Старые советские журналы: Журналы СССР

Содержание

Советский экран — Журналы СССР

«Советский экран» двухнедельный иллюстрированный журнал. Основан в 1925 в Москве как приложение к «Киногазете». Издавался под разными названиями (в 30-е гг.; перерыв в 1941—57). Регулярно выходит с января 1957. Первоначально орган министерства культуры СССР, с июля 1959 — министерства культуры СССР и Союза работников кинематографии, с января 1966 — Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии и Союза кинематографистов СССР. В «С. э.» печатаются статьи по теории киноискусства, рецензии на фильмы, творческие портреты актёров, режиссёров, операторов и др. Рассчитан на массового читателя. Тираж (1975) около 2 млн. экз.

В январе—марте 1925 года журнал издавался под названием «Экран киногазеты», в 1929—1930 годах — «Кино и жизнь», в 1931—1939 — «Пролетарское кино»[1], в 1991—1997 — «Экран». До 1992 года журнал был органом Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР. В журнале публиковались статьи об отечественных и иностранных новинках киноэкрана, статьи об истории кинематографа, критика, творческие портреты актёров и деятелей киноискусства

[2].

В 1984 году тираж издания составил 1,9 млн экземпляров. В 1987 году — 1,7 млн экз. (тираж № 5 (725)).

В 1991 году журнал был переименован в «Экран» его редактором — киноведом и кинокритиком Виктором Дёминым. Вскоре журнал стал выходить реже — ежемесячно. Под названием «Экран» журнал просуществовал до 1997 года. В 1997—1998 годах при главном редакторе Борисе Пинском журнал несколько месяцев снова выходил под своим старым названием — «Советский экран». Не выдержав дефолта 1998 года, журнал прекратил своё существование.

Архив журнала «Советский экран» с 1925-1998 года

.


 
 
  
                 
1925    4    10 11 12   15    19 20   23  
         33  35              
1926                        
       31                  
1927                        
                         
   5152                    
1928   
 
                    
1929      7                 
               39    4445   
19301       89               
1931                        
1932                        
1933                        
1934                        
1935                        
1936                        
1937               
 
        
1938                        
1939                        
1940                        
1957123456789101112131415161718192021222324
1958        
 
               
1959   4 6      13    18  212223 
1960 2  5      12  15  18      
1961 2       10              
1962                   20    
1963                        
1964                        
1965   4      11 13 151617   2122 24
1966123 567891011121314 161718192021   
1967                 18 2021   
1968  34          151617     23 
1969                      23 
1970                        
1971 2345678910              
1972123456789101112131415161718192021222324
197312      9 11  141516171819 21  24
1974123456789101112131415161718192021222324
1975123456789101112131415161718192021222324
1976   4      11    16  19  22  
1977             1415 1718     24
1978123456789101112131415161718192021222324
1979                        
19801     7   11 13     19  22 24
1981123456789101112131415161718192021222324
1982123456789101112131415161718192021222324
1983123456789101112131415161718192021222324
1984123456789101112131415161718192021222324
1985123456789101112131415161718192021222324
1986123456789101112131415161718192021222324
1987123456789101112131415161718192021222324
1988123456789101112131415161718192021222324
1989123456789101112131415161718      
1990123456789101112131415161718      
1991123456789101112131415161718      
1992 234567  10              
1993123456                  
19941      8                
1995        910              
1996 23456                  
1997                        
1998                        

Крестьянка — Журналы СССР

Ежемесячный общественно-политический и общественно-художественный журнал. Основан в июне 1922 года. 

Архив журнала «Крестьянка» (1922-1991 гг.)


                     


                     


                     


                     
1953

     
4
             
1954









10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12
1957                        

1958
           
7
         

1959









9


11

12
1960                        
1961
                     
1962
                     

1963

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1964

     
5
             
1965
                     

1966
       

8



 

1967









10



1968

1


 








1969
             
8
       

1970
                     
12

1971
                     
12

1972

1

2
                   
1973                        
1974                        
1975                        
1976                        
 
2
                   
                   
11
 

1979

                       
1980

                     
1981
                       
1982
               

10

   
1983












1984
   
3
 

4


 

6

   

8


9

 

10


11

 
1985

     

4


5
 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

1986
 
1

2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12

1987
 

1


2
 

3

                 
1988

1

2
 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

   

11

 

12

1989

1
 
3
 
5
 
6

7

8

9

10

11

12
1990

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12
1991

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

Журналы СССР, царские журналы

Журналы СССР и царской России: периодика как объект коллекционирования


Еще несколько десятилетий назад периодическая пресса являлась одним из основных источников информации. В частности, советские журналы не только регулярно приобретались в магазинах и киосках, но и выписывались через почтовые отделения почти каждой семьей. Сегодня они практически утратили информационную ценность, зато приобрели ценность историческую и коллекционную. Наиболее подходящее место для того, чтобы почитать и изучить журналы СССР, – архив или библиотека. А вот тех, кто хочет владеть подобными печатными изданиями, мы приглашаем в наш магазин старинных товаров.

«Лавка старины»: обширное собрание периодики разных лет


В нашем каталоге представлены журналы СССР разных периодов, изданий и направлений, в частности:

  • литературные;
  • познавательные и научные;
  • детские журналы времен СССР – как России, так и других союзных республик;
  • тематические – и распространенные, и достаточно редкие: например, в нашем магазине можно купить журнал «Автолегенды СССР», периодически появляются спортивные издания, журналы для садоводов и дачников, любителей поделок своими руками и многие другие;
  • сатирические и юмористические.

Кроме того, в нашей антикварной лавке вы можете найти настоящие раритеты – уникальные журналы царской России – в достаточно хорошем состоянии. Мы сотрудничаем не только с покупателями, желающими пополнить свою коллекцию необычными экземплярами, но и с продавцами старинных изданий: наши эксперты определят, сколько стоят предлагаемые вами царские журналы, купить которые мы готовы по честной цене с мгновенной выплатой средств.


Кому это интересно?


Вопреки расхожему мнению, старые периодические издания журнального формата интересуют не только коллекционеров. Увлеченные библиофилы, испытывающие воодушевление от печатного слова, с удовольствием получат в подарок советский или царский журнал.


Также в магазине «Лавка старины» любой желающий может выбрать и купить журнал «Огонек»: в СССР он был одним из наиболее популярных, поэтому многие представители старшего поколения по достоинству оценят такой презент с ностальгической подоплекой.


Сегодня часто встречаются объявления о покупке или продаже журналов «с рук». Это вполне допустимо – в подобной сфере коллекционирования обманывать покупателя, всучивая ему подделку, практически нет смысла: ее изготовление обойдется дороже, чем прибыль мошенника. Другое дело, что неспециалист не ориентируется в том, сколько стоит то или иное издание, поэтому риск купить журналы СССР либо дореволюционной России слишком дорого или продать слишком дешево всегда существует.


Дабы не попасться в ловушку, обращайтесь к проверенным участникам рынка антиквариата с устойчивой репутацией. Мы являемся именно такой компанией – магазин «Лавка старины» пользуется заслуженным доверием антикваров, коллекционеров и опытных ценителей старины.

ретрооцифрованная периодика: каталог — Игорь Петров — LiveJournal

Игорь Петров

[Recent Entries][Archive][Friends][Profile]

13:58

[Link]

ретрооцифрованная периодика: каталог
В сети можно найти немало списков и каталогов сайтов с оцифрованной периодикой, но они либо неполны, либо напротив, огромны и трудны для ориентирования.
В нижеследующем каталоге хотелось бы собрать:
— только обычные газеты/журналы, никакой научной и специальной литературы
— изданные между 1900-1990 г.г.
— бесплатные, не требующие регистрации ресурсы
— предпочтение распространенным европейским языкам (английский, немецкий, русский, украинский)
— крупные коллекции на др.европейских языках

Периодика на русском языке.
Коллекции

ИсточникКомментарийГодыФорматПоиск
Электронный фонд РНБ.Газеты советского и дореволюционного времени1839-1965Граф.
Коллекция Андре Савина.Редкие белоэмигрантские издания, около 100 наименований, в т.ч. «Доброволец» (Мюнхен)1910-1970pdf
Периодические издания эмиграцииОколо 20 наименований, в т.ч.“ Часовой“ (Брюссель)1920-1986pdf
Периодические издания казачьей эмиграцииОколо 40 наименований, в т.ч. «На казачьем посту» (Берлин), «Казачий вестник» (Прага), «Обозрение» (Мюнхен) 1920-1980pdf
Эмигрантика.руЛитературные журналы русского Парижа, около 15 наименований, в т.ч. «Современные записки»1920-1940pdf
Сайт-архив эмигрантской прессы Пока 3 наименования1920-1940Граф.
Периодика русской эмиграцииОколо 10 наименований (в т.ч. послевоенное «Возрождение»)1921-1984Pdf
Периодические издания Западной Сибири.Более 50 наименований, в.т.ч. «Советская Сибирь»1905-1969Pdf
Хроники Приангарья.Официальная периодическая печать Иркутской области дореволюционного и советского периодов1857-1997Pdf
Дореволюционные журналыБолее 50 наименований.1815-1912pdf
Старые журналыСоветские журналы (около 100 наименований)1929-1991Pdf
Журналы СССР Около 100 наименований1900-1990Djvu
Старые газетыСоветские газеты (около 50 наименований)1912-1987Текст, DjVuПо текст.части
Дореволюционная периодическая печать Иркутской губернииДорев. газеты (20 наименований) 1857-191Граф.
Урал на изломе4 наименования1919Граф.
Юмористические журналы прошлогоОколо 20 наименований1900-1929Граф.

Отдельные издания

Периодика на немецком языке
Коллекции

Отдельные издания

Периодика на английском языке
Коллекции

ИсточникКомментарийГодыФорматПоиск
Historic Australian NewspapersАвстралийские газеты (около 40 наименований)1803-1954Граф., расп. текстПолнотекст.
PaperspastНовозеландские газеты (более 50 наименований)1839-1932Граф., расп. текстПолнотекст.
NewspapersSGСингапурские и малайские газеты (более 200 наименований)1831-2006Граф.Полнотекст.
Chronicling America: Historic American NewspapersАмериканские газеты (около 200 наименований)1880-1922Граф., расп. текст, pdfПолнотекст.
Google News ArchiveАмериканские газеты1880-Граф.Полнотекст.
Multicultural CanadaЭмигрантские газеты Канады (около 30 наименований)?Граф.Полнотекст.
Caribbean Newspaper Digital LibraryРазрозненная коллекция газет стран Карибского бассейна1849-Граф.Полнотекст.

Отдельные издания
ИсточникКомментарийГодыФорматПоиск
Time1923-ТекстПолнотекст
Palestine PostИерусалимская газета1932-1950Граф.Полнотекст
Canada GazetteПока не все номера1841-1997Граф., pdfПолнотекст.
Ukrainian WeeklyЭмигрантская газета, изд. в США1933-PdfПолнотекст.

Периодика на др.языках

ИсточникКомментарийГодыФорматПоиск
GallicaФранцузские газеты (несколько сотен наименований)1826-1944Граф., частично текст?
Archives HistoriquesШвейцарские газеты (пока доступны Le Journal de Genève и La Gazette de Lausanne)1798-1998Граф.Полнотекст.
Hemeroteca digital Испанские газеты (около 200 наименований)1683-1980PdfПолнотекст.
L’Emeroteca DigitaleИтальянские газеты (около 1000 наименований)1840-1950Граф-
Historische KrantenГолландские газеты1618-1940Граф.
Tímarit.isИсландские, фарерские и гренландские газеты?Граф.
Digital library KrameriusЧешские газеты1880-1945pdf
Wielkopolska Biblioteka CyfrowaПольские газеты1820-1949Djvu
СвободаАмериканская украинская газета1893-PdfПолнотекст.
Latvian National Digital LibraryЛатышская периодика (40 наименований)1920-1945Граф.
Digitalizetie laikrakstiЛатышская периодика (100 наименований)1901-1946Граф.
DEAЭстонская периодика (более 50 наименований)1882-2009Граф.
epaveldas.ltЛитовская периодика?Граф.

Обновлено 11.05.2012
За отвечающие вышеперечисленным критериям дополнения буду весьма признателен!

 

Огромное спасибо, добавил КП и Смену.

Ага, спасибо. Вот комментом выше прекрасный список, который я почему-то сначала не нашел, сейчас буду дополнять из него постепенно.

Это все, конечно, уже больше литература и искусство. На подборку сделаю ссылку, спасибо!

Добавил, спасибо!

Спасибо, очень полезный пост! Добавить, правда, ничего не могу:(.

Посмотрю, спасибо.

From:(Anonymous)
Date:19.05.2010 19:01 (UTC)
(Link)
http://starosti.ru

Сайт газетные «старости»

Там вроде только выборочные заметки.

Завтра посмотрю, спасибо.

From:(Anonymous)
Date:20.05.2010 18:52 (UTC)
(Link)

Сегодня на www.heise.de была заметка про открытие доступа к архиву Gardian:
www.heise.de/newsticker/meldung/Der-Guardian-oeffnet-seine-Inhalte-1004523.html

From:(Anonymous)
Date:20.05.2010 19:11 (UTC)
(Link)
Еще в Викитеке есть всякая периодика. Например,

de.wikisource.org/wiki/Kategorie:Zeitschrift

en.wikisource.org/wiki/Category:Newspapers

ru.wikisource.org/wiki/Категория:Журналы

«Google Books Американские журналы»

(Link)
«Google Books Американские журналы»
За подборку — спасибо:-)
тех.придирка: ссылка на гугл-букс ведет на гугл-букс, а не непосредственно на журналы;-)
http://books.google.com/books/magazines/language/en?hl=en
From:labas
Date:25.05.2010 08:46 (UTC)

Re: «Google Books Американские журналы»

(Link)

Ага, спасибо, поправлю!

Спасибо. Я там вроде просматривал. Хотя надо сделать, наверно отдельный раздел для региональных и специальных изданий типа Симплициссимуса.

все ссылки заведены мной в браузер, все действуют.

Сайт «Старые журналы» http://journal-club.ru — на данный момент более 4000 старых номеров «Смена», «Юность», «Огонек», «Весёлые картинки», «Вокруг света», «За рулем», «Здоровье», «Знание-сила», «Крестьянка», «Работница» «Крокодил», «Мурзилка», «Наука и жизнь», «Пионер», «Природа», «Ровесник», «Советский экран», «Советское фото», «Техника — молодежи», «Трамвай», «Юный натуралист», «Юный техник», «Юный художник», «Костер» и др.

Добавлю, спасибо.

Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Историко-литературный журнал, орган Института литературы / Института русской литературы (Пушкинский Дом), с 1960 г. переведен в ведение Института мировой литературы им. А.М. Горького. Издается с 1931 г. в Москве. Выходит отдельными томами (до 1952 г. – номерами), в неопределенные сроки. Учредителями издания выступили Российская ассоциация пролетарских писателей и Институт литературы и языка Коммунистической Академии при ЦИК СССР. В 1938-1949 гг. издание выходило под грифом Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, в 1949-1960 гг. издавалось Отделением литературы и языка АН СССР, с 1960 г. выпускается Институтом мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии наук. Коллектив сотрудников и авторов «Литературного наследства» извлек из архивного забытья и осуществил первые научные публикации многих тысяч художественных, эпистолярных, мемуарных и других произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, В.Я. Брюсова, М. Горького, Л.Н. Андреева и их современников. В создании томов «Литературного наследства» участвовали выдающиеся российские и зарубежные ученые и литераторы: М.К. Азадовский, М.П. Алексеев, И.Л. Андроников, Н.П. Анциферов, В.Ф. Асмус, П.Н. Берков, С.М. Бонди, Н.Л. Бродский, Б.Я. Бухштаб, В.В. Виноградов, М.Л. Гаспаров, Э.Г. Герштейн, Л.Я. Гинзбург, Н.К. Гудзий, Г.А. Гуковский, Н.Н. Гусев, А.С. Долинин, С.Н. Дурылин, В.Е.Евгеньев-Максимов, В.М. Жирмунский, Р.В. Иванов-Разумник, Б.П. Козьмин, Д.С. Лихачев, Д. Лукач, А.В. Луначарский, Ю.М. Лотман, А. Мазон, З.Г. Минц, К.Д. Муратова, Ю.Г. Оксман, К.В. Пигарев, С.А. Рейсер, Д.П. Святополк-Мирский, Е.В. Тарле, Л.И. Тимофеев, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, Н.И. Харджиев, М.А. Цявловский, К.И. Чуковский, В. Эджертон, Н.Я. Эйдельман, Б.М. Эйхенбаум, А.М. Эфрос, И.Г. Ямпольский и др. Огромный документальный массив, впервые обнародованный в «Литературном наследстве» (общий объем томов – около 50 000 страниц; количество иллюстраций – более 10 000), и в настоящее время остается уникальным источником по истории русской литературы.

Представлены: 1931, 1932, 1934, 1935, 1937, 1948 гг.

«Беги со всех ног покупать «Огонек»» – Огонек № 49 (5644) от 14.12.2020

На этой неделе «Огонек» отмечает свой день рождения — 121 год назад вышел первый, дореволюционный, «Огонек». Разгромленный вскоре после революции, он был возрожден в 1923 году. Пережил Великую Отечественную, распад СССР. Стал национальным и культурным достоянием — какой фильм о советских временах без «Огонька» в руках героев. О нем пишут книги и выпускают научные монографии. Сегодня мы публикуем фрагменты из книги историка Анастасии Танцевовой.

Возрождение в советский период журнала «Огонек» неразрывно связано с именем выдающегося отечественного журналиста Михаила Ефимовича Кольцова (Фридлянда) (1898–1940). Как писал в воспоминаниях его брат Борис Ефимов, «никто не поручал брату создавать журнал, никто не присылал ему выписки из решения, не выделял средств, не предоставлял помещения, не утверждал штата — основной движущей силой нового издания была кольцовская кипучая инициатива, молодая энергия». Благодаря этой энергии удалось создать новый журнал, издать его, не располагая поддержкой крупного издательства, и обеспечить массовое распространение среди читателей. «Эти трудности казались непреодолимыми, и многие говорили тогда: «Нет, не выйдет «Огонек»,— вспоминал позже управляющий главной конторы журнала Э. Голомб.— Бумаги не хватает, типографии слабы, наши литераторы и журналисты еще не приспособлены к такому журналу».

«Почему вы не возьмете советское название?»

Ходатайство о разрешении на издание журнала «Огонек» было направлено в политотдел Госиздата 5 августа 1922 года. Подписал его управляющий Центральной экспедицией советской и партийной печати Э.Г. Голомб. В нем, в частности, отмечалось: «Прошу о выдаче разрешения на издание еженедельного иллюстрированного литературного журнала «Огонек». Содержание журнала: рассказы, очерки, стихи, фотографии, зарисовки и карикатуры текущей жизни и объявления. Размер — 16–32 стр. Редактором журнала будет т. М.Е. Кольцов».

Решение об издании «Огонька» от Главлита было получено 14 февраля 1923 года. «Мы начинали «Огонек» с тремя рублями, на которые наняли извозчика и поехали в Главлит.

Здесь мы подали заявление об издании журнала Мордвинкину, старому большевику и литератору, хорошо знавшему нас, который тут же наложил резолюцию, и журнал был разрешен»,— вспоминал позже ответственный секретарь журнала Л. Рябинин.

Процесс появления нового журнала и его место в родословной московской журнальной периодики довольно оригинально и образно представили сами журналисты в виде иллюстрированной юмористической сказки. Она была напечатана в «Огоньке» в рубрике «Юмор» под названием «Родословная Московских журналов»: «И родила «Правда» сына и нарекла его «Прожектор». И растет юноша добрым людям на утешение. И родили «Известия» дочку «Красную Ниву». Растет дочка в родительской холе… И родила «Рабочая» — сына «Крокодила»… Невелика радость в семье, а воспитывать надо… Не больно красив, зато зубаст… И родила «Рабочая Москва» сыночка… «Красным перцем» называется… Молодой еще, а ядреный… А тут же — рядом — беспризорные — без отца, без матери… Некому о них позаботиться… Сами о себе заботятся… и растут — один вот с «Огоньком», другой — «Безбожник» — безбожником…»

Название «Огонек» было выбрано не случайно, «иллюстрированный журнал должен иметь такое название, которое бы привлекало читателя. Отсюда и пошли названия «Огонек», «Экран» и др.». Ряд московских журналистов, писателей и издательских работников, поддержали идею М.Е. Кольцова, однако признавали, что ни одно из новых изданий не смогло бы заменить знакомый «старорежимный» «Огонек». Более того, многие литераторы назвали намерение Кольцова воссоздать именно дореволюционный журнал смелым поступком: «Это было удивительно для того времени. Правда, возникали журналы вроде «Красной панорамы», «Красной нивы» … Но возродить «Огонек»? Это было смело даже по тем временам — временам нэпа… Многие скептически усмехались: — «Огонек»? Это ненадолго…»

Трудности возникли уже при подготовке к печати первого номера журнала. Когда он находился в печати, выяснилось, что начальник Главлита В.Ю. Мордвинкин решил не давать разрешения на его издание. У чиновника не было возражений по поводу содержания журнала, но он категорически выступал против названия, опасаясь негативных последствий. Разрешить ситуацию помог брат М.Е. Кольцова, знавший начальника лично. Еще в 1919 году в Киеве Б.Е. Ефимов был секретарем В.Ю. Мордвинкина в Резиздате. Направившись в Главлит, карикатурист пытался убедить чиновника сохранить название, однако тот стоял на своей позиции: «Почему вы решили взять для такого журнала название проперровского публичного дома?! (Проппер — издатель «Огонька» до революции.— «О»). Почему в таком случае для хорошего советского журнала вы не возьмете хорошее советское название? Например, «Красная заря», «Красный восход», «Советская быль»? Да мало ли! Нет, разрешения на «Огонек» я не дам». Под напором аргументов В.Ю. Мордвинкин все-таки подписал разрешение на выпуск «Огонька». Позже, в 1926 году, выступая на диспуте об иллюстрированном журнале, М.Е. Кольцов рассказывал о том, как создавался новый журнал со старым названием: «Мы решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский журнал. Опыт показал, что мы были правы».

Создавая принципиально новый журнал со старым названием, М.Е. Кольцов предполагал сделать его периодическим изданием, на страницах которого освещалась бы разнообразная картина «быта и строительства молодой Советской страны» и параллельно отображался бы «лихорадочный темп сложной и интересной жизни Запада, борьбы классов и групп в странах всего мира».

Осознавая необходимость консолидации вокруг советской печати начинающих поэтов, писателей и журналистов, М.Е. Кольцов собирал свою команду. Десяток талантливых литераторов и журналистов получили от него приглашение к сотрудничеству в журнале: «Знаете, что возрождается «Огонек»? Да, да, тот самый, что Проппер издавал… Но только светить он будет по-новому… Так вот, нам нужны люди, очень много людей, пишущих в журнал отовсюду и обо всем, думающих о нем постоянно, распространяющих его».

Хранитель очага


Первый номер возрожденного в 1923 году «Огонька»

Фото: Архив журнала «Огонёк»

В команде М.Е. Кольцова были профессиональные работники печати с многолетним стажем и опытом работы. Один из них — управляющий главной конторой редакции, ответственный за распространение и экспедирование журнала — Э.Г. Голомб. Он давно работал в издательской сфере, еще в дореволюционном «Огоньке». Профессионализм Э.Г. Голомба отмечали все сотрудники редакции. «Кольцову посчастливилось — ему удалось разыскать бывшего деятеля старого «Огонька» Э. Голомба. Он был энтузиастом своего дела»,— вспоминал позже заведующий иностранным отделом журнала А. Дейч.

На начальном этапе журнал столкнулся с финансовыми трудностями. При выпуске первых номеров у редакции не было средств на оплату труда подсобным рабочим, гонорар выплачивался с рассрочкой. «Все приходилось делать самим — на квартире у Голомба, где была организована экспедиция журнала, вся редакция дружно занималась и упаковкой «Огонька», и его погрузкой»,— вспоминали позже сотрудники журнала. «Настойчивость, напор, активность этой маленькой рабочей группы, поддержанной писателями и журналистами столицы, преодолели все технические, финансовые и ведомственные препятствия. «Огонек» разгорелся…»

Вопрос распространения являлся ключевым в условиях большой конкуренции на журнальном рынке. Благодаря инициативной деятельности Э.Г. Голомба «Огонек» быстро обрел своих первых читателей. «Дело было задумано так,— вспоминал позже Э.Г. Голомб,— чтобы при выпуске каждого следующего номера почти полностью окупался предыдущий номер. Но для выполнения этой программы нужно было, чтобы журнал быстро и широко раскупали…»

В одном из своих очерков, помещенных на страницах журнала «Журналист», Е.Д. Зозуля, рассуждая о распространении журнальной периодики, выделил два главных принципа работы распространения на местах: сбор подписки и обслуживание подписки. Правильная же постановка розничной продажи, по его мнению, предполагала два основных условия: первое — наличие скидки, чтобы обеспечить продажу по номиналу, без повышения цены, второе — существование права возврата, необходимое для того, чтобы газетчик мог свободно увеличивать свой заказ без риска потери на остатке, «ибо лишь при общей продаже по номиналу и отсутствии риска для газетчика мыслимо развитие розницы».

В то время настоящего аппарата распространения печати не существовало. «Центропечать, которая ведала распространением прессы по всей стране, уже была ликвидирована, а Контрагентство печати охватывало только железнодорожные станции. Издательские отделения «Правды» и «Известий» в крупных центрах тогда только начинали открываться. Таким образом, быть или не быть «Огоньку», зависело от того, сумеем ли мы сами распространять его»,— вспоминал позже Э.Г. Голомб. Редакция «Огонька» решилась на крайнюю меру — использовать профессиональных распространителей и сделать ставку на хозрасчет: «Срочно были собраны сведения о таких профессионалах по разным городам, многие из них откликнулись. Откликнулись также и возникавшие вновь газетные артели и многие книжные магазины. С мест посыпались требования на «Огонек», подкрепленные авансами. Теперь мы могли осуществить нашу ставку на оперативный хозрасчет»,— писал Э.Г. Голомб. Журнал стали рассылать как приложение к местным газетам, которое подписчикам обходилось дешевле, чем при отдельной подписке на журнал. Это было своеобразное «взаимораспространение» между «Огоньком» и газетами. Благодаря чему редакция сумела быстро добиться повышения тиража.

Володя и Колечкин


И первая редакция во главе с Михаилом Кольцовым

Фото: Фото Отто Шмидта / архив журнала «Огонёк»

Шестнадцатистраничный еженедельник «Огонек» выходил бесперебойно, его «делали одиннадцать человек (включая выпускающего, корректора и двух штатных фотографов). Из них трое (прежде всего сам Михаил Ефимович) совмещали работу в «Огоньке» с другими нагрузками. Когда «Огоньку» разрешили издавать приложение — «Библиотеку «Огонька»», наш коллектив увеличился на полтора человека — был приглашен секретарь редакции «Библиотеки», а корректура и выпуск книжек были поручены корректору другого журнала по совместительству»,— вспоминала сотрудница журнала А. Бамдас. Изначально редакция «Огонька» размещалась в «помещении Мосполиграфа в Козицком переулке, затем в подвальчике Гнездниковского переулка в нескольких маленьких комнатах, потом в домике на Тверском бульваре».

Первый номер советского журнала «Огонек» вышел в свет 1 апреля 1923 года. Он открывался стихотворением В. Маяковского «Мы не верим!» и снимком В.И. Ленина в домашней обстановке в Горках в 1922 году. Это был отклик журнала на правительственное сообщение об ухудшении здоровья вождя, опубликованное в советской прессе 14 марта 1923 года. Первый номер тиражом 50 тысяч разошелся мгновенно. В 1923 году Маяковский выступал в Москве перед рабочими с чтением стихотворения «Мы не верим!», рабочие попросили его достать первый номер журнала «Огонек», где было опубликовано данное стихотворение со снимком Ленина.

Поэт обратился к редактору Кольцову, чтобы получить номера журнала, на что получил ответ: «Тираж «Огонька» — пятьдесят тысяч. Тираж мгновенно разошелся. Не рычите на меня, Володя… Знаю, что у стихов «Мы не верим!» не пятьдесят тысяч, а миллионы соавторов. Я тоже ваш соавтор».

С первого номера журнала «поэт революции» становится частым автором «Огонька», представляя литературные силы страны. И это было не случайно.

О дружеских отношениях между М.Е. Кольцовым и В.В. Маяковским сохранилось множество свидетельств, «они были друг для друга «Володей» и «Колечкиным»».

С «Огоньком» В.В. Маяковский не разорвет связей до последних дней своей жизни. В самом начале пути поэт помогал распространению полюбившегося ему журнала. На стенах московских улиц можно было видеть броскую маяковскую рекламу-обращение: «Беги со всех ног покупать «Огонек»».

О популярности журнала «Огонек», спустя три года после его создания, свидетельствует и факт появления подделок, о котором говорил М.Е. Кольцов: «Еще одно, мягко выражаясь, неприятное явление — это заимствование. Есть несколько журналов, сумевших завоевать себе положение. И разные молодые люди занимаются подделкой их. Их журналы — внешне копия хороших журналов. Есть «Прожектор» — появился «Рефлектор» с такими же лучами на обложке и прочими присущими «Прожектору» приметами… Так же подделывался недавно и «Огонек». Провинциальные журналы иногда рабски подражают столичным. Это нужно осуждать, бороться с этим».

Фотография окна

За публикациями журнала внимательно следили в Кремле. Публикация очерка «День Троцкого» стала поводом для приглашения М.Е. Кольцова в ЦК. Автором очерка был член секретариата Яков Блюмкин, публиковавшийся под псевдонимом «Я. Сущевский». М.Е. Кольцов оказался вовлеченным во внутрипартийную борьбу за власть, которая шла между Сталиным и Троцким. По воспоминаниям брата Кольцова, Бориса Ефимова, Кольцов рассказывал о состоявшемся в ЦК разговоре со Сталиным: «Товарищ Кольцов, «Огонек» — неплохой журнал, живой. Но некоторые товарищи члены ЦК считают, что в нем замечается определенный сервилизм… Угодничество. Товарищи члены ЦК говорят, что вы скоро будете печатать, по каким клозетам ходит товарищ Троцкий». Журналист ответил Сталину: «Товарищ Сталин, «Огонек» массовый журнал, рассчитанный на широкий круг читателей, и мы думали, что в наши задачи входит рассказать народу о деятельности его руководителей. И мы давали очерки: «День Калинина», «День Рыкова», «День Троцкого». А недавно мы дали в журнале фотографию окна, через которое в Баку в тысяча девятьсот втором году бежал товарищ Сталин, когда полиция нагрянула в организованную им типографию». В ответ на эти слова Сталин добавил: «Товарищ Кольцов. Я вам передал мнение товарищей членов ЦК. Учтите в дальнейшей работе».

Исследовали биографии М.Е. Кольцова склонны считать, что уже в этот период во взаимоотношениях И.В. Сталина и М.Е. Кольцова была заложена «мина замедленного действия». В частности, А.Ю. Гаврюшина, работавшая с документами из личного архива семьи Б.Е. Ефимова, пишет: «…рассуждения генерального секретаря означали строгий выговор, Кольцов решил не придавать этому особого значения, не осознавая, чем для него это закончится…» Еще до этого инцидента фотокорреспондент В.П. Микулин был специально командирован редакцией «Огонька» в Сухум, где отснял фоторепортаж, посвященный отдыху Троцкого. Этот фоторепортаж был опубликован в журнале уже после встречи Кольцова со Сталиным, что косвенно может свидетельствовать о том, что М.Е. Кольцов не принял всерьез сделанное ему предупреждение. Фоторепортаж В.П. Микулина «Л.Д. Троцкий в Сухуме» вышел в первую годовщину журнала — 1 апреля 1924 года.

Спустя годы М.Е. Кольцов будет арестован, и одним из обвинений, предъявленных журналисту, станет антисоветская троцкистская деятельность. В конце 1938 года в НКВД будет возбуждено следственное дело № 21620 по статье 58-11 УК РСФСР. Как указывает А.Ю. Гаврюшина: «В личных показаниях, сделанных Кольцовым 23 марта 1939 года, он впервые «признал» «троцкистскую» направленность своих действий: «В 1923 и 1924 гг. в «Огоньке» были помещены хвалебного характера очерки и снимки Троцкого, Радека, Рыкова, Раковского «за работой». Хотя эти враги народа в этот период еще не были полностью разоблачены и занимали видные посты — все же помещение подобных рекламных материалов лило воду на их мельницу»». Как отмечает А.Ю. Гаврюшина, вызов М.Е. Кольцова в Кремль был продиктован не только публикациями о Троцком в журнале, но и связан с личной встречей редактора с Троцким. Все это сыграло роковую роль в судьбе журналиста. М.Е. Кольцова арестуют в ночь на 13 декабря 1938 года в редакции газеты «Правда». Его приговорят к расстрелу по обвинению в антисоветской троцкистской деятельности и шпионаже. Как вспоминал брат Кольцова, «впоследствии стало известно: на заседании судившей его «тройки» Кольцов категорически отказался от всех своих «признаний» на следствии, заявив, что все они подписаны им под пытками и жестокими истязаниями. Это, конечно, не было принято во внимание, и, не тратя времени на обсуждение, «тройка» вынесла смертный приговор — расстрел». 2 февраля 1940 года М.Е. Кольцов был расстрелян.

Книга А.В. Танцевовой «»Записная книжка» Страны Советов: страницы истории журнала «Огонек» в 1920-е годы» выходит в издательстве «Центр гуманитарных инициатив».

Анастасия Танцевова


Старые газеты и журналы онлайн. Электронные библиотеки

Интересно узнать, какие новости были в день твоего рождения? В этом поможет не только поиск в интернете, но и настоящие старые газеты и журналы.

У крупнейших библиотек по всему миру есть электронные каталоги, в которых можно найти старые газеты и журналы онлайн. Подборка ссылок на сайты с электронными каталогами библиотек.

Российские библиотеки. Старые газеты и журналы онлайн

  • Государственная публичная историческая библиотека России www.shpl.ru
  • Российская национальная библиотека nlr.ru
  • Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина prlib.ru
  • Госкаталог музеев России раздел «Печатная продукция» goskatalog.ru

Видео о том, где на сайтах можно найти газеты:

Гугл книги books.google.ru

Здесь большое количество изданий разных временных периодов. Не все они доступны бесплатно для просмотра. Но по каждому изданию доступен потекстовый поиск и указано место хранения. Зная библиотечный шифр вы сможете обратиться в библиотеку и просмотреть оригинал. Или найти это издание на других тематических сайтах.

Тематические сайты. Старые газеты и журналы онлайн

booksite.ru

onlinegazeta.info

sites.google.com/site/zurnalysssr/home Подборка старых советских журналов для детей и взрослых. Например, «Веселые картинки», «Мурзилка», «Вокруг света» и многие другие.

Журнал Мурзилка за январь 1940 года.

librarium.fr Архив эмигрантской прессы. Периодика, издаваемая русскими в эмиграции после Октябрьской революции.

Эмигрантская газета «Иллюстрированная Россия», сентябрь 1939 года, Париж. Раздел с рекламой, а также статья о начале Второй Мировой войны

Библиотеки в других странах

Пресса про Россию и СССР не только на иностранных языках, но и на русском, а также копии советских газет и журналов. В основном это экспонаты из различных электронных музеев.

Украинский электронный каталог периодических изданий libraria.ua

Нью-Йоркская публичная библиотека digitalcollections.nypl.org

Мировая цифровая библиотека wdl.org/ru/

Старые газеты и журналы онлайн. Мировая цифровая библиотека wdl.org/ru/

Французская национальная библиотека gallica.bnf.fr

Гарвардская библиотека: library.hbs.edu

https://yulianovozhilova.ru/

Читайте также:

Как заполнить анкету предка?

«Родословная без фамилии», как искать предков

Документы о родстве. Три истории.

Предки переселенцы. 20 век

Скачать 437 номеров советского фотожурнала, Журнал исторической фотографии Советского Союза (1926-1991)

Первые годы Советского Союза были охвачены внутренней напряженностью, интригами и идеологической войной, и искусство новой империи отражало ее непростое инакомыслие. Формалисты, футуристы, супрематисты, конструктивисты и другие школы смешивались, публиковали журналы, критиковали и рецензировали работы друг друга и, подобно модернистам в других странах мира, экспериментировали со всеми возможными средами, включая те, которые только начали проявляться в начале 20-го века. века, как кино и фотография.

Эти два медиума вместе с радио также служили основным средством пропаганды советских граждан и передачи партийных посланий понятным для всех способом. И, как и во всем остальном мире, фотография породила свою собственную культуру потребления.

Из этих конкурирующих импульсов возникло Советское фото ( Советское фото ), ежемесячный фото-журнал, в котором, как пишет Ксения Нурил на сайте Музея современного искусства, «редакционные статьи, письма, статьи и фотоочерки наряду с рекламой фотографии. фотографические процессы и фотографические химикаты и оборудование.”

Советская фотография была основана не художниками, а фотожурналистом Аркадием Шайхетом в 1926 году (см. Обложку первого номера вверху). Хотя его аудитория в основном состояла из «советских фотографов-любителей и фотоклубов», в первые годы его существования свободно смешивались документальное кино, дидактика и экспериментальное искусство. В нем публиковались «работы международных и профессиональных фотографов», а также работы таких авангардистов, как художник-конструктивист и графический дизайнер Александр Родченко.

Эстетические чистки при Сталине, в которых художники и писатели один за другим становились жертвами обвинений в элитарности и мракобесии, также разыгрались на страницах Soviet Photo . «Еще до того, как социалистический реализм был провозглашен официальным стилем Советского Союза в 1934 году, — пишет Нурил, — работы фотографов-авангардистов», в том числе Родченко, «осуждались как формалистические (подразумевая, что они отражали иностранный и элитарный стиль). стиль).» Советское фото бойкотировал работу Родченко в 1928 году, и «на протяжении 1930-х годов этот санкционированный государством журнал становился все более консервативным», делая упор «на содержание важнее формы.”

Это не означает, что содержание журнала было неэлегантным или однообразным. Хотя когда-то он кратко назывался Пролетарское фото ( Пролетарская фотография ) и имел тенденцию к монументальным и индустриальным сюжетам, военной фотографии и идеализациям советской жизни в сталинские годы. После оттепели 60-х годов экспериментальные фотомонтажи вернулись, и более абстрактные композиции стали обычным явлением. Soviet Photo также идет в ногу со многими глянцевыми журналами на Западе, с потрясающей полноцветной фотожурналистикой, а после гласности и падения Берлинской стены — высокой модной и рекламной фотографией.

Любители фотографии, советской истории или того и другого могут проследить эволюцию Soviet Photo в огромном архиве, включающем 437 оцифрованных выпусков, опубликованных в период с 1926 по 1991 год. Ожидайте найти разрыв между 1942 и 1956 годами при публикации прекратилась «из-за Второй мировой войны и ее последствий». Помимо этих лет и нескольких других месяцев, архив содержит почти все выпуски Soviet Photo , которые можно бесплатно просматривать или загружать в различных форматах.«Копайте достаточно глубоко, — пишет фотоблог PetaPixel, — и вы найдете там действительно интересные (и удивительно знакомые) вещи». Зайдите сюда в архив.

через PetaPixel

Связанное содержание:

История России в 70 000 фотографий: новый фотоархив представляет историю России с 1860 по 1999 годы

Тысячи фотографий из Музея Джорджа Истмана, старейшей коллекции фотографий в мире, теперь доступны в Интернете

Скачать Искусство русского футуриста (1910-1915): Эстетическая революция до политической революции

Взгляните на прекрасный архив из 10 000 старинных фотоаппаратов в коллекции одежды

Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина.Следуйте за ним на @jdmagness


15 невероятных обложек журналов советской эпохи

Советская эпоха (1918–1991) была временем огромных потрясений, но также была периодом, когда были созданы некоторые из самых радикальных и запоминающихся печатных образов ХХ века. Первые годы после русской революции 1917 года художникам и дизайнерам была предоставлена ​​свобода экспериментов; Развитие эстетики конструктивистского авангарда в 1920-е годы оказало глубокое влияние на журнальную графику и политическую пропаганду.

Когда Сталин пришел к власти, воцарилась творческая свобода с усиленным акцентом на соцреализм, в то время как на более поздних этапах существования Советского Союза цензура снизилась, что позволило применить более тонкий и изощренный подход к созданию изображений. Все эти тенденции будут отражены на невероятных обложках журналов советской эпохи.

1. Красная Нива [1920-е, №9]

Изображение: DavideLevine

В то время как многие художники начали экспериментировать с новыми техниками и стилями, художник, создавший эту обложку в 1920-х годах, принял традиционный живописный подход и создал типичную советскую сцену: мощный солдат Красной Армии марширует через снег, расположенный на фоне сильно индустриализированной и, возможно, раздираемой войной линии горизонта.

2. Физкультура и спорт (физическое воспитание и спорт) [1928, № 29.]

Изображение: Русское искусство и книги

Искусство и дизайн советской эпохи отвергли старые, буржуазные ценности и приняли новый, динамичный дух. Этот журнал о спорте и фитнесе 1928 года использует поразительное сочетание фотографии и графики в авангардной конструктивистской манере.

3. Красная нива [1929, №52]

Изображение: DavideLevine

Обложка «Красной Нивы» в стиле модерн, выполненная в ярких цветах с мускулистыми формами рабочих, олицетворяет мощь советского промышленного производства.

4. Безбожник (Атеист) [1929, №15]

Изображение: WikiMedia

«Бежнозник» (Атеист) — советский журнал, издававшийся в 1920-х годах, целью которого было пропагандировать атеистические идеи и выступать против организованной религии. Смысл этой обложки, напечатанной в 1929 году, заключался в том, что Христианский День Преображения Господня должен быть отменен и заменен Днем индустриализации, посвященным советскому труду.

На этом шокирующем снимке изображен рабочий-большевик, весело вываливающий Иисуса из тачки, в то время как его коллега разбивает церковный колокол молотком.Очевидно, что в СССР не было места для Церкви.

5. Плакат журнала «Крокодил» [1930]

Изображение: Wikipedia

В начале 1920-х годов в России печаталось большое количество сатирических журналов. «Крокодил» («Крокодил»), основанный в 1922 году, был, вероятно, самым популярным и долговечным из этих изданий, продолжавшимся до распада Советского Союза. На этом плакате 1930 года журнал рекламируется с ухмыляющимся рабочим и слоганом «Я читаю Крокодила».

Целями сатиры Крокодила были западные империалисты, буржуазные идеологии и антисоветские элементы, поэтому власти предоставили газете относительную свободу действий.

Списанный в конце СССР, журнал был восстановлен в 2005 году и в нынешнем виде напечатан на бумаге старого образца, что придает подлинный советский вид.

6. Рабис (деятель искусств) [1931, № 23-24]

Изображение: Russian Art and Books

Густав Клуцис (1895–1938), создавший обложку этого художественного журнала 1931 года, был крупной фигурой в движении русского конструктивистского авангарда.Вместе со своей женой и соратницей Валентиной Кулагиной Клутис создавал революционные пропагандистские плакаты и помогал поддерживать «культ личности» Сталина.

Несмотря на эту преданность делу Советского Союза, художника арестовали, когда он готовился к отъезду на Всемирную выставку в Нью-Йорке в начале 1938 года, и по приказу Сталина казнили через три недели.

7. Комсомол и электрификация [1932 № 15-16]

Изображение: Russian Art and Books

Обложка этого советского журнала была оформлена в стиле русского авангарда фотомонтажа, который впервые использовали такие художники, как Густав Клуцис, Валентина Кулагина, Александр Родченко и Эль Лисицкий.

8. Техника Молодежи [1958, № 5]

Изображение: Fishki

«Техника Молодежи» — это журнал, впервые изданный в 1933 году, который печатается и по сей день. В журнале освещаются научно-популярные и технологические темы, а также публикуются научно-фантастические рассказы. Обложки журнала в советское время — это безупречный сплав искусства и науки.

9. Техника Молодежи [1959, вып.5]

Изображение: Fishki

Советский Союз запустил космический корабль Спутник-1 в 1957 году, эффективно начав космическую гонку в соревновании с США. «Техника Молодежи» информирует читателей о последних достижениях в области космических путешествий, космических открытиях и прогнозах в отношении технологий будущего. Яркие обложки журнала отражают эти темы, например, этот пример 1959 года.

10. Советский Союз (СССР) [1965, №4]

Изображение: Обрывки Москвы

Журнал «Советский Союз», выпущенный в 1956 году, распространялся в России и переводился для читателей в других странах Варшавского договора с целью популяризации советской культуры.

Этот выпуск 1965 года посвящен 20-летию победы Советской России над нацистской Германией в конце Второй мировой войны, с гордостью демонстрируя флаг с серпом и молотом, развевающийся на Рейхстаге над разрушенными улицами Берлина.

11. Техника Молодежи [1968, №2.]

Изображение: Fishki

После Второй мировой войны Советский Союз и США оказались втянутыми в гонку вооружений времен холодной войны. Эта обложка «Техники Молодежи» 1968 года призвана продемонстрировать изощренность советского вооружения путем сопоставления изображений военных кораблей, танков, ракет и бомбардировщиков на фоне с эскизами более старых вооружений, таких как конные лафеты и бипланы.

12. Советская жизнь [Февраль 1969, № 149]

Источник изображения: Marxists

В 1956 году США запустили журнал Amerkia, а Россия издала СССР, в соответствии с соглашением об обмене названиями и их распространении в странах друг друга.

Через несколько лет СССР был переименован в «Советская жизнь», и, хотя оно никогда не было откровенно политическим, российское правительство контролировало информацию, которую журнал предоставлял американской общественности, и наоборот.

Как говорится на обложке, и нам трудно в это поверить, советские дети наслаждались «Ленивыми, тупыми, сумасшедшими зимними студенческими каникулами» не меньше, чем их сверстники на весенних каникулах в США.

13. Техника Молодежи [1970, №1]

Изображение: Fishki

В обложках «Техники Молодежи» советских времен сочетаются технологический прогресс и впечатляющая графика; в 1970-е годы графика часто имела почти психоделический оттенок.

На этой обложке изображен космонавт, ремонтирующий орбитальную советскую космическую станцию, и что-то вроде странного электрического эксперимента, напоминающего передатчик с лупой Теслы.

14. Советский Союз (Советский Союз) [март 1985]

Изображение: Обрывки Москвы

Этот номер журнала «Советский Союз» был напечатан в 1985 году, через 30 лет после окончания Второй мировой войны, и его тон гораздо менее торжествующий, чем в предыдущие десятилетия.

Здесь мы видим, что развевающиеся флаги и показ ракет были заменены изображениями реконструкции города и перечеркнутым ядерным грибовидным облаком, предлагающим антивоенный сигнал.

15. Советская жизнь [май 1990]

Изображение: Неизвестно

В конце 1980-х Советский Союз разваливался, и падение Берлинской стены в 1989 году означало конец «железного занавеса». Эта обложка «Советской жизни» 1990 года, хотя ее нельзя назвать классикой дизайна, отражает эти перемены времени с американским медиамагнатом и предпринимателем Тедом Тернером на первой полосе.

Последний номер журнала «Советская жизнь» вышел в декабре 1991 года. К концу того месяца СССР был распущен, и советская эпоха закончилась.

% PDF-1.7 % 108 0 объект >>> / Метаданные 105 0 R / OCProperties >>>] / ON [143 0 R] / Order [] / RBGroups [] >> / OCGs [143 0 R] >> / Outlines 74 0 R / PageLabels 98 0 R / Страницы 100 0 R / Тип / Каталог / Просмотрщик Настройки >>> эндобдж 105 0 объект > поток 2015-10-01T09: 08: 59 + 02: 002015-10-01T09: 09: 34 + 02: 002015-10-01T09: 09: 34 + 02: 00Adobe InDesign CS6 (Windows) uuid: 63bfdf63-c128-4ebc- aac9-c5db514444b0adobe: docid: indd: 3b78d2ac-1b78-11e1-9724-bf6045c92832xmp.ID: DF3E98AF0368E5118489C1E90BA6051Aproof: pdfxmp.iid: 023412ECD265E511A81FCA16C436059Exmp.did: 799AE1DEC85AE511B0878840F33C19DBadobe: DocId: INDD: 3b78d2ac-1b78-11e1-9724-bf6045c92832default

  • convertedfrom применение / х-InDesign к применению / pdfAdobe InDesign CS6 (Windows) / 2015-10-01T09: 08: 59 + 02: 00
  • application / pdf Adobe PDF Library 10.0.1 Ложь конечный поток эндобдж 74 0 объект > эндобдж 98 0 объект > эндобдж 100 0 объект > эндобдж 101 0 объект > эндобдж 102 0 объект > эндобдж 103 0 объект > эндобдж 104 0 объект > эндобдж 32 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 90 0 R / TrimBox [0.0 0.0 467.717 666.142] / Тип / Страница >> эндобдж 34 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 91 0 R / TrimBox [0.0 0.0 467.717 666.142] / Type / Page >> эндобдж 36 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 92 0 R / TrimBox [0.0 0.0 467.717 666.142] / Type / Page >> эндобдж 38 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 93 0 R / TrimBox [0.0 0.0 467.717 666.142] / Тип / Страница >> эндобдж 40 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 94 0 R / TrimBox [0.0 0.0 467.717 666.142] / Type / Page >> эндобдж 42 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 95 0 R / TrimBox [0.0 0.0 467.717 666.142] / Type / Page >> эндобдж 44 0 объект > / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Tabs / W / Thumb 96 0 R / TrimBox [[email protected] bGl0Väf YbjwA |% G? ‘b> b | ClPVBf; CblI (% PVX \ u3 XT {n 裶 dj + bɀ 7ӨLd ~! UlE [، g> b) 2 & 5tj / cwe bw-1PFo-QZ

    Советская мода и soft power | дизайн

    Журнал «Советская жизнь», сентябрь 1966 г. Воспроизведено в «Создано в СССР».

    В нашей книге «Создано в СССР» вспоминается, как Россия продвигала за границу высокую моду (и выкройки дома)

    Некоторые в Соединенных Штатах были шокированы, обнаружив, в какой степени российское государство пыталось повлиять на президентские выборы в США в 2016 году через социальные сети.Для других влияние России не удивительно; в старые времена Советский Союз также пытался использовать мягкую силу в политических кругах США с помощью преобладающих средств массовой информации того времени, как ясно показывает наша новая книга «Создано в СССР: 1950–1989 годы».

    Книга предлагает захватывающий взгляд на дизайн за железным занавесом через продукты и графику повседневной советской жизни. Большая часть этих товаров была доступна только советским гражданам. Однако один конкретный продукт, «Советская жизнь», был создан исключительно для западной аудитории в попытке популяризировать как точку зрения СССР, так и его продукты.

    «Этот журнал ограниченным тиражом, который ежемесячно издается Посольством СССР в США, освещает советскую жизнь и культуру. В свою очередь, с 1956 по 1991 год в Советском Союзе издавался журнал America », — поясняет наша новая книга. «Модные эскизы на обложке были разработаны Вячеславом Зайцевым для коллекции, имевшей большой успех в Ванкувере в 1969 году. Зайцев был одним из первых модельеров, которые успешно соединили ключевые европейские тенденции с русскими традиционными костюмами.Заголовок номера гласит: «Вячеслав Зайцев: русский Ив Сен-Лоран».

    Журнал «Модели одежды», 1968 год. Воспроизведено в «Разработано в СССР»

    Несмотря на эту историю с обложки, Зайцев не стал популярным в США, хотя он оставался успешным дизайнером на своей родине, а в 1982 году он был первым советским кутюрье, получившим разрешение поставить свое имя на лейбле одежды.

    К сожалению, такой модный пошив, отечественный или импортный, не всегда был доступен советским гражданам.«Его можно было купить только в 200-м отделении ГУМа или в сети магазинов« Березка », — поясняет наша новая книга со ссылкой на советский модный журнал« Модели одежды ». воспроизводила модные выкройки шитья: «Секция № 200 была открыта в 1953 году и обслуживала только партийных лидеров и членов их семей; Сеть магазинов «Березка» открылась в 1962 году и продавала товары в обмен на специальные сертификаты, эквивалентные доллару США. Обычным гражданам приходилось шить одежду самостоятельно по выкройкам из модных журналов или покупать ее на черном рынке.”

    Разработан в СССР

    Чтобы лучше понять конструкции из-за «железного занавеса», закажите копию «Разработано в СССР» здесь; Чтобы узнать больше о настоящем Yves Saint Laurent, закажите копию Yves Saint Laurent Accessories.

    Первомай в Советском Союзе

    Фотография

    От: Аноним

    Дата: c. 1970

    Источник: Фото Keystone / Getty Images.

    О фотографе: Эта фотография является частью коллекции Getty Images, всемирного поставщика материалов с визуальным содержанием для таких коммуникационных групп, как рекламодатели, вещательные компании, дизайнеры, журналы, организации новых медиа, газеты и продюсеры. Личность фотографа неизвестна.

    ВВЕДЕНИЕ

    Первомайский день берет свое начало в Северной Европе как языческий праздник, посвященный дню перекрестной четверти (день, приходящийся на полпути между двумя из четырех главных солнечных событий — двумя солнцестояниями и двумя равноденствиями) и официальным окончанием зимних месяцев. .В последнее время его продолжают отмечать как праздник начала лета, особенно в Великобритании, Германии, Нидерландах и среди некоторых иммигрантских общин в Соединенных Штатах. Он традиционно отмечается танцами вокруг майского дерева, кострами и пьянством. На большей части Европы этот день обычно отмечается как государственный праздник.

    В течение последних 125 лет Первомай был признан профсоюзным и социалистическим движениями как день, посвященный заслугам трудящихся.Он был принят на Первом Конгрессе Второго Интернационала (коалиция международных социалистических и рабочих движений) в 1889 году в ознаменование протестов Хеймаркет в Чикаго в мае 1886 года. Во время протестов Хеймаркет рабочие успешно выступили за восьмичасовой рабочий день, но В ходе стычек между полицией и протестующими было убито одиннадцать человек. После Конгресса Второго Интернационала Первомай стал всемирным праздником международного рабочего движения и отмечался как рабочими, маршировавшими в цветах своих профсоюзов, так и неоязыческими ритуалами.

    Однако нигде Первомай не отмечался с таким жаром, как в СССР и его государствах-клиентах. Как и везде, это был государственный праздник с демонстрацией солидарности трудящихся, но с началом холодной войны он все больше превращался в пропагандистское шоу советских технических достижений и военной мощи. На Красной площади солдаты выставили напоказ свою новейшую военную технику перед огромной организованной толпой. Президенты дружественных режимов были приглашены для осмотра парадов, и под изображениями социалистических героев, таких как Владимир Ленин и Карл Маркс, проходили синхронные демонстрации танцев, музыки и размахивания флагами.Эти первомайские парады и демонстрации были одним из немногих случаев, когда Западу было позволено заглянуть за железный занавес, а показы были созданы так, чтобы вызывать восхищение или страх.

    Советское руководство также поставило свои первомайские парады как заявления о современной мировой политике. В 1946 году войска Красной Армии, недавно вернувшиеся после победы над фашизмом в Европе, заняли центральное место. В 1963 году, вскоре после кубинского ракетного кризиса, Первомай стал демонстрацией военной и технологической мощи, в ходе которой на Красной площади было продемонстрировано новейшее вооружение.К концу 1960-х годов, когда во всем мире нарастала критика роли Америки во Вьетнамской войне, первомайские парады все чаще становились демонстрацией солидарности с Вьетконгом (которого СССР также тайно финансировал) и атакой на предполагаемый империализм. и жестокость действий Америки во Вьетнаме.

    ПЕРВИЧНЫЙ ИСТОЧНИК

    МОЖЕТ ДЕНЬ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

    См. Изображение первоисточника .

    ЗНАЧЕНИЕ

    Хотя истоки Первомая как международного дня трудящихся лежат в Соединенных Штатах, он никогда не был официально санкционированным U.S. holiday из-за его ассоциаций с вызывающими глубокие разногласия протестами на Хеймаркет, а затем из-за его социалистических коннотаций. Вместо этого американских рабочих признают и отмечают в День труда — сентябрьский праздник, который также неофициально отмечает конец лета. Однако, как и везде в мире, Первомай стал центром массовых демонстраций солидарности и недовольства в Соединенных Штатах. Это было особенно верно в дни, приуроченные к Первомайскому празднику в 1970 и 1971 годах.

    Отражая события на Красной площади, протестующие в Вашингтоне, округ Колумбия, превратили Первомай в массовую акцию протеста против войны во Вьетнаме в 1970 году.Около 100000 человек вышли на относительно спонтанную, но весьма заметную демонстрацию против недавнего вторжения США в Камбоджу. В следующем году демонстрации были более организованными и встретили огромное сопротивление полиции и Национальной гвардии. После В течение месяца протестов ветеранов 500 000 человек собрались в Вашингтоне, округ Колумбия, с целью свергнуть федеральное правительство ненасильственными действиями. В течение нескольких дней они слушали громкоговорители и музыку, управляли баррикадами и доминировали в мировых новостях.Было арестовано около 12 000 протестующих.

    После падения коммунизма в Европе Первомай, как правило, отмечался в этих странах демонстрациями приверженцев старого режима или тех, кто недоволен неравенством посткоммунистической эпохи. Первомайские торжества продолжают оставаться важным событием в оставшихся коммунистических странах, таких как Китай и Куба, и этот день по-прежнему широко отмечается как государственный праздник на Западе.

    В последние годы Первомай был захвачен антикапиталистическими и антиглобалистскими протестующими.В первый день мая 2000 года в Лондоне антикапиталистические демонстрации в парламенте и вокруг него переросли в широкомасштабные беспорядки. Были осквернены филиалы McDonalds и Starbucks, а также кенотаф — памятник жертвам Первой и Второй мировых войн — и статуя Уинстона Черчилля была испорчена. После этих беспорядков британское правительство приняло закон, запрещающий демонстрации возле парламента. В следующем году полиция задержала около 1000 демонстрантов на Оксфорд-серкус, самом оживленном перекрестке главной торговой улицы Лондона, на несколько часов, чтобы не повториться насилие прошлого года.Действия полиции вызвали широкую критику, причем критики жаловались, что полиция выходит за рамки своих полномочий и лишает права на законный протест.

    Первомайские протесты повсюду в начале двадцать первого века, как правило, отражали озабоченности отдельных народов в то время. Таким образом, в 2002 году первомайские демонстрации во Франции были направлены против фашизма, поскольку в этой стране происходило возрождение крайне правых политических групп. В 2006 году относительно небольшие, но весьма вызывающие демонстрации прошли в Беларуси и Зимбабве, где находились под стражей оппозиционные политики.Возможно, самый значительный протест того года произошел в Соединенных Штатах, когда миллионы латиноамериканских иммигрантов устроили общенациональные акции протеста против предложенной иммиграционной реформы.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

    Книги

    McCauley, Martin. Россия, Америка и холодная война, 1949–1991 гг. . 2-е изд. Нью-Йорк: Лонгман, 2004.

    Томпсон, Билл. Советский Союз при Брежневе: 1964–82 . Нью-Йорк: Longman, 2003.

    Веб-сайты

    Guardian Unlimited .«Первомайские протесты: специальный репортаж». (по состоянию на 22 мая 2006 г.).

    Жизнь . «Первомайские классические фотографии». (по состоянию на 22 мая 2006 г.).

    Космическая коллекция старых советских космических снимков

    В новой книге собраны журналы, брошюры и плакаты, распространенные в СССР во время космической гонки.

    В новой книге собраны журналы, брошюры и плакаты, распространенные в СССР во время космической гонки — периода, когда даже самые далекие уголки галактики казались доступными.

    Синий инопланетянин, смотрящий на визуализацию вселенной; космонавт, ныряющий в подводную космическую станцию; подпольное общество на далекой планете.

    Конечно, это все из научной фантастики. Но эти сцены также были взяты из предсказаний и чаяний Советского Союза во время космической гонки — по крайней мере, согласно изображениям, взятым из столетних изображений, созданных там.

    Выпущенный Phaidon в сотрудничестве с Московским музеем дизайна, метко названный Soviet Space Graphics объединяет 250 творческих визуализаций космических путешествий из журналов, брошюр и плакатов, распространенных по всему бывшему Советскому Союзу.По словам Александры Саньковой, основателя и директора Московского музея дизайна, изображения открывают уникальное окно в культурную практику СССР того времени.

    Молодой техник, выпуск 7, 1968 г., иллюстрация Р. Авотина. Изображение предоставлено Московским музеем дизайна

    .

    «Графический дизайн отражал то, что происходило в мире», — говорит она. «Космос и будущее были глотком свободы. Они могли представить себе, каким [будет] будущее — умных, храбрых советских людей, которые будут жить в иных реальностях и иных мирах.”

    Сами изображения кажутся странно пророческими: большая часть изображений космических кораблей может быть концепт-артом для Star Wars или любого количества современных научно-фантастических блокбастеров. По словам Саньковой, художники воспользовались возможностью проявить творчество, когда им было поручено изобразить будущее космическое путешествие, рассматривая его как побег из жестких рамок советского коммунизма. «Освоение космоса в целом было инструментом пропаганды, потому что повседневная жизнь была довольно скучной и серой».

    В 60-х и 70-х годах, когда Советский Союз ослабил свои границы, оптимизм, связанный с этим периодом, был очевиден в его образах.«Это показывает общее настроение. Все думали, что теперь границы страны открылись, мы более открыты для мира: мы более открыты для космоса. Это похоже на очень яркий период в Советском Союзе. Вот почему эти изображения такие живые и такие позитивные ».

    Технологии для молодежи, выпуск 2, 1959, иллюстрация Б. Дашкова к статье «Как бы выглядела космическая станция на Луне?» Изображение предоставлено Московским музеем дизайна

    Космические путешествия были идеей, глубоко укоренившейся в сознании и культуре Советского Союза еще с 1920-х годов.Невероятные видения будущего постоянно присутствовали в домах поколения родителей Саньковой: благодаря постоянным материалам, поступающим от правительства, семьи росли с мечтами о пилотировании космических станций и поселении на далеких планетах. Образ славной космической эры был повсюду, от скатертей до детских игрушек. «Это было интегрировано в повседневную жизнь. В каждом городе есть детские площадки с ракетами ».

    Советский Space Graphics также отражает ожесточенную борьбу с Соединенными Штатами.Образы, подобные тем, что представлены в этой коллекции, были ключевой частью изображения СССР как процветающего современного общества, которое находится в прямой конкуренции с Западом.

    Отрывок из публикации объясняет, как распространение идеологии было ключевым компонентом советской научной фантастики в начале 1920-х годов. Например, в книге Алексея Толстого Аэлита , отрывок из которой Советская Космическая графика назван «первой космической книгой раннего периода научной фантастики», — межпланетный исследователь отправляется на Марс, прежде чем быстро вызвать коммуниста. революция там.

    Техника для молодежи, выпуск 11, 1965, «Спутник для всех», иллюстрация О. Яковлева. Изображение предоставлено Московским музеем дизайна

    .

    Сегодня в этом месяце исполняется 59 лет со дня первого полета советского космонавта Юрия Гагарина в космос и на орбиту Земли. В память о домашнем задании дочери Саньковой — визуализировать его путешествие в космос. Даже сейчас, по ее словам, космические путешествия и погоня за будущим остаются ключевой частью идентичности России. Распространение коммунизма на самые отдаленные уголки вселенной, возможно, больше не является целью, но нельзя недооценивать влияние оптимизма и творчества этого периода на национальную психику.

    «Эти изображения были бегством для многих людей, которые просматривали журнал и думали, как они будут жить в будущем», — говорит Санкова. «Я не думаю, что для американцев у освоения космоса была такая же сильная идеология, как в Советском Союзе».

    «Технологии для молодежи», выпуск 4, 1956 год, иллюстрация А. Побединского к статье «Мозг излучает звезды на экране осциллографа», в которой говорится о существовании телепатии и о том, излучает ли человеческий мозг электромагнитные волны и сигналы.Изображение предоставлено Московским музеем дизайна

    .

    «Техника для молодежи», выпуск 8, 1958, «Машины — космонавты», иллюстрация Н. Колчицкого, на которой отдельные компоненты Спутника 3 показаны разными персонажами. Изображение предоставлено Московским музеем дизайна

    .

    Техника для молодежи, выпуск 3, 1955 г., иллюстрация Н. Колчицкого.
    Изображение предоставлено Московским музеем дизайна

    .

    Молодой техник, выпуск 10, 1964, иллюстрация Р. Авотина к статье «Космическая оранжерея», в которой высказывается гипотеза о создании среды, подходящей для выращивания растений в космосе.Изображение предоставлено: Московский дизайн

    .

    Soviet Space Graphics is out now on Phaidon.

    Понравилась эта статья? Поставьте лайк Huck на Facebook или подпишитесь на нас в Twitter.

    наследие и влияние Техикия — журнал Молодежи

    1950-60-е годы

    Следующий период расцвета советской научной фантастики во многом был обусловлен стремительным успехом советской космической программы в 1950-60-е годы.Это также было связано с ослаблением цензуры и укреплением международных отношений. В этот период идеи полета человека в космос стали определяющей темой советской фантастики.

    Художник Андрей Соколов был постоянным автором журнала Т-М . Его стремление — реалистично изобразить космос — было основано на первых фотографиях, сделанных в космосе в этот период; а также собственное интервью с космонавтами. С 1965 года он часто сотрудничал с художником и космонавтом Алексеем Леоновым — первым космонавтом, совершившим выход в открытый космос.Однако часто их коллективные изображения советских космических кораблей были намеренно неточными, поскольку советская космическая программа оставалась в высшей степени и, как известно, конфиденциальной. Для иллюстрированной книги 1967 г. «Ждите нас, звезды!» Соколов и Леонов создали научно-фантастическую визуализацию «Космического лифта», основанную на идеях Циолковского (1895 г.) и технических расчетах Юрия Арцутанова (1960 г.) ). Британский писатель Артур Кларк признал, что черпал вдохновение из этой иллюстрации для своего романа «Фонтаны рая». Действительно, в первом издании этого романа на обложке изображена иллюстрация Соколова и Леонова.

    Важно отметить, что этот развивающийся жанр научно-фантастической иллюстрации позволил художникам преодолеть ограничения соцреализма. Например, в серии открыток Соколов и Леонов разработали покадровую структуру повествования; это началось с реальных событий и закончилось чистой фантазией. Еще одно устройство, которое они разработали, заключалось в частом разделении изображения на две части. На одном были изображены настоящие космические корабли в полном цвете, а на другом — черно-белое изображение далекого будущего.

    Дизайнер и график Александр Побединский был иллюстратором и членом редколлегии журнала Т-М . Его влияние на внешний вид журнала было очень значительным. Побединский был широко известен не только своими рекламными плакатами, имитировавшими социальный реализм, но и сложным психологическим реализмом его книжных персонажей. Среди его самых популярных работ — иллюстрации к социально-философскому роману Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», впервые опубликованному в журнале T-M в 1957 году.

    Похожие записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *