Художник рокотов – Fedor Stepanovich Rokotov — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Портреты Фёдора Рокотова: lovers_of_art — LiveJournal

Портрет неизвестного - 1757.jpg

Фёдор Степанович Рокотов - Предположительный автопортрет - 1757


Фёдор Степанович Рокотов (1735, имение Воронцово - 1808, Москва) - русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения.

Сын крепостного, Федор Рокотов учился в петербургской Академии художеств (с 1760). С 1762 адъюнкт Академии художеств, с 1765 академик. Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII века. Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова, характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII века.



В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и другие), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью.

В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м годам.

Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов XVIII столетия. Редкий дар художника передавать "души изменчивой приметы", его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей, приходящих в наши музеи и выставочные залы. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.

Фёдор Рокотов - первый русский портретист
Лекция профессора Громова


Громов Николай Николаевич - кандидат искусствоведения, профессор кафедры литературы и искусства РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств), действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза художников Санкт-Петербурга.
1-Портрет Екатерины II - 1763.jpg

Портрет Екатерины II - 1763

2-Портрет великого князя Петра Федоровича - 1758.jpg

Портрет великого князя Петра Федоровича - 1758

3-Портрет Петра III.jpg

Портрет Петра III

5-Портрет великого князя Павла Петровича в детстве - 1761.jpg

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве - 1761

6-Портрет графа Г Г Орлова в латах - 1762-1763.jpg

Портрет графа Г. Г. Орлова в латах - 1762-1763

7-Портрет графа И Г Орлова - 1762-1765.jpg

Портрет графа И. Г. Орлова - 1762-1765

8-Портрет княгини Е Н Орловой - около 1779.jpg

Портрет княгини Е. Н. Орловой - около 1779

9-Портрет графа А И Воронцова - около 1765.jpg

Портрет графа А. И. Воронцова - около 1765

10-Портрет графа И И Воронцова - первая половина 1770-х.jpg

Портрет графа И.И. Воронцова - первая половина 1770-х

Портрет А М Писаревой рожденной Дурасовой - первая половина 1790-х.jpg

Портрет А. М. Писаревой рожденной Дурасовой - первая половина 1790-х

Портрет А М Римского-Корсакова - конец 1760-х.jpg

Портрет А. М. Римского-Корсакова - конец 1760-х

Портрет А П Струйской - 1772.jpg

Портрет А. П. Струйской - 1772

Портрет А П Сумарокова - около 1777.jpg

Портрет А. П. Сумарокова - около 1777

Портрет В А Обресковой - 1777.jpg

Портрет В. А. Обресковой - 1777

Портрет В Е Новосильцевой - 1780.jpg

Портрет В. Е. Новосильцевой - 1780

Портрет В Н Суровцевой - вторая половина 1780-х.jpg

Портрет В. Н. Суровцевой - вторая половина 1780-х

Портрет графини Е В Санти рожденной Лачиновой - 1785.jpg

Портрет графини Е. В. Санти, урожденной Лачиновой - 1785

Портрет князя Д М Голицына - 1760-е.jpg

Портрет князя Д. М. Голицына - 1760-е

Портрет князя И И Барятинского - начало 1780-х.jpg

Портрет князя И. И. Барятинского - начало 1780-х

Портрет П И Вырубова - около 1768.jpg

Портрет П. И. Вырубова - около 1768.

Портрет П Н Ланской - начало1790-х.jpg

Портрет П. Н. Ланской - начало1790-х

Портрет неизвестного в зеленом кафтане - 1770-е.jpg

Портрет неизвестного в зеленом кафтане - 1770-е

Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой - 1760-е.jpg

Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой - 1760-е

Портрет неизвестной в темно-красном платье - 1760-е.jpg

Портрет неизвестной в темно-красном платье - 1760-е

lovers-of-art.livejournal.com

РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Русский художник, один из ярчайших представителей портретной живописи второй половины XVIII века.

Биография

Федор Рокотов родился в имении князей Репниных Воронцово, происходил из крепостных крестьян, видимо, еще в юности получил вольную.

В 1755 году, благодаря И.И. Шувалову, оценившему талант юноши, Рокотов переехал в Петербург.  Здесь он окончил Сухопутный шляхетский корпус. Получив чин ротмистра, дававший дворянство, художник оставил службу. Также он учился в недавно созданной Академии художеств. В 1762 году Рокотов стал ее адъюнктом. В 1763 году молодой художник был приглашен в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II, который очень понравился императрице. В 1765 году Федор Степанович был удостоен звания академика.

В 1766 году он перебрался в Москву. Здесь Рокотов, помимо творчества, занимался педагогической деятельностью – он обучал живописи своих учеников. В 1772 году живописец стал одним из основателей Московского английского клуба. Будучи масоном, с 1774 года состоял в московской ложе «Клио». В 1781 году Рокотов купил участок земли на Старой Басманной улице, где затем возник его дом, здание которого сохранилось до наших дней.

Последние работы портретиста относятся к началу 1790-х годов. О последующих десятилетиях его жизни известно крайне мало. Так, в 1793 году он приобрел имение Аниково. Здесь Рокотов жил  в начале 1800-х, затем продал его. В 1806 году купил другое владение в Москве.  Художник скончался в декабре 1808 года. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря. Точное местонахождение его могилы неизвестно.

Творчество

С творчеством Ф.С. Рокотова наступает новый этап в отношении художников к человеческой личности. Его портреты отличаются человечностью и лирической глубиной, что до тех пор было несвойственно русской портретной живописи.

К 1750-м годам относится необычная для Рокотова картина – «Кабинет И.И. Шувалова» (1757) – чуть ли не первый интерьер  XVIII века. Сама картина не сохранилась и известна по копии, созданной учеником художника А. Зябловым в 1799 году. Рокотов тщательно воспроизвел всю обстановку кабинета, сумев при этом передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII века.

С началом 60-х годов к Рокотову приходит известность, у него много заказов. Например, в 1764 году он писал порядка 40 портретов.

Новаторский характер творчества Рокотова виден в портрете великого князя Павла Петровича, написанного им в 1761 году. Работа исполнена легко, художник не подчеркивает мелкие детали наружности Павла. Непоседливый и капризный на вид мальчик словно живет на портрете. Тона картины выполнены в теплой гамме золотистого и красного.

Портреты Рокотова 1760-х годов демонстрируют всю большую правдивость образов. К середине 60-х относится портрет поэта В.И. Майкова. Он очень экспрессивен. Жизнерадостный, энергичный и насмешливый Майков изображен со всей полнотой реалистичной убедительности. Портрет свидетельствует о жизненной зрелости его автора. Его живописные приемы смелы, композиция портрета предельно проста и сосредотачивает все внимание на сильном лице поэта.

В середине 1760-х годов Рокотов написал портреты неизвестной из семьи Воронцовых и неизвестного юноши. В них также проявилось стремление художника к материальности образа. В последующие годы Федор Степанович уже не подчеркивал так настойчиво физическую сторону облика, создавая тонкие одухотворенные портретные образы.

После переезда в Москву в 1766 году художественная деятельность Рокотова развернулась еще шире. Именно в Москве с конца 1760-х и до конца 1780-х годов он создал свои лучшие портреты. Они отличаются внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н.Е. Струйского (1772), неизвестного в треуголке (сейчас высказывается предположение, что это портрет самой Екатерины II в маскарадном костюме), А.И. Воронцова, неизвестной в розовом платье, посла в Константинополе А.М. Обрескова и др. художник запечатлел неповторимые особенности внутреннего склада этих людей. Лиризм образа человека в рокотовских портретах парой десятилетий раньше был почти незнаком русским портретистам.

В 1780-х годах Рокотов достигает особой поэтической одухотворенности своих произведений. Для их создания он использует тонкие композиционные и живописные средства. Портреты В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е), Е.В. Санти (1785) показывают увлекательный внутренний мир изображенных. Рокотов сильно освещает лица прямым светом, подчеркивая темные глаза и резко очерченные уголки губ, слегка согнутых в улыбке. Глаза и губы сосредотачивают в себе выражение душевного движения, они создают некоторую загадочность.

Для портретов 80-х годов Рокотов использует трудную овальную форму, подчиняя ей ритм произведения, он находит сложные цветовые сочетания. Портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева (конец 1780-х) принадлежат к поздним портретам художника. Они отличаются сложной и глубокой психологичностью.

Ф.С. Рокотов утвердил право портретного образа быть волнующим и притягательным в своей внутренней сути, без богатых аксессуаров, являвшихся неотъемлемой принадлежностью парадного портрета. 

w.histrf.ru

Художник Рокотов Федор Степанович.

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты. 
 
Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.

Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.
Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

«Портрет Александры Петровны Струйской»
1772 г.
Холст, масло 59,8 x 47,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва.“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.
 

«Портрет Александра Даниловича Меншикова»
1727 г
 

 

«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»
1780-е гг.
Холст, масло 67,5 x 52
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.
 

«Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»
1760-е
Холст, масло. 62.7 x 51.8 см
Государственная Третьяковская галерея
 

«Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»
1763г
 

«Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»
1760г
Холст, масло 60 x 47,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет неизвестной в красном платье»
1760г
 
Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.
Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.
Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.
 

«Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»
1760-e
 

«Портрет неизвестной в треуголке»
1770г
Холст, масло 58 x 47
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет неизвестной в розовом платье»
1770г
Холст, масло 58,8 x 46,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.
 

«Портрет неизвестной»
Холст, масло 57 х 46
Самарский областной художественный музей
Самара
 

«Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»
Конец 1760-х гг.
 

«Портрет Ивана Григориевича Орлова»
1762-1765г
Холст, масло 58,5 x 46,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
 

«Портрет Портрет А.И.Воронцова»
1765г
Холст, масло 55,8 x 46,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет И.И.Воронцова»
1765г

 

«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»
~1770г
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет Н.Е.Струйского»
1772
 

«Портрет Е.Н.Орловой»
1779г
 

«Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»
1780г
Холст, масло 70,5 x 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»
~ 1790г
Холст, масло 74 x 53 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет князя И.И.Барятинского»
Начало 1780-х.
 

«Портрет А.П.Кутайсовой»
Начало 1780-х
 

«Портрет А.Г.Бобринского в детстве»
1760-е
Холст, масло 59,5 x 47
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
 

«Портрет И.Н.Тютчева»
1768
Холст, масло 141,9 х 106,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет П.И.Вырубова»
1768
Холст, масло 138 х 106
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 

«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»
1785
Холст, масло 72,5 x 56 (овал)
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность.
 

«Портрет Петра III»
Холст, масло. 157 x 111 см
Нижегородский художественный музей
 

«Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»
Тверская областная картинная галерея
Тверь

«Портрет Екатерины II»
Конец 1770—1880-е гг.
 


«Портрет Екатерины II»
1763г
Холст, масло 155,5 x 139
Государственная Третьяковская галерея
Москва
 Портреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.
www.artsait.ru/art/r/rokotov/art1.php  http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=216403833&journalid=4284186&go=next&categ

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

Федор Рокотов: картины, портреты, биография

картина Рокотова

Портрет Петра III

Биография Рокотова

Федор Степанович Рокотов (1735, с. Воронцово, ныне в черте Москвы, — 12(24). 12.1808, Москва), русский живописец-портретист.

Сын крепостного. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг.; все — в Третьяковской галерее). Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Рокотова во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея; супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три — в Русском музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг.

Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей, приходящих в наши музеи и выставочные залы. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.
В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.

Портрет великого князя Петра Федоровича. 1758

Рокотов портреты

Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765

Рокотов портреты

Портрет Екатерины II. 1763

Рокотов портреты

Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е

Рокотов портреты

Портрет неизвестного. 1757

Рокотов портреты

Портрет П.Н. Ланской. Начало 1790-х

Рокотов портреты

Портрет П.И. Вырубова. Около 1768

Рокотов портреты

Портрет неизвестной в темно-красном платье. 1760-е

Рокотов портреты

Рокотов портреты

Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой. 1760-е

Рокотов портреты

Портрет неизвестного в треуголке. Начало 1770-х

Рокотов портреты

Портрет неизвестного в зеленом кафтане. 1770-е

Рокотов портреты

Портрет князя И.И. Барятинского. Начало 1780-х

Рокотов портреты

Портрет княгини Е.Н. Орловой. Около 1779

Рокотов портреты

Портрет графини Е.В. Санти, рожденной Лачиновой. 1785

Рокотов портреты

Портрет графа И.И. Воронцова. Первая половина 1770-х

Рокотов портреты

Портрет графа Г.Г. Орлова в латах. 1762-1763

Рокотов портреты

Портрет графа А.И. Воронцова. Около 1765

Рокотов портреты

Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761

Рокотов портреты

Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780-х

Рокотов портреты

Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780

Рокотов портреты

Портрет В.А. Обресковой. 1777

Рокотов портреты

Портрет А.П. Сумарокова. Около 1777

Рокотов портреты

Портрет А.П. Струйской. 1772

Рокотов портреты

Портрет А.М. Римского-Корсакова. Конец 1760-х

Рокотов портреты

Портрет А.М. Писаревой, рожденной Дурасовой. Первая половина 1790-х

Рокотов портреты

 

 

Последние материалы в этом разделе:

  • Павел Федотов. Автопортрет Творчество Павла Андреевича Федотова (1815-1852) Тридцать семь лет жизни ...

    2019-11-17

  • Нер, Арт ван дер (Neer, Aert van der) (1603/4 - 1677) Для истории европейской культуры Голландия XVII века — это не т...

    2019-11-08

  • Творчество Карла Гуна (1830—1877) Крамской Иван Николаевич. Портрет К.Ф.Гуна. 1878 В 1863 году в русской ху...

    2019-06-24

  • Ян Сиберехтс (1627—1700) Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших...

    2019-06-17

  • Кес  Ван Донген (1877—1968) Кес (Корнелис) Ван Донген, сын голландского пивовара, приехал в Париж в 1...

    2019-02-10

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

РОКОТОВ Фёдор Степанович - Галерея произведений (101 изображение).

Открыть доступ

Ф.С.РОКОТОВ

(1735(?) – 1808)

Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных отечественных портретистов восемнадцатого века. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей.

Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета,  художник шёл по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он один из первых из отечественных живописцев достиг европейского уровня мастерства.

В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.

Фёдор Степанович Рокотов родился предположительно в 1735 году в селе Воронцово Московской губернии. Происходил художник из семьи крепостных, принадлежавших князьям Репниным, но рано получил вольную. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Впервые его имя упоминается в 1757 году в письме М.В.Ломоносова к И.И.Шувалову с просьбой поручить Фёдору скопировать для мозаичной работы портрет императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 году по словесному приказанию И.И.Шувалова принят в Академию Художеств. Среди его наставников были Ротари и Токе.

В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. Художник имел в Петербурге свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисленные заказы. В 1765 году удостоен звания академика. Около 1767 переехал в Москву, работал по частным заказам, выполняя отдельные работы и по поручению Академии Художеств. В Москве Рокотов сначала снимал, а в 1785 году купил дом на Старой Басманной с мастерской во флигеле. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его, к сожалению, утеряна.

 

 

1. Рокотов Фёдор «Портрет неизвестного» 1757 Холст, масло 44,5х33,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Рокотов Фёдор «Портрет великого князя Петра Федоровича» 1758 Холст, масло 112,5х91 Государственная Третьяковская галерея 3. Рокотов Фёдор «Портрет императора Петра III» Холст, масло 157х111 Нижегородский государственный художественный музей 4. Рокотов Фёдор «Портрет императора Петра III» Холст, масло 58х47 Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ 5. Рокотов Фёдор «Портрет княжны Е.Б.Юсуповой» Конец 1750-х — начало 1760-х Холст, масло 57х44 Государственный Русский музей 6. Рокотов Фёдор «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» 1761 Холст, масло 58,5х47,5 Государственный Русский музей 7. Рокотов Фёдор «Портрет И.Л.Голенищева-Кутузова» Между 1762 и 1764 Холст, масло 57х45 Государственный Русский музей 8. Рокотов Фёдор «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах» 1762 — 1763 Холст, масло 96,9х75,8 Государственная Третьяковская галерея 9. Рокотов Фёдор «Портрет графа И.Г.Орлова» Между 1762 и 1765 Холст, масло 58,5х46,5 Государственный Русский музей 10. Рокотов Фёдор «Портрет графа И.Г.Орлова» Между 1762 и 1765 Холст, масло 59х47 Государственная Третьяковская галерея 11. Рокотов Фёдор «Портрет императрицы Екатерины II» 1763 Холст, масло 59,5х46,9 Государственная Третьяковская галерея 12.. Рокотов Фёдор «Портрет императрицы Екатерины II» 1763 Холст, масло 155,5х139 Государственная Третьяковская галерея 13. Рокотов Фёдор «Портрет А.Г.Бобринского в детстве» Середина 1760-х Холст, масло 59,5х47 Государственный Русский музей 14. Рокотов Фёдор «Венера, Амур и Сатир» Между 1767 и 1773 Холст, масло 95,5х144,5 Государственный Русский музей 15. Рокотов Фёдор «Портрет князя С.В.Гагарина» Не позднее 1768 Холст, масло 141х106 Государственный Русский музей 16. Рокотов Фёдор «Портрет неизвестной в тёмно-красном платье» 1760-е Холст, масло 64х48,3 Государственная Третьяковская галерея 17. Рокотов Фёдор «Портрет обер-камергера, генерал-аншефа, сенатора графа П.Б.Шереметева» Холст, масло 59х46,5 Астраханская государственная картинная галерея 18. Рокотов Фёдор «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой» 1760-е Холст, масло 58,3х45,7 Государственная Третьяковская галерея 19. Рокотов Фёдор «Портрет В.П.Лачинова» 1760-е Холст, масло 60х47 Самарский областной художественный музей 20. Рокотов Фёдор «Портрет князя Д.М.Голицына» 1760-е Холст, масло 62,7х51,8 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6

cultobzor.ru

Картины Рокотова | andrey-eltsov.ru

На странице представлены картины Рокотова Фёдора Степановича, все из которых являются портретами. Специалисты по живописи обычно отделяют портреты от картин, но обычный зритель разницы не видит и запрашивает чаще всего картины. Мы также  портреты Рокотова будем называть картинами.

Тем не менее, почти все работы Рокотова портреты, в которых реализм естественно сочетается с передачей внутреннего субъективного содержания персонажа. Как говорили о нём современники художник не только передавал «вид лица», но и умел показать «нежность сердца».

Далее следуют фото с названиями и описаниями картин (портретов) Рокотова.

Портрет неизвестного в треуголке. Рокотов.

 

Одна из самых популярных и загадочных картин (портретов) Рокотова. Кто на ней изображён?

Кто-то считает, что это сын Екатерины II и графа Г. Г. Орлова Бобринский. Другие полагают, что лицо вообще женское. Костюм только мужской надет. Загадочный портрет.

Картины Рокотова загадочные.

На фото портрет Екатерины II. Рокотов.

Портрет был написан в 1763 году. Именно в этот год и вступила на престол Екатерина II. Сама императрица находила этот портрет свой самым удачным из всех её портретов.

Портрет неизвестной в розовом платье. Рокотов.

Тёплый и доверчивый взгляд у девушки и милая у неё улыбка.

Очаровательный портрет. Картины Рокотова наполнены интимным очарованием.

На фото портрет Струйской.

У Рокотова много женских портретов. На них удивительно живые и загадочные женские глаза.

Картины Рокотова нежные!

На фото портрет Суровцева.

Грустные и напряжённые  глаза.

Картины Рокотова одухотворённые!

Портрет Вырубова. На всех портретах глаза одухотворённые!

Картины Рокотова наполнены теплом и светом!

На фото портрет Василия Майкова.

Поэт-сатирик Майков был остроумный и злой на язык человек.

Взгляд надменный и насмешливый на портрете.

Портрет А. С. Тулиновой

На фото портрет Тютчева

На фото портрет Петра III. Недолго правил.

Портрет неизвестного. Рокотов.

На фото портрет графа Г.Г. Орлова в латах. Известный был и влиятельный фаворит Екатерины II.

У В. Пикуля об этом интересно и подробно написано.

На фото портрет великого князя Петра Федоровича

Портрет графа А. И. Воронцова.

Взгляд молодого графа Воронцова полон ума и грусти. Только губы в улыбке.

Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной

Портрет неизвестной. Рокотов.

 

Портрет Лачинова

Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой.

Много у Рокотова неизвестных женщин с прекрасными и одухотворёнными лицами.

Картины Рокотова одухотворённые!

Это может Вас заинтересовать :

andrey-eltsov.ru

Фёдор Степанович Рокотов - биография и картины

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?


   Эти строки написаны Николаем Заболоцким на портрет Струйской кисти Федора Степановича Рокотова. Во время создания шедевра он был уже сформировавшимся талантливым мастером со своим неповторимым и узнаваемым почерком. Но ранние годы его жизни скрыты туманом прошедших лет, так как точных документальных данных почти не сохранилось.

   Родился будущий художник в Воронцово — имении князей Репниных. Никаких сведений указывающих на его происхождение нет. Однако, есть предположения, что он учился в Сухопутном Шляхетском корпусе параллельно с обучением в Академии художеств. Он вышел в отставку, получив чин ротмистра, дававшего право на получение дворянства.

   Буквально с первых опытов в живописи мастер определился с направлением своего творчества — портретом. Первоначально его работы были достаточно простыми и ничем особенным не выделялись, но его будущее как великого портретиста было еще впереди.

   После окончания Академии он стал преподавать там же, а в 1763 году создал настолько удачный коронационный портрет императрицы Екатерины II, что по ее указу все последующие изображения должны были опираться на его произведение. Однако даже после получения звания академика у художника не было возможности продолжать деятельность портретиста, так как это запрещалось руководством Академии. Во многом из-за этого он был вынужден переехать в Москву.

   Московский период творчества живописца принес ему огромное количество заказов и невероятную популярность. Примерно за 30 мастер создал множество семейных портретов, в которых проявились основные черты творчества художника — повышенное внимание к чертам лица и характера персонажа, а не к антуражу.

   Есть предположение, что Рокотов входил в масонское братство и живо интересовался политическими событиями. Собственной семьи у него не было, но он сумел выкупить племянников из крепостного рабства и сделал их своими наследниками.

   За годы своего творчества мастер создал множество портретов, наиболее ценными с художественной точки зрения из которых были те, которые отличались особой «рокотовской» дымкой. После 80-х годов эта особенность в его работах постепенно исчезает, а художник начинает больше внимания уделять мелким деталям и тонкостям нарядов и обстановки.

   После того, как в Москве были ликвидированы масонские общества и с падением зрения художника, изменяется и колорит его полотен. Из них уходит та красочность и тонкие переливы, которые были так характерны для его работ.

   Есть предположения, что в последние годы мастер работал с группой учеников, что объясняет большое количество неподписанных полотен в стиле художника. Так как он был необычайно моден в высшем обществе, ему подражали и пытались скопировать его оригинальную манеру письма. Однако мастер оставил много портретов, безусловно подтверждающих его авторство и создавших ему бессмертную славу. Один из них, и, пожалуй, самый известный — это портрет Струйской, поражающий нас живостью изображения этой юной женщины и особой атмосферой, окружающей ее облик.

muzei-mira.com

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *