Художник маковский и его картины: Konstantin Makovsky (20.06.1839 — 30.09.1915) — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

биография, картины «Русалки», «Дети, бегущие от грозы» и другие

Публикации раздела Музеи

Во второй половине XIX века Константин Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России. Впрочем, в других жанрах он не менее успешен. Современники называли Константина Маковского «блестящий Костя», а император Александр II — «мой живописец». О том, какие темы больше всего вдохновляли Маковского и где он искал сюжеты для своих полотен мы расскажем, исследуя пять ключевых работ художника.

Портрет пейзажиста Александра Попова

Константин Маковский. Портрет Николая Некрасова. 1856. Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова, Санкт-Петербург

Константин Маковский. Портрет Александра Попова. 1863. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Маковский. Портрет Ивана Айвазовского. 1887. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Астрахань

За свою жизнь Константин Маковский, как он говорил, написал «несметное количество портретов». Живописцу позировали его знаменитые современники — писатель Николай Некрасов, художник Иван Айвазовский, оперный певец Осип Петров. «Маковский имеет пропасть работ — портреты, но слишком шикарит, впрочем, у него такая публика — все князья да бароны», — писал художник Павел Джогин.

В 1863 году Константин Маковский написал портрет пейзажиста Александра Попова. В этой работе он использовал художественные приемы, которые потом станут его визитной карточкой. Он создает размытый фон и умышленно не прорабатывает детали — так глаза Александра Попова становятся композиционным центром картины. Неравномерная живописная фактура и приглушенная цветовая гамма делают портрет очень личным: кажется, что Маковский писал Попова в небольшой комнате при свете камина.

«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

Константин Маковский. Маленькие шарманщики у забора зимой. 1868. Частное собрание

Константин Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге (фрагмент). 1869. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Маковский. Селедочница. 1867. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1860-е годы художник обратился к жанровой живописи. На полотнах он изображал бытовые сюжеты («Разговоры по хозяйству»), сцены из жизни петербургской бедноты («Маленькие шарманщики у забора зимой», «Петербургский двор», «Селедочница»). Одной из самых известных картин этого периода стало полотно «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». В этой работе Константин Маковский сделал своеобразный социальный срез и показал, как петербуржцы проводят праздничный день. Здесь можно увидеть и продрогшего от холода артиста с кружкой горячего сбитня в руках, и малыша, закутанного поверх шубы и шапки в материнский платок, и богатую купеческую семью.

Работа выделялась своими внушительными размерами: ширина картины — более двух метров, а длина — более трех. Другие живописцы выбирали для бытовых изображений совсем небольшие форматы. За «Народное гулянье» Константин Маковский получил звание профессора Академии художеств.

«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков».

Читайте также:

  • Русские красавицы: купчихи и боярыни на картинах
  • 5 известных картин из собрания Самарского художественного музея
  • От Энгра до Мунка: 5 экспонатов Пушкинского музея и их история

«Дети, бегущие от грозы»

Константин Маковский. Крестьянские дети на отдыхе. 1875. Частное собрание

Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Маковский. Дети в поле. 1870-е. Частное собрание

В 1870 году Константин Маковский стал одним из основателей Товарищества передвижников. Ключевым постулатом передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Путешествуя по России и Украине, живописец наблюдал жизнь крестьян, собирал сюжеты для своих будущих полотен, делал наброски и этюды.

По легенде, с убегающей от грозы «Аленушкой» живописец познакомился в Тамбовской губернии. Она была в толпе крестьянских детей, которые наблюдали за работой художника. Маковский хотел написать ее портрет, но на следующий день девочка «на этюды» не пришла. Позже Маковскому рассказали, что малышка попала вместе со своим младшим братом под дождь и простудилась. Так у Маковского родилась идея полотна. Цветовые переходы от золотистой ржи к свинцовым тучам на горизонте Маковский создавал не только кистями, но и пальцами, вновь используя живописную фактуру как выразительное средство. «Дети, бегущие от грозы» попали в собрание картин семейства Нарышкиных, а сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.

«Перенесение священного ковра из Мекки в Каир»

Константин Маковский. Ковровая лавка в Каире. 1875. Частное собрание

Константин Маковский. Перенесение священного ковра в Каире (фрагмент). 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Маковский. Дервиши в Каире. 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1872 году Константин Маковский впервые побывал в Каире. Оттуда живописец привез множество этюдов, а позже написал целую галерею восточных полотен. Художник изображал жителей Каира, писал пейзажи и жанровые картины («Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Араб в чалме»). Его восточные сюжеты положили начало ориентализму — новому направлению в русской живописи, которое уже было популярно в Европе. После второго путешествия в Египет Константин Маковский написал полотно «Перенесение священного ковра в Каире».

В основу сюжета легла древняя мусульманская традиция. Каждый год лучшие мастера Египта ткали священный ковер, который в специальных носилках — махмале — торжественно доставляли в Мекку. Возвращаясь из паломничества, верующие получали фрагменты ткани, которые увозили домой как святыню.

Картина выставлялась в Париже, а позже ее приобрел наследник престола — будущий император Александр III. Сегодня она хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге.

«Русалки»

Константин Маковский. Счастливая Аркадия (фрагмент). 1890. Частное собрание

Константин Маковский. Русалки. 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Маковский. Демон и Тамара (фрагмент). 1889. Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов, Московская область

Начиная с середины 1870-х годов у Константина Маковского появляются новые художественные интересы. На смену психологическим и социальным картинам приходят другие сюжеты. Так, в 1879 году появляется полотно «Русалки». Вдохновение художник нашел в славянском фольклоре — на картине изображен один из дней Русальной недели, которая, по поверью, длится с 19 по 24 июня.

В русских сказаниях обнаженные русалки с распущенными волосами по ночам выходят из воды, раскачиваются на деревьях или водят хороводы. Героини Маковского, освещенные тусклым светом луны, больше похожи на ведьм, которые в мистической пляске растворяются в небе. Критики не обратили внимания на фольклорный сюжет картины и обсуждали в основном «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приемов». Говорят, что именно из-за «Русалок» Александр II впервые посетил выставку передвижников.

«Если кто из художников был популярен на Руси — то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем».

Теги:

ХудожникиЖивописьМузеиПубликации раздела Музеи

Маковский Владимир Егорович — биография и картины

   Маковский Владимир Егорович относился к художникам-передвижникам, известен картинами бытового жанра. Родился в 1846 году в Москве. Его отец, бухгалтер, был преданным поклонником искусства, а мать — певицей.

   Семья Маковских отличалась гостеприимством, их с удовольствием посещали известные музыканты, писатели, художники. Владимир с братьями и сестрой росли в обстановке благоприятной к творчеству. Первые уроки рисования мальчику преподавал В. А. Тропинин.

   В 15 лет юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния и закончил его с большой серебряной медалью. После этого Маковский отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через три года он получил золотую медаль.

   В 23 года художник женился на А. П. Герасимовой. У пары родилось двое мальчиков Александр и Константин. В будущем один станет живописцем, второй архитектором. Биография брата художника, Константина Егоровича, мы освещали тут.

   Чтобы прокормить семью, Маковскому приходилось много работать. Он брался за любые заказы: рисовал для полиграфических изданий, писал иконы, расписывал помещения.

   В 1872 году В. Маковский присоединился к товариществу художников-передвижников. Живописцы, вдохновленные идеями народничества, в своих работах поднимали острые социальные вопросы. В противовес официальному академизму передвижники продвигали реализм. Маковский активно участвовал в выставках товарищества и даже стал членом его правления.

   Картины Маковского пользовались большим успехом у публики. Его работы напоминают ранние рассказы А. П. Чехова — в одной кульминационной сцене он умудряется раскрыть характер героев, поведать их судьбу, а кое-что оставить на домысел зрителю. Одни сюжеты картин Маковского лиричны, другие трагичны, а третьи ироничны. Будучи внимательным наблюдателем, художник подмечал вокруг себя будущих героев своих произведений. Современники прекрасно понимали, что хочет до них донести автор, ведь сюжеты были продиктованы самой жизнью.

   За свою работу «Любители соловьиного пения» В. Маковский получил премию и удостоился звания академика. Эта картина выставлялась в Вене и имела большой успех.

   Художника волновали и политические процессы в стране. Он написал несколько картин на тему преследования революционеров-народников: «Вечеринки», «Ожидание», «Осужденный», «Оправданная», «Узник» и др. Эти работы вызвали большой резонанс в обществе.

   С 1882 году Маковский в течение 12 лет занимает должность старшего преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

   В 80-е годы художник обращается к злободневным темам: тяжелому положению крестьян и простого народа. Он пишет такие картины, как «Крах банка», «На бульваре», «За лекарством», «Ночлежный дом», «Свидание», «Посещение бедных» и др. Все эти работы без прикрас показывают жестокую действительность.

   Каждый год Маковский совершает поездки на Украину, в Крым, к Волге. Эти путешествия дарят ему новые впечатления и сюжеты. Особенно художника очаровала украинская природа и культура. Им созданы такие проникновенные картины, как «Мать и дочь», «Девушки, освещенные солнцем», «Проповедь в украинской церкви», «Девичник» и др.

   Занимался Владимир Егорович и иллюстрацией произведений Гоголя, Пушкина, Лермонтова. Его рисунки отличаются точной передачей характеров и эмоций героев. Особенно художнику нравились «Мертвые души» Гоголя. Он иллюстрировал их несколько раз.

   Маковский был большим любителем музыки. Особенной его любовью была скрипка. Он даже приобрел себе редкий инструмент производства Гварнери. Правда играл он только для себя и на домашних концертах.

   В 1894 В. Е. Маковский переехал в Санкт-Петербург. Ему предложили место преподавателя класса жанровой живописи в Академии художеств.

   В 1898 умирает жена художника Анна Петровна. Вскоре он женится еще раз на певице Ольге Андреевне Макаровой.

   Художник стал свидетелем трагических событий на Ходынском поле в 1896 года. Во время торжеств, посвященных коронации Николая II, в давке погибло много людей. Результатом этого стало написание картин «Ходынка» и «Ваганьковское кладбище», которые сразу стали запрещенными.

   Произвела на художника впечатление и революция 1905. Эти события нашли отражение в картинах «Допрос революционерки» и «09 января 1905 на Васильевском острове».

   После революции 1917 года Владимиру Егоровичу новые власти назначили пенсию, но художник продолжал работать, изображая реальность уже советской России.

Умер Маковский в 1920 году, оставив после себя богатое художественное наследие.

Портрет жены художника

  • Описание

Provenance
Частная коллекция, Европа
Продажа Blanchet & Joron-Derem, Париж, 10 ноября 2000 г., лот 63 7 Литература
C atalogue illustre officiel de l’exposition decennale des beax-arts , Paris 1900
L. Greder, Loisirs d’art: mélanges, la peinture étrangère à l’Exposition de 1900 , Paris, 1900
W. Salmond, R.E. Мартин, В. Цейслер, Константин Маковский: Царский художник в Америке и Париже , Хиллвуд, 2016, иллюстрировано

Константин Егорович Маковский (1839-1915) оставил значительное художественное наследие. Он работал как жанрист, был мастером исторической живописи, а также был искусным художником-пейзажистом. Однако особенно известен Маковский своими изящными женскими салонными портретами.

 

Маковский часто рисовал близких ему женщин. Он был трижды счастливо женат. Мария Алексеевна Матавтина (1869-1919) была его третьей женой. С ней художник познакомился в 1889 году в Париже, где у него была мастерская. В результате Маковский развелся со своей второй женой Юлией Павловной в 1892 году и женился повторно в 1898 году. Мария Алексеевна была моложе его на тридцать лет. С 1890-х годов любимой натурщицей художника была Мария Алексеевна. Ее портреты часто экспонировались на различных выставках. Она позировала для таких известных картин, как Ромео и Джульетта (1895 год, Одесский художественный музей) и Офелия .

 

Настоящий портрет Марии Матавтиной выполнен в лучших традициях классического формального европейского портрета, передающих стремление маэстро конкурировать со старыми мастерами. Не случайно современники сравнивали Маковского с Ван Дейком, а искусствоведы отмечали, что «краски его поют, как у Рубенса.

«Как пишет д-р Елена Нестерова, « его полотна… сочетали формальное и интимное, величественное и сентиментальное… [Они] отличались превосходной техникой, отличной детализацией (…) насыщенность и декоративность красок, свобода и энергия кисти ’ ( Константин Маковский , СПб, 2003, с. 268).

 

Женские портреты Маковского составляют совокупность прекрасной живописи, с прекрасным чувством деталей и их места в общей композиции произведения, богатством и орнаментальностью колорита, свободной и темпераментной манерой письма и эротизмом, не открыто, тем не менее выражалось в самой подаче образа. Всеми этими характеристиками в высшей степени обладает портрет третьей жены художника, Марии Матавтиной.

Вы ищете покупателя?

У нас есть активный и постоянный процесс приобретения.

Свяжитесь с нами

Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.

  • Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
  • Имя

    Первый Последние

  • Адрес электронной почты

Мы работаем только по предварительной записи. Чтобы договориться о просмотре, свяжитесь с нами.

М: +44 7866 638973
Т: +44 203 983 8383
[email protected]

Обрамление

John Davies Обрамление

John Davies Обрамление

John Davies Обрамление для исторических репродукций антикварных оправ 40 годы.

Страхование

Barta & Partner

Barta & Partner — это современный бизнес с традиционными ценностями, не имеющий себе равных в страховании предметов искусства и ценной частной собственности.

Доставка

Gander & White

Gander & White зарекомендовала себя как одна из ведущих компаний по доставке и установке, предоставляющая услуги арт-дилерам, частным коллекциям и музеям по всему миру.

Хранение

Gander & White

Хранилища изобразительного искусства Gander & White были спроектированы так, чтобы обеспечить надежную среду для защиты деликатных и ценных произведений искусства.

Реставрация

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, компетентные услуги по реставрации драгоценных и заветных картин, которые возвращают опыт их первоначальной красоты.

Уборка

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, компетентные услуги по чистке драгоценных и заветных картин, которые возвращают ощущение их первоначальной красоты.

Маковский Константин Егорович

Биография

Константин Егорович Маковский был влиятельным русским живописцем, входившим в группу «передвижников». Многие из его исторических картин, такие как

«Наряд русской невесты» (1889 г.), демонстрируют идеализированный взгляд на русскую жизнь прошлых веков. Его часто считают представителем салонного искусства.

Константин родился в Москве и был старшим сыном русского художественного деятеля и художника-любителя Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем Натуральный класс художественная школа, ставшая впоследствии знаменитым Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора стали известными живописцами, как и его не менее известный брат Владимир. Позже Константин писал: «За то, чем я стал, я думаю, я должен благодарить не Академию и не профессоров, а только отца». все доступные награды. Его учителями были А.М.И. Скотти, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко, все ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами, как Исцеление слепого (1860) и Агенты Лжедмитрия убивают сына Бориса Годунова (1862). В 1863 году Маковский вместе с другими 13 учениками, имевшими право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался рисовать на заданную тему скандинавской мифологии и вместо этого покинул Академию без официального диплома.

Маковский стал членом кооператива (артели) художников под руководством Ивана Крамского, типично создававших передвижнические картины на бытовую тематику ( Вдова 1865, Селедка 1867 и др.

). С 1870 года он был одним из учредителей Общества передвижных художественных выставок и продолжал работать над картинами, посвященными быту. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на Передвижных художественных выставках передвижников.

Значительное изменение в его стиле произошло после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х годов. Его интересы изменились с социальных и психологических проблем на художественные проблемы цвета и формы.

В 1880-х годах он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 года в Париже получил Большую золотую медаль за картины Смерть Ивана Грозного, Суд Париса и Демон и Тамара . Он был одним из самых уважаемых и высокооплачиваемых русских художников того времени. Многие демократические критики считали его ренегатом идеалов передвижников, создавая (как Генрик Семирадский) яркие, но поверхностные произведения, в то время как другие видят в нем предшественника русского импрессионизма.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *