Виды матрешек – Кем быть? » ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ МАТРЕШИ

Кем быть? » ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ МАТРЕШИ

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ МАТРЕШИ

Матрешка – открывающаяся полая деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Вложенных кукол обычно три или больше. По традиции они расписываются в образах румяных и полных красных дев, наряженных в сарафаны, передники и платки, которые держат в руках петухов, кошек, корзинки и прочую живность или утварь. Сегодня темы для росписи могут быть разными: от сказочных персонажей до политических деятелей.

Точная история происхождения матрешки неизвестна. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом». Обнаружили, что она открывается на две части и прячет внутри другую фигурку, поменьше, которая тоже состояла из двух половинок.

Японцы издавна были мастерами в области токарного искусства, которое находило различное применение во многих сферах жизни. По традиции на Новый год они посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Фукурума – это святой мудрец, один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Некоторые предполагают, что прообразом матрешки послужила фигурка этого божества именно из-за того, что содержала внутри себя шесть остальных божеств удачи. Возможно, именно это натолкнуло русских мастеров на создание своего варианта открывающейся игрушки, воплощенной в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе матрешкой.

Но многие исследователи не уверены, был ли вышеупомянутый японский прототип или нет. К примеру, Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки в Сергиевом Пасаде, где хранится первая матрешка, сомневается в ее иностранной версии происхождения. Но это далеко не единственная тайна, которая окутывает историю создания русской матрешки.

Предполагалось, что именно вышеупомянутая фигурка и натолкнула токаря В.П. Звёздочкина и художника С.В. Малютина, которые работали в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей Мамонтовым, на создание матрешки. Но В.П. Звёздочкин, который выточил первую матрешку, утверждал, что ему не доводилось видеть японских точеных игрушек. Кстати, еще до появления матрешки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъемными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской фигуркой и русской матрешкой требует более пристального изучения.

Всеми исследователями автором росписи первой матрешки называется профессиональный художник С.В. Малютин. Но авторство росписи доказать невозможно: в наследии художника не встречается ни одного эскиза популярной игрушки, нет так- же и свидетельств того, что он когда- либо делал этот эскиз.

Почему эта точеная кукла стала называться именно матрешкой, тоже никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели. Если учесть, что имя Матрена было очень распространено среди простого люда, то можно предположить, что игрушку стали ласково называть Матреной, Матрешей, Матренушкой. Возможно, именно так и закрепилось название – матрешка.

Ход времени скрыл от современников такие детали, как история происхождения и авторство известной куклы, ведь тогда никто и не предполагал, что она станет настолько популярной. В мастерской Мамонтова она была отобрана для Всемирной выставки, которая проходила в Париже в 1900 году. За границей матрешку ждала бронзовая медаль, после чего и появились многочисленные заказы. Чуть позже выяснилось, что деревянная кукла пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу, где за этими игрушками закрепилось название «русских». Так расписная красавица стала национальным сувениром, который и по сей день пользуется огромным спросом у туристов, а также является ярчайшим символом страны, в которой была создана.

Виды матрешек

Сергиевская или загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в Загорск). Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Семеновская матрешка (Семеновский район Нижегородской области). Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек. Первая семеновская артель, изготавливающая этих куколок, появилась в 1929 году. Хотя город Семеново знаменит больше своей хохломской росписью, изготовление матрешек стало для семеновских мастеровых дополнительным ремеслом. В наше время в Семеново есть фабрика, на которой делают отличных деревянных кукол по доступной цене.

Полхов-Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области). Главный элемент полховмайданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Полхов-Майданские матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые» и др.

Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.

Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.

Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.

www.kem.by

В гости к Матрёшке… Русская народная кукла / Традиционная народная кукла

Добрый вечер, дорогие мои! Вы любите ходить в гости? Давайте отправимся в гости к кукле, догадайтесь к какой:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская ………

Это русская народная кукла — Матрёшка!

История матрёшки.

Я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку — большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Так у нас появилась девочка в сарафане и платке, круглолицая и румяная, с чёрным петухом в руках.

Внутри нее прятались другие фигурки-вкладыши — девочки и мальчики в рубахах-косоворотках, разноцветных фартуках. В первой русской матрёшке было восемь фигур, самая последняя — маленькая была младенцем, завёрнутым в пелёнки.

И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Виды матрёшек.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
1.Семеновская матрешка:

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самые главные цвета -жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

2. Загорская матрёшка:

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук.

3. Полхов-Майданская матрёшка:

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Матрешки — технология производства.

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные — восьмиместные, максимум, а в последние годы появились35-ти местные, даже 70-ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

Фольклор на тему матрёшки.

Про Матрёшек придумано очень много стихов, песен, потешек, прибауток, загадок… давайте поделимся ими)))

***

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас розовые щечки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас модные прически.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас пестрые платочки.

Мы Матрешки, вот такие крошки

А у нас, а у нас красные сапожки.

***

Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

***

У меня матрешка есть,

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

А её откроешь —

В неё сидит вторая,

Вся в зеленом, как весной

Травка молодая…

А вторую отвернешь —

Там еще матрешка.

Та матрешка вовсе крошка,

То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет —

Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку —

Красную матрешку

Всем известный «Ванька-встанька» произошел от матрешки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 г. в Научно-исследовательском институте игрушки в Сергиевом Посаде. Игрушка умела издавать звуки и была изготовлена с использованием новой технологии, то есть путем горячего прессования. Автор технологии — мастер Иван Мошкин. Внутрь фигурки закладывали металлический груз, который не позволял фигурке падать и заставлял ее принимать вертикальное положение.

Музей игрушки.

Он рассположен в Сергиевом Посаде, в семи минутах ходьбы от станции, в старинном красивом двухэтажном здании. Сюда приезжают ребятишки и взрослые из разных уголков страны чтобы посмотреть на современные и старинные игрушки. Наряду с другим множеством экспонатов здесь представлены целые коллекции матрешек. Среди них и первая матрешка, расписанная известным художником С.В.Малютиным. Здесь можно ознакомиться с различными школами росписи: сергиево-посадской, семеновской и другими.

Музей матрёшки.

Находится в Москве. Московский Музей матрешки, расположенный в Леонтьевском переулке, является одним из филиалов Фонда народных промыслов, который также ключает в себя Салон изделий народных промыслов и Выставочный зал, где проводятся различные выставки. Сам музей возник не так давно, в 2001 году.

В музее представлены матрешки, сделанные по мотивам персонажей русских народных сказок, пухлощекие, поблекшие от вековой старости барышни, пузатая фигурка в виде кота с торчащими ушами, дородная свинка в мундире и при шпаге и целый красноармейский отряд времен гражданской войны, спрятавшийся внутри своего командира, сувениры фабричной штамповки советского времени и авторские работы.

В самой большой матрешке, представленной на выставке, пятьдесят фигурок, что в два раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрешка — всего пару миллиметров в высоту.

Во время экскурсии посетителям подробно расскажут историю старинной игрушки, объяснят, чем отличается, например, Загорская и Семеновская матрешка, поведают о разных художниках и тонкостях искусства росписи. В музее можно пересчитать 30-местную матрешку по мотивам сказки «Руслан и Людмила», посмеяться над забавными рожицами характерной матрешки из Новокузнецка и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрешки-коробейника.

Уверена, что в каждом доме есть Матрёшки, заходите в гости со своими красавицами!!!!

P.S. Топик создан по материалам книги Н.Н. Алексахина «Матрешка», изданной ООО «Издательство „Народное образование“ в 1998 году, а также публикациям в средствах массовой информации.

babiki.ru

Народные стили росписи русских матрешек

Народные стили росписи русских матрешек

Изготовление и роспись деревянных кукол – увлекательное и полезное занятие для детей и взрослых. Если вы решили купить заготовки матрешек и попробовать себя в этом интересном деле, подумайте, как оформить деревянных красавиц. Отправным толчком для вашей фантазии могут стать сложившиеся традиции народного творчества.

Какие стили росписи матрешек существуют?

  • Сергиев-Посадская (Загорская). Этот стиль зародился в Сергиевом Посаде, поэтому сильное влияние на него оказали иконописцы, уделявшие большое внимание человеческому лицу и фигуре. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
  • Семеновская. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее облика состоит в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального лакированного дерева.
  • Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей. Присущая только этому стилю черта – инкрустация ржаной соломкой.
  • Полховская. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод. Лицо нарисовано довольно схематично, зато тщательно выписан цветочный орнамент, характеризующийся разнообразием контрастных оттенков (малиновый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный).
  • Тверская. Эта кукла нередко украшается золотым или серебряным узором, ее глаза детально выписаны. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.

Любой из народных стилей послужит основой для создания вашего уникального изделия. У нас вы можете купить деревянные заготовки для творчества в широком ассортименте.

В настоящее время очень популярен портретный стиль росписи матрёшек, роспись производится по предоставленным фотографиям либо в классическом портретном исполнении, либо в шаржевом. Художники, которые сотрудничают с нашей мастерской работают в различных стилях и выполнят роспись, которая будет радовать и вас и человека, которому будет сделан такой подарок.

www.livemaster.ru

Какие бывают виды матрешек

Многие города Российской Федерации владеют огромным опытом производства матрешек, кроме того, они имеют и свою технику их изготовления. Основным критерием для отнесения матрешек к тому или иному виду служит место их производства. Матрешку купить в Санкт Петербурге по доступным ценам предлагает художественная мастерская matreshka-malina.ru.

Семеновская матрешка

Красивейшие матрешки создаются Семеновскими изготовителями. Основные цвета окрашивания таких матрешек – желтый и красный. Обязательным атрибутом платка куклы является горошек.

Еще одна отличительная черта – цветочные мотивы. Семеновский район давно славится хохломской росписью, но это не мешало наладить производство матрешек. Кстати, они там изготовляются еще с тридцатых годов минувшего века. Сейчас в городе функционируют несколько мастерских.

Вятская матрешка

Эту матрешку изготовляет самый северный город по отношению к остальным городам-производителям. Секрет популярности этих кукол кроется в особой технике их украшения. Для декорирования кукол используют отваренную ржаную солому. Наибольшей популярностью они пользовались в шестидесятых годах прошлого века.

Сергиево-Посадская матрешка

Приверженцы российской версии появления матрешек утверждают, что именно в городе Сергиев Посад была изготовлена первая матрешка. Кукла «родом» из этого города отличается круглым лицом, нарядным сарафаном и красочной кофтой в узорах.

Также обязателен платок и цветочный передник. Обязательным атрибутом расписной красавицы являются черные контуры.

Расписываются матрешки гуашью высокого качества и покрываются таким же лаком. Основные цвета, в которые расписывают кукол, это красный, желтый, зеленый и синий.

Полхов-майданская матрешка

Отличительная черта этого вида расписной куклы – цветочек шиповника, который может быть и в полузакрытом виде и в цветущем. При раскрашивании используется крахмал.

Это помогает избежать растекания краски и добиться эффекта ее равномерного распределения. Изюминкой таких матрешек является множество форм. Они бывают как вытянутые, так и широкие, фигуристые и другие.

Вот такие основные виды матрешек существуют. Кому какая красотка приглянется, дело исключительно вкуса.

Еще кое-что по теме:

womenis.ru

Особенности различных видов матрешек

В современном мире существует масса сувенирных изделий из относительно новых и ходовых материалов. Например, пластик вытеснил дерево и бумагу во многих сферах нашей жизни.

Тем не менее, общее «пластиковое помешательство» еще не вторглось в производство традиционных русских сувениров, например, матрешек, поэтому и сегодня обычные деревянные матрешки доступны в продаже на http://kuzaranda.ru/blog/matreshki. 
Игрушка, появившаяся сравнительно недавно, в конце 19 века, очень быстро стала одним из национальных символов России. Уже в наши дни ее приобретают и те, кто ищет хороший подарок иностранным друзьям, и те, кто просто любит вещи, гармонично сочетающие в себе оригинальность и следование традиции.

В зависимости от особенностей росписи и места ее возникновения все русские матрешки подразделяются на несколько видов. Один из них – сергиевская или загорская матрешка, изображающая девушку в одежде горожанки из простонародья — платке, узорчатой кофточке и нарядном сарафане. В семеновской матрешке также обращает внимание очень яркая роспись с опорой на три-четыре основных цвета – красный, желтый, зеленый и синий, с черными контурами по линиям одежды и лица.

Семеновская матрешка, наоборот, одета в одежду сельчанки, а в узоре ее наряда, за исключением платка в горошек, преобладают цветочные мотивы. Эта игрушка расписывается, в основном, в красный и желтый цвета. Вятская матрешка вдобавок к росписи украшается еще и золотистой ржаной соломкой. А главным украшением майданской матрешки (из Полховского Майдана Нижегородской области) является многолепестковый цветок шиповника. Наконец, матрешки, создаваемые руками мастеров из Твери, очень часто изображаются в виде разнообразных сказочных персонажей, что делает такие игрушки особенно популярными у детей. 

Однако далеко не все современные художники, занимающиеся изготовлением матрешек, стремятся придерживаться традиций. Все большим спросом в наши дни пользуются авторские матрешки – куклы, чей дизайн ограничен только волей заказчика и фантазией создателя. Портреты реальных людей, живописные пейзажи, памятники старинной архитектуры – вот далеко не полный перечень изображений, которыми могут быть украшены выточенные из дерева заготовки. Порой такие фигурки представляют собой настоящие шедевры прикладного искусства, способные поразить воображение каждого, кто когда-либо их увидит. 

Напоследок отметим, что как традиционная, так и авторская матрешка может стать прекрасным подарком, так что выбор в пользу того или иного варианта зависит только от ваших личных предпочтений. В свою очередь, благодаря богатому выбору, матрешки деревянные купить можно как на экскурсии по фабрикам, так и ближе к дому — в интернет-магазинах.

Фото предоставлено Kuzaranda.ru — продажа деревянных матрешек

lifeglobe.net

Русская матрёшка: народный промысел — Щи.ру

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

(Классическая матрёшка)

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.  

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

(Изготовление матрёшек)

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

schci.ru

Русская матрешка | Русский дом

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.
Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря «русским сезонам» С.П. Дягилева в Париже.
Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной «Русским обществом пароходства и торговли», с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.
Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению — преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.
В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек — Горбунок » П.П. Ершова, басня «Квартет» И.А. Крылова и другие.
100-летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников — профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.
Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

 

История матрешки

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова «Детское воспитание», его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.
Вообще, Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников.
Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.
Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.
Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово «mater», что в переводе означает «мать». Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.
Вообще-то матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. На средства меценатов создавались художественные мастерские, различные кружки, в моде были разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле, считается, что мода на «все русское» в начале XX века появилась во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
Сергиев Посад очень старый центр специализирующийся на производстве деревянных игрушек, часто его даже называют «игрушечной столицей», еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Скорее всего, массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Также популярности матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года ежегодный Берлинский базар кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Позднее “Русское общество пароходства и торговли”, создало передвижную выставку и познакомила с русской матрешкой Грецию, Турцию и Ближний Восток.
В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и , вероятно, своеобразной данью моде. Спрос на матрешек с каждым годом увеличивался. В этом же году товарищество «Русские кустари» открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде Нижегородской губернии) — ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.
Сейчас существует множество видов матрешек, самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки.
С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.
В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемые авторские матрешки, выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

 

Виды матрешек

 Сергиевская или загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в Загорск). В Сергиевом Посаде родилась на свет первая матрешка. Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Семеновская матрешка (Семеновский район Нижегородской области). Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек. Первая семеновская артель, изготавливающая этих куколок, появилась в 1929 году. Хотя город Семеново знаменит больше своей хохломской росписью, изготовление матрешек стало для семеновских мастеровых дополнительным ремеслом. В наше время в Семеново есть фабрика, на которой делает отличных деревянных кукол по доступной цене.

Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области). Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Их матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые» и др.

Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.

Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.

Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.

 

 

 

rusnardom.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о