Юсуповы потомки в наше время: Кто и за что проклял род богатейших князей Юсуповых и как живут их потомки в наши дни

Потомки Сююмбике всегда помнят о своих татарских корнях

в Новости, Слайдер, Национальная жизнь, Культура, Главные новости, 22.10.2020 0 1,618

Альфия Рахматулина родилась в Оренбуржье, всю сознательную жизнь живет в Санкт-Петербурге. Духовный меценат. Автор многочисленных историко-культурных, просветительских проектов, посвященных царице Сююмбике, Гавриилу Державину, Александру Пушкину, Боратынским, Габдулле Тукаю, цесаревичу Алексею, Льву Гумилеву, Федору Шаляпину.

Ксения Николаевна Сфири родилась в 1942 году в Италии, затем с родителями переехала в Грецию, в Афины. Она представительница сразу двух знаменитых аристократических фамилий – Шереметевых и Юсуповых. Юсуповы женились на представителях самых знатных дворянских родов. В начале XX века ее дед Феликс Феликсович Юсупов женился на великой княжне, племяннице императора Николая II Ирине Александровне Романовой – так Юсуповы породнились с королевскими дворами Европы. Ксения Сфири, в жилах которой текла романовская кровь, была одной из тех, у кого в свое время брали кровь на анализ ДНК, когда велись работы по идентификации царских останков.

В молодости Ксения полюбила греческого парня Илиаса Сфири. Она успела представить жениха своему деду Феликсу Юсупову. Юсупов умер в Париже в 1967 году в возрасте 80 лет, немного не дожив до рождения правнучки Татьяны, которая появилась на свет в 1968 году. У Татьяны две дочки – 16-летняя Марилья и 14-летняя Ясмин-Ксения. Сегодня род Юсуповых продолжается по женской линии. Семья Сфири живет на две страны: Франция и Греция.

В 2000 году указом Президента РФ Ксении Николаевне Юсуповой-Шереметевой, в замужестве Сфири, в ответ на ее просьбу было предоставлено российское гражданство.

Именно Альфия Бахитжановна стала инициатором и организатором приезда в 2009 году в Татарстан Ксении Николаевны Юсуповой-Шереметевой-Сфири — внучки князя Феликса Юсупова. Тысячелетняя история знатного российского дворянского рода Юсуповых уходит корнями в Средневековье. Об этом говорят не только семейные предания, но и древние фамильные документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Среди них «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира», датированная 1602 годом. Во время дружеского чаепития мы беседовали о том, как иногда неожиданно переплетаются история и современность.

Потомки Сююмбике: возвращение на историческую родину

— Альфия Бахитжановна, как вам удалось познакомиться с Ксенией Сфири?

— В марте 2009 года в Юсуповском дворце Санкт-Петербурга я делала красивое событие, посвященное казанской царице Сююмбике. Тогда еще не знала, что в Европе живет внучка князя Феликса Феликсовича Юсупова, но именно это событие познакомило меня с Ксенией Николаевной. Позвонила ей, мы поговорили о легендарной царице Сумбеке (так они называют ее в семье), и я пригласила ее в Казань. И представляете, она приняла приглашение от абсолютно незнакомого ей человека! Удивительно, но все так и было. Не прошло и двух месяцев и ее первый визит в Казань состоялся.

В мае 2009 года мы встретили Ксению Николаевну в Санкт-Петербурге, потом поехали в Татарстан. Она захотела поехать на поезде, чтобы увидеть Россию. В Казани встретили очень гостеприимно. В Национальном музее Республики Татарстан в честь ее визита открылась выставка «История рода князей Юсуповых. Казань — Петербург — Париж». В 2012 году она еще раз приезжала в Татарстан, и мы побывали в Елабуге.

— Какова в общении представительница влиятельного рода Юсуповых?

— В Ксении Николаевне есть удивительное обаяние, царственная простота, внутреннее достоинство, уважительное отношение к каждому человеку. Если она с вами познакомится и вы встретитесь через несколько лет, то обратится к вам по имени. Приятно удивило, что, живя в Европе, она прекрасно говорит на русском языке.

В Казанском кремле Ксения Николаевна первым делом заказала поминальный молебен в мечети Кул Шариф за всех мусульман и в Благовещенском соборе — за всех христиан. Это тоже многое говорит о человеке.

Ксения Николаевна призналась, что приезд в Казань для нее действительно был значимым событием. Она всегда помнит о своих татарских корнях и в Казани почувствовала это особенно сильно. В то время ее внучки Марилья и Ясмин-Ксения были еще маленькие, сейчас девочки повзрослели, и Ксения Николаевна мечтает привезти их в Казань, на историческую родину предков.

Памятник казанской царице установят в Касимове

— В прошлом году в Казани проводили конкурс проектов памятника Сююмбике, который вызвал неоднозначную реакцию в обществе…

— Самый лучший памятник казанской царице в Казани уже есть — это башня Сююмбике в Казанском кремле. Это символ, намоленный веками.

Моя мечта, чтобы памятник Сююмбике появился в городе Касимове Рязанской области, где она провела последние трагические годы своей жизни.

Когда думаешь об этом, то понимаешь, что каждый скульптор стремится воплотить в образе Сююмбике образ реальной женщины — своей жены, музы. Для меня это недопустимо. Мы пересмотрели много проектов и решили создать свой памятник казанской царице. В нашу творческую группу вошли руководитель Региональной национально-культурной автономии татар Рязанской области Ильдар Бикуев, его заместитель Айдар Исмагилов, скульптор из Санкт-Петербурга Вениамин Сидоренко, московский скульптор Андрей Губко. Нашим консультантом стал известный ученый, доктор исторических наук, академик Академии наук РТ Индус Тагиров.

Образ Сююмбике получился собирательным. Он был создан на основе миниатюры хана Юсуфа, которая хранится в подмосковном Музее-усадьбе «Архангельское».

— Что известно о том, как Сююмбике жила в Касимове, где похоронена?

— После смерти мужа Сафа-Гирея Сююмбике правила Казанским ханством три года — с 1549 по 1551-ый.

После захвата Казани войсками Ивана Грозного царица Сююмбике вместе с сыном была выдана русскому царю. Позже ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Там, в Касимове, не дожив и до 40 лет, она умерла. Это исторические факты. Место захоронения Сююмбике не установлено. Легенда гласит, что над ее могилой осыпают свои цветы черемуха и шиповник. Об этом говорится в книге «История рода князей Юсуповых». Двухтомное исследование на основе архивных документов было написано князем Николаем Юсуповым в 1861–1862 годы. Эта книга, которая хранится в «Архангельском», была привезена главным хранителем музея Людмилой Гриневой в Касимов на научную конференцию, посвященную Сююмбике. Когда мы ехали из Москвы в Касимов, я вдруг поняла, что много лет назад Сююмбике тоже везли по этой дороге…

Сейчас территория небольшого парка, где будет установлен памятник, облагорожена, там поставили фонари, скамейки, посадили деревья. Если все будет хорошо, планируем открыть памятник в начале лета следующего года.

Прыжок, которого не было

— Всем известно, что Сююмбике не бросалась с башни. Но почему-то эта красивая, трагическая легенда живет и продолжает жить…

— Сююмбике для татарского народа — олицетворение свободы, несгибаемости, силы воли. В народной памяти царица Казанская осталась человеком, который, несмотря ни на что, не покорился врагу, сохранил свою внутреннюю свободу, веру. Прыжок с башни — это символ полета, освобождения. Образ действительно красивый, поэтический и очень точный.

— Альфия Бахитжановна, какие проекты планируете провести в Казани?

— Совместно с Музеем-усадьбой «Архангельское» готовим для Казани выставку «Князья Юсуповы. Дворянский род в истории России». Это будет изумительная выставка по своему наполнению. Для меня станет большим счастьем, если уникальные миниатюры хана Юсуфа, казанской царицы Сююмбике и представителей знатного рода князей Юсуповых окажутся на казанской земле. Дирекция Музея-усадьбы «Архангельское» в лице Вадима Задорожного, Амуланги Учуровой с большой сердечностью отнеслись к самой идее выставки. Понимая историческую значимость этого события, музей готов финансировать выставочный проект и привезти лучшие экспонаты на казанскую землю, чтобы достойно представить казанцам и гостям города уникальные реликвии, которые бережно сохраняются все эти годы. И кто знает, может быть, на этом перекрестке судьбы, где пересекутся история и современность, мы с вами еще раз встретимся с Ксенией Николаевной Юсуповой-Шереметевой-Сфири, а может быть, и со всей ее семьей.

Ольга ИВАНЫЧЕВА

kazved.ru

Потомок Юсуповых-Сумароковых-Эльстонов выступил в «Геликон-опере»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

20. 02.2017 13:59

Поделиться

Потомок семьи Юсуповых — Сумароковых-Эльстонов выступил в «Геликон-опере»

Ирина Муравьева

Визит в Россию известного австралийского дирижера Александра Бригера был приурочен к 100-летию Февральской революции. По приглашению Дмитрия Бертмана потомок знаменитой фамилии, к которой принадлежали Феликс Юсупов, великие теннисисты графы Павел и Михаил Сумароковы-Эльстоны, царские генералы, музыканты, даже прослеживалась связь с императором Фридрихом Вильгельмом IV, приехал в Россию, чтобы продирижировать оперой «Распутин» Джея Риза в «Геликон-опере». О том, как прошла эта встреча с исторической родиной, Александр Бригер рассказал в интервью «РГ».

У вас был необычный дебют в России: вы дирижировали оперой, где на сцене был князь Феликс Юсупов, с именем которого связан ваш род?

Александр Биргер: Все, что происходило сейчас со мной, невероятно. Я всю жизнь мечтал попасть в Россию. Уехал из Австралии учиться в Германию, и моя карьера развивалась уже в Европе: я выступал с оркестрами Швеции, Дании, Берлина, Вены, Лондона, Парижа.

Но в сознании постоянно крутилась мысль об огромной стране — России. Я все время повторял: я русский! Меня не понимали, ведь я даже не говорю по-русски. Но я чувствовал, что это так, особенно, когда дирижировал музыку Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Мясковского. Однажды в Торонто мы встретились на постановке оперы «Записки из мертвого дома» по Достоевскому с потрясающим режиссером Дмитрием Бертманом. Я рассказал ему про свой русский род. И он тут же пригласил меня в Москву продирижировать в «Геликон-опере» спектакль, который он собирался ставить — «Распутин». В тот момент у меня не получилось приехать. А теперь, когда он связался со мной по фейсбуку, я отменил все и приехал. И я сразу влюбился в Россию, в «Геликон», в людей, во все, что здесь происходит.

Что вас так поразило?

Александр Бригер: Я почувствовал себя здесь дома. Я ехал из аэропорта ночью в машине, видел Кремль, Дмитрий Бертман возил меня в Петербург, мы были в Юсуповском дворце, на могилах русских композиторов. У меня столько чувств проснулось от этого.

И я все время думал: где мой отец? Как бы я хотел, чтобы он был здесь со мной! Но он умер. Он был мэром Сиднея и архитектором. Родился во Франции, но всегда считал себя русским. Его лучшим другом был наследник царского престола Михаил Романов. Как и мой отец, он приехал в Австралию после Второй мировой войны и часто приходил в наш дом, расположенный недалеко от Сиднейской гавани. В доме было много вещей в русском стиле — русский ковер, самовары, книги на русском языке. Отец и Михаил Романов разговаривали между собой по-русски. Я тогда не понимал еще ценности этих мгновений. Но у отца была мечта, чтобы я попал в Россию. Сам он приезжал в Москву в составе делегации Сиднейского правительства. Никто из его окружения не знал тогда его историю, и когда он заговорил по-русски, все были потрясены. Очень жалею, что он не говорил по-русски со мной. Русский должен быть моим родным языком.

У вас необычная история рода, причем с обеих сторон.

Александр Бригер: Да, все идет от отца — Андрея Владимировича. Его мать была Зинаида Сумарокова-Эльстон, кузина Феликса Юсупова. Она вышла замуж за пианиста Владимира Бригера, сына адмирала Николая Бригера, и они жили с Юсуповыми в Париже. А сестра Владимира Бригера — Надежда была, к слову, женой Николая Легата, знаменитого артиста и педагога Мариинского театра. Среди его учеников и партнеров были Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский. В моем архиве есть еще один интересный факт из семейной истории: фото, где мой отец и королева Англии Елизавета играют детьми в Виндзорском дворце. Отец Елизаветы король Георг VI пригласил Феликса Юсупова с семьей посетить королевский дворец.

Наверное, все это и объясняет, почему, когда я дирижирую русской музыкой, я чувствую в ней больше, чем музыку, я ощущаю через нее свою кровь, историю семьи.

В «Геликоне» вы дирижировали оперой «Распутин», написанной американским композитором. Как вы воспринимали его трактовку исторических событий и образ Юсупова-трансвестита?

Александр Бригер: Я об этом думал. Но у меня возникает вопрос: а где русские современные композиторы? Почему я дирижировал американским композитором? Почему никто из русских не написал такую оперу? Вы постоянно ставите «Бориса Годунова», Чайковского или «Любовь к трем апельсинам». Но где современные русские композиторы? Поэтому я могу только радоваться, что американец Джей Риз написал такую оперу, а Дмитрий Бертман поставил ее, причем не на английском, а на русском языке.

Что касается образа Юсупова, то сначала я был разочарован, что в опере отображается именно это качество Юсупова. Я даже говорил по телефону с моей мамой, знавшей Юсупова лично, и она сказала, что он действительно был таким, ему действительно нравилось одеваться в женскую одежду, в короткие юбки.

Кстати, в вашем роду есть еще одна интересная ветвь — Айсик Нейсон, который общался с лордом Байроном, был первым австралийским композитором и написал первую австралийскую оперу «Дон Хуан в Австрии». Вы исполнили эту оперу?

Александр Бригер: Да! Айсик Нейсон — мой далекий пра-прадедушка. Он родился в Англии, был композитором, известным королевской семье. Однажды король Эдуард, отец королевы Виктории, попросил его поехать в Польшу со шпионским заданием. Пообещал ему хорошо заплатить. Айсик выполнил задание, а когда вернулся в Лондон, на троне была уже королева Виктория. Он пришел к ней, чтобы получить свой гонорар. На Виктория сказала ему: я не знаю, кто вы такой, уходите! Из-за больших долгов он был вынужден уехать подальше от Лондона: сел на корабль со своей женой и поехал в Австралию. Там он стал первым австралийским композитором и сочинил первую австралийскую оперу, которой я действительно дирижировал в концертной версии и записал ее.

Она ведь никогда не ставилась со времен своей премьеры?

Александр Бригер: Да, мы нашли ноты в Национальной библиотеке в Сиднее, но оказалось, что там нет оркестровки, а есть только указания — флейта, кларнет и т.д. Мой дядя, известный дирижер сэр Чарльз Маккеррас оркестровал эту оперу так замечательно, что сейчас она звучит как Моцарт или Россини.

Вы были в постоянном контакте с сэром Маккеррасом, но вашим учителем был еще и Пьер Булез?

Александр Бригер: Я не был его учеником в том смысле, что дирижеры никогда не садятся рядом и не говорят: ты должен то-то и то-то. Но я учился у Булеза в 2000-м году: мы три недели выступали с его ансамблем современной музыки на фестивале в Экс-ан-Провансе. У нас был замечательный контакт, мы поехали потом с концертами по городам Франции. А дальше уже моя карьера пошла хорошо.

Вся ваша карьера состоялась в мире, но не в Австралии. Только несколько лет назад у вас появился в Сиднее свой оркестр — Австралийский Всемирный оркестр.

Александр Бригер: АWO — это оркестр моей мечты, собравший лучших австралийских музыкантов, которые играют в великих оркестрах мира — Берлинской филармонии, Венской филармонии, Лондонском симфоническом, Чикагском симфоническом и других. Впервые мы выступили в 2011 году и с тех пор собираемся раз в год на семь дней и готовим программу из знаменитых произведений. С АWO  выступили уже Зубин Мета, Саймон Рэттл, Риккардо Мути. Все они сказали, что это один из самых лучших оркестров на земле.

Мне бы очень хотелось привезти этот оркестр в Россию, пригласить продирижировать им Валерия Гергиева, выступить в Москве, в Петербурге, в других городах. Ему бы это было интересно. Я мечтаю также о новой постановке с Дмитрием Бертманом в «Геликон-опере». И еще мы встретились с Владимиром Федосеевым — одним из величайших дирижеров современности не только в России, но во всем мире. Федосеев приходил на спектакль «Распутин» и потом пригласил меня продирижировать Пятую симфонию Чайковского с Большим симфоническим оркестром. Я теперь буду жить мечтой о России: вернуться сюда, исполнить русскую музыку с русскими музыкантами. Мое сердце осталось здесь.

Справка «РГ»

Александр Бригер родился в 1969 году в Сиднее. Победитель Международного конкурса дирижеров в Праге (1993). Учился у сэра Чарльза Маккерраса и Пьера Булеза.

Работал в оперных постановках в Английской национальной опере, на фестивале в Экс-ан-Провансе, в Канадской опере, Датской королевской опере, Королевском оперном театре Швеции, в «Комише опер» и др. Выступал с Роттердамским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Шведского радио, Филармоническим оркестром Радио Франции, Национальным оркестром Капитолия Тулузы, оркестром Академии Святого Мартина в полях, Зальцбургской Камератой, Лондонским Симфоническим и Филармоническим оркестрами другими.

В 2010 году Александр Бригер основал австралийский Всемирный оркестр (AWO).

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Российская газета — Федеральный выпуск: №38(7204)

Поделиться

КлассикаГид-паркКлассика с Ириной Муравьевой

Феликс Юсупов и княгиня Ирина: любовь, богатство и эмиграция

Князь Феликс Юсупов и княгиня Ирина Александровна вошли в историю как блестящий пример замечательного взаимопонимания, верности и любви. Племянница императора Николая II и наследница богатейшего рода Российской империи вместе прошли через нешуточные испытания: столкновения с маститыми деятелями и общественным мнением, заговор против Распутина, революцию и трудную эмиграцию в Европу. Их история поразительно похожа на приключенческий роман — вместе они пережили полвека невероятных взлетов и падений. Журнал «Афиша.Лондон» вспоминает об основных вехах жизни Юсуповых, времени их изгнания и неизменном присутствии Лондона в их судьбе.

Династия Юсуповых считается одной из самых богатых и влиятельных семей Российской империи. Роскошь, в которой они жили, могла соперничать с богатством самого императора: в их владениях были редкие драгоценности, картины Рембрандта, Лоррена и Буше, 57 дворцов и частные земли по всей стране, но их родовые поместья в Санкт-Петербурге и Крыму играли не последнюю роль. самые главные роли в жизни Феликса и Ирины.

 


Ранние годы князя Юсупова

Утонченный, находчивый и красивый Феликс Феликсович Юсупов — истинный потомок дворянского дома и единственный наследник многомиллионного состояния — родился 23 марта 1887 года в атмосфере всеобщего признания и процветание. Баловень судьбы и неутомимый художник, Феликс обожал шалости и маскарады, переодевался в женское платье и легко одурачил офицеров и кавалеров, появляясь на публике в легкомысленных пышных горжетках и пайетках и порождая водоворот сплетен вокруг своей и без того яркой персоны.

Эпоха благоволила Юсупову, в начале 20 века Петербург был полон костюмированных балов, для которых князь с удовольствием выбирал изысканные наряды.

 

Феликс Юсупов во фраке (1902-1903). Фото: Музей-усадьба Архангельское
Портрет Феликса Юсупова работы Валентина Серова (1903).

 

Но все изменилось в 1908 году: старший брат Феликса и соучастник всех его лихих проделок Николай был убит на дуэли, что стало страшным испытанием для всей семьи. Любовь и забота скорбящей матери Зинаиды Николаевны мгновенно обрушились на ее единственного оставшегося сына, который и сам рос беспокойным. В своих мемуарах князь потом напишет о том, как, находясь в полном смятении, он занимался благотворительностью и скитался по трущобам, помогая бедным и больным, и как, оглядывая бескрайние родовые земли, думал о будущее с полной меланхолией.

 

Феликс Юсупов позирует Валентину Серову со своим французским бульдогом Клоуном (1903).

 


Молодой Феликс Юсупов в Оксфорде

Феликса спас совет учиться в Оксфорде, поэтому он сразу же отправился в Англию, чтобы изучить эту возможность. В Лондоне принц остановился в ныне разрушенном отеле «Карлтон», а затем отправился прямо к вице-канцлеру Оксфордского университета, чтобы воочию увидеть знаменитое заведение и забронировать комнаты для учебы. Город очаровал его, вспоминал он позже: «Многочисленные колледжи — все бывшие монастыри с высокими стенами и роскошными парками. Из века в век, сменяя друг друга, поколения студентов поддерживают в этих древних стенах дух вечной молодости. Я бы уехал из Оксфорда в слезах, если бы не знал, что очень скоро вернусь». В 1909, князь Юсупов приехал в Англию студентом и до 1912 года учился в Оксфордском университете.

 

Феликс Юсупов в боярском костюме на балу в Королевском Альберт-Холле (1912 год).

 

Студенческая жизнь помогала принцу дышать; он с удовольствием знакомился с молодежью разных национальностей со всего мира. Люди привлекали князя гораздо больше, чем учеба. На первом курсе он основал Русское общество Оксфордского университета, которое существует и сегодня — эта организация поддерживает русских студентов и распространяет информацию о русской культуре. Проведя год в студенческих комнатах, принц стал снимать квартиру в городе и вернул себе былую славу плейбоя: фортепианные концерты и вечеринки были в его доме постоянным присутствием, а попугайка Мэри истошно кричала в коридоре и Пунш бульдог бегал вокруг.

 

Бархатный кафтан из золотой парчи с вышивкой, золотыми и серебряными нитями и бриллиантами. Сделано на заказ Феликсу Юсупову в Санкт-Петербурге для костюмированного бала в Королевском Альберт-Холле в 1912 году. Фото: Hermitage Fine Art
Сапоги из разноцветной кожи, которые шили вместе с кафтаном. Фото: Hermitage Fine Art

 

Феликс начал посещать балы и маскарады в Париже и Лондоне. После костюмированного бала в Королевском Альберт-Холле, где принц произвел фурор эффектным парчовым кафтаном XVI века, он привлек внимание всех лондонских газет. В Королевской опере Юсупов наслаждался выступлениями балетной труппы Сергея Дягилева и знал многих артистов лично, а его дружба со знаменитой «русской лебедью» Анной Павловой носила доверительный характер — двух прекрасно понимающих друг друга людей. Однако главное сокровище ждало Феликса еще в России. В один из приездов Феликса на родину принц познакомился со своей будущей женой и был пленен ее спокойствием и нежной, немного трагичной красотой.

 

Феликс Юсупов и принц Греции и Дании Кристофер на балу в Королевском Альберт-Холле.

 


Начало необыкновенного романа, длившегося полвека

Словно в противовес бурному темпераменту Феликса, Ирина Романова была девушкой крайне замкнутой и молчаливой, хотя благородное происхождение и общепризнанная красота одарили ее многочисленными привилегии в аристократическом обществе. Историки считают, что застенчивость девушки происходила от непростых отношений между ее родителями: великой княгиней Ксенией Александровной, дочерью Александра III, и великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Ирина родилась 3 июля 189 г.5 и стала их первой и единственной дочерью: позже у княжеской четы родилось еще и шестеро сыновей. Задолго до рождения последнего сына супруги начали ссориться и переключились на скандальный образ жизни, даже не пытаясь скрывать свои внебрачные связи. Ирине это было противно, отчего страдала ее тонкая и чувствительная натура. Княгиня хотела подчеркнуть свое духовное благородство и стать для кого-то тихой гаванью в этом мире человеческих страстей и пороков. Именно такого человека она увидела в Феликсе, в которого влюбилась.

 

Ирина Александровна Романова.
Феликс и Ирина Юсуповы (1914).

 

Юсупов ухаживал за ней красиво, вел себя сдержанно и благородно, понимая, что претендует на руку принцессы из императорской семьи. Молодому князю пришлось бороться за любовь девушки: бабушка Ирины, императрица Мария Федоровна, была против их помолвки; к тому же репутация Юсупова говорила не в его пользу. Однако, несмотря на все препятствия, в 1913 марта молодые обручились и 22 февраля 1914 года в часовне Аничкова дворца в Санкт-Петербурге отпраздновали пышную свадьбу с тысячей гостей. Молодоженов благословляли Николай II и Мария Федоровна, а роскошный Юсуповский дворец на Мойке уже ждал их: для счастливой пары был приготовлен целый флигель с изысканной антикварной мебелью, золотой посудой и вазами, усыпанными драгоценными камнями. . Увы, свадьба Юсуповых стала последним торжественным событием для семьи Романовых.

 


Вынужденный бегство в Европу

В марте 1915 года у супругов родилась дочь Ирина, и, несмотря на события Первой мировой войны, им удалось вести размеренную жизнь и воспитать малыша, пока принц получил военное образование. Богатство семьи позволяло им наблюдать за войной со стороны и помогать стране материально — Юсуповы содержали две больницы и санаторий в своем крымском имении Кореиз. Настоящая опасность исходила от загадочного целителя Григория Распутина, под гипнотическое влияние которого попала и императорская семья, и их подданные: государственная политика оказалась под угрозой.

 

Феликс и Ирина Юсуповы в эмиграции (1930-е).

 

До сих пор достоверно неизвестно, был ли издан военный приказ об избавлении от Распутина или заговорщики объединились по собственной инициативе. Как бы то ни было, принц принял активное участие в убийстве мистика. Ирина глубоко переживала за то, что сделал ее муж — ее безграничная любовь столкнулась с осуждением, но она выстояла и даже окрепла. Однако кончина Распутина оказалась для княжеской четы роковой. После отречения Николая II Россия перестала быть удобным домом для Юсуповых, и 1917 революция вынудила их вместе с родственниками переехать в имение Ай-Тодор в Крыму, где под угрозой ареста вся семья провела мучительные полтора года.

 

Феликс и Ирина Юсуповы в эмиграции (1934).
Юсуповы в эмиграции (1930-е гг.).

 

13 марта 1919 года Юсуповы с тяжелым сердцем покинули Крым на перегруженном соотечественниками британском военном корабле HMS Marlborough, который взял курс на Мальту, где князья обменяли фамильные драгоценности на новые паспорта и визы. В Лондоне Юсуповы нашли убежище в холостяцкой квартире Феликса в Найтсбридже, которую пара уже посетила во время своего романтического свадебного путешествия. В прошлый раз пару встречали помпезными светскими приемами, но теперь их приезд в Европу сопровождался потоком беженцев из России, которые поспешили обменять все, что осталось от прежнего богатства, на возможность начать новую жизнь.

 

Феликс и Ирина Юсуповы с князем Никитой Александровичем и графиней Марией Воронцовой-Дашковой.

 


Новая жизнь в эмиграции

Со свойственным ему энтузиазмом князь активно заботился о своих земляках-эмигрантах: благодаря своим многочисленным друзьям в Англии и председателю Красного Креста Павлу Игнатьеву ему удалось организовывать семинары по трудоустройству, а также обеспечивать новоприбывших одеждой, помощью и практическими советами. Ирина помогала женщинам, а Феликс обеспечивал мужчин и искал финансовые субсидии, чтобы поддержать доброе дело. Тем не менее Юсуповы оказались в более выгодном положении, чем их соотечественники — шустрый князь смог привезти из России достаточно драгоценностей и две картины Рембрандта. На собранные деньги было решено купить особняк в Булонском лесу в Париже и поселиться во Франции. Кроме того, в Париже Юсуповых ждал еще один сюрприз — дорогая машина, которая давно стояла в гараже на случай их приезда в Европу.

 

Ирина Юсупова в платье Irfe и семейной тиаре.
Ирина Юсупова в платье Irfe.

 

Тем временем во Франции происходило что-то невероятное. Мировая столица моды наполнилась знатными кавалерами и прекрасными дамами, которые когда-то блистали на роскошных балах при дворе российского императора, а теперь были вынуждены считать каждую копейку и осваивать новые навыки, чтобы выжить. У Юсуповых также заканчивались средства. Тогда Ирина и Феликс решили воспользоваться своим эстетическим вкусом и блестящим образованием, создав модный дом Irfe (Ирина/Феликс). В 1924 января первые платья были скроены и сшиты на полу импровизированного ателье в крохотной парижской квартирке, где дизайнерами, портнихами и моделями работали русские графини и князья. Впоследствии к утонченной роскоши нарядов в стиле Юсуповых неоднократно возвращались дизайнеры всего мира.

 

Эскизы платьев Irfe, напечатанные в Vogue.
Ирина Юсупова в рекламе духов Irfe.

 

Взлет модного дома Irfe был невероятно быстрым. После дебютного показа в «Ритце» парижские журналы взорвались восторженными отзывами: оригинальный дизайн и утонченный стиль нарядов как нельзя лучше соответствовали моде 1920-х годов, а аристократичные модели сводили публику с ума своей грацией и утонченностью. На волне своего успеха супруги открыли три отделения Irfe — в Лондоне на улице Беркли, в Берлине и в Ле-Туке. Модный дом Юсупова просуществовал до банкротства в 1931 года, когда в моду вошла лаконичная и удобная одежда от Коко Шанель.

 

Феликс и Ирина Юсуповы рекламируют духи Irfe.

 


Наследие Юсуповых

Помощь эмигрантам и светский образ жизни, который вели Юсуповы — в частности, князь, сохранивший любовь к мероприятиям и ресторанам, — предполагал большие расходы, а после закрытия Ирфе, финансы семьи оказались под угрозой. Однако удача снова сопутствовала Юсуповым. В 1934 февраля Феликс ловко подал в суд на американскую компанию Metro-Goldwyn-Mayer на огромную сумму за клевету на Ирину в фильме Распутин и императрица . После этого инцидента кинокомпании всегда включают в титры оговорку «все лица вымышлены». Кроме того, князь получал хорошие доходы от издания двух рукописей: Конец Распутина и Воспоминания .

 

Плакат к фильму «Распутин и императрица» (1932).

 

Юсупов больше не пытался основать свой бизнес. Имея положение в обществе и средства к существованию, они с Ириной собирали искусство и поддерживали молодые таланты. В 1967 лет супруги усыновили мексиканца Виктора Контрераса, впоследствии ставшего известным скульптором в США и Европе, а их дочь Ирина к тому времени была замужем за графом Шереметевым и жила в Риме. Юсуповы встретили свой конец в скромной квартирке в Париже — князь умер в 1967 году, а Ирина пережила любимого мужа на три года. Колоссальное влияние, которое оказала княжеская чета на ход мировой истории, актуально и по сей день.

 

Феликс Юсупов в своей квартире в Париже.

Феликс Юсупов возле своего дома на улице Пьера Герена в Париже. Фото: Эжен Рубин/Музей «Наша Эпоха»

Некролог Феликсу Юсупову.

 

Элегантный Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге хранит тайны прошлого и служит музеем и театром. В 2020 году Макс Мара создал курортную коллекцию «Разум и романтизм», вдохновленную роскошной эстетикой юсуповских нарядов, а на аукционах в Париже то и дело всплывают на поверхность секретные документы, переписка, фотографии и картины из личных архивов пары. Мир до сих пор преследуют тайны этой великой династии.

 

 

Ирина Лацио

 

 


Подробнее:59 9000 258 Жюстин Уодделл о запуске «Классики» — потоковой платформы российского кино

Выбор недели: популярный романтик Советские фильмы

Лебединое озеро: необычные интерпретации нестареющей классики

Чувственное очарование царской эпохи

12 августа 2001

Москва. Некоторое сексуальное царское великолепие в настоящее время привлекает посетителей величественного московского Пушкинского музея, поскольку он демонстрирует личные вещи, подобранные учтивым 19князь Юсупов.

При входе в воссозданную комнату Купидона и Психеи принца, смело посвященную женщинам и любви, взгляд зрителя непреодолимо тянется к задней части молодой леди, сосредоточенной на игре в бильярд на картине французского художника Луи Леопольда Буйи, под названием «Бильярдный стол».

Другие работы французских мастеров того времени включают Франсуа «Поцелуй Геракла» Буше Омфале и Жаку-Луи Давиду «Сапфо и оленёнок».

Но замысел шоу выходит далеко за рамки показа приземленной похоти и желания одного человека.

Кураторы ГМИИ попытались воскресить целое атмосфера Архангельского дворца князя Юсупова близ св. Петербург и его период, когда в моде были парижские прелести при русских царских дворах и среди интеллигенции.

Цель Московского музея — подчеркнуть «универсальность» Коллекция князя Юсупова, — рассказывает куратор выставки Любовь Савинская.

И она признает, что это сложная задача.

Юсупов, дипломат, театральный режиссер и увлеченный коллекционер, владел 550 французскими, итальянскими и голландскими картинами XVIII и XIX веков, не говоря уже о обширной библиотеке, которая также была частично реконструирована для выставки и из которой «только» По ее словам, по сей день осталось 17 000 книг.

Действительно, создание выставки заняло целых два года и требовалось сотрудничество трех российских музеев — Пушкинского, Архангельский дворец и всемирно известный петербургский Hermitage — с небольшой помощью друзей из Вашингтона, округ Колумбия Национальная галерея.

Вашингтон предоставил Рембрандту «Портрет мужчины в шляпе» и «Портрет женщины со страусиным пером».

Большая часть коллекции Юсупова была «национализирована» — или, проще говоря, реквизирована государственными бюрократами — в 1925 году после большевистской революции.

Позднее она была выставлена ​​в петербургском музее Юсупова, а затем перевезена в Архангельский дворец, где оставалась скрытой от посторонних глаз в течение последних 15 лет, пока сооружение подвергалось мучительной реконструкции.

В Пушкинском и Эрмитаж, горстка которых попала в США, когда один из потомков Юсупова бежал туда после Коммунисты захватили власть в 1917 году.

«Он решил взять с собой холсты, поэтому вынул их из рам и просто свернул», — рассказала Савинская.

Чувственной коллекцией можно любоваться в Москве до 11 ноября. — AFP

Мы живем в мире, где факты и вымысел смешиваются

Во времена неопределенности вам нужна журналистика, которой можно доверять. В течение 14 бесплатных дней вы можете получить доступ к миру глубокого анализа, журналистских расследований, лучших мнений и ряду функций. Журналистика укрепляет демократию. Инвестируйте в будущее сегодня. После этого вам будет выставляться счет 75 руб. в месяц. Вы можете отменить в любое время, и если вы отмените в течение 14 дней, вам не будет выставлен счет.

Подписаться на новости24

описание

имя пользователя

Самые читаемые для подписчиков

  • «Мое сердце разбито»: тело, найденное в камере Табо Бестера, наконец опознано
  • РАЗРАБОТКА | Опознано обгоревшее тело, найденное в камере Табо Бестера
  • Бывший судья суда Ивонн Мокгоро находится в «критическом, но стабильном» состоянии после аварии
  • ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ЖИВОЙ | Номинации Думы Ндлову, Фрика Робинсона и Майка Хорна на национальный орден отозваны
  • Вот ваши результаты Lotto и Lotto Plus
  • Гведе, Спутла борьба за власть
  • Еще одна трагедия Life Esidimeni ждет своего часа
  • Нзиманде против Манамела: тяжеловесы SACP в войне за территорию
  • АО настаивает на способе отстранения заблудших судей
  • Роскошное убежище королевской семьи ОАЭ

Игра началась!

Новости24 Игры

Разгадывайте ежедневные кроссворды, судоку, головоломки и многое другое

Играть сейчас

Информационные бюллетени

Лучшие комментарии — еженедельно

Информационный бюллетень, посвященный лучшим разговорам и комментариям на News24.

Получить информационный бюллетень

Полный список результатов лотереи

Какая сфера вашей жизни беспокоит вас больше всего из-за продолжительных отключений на 6-й стадии?

Пожалуйста, выберите вариант Ой! Что-то пошло не так. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Финансы бизнеса

Домашний уют

Личное здоровье

Личная безопасность

Результаты

Бизнес финансы

35% — 1073 голоса

Домашний уют

19% — 569 голосов

Личное здоровье

5% — 166 голосов

4

Личная безопасность 4 100025

Проголосовать

Предыдущие результаты

СЛУШАТЬ | Исчезновение Маркуса Йооста: может ли отсутствие паспорта привести его к еще большим неприятностям?

19 апреля

СЛУШАТЬ | Убийства Мюррея: длинный список врагов может затруднить раскрытие дела полицией

27 марта

СЛУШАТЬ | Могут ли льготы казначейства Eskom стать воротами для новой коррупции?

04 апреля

СЛУШАТЬ | Отключение EFF: Страх и ненависть, поскольку красные береты готовятся к протестам в некоторых частях SA

20 марта

СЛУШАТЬ | Внутри смертоносной империи тендеров SRC, потрясшей Университет Форт-Хейра

17 апреля

ВалютыТоварные товарыJse Индексы

Ранд-доллар

18,09

-0,4%

Ранд-фунт

22,49

+0,0%

5 Евро-

50005

20,07

-0,0%

Ранд — австралийский доллар

12,10

-0,0%

Рэнд — иена

2 0,13

5

Платина

1 124,28

0,0%

Палладий

1 602,16

0,0%

Золото

1 983,25

0,0%

Серебро

25,08

020 Bde

0,00% 900 005

81,66

+0,7%

Топ 40

72 345

-1,3%

Все акции

77 911

-1,3%

Ресурс 10

69 360

-3,7%

5

5 90 02 105 645

-0,4%

Финансовый 15

15 462

-0,5%

‘Яичный продавец’: женщина из Мпумаланга преуспевает в фермерском бизнесе, который начинался как хобби

22 апреля

‘Ему очень повезло’: женщина из Кейптауна родила мальчика на больничной парковке

17 апреля

ЧАСЫ | Пара пожарных из Кейптауна завершила полумарафон «Два океана» в полном составе.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *