Терракот что это за материал – Терракота — Википедия

Терракота — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Террако́та (от итал. terra «земля, глина» + cotta «обожжённая») — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.

Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).

Мелкая терракотовая пластика была распространена почти во всех неолитических культурах. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов. Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайской династии Цинь.

В Средние века резная терракота применялась в зодчестве Средней Азии, в итальянских орнаментально-рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения.

В России производство архитектурной терракоты было знакомо ещё со времён Киевской Руси. С XV века в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий, с XVIII века — в скульптурных эскизах, бюстах и так далее.

Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском зодчестве 1950-х годов.

В США детали из терракоты широко применялись архитекторами Ар Деко и приверженцами «органической» архитектуры, в том числе её основоположником Луисом Салливаном.

В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.

  • Филиппов А. В., Филиппова С. В., Брик Ф. Г. Архитектурная терракота. — М., 1941.
  • Бритова Н. Н. Греческая терракота. — М., Искусство, 1969. 180 с. (Серия «Из истории мирового искусства»).

ru.wikipedia.org

Терракота — это… Что такое Терракота?

Терракота (от итал. terra — земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.

Терракота изготовляется из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).

Терракота в истории

Мелкая терракотовая пластика была распространена почти во всех неолитических культурах. Из терракоты изготавливались скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов. Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайской династии Цинь.

В Средние века резная терракота применялась в зодчестве Средней Азии, в итальянских орнаментально-рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения.

В России производство архитектурной терракоты было знакомо ещё со времён Киевской Руси. С XV века в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий, с XVIII века — в скульптурных эскизах, бюстах и так далее.

Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском зодчестве 1950-х годов.

В США детали из терракоты широко применялись архитекторами Ар Деко и приверженцами «органической» архитектуры, в том числе её основоположником Луисом Салливаном.

Современное использование

В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.

Литература

  • Филиппов А. В., Филиппова С. В., Брик Ф. Г. Архитектурная терракота. — М., 1941.
  • Бритова Н. Н. Греческая терракота. — М., Искусство, 1969. 180 с. (Серия «Из истории мирового искусства»).

dic.academic.ru

Терракота – современный материал для фасадов с многовековой историей

Терракота, иногда говорят терракот, представляет собой обожжённую красную или желтую глину, подходящую для гончарного производства. Такая глина – универсальный материал для многих изделий: фасадных панелей, плитки, черепицы и декоративных архитектурных элементов. Традиционно изделия из терракоты не покрываются какой-либо глазурью или эмалью. Как и много веков назад, глину для производства добывают в карьерах при помощи шахтного метода. Само слово «терракота» обозначает цвет необожжённой глины, как и все природные краски, он имеет широкое многообразие оттенков от песочно-кремового до буро-красного.

Не всякая глина подходит для производства строительных и фасадных элементов, качество исходного сырья должно иметь определенные характеристики, поэтому для добычи подходит далеко не каждое месторождение.

Состав природного сырья крайне неоднороден, что затрудняет производство терракотовых панелей, кстати с подобными трудностями сталкиваются и производители клинкера. Большое количество примесей солей кальция и магния, оксидов железа, щелочных металлов в различных соединениях, минералы, кварц, полевой шпат – все эти компоненты, а так же органические вещества, присутствуют в массе природной глины в различных пропорциях, такое «богатство» состава оказывает серьезное влияние на качество и характеристики терракотовых панелей.

Специфика состава сырья, ограниченность подходящих месторождений, необходимость химического контроля сырьевой массы на производстве, нерегулярность поставок – эти и другие факторы влияют на стоимость и качество готовой продукции. Зачастую сырье для производства терракотовых изделий поставляется издалека, нередко производителям приходится закупать глину у разных поставщиков, что требует еще более сложных регулировок процесса производства.

Основные месторождения терракотовой глины расположены в Азии, например, в Китае, однако сырье добывают так же в России, Казахстане, Украине, самые известные месторождения в Европе расположены в Германии, Англии и Чехии. В России подходящих глиняных карьеров нет, так как отечественная глина имеет очень неоднородный состав и большое количество примесей, что не позволяет изготовить стабильно качественные изделия.

В Китае достаточно много месторождений глины, соответствующей требованиям производства, кроме того, есть месторождения темно-красной глины, природный цвет которой, позволяет обойтись без добавления красителей, что делает состав сырьевой массы более чистым и позволяет получить в итоге фасадную терракоту высшего качества.

Терракота – материал для архитекторов и скульпторов с древнейших времен

Археологические находки указывают на то, что первые статуэтки, фигурки и разнообразная утварь из терракотовой глины изготовлялись еще в Неолите, около 5,5 тысяч лет до нашей эры. Декоративные элементы и терракотовые статуи были частью храмов и культовых сооружений Древней Индии, Китая, Греции и Америки.

Считается, что керамические кирпичи родом из Китая, именно там развивалась и совершенствовалась технология получения прочного строительного материала из природной глины путём обжига, кроме того развивались техники смешивания разных сортов глины для получения нужного цвета.

Собственно, самым очевидным подтверждением успешности китайских мастеров является Великая Китайская стена, уникальный архитектурный памятник и чудо света, изготовленный из глиняных кирпичей. После таких примеров в надежности и прочности глины, как строительного материала, сомневаться не приходится. Еще одним известным и произведением из терракоты является Терракотовая армия Цинь. Все статуи армии выполнены из обожжённой глины.

В средневековье резные элементы из терракоты применялись в зодчестве в Азиатском регионе. В европейской архитектуре глина применяется в элементах орнаментов и барельефов, а так же в скульптуре эпохи возрождения.

Архитектурная терракота в России производилась еще во времена Киевской Руси. Терракота применялась в зодчестве, отделке фасадов зданий, для изготовления бюстов и т.д. Производство фасадной керамики и керамической плитки связано с именем Петра Первого, который привез технологию изготовления монохромной керамики из Голландии в Россию.

Современные терракотовые панели для облицовки вентфасадов

Терракотовые панели в современном виде начали производиться примерно в восьмидесятых годах в Европе. Своего рода возрождение интереса к старинной технологии произошло в ответ на растущие требования к экологичности и чистоте строительных материалов. Совокупность свойств терракотовой плитки и панелей способствовала  успешному использованию этих материалов для облицовки вентилируемых фасадов, поскольку позволяет создавать водонепроницаемую прочную поверхность, стойкую к воздействию атмосферных явлений и солнечных лучей, при этом сохраняя относительный малый вес облицовки.

В России долгое время терракота была мало известна и применялась лишь для дизайнерских и архитектурных проектов, однако в силу влияние мировых тенденций и благодаря своим свойствам, в итоге завоевала популярность и на российском рынке. По своим практическим и эстетическим характеристикам терракотовые панели составляют серьезную конкуренцию, в первую очередь, керамограниту и натуральному камню, т.к. при похожей фактуре и эстетических свойствах обладают меньшим весом, что позволяет снизить стоимость и подсистемы для навесного фасада.
Терракотовые панели на конструкции вентилируемого фасада:

Обзор фасадной терракоты российского производства.

На сегодняшний день фасадная терракота — уже один из наиболее распространенных материалов отделки жилых и офисных зданий, который позволяет создать экологичный и естественный облик строения, при этом имеет высокую надежность и продолжительный срок службы. Терракотовые панели помогают воплотить в жизнь массу дизайнерских задумок, они обладают уникальной текстурой и живым цветом, который меняется в зависимости от освещения и окружающих условий. Кроме того, терракота органично сочетается с другими облицовочными материалами.

allfacades.com

Архитектурная терракота – природный материал для строительства

Главные компоненты терракоты – глина, вода и огонь. Цвет зависит от вида глины и температуры обжига – как правило, это оттенки красно-коричневого.

Терракота обладает хорошими технологическими характеристиками: устойчива к холоду, воздействию химических веществ и УФ-лучам, а поверхность прочная и водо- и огенестойкая. Практически безграничны возможности выбора формы изделий, текстуры поверхности и различных покрытий.

Так, глазурь придает терракоте дополнительные характеристики – блеск и устойчивость к загрязнениям. Материал может быть переработан полностью – или содержать уже использованные раньше элементы (как, например, шамот).

Благодаря современным техникам обжига и методам смешивания, стало возможным добиться практически любого оттенка и структуры поверхности на терракотовых элементах, что значительно расширяет границы возможного их применения. Техника двойного обжига гарантирует устойчивость к коррозии и низким температурам.

Отражающая способность глазури выше, чем у необработанной терракоты, за счет этого даже в пасмурный день капли дождя и туман образуют на фасаде эффект свечения.

В глазурь может быть добавлен металлический пигмент – металлическое свечение может быть нужно для воплощения архитектурного замысла.
Не покрытые глазурью панели имеют натуральный терракотовый оттенок, который при необходимости меняется за счет добавления в глину оксидов металлов. Оттенок плит может изменяться и за счет времени обжига.

Поверхность может быть естественной, то есть немного шероховатой. Может быть отполированной, тогда входящие в состав глины частицы шамота становятся заметны и создают естественный и неповторимый рисунок.

Еще один вид естественного покрытия – engobe. Еще не запеченная плита покрывается составом из глины и красителей натуральных оттенков, и уже только после этого запекается. Благодаря этому покрытию панели приобретают новый цвет, но поверхность их остается матовой.

Сейчас, как и прежде, для работы с натуральными материалами важны знания, опыт и мастерство. Современный процесс производства панелей из терракоты – как на фабрике NBK, входящей в группу компаний Hunter Douglas, в Германии – состоит из подготовки материала, экструзии, сушки, затем обжига и обрезки.

Основные положительные стороны архитектурной терракоты:
1. Прежде всего, терракота – это натуральный материал и его использование для отделки фасада или интерьера не наносит ущерба окружающей среде и исключает негативное воздействие на здоровье человека. Панели могут быть переработаны после завершения срока службы, а также может быть переработаны все строительные отходы из терракоты.
2. Несмотря на натуральный состав, поверхность плит довольно прочная и с нее легко смывается уличная грязь, различные граффити и прочие загрязнения.
3. Также керамика устойчива к низким и высоким температурам, к ветровым нагрузкам, не меняет свой цвет под воздействием УФ лучей. То есть за фасадом из керамики легко ухаживать, и он пригоден к использованию в довольно суровых климатических условиях.
4. Процесс проектирования упрощает возможность создания различных угловых элементов.
5. За счет удобной подконструкции, в случае порчи отдельной панели, ее легко заменить, не разбирая половину фасада. Что удобно при использовании терракоты в таких общественных пространствах, как, например, торговые центры, кинотеатры, станции метро. Всегда полезно сохранить запасные панели после завершения строительства.
6. Панели могут быть больших размеров, что удобно при проектировании высотного здания.
7. С помощью терракотовых багетов может быть создана солнцезащитная система.
8. За счет комбинирования панелей различных цветов и техник покрытия создаются необычные визуальные эффекты.
9. Закрытый фасад может производить впечатление открытого за счет глубокого профилирования. Позади панелей может размещаться необходимый слой утеплителя, но фасад будет казаться невесомым.
10. С помощью метода экструдирования создаются полые панели, что сокращает их вес.

stroytovaroteka.radidomapro.ru

ТЕРРАКОТА — это… Что такое ТЕРРАКОТА?

  • Терракота —         (итал. terra земля, глина и cotta обожжённая), керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и… …   Художественная энциклопедия

  • ТЕРРАКОТА — (terra cotta жженая земля). 1) всякого рода изделия из обожженной глины. 2) неглазурованное художественное произведение из этой глины: бюст, рельефное изображение какой либо сцены и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Терракота — фарфоровая масса особаго приготовленія. Ср. Терракотовый изъ терракота. Ср. Она разбила въ дребезги терракотовую ручку. Лѣсковъ. Духъ г жи Жанлисъ. Ср. Terre cuite. Ср. Terra cotta (ит.) вареная земля. Ср. Coquor (лат.) варю …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • терракота — глина, изделие, керамика Словарь русских синонимов. терракота сущ., кол во синонимов: 3 • глина (38) • изделие …   Словарь синонимов

  • Терракота — – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Терракота известна со времен неолита …   Словарь строителя

  • ТЕРРАКОТА — (итал. terrа cotta букв. обожженная земля), неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЕРРАКОТА — [тэ ], ы, жен. 1. Желтая или красная обожжённая гончарная глина. Статуэтка из терракоты. 2. собир. Изделия из такой глины, не покрытые глазурью. Коллекция терракоты. | прил. терракотовый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов …   Толковый словарь Ожегова

  • Терракота — неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • терракота — терракота. Поизносится [тэракота] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Терракота — – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Известны со времен неолита. [Словарь архитектурно строительных терминов ] Рубрика термина: Керамика Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • dic.academic.ru

    ТЕРРАКОТА | Энциклопедия Кругосвет

    ТЕРРАКОТА (итал. terracotta, букв. «обожженная земля»). Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале. Обожженную глину могли покрывать глазурью, которая позволяет создать совершенно водонепроницаемую, блестящую и цветную поверхность; такие изделия называются поливной терракотой, в отличие от неглазурованной терракоты. Терракота широко использовалась в древности, на Востоке и на Западе, равно как и в доколумбовой Америке. В Римской империи ее производили во всех провинциальных центрах вплоть до Британских островов. С падением Рима искусство терракоты практически было забыто; оно возродилось в архитектуре и скульптуре поздней готики.

    Терракотовый архитектурный декор был распространен в Древней Греции; вероятно, он появился в результате развития строительной техники от примитивных форм из дерева и сырцового кирпича. Применение терракоты в греческой архитектуре продолжалось в эпоху более развитой техники каменного строительства; из этого материала изготавливали детали ордерного архитектурного декора – гутты, антефиксы и водосливы, а также кровельную черепицу. Древние ассирийцы и персы, которые, в отличие от греков, не строили из камня, тоже умели изготавливать терракотовые плитки и поливные изразцы, особенно для облицовки стен из сырцового кирпича. В наше время поливная терракота также иногда применяется для облицовки зданий, что очень удобно, поскольку с этой поверхности легко удаляется городская грязь. Прекрасный пример – тщательно разработанный декор современного небоскреба, здания Американской радиаторной компании в Нью-Йорке (проект Р.Худа, 1924).

    Глиняный предмет может быть обожженным или просто лепным, но если он размером более полуметра, необходимо удалить изнутри лишнюю массу, чтобы придать стенкам по возможности одинаковую толщину, так как усадка в процессе сушки и обжига может стать причиной искажения форм или поломки. Терракоту можно изготавливать дешево и в большом количестве, многократного используя сделанную по оригиналу матрицу из обожженной глины или гипса, в которую вжимают или вливают глину соответствующей консистенции. Очаровательные статуэтки из Танагры, относящиеся к эллинистическому периоду, были сделаны этим способом. Из-за технических трудностей обжига теперь считается невозможным создавать глиняную скульптуру, превышающую размеры настольных статуэток. Однако древние этруски делали множество больших терракотовых статуй.

    В эпоху раннего Возрождения в Италии также производилось огромное количество терракотовой скульптуры, как глазурованной, так и неглазурованной, для того, чтобы удовлетворить потребности заказчиков с ограниченными средствами. Лука делла Роббиа (ок. 1400–1482) создал новый стиль глазурованной терракоты: он размещал рельефные белые фигуры на синем фоне в обрамлении гирлянд из ярких, окрашенных в естественные тона цветов и фруктов. Этот стиль в течение ста лет развивали его последователи. Французские скульпторы эпохи рококо часто делали эскизы прелестных миниатюрных статуэток, которые воспроизводились в терракоте в королевских гончарных мастерских Севра. Изделия этого типа, изготовлявшиеся повсюду в Европе, оставались в моде на протяжении 19 в.

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

    Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

    www.krugosvet.ru

    ТЕРРАКОТА — это… Что такое ТЕРРАКОТА?

  • Терракота —         (итал. terra земля, глина и cotta обожжённая), керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и… …   Художественная энциклопедия

  • ТЕРРАКОТА — (terra cotta жженая земля). 1) всякого рода изделия из обожженной глины. 2) неглазурованное художественное произведение из этой глины: бюст, рельефное изображение какой либо сцены и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Терракота — фарфоровая масса особаго приготовленія. Ср. Терракотовый изъ терракота. Ср. Она разбила въ дребезги терракотовую ручку. Лѣсковъ. Духъ г жи Жанлисъ. Ср. Terre cuite. Ср. Terra cotta (ит.) вареная земля. Ср. Coquor (лат.) варю …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • терракота — глина, изделие, керамика Словарь русских синонимов. терракота сущ., кол во синонимов: 3 • глина (38) • изделие …   Словарь синонимов

  • Терракота — – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Терракота известна со времен неолита …   Словарь строителя

  • ТЕРРАКОТА — (итал. terrа cotta букв. обожженная земля), неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета): облицовочные плиты, архитектурные детали, посуда, вазы и т. д. Известна с эпохи неолита …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЕРРАКОТА — ТЕРРАКОТА, терракоты, мн. нет, жен. (итал. terra cotta, букв. обожженная земля). 1. Масса желтокрасного цвета из обожженной глины, идущая на различные пластические изделия. 2. собир. Пластические изделия из такой массы, не покрытые глазурью… …   Толковый словарь Ушакова

  • Терракота — неглазурованные керамические изделия с пористым черепком (обычно красного, коричневого, кремового цвета). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • терракота — терракота. Поизносится [тэракота] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Терракота — – неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Известны со времен неолита. [Словарь архитектурно строительных терминов ] Рубрика термина: Керамика Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование,… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • dic.academic.ru

    Похожие записи

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о