивающиеся из‑под чепца, за компанию выщипывая ещё и брови. Ведь если у дамы чистый высокий лоб, то сразу видно — благочестивая. А торчащие из‑под атура вихры выдают ходячий «сосуд греха». Поэтому веку к XV все мало‑мальски уважающие себя леди стали выглядеть примерно вот так.

Жан Фуке. Портрет фаворитки Карла VII Аньес Сорель в облике Девы Марии. Правая створка Меленского диптиха. Около 1450 года. Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Изображение: Public Domain

Кроме шевелюры на лбу, в некоторых случаях выщипывали и брови, и даже ресницы — для полного счастья. Это считалось красивым, хотя процедура была довольно болезненной.

3. Неудобная одежда

Именно такие рукава. Эдмунд Лейтон, «Бог в помощь», 1900 год. Изображение: Public Domain

Возможно, когда вы смотрели фильмы на исторические темы, то замечали, что средневековые дамы носили платья с очень — нет, не так — с чрезвычайно длинными и широкими рукавами. У некоторых они вмести с полами платья по земле волочились.

Полагаете, это такая мода? Нет, у этих нарядов было важное практическое назначение — спасать несчастные женские души.

По правилам средневекового христианства при церковном служении было просто необходимо дотронуться до алтаря, иначе молитва не считается. Но есть одна загвоздка: представительницам прекрасного пола к нему прикасаться запрещалось.

Дело в том, что давным‑давно Ева уговорила Адама сорвать запретный плод и таким образом обрекла всё человечество на страдания и смерть. А значит, все женщины — создания слабые духом и ненадёжные, как заметил Фома Аквинский в трактате Summa Theologica, и алтарь им трогать — ни‑ни.

Но леди нашли всё-таки способ прикасаться к божественному — не рукой, так хотя бы краем платья.

Поэтому чем благочестивее дама, тем шире и длиннее у неё рукава. Ну а то, что они по полу елозят, собирая всю грязь, и пищу принимать из‑за них неудобно, — ничего. Ради спасения души можно и потерпеть.

Ещё одна любопытная деталь. Если вы взглянете на изображения женщин Средневековья, то можете заметить, что большинство из них обладают внушительными животами, отлично видными под платьями. Причём так выглядели не только замужние дамы, но и девицы на выданье, которым беременными быть уж никак не положено.

Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 год. Изображение: Public Domain

Причина проста: в Средние века выглядеть беременной было просто модно. Во‑первых, рожать наследников — главное назначение порядочной женщины. Во‑вторых, такой облик демонстрировал хорошее здоровье и фертильность.

И, наконец, главное: дама на сносях уподоблялась Богоматери, а это хорошо и благочестиво. Ведь именно в это время женщина становится не слабым и порочным созданием, а приличным человеком. Поэтому даже те леди, которые не были беременны, носили специальные накладки.

Если же женщина и в самом деле была в положении, то она обматывала вокруг живота и между бёдер так называемый «родильный пояс» — полосу пергамента из овечьей кожи с начертанными на ней молитвами.

Под него подкладывали мёд, разбитые яйца, злаки и бобовые, а также сбрызгивали его молоком. Считалась, что такая штука, если носить её каждый день, напитает плод и поспособствует рождению здорового ребёнка.

Насколько помогал этот метод и приятно ли было беременной расхаживать с полными панталонами яичного желтка и гороха, решайте сами.

4. Поведенческая терапия

Наказание женщины, обвинённой в склочности. Иллюстрация Джона Эштона, XVIII век. Изображение: Public Domain

Если в наши дни не устраивает какая‑нибудь черта личности, то можно обратиться к психологу. Но в Средневековье методы коррекции поведения были куда более радикальными.

Если какая‑нибудь женщина любила сплетничать и это доходило до служителей правосудия, на неё надевали так называемую «маску позора». А затем водили на верёвке по городу, чтобы оскорбить, унизить и приструнить.

Маска это появилась в XV веке и использовалась вплоть до XVIII. Кроме чересчур разговорчивых дамочек, её использовали также против клеветников или тех, кто мешал во время проповеди. Когда человек с ней на голове пытался говорить, она колола ему язык.

Другой агрегат похожего назначения, «скрипка строптивицы», предназначался для мирного улаживания конфликтов. Это такие кандалы, только парные. Они соединяли двух человек лицом к лицу, вынуждая их не отворачиваться друг от друга, а проговорить проблему и найти компромисс.

Например, если муж и жена очень громко спорили и мешали окружающим, их могли сковать вместе такой штуковиной и гонять по городу, пока не помирятся.

Или, когда две склочницы подрались на рынке, их можно было соединить кандалами лицом к лицу. И держать так, пока они не почувствуют христианское всепрощение и миролюбие.

«Скрипка строптивицы», иллюстрация XVIII века. Изображение: Public Domain

Ещё один способ наказания, с помощью которого общество доносило до дам со скверным характером мысль, что пора бы исправиться, — «табурет уныния». Сажаем виновную на стул и длинным рычагом окунаем в холодную реку. Как выразился французский писатель Франсуа Максимилиан Миссон, это «помогало охладить её неумеренный пыл». Позднее табурет стали использовать и для выявления ведьм. Утонула — невиновна, прощаем.

А вот «пояс верности», который часто мелькает в книгах об ужасах Средневековья, — это миф. Многочисленные фотографии таких аксессуаров, мелькающие в интернете, на самом деле представляют собой более новые устройства. Их с 1800 по 1930‑е годы применяли, чтобы отучить детей от мастурбации. Естественно, по предписанию врача.

5. Специфические средства интимной гигиены

Фрагмент староанглийского травяного сборника, Англия, 1000 — 1025 годы. Изображение: British Library / Public Domain

Вообще, о таком сугубо женском явлении, как менструация, в Средневековье судить трудно, потому что основным письменным источником тех времён служили записи монахов‑летописцев. А большинство этих ребят ни в медицине, ни в женщинах ничего особо не смыслили. Средневековые врачи тоже выдающимися открытиями на поприще дамской физиологии не отличались.

Тем не менее некоторые сведения о женской гигиене в средневековой Европе всё-таки сохранились. Например, в Староанглийском гербарии, переведённом в своё время с латинских оригиналов XI века. Историк медицины Анна ван Арсдалл приводит несколько любопытных рекомендаций из этих источников.

Например, для облегчения симптомов при менструации автор гербария рекомендовал взять растение urtica, растолочь в ступке, добавить немного мёда и влажной шерсти и смазывать гениталии этим лекарством.

Всё бы ничего, только urticaэто крапива. Предоставьте, каково будет натирать ею самые деликатные части своего организма, да ещё и во время месячных. Наверное, много лестных слов было сказано в адрес умника, составлявшего гербарий.

В качестве прокладок использовались мягкие льняные тряпочки, поэтому английское выражение on the rag (на тряпке) до сих пор ассоциируется с менструацией. Для лучшей впитываемости между слоями ткани клали болотный мох. Пепел из костей жабы, если его носить в мешочке на шее или талии, тоже, по утверждению докторов, отлично помогал в «эти дни».

И, наконец, наилучшим лекарством при менструации, по мнению средневековых докторов, было вино. Ergo bibamus, дамы.

Вообще, в такие периоды даме надлежало быть особо осторожной и из дома лишний раз не выходить. И не потому, что ей самой было нехорошо, а во благо других.

Видные учёные и богословы очень часто цитировали античные научные труды, в частности, Плиния Старшего. А там написано, что во время менструации женщина неосознанно наносила много ущерба. Загибайте пальцы: она могла отравлять младенцев, которые посмотрят на неё, уничтожать посевы, покрывать железо ржавчиной и заражать собак бешенством. А ещё вызывать у людей проказу, заставлять прокисать пиво (это ужасно!) и портить ветчину. Контакт с выделениями не требовался: флюиды, миазмы — всё по воздуху разнесётся.

Ситуацию облегчало то, что у средневековых женщин месячные случались реже, так как дамы чаще ходили беременными, чем сейчас. А менопауза наступала раньше из‑за плохого питания, малого количества мяса в рационе, а в случае с простолюдинками — ещё и тяжёлого физического труда.

6. Общие бани для мужчин и женщин

Банщица моет клиента. Иллюстрация из английского трактата XIII века. Изображение: British Library / Public Domain

В популярной культуре Средневековье считается чрезвычайно грязным временем. Это не совсем так. Мылись тогда и правда реже, чем сейчас, но просто потому, что централизованного водопровода с горячей водой ещё не завезли.

Однако в общественных купальнях за весьма скромную плату можно было наслаждаться мытьём сколько влезет. При условии, конечно, что вас не смущают другие голые люди вокруг. Хотя в Средние века к этому относились легче, чем сейчас.

Например, в Париже XII века имелись 32 большие бани. И богослов Александр Неккам сетовал на то, что по утрам его будили крики людей из купальни по соседству, жалующихся, что вода слишком горячая. В городишке Саутуарк, который сейчас является частью Лондона, было 18 бань. В небольших поселениях они совмещались с пекарнями, чтобы уменьшить расход дров на нагрев воды.

Однако у средневековых купален была одна особенность: они были общими для всех — и для мужчин, и для женщин.

Так что если вы порядочная девушка, которая не хочет прослыть грязнулей и направляется в баню после тяжёлого дня — то, скорее всего, увидите больше голых людей, чем хотели бы.

Кроме того, бани использовались не только для наведения чистоты, но и как места встреч, обедов и тусовок. А иногда и как публичные дома. Фактически, пришедшее в английский и французский языки слово bagnio, означающее публичный дом, происходит от латинского слова balneum, «баня». Моетесь вы себе спокойненько, а на соседней скамье профессиональные, хм, банщицы клиентов обслуживают. Так уж тут заведено.

Что самое удивительное, церковь не возражала против совмещения приятного с полезным. Считалось, что женщины лёгкого поведения, помогая мужчинам расслабиться, защищают более респектабельных девиц от посягательств и распутства. Фома Аквинский как‑то изрёк на эту тему: «Убери выгребную яму, и дворец станет местом нечистым и зловонным».

А епископ Винчестера так заботился о духовном состоянии посетителей купален, так заботился, что издал аж 36 постановлений, регламентирующих работу банщиц. За несоблюдения правил, установленных его преосвященством, или за несанкционированную работу на рынке секс‑услуг полагался крупный штраф, а бани платили епископу налог. В итоге он неплохо поправил финансовое положение английской церкви.

Однако веку эдак к XVI металлообрабатывающая промышленность стала требовать всё больше и больше леса, так что не то что бани топить — самим греться дров едва хватало. И Европа вступила наконец в немытую пуританскую эпоху без бань.

7. Опасные роды

Неизвестный венгерский художник, «Посещение», 1506 год. Изображение: Public Domain

Рожать детей даже при современном уровне медицины — не очень‑то приятное занятие, но в Средневековье оно было особенно рискованным. Из‑за травм в процессе появления ребёнка на свет, а также из‑за различных осложнений, проявляющихся впоследствии, до XVIII века умирала примерно четверть рожениц. Сравните с нынешним показателем — одна смерть на 5814 матерей.

Причина довольно проста: обильное кровотечение и высокая вероятность последующей инфекции. Проблема в том, что до 1880‑х годов никто из акушеров не догадывался, что перед проведением любых операций следует хотя бы руки помыть. А уж бабки‑повитухи, принимавшие роды за 500 лет до этих учёных мужей, в микробиологии смыслили ещё меньше.

Поэтому заполучить заражение стрептококком или стафилококком, рожая наследника, было легче, чем в наши дни простуду подхватить. Это явление доктора прошлого, не понимая до конца, обтекаемо называли «родильная горячка».

Перед тем, как у средневековой леди начинались схватки, её священники и юристы в буквальном смысле рекомендовали ей сделать две вещи: исповедаться и написать завещание. Просто на всякий пожарный.

Чем знатнее была дама, тем больше посетителей было у неё во время родов — в королевскую спальню могла и сотня придворных набиться. Интересно же, что там происходит. Кроме того, надо было засвидетельствовать, что наследника не подменят.

Чтобы всё прошло хорошо, леди перед началом процесса давали напиток под названием caudle, сделанный из смеси яиц, сливок, каши, сухарей, вина, сахара, соли, мёда, молотого миндаля, шафрана и эля. Он был густым, вонючим и имел отвратительный вкус.

Королевские роды. Изображение из голландского манускрипта 1479 года. Изображение: Public Domain

Избежать всех этих мучений можно было двумя способами: уйти в монахини или воспользоваться действенной контрацепцией. Например, повесить на шею мешочек с яичками ласки, ушной серой, фрагментом матки мула, костями чёрной кошки или ослиным помётом. Последний ингредиент наиболее эффективно позволял держать ухажёров на расстоянии.

Читайте также 🧐

  • 11 самых удивительных фактов о Древнем Египте
  • 9 ужасных вещей, которые считались нормальными в Викторианскую эпоху
  • 9 ужасных вещей, которые ждали средневековых рыцарей

Львица, Секира и Пламенная Жанна: как женщины в Средние века становились воинами

Самая известная женщина-воин Средних веков Жанна д’Арк не была исключением: далеко не все средневековые дамы довольствовались пассивной ролью в политике и войнах. Некоторые из них руководили обороной замков, сражались на поле боя или становились вольными пиратками. Forbes Woman рассказывает о пяти таких воительницах

В Средние века место европейской женщины в обществе было скромным. Главной женской обязанностью считалось рождение и воспитание детей. Девочку могли выдать замуж в 12 лет, и с этого момента ее судьба во многом зависела от воли мужа. «Муж имеет право наказывать свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу», — писал монах-доминиканец Николя Байард в XIII веке. В рыцарской культуре женщина предстает пассивным существом, Прекрасной Дамой, которая вдохновляет рыцаря на подвиги, но сама остается по большей части в стороне. 

Несмотря на все это, некоторым женщинам в Средние века удавалось взять в свои руки оружие и собственную судьбу. Во Франции даже использовался феминитив от слова chevalier (рыцарь) — chevaleresse или chevalière, что буквально можно перевести как «рыцарка». Так называли не только жен рыцарей, но и женщин, взявших в руки оружие. «Рыцарки» участвовали в Крестовых походах, организовали рыцарские турниры и иногда входили в военные ордена, а в литературе и хрониках Средневековья сохранились описания «прекрасных воительниц». 

Жанна Фландрская 

Чем знаменита: фактически была военачальником во время войны за Бретонское наследство 

Жанна родилась в 1295 году в состоятельной семье, среди прочих у ее отца был титул графа Фландрии. В 1329 году она вышла замуж за бретонца Жана, графа де Монфор. Сейчас Бретань входит в состав Франции, но в XIV веке ситуация была иной. Бретонское герцогство имело своего правителя, чьим родственником являлся Жан де Монфор. 

Он не был первым в списке наследников, но в 1341 году неожиданно для всех занял трон Бретани. Французский король выступил против, отстаивая права на престол своего родственника Шарля де Блуа (его жену тоже звали Жанной). Жан де Монфор и его жена отказались признать королевского претендента на бретонский трон — так началась война за Бретонское наследство, которая продлилась с 1341 по 1364 год.

Жана де Монфора вскоре после начала конфликта взяли в плен, беременная Жанна осталась одна. После рождения сына она решила продолжить борьбу за права на бретонский престол в одиночку. Война вошла в историю как война двух Жанн: Жанны де Монфор и супруги Шарля де Блуа.

Жанна де Монфор занималась не только дипломатией (например, вела переговоры с королем Англии), финансами и политикой, но и руководила военными действиями. Один из самых известных эпизодов войны двух Жанн — осада Энбона в 1342 году. Шарль де Блуа подошел к городу, в котором укрылась Жанна Фландрская с младенцем-сыном, с 18-тысячным войском. Согласно хронике, которую цитирует французский историк Бенджамин Брийод, Жанна обратилась в том числе к бретонским женщинам и призвала их «подвернуть юбки и взять заботы о своей безопасности в собственные руки» — готовить город к осаде, брать камни из мостовых и бросать их в противника.

Кроме того, она придумала дерзкий план по дестабилизации французской армии. Пока войска де Блуа были заняты штурмом, она с отрядом в 300 человек атаковала и сожгла французский лагерь. А затем отправилась на поиски помощи и вернулась в осажденный город, утроив число его защитников. После этой вылазки она получила прозвище Пламенная. 

Шарлю де Блуа все же удалось захватить всю Бретань, а Жанне и ее детям пришлось укрыться у короля Англии. В чужой стране, без денег, без прежнего влияния она оказалась фактически в изоляции и «сошла с ума» — либо впала в депрессию. 

Ее сын смог стать герцогом Бретани, но что случилось с самой Жанной, неизвестно. По одной из версий, Жанна Пламенная скончалась в 1374 году и была погребена вместе с супругом. В Энбоне Жанну Пламенную до сих пор почитают как бесстрашную защитницу города, в ее честь назван мост.

Королева-волчица: как Изабелла Французская завоевала Англию

Жанна де Бельвиль

Чем знаменита: первая женщина-пират в истории Европы 

Жанна родилась в 1300 году в могущественной семье Бельвиль в Вандее. В 12 лет она в первый раз вышла замуж, в 14 стала матерью, в 18 — наследницей семейного состояния после смерти брата, а в 26 — вдовой. В 29 лет Жанна влюбилась во влиятельного дворянина Оливье де Клиссона, он ответил ей взаимностью. Они поженились по любви, что в Средние века было редкостью.

В 1337 году между Англией и Францией началась война, которая войдет в историю как Столетняя. Английский король Эдуард III заявил права на французский престол, французский правитель Филипп IV Валуа с ним не согласился. В разгоревшемся военном конфликте Оливье де Клиссон поддержал короля Франции. Жанна в одиночку управляла обширными землями, вела торговлю и решала проблемы из-за плохого урожая и недостатка рабочей силы, пока ее муж воевал. 

Оливье попал в плен к англичанам, однако заплатил выкуп и был освобожден. После этого король Франции пригласил его на рыцарский турнир в Париж. Оливье поехал туда, но оказался арестован по подозрению в измене и сговоре с англичанами: Филипп Валуа решил, что выкуп был подозрительно небольшим. Оливье казнили, их с Жанной имущество конфисковали, сама Жанна стала вдовой и изгоем, а их общие с Клиссоном дети были лишены перспектив состояться во Франции. 

Мириться с несправедливостью она не собиралась и решила отомстить за свою разрушенную жизнь. Жанна продала все украшения, которые удалось сберечь, купила корабль и вместе с сыновьями принялась жестоко атаковать все судна под французским флагом. Корабль она назвала «Моя месть».

В отличие от других пиратов Жанна не брала пленных — топила корабли вместе с экипажем. Все награбленные ценности раздавала своей команде. Самой ей деньги были не нужны — пиратку интересовали только месть и восстановление семейной чести. За жестокость и смелость Жанну прозвали «Кровожадная Львица» и «Бретонская Тигрица». 

В конце концов судно пиратки потерпело кораблекрушение. На небольшой лодке Жанна и Оливье, ее единственный оставшийся в живых ребенок, добрались до Англии, где нашли поддержку. 

В 1359 году Бретонская Тигрица умерла. Через год ее сын Оливье был восстановлен новым французским королем в правах, о чем мечтала Жанна. Сегодня в ее честь назван один из скверов во французском городе Бельвиль-Сюр-Ви.

Рассекая волны: как женщины служат во флоте

Агнес, Графиня Данбар и Марч

Чем знаменита: почти полгода с успехом защищала Данбарский замок от английских войск

Агнес родилась около 1312 года в Шотландии. Ее отцом был Рэндольф, граф Морей. За темные волосы и глаза девушку прозвали Черной. Когда Агнес подросла, она вышла замуж за Патрика, графа Данбара и Марча. Патрик поддержал восстание Роберта и Давида Брюсов против Англии, и в итоге сам оказался под прицелом. Пока граф Данбар вместе со своими войсками был на севере страны и сражался с англичанами, часть армии противника подошла в 1337 году к стенам его замка. 

Граф Солсбери потребовал от всех, кто находился внутри, сдаться. Англичане ожидали легкой победы: за ними было численное превосходство. Английское войско насчитывало примерно 20 000 человек, а вот у Черной Агнес в распоряжении было в разы меньше людей. Кроме того, далеко не все из них были в состоянии воевать из-за полученных ранее ран и преклонного возраста.

Однако Агнес наотрез отказалась сдать замок без боя. После первого обстрела она невозмутимо приказала своим служанкам надеть лучшие платья и пойти смахнуть пыль со стен замка белыми носовыми платками. 

Агнес отчаянно и талантливо оборонялась, отбивая все атаки англичан. Солсбери в итоге решил пойти на хитрость и попытался подкупить ее людей. Один из них взял деньги, пообещав оставить незапертыми ворота. Однако он обманул англичан и рассказал об их намерениях Агнес. В назначенный день англичане пришли к воротам замка. Как только они попытались пройти внутрь, была опущена решетка. Один из англичан оказался захвачен в плен. Агнес вышла к противнику и с издёвкой крикнула Солсбери: «Прощай, я хотела, чтобы ты поужинал с нами и помог нам защитить замок от англичан».

Солсбери раз за разом терпел поражение. Наступили холода, осада затянулась. Агнес и ее людям пришлось зимовать в замке, растягивая запасы продовольствия. Весной им уже было почти нечего есть. Граф Солсбери ждал капитуляции, ведь в противном случае ей и всем остальным пришлось бы умереть от голода. Неожиданно Агнес пришел на помощь союзник ее мужа, сэр Александр Рамзи. Он привёз в замок еду, воспользовавшись тайным ходом. На следующее утро граф Солсбери получил от Агнес посылку: свежеиспеченный хлеб и вино. 

Тогда Солсбери взял в плен графа Морей, брата Агнес, и привёл его к стенам замка. Он заявил: если графиня не сдастся, брат будет убит на ее глазах. Агнес спокойно ответила, что поскольку у графа Морей нет детей, она в этом случае станет наследницей, и вновь отказалась сдавать замок.

В июне 1338 года Солсбери отступил, поняв, что замок ему не взять. Графиня после осады прожила долгую жизнь. Она скончалась в 1369 году, в 57 лет. 

Вдова с пушечными ядрами: пять женщин, которые с успехом управляли бизнесом после смерти супруга

Агнес Хотот 

Чем знаменита: одна из первых известных женщин-дуэлянток

Точная дата рождения Агнес неизвестна. Скорее всего, она появилась на свет около 1378 года в семейном замке Дадли в Нортгемптоншире. 

У отца Агнес Джона Хотота возникли проблемы с джентльменом по имени Рингсли (в некоторых источниках его называют Рингсдейлом): мужчины не могли определиться, кому принадлежит участок земли. Было решено решить вопрос на поединке: по условиям, победивший получал право на спорную землю. Хотот был уверен в победе, однако незадолго до поединка вдруг серьезно заболел. У него обнаружили подагру, он едва мог подняться с постели. 

И тогда на помощь отцу пришла Агнес. Судя по всему, она с детства тренировалась и уверенно владела мечом. Девушка надела отцовские доспехи и в назначенный день сразилась с Рингсли. Ее противник не знал, что перед ним не Хотот, а его дочь. Агнес удалось выбить соперника из седла. Когда Рингсли был повержен, Агнес спустилась с коня и сняла шлем. По одной версии, она хотела еще больше унизить противника, показав, что его одолела женщина. По другой — просто решила убедиться, что Рингсли жив и не ранен. Так или иначе, этот поступок оказался запечатлен на ее семейном гербе. 

Бьешь как девчонка: как российский женский бокс отвоевывает место в мировом спорте

Marc ROUSSEL·Wikipedia

Жанна Секира 

Чем знаменита: дралась с бургундскими солдатами и стала символом сопротивления француженок захватчикам и их бесстрашия 

В отличии от Жанны д’Арк Жанна Лэне, возможно, никогда не существовала. Она могла быть просто обобщенным образом женщин города Бове, давших отпор захватчикам. Тем не менее Жанна Секира, как и ее более известная тезка д’Арк, тоже стала национальной героиней — только не во всей Франции, а во французском городе Бове.  

В биографии Жанны Лэне много белых пятен. Родилась то ли в 1453, то ли в 1455 году. Ее отец, по одной из версий, был ремесленником, а сама Жанна — чесальщицей шерсти. В 1471 году, когда Жанне было 18 лет, началась война между Францией и герцогством Бургундия, которым правил герцог Карл Смелый. В 1472 году армия бургундцев, насчитывающая 80 00 бойцов, атаковала Бове.

Жанна не могла остаться в стороне. Вместе с другими женщинами она поднялась на крепостную стену. Ни доспехов, ни щитов, ни оружия у них не было — вооружились чем смогли. Кто-то кидал в противников камни. Сама Жанна, согласна легенде, взяла небольшую секиру, за что и получила свое прозвище. Она дралась плечом к плечу с солдатами и даже смогла захватить бургундское знамя. Сегодня копия знамени хранится в Бове и используется во время праздника в честь Жанны, который устраивают в городе каждый год. Обязательная часть программы — появление женщин, переодетых в средневековые костюмы. Они изображают защитниц города Бове во главе с Жанной.  

Во время Второй мировой войны в 1940 году Бове бомбили нацистские самолеты, однако памятник Жанне уцелел. Она была символом французского сопротивления во время оккупации и до сих пор остаётся вдохновляющей женской фигурой для жителей Бове.

Беру огонь на себя. Подвиги женщин-медиков во время Великой Отечественной войны

Какой была жизнь женщин в средние века?

В то время как изображения Средневековья часто вращаются вокруг рыцарей, драконов и сказок, истории о том, как настоящие люди жили в это бурное время, зачастую еще более увлекательны, особенно (часто нерассказанные) истории женщин.

День в жизни средневековой женщины мог включать в себя работу вместе с мужчинами в поле, обучение их детей чтению или даже влияние на политику при дворе, при этом следуя модным тенденциям и правилам гигиены и гигиены, которые сегодня могут показаться сомнительными. .

Средние века, или средневековый период, длились с 5 века до конца 15 века, между падением Римской империи и началом Возрождения. Он был отмечен знаменательными событиями, включая строительство великих соборов, крестовые походы, бубонную чуму, подъем городов и университетов, официальный разрыв между Римско-католической церковью и восточно-православными церквями, известный как Великий раскол, и расцвет искусство, в том числе иллюминирование рукописей. На протяжении веков женщины упорно сопротивлялись ограничениям, налагаемым на них по признаку пола, внося существенный вклад в литературу, политику, сельское хозяйство и семейную жизнь.

В честь Международного женского дня и Месяца женской истории мы предложили нашим подписчикам в социальных сетях спросить нас в Twitter и Instagram, что они больше всего хотели знать о жизни женщин в средние века. На эти вопросы ответили кураторы рукописей Getty Элизабет Моррисон и Лариса Гроллемонд. Прочитайте их ответы ниже, чтобы получить представление о повседневных проблемах и триумфах, с которыми сталкивались средневековые женщины в этот период.

Работа и образование

Какой работой могли заниматься женщины в Средние века?
Подавляющее большинство людей в Средние века работали на земле, и женщины были так же активны, как и мужчины, в сельскохозяйственной деятельности. Но мы знаем женщин, которые также были писателями, художницами и торговцами в семейном бизнесе.

Страница календаря на ноябрь; обмолот и кормление свиней; Стрелец (фрагмент), ок. 1510–1520 гг., Мастерская мастера Якова IV из Шотландии. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 9 1/8 × 6 9/16 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг IX 18 (83.ML.114), л. 6в

Какое количество школьного образования разрешено женщинам по сравнению с мужчинами?
Женщины могут получить образование. В частности, дворянки и монахини имели доступ к книгам и часто были грамотными. Женщин также обучали бытовым навыкам, таким как шитье. Однако образование как для женщин, так и для мужчин, как правило, ограничивалось высшими классами и духовенством.

Есть ли какие-нибудь важные отрывки из письма женщин?
Одним из самых известных авторов Средневековья была женщина по имени Кристин де Пизан. Де Пизан написал множество произведений и работал на многих дворян при дворе. Обладая блестящим интеллектом, она отстаивала роль женщины в обществе.

Любые интересные произведения искусства, созданные женщинами за это время? Или музыка/литература?
Художественные мастерские в Средние века часто были семейным делом. В случае с этой рукописью из нашей коллекции (см. ниже) художник-иллюстратор Жанна де Монбастон унаследовала бизнес по изготовлению рукописей после смерти мужа.

Gaheriet Прощание с другим рыцарем (фрагмент), ок.

1320–1340 гг., Жанна де Монбастон. Краски темперой, золото и тушь на пергаменте, 15 1/2 x 11 3/4 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг XV 5 (83.MR.175), л. 304в

Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчас

Мода и красота

Какие стандарты красоты того времени сегодня показались бы нам странными? Какие продолжаются?
Среди высокопоставленных французских и фламандских женщин в 15 веке была популярна мода выщипывать волосы со лба, создавая впечатление более высокой линии роста волос — в наши дни это не считается желательным!

Багоас/Багоэ выступает от имени Набарзанеса (фрагмент), около 1470-75, Хозяин утешения Jardin de vertueuse. Краски темперой, золото и тушь на пергаменте, 17 x 13 дюймов. Музей Гетти, г-жа Людвиг XV 8 (83.MR.178), л. 133v

Было ли ношение чадры обычной практикой для средневековых женщин латинского запада?
Христианки в Средние века часто носили покрывало на волосах или прикрепляли к головным уборам.

Начальная буква A: Граф и графиня Эно отправляются верхом (фрагмент), 1464, Ливен ван Латем. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 14 9/16 × 10 1/16 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, Ms. 111 (2013.46), л. 14

Носят ли женщины сумочки или сумки?
Средневековые женщины часто носили кошелек, привязанный завязками вокруг талии, так как в средневековой одежде не было карманов. На этом сайте приведены некоторые примеры средневековых кошельков.

Какие особенные безделушки или жетоны хранили женщины, помимо украшений?
В этой рукописи, Жак де Лалаинг, прибывший на турнир с графами Мэн и Сен-Поль , женщина на турнире подарила своему фавориту прозрачную вуаль, расшитую жемчугом, в качестве услуги, которую он прикрепил к своему шлему.

Они действительно все время носили плащи?
Да, самой распространенной верхней одеждой для женщин была одежда под названием «мантия», по сути, накидка без капюшона, которая могла быть сделана из различных материалов, включая валяную шерсть и мех. Они были популярны, особенно в северных странах, для путешествий и согревания.

Health Practices

Как часто женщины принимали душ или мыли голову?
В Средние века не было душа, но мы знаем ванны для богатых домохозяйств и ведра и щетки для бедных. Поскольку вода должна была быть холодной или нагреваться отдельно, купание в Средние века не было таким распространенным явлением, как сегодня. Купание часто приберегали для особых случаев.

Рождение Исава и Иакова (фрагмент), ок. 1360–1370 гг., Мастер Жанде Мандевиль. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 13 3/4 × 10 1/4 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, Ms. 1, v1 (84.MA.40.1), fol. 29v

Рассказывает ли нам искусство что-нибудь о женском здоровье в средние века?
В Средние века было выпущено множество руководств по охране здоровья и родам, но мало иллюстрированных. В этом редком образце средневековой брошюры по гинекологии из Британской библиотеки показаны положения, которые мог занять плод до рождения. Роды были одним из самых опасных аспектов жизни женщины в средние века, и уровень детской смертности также был чрезвычайно высок.

Как женщины в средние века справлялись с месячными?
День за днем, как современные женщины. У женщин в средние века, как правило, было меньше менструаций из-за частоты деторождения, но они использовали клочки ткани или даже (как это было зарегистрировано в средневековой Англии) определенный вид абсорбирующего болотного мха.

Каковы были тенденции в питании женщин?
Женщины и мужчины стремились к диете, которая уравновешивала бы четыре телесные жидкости (черную и желтую желчь, кровь и слизь) и избегала греха чревоугодия. Считалось, что некоторые продукты также влияют на фертильность. Например, считалось, что мясо увеличивает кровоток.

Общество и политика

В каком возрасте женщины выходили замуж?
Женщины могли быть официально помолвлены по доверенности даже в детстве. Среди знати, где кровные линии были так важны, брак мог состояться уже в 12 лет. Мы думаем, что Дениз Пончер (в красном платье, внизу) вышла замуж примерно в этом возрасте, когда ей дали книгу, в которой ее изображение фигурирует как свадебный подарок.

Дениз Пончер перед Смертельным видением, около 1500 г., магистр скандальной хроники. Пергамент, цвета темпера, тушь и золото, 5 1/4 × 3 7/16 дюйма. Музей Гетти, мисс 109.(2011.40), л. 156

Были ли примеры, когда женщины пытались выйти за рамки общепринятого в обществе?
Жанну д’Арк, жившую в 15 веке, часто называют женщиной, нарушившей рамки средневекового общества. Она активно участвовала в политическом деле, сделав Карла VII королем Франции. Она возглавляла французские армии и формировала военную стратегию. К сожалению, в конце концов ее обвинили в ереси из-за переодевания в другую одежду и сожгли на костре.

Как свобода и власть женщин соотносились с другими историческими периодами (викторианскими и т. д.)?
В Средние века он довольно сильно различался между странами и столетиями. В Западной Европе гендерные роли, предписанные католической церковью, определенно ограничивали возможности средневековых женщин, но у нас также есть примеры женщин, которые раздвигали эти границы (как и во многие другие периоды!).

Есть ли какие-то аспекты их жизни, которые мы могли бы найти прогрессивными по сегодняшним меркам?
Женщины отвечали за обучение детей чтению в Средние века и часто занимались домашним хозяйством, пока мужчины были на войне. В некоторые периоды Средневековья считается, что грамотных женщин было больше, чем мужчин.

Мы также можем быть удивлены отношением к неверности в королевских браках — они были политически стратегическими и для производства наследников, но у королей часто были любовницы, которые были широко известны как таковые и могли даже занимать видные должности при дворе.

Разрешено ли женщинам покидать свои дома без мужей?
Женщины средневекового Запада могли свободно покидать свои дома по своему желанию. Дворянок часто сопровождала служанка, чтобы показать свой статус, помочь нести вещи и т. Д. Для женщины было более необычно путешествовать на какое-либо расстояние без сопровождения мужчины из-за опасностей дороги, но это не должно было быть необходимо. быть ее мужем.

Тристан уезжает с Изольдом (фрагмент), ок. 1320–1340 гг., Французский язык. Цвета темперой, золотая краска, серебряный и золотой лист на пергаменте, 15 1/2 × 11 3/4 дюйма. Музей Гетти, г-жа Людвиг XV 5 (83.MR.175), л. 71v

Как жили женщины в странах Азии в Средние века?
Как и в христианской Европе, женщины в странах Азии также подвергались религиозным ограничениям в отношении гендерных ролей и допустимых занятий. Ожидание, что женщины выйдут замуж и родят детей, было межкультурным в глобальном Средневековье.

Были ли тогда тайные клубы или группы для женщин?
Если и были, то они были слишком секретными, чтобы оставлять какие-либо улики!

Средневековая женщина Розали — Образование

Образование Возможности для средневековых женщин
КРЕСТЬЯНКИ — ГОРОЖАНКИ — ЗНАТЕНКИ

Один великих средневековых мифов состоит в том, что женщины не умели ни читать, ни писать и были полностью зависимы от других, чтобы сделать это для ее. Нет ничего более далекого от правды.

Возможности получения образования средневековыми женщинами, как и многие другие вещи, зависели от положения женщины при рождении. Многие женщины могли как читать, так и писать в некоторой степени. Многие могли только читать. частота, с которой это происходило, увеличивалась по мере того, как средневековый период переходил из века в век.

На фото справа деталь из нидерландского молитвенника 1445 г. Мастера золота Свитки . В этот период женщины нередко уметь читать и учить этому других.

В 14 веке женщины все чаще становились книговладельцами и Читатели любовных историй. У некоторых были книги, специально заказанные для их- прекрасно иллюстрированные Часословы.

Крестьянин Женщины
Крестьянки имеют гораздо меньше возможностей для получения формального образования.

чем ее богатый коллега. Многие получили мало или вообще не получили образования если они не жили в городе или рядом с ним. По большей части, степени их обучения был алфавит и словесная религия инструкция. Крестьяне, как правило, были заняты на полевых работах. и письменный отчет о ее домашних расходах не был необходим.

Учителя начальных классов младших девочки были их собственными матерями или бабушками. Девочки помогали своим мамы в очень молодом возрасте. Такие работы, как выдергивание шерсти для прядение, прополка в саду, шитье, приготовление пищи и уход за цыплята готовили девочек к навыкам, которые они использовали в дальнейшей жизни как жены и матери.

Девочки научились шить одежду вручную и делать ремонт, например штопку, в молодом возрасте, так что, когда молодая женщина стала главой домохозяйства, она была бы достаточно подготовлена, чтобы одеть свою семью в прочной и хорошо сшитой одежде, максимально используя ресурсы были ей доступны.

Горожанки и городские женщины из среднего класса
Большинство девочек среднего класса учили читать и писать. Женский образование началось дома под присмотром матери или медсестры. Некоторые девочки имели возможность получить образование, будучи отправленными в женский монастырь и обучение там чтению и письму под присмотром образованных женщин, хотя это был бы вариант только для дочерей богатого бизнесмена. Много семьи считали более важным, чтобы девочка была лучше образована хорошими манерами, чем интеллектуальные уроки, однако те, кто желали своим дочерям удачно выйти замуж, видели ценность дочери кто умел хорошо читать и писать. Такая молодая женщина могла бы ценная жена и, следовательно, имел лучшие перспективы брака.

Девушка вряд ли можно было ожидать, что кто-то не умел хорошо читать или писать вести успешное домашнее хозяйство.

Многие богатые горожанки поручили молитвенники, которые можно было бы читать своим дочерям за их духовное образование. Женщины не должны были зарабатывать на жизнь из письма, и действительно, кажется, что летописцы средневековья периода почти полностью мужчины.

Один из примеров женщин, чьи навыки грамотности были на высоком уровне принадлежит французской писательнице Кристине де Пизан. Слева показано автопортрет 1364-1430 годов, сделанный из Работы Кристины де Пизан . Ее книги были написаны для эксклюзивной аудитории женщин-читательниц и включил темы, которые были актуальны женщинам.

тот факт, что ее книги были написаны для женщин, говорит нам о том, что было достаточно женщин, достаточно хорошо образованных, чтобы читать их. Кристин вышла замуж в 15 лет и овдовела к 25 годам, которые ее поддерживали трое детей с ее письмом.

Изображение, показанное слева, Фрагмент молитвенника Анны де Бретан, матери, которая сама заказала молитвенник. На нем изображена женщина, обучающаяся читать, чтобы изучать священные писания.

Таких изображений в рукописях много.


Благородный женщины и женщины высшего класса
Это не было редкостью для дочерей богатых дворян и высших классные семьи для получения образования в женском монастыре. Такая девушка бы также иметь ее духовное образование, как правило, а также обучение читать и писать. Девушек из высших слоев общества часто отправляли в другие домохозяйства, чтобы узнать другие аспекты своего образования, которые подготовить ее к свадьбе.

Дочь знатной женщины также может научиться грамоте у медсестры или у кого-то специально нанятого для этой цели. В мире, где ждали жену дворянина управлять не только своим хозяйством, но и имуществом мужа в его отсутствие было необходимо, чтобы она была грамотной и разумные математические способности, чтобы она могла управлять ими с эффективности и быть в состоянии проверить, соответствуют ли ее расходы на домашнее хозяйство казалось разумным.

Она не отвечал за все расходы домашнего хозяйства, но безусловно, нужно было достаточно знать об управлении бизнесом, чтобы видеть что он был запущен должным образом.

Королева Анна, жена Ричарда II, привезла много книг и иллюстраторов из родной Богемии. с ней в Англию и любил читать.

Завещания периода Чосера показывают, что многие женщины завещали книги другим женщинам, показывая, что женщины всех поколений были грамотный и читать в удовольствие.

Обе эти книги были религиозными и романтические произведения.

Одним из примеров является завещание 1390-1391 годов графини Девон, Маргарет Кортни. Среди ее книг были буквари, медицинская книга и рассказы о Тристраме, Мерлине и Артуре. Эти сокровища она осталось дочерям и подруге. Ее дочери также были оставила книги от мужа. Сыновьям не оставили ни одной книги.

Молодых девушек учили читай, пиши, рассказывай, читай романы и суди по достоинству поэзии. Они часто брали уроки пения и получали инструкции на одном или нескольких музыкальных инструментах. Безусловно что благородная женщина была хорошо обучена манерам и вежливости. Недостаток такая утонченность не способствовала социальному прогрессу.

Благородная женщина тоже могла бы читать на досуге романы и стихи а также священные писания.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *