Готический стиль это: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | это… Что такое ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ?

Коротко о стилях: Готика

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.


— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл.

И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).

Орнамент

Мода

 

Интерьер

Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

Что посмотреть?

Готический стиль в архитектуре: простыми словами

Готический стиль в архитектуре – это устремлённое ввысь большое и тяжёлое здание, одновременно невесомое и легкое, воздушное и мистическое, залитое необычным светом.

 

Содержание

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Готический стиль в архитектуре: история

Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.

Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.

По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.

Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):

Строительство

Строительство величественных готических сооружений было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колёс для подъёма материалов на высоту. Требовалось наличие свинца, пластины которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны на территории Европы в 12 веке.

Для исполинских сакральных сооружений требовался камень, который часто привозили из дальних карьеров. Процесс возведения готических шедевров длился сотни лет.  Мы его можем рассматривать на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Бригеля-старшего.

Оценка и влияние готики

Домский Собор в Милане

Восприятие готики было весьма неоднозначным. Основоположники Возрождения Италии Брунеллески и Донателло вдохновлялись этим стилем в своём творчестве. И в то же время, готику воспринимали как искусственную, оторванную от природы, а потому считали её символом тёмного и отсталого.

Мольер называет готические соборы «чудовищами» и «следами невежественных лет». А Винсент Саблон воспевает в поэмах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в период романтизма 18-19 веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.

Искусствовед профессор Эрвин Панофский (1892 — 1968) в своей работе «Готическая архитектура и схоластика» даёт подробное объяснение эволюции готики на основе развития европейской средневековой философии, которая концентрировалась вокруг университетских центров и представляла собой синтез католического богословия и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что оба этих направления развивались по принципу: «идея — противоположность — ответ».

Видео — урок:

Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны наиболее известные соборы, являющиеся образцом этого стиля.

Готический стиль в архитектуре, по Вашему мнению, это что-то чудовищное? Напишите в комментарии своё мнение. Есть ли рядом с вами архитектурная готика?
Делитесь знаниями с друзьями в социальных сетях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.

Готическая архитектура, введение – Smarthistory

Восточный конец Солсберийского собора.


Забудьте ассоциацию слова «Готика» с темными домами с привидениями, Грозовой перевал или призрачно бледными людьми с черным лаком для ногтей и рваными рыболовными сетями. Первоначальный готический стиль был фактически разработан, чтобы принести солнечный свет в жизнь людей, особенно в их церкви. Чтобы избавиться от наработанных веками определений, лучше всего вернуться к самому началу слова «готика» и к стилю, который носит это имя.

Готы были так называемым варварским племенем, имевшим власть в различных регионах Европы в период между распадом Римской империи и созданием Священной Римской империи (то есть примерно с пятого по восьмой век). Они не славились большими достижениями в архитектуре. Как и многие исторические термины искусства, «готика» стала применяться к определенному архитектурному стилю постфактум.

Арки ранней готики, Саутуэллский собор.


Этот стиль представлял собой гигантские шаги в сторону от предыдущих, относительно простых строительных систем, которые преобладали. Готика выросла из романского архитектурного стиля, когда и процветание, и относительный мир позволили культурному развитию на протяжении нескольких столетий и великим планам строительства. Примерно с 1000 по 1400 год было построено несколько значительных соборов и церквей, особенно в Великобритании и Франции, что дало архитекторам и каменщикам возможность разрабатывать еще более сложные и смелые проекты.

Наиболее фундаментальным элементом готической архитектуры является стрельчатая арка, которая, вероятно, была заимствована из исламской архитектуры того времени. Стрельчатая арка частично сняла тягу и, следовательно, нагрузку на другие элементы конструкции. Затем стало возможным уменьшить размер колонн или опор, поддерживающих арку.

Неф Солсберийского собора.


Таким образом, вместо массивных барабанных колонн, как в романских церквях, новые колонны могли быть более тонкими. Эта стройность была повторена на верхних уровнях нефа, так что галерея и фонарь, казалось, не подавляли нижнюю аркаду. Фактически, колонна в основном продолжалась до самой крыши и становилась частью свода.

В хранилище остроконечная арка видна в трех измерениях, где ребристые своды сходятся в центре потолка каждого отсека. Этот ребристый свод — еще одна отличительная черта готической архитектуры. Однако следует отметить, что прототипы стрельчатых арок и ребристых сводов впервые были замечены в позднероманских постройках.

Открытый узор в Саутуэллском соборе.


Новое понимание архитектуры и дизайна привело к более фантастическим примерам сводов и орнаментов, а ранняя готика или стиль ланцет (двенадцатый и тринадцатый века) превратились в декорированную или лучевую готику (примерно четырнадцатый век). Изысканная каменная кладка, на которой держались окна, называлась 9.0006 узор – стал более витиеватым, а другая каменная кладка еще пышнее.

Ребристый свод стал более сложным и был скрещен с lierne ребрами в сложные сети или добавлением поперечных ребер, называемых tierceron . По мере дальнейшего развития декора преобладала перпендикулярная или интернациональная готика (пятнадцатый век). Веерные своды украшены полуконоидальными формами, отходящими от вершин колонных ребер.

Льерн подпирает Глостерский собор.


Тонкие колонны и более легкие системы тяги позволили увеличить окна и дать больше света. Окна, узоры, резьба и ребра составляют головокружительное украшение, которое можно встретить в готической церкви. В поздних готических зданиях украшена почти каждая поверхность. Хотя такое здание в целом упорядочено и связно, изобилие форм и узоров может сделать ощущение порядка трудным для восприятия с первого взгляда.

Готические окна Глостерского собора.


После великого расцвета готики вкусы вновь вернулись к четким прямым линиям и рациональной геометрии эпохи классицизма. Именно в эпоху Возрождения название «готика» стало применяться к этому средневековому стилю, который казался вульгарным для чувств эпохи Возрождения. Это все еще термин, который мы используем сегодня, хотя, надеюсь, без подразумеваемого оскорбления, которое сводит на нет удивительные скачки воображения и техники, которые требовались для строительства таких зданий.

 


Дополнительные ресурсы:

Глостерский собор

Солсберийский собор


 

Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Дополнительные изображения Smarthistory… Smarthistory , 8 августа 2015 г. , по состоянию на 20 апреля 2023 г., https://smarthistory.org/gothic-architecture-an-introduction/.

Готический стиль – введение · V&A

Готический стиль впервые появился в начале 12 века на севере Франции и быстро распространился за пределы своего происхождения в архитектуре на скульптуру, текстиль и живопись, включая фрески, витражи и освещенные рукописи. Этот утонченный новый стиль дизайна сочетал детальное наблюдение за природой с выразительной элегантностью. Готика была быстро принята по всей Европе, а версии этого стиля все еще можно было увидеть в 16 веке.

Термин «готика» был впервые использован итальянскими писателями в период позднего Возрождения (конец 15 — начало 17 века). Это слово использовалось в уничижительном смысле как синоним слова «варварский». Они осудили этот вид искусства как грубый и безобразный и приписали его готским племенам, которые разрушили Римскую империю и ее классическую культуру в V веке нашей эры.

Панель витража родом из капеллы Святого Людовика в северном нефе церкви аббатства Сен-Дени, ок. 1320–134 гг., Париж. Музей №. 940-1900. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Аббату Сугерию (ок. 1081–1151) приписывают популяризацию готической архитектуры. В 1140–44 годах Сугерий отремонтировал восточную часть своей церкви, аббатство Сен-Дени в Париже, используя новаторские архитектурные особенности, которые развились или были введены ранее в романской архитектуре (6–11 века). Эти особенности позволили Сугерию увеличить высоту и объем аббатства и наполнить его светом.

Аббатство Сен-Дени стало прототипом для строительства ряда великих готических соборов по всей северной Франции, знаменитых соборов Нотр-Дам в Париже, а также в Суассоне, Шартре, Бурже, Реймсе и Амьене. Новый готический стиль, зародившийся во Франции, был быстро перенят в Англии, где он был использован в двух очень важных зданиях: Кентерберийском соборе и Вестминстерском аббатстве, где проходили королевские коронации.

Модель западного фасада собора Нотр-Дам в Реймсе, возможно, сделанная Э. К. Хэквиллом, 1840 г., Англия. Музей №. РАЗНОЕ 3-1928. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Чтобы выдержать вес этих более высоких зданий, готические архитекторы построили ребристые своды, где поверхность потолка была разделена на паутины каркасом из диагональных арочных ребер, и контрфорсами, большими арками, выходившими из верхней части внешней стены. стены, которые помогали выталкивать вес наружу. Хотя контрфорсы существовали с 3 века, они стали более изощренными при готических архитекторах. Новые арки перенесли вес веса полностью за пределы стен, где он встретил противодействие каменных колонн с вершинами, помещенными сверху для украшения и дополнительного веса.

Рисунок пером и тушью западного контрфорса на южной стороне нефа Вестминстерского аббатства, Дж. Стэнден Адкинс, 1885 г. Музей №. Е.2351-1912. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Стрельчатые арки были важной характеристикой готической архитектуры, они могли создавать впечатление парящей высоты и, что более практично, могли выдерживать более тяжелые нагрузки, чем более ранние круглые арки. Стрельчатые арки использовались в аркадах, сводах, дверях, окнах и нишах, а также в качестве архитектурных мотивов на готических объектах, где они служили рамками для фигур или сюжетных сцен.

Суассонский диптих, ок. 1270 г., Париж, слоновая кость. Музей №. 211-1865. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Еще одной ключевой особенностью готической архитектуры было широкое использование витражей и возрождение средневекового окна-розетки, которое привнесло в интерьер свет и цвет. Инновации в узорах — каменном каркасе, поддерживающем стекло, — также означали, что окна могут быть больше и иметь все более сложные узоры.

Витраж, изображающий сцену из истории Даниэля, из Сент-Шапель, Париж, ок. 1243–48, Иль-де-Франс. Музей №. 1221-1864 гг. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Готические художники стремились задействовать эмоции зрителя более непосредственно, чем более ранние художественные стили. Там, где прежние фигуры в скульптуре и живописи казались застывшими и стилизованными по форме, готические фигуры предстают более реалистичными, с естественными позами и жестами, полными нежного чувства и сильного волнения.

Фигуры в готическом искусстве часто изгибаются или раскачиваются в форме буквы «S», поза усиливается свисающими складками их одежды. Эти художники понимали, что зрители с большей вероятностью поймут и отождествят себя с историями в произведении искусства, когда фигуры выражают человеческие эмоции. Со священными изображениями это помогло вдохновить религиозную преданность.

Слева направо: Статуэтка Богородица с младенцем, ок. 1280 – 1300, Париж, слоновая кость. Музей №. 200-1867. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Статуя Богородица с младенцем, 1390 – 1410, Европа, резной мрамор. Музей №. А.17-1941. © Музей Виктории и Альберта, Лондон Архитектурная подвеска, ок. 1280 – 95 гг., Йорк, Англия, известняк. Музей №. А.102-1916. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Художники, работавшие в готическом стиле, также уделяли пристальное внимание природным формам и умели воспроизводить их с поразительной точностью. Листовые формы были особенно популярны в Англии, и церкви часто украшались разнообразными узнаваемыми видами.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *