Женский портрет 18 века: Идеи на тему «Женский портрет 18-20 век» (200+)

Содержание

Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников (более 100 картин)

Приближается Международный Женский День, и поэтому свою публикацию я хочу посвятить милым и очаровательным женщинам — ведь без них человечество просто не существовало бы. В этой публикации вы сможете увидеть женщин разных эпох, народов, национальности, возрастов, социального и семейного положения, взглядов на мир, реальных и вымышленных, таких, какими их видели запечатлевшие их художники, и какими они притягивали восхищенные взгляды зрителей в свое время и продолжают притягивать много веков спустя.

Рафаэль Санти “Дама под покрывалом (Донна Велата)”

Джон Уильям Уотерхаус “Прекрасная Розамунда”

Джеймс Эббот Макнил Уистлер “Каприз в пурпурном и золотом”

Франческо Айец “Певица Матильда Джува-Бранка”

Клод Моне “Дама в саду”

Гюстав Моро “Единороги”

Фредерик Лейтон “Девушка кормящая павлинов”

Эдгар Дега “Балет”

Альфонс Муха “Зодиак”


Клод Моне “Женщина с зонтиком”

Огюст Ренуар “Большие купальщицы”

Поль Гоген “Таитянские пасторали”

Джованни Больдини “Прогулка в парке”

Франц Винтерхальтер “Княгиня Татьяна Александровна Юсупова”

Огюст Ренуар “Зонтики”

Жан Огюст Доминик Энгр “Портрет графини Луизы д’Оссонвиль”

Гюстав Моро “Галатея”

Александр Кабанель “Рождение Венеры”

Альфонс Муха “Зима”

Альфонс Муха “Осень”

Альфонс Муха “Лето”

Франц Крюгер “Портрет императрицы Александры Федоровны”

Джеймс Тиссо “Девушки, разглядывающие японские безделушки”

Данте Габриэль Россетти “Возлюбленная (Невеста)”

Гюстав Курбе “Женщина с попугаем”

Джеймс Эббот Макнил Уистлер “Симфония в белом”

Гюстав Курбе “Девушки на берегу Сены”


Эдуард Мане “Бар в Фоли-Бержер”

Жан Огюст Доминик Энгр “Портрет мадам Инес Муатесье”

Поль Гоген “Ее звали Вайраумати”

Фредерик Лейтон “Пылающий июнь”

Иоганн Фредерик Овербек “Италия и Германия”

Жан Огюст Доминик Энгр “Жанна д’Арк на коронации карла 7 в реймсском соборе 17 июля 1429 года”

Джон Уильям Уотерхаус “Магический круг”

Жан Огюст Доминик Энгр “Большая одалиска”

Клод Моне “Камилла Моне в японском костюме”

Эдуард Мане “Олимпия”

Джеймс Тиссо “В ожидании парома”

Гюстав Моро “Саломея танцующая перед Иродом”

Энтони Сэндис “Фея Моргана”

Адольф Бугро “Рождение Венеры”

Джон Уильям Уотерхаус “Леди Шалот”

Никола Ланкре “Портрет танцовщицы Камарго”

Питер Рубенс “Вирсавия возле фонтана”


Джорджоне “Спящая Венера”

Антонис ван Дейк “Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео”

Лукас Кранах старший “Венера и Амур”

Себастьяно Риччи “Диана и Каллисто”

Томас Гейнсборо “Портрет достопочтенной миссис Грэм”

Франсиско Гойя “Зонтик”

Никола де Ларжильер “Элизабет Трокмортон”

Ангелика Кауфман “Портрет дамы в образе Венеры”

Ян Вермер “Молочница”

Жан Оноре Фрагонар “Молодая девушка за чтением”

Караваджо “Святая Екатерина Александрийская”

Аньоло Бронзино “Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни”

Тициан “Венера Урбинская”

Якопо Амигони “Юпитер и Каллисто”

Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”

Жан Оноре Фрагонар “Качели”

Франсуа Буше “Туалет Венеры”

Жан-Батист Шарден “Молитва перед обедом”


Франсуа Буше “Юпитер и Каллисто”

Франсуа Буше “Туалет Венеры”

Диего Веласкес “Венера перед зеркалом”

Франсуа Буше “Диана после купания”

Иоганн Баптист Лампи старший “Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины

Тициан “Даная”

Уильям Хогарт “Портрет Мэри Эдвардс”

Корреджо “Юпитер и Ио”

Ян Вермер “Молодая женщина с кувшином”

Ян Госсарт “Даная”

Ян ван Эйк “Портрет Маргариты ван Эйк”

Ян Вермер “Девушка с жемчужной сережкой”

Франсиско Гойя “Маха обнаженная”

Питер Рубенс “Соломенная шляпка (Сусанна Фоурмен)”

Мартен ван Хемскерк “Портрет Анны Кодде”

С. Кендрик «Зимняя роза»


Леонардо да Винчи “Мона Лиза”

Пьеро ди Козимо “Портрет Симонетты Веспуччи”

Аньоло Бронзино “Портрет Лукреции Панчатики”

Рембрандт “Даная”

Франсуа Буше “Отдыхающая девушка”

Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”

Ян Сиберехтс “Пастушка”

Симон Вуэ “Аллегория богатства”

Тициан “Венера перед зеркалом”

Петрус Кристус “Портрет девушки”

Рафаэль Санти “Поэзия”

Леонардо да Винчи “Леда с лебедем”

Леонардо да Винчи “Портрет Беатриче д’Эсте”

Клод Моне “Девушки в лодке”

Леонардо да Винчи “Женщина с распущенными волосами”

Рубенс “Портрет Елены Фоурмен”

Рафаэль Санти “Портрет Иоанны Арагонской”

Рафаэль Санти “Портрет молодой женщины с единорогом”

Рафаэль Санти “Портрет Элизабет Гонзаго”


Сандро Боттичелли “Весна”

Сандро Боттичелли “Женский портрет”

Сандро Боттичелли “Портрет Симонетты Веспуччи”

Рубенс “Портрет Марии Серра Паллависи”

Рафаэль Санти “Портрет Маддалены Дони”

Клод Моне “Дамы в саду”

Сандро Боттичелли “Возвращение Юдифи”

Леонардо да Винчи “Портрет Джиневры де Бенчи”

Рафаэль Санти “Донна Гравида”

Рубенс “Туалет Венеры”

Леонардо да Винчи “Портрет Лукреции Кривели”

Леонардо да Винчи “Леда”

Клод Моне “Читатель”

Рубенс “Шубка”

Рафаэль Санти “Портрет дамы”

Леонардо да Винчи “Голова девушки”

Франц Винтерхальтер “Императрица Евгения в окружении фрейлин”

Портреты Екатерины II и Струйской кисти художника Рокотова

Фёдор Степанович Рокотов, обладающий редким даром художника, принадлежит к числу портретистов восемнадцатого столетия.

Его неповторимое чувство цвета, виртуозное владение кистью передавать «души изменчивой приметы» были оценены современниками и продолжают восхищать и пленять зрителей, приходящих в музейные залы сегодня.

Фёдор Степанович родился примерно в 1735 – 1736 году, происходил из крепостных князя П.И. Репнина. Детство Рокотова прошло в усадьбе князя, в селе Воронцово. Исследователи жизни Рокотова, о котором крайне мало известно, обнаружили, что ещё в раннем возрасте Рокотов был освобождён от крепостной зависимости, занимал в доме князя особое положение, получил для того времени весьма приличное образование.

Возможно, он был незаконным ребёнком из семейства Репниных?? Скорее всего, это так, поэтому у него с раннего возраста были покровители среди придворного круга. Благодаря графу И.И. Шувалову Рокотов был зачислен в Академию художеств, куда он попал уже подготовленным мастером живописи.

Стремительный успех Рокотова в дальнейшем объясняется его участием в коронационных торжествах по случаю восхождения на императорский трон Екатерины II. Композиция его парадных портретов знатных особ, в том числе и царицы Екатерины II, совершенно не похожи на предшествующие царские изображения.


В портрете Рокотова Екатерина II сидит свободно, слегка повернувшись в кресле, будто ведёт с кем-то доброжелательную беседу. В этом портрете Екатерина II воспринималась зрителями того времени как надежда просвещённых людей, идеал правосудия. Ведь в начале своего царствования сама Екатерина поддерживала идеи просветительства и свободолюбия. Этот портрет принёс художнику славу.

В рокотовских портретах запечатлены многие просвещённые люди его времени. Он был знаком с М. В. Ломоносовым, архитектором В.И. Баженовым, А.П. Сумароковым, В.И. Майковым. Свои изображения стремились заказать талантливому художнику многие знатные люди того времени.

Прочные дружеские связи установились у Рокотова с семействами Обресковых, Воронцовых, Струйских, его опекали со стороны Репниных, Голицыных, Юсуповых.

Заказов у него всегда было много. Он создавал буквально картинные галереи портретов представителей одного рода, среди которых были персонажи разных поколений. Художник нарисовал почти всю дворянскую Москву.



Картина сверху и картина снизу — портрет неизвестной
Художник Фёдор Степанович Рокотов

Под многими портретами Рокотова стоят надписи «неизвестный» или «неизвестная», но все они привлекают своим обаянием, внутренним миром, загадочностью, в которой ощущаются затаённые чувства и переживания. По-видимому, эти люди были для Рокотова близкими по духу.

Одним из интереснейших портретов можно назвать парный портрет Струйских. Николай Еремеевич Струйский с огромным уважением относился к Рокотову. На портрете мы видим человека немного напряжённого, с лихорадочным горящим взглядом и кривой улыбкой. В нём сочетались благородство, жестокость и страсть до фанатизма к поэзии.

В 1771 году он вышел в отставку и поселился в своём имении Рузаевка, где полностью предался сочинению стихов. Писал он «денно и нощно», даже завёл собственную типографию, в которой печатал свои стихи. Но в том же зале искусства, где он восторгался литературой и поэзией, подчас собственной, происходили жестокие судилища над своими крепостными, порой с применением пыток.

Струйский восхищался талантом Рокотова. В 1772 году он заказал два портрета – свой собственный и любимой жены Александры. Сашеньке было в ту пору 18 лет.


Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Портрет А. Струйской восхищает своей красотой, сдержанностью, гармонией. Сквозь дымку рокотовской кисти перед нами открывается волшебное видение с нежным взглядом, с полуулыбкой и печалью.

Александра Петровна Струйская вдохновила на поэтические строки не только своего мужа, но благодаря живописному мастерству Рокотова, и других поэтов своего времени. Она стала воплощением женского очарования, которым любовались и современники художника, и его потомки. А спустя почти два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий написал:


. ..Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С пopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Эта женщина своей красотой и загадочностью пленяла поэтов. Была ли счастлива она? Этим вопросом невольно задаёшься, когда смотришь на портрет Струйской. Одни современники утверждали, что брак был их счастливым, другие отрицали это. Среди друзей и знакомых Струйский прослыл не только чудаком и оригиналом, но и самодуром.

Его первая жена прожила недолго и умерла от родов, через некоторое время он потерял и двух дочек-близняшек, родившихся в этом браке. Струйский был безутешен в своём горе и уехал в свое поместье Рузаевку, где и произошла встреча с юной Александрой.

Сашенька еще не успела выйти в свет, когда в поместье ее отца, помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, заехал богатый сосед. Увидев Сашеньку, Струйский позабыл о своей скорби и немедленно посватался. Помещик Озеров даже и не смел мечтать о таком богатом женихе, поэтому согласие на брак не замедлило.


Портрет А.П. Струйской

Поженились они в 1772 году. В этом же году и заказал Н. Е. Струйский портреты – свой и любимой жены. Рокотов, изображая свои модели, не старался приукрасить ни душевные качества, ни внешность. И поэтому мы замечаем, какие же они разные – Струйский и Александра Петровна. В отличие от неврастеничного и лихорадочного Струйского портрет его жены поражает своей сдержанностью и гармонией.

Несомненно, Рокотов находился под влиянием красоты и обаяния её личности. Задумчивые, выразительные и грустные глаза, взгляд направлен куда-то вдаль, будто она всматривается в своё будущее. Именно полуулыбка» и «полуплач» заставляет нас думать — а было ли оно это счастье?

Современники утверждали, что жила она в созерцании красоты, которую создал вокруг неё Струйский. Для неё он построил дворец в поместье, похожий на шкатулку для драгоценностей, посвящал ей свои поэтические оды. В его стихах, где она звалась Сапфирой, он выражал свою любовь и поклонение. В их браке родилось восемнадцать сыновей и дочерей, из которых десять умерли в младенчестве.

Красота и загадочность портрета пленяет нас до сих пор. Возможно, по причине влюблённости художника в свою модель. А может быть, Рокотов изобразил Александру Струйскую, наделив её душевными качествами своего идеала?

Портрет, написанный великим живописцем, сохранил для нас красоту и является одним из лучших женских портретов XVIII века.

Художник прожил свою жизнь в полном одиночестве, не испытывая нужды или недостатка в чём-то. Фёдор Степанович помогал своим племянникам, выкупив их из крепостной зависимости, и покидая свою земную жизнь, оставил им наследство. Художник умер 12 декабря 1808 года и был похоронен в Новоспасском монастыре, но время не сохранило его могилу. Однако сохранились его портреты, перед которыми мы стоим задумчиво, вглядываясь в лица давно ушедших и оставшихся известными или неизвестными.

Поместье в Рузаевке не сохранилось до наших дней и исчезло, как и многие сотни других дворянских гнёзд в пламени революции. Но память о нём осталась благодаря тому, что в Рузаевке жила одна из самых красивых женщин XVIII века – Александра Струйская. Её портрет кисти Рокотова до сих пор притягивает посетителей Третьяковской галереи.

Как понять парадный портрет XVIII века • Arzamas

Минимум, необходимый, чтобы научиться видеть смысл в парадном портрете XVIII века

Автор Екатерина Скворцова

1. Что такое парадный портрет

«Он [Гарри Поттер] был очень сонным и даже не удивился тому, что люди, изображенные на развешенных в коридорах портретах, перешептываются между собой и показывают на первокурсников пальцами. <…> Они стояли в конце коридора перед портретом очень толстой женщины в платье из розового шелка.

— Пароль? — строго спросила женщина.

— Капут драконис, — ответил Перси, и портрет отъехал в сторону, открыв круглую дыру в стене».

Вероятно, многие помнят этот эпизод из книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». В замке Хогвартс любые чудеса, в том числе и ожи­вающие портреты, — дело привычное. Однако в английской литературе этот мотив появился задолго до Джоан Роулинг, в середине XVIII века: его ввел писатель Хорас Уолпол в романе «Замок Отранто» (1764). К таким фантазиям располагает сама таинственная атмосфера замков и дворцов, непременный атрибут которых — фамильные портреты, молчаливые свидетели прошлого, интриг, страстей и трагедий.

Произведение, построенное как беседа оживших портретов, есть и в русской литературе XVIII столетия. Его автором была сама императрица Екатерина II. Это пьеса под названием «Чесменский дворец», в которой разыграна беседа картин и медальонов, будто бы подслушанная ночью сторожем. Героями сочинения стали не вымышленные полотна из вымышленного замка, а дей­ствительно существующие портреты исторических лиц, по большей части монархов Европы — современников Екатерины и членов их семей.

1 / 6

Бенджамин Уэст. Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога Йоркского. 1778 годГосударственный Эрмитаж

2 / 6

Мариано Сальвадор Маэлья. Портрет Карлоса III. Между 1773 и 1782 годомГосударственный Эрмитаж

3 / 6

Мариано Сальвадор Маэлья. Портрет Карлоса де Бурбона, принца Астурийского. Между 1773 и 1782 годомГосударственный Эрмитаж

4 / 6

Мигел Антониу ду Амарал. Портрет Марии Франсиски, принцессы Бразильской и Бейранской. Около 1773 годаГосударственный Эрмитаж

5 / 6

Мигел Антониу ду Амарал. Портрет Жозе Мануэла, короля Португалии. Около 1773 годаГосударственный Эрмитаж

6 / 6

Мигел Антониу ду Амарал. Портрет Марианны Виктории, королевы Португалии. Около 1773 годаГосударственный Эрмитаж

Эти картины украшали путевой дворец на дороге из Петербурга в Царское Село, построенный архитектором Юрием Фельтеном в 1774–1777 годах  Чесменский дворец существует и ныне, в нем расположен один из петербургских ВУЗов. Но портретов сейчас в нем нет: они хранятся в разных музеях, большая часть — в Госу­дарственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.. Галерея была очень представительной — в нее входило 59 живописных портретов. Над ними были помещены мраморные медальоны с барельефными изображениями российских великих князей, царей и императоров, испол­ненные скульптором Федотом Шубиным, — их было почти столько же, 58  Сейчас медальоны хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. . Портрет Екатерины тоже имелся в галерее, в первом зале от парадной лест­ницы — ее изображение как бы встречало гостей на правах хозяйки. Помещая свой портрет в этот дворец, Екатерина стремилась продемон­стри­ровать свою причастность европейским правящим династиям (монархи Европы были свя­заны друг с другом родственными узами, так что собрание было своего рода фамильной галереей) и одновременно вписать себя в чреду россий­ских правителей. Таким образом Екатерина II, вступившая на престол в резуль­тате дворцового переворота и к тому же нерусская по происхожде­нию, старалась доказать свои права на престол.

В пьесе Екатерина выставляет европейских властителей не в лучшем свете, подтрунивая над их слабостями и недостатками, но на самих портретах правители представлены совершенно иначе. Глядя на них, трудно поверить, что изображенные монархи могут вести такие малозначительные разговоры.

Это характернейшие образцы парадного портрета — художники были преисполнены почтения по отношению к своим моделям. В России такой тип портрета появился как раз в XVIII веке.

Что изменилось в русском искусстве в XVIII веке

На протяжении шести столетий (с XI века до XVII) древнерусская живопись, продолжая византийскую традицию, развивалась почти исключительно в церковном русле. В чем отличие иконы от картины? Совсем не в том, что сюжеты для иконописи черпаются из Священного Писания и других церковных текстов и что на иконах изображаются Иисус, его ученики и причисленные к лику святых. То же можно видеть и на картинах — в религиозной живописи. Важнее, что икона — это образ, предназначенный для молитвы; через нее верую­щий обращается к Богу. Иконописец пишет не лицо, а лик, образ святости; икона — знак горнего мира, духовного бытия. Отсюда особые правила (канон) и художественные средства иконописи. Задача портретиста иная — это прежде всего рассказ о человеке.

В XVII веке на Руси стали появляться первые светские портреты — изобра­жения царей и их приближенных. Они назывались «парсуны», от латинского слова persona — личность, лицо. Но целью парсуны было все же не столько запечатлеть конкретную личность (хотя черты лица в этих изображениях индивидуализированы), сколько прославить человека как представителя знатного рода. Появилась новая техника: письмо темперой по дереву сменила живопись маслом на холсте. Но художественные средства парсуны восходят к иконописи: первые портреты создавались выходцами из Оружейной палаты (важнейшего центра художественной жизни XVII века), точнее — из ее иконописной мастерской.

Неизвестный художник. Портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича. Конец 1670 — начало 1680-х годовГосударственный исторический музей

Первые десятилетия XVIII века ознаменовалось грандиозными преобра­зо­ваниями Петра I, охватившими все сферы жизни страны. Многое из того, что делал Петр, имело начало еще в предшествующем столетии, но он придал решительное ускорение этим процессам, желая реформировать Россию сейчас же, немедленно. Решение новых государственных задач сопровождалось созиданием новой культуры. Двумя главными тенденциями были обмирщение (веду­щим становилось искусство не религиозное, а светское, отвечавшее новым интересам и потребностям) и приобщение к европейскими традициям, в том числе и в изобразительном искусстве.

Петр стал приобретать произведения античного и европейского искусства, его примеру последовали и его сподвижники. Он приглашал в Россию европейских мастеров, которые должны были не только выполнять заказы, но и воспитывать русских учеников. Русских художников отправляли учиться за границу на государственный счет (это называлось «пенсионерство», поскольку ученики получали «пенсион» для поездки). Петр мечтал и о соз­да­нии Академии художеств. Осуществить это удалось уже его дочери Елизавете, учредившей в 1757 году в Петербурге Академию трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры). Основание Академии стало логическим завершением преобразований в искус­стве. Сюда были приглашены иностранные художники-педагоги, была возрождена традиция пенсионерства, прервавшаяся при первых преем­никах Петра. Но главное — была перенята европейская система худо­жествен­ного образования, то есть особая последовательность и приемы обучения.

Для осуществления реформ Петру требовались деятельные сподвижники. Теперь человек оценивался с точки зрения пользы, которую он приносит госу­дарству, — «по заслугам личностным», а не в силу принадлежности к древнему роду. Новое понимание роли личности нашло отражение в разви­тии жанра портрета, и прежде всего в его парадной форме, напрямую связанной с государственными задачами.

Что такое парадный портрет

Главная задача парадного портрета — показать зрителям высокое социальное положение человека. Поэтому на таких портретах модель предстает в том костюме, в том интерьере и в окружении тех «аксессуаров», которые указывают на ее высокий статус: всегда в роскошных одеяниях и на фоне великолепных дворцовых залов, если это монарх — то с атрибутами власти, если государ­ственный деятель или полководец — то с орденами и другими знаками отличия, определяющими место человека в государственной иерархии.

Однако не только атрибуты позволяют художнику указать на общественный престиж человека. Существует целый набор художественных средств, которые мастера XVIII века использовали в парадных портретах, чтобы внушить зри­телю мысль о значимости героя. Во-первых, это картины большого формата. И уже это определяет дистанцию в отношениях со зрителем: если миниатюру можно взять в руки, приблизить к себе, то на такой портрет необходимо смотреть с расстояния. Во-вторых, на парадном портрете модель изображается в полный рост. Еще один прием — низкий горизонт. Горизонт — видимая граница неба и земной поверхности, которая находится примерно на уровне глаз человека; в живописи условная, воображаемая линия горизонта стано­вится для худож­ника ориентиром при построении композиции: если в ком­пози­ции картины она задана низко, у зрителя возникает ощущение, будто он смотрит на изобра­жение снизу вверх. Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, величие.

Парадные портреты, обрамленные золочеными рамами, помещались в двор­цовых залах; над портретом монарха мог находиться балдахин. Уже сама обстановка, в которой они демонстрировались, диктовала зрителям стиль поведения. Картина как бы замещает того, кто на ней представлен, и вести себя перед ней зрителю подобает так же, как и в присутствии самой модели.

Парадному портрету всегда свойственна панегирическая (то есть торже­ственная, восхваляющая) интонация: модель — это обязательно совершенный монарх, или великий полководец, или выдающийся государственный деятель, воплощение тех добродетелей, которые должны быть свойственны его сану и роду деятельности. Поэтому довольно рано сформировался набор устой­чивых формул — иконографических схем (позы, жесты, атрибуты), которые выражали определенные идеи. Они превратились в своего рода закодиро­ванные сообщения, которые с незначительными вариациями повторялись от одного портрета к другому. Зато и отступления от таких канонов чувство­вались особенно остро и всегда были исполнены смысла.

Что такое аллегория

В искусстве XVII–XVIII веков широкое распространение получила аллегория. Аллегория (от греч. allegoria — «говорить иначе») — это художественный образ, в котором абстрактные понятия (справедливость, любовь и другие), которые сложно передать в зримой форме, представлены иносказательно, их значение передает какой-либо предмет или живое существо. Аллегорический метод построен на принципе аналогии. Например, в мире аллегорий лев — это вопло­щение силы, поскольку этот зверь силен. Любое аллегорическое изображение можно воспринимать как текст, переведенный на язык живописи. Зритель должен осуществить обратный перевод, то есть расшифровать смысл аллего­рической композиции. Как художественный прием аллегория используется и в наши дни. И вы можете попробовать аллегорически изобразить то или иное понятие, исходя из собственных представлений и знаний. Но все ли вас поймут? Существенной чертой искусства XVII–XVIII веков была регламентация смысла аллегорий. Изображению присваивалось конкретное значение, и это обеспечивало взаимопонимание художника и зрителя. 

Якопо Амикони. Портрет императора Петра I с Минервой. 1732–1734 годы Государственный Эрмитаж

Важнейшим источником аллегорий была античная мифология. Например, на портрете итальянского художника Якопо Амикони Петр I представлен с Минервой — богиней мудрой войны (ее можно узнать по атрибутам: кольчуге и копью). Амур венчает Петра императорской короной — в 1721 году Россия была провозглашена империей. Таким образом картина прославляет Петра как мудрого правителя, победившего шведов в Северной войне и благодаря этому поднявшего международный статус России.

Но один и тот же предмет или существо могут в разных ситуациях выступать в качестве аллегорий разных понятий, поэтому интерпретировать их следует в зависимости от контекста. Например, сова может выступать спутницей как Минер­вы, богини мудрости (сова считалась умной птицей), так и алле­гории Ночи (сова — ночная птица). Чтобы зрителям было проще считывать смыслы, составлялись особые справочники (или «иконологические лексиконы»).

Иоганн Готфрид Таннауэр. Петр I в Полтавской битве. 1724 или 1725 год Государственный Русский музей

В произведении изобразительного искусства аллегория могла присутствовать как отдельный мотив. Так, на картине Иоганна Готфрида Таннауэра «Петр I в Полтавской битве» Петр представлен верхом на коне на фоне битвы, изобра­женной вполне реалистично. Но над ним, победителем, парит крылатая фигура Славы с трубой и венцом.

Однако чаще аллегории складывались в целую систему, в рамках которой они вступали в сложные взаимоотношения друг с другом. Придумывали такие аллегорические системы обычно не сами художники, а «инвенторы». В разное время в этой роли могли выступать представители духовенства, деятели Академии наук, преподаватели Академии художеств, историки и литераторы. Они, как сегодня сценаристы, сочиняли «программу», которую художнику следовало воплотить в произведении.

Во второй половине XVIII века художники и зрители в такой мере овладели аллегорическим языком, что цениться стало остроумное переосмысление традиционных образов, недосказанность, намек. А к концу столетия аллего­рические изображения добродетелей в виде богов или людей постепенно и вовсе исчезли из парадного портрета. Их место занял предмет-атрибут, который, как и аллегория, сообщал идею сочинения, но в то же время не нарушал принцип жизнеподобия — выражаясь языком XVIII столетия, приличествовал представленной ситуации.

1 / 2

Иоганн Баптист Лампи Cтарший. Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истории и Хроноса. Не позднее 1793 годаГосударственный Русский музей

2 / 2

Иоганн Баптист Лампи Cтарший. Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости). 1792–1793 годыГосударственный Эрмитаж

Сравним, например, два портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи — «Портрет Екатерины II с фигурами Истории и Хроноса» и «Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости)». Они были созданы почти одновременно. Но в первом История и Хронос (Время) изображены как люди — женщина и старец с соответствующими атрибутами: История заносит деяния Екатерины в свои письмена, а Хронос с косой у под­ножья ее трона взирает на императрицу с восхищением — над нею не властно время. Это существа из плоти и крови, они могут взаимодействовать с Екате­риной, общаться с нею. Во втором портрете Истина и Крепость тоже показаны аллегорически — в образе женских фигур: одна — Истина — с зеркалом, вторая — Крепость — с колонной. Но здесь одушевленные воплощения идей представлены не как живые люди, а как их скульптурные изображения. Кар­тина, с одной стороны, становится жизненно правдивой (такие скульптуры вполне могли присутствовать в интерьере, где императрица представала очам подданных), а с другой — по-прежнему передает зашифрованную в аллего­рическом образе идею. При этом аллегорический образ теперь «спрятан» как изображение в изображении.

2. Как смотреть парадный портрет — пример

Что мы знаем о портрете

Перед нами — «Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия», авторский вариант 1783 года. Дмитрий Левицкий создал несколько версий этого портрета, а впоследствии его неоднократно повторяли и другие художники.

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 год Государственный Русский музей

Понять аллегорическую программу портрета помогают несколько сочинений, написанных самим Левицким и его современниками. В 1783 году в журнале «Собеседник любителей российского слова» были опубликованы стихи поэта Ипполита Богдановича:

Левицкий! начертав российско божество,
Которым седьм морей покоятся в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Желая подражать парнасских сестр союзу,
Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу
Российско божество пером изобразить;
Но Аполлон его ревнует сам хвалить.

Не раскрывая программу портрета в подробностях, Богданович выразил основную идею: художник, в творческом союзе с музой, изобразил Екатерину, уподобив ее богине, благодаря которой благоденствует вся страна, омываемая семью морями. 

В ответ художник написал собственное, более обстоятельное объяснение смысла портрета, которое было напечатано в том же издании:

«Средина картины представляет внутренность храма богини Право­судия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащия у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».

Собеседник любителей российского слова. СПб., 1783. Т. 6

Левицкий указывал также, что замыслом портрета он обязан «одному люби­телю художеств, который имя просил его не сказывать». Впоследствии выяс­нилось, что «инвентором» был Николай Александрович Львов — мастер, одаренный в ренессансных масштабах: он был архитектором, рисовальщиком, гравером, поэтом, музыкантом, теоретиком и историком искусства, душой литературного кружка, в который входили выдающиеся поэты того времени.

Еще один текст, который возник в связи с этим портретом, — знаменитая ода Гавриила Державина «Видение мурзы»  Мурза — знатный титул в татарских средне­вековых государствах. В «Видении мурзы» и в оде «Фелица» Державин называет себя мурзой, а Екатерину II — Фелицей: это имя вымышлен­ной «царевны Киргиз-Кайсацкия орды» из сказки, сочиненной самой импе­ратрицей для внука Александра.  (1783 год).

<…>

Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству.
Орел полунощный, огромный,
Сопутник молний торжеству,
Геройской провозвестник славы,
Сидя пред ней на груде книг,
Священны блюл ее уставы;
Потухший гром в кохтях своих
И лавр с оливными ветвями
Держал, как будто бы уснув.

<…>

Кого я зрю столь дерзновенну,
И чьи уста меня разят?
Кто ты? Богиня или жрица? —
Мечту стоящу я спросил.
Она рекла мне: «Я Фелица»…

<…>

Полностью текст оды можно прочитать здесь.

Что мы видим на портрете
О чем говорит орден Святого Владимира

Портрет Левицкого связан с историей ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Этот орден был учрежден 22 сентября 1782 года, его статут (то есть документ, описывающий порядок награждения орденом и связанные с ним церемонии) написал Александр Андреевич Безбородко — фактический руко­водитель российской внешней политики. И это неслучайно: создание ордена было связано с одним из самых важных внешнеполитических замыслов Ека­терины — Греческим проектом. Согласно этому проекту, Россия должна была изгнать турок из Европы, овладеть Константинополем и образовать на Балка­нах, во-первых, независимую Греческую империю (во главе которой должен был встать внук императрицы великий князь Константин), а во-вторых — государство Дакию под эгидой России, в которое должны были войти Дунайские княжества, освобожденные от власти турок.

Помимо сугубо практических целей, замысел имел большое идеологическое значение. Российская империя, будучи самым могущественным православным государством, позиционировала себя в качестве наследницы великой Византии, уничтоженной турками (в 1453 году они захватили Константинополь). Русь приняла православие от Византии при князе Владимире в 988 году. Этим и объясняется учреждение Екатериной посвященного князю Владимиру ордена как раз тогда, когда она была одержима мыслями о Греческом проекте.

Воплотить Греческий проект Екатерине так и не удалось. Но о нем напоминают памятники искусства. В начале 1780-х годов близ Царского Села по проекту Чарлза Камерона (шотландского архитектора, работавшего в России) был построен образцовый город София. Центром этого города стал монумен­тальный Софийский собор (проект тоже разработал Камерон) — в память о главной христианской святыне, находившейся во владении турок, храме Святой Софии в Константинополе. Рядом с царскосельским храмом собирались возвести дом Кавалерской думы Ордена Св. Владимира для собраний его кавалеров. В начале 1780-х годов их портреты были заказаны Левицкому —картины предназначались для «орденского дома», а портрет Екатерины должен был находиться в центре ансамбля. Однако строительство храма завершилось только в 1788 году, а сооружение «орденского дома», судя по всему, даже не начиналось. После смерти императрицы в 1796-м замысел был и вовсе позабыт.

Но в 1783 году, когда создавался портрет Екатерины, Греческий проект был в центре внимания. В тот год к России был присоединен Крым (прежде Крымское ханство было вассалом Османской империи). Этот внешнеполи­тический успех окажется одним из немногих реальных результатов проекта. И это объясняет, почему именно орден Святого Владимира занимает в портрете столь важное место.

Чем портрет Левицкого отличается от портрета Боровиковского
Владимир Боровиковский. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 годГосударственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

«Портрет Екатерины-законодательницы» часто сопоставляют с «Портретом Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» кисти Владимира Боро­ви­ковского. На обеих картинах представлена одна и та же модель, но сами они совершенно разные. Первая — яркий пример парадного императорского портрета, вторая же — красноречивый образец портрета камерного.

В чем различие парадного и камерного типов портрета? Парадный портрет создается с целью продемонстрировать высокий статус модели, ее место в общественной иерархии. В камерном портрете художник приоткрывает иную сторону жизни человека — частную. Разные задачи обусловливают разность художественных приемов. «Портрет Екатерины II на прогулке» небольшого размера (94,5 x 66 см) — и это сразу ориентирует зрителя на камерное восприятие. Чтобы рассмотреть портрет, к нему нужно подойти. Он словно приглашает нас не робея приблизиться, тогда как портрет большого формата заставляет застыть на почтительной дистанции. Екатерина в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног, без привычных атрибутов императорской власти, не в пышных дворцовых залах, а в уединенном саду — она предстает не богоподобной правительницей, а будто бы простой помещицей. Портрет воспевает красоту человеческого бытия в естественном окружении. 

Но каким размышлениям может предаваться императрица на лоне природы? Художник как бы предлагает нам разрешить загадку. Екатерина находится в Царскосельском парке. Рукою она указывает на Чесменскую колонну — памятник победе России над Турцией в Чесменском сражении в 1770 году, возвышающийся на острове посреди Большого пруда. Противоположный берег скрыт за кронами деревьев. Но если бы мы обошли пруд и продолжили двигаться в направлении, указанном Екатериной, то там, уже за пределами парка, перед нами открылся бы вид на Софийский собор (тот самый, что был построен Чарлзом Камероном). Он не изображен на картине, но всякий просвещенный зритель знал, что он есть, и знал о том значении, которое он имел в политической и архитектурной программе Екатерины. Становится ясен смысл жеста императрицы в портрете: через морские победы (а колонна высится посреди водной глади) России должен открыться путь к Софии, к православной империи со столицей в Константинополе. 

И что же мы видим? Камерный портрет, по природе своей обращенный к сфере частного, а не общественного, служит выражением имперских амбиций вер­ховной русской «помещицы», угодья которой должны простираться до самого Константинополя. Идея, традиционно выражавшаяся средствами парадного портрета, облечена в форму камерного. Почему? Твердого ответа на этот вопрос нет. Но можно выдвинуть предположение. Большие парадные портреты обычно создавались по заказу самой императрицы, кого-либо из вельмож или какого-либо учреждения. Известно, что этот портрет не был заказан Екатериной. Вероятно, он был написан, чтобы свидетельствовать о мастерстве художника для представления его во дворец. Может быть, инвентор (скорее всего, им был все тот же Николай Львов) нарочно замаскировал политическое содержание в непривычную форму. Остроумный парадокс (помещица, но каковы ее владенья!) должен был привлечь внимание зрителей. Одно­временно портрет отвечал новому художественному вкусу (он получил название сентиментализм) — стремлению к естественному, интересу к внутренней жизни человека, его чувствам в противовес прискучившей рассудочности. Однако императрице портрет не понравился. Возможно, потому, что он невольно воскрешал воспоминания о ее политической неудаче. Пусть доминантой в портрете оказывается памятник блестящей победе над Турцией, но он же заставляет задуматься и о дальнейшем развитии событий, о Греческом проекте — плане, реализовать который Екатерине, несмотря на успешные военные действия, не удалось. Константинополь так и не стал столицей новой православной империи.

3. Самостоятельное задание

Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать один из трех других портретов. Опорные вопросы, возможно, помогут вам выбрать направ­ление поисков.

1. Годфри Неллер. Портрет Петра I. 1698. Из собрания Британской королевской коллекции (Галерея королевы, Кенсингтонский дворец, Лондон)
Годфри Неллер. Портрет Петра I. 1698 годRoyal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II

Портреты Петра I писали не только русские художники. Этот портрет был создан для короля Англии Вильгельма III (Оранского) сэром Годфри Неллером (1646–1723) — мастером родом из Любека, который учился в Амстердаме и Венеции, а большую часть жизни провел в Великобритании, где пользовался большим успехом как портретист.

Опорные вопросы

1. Портрет был написан с натуры в Гааге по заказу английского короля Вильгельма III, который одновременно был штатгальтером Нидерландов. Возможно, портрет был закончен в Лондоне. Когда и при каких обстоятельствах Петр I посетил Гаагу и Лондон?

2. Что позволяет охарактеризовать этот портрет как парадный?

3. Сравните портрет, созданный европейским мастером, с современными ему русскими портретами-парсунами. Где большее внимание уделено личностному началу?

4. Какие средства задействованы для того, чтобы показать социальное положение модели, а какие — для ее психологической характеристики?

5. О каких реформаторских начинаниях Петра свидетельствует портрет? Как они связаны с Англией?

2. Алексей Антропов. Портрет императора Петра III. 1762. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Алексей Антропов. Портрет императора Петра III. 1762 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

Опорные вопросы

1. Опишите обстановку, в которой представлена модель. Как соотносится с этой обстановкой образ императора? Какие художественные средства использует художник для характеристики модели?

2. Сравните образ Петра III, созданный Антроповым, с тем, что известно о личности и правлении императора.

3. Дмитрий Левицкий. Урсула Мнишек. 1782. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Дмитрий Левицкий. Урсула Мнишек. 1782 год Государственная Третьяковская галерея / Google Art Project

Урсула Мнишек (около 1750 — 1808) — польская аристократка, племянница Станислава Августа Понятовского, графиня, жена литовского коронного маршала графа Мнишека, статс-дама российского императорского двора.

Опорный вопрос

Подобный тип портрета обычно называют промежуточным между камерным и парадным. Какие черты этих жанровых разновидностей он в себе сочетает?  

Дмитрий Левицкий
Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия
1783 год

Величественная, статная фигура императрицы, идеальная, «неземная» красота ее лица, великолепное убранство — а также сам значительный размер портрета (261 х 201 см), должны были внушать зрителю благоговение перед моделью.

Портретная живопись XVIII века: 7 ключевых вопросов

Специалист Мелисса ван Влит отвечает на этот и другие ключевые вопросы о портретной живописи XVIII века.

  • 1
  • Почему люди писали портреты?

В 18 веке высшие классы Англии вступили в новую эру процветания.Заказные портреты — самого себя или своих предков — перестали быть прерогативой королевской семьи — стали желанным символом богатства и статуса.

Портреты занимали почетное место в доме или передавались другим в подарок. Этот небольшой портрет сэра Джошуа Рейнольдса, например, считается заказанным лордом Эджкамбом в качестве подарка своей возлюбленной. Более крупная версия была уничтожена во время Второй мировой войны.

Как и в случае с сегодняшним селфи, портреты были также шансом для более застенчивых натурщиков быть изображенными в последней моде.Женщина, изображенная на портрете, приписываемом Джеймсу Уиллсу (внизу справа), носит серьги-жирандолы, типичные для того периода, в то время как на своем портрете Гейнсборо (внизу слева) леди Энн Фьюри носит обязательное платье с откидной спинкой.

  • 2
  • Зачем мне покупать фотографию того, кого я не знаю?

Портреты — это кусочек истории.Если вы сможете идентифицировать сидящего, исследование или дальнейшее чтение могут оживить его историю — например, она сильно отличается от изображения изолированного пейзажа.

С портретом лорда Эджкамба сэром Джошуа Рейнольдсом (показанным выше) небольшое исследование предлагает понимание не только отношений Эджкамба с его возлюбленной, но и связи между художником и натурщиком: Рейнольдс и Эджкамб были друзьями детства, а отец няни был один из первых покровителей художника.

Для некоторых портреты — это просто красивые украшения, но когда вы начинаете открывать для себя личные истории вокруг произведений, они становятся гораздо более интересными.

  • 3
  • Как можно идентифицировать незнакомого няни?

Если вы не можете определить объект портрета, сама работа часто может дать подсказку: поищите таблички или ярлыки на оборотной стороне или вдоль рамки, которые могут дать имя или часть имени.

В прошлом году мы продали портрет Джорджа Ромни с собственным почерком художника на этикетке, прикрепленной к подрамнику — дерево за холстом. В тексте, предположительно написанном рукой Ромни, было указано имя сиделки и даты каждого сеанса.

Документы, указывающие на происхождение работы, также могут раскрыть название предмета, а предварительный поиск в Интернете иногда позволяет найти имена наиболее известных ситтеров, хотя поиск также может привести к вводящей в заблуждение информации.

Одним из наиболее полезных ресурсов является Архив и библиотека Хайнца, примыкающие к Лондонской национальной портретной галерее, которая предлагает бесплатную справочную службу (лично или по электронной почте). В нем есть обширный архив портретов, и поиск по одному имени часто может вызвать ваш портрет или другие изображения того же человека. Сравнение черт лица может помочь подтвердить личность объекта.

лучших картин в истории искусства всех времен с рейтингом

Перейти к содержанию Перейти к нижнему колонтитулу Закрыть Нью-Йорк значок-шеврон-право

Нью-Йорк

  • Список задач
  • Еда, напиток
  • Культура
  • Путешествовать
  • Время в
  • Time Out Market
  • Love Local
  • Больше значок-шеврон-право
    • Новости
    • Дети
    • Достопримечательности
    • Музеи
    • Рестораны
    • Бары

18 век — богатство, технологическая революция и власть

Ключевые слова, термины и понятия:

А 1.Война за испанское наследство

2. Герцог Мальборо

3. Бленхейм и Гибралтар

4. Союз с Шотландией (1707)

5. Династия Ганноверов

6. Государственный долг

7. Пузырь Южного моря

8. Роберт Уолпол

9.Восстания якобитов — Старый Претендент и Молодой Претендент

10. Уильям Пин «Старший»

11. Георг III, «Король-патриот»

12. Бостонское чаепитие

13. Декларация независимости

14. Адам Смит «Богатство народов»

В 1.Технологическая революция

2. Джеймс Ватт

3. Дж. Веджвуд

4. Адмирал Горацио Нельсон, Трафальгарская битва (1805 г.)

5. Битва при Ватерлоо — герцог Веллингтон

6. Роберт Оуэн

7. Вордсворт, Кольридж, Байрон, Шелли, Китс

8.Тернер, констебль

Конец 17 века и начало нового века были периодами войн в Европе. Великобритания была вовлечена в Девятилетнюю войну (1688–1697) и войну за испанское наследство (1702–1713). Франция стала постоянным врагом, и великая стратегия Британии заключалась в том, чтобы остановить французскую экспансионистскую политику: бороться с французской конкуренцией в торговле, а также вмешиваться в дела Испанской империи.

Виги в британском парламенте поддержали интервенционистскую внешнюю политику Вильгельма III Оранского и его любимого генерала — Джона Черчилля, который уже был герцогом Мальборо . После смерти Мэри и Вильгельма их сменила Анна (1702-1714). Мальборо был командующим армией и успешно боролся с попытками французов посадить французского принца на испанский трон. Установленная церковь, а также свободная торговля с Англией.

Англия, Шотландия и Уэльс объединились и стали Великобританией.

Тоны выступили против военных действий своих успешных противников, вигов.

Герцогиня Мальборо, которая была очень дружелюбна и близка королеве Анне, была заменена леди, поддерживающей тори. Они пришли к власти в 1712 году и начали переговоры о мире с Францией. Утрехтский договор был подписан в 1713 году, согласно которому короны Франции и Испании никогда не должны были быть объединены, Великобритания получила много преимуществ — новые территории, такие как Гибралтар, Менорка, Ньюфаундленд и Новая Шотландия, а также право продавать рабов Испанские колонии.Великобритания стала великой европейской державой.

Королева Анна была последним монархом Стюартов, она умерла в 1714 году; и согласно Акту об урегулировании, ей наследовали протестанты из ганноверской династии. Георг I (1714-1727) был пожилым и невзрачным немцем, не знавшим английского.

В результате виги, окружавшие короля, получили многие королевские прерогативы, а их лидер стал председателем Королевского совета.Это было началом правительственной системы Кабинета министров в Великобритании, когда премьер-министр возглавлял кабинет.

Господство вигов длилось полвека. Он был обеспокоен восстанием якобитов в 1715 году и растущим государственным долгом. Он был создан, чтобы помочь заплатить за войну, и к 1713 году он вырос до 54 миллионов фунтов стерлингов.

Герцогиня Мальборо

Жорж II

«Бонни» принца Чарли встречает толпа в Эдинбурге

В 1717 году один из министров вигов Роберт Уолпол (позже известный как первый премьер-министр) ввел «фонд погашения», который использовался для выплаты долга по налогам.

Компания Южных морей, основанная в 1711 году для торговли рабами, предложила взять на себя большую часть долга, после чего резко возросла стоимость ее акций. «Мыльный пузырь Южного моря» лопнул в 1720 году, рухнул, как надувной пузырь, и разорил многих инвесторов.

Роберт Уолпол был призван исправить финансовое положение в стране. В 1721 году он стал первым премьер-министром и выдающимся государственным деятелем. Основными целями его политики были мир и процветание.

Его девиз: «Пусть спящие собаки лежат». Он находился у власти двадцать лет и стабилизировал финансовое положение с помощью налогов, взимаемых с товаров, продаваемых внутри страны.

Налоги на чай и кофе были успешными, но налоги на вино и табак вызвали протесты его противников и жителей страны.

Когда Георг II стал королем (1727-1760), он продолжил политику своего отца и опирался на Р.Уолпол в качестве премьер-министра. Но противники из тонов атаковали Уолпола, особенно молодой талантливый политик В. Питт (Старший), — и против своей воли премьер-министр был вынужден начать войну против Испании. Но он не руководил им должным образом, по мнению его парламентских критиков, и был вынужден уйти в отставку. Но он продолжал оказывать влияние на Георга II. Сэр Роберт Уолпол стал очень богатым человеком, имел богатую коллекцию картин, которая была продана его внуком Екатерине Великой из России.

1745 год стал годом еще одной попытки якобитов восстановить Стюартов. Джеймс, Старый Самозванец, был признан шотландской оппозицией Джеймсом III, тосты были выпиты «за короля за пределами моря», но Джеймс был пассивен и не предпринял никаких шагов. Его сын и внук Якова II, Чарльз Эдвард или Молодой Претендент, высадились в Шотландии вместе с семью его последователями. Их с энтузиазмом встретили горцы, которые возмутились в поддержку этого романтичного красивого молодого человека и назвали его Bonny Prince Charlie .Повстанцы-якобиты захватили Эдинбург, столицу Шотландии, но не выдержали атак регулярной английской армии, потерпели поражение у Каллодонской пустоши и рассеялись. Чарльз Эдвард сбежал обратно во Францию. Горцы подверглись жестоким наказаниям и репрессиям. Была разрушена старая клановая система, запрещалось носить килт и играть на волынке. Вождей казнили, многие семьи горцев покинули страну. Горцы были взяты под контроль центрального правительства.

Самым важным противником сэра Р. Уолпола был Уильям Питт «Старший», позже лорд Чатем, который был полон решимости укрепить экономическую мощь Британии и победить Францию ​​в торговой конкуренции за рубежом. Он согласился с Даниэлем Дефо, автором Робинзона Крузо, который в 1728 году написал: «Торговля — это богатство мира, торговля делает разницу между богатыми и бедными, между одной нацией и другой».

Когда лорд Чатем стал государственным секретарем, он направил британские усилия на уничтожение французской торговли и изгнание французов из Северной Америки; Эта политика завершилась захватом Квебека, Монреаля и другими победами «Года Победы» (1759 г.).В Индии хозяевами Бенгалии стали англичане. Индия стала «жемчужиной короны» иностранных владений Великобритании. В 1760 году на смену Георгию II пришел его внук Георгий III (1760-1820). Он был первым ганноверцем, родившимся в Великобритании. Он объявил себя королем-патриотом и был полон решимости принимать более активное участие в управлении страной. В его правительство, в его кабинет входили тоны, которых называли друзьями короля.

Горец

Жорж III и королева Шарлотта с шестью из пятнадцати детей в 1770 году.Слева направо: Уильям, герцог Кларенс; Принц Уэльский; Фредерик, герцог Йоркский; Принцесса Августа, принцесса Шарлотта и принцесса Елизавета

Колокол Свободы

Уильям Питт, старший, подал в отставку, так как его новые военные планы не нашли понимания молодого короля, который хотел заключить мир с Францией (1763 г.) и другими европейскими странами.

Между тем ухудшились отношения с североамериканскими колониями.Колонисты возражали против налогообложения из Вестминстера, заявив о своих требованиях — «Никаких налогов без представительства». Новый министр короля лорд Норт не помешал Георгу III плохо управлять делами в североамериканских колониях.

Бостонское чаепитие в 1773 году было протестом против гербовых сборов на чай, когда колонисты бросили чай Ост-Индской компании в гавань. Парламент предпринял репрессии, хотя виги были противником этой пагубной политики.

Возникли военные конфликты около Лексингтона и Конкорда под Бостоном. Конгресс Соединенных Колоний в Филадельфии избрал Джорджа Вашингтона из Вирджинии командующим их вооруженными силами (1775 г.). Год спустя, 4 июля 1776 г., Конгресс принял Декларацию независимости.

Английская армия потерпела поражение в битве при Саратоге и была вынуждена сдаться. Война за независимость была выиграна американскими войсками при поддержке французов, и когда в 1782 году в Париже был подписан Мирный договор, тринадцать североамериканских колоний преобразовались в Соединенные Штаты Америки с Джорджем Вашингтоном в качестве их первого президента.

Поражение Британии в Северной Америке положило конец периоду личного правления Георга III. Новые тори были его единственной надеждой, и в 1783 году король пригласил Уильяма Питта, младшего, двадцатичетырехлетнего сына лорда Чатема, сформировать кабинет.

Джордж Вашингтон

Правление Георга III было периодом активной деятельности Литературного клуба, возглавляемого литературным и лингвистическим диктатором доктором М.С. Джонсон, среди членов которого были сэр Джошуа Рейнольдс, Голдсмит, Берк, Фокс, Гейнсборо, Шеридан и Адам Смит. Книга Адама Смита «Богатство народов» появилась в год провозглашения независимости; в нем великий экономист представил первую классическую систему экономической деятельности людей. Джеймс Ватт в 1782 году усовершенствовал паровые машины, и его изобретения сделали возможным промышленную революцию.

Вопросы:

1.Каковы были успехи англичан в войне за испанское наследство?

2. Когда и как появилось Соединенное Королевство Великобритании?

3. Кто был первым премьер-министром Великобритании?

4. Чем Георг III отличался от своего отца и деда в своем отношении к правительству страны?

5. Расскажите о причинах и итогах Войны за независимость в Северной Америке.

Технологическая революция стала новым прорывом в экономическом и социальном развитии Великобритании. Это был британский путь буржуазного развития, в отличие от Французской революции. Хронологически его начало относят к середине 18 века; и первые достижения были в производстве сельскохозяйственной продукции благодаря новым методам ведения сельского хозяйства.

Изобретения в области механики способствовали небывалому росту добычи чугуна и угля.К 1800 году Великобритания производила в четыре раза больше угля, чем в 1700 году, и в восемь раз больше железа. Джон Уилкинсон строил железные мосты, железную часовню, железные лодки. Джеймс Ватт создал паровую машину в 1769 году. В 1764 году была изобретена прядильная машина, которая могла выполнять работу нескольких человек. Машины для прядения и ткачества произвели революцию в индустрии производства тканей и превратили ее из кустарного производства в фабричную промышленность, которой управляют и контролируют фабриканты. Хлопковые ткани сыграли ведущую роль в экономической экспансии Великобритании.

Великобритания импортировала хлопок-сырец из своих колоний и экспортировала готовую хлопчатобумажную ткань для продажи в Европе и в колониях. Манчестер стал центром хлопковой текстильной промышленности.

Ваза Веджвуда

В Мидлендсе успешно развивалось производство фарфора, и большие партии костяного фарфора экспортировались.Самая известная фабрика была основана мастером-гончаром Джозайей Веджвудом. Его высококачественный костяной фарфор и голубой фарфор стали популярными, и теперь Веджвуд является торговой маркой самого изысканного английского фарфора. Район расположения этой индустрии известен как «Гончарные мастерские».

Промышленная революция произвела революцию на транспорте. Искусственные каналы вместе с реками связали главные порты Англии, дороги были улучшены, и в 1784 году была открыта служба почтовых карет.

Конец 18 века был периодом социальной дезинтеграции: богатство немногих росло, в то время как нищета и нищета большинства людей росли одинаково быстро. Лишенные средств производства рабочие жили в трущобах и работали сверхурочно за очень низкую заработную плату на фабриках и шахтах. Страна раскололась на две нации — богатую и бедную.

В Британии было много причин для недовольства, но революция во Франции 1789 года сначала приветствовалась в Англии либералами, но она становилась яростной и кровавой, британские правящие классы боялись, что подобные события могут произойти в Великобритании.Книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» стала серьезным предупреждением об опасностях радикализма. Правительство приняло жесткие меры против рабочего движения и возникающих организаций: массовые собрания были запрещены, объединения рабочих были объявлены незаконными.

Питт был премьер-министром после 1784 года почти всю свою жизнь. Но король (Георг III) был старым больным человеком, который не всегда был в здравом уме, поэтому позиция П.М. был чрезвычайно важен. Питт был полон решимости поддерживать мир, но революционная Франция объявила войну в 1793 году. Британские войска потерпели поражение в Нидерландах и французской Вест-Индии, и ситуация стала более опасной, когда на политической арене появился новый французский генерал — Наполеон.

Британцы были спасены своим флотом. Командующий британским флотом, адмирал Горацио Нельсон одержал блестящие победы над французским флотом у берегов Египта, у Копенгагена и у Испании.В битве при Трафальгаре в 1805 году Нельсон уничтожил франко-испанский флот, но был убит снайпером. Он стал одним из величайших национальных героев Великобритании. Его слова английскому флоту перед Трафальгарской битвой «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» сохранены в памяти нации как исторический пример частичного долга во время опасности.

Битва при Трагалгаре, 1805 г.

Величайшим генералом британской армии в действиях против Наполеона стал герцог Веллингтон (сэр Артур Веллесли 1769-1852).

После катастрофического вторжения в Россию (1812 г.) Наполеон потерпел поражение от европейской коалиции в Битве народов при Лейпциге (1813 г.), был заключен в тюрьму на острове Эльба и сбежал оттуда, чтобы снова появиться в Париже. Последняя битва произошла в Бельгии на небольшом месте под названием Waterloo (1815) . Британская армия под предводительством Веллингтона и прусская армия под командованием Маршала Блюхера победили Наполеона, ему пришлось отречься от престола, он был отправлен на остров Св. Елены в Южной Атлантике и там погиб.

Конгресс европейских держав, состоявшийся в Вене, заключил мир, и Британия вышла из «наполеоновских войн» великой империей: к Канаде, Австралии и большей части Индии она добавила Капскую колонию (Южная Африка), Цейлон и Гвинею, а также еще несколько стран. малых провинций.

Но эта недавно увеличившаяся великая держава страдала от внутренних проблем: политические и экономические реформы были давно назрены, годы войны были периодом репрессий, а положение рабочих и бедняков ухудшилось.

Первой политической мерой правительства был закон о хлебе, запрещавший импорт дешевого иностранного зерна. За этим последовали беспорядки и новые репрессии, некоторые демонстранты были убиты в «Резне Петерлоо» в Манчестере. У людей были свои прогрессивные защитники, которые критиковали существующие институты и создавали «новые поселения величайшего счастья для наибольшего числа людей». Роберт Оуэн , филантропический владелец фабрики и теоретик утопического социализма, который повлиял на развитие движений рабочего класса — кооперативных торговых обществ и профсоюзного движения, был одним из них.

Социальные и политические изменения в мире повлекли за собой революцию в искусстве. Блестящая плеяда писателей и поэтов искала вдохновения в природе, эмоциях и духе свободы. Лирические баллады Вордсворта и Кольриджа были опубликованы в 1798 году. Произведения Байрона, Шелли и Китса были романтическими и эмоциональными. Джейн Остин не увлеклась романтическим движением и в своих домашних миниатюрах описывала приключения юных влюбленных в английских загородных домах.

Живопись равнялась достижениям поэзии. Пейзажная живопись произвела на свет двух великих, но очень разных гениев — Тернера и Констебля.

Старый король (Георг III, 1760-1820), слепой, безумный, умер в 1820 году, и ему наследовал малоуважаемый Георг IV (1820-1830), который был принцем-регентом последние девять лет жизни своего отца (1811- 1820 г.).

Вопросы:

1.Каким образом традиционно сравнивают французскую буржуазную революцию и технологическую революцию в Великобритании?

2. Какие отрасли промышленности достигли огромных успехов в технологической революции?

3. Какая социальная ситуация складывалась в связи с технологической революцией в Великобритании в середине 17 века?

4. Каковы были военные события в наполеоновских войнах против Франции?

5.Какими были победы антинаполеоновской коалиции и какие военные герои прославляли Великобританию?

6. Какие территориальные преимущества Великобритания получила от Венского конгресса?

7. Каковы были внутренние проблемы Британии в то время?

8. Каковы были революционные изменения в искусстве?

Моя причудливая муза: Непослушная сторона французской моды 18 века

Я продолжаю серию старинных французских модных тарелок времен Марии Антуанетты несколькими примерами самых экстремальных модных дней.Большинство из нас, современных женщин, думают, что историческая одежда до 1920-х годов была очень консервативной и застегнутой; Тем не менее, это не всегда так. Низкие лифы были в моде на протяжении большей части 16-19 веков. Странно, как можно было обнажить столько своей груди на публике, но обнажить плечи было бы слишком рискованно ».

Многие модницы конца 18 века даже иногда обнажали один или оба соска; или их лиф был срезан так низко, что при малейшем движении соск мог показаться неожиданным.

Теперь заметьте, что женщина будет вести себя слегка шокированной происшествием, но было хорошо известно, что в платьях такого «покроя» это должно было произойти. Я могу просто представить себе людей дня, делающих ставки относительно того, когда соски мадам X появятся во время бала или ужина.

Наверное, было весело смотреть.


Французская модная тарелка от c1780 с обнаженным соском

Выше представлена ​​французская модная тарелка 1780-х годов, демонстрирующая, насколько низко модный номер

.

пришли лифы.Несомненно, женский сосок действительно обнажен.

Это не сольная модная тарелка. У меня есть несколько, на которых видны обнаженные соски того же периода времени, и другие, где обнажена большая часть груди, даже если сосок не виден.

Эта крайняя мода была не только во Франции, но отчасти в Англии и других прогрессивных странах Европы. Не все женщины дошли до того, чтобы обнажить свои соски, другие предпочли только позволить ареолам быть видимыми, а те, что более скромные, позволили лифу открываться, но не полностью раскрывали их очарование.

Как ни крути, демонстрация декольте или декольте было приемлемым модным заявлением того времени. Вопрос был не в том, покажете ли вы декольте, а в том, «насколько низко вы спуститесь»?

*****

Я подумал, что было бы интересно написать о некоторых из наиболее смелых модных тенденций времен Марии-Антуанетты (конец 1770-х — конец 1780-х годов), которые показывают, насколько низкими могут быть корсы. Некоторые не обнажают соски, как показано на гравюре выше; однако во многих из них при ближайшем рассмотрении понимаешь, насколько они уязвимы на самом деле.

Экстремальная «непослушная» французская мода

Открытые соски показаны на этих модных табличках

.
На этой модной пластине обнажены оба соска (они очень бледные, но они есть)

Небольшой наклон в сторону и ее левый сосок обнажен

Возраст не имеет значения, но оба соска обнажены она носит шарф.
Оба ниппеля в этой модной пластине находятся на плоскости

Они могут быть «обнажены»

в противном случае они очень близки к тому, чтобы дать пип-шоу


Похоже, ее левый сосок открыт для меня
То же самое здесь — ее левый сосок выглядит чуть выше шнурка
На этот раз я считаю, что на ее правой груди есть намек на сосок над шнурком

«Разоблачение» — это вопрос времени

С глубоким вдохом или легким поворотом — всех ждёт настоящий сюрприз.

Почти обнажено, но не совсем.
Чуть ниже шнурка — так что не дышите слишком глубоко, если не хотите, чтобы все раскрылось
Она выглядит так, будто подтягивает лиф, но он слишком низкий, чтобы долго скрывать его
Widows Weeds с небольшим количеством вспышки, потому что ее не так много, чтобы удержать ее в этом лифе
Только посмей меня!
Немного кружева, скрывающего ее чары
Я говорю, что она хороший кандидат для возможного шоу и расскажу позже в этом платье
Спрятано за клочком кружева — но, судя по виду, ненадолго
Похоже, она проигрывает / выигрывает битву с ее правая грудь

Я до сих пор люблю историческую моду, но не могу сказать, что мне было бы очень комфортно выставлять себя в любом из этих платьев.Я, вероятно, осмелился бы опуститься довольно низко, но я бы не хотел рисковать, поставив себя «наугад», если вы понимаете, о чем я.

Тем не менее, я хотел немного повеселиться с одной из этих модных тарелок и решил превратить последнюю в png, а затем приступил к игре с цветами. Вот ассортимент для вашего удовольствия.

Оригинал преобразован в файл png
Уменьшенная версия оригинала
Синяя и бирюзовая версия
9069 9069 9069 синий 9069
Оливковая и синяя версия
Синяя версия
9069 9069 9069 9069 9069 Для получения дополнительной информации о декольте см.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DARS © 2019 Все права защищены