Уважение к родителям – Уважение к родителям, почитай отца и мать

Уважение к родителям, почитай отца и мать

 Заметь, какое удивительное основание для добродетели полагает апостол и справедливо в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых [плодов], а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?

Святитель Иоанн Златоуст.

Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними.

Святитель Амвросий Медиоланский (IV век).

 

Мы серьезно повздорили.

– Выйди, пожалуйста, попрощаемся.

– В этот раз нет.

– Прощай, – крикнула мама из соседней комнаты.

И в этот раз я ехал в поезде и думал, что, несмотря на формальную правоту, был неправ.

Именно в этот раз Господь особенно меня учил. О родителях, о почтении.  И с того времени все изменилось, я принял серьезное решение…

Но обо всем по порядку…

Эту статью я готовил, думаю, больше многих других. Многие годы я обдумывал этот принцип, и сегодня хочу поделиться тем, что мне открылось.

Почтение к родителям – это заповедь. Безусловная.

Но что делать, когда родители – не идеальные? Особенно, если родители допустили большое зло в жизни ребенка.

В моём случае всё не так страшно. Мои родители – хорошие и добрые люди, которые много добра сделали для меня.

И знаете, что я заметил за собой и за другими? Мы почитаем родителей, но с условиями.

Вроде как уважение есть, но если родители не сделали что-то так, как мы привыкли, просили, – мы перестаем их почитать. Или начинаем ссориться, обсуждать.

Особенно это касается тех, у кого было трудное детство, и родители с явными недостатками.

Тогда наша природа вообще кричит: “За что их почитать?!”

Мы привыкаем получать от родителей. Но наступает момент, когда все меняется. Нужно начать отдавать не меньше их, а лучше больше.

У меня была длинная ночь чтоб подумать. Очень длинная. В одном купе со мной ехал ребенок, который около 2 часов ночи решил начать рассказывать что-то маме. Так что ночь была бессонной.

Ребенок снаружи говорил. Ребенок внутри меня тоже говорил.

И я тогда принял решение, что никогда больше не позволю себе непочтение к родителям.

Да, мой отец неидеален. И мама тоже.

Да, они развелись, когда я был подростком. И это было непростым испытанием для меня.

Но чем старше мы становимся, тем более взрослею я. И тем добрее и проще становятся родители.

Я принял серьезное решение: звонить, писать, уделять много времени родителям.

Я понял, почему Бог дал такую заповедь нам.

Потому что наш опыт ребёнка не всегда является правильным. Мы вырабатываем образ мышления, образ восприятия мира. И наша модель поведения начинается из детства.

И, к сожалению, очень часто эта модель поведения далека от совершества. Особенно, если родители издевались над нами, били или унижали.

Но Бог – добрый и благой Бог. И Он хочет, чтобы мы переживали Его любовь и доброту. А без веры в это мы никак не можем принять Его.

Именно потому опыт, практический опыт уважения и почтения к родителям настолько важен.

Более того, …

Если вы по-настоящему хотите почитать Бога, – вам нужно научиться почитать родителей.

«Проклят злословящий отца своего и мать свою!» Даже если родители ведут себя неадекватно, неумно, непристойно, те сын или дочь, которые их обидят или будут позорить, даже намёком, — прокляты Всевышним.

Если отцу или матери необходимо пройти какую-либо медицинскую процедуру, сопряжённую с болью, включающую уколы, разрезы, или даже если просто необходимо вынуть занозу, это должен сделать посторонний человек, а не сын или дочь. Даже с целью лечения отца или матери запрещено нанести им физическую травму. Когда нет возможности, чтобы это сделали посторонние люди — это очень дорого, или сын или дочь могут это сделать намного качественнее, чем кто-либо другой, — разрешено сыну или дочери лечить родителей, всячески остерегаясь причинить им напрасные раны и физические повреждения.

Служение Творцу и почитание родителей так тесно связаны, что на родителей ложится чрезвычайная ответственность. Если ребенок вырастает, считая, что родители несправедливы к нему и им нельзя доверять, в трудных ситуациях ребенок может вынести похожее суждение о Всевышнем.

А это — великая трагедия. Потому что Творец — честный, справедливый, добрый и любящий. Всевышний дает нам полную испытаний жизнь не просто так, не потому, что желает нам плохого, а потому, что Он хочет, чтобы мы выстояли во всех испытаниях, сумели противостоять искушениям, чтобы мы добились успеха и знали, что способны на это.

Почитать родителей можно и нужно по-разному.

Лучше всего делать это так, как понятно им:

– через языки любви

– через помощь

– подарки

– время, проведенное вместе.

Но есть и более простые способы:

– звонить каждый день и искренне интересоваться делами их.

– помогать удаленно их бизнесу (например, вести страничку в соцсетях)

– купить мелочь, которая покажет заботу (мой папа любит крупную соленую рыбку, так что я подарил ему огромную)

В моем случае, я приехал в родной город. Заранее созвонился с отцом, чтобы он подготовил какой-то фронт работ, и мы смогли вместе его выполнить.

Мы успели перелить вино, которое он приготовил. А еще подготовили держак для фонаря, который будет освещать дорогу в одном из самых темных мест на улице. Чтобы приготовить держак, нужно было залезть на высоту 4-х метров, пробить дыры в стене.

И если раньше для меня такая помощь отцу была нудной обязанностью, то теперь это для меня просто радость. Такая возможность работать вместе с папой есть уже не у всех. Да и это самая лучшая возможность почтить отца.

И наши отношения из средних стали просто превосходными. Это стало огромной радостью для меня и для родителей.

Мой пример не лучший. Но даже на этом примере можно увидеть, что Господь задумал для детей и родителей.

Что получают те, кто почитает родителей?

Две простые, но очень важные вещи.

Я их пережил в своей жизни.

  1. Благо внутри.

ТО есть в душе, внутри тебе очень хорошо.

  1. Долголетие.

Длинную и счастливую жизнь.

Это же прекрасно.

 

5 ОСНОВНЫХ ПРИЧИН БЛАГОДАРНОСТИ РОДИТЕЛЯМ:
1. Все папы и мамы ждут благодарности от своих детей. Даже если они не вкладывали много сил и энергии в воспитания (бывают такие случаи), они дали нам жизнь. И за это уже им спасибо! А если они еще и жертвовали своими интересами и всю основными потребностями ради одного человечка… то тогда благодарить надо точно!

  1. Закон сеяния и жатвы. Помним самое главное правило жизни. Как мы относимся к своим родителям, так и наши дети будут относиться к нам.
  2. Благодарность и простое слово «спасибо» дает возможность жить дольше. Это приравнивают к чуду, но факт – те дети, которые уважают своих родителей, живут намного дольше своих сверстников. Интересно, почему?
  3. Отношения между мужем и женой, как не парадоксально, будут также намного лучше, если у них присутствует уважение к своим родителям. Хорошие отношения с родителями и уважение к ним приносит мир и достаток в семью.
  4. У вас внутри появляется целостность и неподдельная радость. Когда у вас мир с родителями, с женой, с детьми – у вас мир с самим собой. Это дает уверенность в завтрашнем дне и силу влияния на будущее поколений.

3 года: моя мама самая лучшая.

7 лет: мама, я тебя обожаю.

10 лет: мама, я тебя люблю.
otez-i-sun

15 лет: мама, не ори.

18 лет: хочу уйти из этого дома.

35 лет: хочу вернуться к маме.

50 лет: я не хочу потерять тебя, мама.

70 лет: сколько бы я отдал, чтобы снова увидеть тебя, МАМА

 

Я заметил еще одну закономерность.

Отношение мужа к матери – это его отношение к жене.

Отношение жены к отцу – это её отношение к мужу.

И потому так важно, чтобы уважение вырабатывалось с детства. Но при этом, если собственные родители не показывали пример уважения к их родителям – парадоксально, но эта же привычка вырабатывается и у нас, детей.

Но винить кого-то в своих недостатках – это незрелость.

Брать на себя ответственность за них – это зрелость.

Есть почтение в семье – род будет большой и уважающий друг друга.

 

Курт Кобейн, известный музыкант, солист группы “Nirvana”

Курт Кобейн в 7 классе.

Его родители развелись, когда ему было 14. Сначала он жил с матерью, но через некоторое время не сошелся с отчимом.

Позже он переехал к отцу. Прошло время, и Курт не ужился с мачехой. Тогда он начал жить у друзей, а когда не удавалось даже ночевал под мостом в родном городе Абердин, штат Вашингтон.

Вот его слова:

«Я стыдился своих родителей. Я не мог нормально общаться с одноклассниками, потому что мне ужасно хотелось иметь типичную семью: мать, отец. Я хотел этой уверенности, и из-за этого я несколько лет злился на родителей».

 

У него не складывались отношения с родителями.

Он прожил всего 27 лет и покончил с собой в собственном доме после безуспешных попыток избавиться от наркотиков.

 

Я не говорю, что это было основной причиной ранней смерти. Но вся жизнь Курта Кобейна показывает, что внутри он испытывал немалый дискомфорт и проблемы. Что ведет к мучениям.

Я уважаю его, как исполнителя. Но его жизнь, еще одна демонстрация этого принципа.

Нет почтения внутри – нет счастья и долголетия.

Есть почтение внутри – есть.

Я хорошо понимаю его, потому что сам переживал ужасное неприятие себя, отвергая и не почитая собственных родителей.

Курт Кобейн в начале музыкальной карьеры и славы.

 

  1. Рик Реннер и Деннис Реннер.

Почтение к своим родителям – рождает почтение в собственных детях.

Об этом хорошо они говорят в видео, посвященном именно почтению к родителям.

  1. Кеннет Коупленд и Глория Коупленд
    Насколько я знаю, они как служители почитали родителей много лет.
    И сегодня – это цветущий сад, служители, которые являют Бога более 50 лет своей жизни. И, кажется им уже за 75 лет, а они выглядят как юные и свежие.

 

 

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете: «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать — вот первая заповедь, за которой следует обещание: тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле» (Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны (Иеремии 35:18–19). Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушными родителям (Римлянам 1:30; 2 Тимофею 3:2).

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус. Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны. Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Злоба на мать возникает в душе от нечистоты сердечной, от недостатка святой простоты, от гордости. Потому, когда она появляется, сейчас же нужно во смирении сердца просить у Господа помилования и отнюдь не искать причины ее в том лице, к которому возгорелась ненависть.

 

Я хочу поблагодарить своих родителей за то, что они дали мне жизнь и старались отдавать мне все самое лучшее

Мама, спасибо тебе за то, что настолько жертвуя собой любишь меня и всех нас.

Папа, спасибо, что ты старался научить меня всем мужским делам.

 

Сейте в своих родителей сейчас. Чтобы не жалеть потом. И делать это стоит не единоразово. А постоянно.

И не важно, научились ли вы уважать родителей в детстве или нет. Хватит перекладывать ответственность на что-то другое, кроме вашей совести – на прошлое, плохое воспитание, отсутствие примера.

Почтение к родителям – это заповедь, которая сделает, в первую очередь, вашу жизнь лучше. Так может стоит сделать это образом жизни?

насколько я помню, говорил Бродский Родители – самые хрупкие. Потому что беззащитны к детям

Текст подготовил Владимир Багненко

© «Слово Ободрения», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

obodrenie.info

Как воспитать уважение к родителям

Ученые считают, что именно уважение к старшим влечет за собой все хорошие и добрые поступки. В том случае, если у ребенка совсем нет уважения к родителям и вообще к старшим, то он склонен к совершению плохих деяний.

Все больше и больше детей перестают уважать взрослых, а в частности своих родителей. Родителям с самого раннего возраста жизни нужно рассказывать ребенку о культуре общения со взрослыми. Пока родители действительно не покажут то, что они могут как следует наказать, то никакие фразы, к примеру: «так с родителями не разговаривают», не помогут. А после того, как вы покажете «кто в доме хозяин», от хамства не останется ни следа, а за счет наказания вполне хватит ограничений в компьютере или телевизоре, ну или в любые влиятельные ограничения.

Для начала необходимо обратить внимание на свое поведение и действия. Нужно пересмотреть свои взгляды, обратить внимание на свою речь, убрать из своей речи скверные и хамские слова, помня о том, что дети берут пример со взрослых, но если вы никак не можете полностью избавиться от такого лексикона, то избавьтесь от такой речи хотя-бы при ребенке. Вместо этого начните рассказывать своим детям про то, что нужно уступать место старшим в автобусе, обращаться на «Вы» и не перебивать во время разговора. Это элементарные правила, которые предотвращают не пренебрежительное отношение к своим родителям.

Немаловажную роль в воспитании ребенка, занимает отношения в семье. Отец и мать должны уважительно относиться к друг другу, показывать родительский авторитет своим детям. Когда ребенок хамит одному из родителей, второй не должен относиться к этому нейтрально. Прежде всего начните учить своих детей проявлять благодарность, без которой уважения не достичь. Благодарный человек ценит других людей, в том числе и своих родителей.

С самых ранних лет мальчиков нужно учить пропускать вперед девушек, женщин, бабушек, в подходящей ситуации открыть дверь, где-то подать руку, помочь донести сумки, уступать место, в общем, быть мужчиной. Лучше всего у него получится, когда он будет брать пример со своего отца или дедушки. Ведь дети всегда смотрят сначала на своих родителей, а потом поступают так, как они желают. Папе почаще нужно показывать свое уважение к маме, дарить какие-то подарки, проявлять уважение и любовь. Для девочки мама должна стать верной подругой, которая всегда поддержит и поймет. Мама советуется  с дочерью так, чтобы она ей доверяла. Проводите семейные вечера раз в неделю, они хорошо укрепляют отношение и доверие.

Главное, правильно начать воспитывать ребенка с самых ранних лет, и тогда в семье будет порядок. Изменяйтесь сами и изменяйте своих детей

www.kakprosto.ru

Как воспитать уважение к матери? Часть 1 / Православие.Ru

В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с дедом относятся к своей взрослой дочери как к несмышленышу и «песочат» ее при ребенке, потакая его прихотям, маме трудно поддерживать свой авторитет. В наше время это довольно частая материнская жалоба в беседе с психологом. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу…

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то все равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает впечатления. А в современном мире властвует неуважительный дух. Всепроникающая ирония, насмешки, глумление, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот дурак или ханжа. Или и то и другое разом.

В такой недоброй обстановке в первую очередь страдают, естественно, слабые: дети, старики, женщины. Ведь сколько ни эмансипируйся и ни подражай мужчинам, все равно женщины – слабый пол. И даже в том, что алкоголизм и наркомания у них быстрее ведут к деградации личности, а женская преступность отличается большей жестокостью, тоже проявляется слабость. Такие грубые извращения женской природы оказываются слишком тяжелым грузом для психики, и женщины стремительно «слетают с катушек».

В современном мире, который чем дальше – тем больше отходит от христианства, вследствие этого отхода все откровеннее насаждается культ силы. Сильного и жестокого боятся, слабость презирают, чужими состраданием и великодушием безжалостно манипулируют. Женщины и тут гораздо чаще оказываются в проигрышной позиции.

Как воспитывать в столь неблагоприятных условиях уважение к матери? (О формировании образа отца я когда-то писала, поэтому сейчас на этой теме заострять внимание не буду.) Проще всего сказать: «А пусть она соответствует, тогда и уважение будет». Но ведь это смотря на чем акцентироваться. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если так рассуждать, то получается, что только идеальный человек достоин уважения. Но тогда почему апостол Павел призывал рабов оказывать уважение любому хозяину, не только доброму и милостивому? И Господня заповедь чтить отца и мать дана безо всяких отсылок к их поведению. Да и при общении с другими людьми не следует забывать, что каждый человек сотворен по образу Божию. (Хотя своими грехами он этот образ может сильно осквернить.)

Зачем нужно уважение?

Когда мы сталкиваемся с любой мало-мальски серьезной проблемой, ее, прежде всего, необходимо осмыслить и лишь потом искать пути решения. Сегодня, правда, многим хочется сразу, не напрягаясь, получить готовые рецепты, но таким образом далеко не уедешь. Жизнь чрезвычайно разнообразна, и без осмысления происходящего человек с высокой степенью вероятности рискует оказаться в положении дурня из популярной сказки. Помните? Бедняга не мог вовремя сориентироваться и прикладывал конкретные советы не к тем обстоятельствам, к каким следовало: на свадьбе начинал горько плакать, а на похоронах – радоваться и поздравлять родственников умершего. За что ему постоянно перепадали тумаки и оплеухи.

Итак, попробуем осмыслить. Прежде всего, зададим вопрос: а так ли уж оно нужно, это уважение? Вопрос отнюдь не праздный, ведь если бы необходимость уважительного отношения друг к другу была для всех очевидной, люди не перенимали бы с такой легкостью противоположные модели поведения. Конечно, тут очень важна игра на страстях: гордости, тщеславии, честолюбии, эгоизме. Захваченный этими страстями человек пытается возвыситься над окружающими, демонстрируя им свое «фе». Но страсти были всегда; это, так сказать, личное дело каждого. А вот идейное обоснование хамства и разрушения Богом установленной иерархии под маркой борьбы за равноправие – явление относительно новое и гораздо более массовое. Это уже работа с общественным сознанием. И она, как мы знаем из истории, может оказаться весьма успешной. Особенно если идеи будут облечены в привлекательную оболочку и созвучны тому, чего смутно, неосознанно желает общество. А оно в разные эпохи бывает подвержено разным умонастроениям. То, что когда-то не имело шансов на популярность, спустя энное число лет вполне может быть встречено на ура.

Возьмем хотя бы так называемые партнерские отношения родителей с детьми. Казалось бы, чушь несусветная. Ну, какой из ребенка «партнер»? Партнер – это равный, компаньон, товарищ. А ребенок даже в игре (еще одно значение слова «партнер» – «соучастник игры») часто не может быть адекватным партнером: плачет, проигрывая, хочет, чтобы ему поддались. Тем более – в жизни! Коли равные права, то извольте иметь и равные обязанности, иначе это не партнерство, а чистой воды надувательство. Но какие обязанности у ребенка, даже не очень маленького? Прибрать в комнате, помыть посуду и иногда сходить в магазин за хлебом и молоком? (Серьезные закупки детям обычно не доверяют.)

Но ведь идеология партнерства, несмотря на свою очевидную нелепость, пришлась по вкусу многим взрослым! (Через некоторое время они, правда, видят, что ситуация зашла в тупик: никаких равноправных, то есть предполагающих равную степень ответственности, отношений с детьми не получается, а получается игра в одни ворота, и ребенок растет нахальным и безответственным. Но неприятные последствия наступают потом, а сперва взрослые считают, что так вести себя с детьми умно и правильно. Дескать, мало ли что было раньше? Сейчас другая эпоха, все должно быть по-новому!) Попадаются же они на удочку партнерства потому, что, во-первых, оно дает иллюзию дружбы и душевной близости, которых так не хватает людям при нынешней атомизации общества. Во-вторых, когда ты на равных с ребенком, то ты и сам почти дитя. А значит, соответствуешь модным эталонам, ведь сохранение молодости до гробовой доски – прямо-таки идея фикс современного общества. Да и элемент игры, присутствующий в партнерских отношениях с ребенком, многим импонирует. «Цивилизованный» мир вообще все пытается превратить в игру. Даже человека уже предлагается именовать не «сапиенсом» (разумным), а «люденсом» – играющим. Якобы это чуть ли не основная его характеристика.

И все-таки: нужно или не нужно? Сторонники «неавторитарного» подхода, естественно, говорят, что нет. Что гораздо важнее не потерять доверие ребенка. А потому предлагают действовать исключительно методом убеждения. И то – лишь пока ребенок готов вас выслушивать. Если же ему надоест, он вправе повернуться спиной и потребовать, чтобы его «не грузили». В странах, где такие методы взаимодействия с детьми не просто пропагандируются отдельными энтузиастами, а уже законодательно вменяются в обязанность родителям и учителям, постепенно запрещаются все виды наказаний. В Голландии, например, как указывают местные источники информации, «педагогически допустимыми наказаниями» считаются «штрафной стул», календарь поощрений и подчеркивание позитивных качеств. То есть фактически наказания отменены, ибо «штрафной стул» для хулиганов школьного возраста – это просто смешно. Да и с отменой поощрений и похвалы (ведь только в таком контексте это можно записать в разряд наказаний) все не так однозначно. Ювенальная юстиция, стоящая на страже прав ребенка, вменяет в обязанность родителям снабжать детей карманными деньгами (так что ребенка нельзя в наказание их лишить), обеспечить чаду персональный компьютер и телевизор, гарантировать досуг и общение с друзьями. Так что и гулянки в наказание уже не запретишь. А уж о влиянии на выбор друзей нечего и заикаться!

Сама постановка вопроса, когда ребенок борется с родными за свои «права», а чужие дяди и тети его науськивают: дескать, тебя папаша с мамашей не обижают, деточка? а то ты только скажи! мы им покажем… – сама такая постановка вопроса свидетельствует о том, что ни о каком уважении к родителям речи уже не идет. Это жалкие, презренные людишки, которые должны к тому же терзаться чувством вины из-за того, что они, находясь в плену варварских, архаических предрассудков, смели считать детей своей собственностью и претендовать на – вот смех-то! – какое-то там уважение! В то время, как удел современных родителей – рабски угождать своим отпрыскам, которых они, не имея на то ни моральных, ни физических оснований, дерзнули произвести на свет.

В итоге, поскольку равенство в природе невозможно, достаточно быстро создается новая, извращенная иерархия, в которой дети властвуют над родителями. А детьми командуют чиновники, которые стараются как можно больше отдалить их от семьи и приблизить к восприятию антисемейных ценностей «нового прекрасного мира». Мира, в котором разврат считается уже не развратом, а очень даже эффективным способом самовыражения, наркотики «расширяют сознание», способствуют развитию творческих способностей и преодолению депрессии, аборты помогают справиться с нищетой и перенаселением планеты, эвтаназия прекращает страдания больных. А христианство с его моральными нормами и заповедями объявляется негуманным, нетолерантным, провоцирующим вражду и значит – для блага общества – подлежащим запрету. Совсем открыто это пока не декларируется, но де факто постепенно происходит, чему, особенно в последние годы, уже полно свидетельств.

В такой обстановке лишение родителей авторитета чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам себе голова, в эту незрелую голову очень легко проникают душевредные идеи. Вот что пишет по данному поводу психолог Арина Липкина, проживающая в США: «Когда подросток взрослеет, шансов выйти из-под контроля становится все больше. На пути встают опасные соблазны: ранний секс, наркотики, оружие, секты. В это время обеспеченные родители, как правило, переводят своих детей в частные школы. Подобные риски там сведены к минимуму. В любом случае, они стараются уделять подросткам больше внимания. Проводить вместе с ними больше времени. Это трудная пора. Родителям важно удержать ранее завоеванные позиции. Требуется немало моральных сил, любви и терпения. Стоит сорваться, как тут же возникает опасность потери контакта с ребенком. Или того хуже – его обращения за помощью в “органы”».

Иными словами, сколько бы родители ни старались завоевать доверие ребенка (а для этого на многое закрывали глаза, не наказывали, не ругали, не запрещали, все всегда старались объяснить и смирялись с тем, если объяснения не действуют, отдавали ребенку все самое лучшее, жили его интересами и т.п.), никаких дружеских, доверительных отношений в ювенальной системе координат все равно не получается. Потому что на друзей в «компетентные органы» не доносят, как бы они тебя ни обидели. Дружба несовместима с предательством. И доверие тоже.

Так чего ради городить огород? Зачем лишать ребенка в детстве чувства защищенности, которое дает вера в то, что папа с мамой – самые главные люди? И той особой трепетной детской любви, детского обожания родителей, воспоминание о котором будет чем дальше – тем драгоценней и которое при партнерских отношениях невозможно, поскольку партнеров не обожают? В угоду чему подвергать плоть от плоти своей всем этим страшным рискам, сопряженным с приобщением к «культуре рока-секса-наркотиков»? И беспомощно наблюдать за тем, как сын или дочь, подававшие в раннем детстве столько надежд, на твоих глазах деградируют, потому что ты им не указ, а те, кого им охота слушать, всячески поощряют и оправдывают деградацию?

Без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это азы педагогики, и, наверное, каждый имел возможность убедиться в их истинности на собственном опыте. В любой школе бывают добрые, но чересчур снисходительные учительницы, которые не умеют себя поставить с детьми. И дети, не испытывая к ним никакой неприязни, совершенно этих женщин не слушаются. А часто даже издеваются, испытывая их терпение. Нетрудно догадаться, что и объяснения урока пропускаются мимо ушей. В классе стоит такой шум, что и те редкие дети, которые в подобной обстановке все-таки желают учиться, физически не могут осуществить свое желание.

Так что уважение к старшим совершенно необходимо. Детям – для нормального развития их личности. А родителям – для того, чтобы чувствовать себя нормальными людьми. Ведь жить, когда тебя постоянно унижают, невероятно тяжело. А уж сносить хамство и унижения от детей просто аморально. Конечно, смирение – величайшая добродетель, и христиане должны ее в себе взращивать. Но смирение родителей перед детьми вовсе не означает потакание греху. Наоборот, родители обязаны прививать детям высокую нравственность, всеми силами удерживать их от греха и наставлять на путь спасения. Они будут отвечать за это перед Богом. Смирение же родителей перед детьми выражается совсем в другом: в том, что с рождением ребенка человек кардинально меняет свою жизнь, многие свои привычки, бывает вынужден больше работать и меньше спать, терпеть детский плач и капризы, отказывается от многих прежде любимых занятий, заметно сокращает общение с друзьями. Короче, ни для кого другого большинство людей не совершает такого количества альтруистических поступков, как для своих чад. Поэтому школа смирения в семье весьма серьезная. И заповеданное Богом почитание родителей – необходимое условие для поддержания гармонии и справедливости. Без этого родительские обязанности становятся «бременами неудобоносимыми», и многие люди от них уклоняются, выбирая бездетность.

А мы других уважаем?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки», – сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный императив настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды, почти слово в слово: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31).

Но мы все равно забываем и нередко не делаем переноса, потому что нам, по нашему эгоизму, часто хочется к себе какого-то особого отношения. Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях уважение, если ты сам не уважаешь других, невозможно. Дети вовсе не такие хорошие психологи, как думают многие, но нарушение иерархии и флюиды хамства они улавливают прекрасно. Ребенок перенимает стиль поведения в семье еще до того, как научится говорить. Поэтому очень важно задуматься: а как мы сами относимся к своим родителям и к родителям жены или мужа, к бабушкам и дедушкам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у которых развивается склероз? Не говорим ли (в том числе при ребенке), что у них «поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам (пусть даже только мысленно) претензии: того недодали, недолюбили? Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребенок не слушается бабушку, грубит ей, а мы не вмешиваемся, не торопимся призвать его к порядку?

Какой вообще образ мира взрослых формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального, а не только высококультурного человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей все равно соблюдается некая грань. Нет самопревозношения и насмешки, нет злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда позорным. И даже если человек сильно сердился на мать с отцом, он не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы не поддержал. Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7: 10).

Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Сколько женщин (по моим наблюдениям, это больше свойственно слабому полу) никак не может выйти из порочного круга застарелых детских обид, на которые наслаиваются новые, вроде бы взрослые, а по сути – все равно детские!.. Претензии матерей к их собственным матерям как бы витают в воздухе и настраивают детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. А значит, именно с нее он «считывает» первичную информацию об отношении к людям. Поэтому от того, как она обращается с окружающими, будет во многом зависеть его отношение к ним и к ней самой. Так что совершенно необходимо критически оценить два момента: во-первых, какой пример подает ребенку мама и, во-вторых, какого отношения она сама-то хочет добиться с его стороны.

Если мать подает пример вежливого, заботливого, великодушного отношения к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет настраивать детей на соответствующий лад. Очень важно, чтобы о близких (да и о дальних тоже!) ребенок слышал как можно больше хорошего. А то мы, сами порой того не замечая, даже в бочку меда умудряемся подмешать ложку дегтя.

Например, можно сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, подчеркнуть, что иначе папа будет ругаться. И еще добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут – «такой бардак».

Вообще имеет смысл почаще смотреть на себя со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть восприняты детьми, какой урок они из них извлекут, какую память мы о себе оставим. Пройдут годы, дети многое поймут и переоценят. Что потом будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать относилась к близким?

Ребенку важно видеть и копировать почтительное обращение матери со старшими, особенно престарелыми людьми. К сожалению, сейчас это отнюдь не норма. Нередко сталкиваешься с тем, что дети не знают даже азов культурного поведения. Старушка уронит что-нибудь на пол и сама, кряхтя, поднимает. А стоящему рядом внуку в голову не приходит наклониться, чтобы ей помочь. Не потому, что лень, а просто он не видит дома примера и не знает, как себя ведут в такой ситуации.

В журнале «Виноград» (2009. Январь-февраль) было напечатано интервью с невесткой, пожелавшей остаться безымянной. По той мудрости, которая сквозит в ее словах (да и из самого текста), ясно, что за ее плечами уже довольно долгая жизнь. Но вот она вспоминает первые годы замужества и, признаваясь, что ей очень трудно было привыкать к жизни в доме свекрови, поясняет: «Понимаешь, чужой дом! Что, могу я в чужом доме спать, сколько в мою ленивую плоть влезет?! Да не могу! Свекровь уже встала, она умылась… Так я же моложе, я опередить должна и мужу и ей завтрак подать. Стыдно мне было бы молодой и здоровой женщине лежать, когда старая свекровь там за дверью ходит. Стыдно быть ленивой».

Многие ли современные молодые женщины рассуждают таким образом? А ведь именно такое традиционное отношение к старшим формирует у ребенка понятие об иерархии. И, в свою очередь, служит залогом того, что мать тоже имеет право рассчитывать на уважение со стороны младших по возрасту.

Какова наша цель?

Теперь, как говорят на заседаниях, «по второму вопросу»: о том, чего на самом деле добивается мать, ведя себя тем или иным образом. Порою человек или неверно определяет цель, или видит лишь одну сторону медали. Поэтому он бывает обескуражен и разочарован, столкнувшись с последствиями своих же собственных поступков.

Допустим, мама приучает ребенка называть ее по имени. Ей это кажется оригинальным. И действительно, подобное обращение даже при нынешней моде на эпатажность встретишь не часто. Услышав же, что таким образом она лишает себя уникальности в глазах ребенка, женщина будет немало изумлена и, быть может, даже возмущена. Что за глупость?! Она, наоборот, особенная! Все дети называют матерей стандартно – «мама», а она – Алена (Таня, Наташа)! Но это лишь на самый беглый, поверхностный взгляд. Если копнуть глубже, то окажется, что оригинальность такого подхода иллюзорна. Ведь мама для каждого человека единственная (хотя слово для всех одно). А вот Ален, Тань и Наташ в жизни ребенка будет сколь угодно много.

На это обратил внимание еще такой незаурядный мыслитель, как К.С. Льюис. Он, как пишет в посвященной Льюису статье «Счастье в доме» известный американский культуролог и публицист Джозеф Собран, «негодовал по поводу ненужного приложения чисто гражданского фиктивного равенства к приватной ситуации в семье». Родители, позволяющие своим детям называть их по имени, «хотят привить ребенку нелепый взгляд на собственную мать как просто на одного из многих своих сограждан, лишить ребенка знания того, что знает каждый человек, и чувств, испытываемых всеми людьми. Они пытаются втащить безликие стереотипы коллектива в более полнокровный и конкретный мир семьи…    Равенство, как и политическая власть, никогда не должно быть прилагаемо praeter necesitatem (лат. “без необходимости”. – Т.Ш.)».

Или возьмем уже упоминавшиеся «партнерские отношения» с ребенком. Маме не хочется стареть, а охота чуть ли не до пенсии оставаться девочкой. (Такие мамы на наших «театральных» занятиях, показывая себя, нередко даже выбирают куклу-девочку с хвостиками или с косичками.) Но к девочке можно относиться в лучшем случае покровительственно. Причем тут уважение к матери?

А иные подсознательно ищут в ребенке «твердую мужскую руку», которой им по тем или иным причинам не хватает в жизни. И позволяют сыну не только собой командовать, но и грубо заигрывать. Как ни удивительно, сейчас порой приходится объяснять, казалось бы, очевидные вещи: что абсолютно недопустимо, когда сынишка хлопает мать по заду, хватает за грудь. Далеко не все сейчас понимают, что это признаки сексуальной расторможенности, весьма опасной для психики ребенка, и вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, хихикают. А некоторые взрослые (в том числе отец ребенка или привыкшие еще и не то видеть по телевизору бабушка с дедушкой) могут даже подзадоривать мальца, считая, что в семье «растет настоящий мужик». Но ожидать уважения от таких «настоящих» просто смешно. Особенно если потакать их «галантным ухаживаниям».

(Окончание следует.)

pravoslavie.ru

Об уважении и любви детей к родителям

Когда ребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобном заботятся родители. Родители помогают ребёнку от любви. Ребёнок не работает – он может выполнить лишь небольшое поручение по дому. Но разве эта работа может сравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если, став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это очень большая благодарность!

Раньше родители наказывали ребёнка телесно, и он принимал телесные наказания без помыслов [обиды]. Часто он даже не понимал, за что его били. Но сегодняшние дети – это одно сплошное «зачем и за что?» Одно сплошное пререкание. У них нет простоты. Всё происходящее подвергается суду и оценке. Однако Божественная Благодать подобным образом не приходит. Если ребёнок не чувствует своего отца отцом и не принимает отцовского наказания, то он — ребёнок незаконный. Некоторые дети, стоит лишь родителям сделать им маленькое замечание, сразу начинают угрожать: «Я вскрою себе вены!» И что остаётся делать родителям? Они уступают, а в конечном итоге дети портятся и гибнут.

Ребёнок должен понять, что если иной раз родители и дают ему подзатыльник, то делают это не по злобе, но по любви – для того чтобы он исправился, стал лучше и впоследствии радовался. Мы, будучи маленькими, принимали всё: и родительскую ласку, и родительские оплеухи, и родительские поцелуи. Мы понимали, что все это родители делали для нашего блага. Мы имели к [нашим родителям] большое доверие. Иногда бывало и такое: в чем-то был виноват один брат, а мать ругала другого, потому что она не успевала провести «судебное разбирательство». Однако виновный, видя, что из-за него досталось другому – невиноватому, признавался в вине, потому что его обличала совесть. И таким образом виновный брат или сестра получали оправдание.

В семье младшие должны иметь уважение и к родителям, и к старшим [братьям и сестрам]. Младшие должны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшему необходимостью. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекрасная семейная атмосфера. Мой отец говорил нам: «Оказывайте послушание вашему старшему брату». Мы знали, что отец любит нас всех, и вели себя с ним очень свободно. А вот старшему брату, не находя в нем отцовской любви, мы оказывали большее послушание.

Когда супруги уважают друг друга, а дети уважают родителей, то жизнь в семье идёт ровно, подобно часам. В такой семье старший сын никогда не скажет матери наподобие «гляди-ка, мать, чтобы ты больше такого не делала» или «почему ты сделала всё шиворот-навыворот?» Но в такой семье и отец не разговаривает с матерью подобным тоном. Взрослый может шутить с ребёнком, чтобы его порадовать, нол ребёнок, чувствуя радость от шуток взрослого, не должен вести себя с ним бесцеремонно и фамильярно. Когда я был в монастыре Стомион и иногда спускался из монастыря в город за покупками, один малыш, дом которого стоял прямо на дороге, подбегал ко мне, лишь завидев меня, и я целовал ему ручку. Потом он привык к этому и, подбегая ко мне, сам протягивал свою ручку для того, чтобы я её поцеловал! Я делал то, что он хотел. Но потом его родители попросили: «Отче, не надо целовать ему руку, потому что он бегает за батюшками, протягивает им свою ручку для поцелуя, а если они этого не делают, начинает реветь».

Как детям любить родителей после того, как они создадут свою собственную семью

Благий Бог устроил так, что муж и жена связываются между собой такой любовью, что оставляют даже своих родителей. Если бы этой любви не было, то люди не могли бы создать собственную семью. Задача родителей завершается, как только их дети создают свою собственную семью [или станут монахами]. После этого дети должны лишь [две вещи]: огромное уважение и столько любви, сколько нужно питать к своим родителям. Я не хочу сказать, что муж и дена не должны любить своих родителей. Нет. Но сперва они должны иметь большую любовь между собой и [только] потом любить своих родителей. Супруги должны любить друг друга так сильно, чтобы их любовь лилась через край. И уже от этого преизлияния супружеской любви они должны оказывать своим родителям всё уважение и всю благодарность. Любовь супругов должна быть благородной, так, чтобы каждый из супругов как можно больше заботился о родителях другого супруга.

Чтобы в семье был мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше чем свою мать и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовь супруга к родителям должна лить ся через его жену. Конечно, и жена должна вести себя также.

Я знаю семьи, в которых в начале супружеской жизни муж и жена имели проблемы, несогласия, потому что один из супругов любил свою мать чрезмерной любовью. Эта любовь начинается от любочестия, которое имеют сын или дочь, испытывая к своей матери великую благодарность. Однако потихоньку, когда супруги привязываются друг к другу, эта проблема исчезает. Ведь если бы сразу после свадьбы один из супругов дарил другому такую любовь, которая восполняла бы любовь материнскую, это было бы неестественно.

Если супруг уважает тёщу и тестя, то это делает ему честь, так же, как невестке делает честь уважение и любовь к свекрови – женщине, которая родила её мужа, вырастила его и сейчас он – её муж и её радость. Если муж и жена имеют подобные чувства и подобные мысли, то всё это тихо наставляет души их собственных детей.

Мать до женитьбы сына находила в его любви немалое утешение. Но старики снова становятся младенцам. Женив сына, мать чувствует себя так, как чувствует себя старший ребёнок, увидев в объятиях своей матери другого – только что родившегося младенца. Видишь как: если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее. Однако невестка не должна на это обижаться. А если она ещё и ухаживает за своей престарелой свекровью, то пусть немножко потерпит, чтобы не потерять мзду, которая начисляется ей за ту заботу, которую она ей оказывает. Если сейчас она с терпением ухаживает за свекровью, то потом, когда все скорби будут позади, она будет радоваться тому добру, которое сделала.

Но, конечно, и свекровь должна любить своих невесток как собственных дочерей. Моя бабушка по отцу любила свою маму сильнее, чем моего отца. Когда женились мои братья, соседки качали головами и стращали мою мать: «Ну, сейчас понаедут невестушки…» А мать отвечала им: «Почему вы так говорите? Меня моя свекровь любила больше, чем свою дочь. Так почему же мне не любить моих невесток?» И действительно, она тоже любила их как дочерей.


Евр. 12, 6-11.
У Старца Паисия было семь братьев и сестёр.

www.pravmir.ru

Уважение и почитание родителей | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Оглавление

Законы почитания родителей. Почитание отца и матери ↓

Первый аспект — мысль. ↓

Второй аспект — слово. ↓

Третий аспект выполнения заповеди — действие. ↓

За чей счёт осуществляется заповедь почитания родителей? ↓

Обязанность вставать перед родителями. ↓

Законы почитания родителей. Почитание отца и матери [↑]

Заповедь почитания отца и матери включает в себя обязанность любви к ним, нежного и трепетного отношения. И необходимо выполнять её во всех аспектах: мысленно, словами и действиями.

Первый аспект — мысль. [↑]

Эту великую заповедь выполняют мысленно, когда думают: какие особенные, замечательные, прекрасные у меня родители. Вспоминают их хорошие качества, поступки, достоинства. Великий мудрец Торы нашего времени, Рав Хаим Шмулевич, говорил, что необходимо уважать родителей не вопреки тому, каковы они, а за то, какие они. То есть видеть их достоинства и превозносить их. И даже если все окружающие этого не видят и так не думают.

Второй аспект — слово. [↑]

Говорить с родителями и о них с большим почтением и высокой оценкой, с любовью и нежностью. В различных источниках приводится, что с отцом и матерью следует говорить, как с царём и царицей, всячески выказывая им то почтение, которое дети испытывают к ним. Дети должны стараться всегда первыми здороваться с папой и мамой, сообщать им новости, говорить об отъезде и возвращении, живо интересоваться их новостями, здоровьем. Если сын или дочь просят кого-либо и те люди, которых они просят, — знакомые их родителей, то даже если они, и не зная родителей, выполнили бы просьбу, всё равно следует сказать: «Сделайте мне это одолжение ради моего отца (или матери)». Этим человек возвышает своих родителей и оказывает им уважение. Если сын или дочь слышат, что об их родителях отзываются в неуважительной форме, должны сразу же это пресечь. Если вмешательство не поможет, а только вызовет ещё более бурный гнев и приведёт к ещё большему унижению, иногда целесообразнее промолчать.

Третий аспект выполнения заповеди — действие. [↑]

Само то, что человек в повседневной своей жизни поступает честно, ведёт себя, как подобает, приятен и признан — Всевышним и людьми — является в некотором смысле исполнением заповеди почитания родителей, т.к. доброе имя отца и матери будет превознесено и отмечено: «Такие прекрасные дети могут быть только у хороших родителей». Всякая заповедь и доброе дело, которое совершает человек, косвенно является исполнением заповеди почитания родителей — ведь благодаря им и их воспитанию он готов сделать это. Всевышний «вспоминает их» к добру и воздаёт им в этом и в будущем мире. Когда дети помогают родителям, делают что-либо для них, это должно сопровождаться радостью, весельем, доброжелательностью, чтобы родителям было приятно принимать их услуги. Талмуд говорит: иногда случается, что дети подают своим родителям изысканные блюда и их ждёт за это Геином — ад, а иногда — заставляют родителей тяжело работать и попадают в Ган-Эдэн — рай. Так, например, сын подаёт отцу жареных откормленных перепелов на обед. На вопрос отца: «Откуда у тебя это, сынок?» он сквозь зубы цедит: «Жуй, жуй, старик, не отвлекайся», — за такое отношение он попадает в Геином. Другой сын, чтобы отца не взяли на тяжёлую царскую службу (выполнять какую-то повинность), устраивает его к себе на мельницу. Отец тяжело работает, а сын успокаивает его ласково: «Ведь на царской работе тяжелее, она продолжительней и утомительней». Такой сын получает награду и в этом, и в будущем мире.

Выполняя заповеди, относящиеся к родителям, необходимо помнить общие правила Торы. Одно из них это «намерение сердца»: во время выполнения любой заповеди человек должен думать и помнить о том, что данное действие является заповедью Всевышнего. Ещё одно правило: заповедь, которую человек делает сам, выше и значимее, чем та, выполнение которой он поручает другим людям. Поэтому, когда родителям требуется какая-либо помощь, лучше, чтобы сын или дочь сами сделали это, а не просили и не нанимали других.

За чей счёт осуществляется заповедь почитания родителей? [↑]

Иногда выполнение заповеди почитания родителей связано с материальными затратами. Закон установлен в соответствии с мнением, гласящим, что расходы, сопряжённые с выполнением заповеди почитания родителей, осуществляются за их счёт. В случае, если у родителей есть возможность оплатить расходы на свои нужды, дети помогают родителям, пользуясь их деньгами, — транспортируют, покупают лекарства, продукты, одежду, делают ремонт — за счёт родителей. Когда необходимо, чтобы сын или дочь для того, чтобы помочь родителям, пропустили работу, потеряли зарплату, доходы, это не восполняется родительскими деньгами. Деньги, потраченные на телефонные звонки, на проезд, на письма и т.п., которые дети тратят, чтобы выполнить заповедь почитания родителей, не должны возмещаться из родительских денег, т.к. вместо звонка или письма дети могли бы явиться лично, а вместо того, чтобы пользоваться транспортом, — добраться пешком. Поэтому получается, что это расходы для удобства детей, которые не должны оплачиваться родителями.

В случае, когда у родителей нет возможности оплатить свои расходы, все их нужды оплачиваются детьми. Если у них есть несколько дочерей и сыновей, то расходы делятся поровну между детьми с учётом материальной обеспеченности каждого из них.

Если и у детей нет возможности оплатить родительские расходы, согласно букве закона они не обязаны просить милостыню для родителей, но, исходя из норм морали, сын не должен допустить, чтобы отец ходил с протянутой рукой, и должен сам собирать милостыню для них. Тем более, нельзя допустить, чтобы мать побиралась, поскольку позор женщины, просящей подаяния, намного больше, чем позор мужчины.

Дети обязаны помогать родителям, даже если из-за этого они могут быть уволены с работы и потерять заработок. Если у сына или дочери есть свои дети в возрасте до шести лет и денег хватает либо на пропитание детей, либо на оплату расходов на нужды родителей, обязанность по отношению к детям «перевешивает».

Обязанность вставать перед родителями. [↑]

Сын и дочь обязаны вставать перед родителями. Даже в случае, если родители или дети слепые, есть обязанность вставать перед родителями. Встают полностью, а не просто приподнимаются. Обязанность вставать при виде отца или матери, даже если они ещё далеко, и следует стоять, пока они не уйдут или не сядут. Обязанность вставать перед родителями, как минимум, 2 раза в день — один раз утром и один раз вечером. Если рядом находятся посторонние люди, которые не видели, что сын или дочь вставали перед родителями, они должны встать ещё раз. Каждый раз, когда дети встают перед родителями, и помимо обязательных двух раз, они выполняют заповедь почитания родителей, и награда за это велика.

Если сын или дочь, которые, увидев родителей, встали перед ними, должны были всё равно встать для того, чтобы идти в другое место, им следует сначала присесть на некоторое время и только после этого идти, чтобы показать: первый раз они встали только для того, чтобы выразить уважение к родителям. Родители могут позволить детям не вставать перед ними. В таком случае, если сын или дочь не встанут, они не совершат нарушения, но если продолжают вставать — выполняют заповедь каждый раз, несмотря на позволение родителей не вставать.

Иногда может быть, что отец является учеником своего сына-раввина, учит у него Тору. В таком случае сын встаёт перед отцом, поскольку тот — отец, а отец встаёт перед сыном, выполняя обязанность вставать перед учителем Торы. Всё же сыну необходимо всячески стараться, чтобы не утруждать отца, чтобы тому не приходилось вставать перед ним.

В еврейской истории были случаи, когда отец, являясь великим знатоком Торы, вставал перед своим сыном в знак почтения к его знаниям в Торе, даже если они и не превосходили знания отца. Так о мудреце Торы нашего времени, раве Хаиме Соловейчике, рассказывают, что он настолько ценил знание Торы и таланты своего сына, рава Ицхака-Зэева — раввина из Бреста, что всякий раз вставал, когда тот входил. Раву из Бреста не хотелось утруждать отца, и он частенько заходил домой… через окно.

Человек, который занимается изучением Торы в данный момент, также обязан вставать перед родителями.

toldot.ru

КЛАССНЫЙ ЧАС » УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ И СТАРШИМ»

Классный час «Уважение к родителям и старшим»

Цель: Развитие ценностного отношения к родителям,к старшим

Задачи:

1. Формировать убеждения о важности родителей в жизни человека.

2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье.

3.Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.

4.Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.

5.Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям.

Оборудование: компьютер, иллюстрации, презентация

Ход урока.

1.Вступительное слово. — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном час. Для этого нам нужно расшифровать слова(У-Ж-Е)(С-Я)(Р-Д_ЛИ)(С-РШ-Е) №2- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Тема классного часа «Уважай родителей и старших» (записана на доске). Как вы понимаете смысл этого выражения Но всё начинается с семьи с роительского дома

— У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

2.Беседа о родителях. (слайд 2)

— В словаре русского языка С.И.Ожегова «семья» определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Родители — это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родители от нас никогда не отвернутся. 

1.Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

— Поднимите руку кто очень любит своих родителей.

Конечно, все их любят.

— Сейчас мы узнаем, какие ваши родители и за что вы их так любите..

3.Игра «Лучики»

(на двух ватманах 2 жёлтых круга – солнышко) Класс делится на 2 группы. Одна группа говорит хорошие качества, которыми обладают их папы, а вторая группа качества, которыми обладают их мамы.(учитель после каждого названного слова рисует лучик к солнцу)

Выигрывает та команда, у которой будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)
Я думаю, победила любовь близких людей.

Сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Уважения и Доброты.

2 этап. Работа с материалом

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Доброе слово лечит ,а злое калечит

  • Добрые дела красят человека.

Доброе слово лучше богатства.

Старших уважай ,младших воспитывай.

Сердце матери лучше солнца греет.

2) Город вежливости

Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте — это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.

А) Разминка

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

— Зазеленеет старый пень,

Когда услышит.. (добрый день)

— Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

3.Каждая команда приготовила,обсудим поведение наших героев.

Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком:

— Я вам вовсе не девчонка —

Не пойду за молоком!

Мама смотрит без улыбки:

— Что же сделаешь ошибку,

Мне не будешь помогать,

Не пущу тебя гулять.

Постоял, подумал он:

— Ну давай уж свой бидон.

Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной:

Может так не будет видно

Всем бидона за спиной?

Дядя с длинными усами,

Высоченный как отец,

Улыбнулся: «Видно маме

Помогаешь — молодец».

И уже не стороной —

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал

Молоко не расплескал.

— Мама, что ещё купить?

Я могу ещё сходить!

Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье)

Старших надо уважать!

«Старших надо уважать!

Говорит мне мама.

«Старшим надо помогать-

это помнить надо!»

У меня два деда есть,

Бабушки две тоже.

Я их очень люблю,

Всех они дороже!

Папа с мамой у меня —

Лучшие  на свете!

Вместе  они за меня

На всю жизнь в ответе.

Буду старших слушаться,

Любить и уважать.

Бабушкам и дедушкам

Буду помогать.

Я полы помою,

В магазин схожу.

С бабушкой родною

Рядом посижу.

«Как твое здоровье?»,-

я ее спрошу-

«Если ты замерзла,

Плед я принесу »

Если надо деду

Во дворе помочь,

То везде  я  первый-

Я помочь не прочь!

Мамочке и папе-

Всем я помогу!

Уважать их надо,

Это я могу!

 

 

Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого изобразить нам нужно солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.

  • доброжелательный

  • вежливый

  • грубый

  • неучтивый

  • умеет прощать обиды

  • чуткий

  • отзывчивый

  • помогает в беде

  • невежда

  • вспыльчивый

  • скромный

  • общительный

  • ласковый

  • веселый

  • счастливый

  • наглый

  • внимательный

  • жадный

Притча об отце и его сыне.

— У нас в семье есть ещё один не менее важный человек. Это – папа! Папа очень мудрый, он может многому нас научить.

— Послушайте притчу об отце и его сыне. (Учитель читает)

Притча об отце и сыне.

У доброго, всеми уважаемого отца был непутёвый сын: людей обижал, старших не уважал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал, позвал сына и наказал: как совершит он плохой поступок – вобьёт в доску гвоздь, совершит другой – ещё гвоздь и каждый раз по гвоздю. В первый день сын вбил много гвоздей, во второй – меньше. Надоело ему вбивать гвозди. С каждым днём совершал плохих поступков всё меньше и меньше, гвоздей вбивал меньше и меньше. И вдруг вообще перестал. Приходит к отцу, хвастается. Отец похвалил сына и дал новый наказ: как совершит хороший поступок – будет вынимать по одному гвоздю из доски. Так и повелось: сделает сын доброе дело – один гвоздь вынимает, каждый раз по гвоздю. Быстро пролетело время. На доске не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришёл к отцу и снова хвастается проделанной работой. На что отец с грустью ответил: «Это так, сынок, гвоздей – то в доске нет, но посмотри на неё – она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны в сердцах обиженных тобой людей остаются навсегда рубцами. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок». Сын подумал и решил, что лучше себя просто контролировать и держать в руках, не делая глупых и обидных поступков. Вот так мудрый, любящий отец научил сына быть сдержанным, терпеливым и праведным.

— Чему вас научила эта история?

— А чему вас научили ваши папы?

— Как вы их поддерживаете? Помогаете?

— Ребята, обязательно цените и берегите своих родителей! Ведь других родителей у вас не будет никогда!

7. Правила заботливого отношения детей к родителям.

Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Цените своих родителей! Берегите их! Будте культурными,вежливыми людьми.Уважайте и помогайте старшим .

  1. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся

  2. Настоящий сын/дочь бережет покой своих родителей

  3. Настоящий сын/дочь заботится о благе своей семьи

  4. Не вступай в пререкания со взрослыми, не груби

  5. Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи

  6. Не допускай, чтобы мама давала тебе то, что она не дает себе

  7. Не уходи никуда, не спросив разрешения и совета у старшего

  8. Уважай труд своих родителей, помогай им

  9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.

— Самое главное добро, которое можем сделать для своих родителей – заботиться о себе, чтобы они реже за нас волновались и переживали.

— Мудрая заповедь (слайд 5) «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго и счастливо жить».

8.Итог.

Заключительное слово учителя.

— Закончить наше занятие мне хочется стихотворением   Олеси Емельяновой

Добрым быть совсем не просто, 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта не пряник, не конфета. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

Путь к доброте — нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым — трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:


РЕФЛЕКСИЯ( ЛИСТИКИ)

У учащихся два ЛИСТИКА: синий и зелёный. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

infourok.ru

Как научиться уважать своих родителей и близких? — Отношения с родителями

Дорогая N.,

Вы правы на 100%, к родителям нужно относиться уважительно, бережно. Но не корите себя и не пугайте: «…человек, не почитающий родителей, недолговечен и не благоденствует. Не хотелось бы этого, страшно». Так Вы вводите себя в сильное напряжение, которое выливается на родителей. У Вас достаточно мотивации их уважать, относиться к ним почтительно. Вы это отмечаете: и любовь, которую чувствуете так, что готовы жизнь за них отдать, хоть это и страшно, и понимание священной обязанности почитать родителей.

Мотивация у Вас есть, и за это Вам честь и хвала, в сегодняшнем мире это не само собой разумеется. Может, только чуть-чуть не хватает «техники», чтобы прийти к такому поведению на практике. Если это так, давайте рассмотрим несколько способов, а Вы проверите, что из этого Вам подходит и что Вы готовы принять для себя как упражнение.

Первый способ. Составьте список всего хорошего, доброго, что родители сделали для Вас в жизни. Все мы понимаем, что они сделали очень много, но это как-то в теории. Человек не дает себе труда припомнить точно, чем обязан им. А то, что в теории, остается в теории… Нет, составьте список всего, что вспомните: из детства, из юности и теперь, не говоря уже о том, что они дали вам жизнь.

И с этого начинать общение с ними, с этого начинать разговор. Например, когда Вы возвращаетесь домой: «Вы знаете, я сегодня вспомнила как вы… сделали то-то и то-то для меня! Как это было приятно, как это было важно для меня, как я благодарна вам за это!» Тогда вся атмосфера в доме меняется, и им уже не захочется говорить то, от чего Вы можете вспылить, и Вам легче проявить к ним уважение. Даже если и скажут что-то, что Вам не по душе, после такого начала больше шансов, что Вам удастся сдержаться и не наговорить им грубостей.

Второй способ. Перечислить на листе (если очень не хочется писать, то мысленно) все те сложности и проблемы, с которыми родители столкнулись в жизни. И которые, возможно, и привели к тому, что они иногда говорят вещи, которые Вас возмущают. У них было, возможно, тяжелое деттство или непросто с финансами, или проблемы со здоровьем, проблемы с бытом в течение долгого времени и т.д.

Все это делает людей раздражительными, от этого они могут говорить то, что Вас возмущает, а вовсе не оттого, что, не дай Б-г, не любят Вас. Они любят. Но жизнь у них выдалась непростая, а любовь выражать так трудно… Хоть и чувствуешь в душе, но привычка раздражаться сильнее. И Вы ведь сами это по себе видите, по своему письму… Но Вы — молоды, Вы можете изменить себя, Вы уже пытаетесь. А пожилые люди изменить себя не могут… Простите их…

Одна из причин, по которым людям иногда бывает сложно почитать родителей, — это реакция на родительскую тиранию. В таких случаях важно собраться с силами и выяснить для себя, какое именно поведение человек не согласен терпеть по отношению к себе. Чрезмерная опека тоже может быть средством тирании. Если это — Ваш случай, надо сказать родителям уважительно, но непреклонно, что именно Вы считаете важным или недопустимым для себя. И стоять на своем, подчеркивая свое уважение — оборотами речи и вниманием к их словам.

Это не так просто, но, если есть решимость, это возможно. Может быть, трудно для обеих сторон, но, если пройти через это и родители усвоят, что их «ребенок» настроен серьезно и не поддается на угрозы, уговоры, слезы и жалобы, то примут и перестанут его «мучить». Родители могут наказывать отдалением, подчеркнутой холодностью и т.п. Это естественная реакция, и не нужно ее пугаться. Это проверка. Продолжайте подчеркивать свою вежливость, уважение, но не отступайте от того, что для Вас принципиально важно.

Родители со временем смирятся, и, если Вы сами справитесь с острым чувством тревоги, которое сопровождает разрушение тирании, то выиграете. И в плане личной психологической свободы, и в плане более благоприятных условий для проявления уважения к родителям.

Еще один из возможных способов улучшить отношения с родителями — это проверить, не лежат ли проблемы в другой области взаимоотношений, например, на работе. Человек устроен таким образом, что переносит неразрешенные конфликты из одних отношений в другие: с работы — домой, из личной жизни — на родителей. Если Вы подозреваете, что именно это мешает Вам наладить отношения, построенные на уважении, то спросите себя:

— где и в каких отношениях я страдаю?

— что я могу сделать?

— как я могу помочь себе?

Очень часто помогает вызвать в воображении разговор, в котором человек, принесший Вам страдания, просит прощения, объясняет свое поведение, признает, что был неправ.

Попробуйте в тишине и покое проиграть такой разговор в голове. Если у Вас непроизвольно вырвется вздох или Вы потянетесь, или по телу пройдет озноб, значит Ваша душа освободилась от отрицательной энергии. Проделайте это еще несколько раз, и Вы почувствуете, что напряженность отношений с родителями снизилась.

Вы можете и с родителями вести беседу в воображении, если хотите услышать от них слова, которые они не в состоянии, не могут, не умеют произнести в реальной жизни: «Я тебя люблю больше жизни… Прости меня, я знаю, что был неправа, мне тоже тяжело, что наши отношения не всегда простые. Я хочу, я стараюсь, чтобы ты чувствовала, как я люблю тебя… Мне тяжело… Я знаю, у меня не получается, но это не твоя вина… и т.д.»

Минимум два раза в день говорите что-то хорошее родителям: слова благодарности или напоминание о каких-то приятных моментах. Когда мы заняты тем, что говорим хорошее, нам проще не говорить плохое.

По тому же принципу старайтесь один или два раза в день сделать им что-то приятное: подать чай, газету, тапочки, прочитать что-то, написанное мелкими буквами. Конечно, Вы делали это и раньше и намного больше, чем два раза в день. Но теперь делайте это ради того, чтобы доставить им удовольствие, а для себя в качестве как бы… упражнения.

И подумайте — что доставит удовольствие Вам?

Чем Вы себя порадуете за то, что так стараетесь?

Просто за то, что Вы есть?

Желаю Вам удачи во всем, счастья и благоденствия.

С уважением, Ита Минкина

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *