Что нового стиль рококо добавил к барокко: Чем отличается стиль барокко от рококо

отличительные черты и разница между стилями

Архитектура и интерьеры эпохи Просвещения и Нового времени вряд ли кого-то оставляют равнодушными — они вызывают либо бурный восторг, либо категорическое отрицание. Но и сегодня архитекторы обращаются к стилям барокко, ампир, рококо, потому что людям нравится эта эстетика, она находит отклик в их душах. Однако часто разницу между этими историческими стилями может понять только специалист. Расскажем о том, чем отличаются барокко, рококо и классицизм, как они появились и каковы их характерные признаки.

Понятие больших стилей в искусстве

Стиль – это устойчивая форма чего-нибудь, в нашем случае – произведения искусства, архитектуры. Большие стили являются следствием эволюции художественного мышления, осмысления пространства и времени, развитием общественного видения мира. Стиль – это своеобразное мировоззрение эпохи. В истории искусства наблюдается смена доминирующих стилей, поэтому разные эпохи ассоциируются с определенным, устойчивым художественным мышлением. Однако стили -барокко, рококо, классицизм и другие — никуда не исчезают. Всегда есть творцы, которые находят художественные ресурсы в существующих направлениях. Особенно на современном этапе развития искусства, когда наблюдается их сосуществование. Обычно исследователи говорят о том, что есть большие стили, такие как готика или барокко, и направления, такие как ампир или символизм. Каждый стиль характеризуется собственным набором выразительных средств, что и позволяет относить произведения к тем или иным течениям.

История барокко

На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.


Ринальди Антонио – выдающийся итальянец в России XVIII века

Ринальди Антонио родился и умер в Италии, но большую часть своей жизни провел в России. Здесь он…

Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.

В нескольких странах была популярна барочная литература, в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.


Елизаветинское барокко, строения Санкт-Петербурга

Елизаветинское барокко — архитектурный стиль, возникший во время правления императрицы Елизаветы…

Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.

Отличительные черты

Каждый стиль — готика, барокко, рококо, ампир как поздний классицизм — имеет свой набор выразительных средств. Основные эпитеты, подходящие для описания барокко – это «пышность» и «избыточность». Ведь не напрасно этот термин чаще всего переводят как «причудливый, склонный к излишествам». Его отличительными чертами являются торжественность, величавость, избыточность. Стиль призван выразить полноту жизни, наслаждение ею. В архитектуре и живописи этой эпохи наблюдаются монументальность и динамизм, разнообразная игра цвета и света, контрасты. Художники этого периода часто обращались за вдохновением к античным мотивам. Барочные произведения стремятся к интенсивной зрелищности и иллюзорности. Художник стремится обмануть зрителя, создать для него пространство там, где в реальности его нет. Итальянская аристократия хотела за счет живописи придать своим покоям максимально роскошный вид, отсюда и появляется это нагромождение всего, обрушение на зрителя массы выразительности, чтобы у него перехватило дух и он уже был не в состоянии всматриваться в детали.

Барокко в интерьере

Барочная живопись создавалась в первую очередь для оформления палаццо итальянских аристократов. Постепенно стиль охватил весь интерьер. Для барочных помещений характерны большие объемы, масштабность. Стены обильно украшаются живописью. Узнать барочные интерьеры просто: в них всегда обилие позолоты, деталей, резьбы, лепнины с растительными мотивами: виноградные лозы, листья, цветы, множество скульптуры на античные темы. Авторы интерьеров в этом стиле активно используют прием цветового контраста. Мебель в этих интерьерах всегда массивная, с резьбой, богатыми драпировками, с богатыми тканями, гобеленами. Для создания иллюзии простора часто используются зеркала, нарисованные пейзажи, продлевающие перспективу комнат.

Барокко в архитектуре

Художественные стили в разной степени проявляются в разных видах искусства. Барокко и рококо, так же как классицизм, максимального размаха достигли в архитектуре. Эпоха барокко знаменита своими величественными постройками. Среди них Королевский дворец в Мадриде, палаццо Кариньяно в Турине, Фрауэнкирхе и Цвингер в Дрездене, фонтан Треви в Риме. Барочные постройки отличаются большими объемами, они стремятся произвести грандиозное впечатление на зрителя, используя для этого колонны, кариатид, вогнутые и выгнутые фасады, сложный декор фасадов. Типичными постройками эпохи стали дворцы, ансамбли площадей с фонтанами и скульптурой, парковые ансамбли с красивыми павильонами, монастырские и церковные комплексы. Барочные здания стремятся выглядеть максимально дорого, в них так и бьет по глазам избыточность всего.

История рококо

На смену чрезмерному барокко приходит более утонченная и соразмерная реальности новая эпоха – рококо. Барокко стремилось во что бы то ни стало поразить зрителя, а его французский вариант старался показать вкус художника и владельца помещения. Возникает этот стиль, или, как говорят некоторые специалисты, направление, во Франции в начале 18 века. После смерти Людовика Четырнадцатого жизнь перемещается из огромных дворцов в салоны и дома аристократии. При следующем Людовике жизнь становится веселее, аристократия стремится получить все удовольствия сразу, предчувствуя трагические времена. И на этом историческом фоне появляется новый стиль, в наибольшей степени он проявился в оформлении жилищ.

Специфические черты

Рококо становится естественным продолжателем барочных традиций, однако в нем ощущаются и капли классицизма. Новое направление старалось преодолеть нечеловеческие масштабы барокко. Это направление связано с уходом в мир фантазии, в нем нет желания потрясти зрителя. Напротив, здесь цель — создать впечатление легкости, фантазийности, жизнерадостности. Основные черты этого направления — воздушность, обилие света, изысканность и затейливость.

Рококо в интерьере

Главные отличия барокко и рококо заключаются в том, что заказчиком первого был короли, высшая знать, и стиль был предельно парадным, а второй был предназначен для оформления частной жизни, он уже призван не только производить внешний эффект, но и быть удобным для жизни. Поэтому этот стиль в наибольшей степени проявился в дизайне интерьеров. Планировка помещений в стиле рококо уже не была анфиладной, а составляла асимметричные комплексы. В оформлении интерьеров преобладают закругленные, плавные линии. Помещения становятся меньше, камернее, потолки уже имеют высоту, соразмерную человеческому росту. Во всем ощущается стремление к комфортной жизни. Поэтому в этот период создается чрезвычайно удобная мебель. Цветовая палитра становится нежнее, часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зеленым, голубым, сиреневым. Помещение наполнялось множеством аксессуаров: вазы, текстиль, различные фигурки. В эту эпоху появляется представление об интерьере как целостном ансамбле. Эпоха Людовика XV – это время зарождения частного коллекционирования, и в своих интерьерах люди выставляли экспонаты своих собраний.

Рококо в архитектуре

В период рококо строительство смещается с возведения дворцов и огромных архитектурных ансамблей в сферу частного строительства. Поэтому рококо преимущественно представлено в виллах и домах аристократии. Поэтому в данном стиле преобладают небольшие постройки, в декоре используется мотив рокайля (завитка, напоминающего ракушку) и картуши. Фасады, как и интерьеры, окрашиваются в пастельные цвета. Строения отличаются асимметричностью, плавными линиями, изощренностью. Главное в архитектуре этого периода – прихоть заказчика и фантазия архитектора. Наибольшего рассвета этот стиль достиг в архитектуре Баварии. Знаменитые постройки в стиле рококо – Малый Трианон в Версале, дворец Сан-Суси в Потсдаме, Испанская лестница в Риме.

Сходство стилей рококо и барокко

Сравнивая эти два направления в искусстве, стоит помнить: одно вытекает из другого. И пусть в разной степени, но и барокко, и рококо являются антагонистами классицизма. Оба стиля строятся на причудливости, изогнутых линиях, растительных и античных мотивах. Оба направления в большой степени реализовались в интерьерах и архитектуре, в живописи представлены меньше, чем другие стили.

Различия стилей

Размышляя над вопросом о том, чем отличается барокко от рококо, стоит помнить исторический контекст. Барокко – это время великих надежд, а рококо – период предчувствия крушения. Поэтому главное отличие между ними – это масштаб. У барокко все грандиозное, все с размахом. А в рококо все мельче, изящнее. Вместо скульптур – статуэтки, вместо массивной мебели – более легкая и удобная. Для барокко характерна симметрия, театральность, размах, торжественность, парадность. А для рококо – тонкость, изящество, камерность, нюансы, галантность. В барокко все серьезно, а в рококо важна игривость, легкость.

Основные различия стилей барокко и рококо

Богатый дизайн и дворцовая обстановка могут украсить любой интерьер.

Обустройство комнат в стиле барокко и рококо требуют немного величия и фантазии, а также чувство стиля, чтобы интерьер был законченным и впечатляющим.

Барокко — помпезность и динамика 

Стиль барокко ассоциируется с величием, богатством отдельных социальных групп, драматизмом времени и яркими на контрасте цветами. Это идеальное предложение для людей, которые не находят себя в минималистских тенденциях.

 

Каждый интерьер яркий, уникальный и неординарный, не терпящий дешевизны.

 

Мебель представляет собой настоящие произведения искусства и изготавливается из натурального дерева с декорированными и ажурными элементами, резьбой. Стиль создадут мебельные гарнитуры из красного дерева с декором из мрамора, камня или элитного текстиля.

Подлокотники, изголовье кровати и другие элементы мебели украшены различными узорами в виде круглых спиралей, лент, раковин и цветов. Особое внимание в барокко следует уделить мягкой отделке тканями: парча, гобелен и бархат.

Рококо — изысканность и нежность

 

Элегантный, весенний, роскошный и легкий, именно так можно охарактеризовать этот стиль. Рококо в дизайне интерьера дома или квартиры отражает стремление владельцев подчеркнуть высокий социальный статус и хороший вкус, не лишенный романтизма и надежд на будущее.

Как и барокко, ему также присущие материалы класса люкс: натуральное дерево, элегантные ткани, наличие картин и антиквариата. Ему характерны пастельные оттенки в сочетании с позолотой: светло-розовый, кремовый, светло-голубой, оттенки фиолетового, кремового, которые отлично впишутся в небольшом пространстве. Основами стиля являются асимметрия, мягкие линии и округлые формы, а также элементы – завиток (рокайль) и картуш в центре композиции.

Яркий контраст с барокко воплощен и в изобразительном искусстве, что создало предпосылки к внедрению изменения самого дизайна интерьера.

Основные различия стилей:

• Барокко — торжественное представление, демонстрация статуса и величия, рококо — изящество и эстетика в искусстве. 

• Барокко воплощено в монументальном величии, рококо — в утонченной интимности и красоте деталей.

Яркая цветовая палитра в стиле барокко часто включает в себя темные и насыщенные красные, золотистые или зеленые цвета, используемые для украшения зеркал, предметов искусства и аксессуаров. Рококо — прозрачная и спокойная версия стиля барокко, в которой использована нежная пастельная палитра.

• Рококо имеет тенденцию к мифологии и романтике: изображения и фигуры нимф, амуров, дриад, древних богов и богинь, в то время как в барокко допустимы мрачность композиций, изображения битв, завоеваний и разрушения.  

Барокко и рококо демонстрируют страсть к грандиозности и изысканности классического стилей и являются воплощением эффектного дизайна интерьера.

Западная архитектура | История, стили, примеры и факты

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
заказ Классическая архитектура живописный Архитектура эпохи Возрождения Неоклассическая архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических культур Средиземноморья до 21 века.

История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки, или перемычки ( см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы строительства кирпичной и каменной кладки были решены, и, помимо декоративных достижений, до промышленной революции было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания. С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.

Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции.

Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры, см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. Искусство коренных американцев.)

Технические и теоретические аспекты среды исследуются в другом месте; см. архитектуру .

Викторина «Британника»

Викторина по истории архитектуры

Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакторы Британской энциклопедии

Европейские культуры эпохи металла

Эгейское море и восточное Средиземноморье

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники адаптировались для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, был обнаружен ряд длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифона. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху с помощью хитроумной системы световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно совпадает с развитием Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от древних камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г. до н.э. Дверной проем этого храма имеет барельефы на архитектурных элементах. Отверстие над перемычкой обрамлено сидящими фигурами, а сама перемычка на нижней стороне вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посреди этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

7 удивительных применений стиля гротеск в архитектуре барокко и рококо

 

То, что можно назвать гротескной архитектурой, впервые появилось в Древнем Риме как набор декоративных деталей в интерьерах домов. Гротескный стиль теперь можно узнать по сложности природных и животных элементов, которые сливаются в фантастических и причудливых существ, возбуждающих воображение. Из-за своей странности гротеск выжил с этих зачатков в Риме и повлиял на художественное развитие Ренессанса, барокко и рококо.

 

1. Существует ли такая вещь, как гротескная архитектура?
Панно с гротескным орнаментом
работы Жака Андруэ дю Серсо, 1566 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Термин «гротеск» стал использоваться в искусстве для обозначения множества объектов, это общий термин для многих различных итераций. С тех пор как он вошел в художественный словарь примерно в 18 веке, гротеск стал ассоциироваться со странностью, таинственностью, фантастическим и сверхъестественным, отвратительным, уродливым и тревожным. Вообще говоря, этот термин используется для описания вещей, которые имеют очень искаженные и замысловатые формы.

 

Можно ли тогда говорить об особом гротескном архитектурном стиле? Можем, если иметь в виду, что определенная архитектура визуально подвержена влиянию гротеска или имеет различные гротескные элементы. Ведь гротеск как мотив выделяется еще со времен Древнего Рима; он был обнаружен как особенность в различных интерьерах домов. Поэтому по самой своей изначальной природе он привязан к зданиям и архитектуре. В этой статье основное внимание будет уделено его происхождению в Риме и его присутствию в периоды Возрождения, барокко и рококо.

 

2. Истоки гротескной архитектуры
Гротескная панель Жака Андруэ Дю Серсо , 1550, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Гротеск можно распознать по двум его основным характеристикам. Он содержит определенную степень оптической иллюзии и включает в себя природные элементы, такие как растения и животные. С момента своего первого использования в Риме природные элементы, называемые арабесками, часто использовались таким образом, чтобы способствовать иллюзии. Это было сделано в том смысле, что издалека природные элементы были объединены таким образом, что они подражали форме архитектурного элемента и раскрывали свою истинную природу только тогда, когда зритель приближался к ним.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В Древнем Риме гротескной архитектуре отдавали предпочтение фресковые орнаменты и напольные мозаичные украшения. Витрувий описывал их как низшие, говоря, что «камыш заменяет колонны, желобчатые придатки с кудрявыми листьями заменяют фронтоны (…) и на вершинах их крыш растут тонкие стебли и завитки с бессмысленно восседающими на них человеческими фигурами». Даже если сами римляне не использовали термин гротеск, как он был введен позже, эти характеристики, описанные Витрувием, стали признаваться частью стиля.

 

3. Гротеск эпохи Возрождения
Пластина 2: три фрагмента фризов вверху, гротескная голова человека, череп барана внизу слева и химера внизу справа по Стефано делла Белла, ок. 1638-43, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Первая форма слова «гротеск» восходит к слову

grotthesche , которое использовалось в контракте для библиотеки Пикколомини в 1502 году. Это слово определяло декоративную систему, которую Рафаэль Санцио и его команда разработали для украшения лоджий. Специфической характеристикой гротеска эпохи Возрождения является использование рамок для выделения и фокусировки внимания зрителя. Это можно увидеть в библиотеке Пикколомини, где в панелях потолка и полосах, используемых для украшения стен, используются рамы с множеством природных элементов, которые можно классифицировать как гротеск.

 

Гротескная архитектура как стиль процветала и в период маньеризма. Помимо того фантастического и интригующего характера, который уже имел гротескный стиль, маньеризм добавляет иконографические и символические значения, которые могут быть расшифрованы только теми, кто знаком с таким языком. Одним из самых влиятельных художников, разработавших то, что мы могли бы назвать гротескной архитектурой, был Джованни да Удине. Благодаря своей работе в Риме он предложил остальной Европе большой набор символов и украшений, эффективный художественный язык для этого зарождающегося стиля.

 

4. Барокко и гротеск
Цветы в гротескной вазе Орсола Маддалена Качча, ок. 1635, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Начиная с эпохи Возрождения гротескный стиль продолжал проявляться в различных формах. Поскольку гротеск определялся множеством сложных деталей, к концу эпохи Возрождения он проник в формы дизайна и декоративного искусства. Стиль барокко находится под влиянием гротеска двумя основными способами. Во-первых, архитектура барокко и гротеск объединяет очень богато украшенный стиль, основанный на иллюзии и определенной степени симметрии. Во-вторых, барокко развило гротескный стиль в предметах декора, тканевых принтах для интерьеров и мебели.

 

В эпоху барокко гротескная архитектура перешла от крупномасштабных элементов к мелкомасштабным объектам, украшающим интерьеры. Область гротеска оставалась в интерьере здания, даже если иногда его можно было увидеть в некоторых внешних элементах архитектуры или даже в некоторых аксессуарах, используемых теми, кто мог позволить себе сложную работу. Отличный пример гротеска в стиле барокко можно найти в работах голландского серебряного мастера Адама ван Вианена. Он работал на важных покровителей, таких как император Рудольф Второй, проектируя и создавая всевозможные чашки и тарелки из серебра. Глядя на его творения, можно найти множество гротескных элементов вместе с тем же неуверенным и динамичным аспектом, который определяет стиль, поскольку зритель может ожидать, что лист превратится в животное и так далее.

 

5. Рококо и тонкие мотивы
Фото 1: орел, идущий вправо, бюст женщины, повернутой вправо в профиль по Стефано делла Белла, ок. 1638-43, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Стиль рококо, который тесно следовал за развитием барокко, также находится под влиянием мотивов, впервые появившихся в гротескной архитектуре. Даже если рококо отказывается от симметрии, которую разделяют барокко и гротеск, предпочитая текучесть и спонтанность, он использует природные элементы. Хотя большинство элементов не совсем гротескные, они берут свое начало в гротескном стиле. Тем не менее, гротеск рококо все еще можно заметить в декоративно-прикладном искусстве, настенных покрытиях и декоративных тканях. Тонкий намек на гротеск присутствует везде в периодах барокко и рококо, если приложить достаточное внимание. Ручка чашки могла иметь форму животного с листьями, на конце веера могли быть какие-то природные элементы, или даже на седле могло быть вышито гротескное лицо.

 

И в барокко, и в рококо гротеск получил дальнейшее развитие как символическая система, несущая в себе скрытый смысл для тех, кто уделяет достаточно внимания деталям. Эти скрытые сообщения часто переносились в предметы интерьера, такие как мебель или личные вещи.

 

6. Странный шкаф со шкафом
Кабинет Амалии ван Солмс работы Виллема де Ротса, ок. 1652-57, дуб и слоновая кость, через Рейксмузеум, Амстердам

 

Система, разработанная в гротескном стиле, может быть использована для передачи скрытых сообщений, и это можно проиллюстрировать на примере кабинета Амалии ван Солмс (1602-1675). Она была женой Фредерика Хендрика, принца Оранского, и, таким образом, принадлежала к правящему дому Голландской республики. Однако ее муж неожиданно умер, и она столкнулась с проблемой престолонаследия: их первенец был еще слишком мал, чтобы править, и его будущее правление могло быть оспорено, если дом потерял власть и влияние.

 

Чтобы убедиться, что влияние семьи не ослабнет из-за отсутствия способного правителя, пока ее сын не достигнет совершеннолетия, Амалия заказала серию впечатляющих предметов мебели, которые удивят ее посетителей. Самый причудливый шкаф с цветочной маркетри доносил до зрителей скрытое послание. На его дверях с использованием элементов, вдохновленных гротеском, написано, что даже если Дом Оранских окружен врагами, он победит. Для описания этой идеи используется апельсиновое дерево, окруженное злобными шипами.

 

7. Привлекательность гротескной архитектуры
Пластина 4: пять гротескных голов работы Стефано делла Белла, ок.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *