Ампир стиль: Empire Style — Art History, Arists, Paintings

Ампир / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о стиле, послужившем творческим источником для дизайнеров ЮБ Роскошь, создавших коллекцию «Ампир».

Происхождение:

1. Франция (правление Наполеона I — 1804 –1815 гг)

Периоды проявления:

1. Наполеоновская Франция.

2. Россия: правление Александра I, сталинский Ампир, неоклассицизм СССР.

3. Кайзеровская Германия, фашистская Германия.

4. Английский стиль регентства (1810-30). Эдвардианская Англия (1901-1910)

Основные черты: 

1. Спокойная уравновешенность форм. Формы простые и элегантные.  Изогнутые линии сочетаются с прямыми.

2. Симметричные формы. Монументальность. Соединение античности и рационализма. Холодная торжественность.

3. Базовые геометрические фигуры: круг, квадрат.

4. Чистые, насыщенные цвета, дерзкие цветовые контрасты.

5. Статичная композиция, элементы античной и воинской символики.

6. Геометрически выверенная орнаментальность. Декор служит для прославления Империи.

7. Дорогостоящие материалы: древесина светлых  или красных пород, бронза, полированный камень. 

Основные характеристики:

1. Стиль воспевал величие власти.

2. Отражение через искусство значимости военных побед и мощи Империи.

3. Этические мотивы: искусство позднего Рима, древних Греции и Египта.

Символы  или константы стиля:

1. Торжественность и парадность (насыщенные цвета, венки, тяжелая    драпировка, позолота, гильош).

2. Имитации античной архитектуры: Арка, колонна, бордюры. 

3. Воинская символика, сцены баталий (щиты, шлемы, копья, мечи, фасции).

4. Образы античности (человеческие образы, миандр, пальметта, акант, кариатиды, лавры, мифические животные: сфинксы, орлы, грифоны, львы, змеи).

 

Ампир (от французского — империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах, завершающая фаза неоклассицизма. Возник во время правления императора Наполеона I (1804 –1815 гг.) и активно развивался в первой трети XIX века.   


Свое начало ампир берет в классицизме с его строгими канонами, заимствованиями из античности и торжественно-парадной обстановкой, но значительно дополняет его специфическими деталями.

В основные задачи ампира входило показать величие и могущество империи Бонапарта. С этой целью продолжается обращение к древней культуре, упор делается на искусство позднего Рима, в меньшей степени – древних Греции и Египта.

Ампир иногда грубо копирует те достижения прошлых цивилизаций, которые могут подчеркнуть мощь и военное превосходство государства. Идея утверждения имперского величия посредством многочисленных атрибутов и символов. Стиль становится официальным, является частью идеологии и начинает искусственно «насаждаться» сверху. Желание правителя показать блеск и силу империи, влияние древних культур делают его менее строгим и сдержанным, нежели классический, добавляя несколько агрессивного шика в деталях. Выражалось это в нетипичных ярких цветах мебели и аксессуаров, в дерзких цветовых контрастах и необычной форме мебели, в элементах военной тематики в интерьере. Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях.    


Декор.

Для декора в стиле ампир характерна строгая система образов. Например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину. Декор обильно использовался как в оформлении стен, потолков, так и в мебели и предметах обихода.     


В мебели функцию опорных устоев и подлокотников выполняли фигуры животных, отлитые из бронзы, а поверхности украшали накладным декором. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее использовались и светлые породы:черешня, клён, ясень, лимонное дерево. В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки. Инкрустация почти не применяется, поскольку эта техника слишком серьёзна для той эпохи, когда стиль ампир выражал эстетические вкусы буржуазии и военных, которые стремились к поддельному блеску, лоску, шику. Редко встречающийся орнамент инкрустации выглядит в виде мозаики из севрского фарфора, малахита и мрамора. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски) золотятся обязательно. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Остроумные механизмы находят своё применение в столах и при нажатии кнопки меняют форму и размер предмета.

Мебель ампира была архитектурой в миниатюре: классической, симметричной и суховатой. Кроме того, украшалась такими сугубо архитектурными деталями, как колонны и кариатиды. Стулья и диваны были не очень удобны для сидящего. Минимальное присутствие обивки, линейные, иногда совершенно прямые спинки создают ощущение напряженного ожидания. Боковины часто исполняются в виде буквы S или рога изобилия. Опорные конструкции решаются иногда в виде герм с львиными лапами, чаще в виде античных пилонов или колон.


Шкафы обычно монолитные, массивные, с острыми углами. Все поверхности обычно гладкие, декор – симметрично расположенные накладки из бронзы. Карнизы прямые, профилированные без излишеств. Стенки зачастую абсолютно лишены членений. Из материалов используются как темные породы дерева (красное и черное дерево), так и светлые (клен, лимонное дерево). Излюбленным становится красное дерево, и для декорирования предметов из него используется бронза. Также встречаются гладко отполированные предметы, фанерованные красным и черным деревом. Они украшаются бронзовыми накладками тонкой работы, реже – золоченой резьбой.  


Во времена ампира появляется множество новых форм мебели: книжный шкаф с трельяжем, шкаф-горка, узкие витрины, серванты, круглые столы для сервировки, а также совершенно новая форма мебели для сидения -рекамье. Это была короткая, но элегантная кушетка, выполненная изогнутой в виде гусиной шеи. Столы в эпоху ампира были весьма разнообразны. Это были небольшие столики на одной ножке круглой формы, большие круглые столы, высокие тумбочки цилиндрической формы, которые ставились по обе стороны от кровати, туалетные столики с зеркалами. 


Элементы декора:

1.    Египетские мотивы. После Египетского похода Наполеона в 1797 году в Европе вошел в моду Восток вообще и Древний Египет в частности. Мебель покрывалась изображениями сфинксов, ибисов и иероглифами. 

2.    Пальметта и акант. Пальметта — веерообразный орнамент в виде пальмового листа – дань восточно-египетской моде. Классический акант, декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса – мотив античный.

 

3.    Звериные мотивы. Львы, орлы и змеи, ассоциирующиеся с мужеством, силой и мудростью, были самыми популярными  животными стиля ампир. Их стилизованные головы и лапы украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки и боковины кресел и диванов нередко имели форму орлиного крыла.

4.    Кариатиды. Скульптурное изображение задрапированной женской фигуры, которое заменяет в архитектурных сооружениях колонну или другую вертикальную опору для поддержки перекрытия.

5.    Лавровый венок. Универсальный символ триумфа, победы и власти. 


Архитектура.

Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Важными требованиями стиля становятся целостность и четкая симметрия всех элементов обстановки, монументальность форм. Активное использование больших нерасчленённых поверхностей стен, геометрическая правильность цельных объёмов зданий, массивность пилонов и колонн отчасти восходят к древнеегипетскому искусству.

Широкое распространение в архитектуре ампира получили портики дорического и тосканского ордеров. Декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой (доспехи, венки, геральдические орлы, также стилизованные сфинксы).

В структуре формообразования ампира просматривается усиление градообразующей роли фасадов зданий, обеспечивающих симметричность и гармоничность ансамбля в целом. 


В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски), мотивов декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т.п.), нарочито парадных и холодновато-торжественных, исполненных театрального пафоса. Главными архитектурными формами ампира считаются триумфальная арка и триумфальная колонна. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора: Пьер Фонтен, Шарль Персье, Ж. Ф. Шальгрен.

Интерьер.

Ампиру свойственна четкость форм, некоторая приземленность, основательность и замысловатый декор. Все вещи приобретают некоторую тяжеловесность и плотность. На смену стройным, удлиненным формам приходят монументальность и статичность. Настоящим символом стиля ампир становятся квадрат и круг – простейшие геометрические фигуры.

Интерьеры украшают картины в резных рамах, настенные ковры ручной работы, украшения из металла. И поскольку ампир насаждался искусственно, ему свойственна некоторая холодность.

Напольные покрытия из мрамора, чаще из массива ценных пород, с обязательным рисунком по мотивам греко-римской тематики. Стены украшают колоннами, используется отделка мрамором, обои из шелка, парчи — ткани, гармонирующей с абажурами.

 

Потолки декорируют позолоченной лепниной, росписью с античными мотивами, широко используются медальоны, но могут быть и просто белые гладкие потолки или с более сдержанным декором.

Прямоугольная форма дверей – традиционно используется в интерьере ампира. Филенчатые двери словно вытянуты в длину и часто оформлены порталами. Нередко двери украшают мотивами, типичными для ампира и статуями, среди которых львы, сфинксы, грифоны.

Оформление окон — карнизы в виде древка, французские шторы.


Цветовая гамма.

Для Ампира характерны чис­тые на­сыщен­ные крас­ки. Изум­рудный, си­ний, вен­ге,  красный, зо­лотой, бе­лый и чер­ный сос­тавля­ют па­лит­ру сти­ля. Золотые и бронзовые оттенки привносят в этот цветовой набор блеск богатства и ассоциируются с торжеством победителя.

Живопись и скульптура.

Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Главный представитель стиля ампир в живописи — Жак Луи Давид.  В своих произведениях этот мастер часто использовал растительные и геометрические мотивы этрусских ваз. Возвеличивал на своих полотнах императора и его свиту. Он восхвалял боевые подвиги правителя, изображая его верхом на коне. Кроме того, он изготавливал красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносил Жозефине. 

В скульптуре стиль ампир был выдержан в подчеркнуто-геометрических линиях и формах, в массивных, хорошо отделанных изделиях. Внушительная сила придавала обаяния этому стилю, но военная диктатура все же наложила на него отпечаток сухости и холодности.

Наиболее талантливым скульптором этого стиля считается Бертель Торвальдсен. Его вдохновляло античное искусство и образы героев древности. Как и античные мастера, Бертель работал с мрамором. Среди известных его скульптур — статуя античного героя Ясона, Ганимед, кормящий Зевсова орла, Венера с яблоком, Геба. 

Орнамент в стиле ампир

С приходом нового стиля меняется не только форма, но и колорит изделий. Художники-оформители начинают использовать гораздо более насыщенные оттенки.

Основные особенности орнамента в стиле ампир:

  • Использование античных, в основном римских и египетских, мотивов.
  • Устойчивость и монументальность элементов в сетке.
  • Использование сетчатой структуры, основой которой мог быть ромб, квадрат, шестигранник, круг.
  • При применении растительных мотивов листочки располагаются очень густо и по обеим сторонам. При этом используются пальметы, лавровые ветви, позаимствованные в основном из римского орнамента. Также очень популярным становится античный мотив виноградной лозы.
  • Эклектичность. В орнаменте часто сочетаются естественные и условные элементы. В этом прослеживается явное влияние эллинизма.
  •  Как и в римском орнаменте, в узорах стиля ампир очень часто используется канделябр. Иногда он трансформируется в пышный вазон с букетом цветов.
  • Одним из самых популярных элементов становится триумфально-помпезный венок.
  • Знамена тяжелой драпировки и разного рода военная атрибутика.

Орнамент стиля ампир отличается, прежде всего, лаконичностью. Основу его составляет революционная символика с элементами, характерными для античности. Символичность при исполнении этого декора используется очень широко. Так, фригийский колпак становится отражением в узоре свободы, а ликторская связка – единения, дубовые ветки – символами добродетели, копье олицетворяет свободу личности.

В разработке орнаментов нового стиля принимали участие многие известные художники. Находит отражение в орнаменте и воинственность новой Французской империи. В качестве орнаментальных элементов в этот период часто используются трофеи, луки, колчаны, стрелы, императорские орлы, щиты, шлемы, мечи. В орнаментах на текстиле, обоях, оружии, элементах декора часто используется так же вензель N, прославляющий Бонапарта. Составляются орнаменты с применением имперских эмблем – орла, пчелы, звезды, ордена Почетного легиона и других. 

Французский ампир закончил свое существование вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 году. 

Ампир в России

Ампир в России (высокий классицизм или александровский классицизм) возник под влиянием французского искусства и стал выразителем идей государственного величия и независимости. Наибольшее распространение получил в градостроительных ансамблях Санкт-Петербурга и Москвы. В различных городах России развернулось строительство по «образцовым» проектам, благодаря которому ампир стал общероссийским культурным достоянием.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830 — 1840 гг.).

Самым известным зодчим, возводившим здания в стиле ампир в Санкт-Петербурге был Карл Росси. Он буквально преобразил Петербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом. Не менее талантливыми архитекторами этой эпохи были: Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Андреян Захаров, Василий Стасов, Остап Бове.

Среди скульпторов имели высокую популярность: Феодосий Щедрин, Иван Матрос.

В период 1930 — 1950 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

Ампир в Европе

В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети XIX века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, стиль Регентства и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира». Влияние ампира во 2-й половине XIX века, несомненно, в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (Эдвардианский), Италии, Кайзеровской Германии. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии, искусство Третьего рейха в Германии, неоклассицизм в СССР).

         


Примеры стиля Ампир в архитектуре / Блог архитектора Дмитрия Новикова

Главная страница |Обо мне| Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Проект по Васту |Архитектурный проект|Дизайн фасадов

Главная страница  >  Архитектурный Блог — стр 1  >  Архитектурный Блог — стр 3  >  Архитектурные стили >  Стиль ампир в архитектуре

Ампир (фр. style Empire имперский стиль) стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I и развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века.

Подписывайтесь на наш Блог на Яндекс Zen — мы регулярно публикуем там новые статьи и видео на тему архитектуры, дизайна и строительства.

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire империя). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников русского ампира.

Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина.

 

Примеры петербургского ампира:

Примеры московского ампира:

Ампир относится к так называемым королевским стилям, которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.

В России ампир главенствовал в архитектуре до 18301840 гг.

Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как сталинский ампир.

Сталинский ампир совместил наследие ренессанса, классицизма и американского ар-деко.
Образцом для многих сооружений стал муниципалитет Манхэттена в Нью-Йорке и другие американские небоскребы начала 20 века в стиле ар-деко. Внешне их напоминают семь сталинских высоток, которые построили в Москве в 19471957 годах:

Сталинский ампир работает с наследием ренессанса ордерной системой, симметрией, колоннами, а также дорогими отделочными материалами.
Все эти здания, по задумке Сталина, должны были представлять достижения СССР, коммунистического строя. Поэтому их украшали скульптурами рабочих и крестьян, мозаиками с патриотическими сюжетами, изображениями серпа и молота. В оформлении фасадов и внутренних помещений использовали мрамор, бронзу, гранит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие статьи в Блоге:

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в  зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре ренессанса. Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима…

Этот стиль получил распространение в Европе в 1890-е1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, использование новых технологий (металл, стекло). Для модерна характерны плавные изгибы стен, криволинейные очертания окон и дверей, отсутствие симметрии, живописность цветовых решений. В стиле модерн строились в основном городские особняки и загородные виллы. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

Архитектура древнего Китая

 

Обнесенные стенами здания, приподнятые павильоны, деревянные колонны и панели, желтая глазурованная черепица на крышах, ландшафтные сады, а также тщательное планирование города — всё это примечательные черты архитектуры древнего Китая, многие из которых до сих пор играют важную роль в современной архитектуре по всей Восточной Азии. На архитектуру Китая повлияли идеи из Индии и буддизм, который распространился там, но здания древнего Китая оставались удивительно неизменными в фундаментальном виде на протяжении веков, влияя на архитектуру других соседних восточноазиатских государств, особенно в древней Японии и Корее. ..

Традиционная архитектура Японии.

Японская традиционная архитектура является одним из самых ярких проявлений японской культуры, и вы можете найти уникальные элементы архитектуры в замках, храмах, святынях, а также домах. Японская архитектура развивалась под влиянием Китая и Кореи. Начиная с современной эпохи, западная культура также оказала влияние, но в то же время сохранился отчётливый и уникальный японский стиль архитектуры, интегрированный с природной средой и культурой Японии. В этой статье я расскажу об основных элементах традиционной архитектуры японского жилища…

 

_________________________________________________________________________________________________________________

!Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник!

________________________________________________________________________________________________________________________________

Если Вы хотите заказать проект дома, или у Вас есть вопросы, свяжитесь со мной по телефону, телеграму или почте.

+7 977 268-04-53

[email protected]

   

Ампир, 1800–1815 гг. | Эссе | Метрополитен-музей

Период правления Наполеона дал свое название позднему неоклассическому стилю, который характеризует художественные произведения той эпохи, включая периоды Директории и Консульства. Наполеон I посетил французские текстильные, фарфоровые и мебельные мастерские, чтобы стимулировать их увеличение производства во славу Франции, и все искусство служило продвижению его режима. Революционные завоевания нашли отклик в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в котором было много деятелей Славы и Победы (1978.55). Античные формы и орнамент, уже встречавшиеся в стиле Людовика XVI, смешались с имперскими символами Наполеона, в том числе с пчелой, буквой N, окруженной лавровым венком, звездами, орлом и экзотическими иероглифическими мотивами, взятыми из египетской кампании (май 1795 г.). – октябрь 1799 г.). Императрица Жозефина любила лебедей; они украшают подлокотники стульев, занавески, ковры и фарфор в парадных залах ее дома в Мальмезоне (1985.119; 26.256.1).

Суды по всей Европе переняли стиль ампир, особенно в России, где он стал основным продуктом. В Германии и Австрии он сосуществовал с более мягким бидермейером, связанным со скромными домашними интерьерами. Шарль Персье (1764–1838) и Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762–1853) были двумя самыми влиятельными фигурами в области декора и мебели в стиле ампир. Официальные архитекторы при дворе Наполеона, их основной обязанностью был ремонт различных королевских резиденций. Их Recueil de decorations intérieures (1812 г.) был важным справочником по стилю ампир.

90 002 египетских элемента и темы были импортированы и распространены главным образом бароном Домиником Виваном Деноном (1747–1825), археологом, участвовавшим в ближневосточной экспедиции. В 1802 году он опубликовал подвеску Voyage dans la Basse et la Haute Égypte les campagnes du Général Bonaparte , в которой рисунки и гравюры герм, пальмовых листьев, мумифицированных египтян, кариатид и другой экзотики скопированы непосредственно с храмов, погребальных колонн, и царские гробницы. Позже назначенный директором Центрального музея искусств (Лувр), Денон сыграл важную роль в ассоциации будущего императора с египетским дизайном во Франции, хотя египтомания уже стала модной в восемнадцатом веке (41. 188; 26.168.77; 41.205.2; 1996.30).

Неоклассические и египетские изображения оживили предметы Империи любого описания, включая настенные украшения (27.191.2), серебро (34.17.1a–c), рисунков на бумаге (обои) Жана Зубера и Жозефа Дюфура, ткани от Жуи и Лиона ( X.404; 28.28.1), гобелены (43.99), севрский и даготский фарфор (1985.119; 56.29.1–.8), мебель (23.147.1; 24.230; 07.225.53; 2000.189; 19.182.5). Мебель в стиле ампир, обычно сделанная из красного дерева с Кубы и Антильских островов (которая заменила ранее использовавшиеся различные ценные породы дерева) и снабженная фигурками из латуни и ормолу, взятыми из мифов и истории, была в значительной степени строгой и геометрической. Ювелир Пьер Филипп Томир (1751–1843) получил признание как искусный мастер бронзовых оправ для таких изделий (44.152a,b; 19).78,55; 26.256.2,.3). Анри Огюст (1759–1816), Жан-Батист Клод Одио (1763–1850) (26.256.1) и Мартен Гийом Бьенне (1764–1843) (34.17.1a–c) изготавливали элегантные сервизы, нефы, драгоценности и табакерки. из драгоценных металлов для императора и императрицы, иногда по эскизам Персье и Фонтена.

Картина была зачислена в ознаменование наполеоновских триумфов. Жак-Луи Давид, восхвалявший своей кистью героические и гражданские доблести древних, теперь с таким же рвением посвятил себя служению завоевателю, олицетворявшему империю. Давиду мы обязаны такими монументальными зрелищами, как Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар (1801; Мальмезон), Раздача орлов (1810; Версаль) и Наполеон в своем кабинете (1812; Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия). Его групповой портрет Коронация императора Наполеона I и коронация императрицы Жозефины в Нотр-Дам 2 декабря 1804 г. (1805–1807; Лувр) свидетельствует об имперском владычестве Наполеона и демонстрирует ослепительные костюмы и украшения, модные в его суд (1983.384.1а – в; 32.35.10).

На портрете мадам де Таллиран, сделанном Франсуа Жераром (1770–1837), она изображена в культовом белом платье, напоминающем о классическом мире, предмет одежды, который вошел в моду во времена Директории и стал вершиной моды в стиле ампир (2002. 31). В декабре 1803 года Жером Бонапарт (1784–1860), брат Наполеона, женился на Элизабет Паттерсон, молодой американке, которая, вероятно, носила такое свадебное платье из индийского муслина и кружева (1983.6.1). По словам современника, он «легко поместился бы в кармане джентльмена». Во Франции был наложен запрет на ввоз популярного индийского муслина в целях продвижения материалов французского производства. Шелковая ткань производилась в Лионе в больших количествах для удовлетворения потребностей императорской моды (28.28.1)

Двумя ведущими художниками наполеоновского периода были Антуан Жан Гро (1771–1835) и Жан-Батист Изабе (1767–1855). Грос был официальным художником армии и очевидцем некоторых из самых известных сражений имперской эпохи. Его шедевры включают Генерал Бонапарт в Арколе (1796), Наполеон в Чумном доме в Яффо (1804) и Поле битвы при Эйлау (1808) (все в Лувре). Изабей был главным художником императрицы Жозефины, а также главным декоратором и распорядителем императорских торжеств ее преемницы Марии-Луизы. Он известен своими придворными портретами и миниатюрами (17.190.1114), особенно на знаменитом Аустерлицком столе, спроектированном Персье и украшенном бронзой Томиром.


Цитата

Гонтар, Кибела. «Стиль ампир, 1800–1815 гг.». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/empr/hd_empr.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Делорм, Элеонора П., изд. Жозефина и искусство Империи . Лос-Анджелес: Музей Гетти, 2005.

.

Фейгенбаум, Гейл, изд. Америка Джефферсона и Франция Наполеона: выставка к двухсотлетию покупки Луизианы . Каталог выставки. Новый Орлеан: Художественный музей Нового Орлеана, 2003.

.

Гумберт, Жан Марсель и др. Египтомания: Египет в западном искусстве, 1730–1930 гг. . Каталог выставки. Париж: Реюньон национальных музеев, 1994.

.

Кенни, Питер М. и др. Оноре Ланнуйе, краснодеревщик из Парижа: жизнь и работа французского эбениста в федеральном Нью-Йорке . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1998. См. в MetPublications

.

Le Bourhis, Katell, изд. Эпоха Наполеона: костюм от революции до империи, 1789–1815 гг. . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1989. См. в MetPublications

.

Олсон, Роберта Дж. М. и Маргарет К. Хофер. Престол Империи . Каталог выставки. Нью-Йорк: Нью-Йоркское историческое общество, 2002.

.

Персье, Чарльз и П.Ф.Л. Фонтейн. Список предметов интерьера . Париж: Chez les Auteurs, 1812.

.

Розенберг, Пьер и др. Доминик-Виван Денон: L’oeil de Napoléon . Каталог выставки. Париж: Реюньон национальных музеев, 1999.

.
Дополнительные очерки Кибелы Гонтар
  • Гонтар, Кибела. «Неоклассицизм». (октябрь 2003 г.)
  • Гонтар, Кибела. «Жан-Батист Карпо (1827–1875)». (октябрь 2004 г.)
  • Гонтар, Кибела. «Искусство модерн.» (октябрь 2006 г.)
  • Гонтар, Кибела. «Неоклассический храм». (октябрь 2003 г.)

История и особенности мебели в стиле ампир

Мебель в стиле ампир относится к мебели, созданной в период правления Наполеона Бонепарта во Франции. Наполеон, казалось, был одержим желанием прославить величие Франции, и эта одержимость очевидна даже в предметах мебели, которые были созданы при его правлении.

История Французской империи

Французская империя относится к короткому периоду, когда Наполеон правил Францией как император, между 1804 и 1814 годами. Во время его правления французские вооруженные силы расширились, и Франция была объектом постоянных войн. Наполеону Бонапарту удалось за десятилетие покорить многие европейские страны и территории. Во главе с тоталитарным правительством французские граждане потеряли некоторые свободы, но ощутили прогресс в области религиозной терпимости, государственного образования и т. д.

Тоталитарное правительство распространило свое влияние на производство мебели; Мебель, изготовленная во времена правления Наполеона, должна была соответствовать определенным требованиям, чтобы правильно отображать величие Французской империи. Часто включались массивные элементы, и вскоре стиль распространился по Европе и, в конечном итоге, в американские колонии. Мебельный стиль ампир часто рассматривают как развитие неоклассического периода, возникшего во второй половине 18 века. Мебель в стиле ампир обладает некоторыми уникальными характеристиками, по которым ее легко идентифицировать, включая размер, геометрические формы, римские и египетские мотивы и букву «N».

Характеристики мебели в стиле ампир

Самым заметным аспектом мебели в стиле ампир часто является ее размер. Помните: Наполеон хотел передать величие Франции через свою мебель, поэтому предметы часто были настолько большими, что производили впечатление. Они также включали декоративные элементы, предназначенные для того, чтобы почти остановить людей из-за того, насколько они были потрясающими и великолепными.

Вместо изгибов и мягких элементов мебель в стиле ампир часто отличалась жесткими формами, плоскими поверхностями и острыми углами. Все, как правило, было симметричным, с элементами дизайна, отражающими друг друга по обе стороны от изделия. Большая часть вдохновения для дизайна мебели в стиле ампир пришла из Древней Греции, Рима и Египта. Наполеон восхищался явным отсутствием сложностей, которыми были известны эти культуры, и хотел построить свою империю по их образцу.

Мотивы мебели в стиле ампир были вдохновлены войной и древними культурами, которыми он так восхищался. Часто вы можете найти шпили, гербы, львов, орлов, римских/греческих божеств, сфинксов и пальмовых листьев, вырезанных в деталях мебели в стиле ампир. Одним из самых уникальных элементов мебели Наполеона было появление буквы «N», часто окруженной лавровыми листьями, которые считались символами славы и победы. Лавровые листья — один из самых популярных мотивов, используемых в мебели Наполеона из-за сообщения, которое они передают.

Какие леса использовались?

Первоначально французские производители мебели использовали исключительно красное дерево для изготовления предметов в стиле ампир, но по мере того, как Наполеон терял все больше и больше друзей на континенте, этим производителям мебели приходилось вместо этого обращаться к местной древесине. Некоторые из этих вариантов включали клен, орех и бук. Хотя экзотические породы дерева все еще поставлялись из французских колоний, они считались дефицитными и использовались только для небольших проектов, таких как шпон или отделка.

Неудивительно, что позолота стала популярной в мебели, созданной во времена правления Наполеона. Предметы выглядели так, как будто они были сделаны из золота, покрытые золотыми листьями, которые заставляли людей забыть, что мебель была изготовлена ​​из обычного, обычного местного дерева. Ножки обеденных столов и стульев были специально украшены таким образом, что помогало им казаться более величественными и внушительными, чем они были сами по себе.

Золото было не единственным материалом, используемым для того, чтобы обычные предметы мебели казались более впечатляющими: мрамор часто включали в столешницы шкафов и столов, чтобы они казались массивными и величественными. Что касается мягких деталей, Наполеон часто требовал величественных синих и красных тонов с золотыми элементами.

Одним из самых популярных предметов мебели времен Французской империи является небольшой столик на трех ножках. Чаще всего сами столы напоминали небольшие скульптуры, столешницы украшались либо инкрустациями, либо мрамором. На специальных изделиях также могло быть изображено лицо самого Наполеона Бонапарта. Кровати-лодочки, которые напоминали массивные кушетки и произошли от сильного римского влияния, также были очень популярны.

Конец империи

Французской империи пришел конец в 1814 году, когда была восстановлена ​​монархия и закончилось правление Наполеона.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *