Шинуазри стиль – Шинуазри — Википедия

Содержание

Шинуазри — Википедия

Шинуазри́, шинуазери́ (от фр. chinoiserie, дословно кита́йщина) — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме и оформлении садово-парковых ансамблей преимущественно XVIII века.

Шинуазри является внутристилевым течением, в ином определении жанром стилизации, основанным на подражании восточному искусству, причём, в разные эпохи предметом стилизации становились не только произведения искусства Китая, но вообще экзотика Востока («Западно-Восточный диван» И. В. Гёте, 1819). Английское название этого течения: чайна (china), искаженное: чина. Шинуазри — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

Течение шинуазри зарождалось в XVII в., в связи с деятельностью Ост-Индской торговой компании, в искусстве делфтских фаянсов и подражании китайской лаковой мебели в Голландии, затем в период французского Регентства начала XVIII в. и в искусстве стиля рококо середины столетия. Шинуазри известно в искусстве венского рококо (австрийского барокко), прусского, или фридерицианского, рококо, саксонского барочно-рокайльного стиля в Дрездене, петровского барокко в России, английского неоклассицизма, стиля «чиппендейл» в мебели, и даже в период западноевропейского и русского модерна

[1].

В конце XVII века аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.

(Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 году, а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 году, в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль»).

Благодаря Ост-индской компании в Европу было завезено большое количество предметов декоративно-прикладного искусства из Китая: мебель, шелк, фарфор, ширмы, обои и многое другое. Несмотря на высокие цены, эти предметы вызвали мощный отклик у европейцев

[2].

На фоне этого увлечения фарфором возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были крайне скудными, поэтому мастерам XVIII века приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления.

Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.

В изобразительном искусстве[править | править код]

«Китайский сад» Ф. Буше

«Китайский стиль», или, по-французски, шинуазри, получил своё развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.

Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел мало общего с действительностью. Китай на полотнах Франсуа Буше скорее похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.

Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».

В оформлении дворцово-парковых ансамблей[править | править код]

С возникновением интереса к чаепитию в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы, включая французского короля и саксонского курфюрста (Пильниц). В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную пятидесятиметровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду близ Лондона.

Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт). Круглый в плане, китайский домик «населён» позолоченными «китайцами». Они встречают посетителя прямо у входа, как бы приглашая выпить с ними чаю. Изваяния выполнены в полный рост, одеты в фантазийную восточную одежду, но имеют европейские черты лица. «Китайцы» живут своей «жизнью» — входящий застаёт их во время трапезы. Внутреннее пространство павильона также изобилует сценами из восточной жизни — живописные композиции украшают стены и потолок. Полнотелые и массивные «китаянки» больше напоминают французских придворных дам, нежели стройных китайских танцовщиц.

В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 16 залах из 17 до сих пор остались подлинные паркеты XVIII века. Уникальность дворца состоит в том, что в нём сохранились подлинные интерьеры. Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды. Неподалёку был расположен Китайский театр, в котором давал для русского двора премьеры своих новых опер прославленный композитор Джованни Паизиелло. Театр сгорел во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.

В декоративно-прикладном искусстве[править | править код]

На заднем плане — ширма в стиле шинуазри Дама с китайским зонтиком

Параллельно с произведениями живописи возникают изящно выполненные шпалеры и ширмы в стиле шинуазри. По композиции и колориту эти произведения декоративно-прикладного искусства полностью повторяют аналогичные картины. Китайские узоры нашли применение и в обойном производстве.

Изобразительные приёмы шинуазри широко использовались при создании вееров и зонтиков для защиты от солнца. Пришедшие из Китая, эти аксессуары стали незаменимы в аристократическом и буржуазном быте XVIII столетия.

Фарфоровая посуда, табакерки, вазы также украшались узорами «под Китай». Возникшая в первой половине XVIII века мода на фарфоровые статуэтки породила особый их тип — «китайская пастушка». Известны и так называемые «китайские болванчики» — фигурки пожилого китайца, покачивающего головой.

Также в это время возникает мода на «китайские фонарики».

В костюме[править | править код]

Мода всегда является отражением общих тенденций в искусстве. Увлечение стилистикой шинуазри выразилось, прежде всего, в орнаменте тканей (в особенности шёлка, также пришедшего из Китая). Это были яркие, сочные узоры, резко отличавшиеся от общих тенденций рококо, тяготевшего к пастельным тонам.

В женском костюме рококо также проявился интерес к далёкой экзотической культуре. В 1730—1760 в моде был рукав «а-ля пагода»: ряды кружев, особым образом спускавшиеся ниже локтя.

В Англии существовала мода на соломенные шляпы, похожие на конусообразный китайский головной убор.

Также в употребление вошли неудобные крохотные туфельки — мюли, имитирующие китайскую обувь.

  • Соломенная шляпа в китайском стиле

  • Дама в туфельках-мюли

В литературе, драматургии, балете[править | править код]

«Китайская тема» была востребована и в других областях искусства. Ярчайшим воплощением стиля шинуазри в драматургии являются пьесы: Карло Гоцци «Турандот» и Вольтера — «Китайский сирота». Сказка Гоцци происходит в несуществующем, фантазийном Китае. Вольтеровский «Сирота» основан на реальном повествовании: основой пьесы послужил переведённый в середине 1730-ых годов «Сирота из дома Чжао» Цзи Цзюньсяня.

В начале XVIII века на европейские языки переводится древнейший китайский трактат — «Книга Перемен».

В «галантном» придворном балете также используется китайская тема. В это время возникают изящные балеты-однодневки «Галантный Китай», «Китайская пастушка», «Мандарин», не имеющие никакого отношения к китайской действительности и являвшиеся экзотической мишурой, данью увлечению Востоком.

В начале XX века возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазри — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.

В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. В 1920—1930 годы лидером фарфоровой индустрии, использовавшим эстетику шинуазри, была венгерская фирма Herend.

В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» (1944) были использованы стилистические приёмы шинуазри XVIII столетия.

В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри.

  1. ↑ В. Г. Власов . Шинуазри // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. Х, 2010. С. 564-567
  2. ↑ Квартблог (неопр.).
  • Иконников А. Детское Село: Китайский театр и китайщина. — М.-Л., 1931.
  • Мерцалова М. Н. История костюма. — М., 1972.
  • Иллюстрированная энциклопедия моды. — М., 1987.
  • Мода и стиль. Современная энциклопедия. — М., 2002.
  • Софья Чапкина Руга: Стиль Шинуазри в России. — М., 2010.

ru.wikipedia.org

Стиль шинуазри в интерьере | ELLE Decoration

Красивое французское слово шинуазри (chinoiserie) в переводе на русский звучит не слишком лестно — «китайщина». Эта стилистика стала популярна в XVIII веке во Франции, а затем и во всей Европе. Подлинные китайские лаковые ширмы, кабинеты с резными подстольями, фарфор стоили невероятно дорого. Европейские мастера начали их имитировать: создавать мебель с завершениями в форме пагод, резьбой в виде бамбука. Фарфоровые мануфактуры Мейсен (Meissen) и Севр (Manufacture nationale de Sèvres) выпускали целые коллекции в стиле шинуазри.

Спрос на подобные фантазийные изделия был крайне велик. Но не стоит удивляться при виде сцен из «китайской» жизни, где девушек европейской наружности окружают столь же сомнительные китайцы. Сегодня для создания антуража в духе шинуазри достаточно нескольких предметов.

Мои любимые — мерцающие черно-золотые коромандельские ширмы. Они позволяют зонировать пространство, создавать фон для мебельных групп или, по примеру Коко Шанель, маскировать потайные двери.

Другой важный элемент — расписные панно. Изображение диковинных птиц, садов и сцен придворной жизни наносится на бумажную или шелковую основу, иногда дополняется вышивкой. Используются эти панно как обои, но оформлять ими лучше не всю комнату, а одну стену-акцент.

Особый уют они придают спальне, небольшой гостиной и гардеробной. В наши дни роскошные панно производят de Gournay, Fromental, Gracie, Paul Montgomery. И, наконец, фарфор. Его в интерьерах в стиле шинуазри много не бывает. Вопрос — что покупать.

Антиквариат, безусловно, хорошая инвестиция, но требует знаний. Полностью исключаем идею «привезти из Китая настоящий антиквариат». Правительство Китая запрещает вывоз любого стоящего изделия, а галереи забиты подделками. Антиквариат стоит покупать в Европе и США либо предпочесть ему современные вещи в стиле шинуазри, которые выпускают многие известные марки. Собирать свою коллекцию «китайщины» вы можете начать именно с них.

Ираклий Зария, дизайнер и декоратор

www.elledecoration.ru

Шинуазри: особенности стиля

Эффектный, немного театральный, но такой прекрасный стиль шинуазри. Мы расскажем, как воссоздать его в интерьере.

Чтобы понять, как стиль шинуазри обрел свой экзотический вид, нужно немного углубиться в историю его появления. В начале семнадцатого века благодаря Ост-индской компании в Европу начали стекаться вещи из Поднебесной. Расписные китайские ширмы, шелк, фарфор, мебель с золотыми инкрустациями — все это покорило европейские сердца. Проблема была одна — все диковинные вещи стоили запредельно дорого, и позволить их себе могли лишь единицы. Не желая мириться с такой несправедливостью, европейские мастера начали пытаться повторить китайские товары. Тогда и зародился стиль шинуазри.

По сути, шинуазри — это "европейский взгляд на китайский стиль", фантазии европейцев о Китае. Этот стиль даже называют слишком театральным и сказочным. Существует убеждение, что на французском языке любые слова звучат лучше, и оно вполне справедливо в случае с названием рассматриваемого стиля. Так и не подумаешь, что экзотичное и благозвучное слово шинуазри переводится как "китайщина". Тем не менее это так.

Шинуазри — это ветвь стиля рококо, для которого характерно излишество и экзотика. Французский подход к помпезной классике смешался с причудливыми китайскими мотивами и получился стиль, который мы сейчас рассмотрим подробнее.

Какие же элементы характерны для стиля шинуазри?

 

  • Китайские ширмы
  • Шелковые обои с насыщенным рисунком
  • Фарфор (бело-синий особенно в почете)
  • Табуреты-бочки
  • Мебель с золотыми элементами
  • Китайские статуэтки
  • Яркие цвета — желтый, зеленый, голубой, розовый
  • Зеркала и мебель, напоминающие по форме пагоду

На коллаже: желтая подушка, кресло с хлопковой обивкой, фарфоровая ваза, китайская ширма, статуэтки девочек, фарфоровый слон, буфет в форме пагоды, золотое зеркало, обои в стиле шинуазри, фарфоровая пагода. 

Нельзя воспринимать стиль шинуазри, как стиль, характерный для Китая прошлых столетий. Это не совсем верно. Все-таки шинуазри — это в первую очередь стилизация, представление европейцев о востоке. Когда европейцы только начали "подделывать" китайские товары, они допускали много неточностей: на тканях драконы могли соседствовать с пасторальными пейзажами Прованса, а рядом с пагодами могли располагаться тигры, пальмы и слоны. Европейские мебельщики выдумывали мебель в "китайском стиле" и особенно им полюбились пагоды и стебли бамбука, которые нашли отражение в стульях, столиках и даже кроватях. Знаменитый дизайнер Томас Чиппендейл создал целую серию мебели в стиле шинуазри, которая популярна и по сей день. На коллаже выше его авторству принадлежит золотое зеркало.

Несмотря на то, что в стиле шинуазри, как и в колониальном стиле, сплелись две разные культуры, он вышел очень эффектным и сказочным, за что его любят многие европейцы. В современных домах редко делают интерьеры полностью в этом стиле, скорее берут какие-то отдельные элементы и мешают их с чем-то еще. 

Но есть и особые поклонники стиля, благодаря которым мы может полюбоваться этими снимками, являющими яркий пример тематических интерьеров.

 

Одни из самых больших коллекций обоев в стиле шинуазри — у фирмы de Gournay и Paul Montgomery. Десятки сочных вариантов для ценителей восточной романтики. Однако стоит помнить, что лучше не впадать в крайности... Сделайте лишь одну акцентную стену, чтобы в интерьере не было перебора.

Вторая волна интереса к стилю шинуазри пришла в эпоху ар-деко — 20-х - 30-х гг. двадцатого века. Это отразилось на росписи фарфора, форме плафонов и любви к интерьерным деталям, щедро украшенным золотом.

Если говорить о фарфоре, то самая знаменитая фирма, делающая китайский фарфор — это Herend. Почти два столетия эта фирма держит марку и ценится качеством товаров.

Также в моду в последнее время вошли китайские садовые табуреты. Дизайнеры используют их вместо тумбочек или столиков. Эти выпуклые табуреты, похожие на барабаны, хорошо смотрятся практически в любом современном интерьере.

И напоследок несколько прекрасных примеров интерьеров в стиле шинуазри. Для вдохновения! 

Фотографии: designstory.ru, degournay.com, paulmontgomery.com

обзор

kvartblog.ru

Восточный стиль шинуазри (chinoiserie) в роскошных современных и исторических интерьерах

Шинуазри, шинуазери (от фр chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей 18 века.

Этот стиль получил свое развитие, как «ветвь» стиля рококо. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьезные пасторальные картины. Большую популярность завоевали обои на шелке с садовыми мотивами — цветущими растениями и поющими птицами. На протяжении всей истории иметь предметы интерьера в этом стиле могли себе позволить только королевские особы. Интерьеры Версаля под Парижем, Екатерининского дворца под Санкт-Петербургом...

Ниже два фото — Санкт-Петербург и Екатериненский дворец, которые построила Елизавета для выездных увеселений. Стиль так и называется — «Елизаветинское барокко».

Далее, размещаю несколько примеров этого стиля в интерьерах богатых исторических и современных домов.

По мотивам вот этих обоев de Gournay расписана одна из моих шкатулок.

Стоимость обоев на шелковой основе английской фирмы de Gournay начинается от 1000 евро за лист росписи (лист около 3 метров в высоту и 1 метра в ширину). Это безумно красивые обои, именно они меня вдохновляют. Большинство фотографий как раз ними.

Наслаждайтесь и вдохновляйтесь!

Анна:)

www.livemaster.ru

Стиль интерьера ШИНУАЗРИ - Блог русского дизайнера из Лондона — LiveJournal

Мне много раз в своём творчестве приходилось воплощать в жизнь интерьеры с восточными мотивами, а иногда даже создавать предметы (роспись комодов и шкатулок) или писать интерьерные картины в китайском стиле. Сегодня я хотела бы написать о совмещении китайского интерьера с классическим западным. Для такого микса стилей существует термин Шинуазри,  шинуазери́ (от фр. chinois — китайский), или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века


.

 Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо с 1720-х годов, один из видов ориентализма и экзотизма. После величия и пышности барокко с открытыми репрезентативными пространствами, в рококо с его любовью к роскошной и одновременно удобной обстановке, был создан особый тип камерных интерьеров. В китайском стиле декорировались, в основном, небольшие мужские кабинеты, будуары, гостиные, реже — спальни или столовые. Эти интерьеры наряду с подлинными китайскими вещами украшались европейскими картинами, панно, шпалерами,  каминными экранами с китайскими мотивами.  В интерьерах появлись передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство


.


В 1730-х годах французские мебельщики братья Мартен изобрели цветные лаки, похожие на китайские и с этого времени интерьер шинуазри обогатился не только чёрно-красно-золотыми комодами и шкафами, но и жемчужно-голубыми и оливково-зелёными с золотой пудрой мебельными вставками и панно. Общую атмосферу утончённой роскоши дополняли всевозможные фарфоровые изделия подлинно китайские и европейские (делтфские фаянсы, мейссенский фарфор).



.


.


Использование в отделке полных символического смысла изображений драконов и змей, фениксов и птиц, картины пиров и охоты, а также пейзажных набросков и иных экзотческих мотивов являлось еще одной из отличительных черт этого стиля. Изображения носили зачастую и благопожелательный характер: цветущее персиковое дерево или скала — пожелание долголетия, летучие мыши — счастья, цветы пиона — знатности, дракон — власти


.

В шинуазри работали многие известные мастера того времени: прелестные китаянки бродили на полотнах Ф. Буше, необычайно популярна была «китайская» мебель французских мастеров М. Карлена, П. Мижона, Э. Мишара. Китайские мотивы — всевозможные геометрические плетёнки и ножки в виде птичьей лапы, сжимающей шар, украшали мебель английского мастера Томаса Чиппендейла. Оригинальный и изобретательный, камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, рококо легко усваивал любые модные веяния, но шинуазри не был исключительно рокайльным явлением.


.


Характерной чертой шинуазри являлась роскошь используемых материалов.В Европе ещё в XVII веке высоко ценились как шитые, так и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Их привозили из Китая через Ост-Индскую компанию. Традиционная технология обработки китайского шёлка для изготовления обоев была довольно трудоёмка. Пропитанные веществом, напоминающим свойствами крахмал, ткани протягивались между горячими валиками, что позволяло склеить между собой и уплонить нити.


.


 Благодаря такой обработке шелковые китайские ткани приобретали удивительно мягкий блеск. Краски для росписи изготавливались из малахита, лазурита и других минералов. Позже обои в стиле шинуазри начали производить и в Европе. Обычно китайскими или псевдокитайскими шелками закрывали верхнюю часть стены, внизу проходил деревянный или керамический цоколь


.


С возникновением интереса к чаепитию, в Европе, в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма. В 1762 году британский архитектор Уильям Чэмберс возвёл ради развлечения публики грациозную 50-метровую Большую пагоду в Королевском ботаническом саду (Кью Гарденс близ Лондона). Одним из ярчайших образцов «чайного домика» является павильон в Сан-Суси, резиденции Фридриха Великого (архитектор И. Г. Бюринг, скульптор И. П. Бенкерт).


.


В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. Китайский дворец создавался в 1762—1768 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. Ринальди слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды



.


 

В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920—1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшем эстетику шинуазри в 1920—1930 годы была венгерская фирма Herend



.


Главным цветом английских лаковых изделий были черный цвет, красный, желтый, зеленый, коричневый, цвет черепахового панциря и гораздо реже синий. Хотя китайщина была в большой моде, изделия европейского происхождения обычно декорировались в расчете на европейские вкусы. Мастера скорее вдохновлялись иноземными мотивами, китайскими или японскими, нежели копировали их. Учитывая эти стилевые различия, легко различить оригинальные произведения восточной мебели XVIII столетия и европейские интерпретации лаковых изделий и шинуазри



 Современные англичане, американцы и французы слишком трепетно относятся к продолжению традиций своих предков, убежденных в том, что классика 18-19 века или ар-деко  - наилучшие варианты  для домашней обстановки. Обязательным в отделке традиционного западного интерьера и по сей день являются роскошные китайские ткани, живопись высокого класса и отделочные материалы, а также мебель с инкрустациями (интарсия или маркетри) и конечно же Китайский фарфор

.

13.

14.

.

.

 


Ниже я выкладываю несколько картинок из моих  собственных европейско-китайских  проектов

3.

4.

5.

6.

7.

8.

solomarina2002.livejournal.com

Китайский стиль шинуазри в одежде, искусстве и интерьерах

В каждой стране есть что-то уникальное, с чем ассоциируется эта страна и что присуще только ей одной. И эти символические знаки отличия становятся для многих дизайнеров источником вдохновения.

Шинуазри? (фр. chinois — китайский) — это означает использование мотивов и орнаментов, а также стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, костюме, декоративно-прикладном искусстве и в ландшафтном дизайне.


Китайский стиль шинуазри в мебели

Когда появилось шинуазри?
Шинуазри является ветвью стиля рококо. Можно предполагать, что всё началось с китайского фарфора.

В конце XVII века Европу охватило увлечение китайским фарфором. У европейской знати в употреблении обычно была золотая и серебряная посуда. Она продолжала считаться признаком роскоши, но в то же время лёгкий и тонкий фарфор начал конкурировать с ней. Кроме этого фарфоровую посуду было легче отмыть и содержать в чистоте. Потом появились китайские вазы, которые заняли почётное место во дворцах королевских особ, а затем и аристократии.


Фарфор шинуазри

Фарфор настолько полюбили, что секрет его изготовления стал пределом мечтания многих мастеров. 1708 год можно считать годом рождения саксонского фарфора. Именно в Саксонии был изобретён европейский фарфор. И мастера сначала копировали китайский стиль - фарфоровая посуда, вазы, табакерки, шкатулочки, статуэтки украшались китайскими узорами. Но на этом не остановились. Постепенно возник интерес и к китайскому изобразительному искусству. Однако передать в точности китайские традиции и весь глубокий смысл искусства без проникновения в китайскую философию было непросто. На это потребовались годы и годы.


Китайский стиль шинуазри

«Китайский стиль», иначе – шинуазри, стал ветвью стиля рококо. Художники создавали изящные картины, где в «китайских» сюжетах присутствовали императоры, воины, их наложницы, танцоры и другие персонажи. Художники не вдавались в смысл китайской философии, поэтому изображения сюжетов и персонажей на их полотнах были скорее похожи на Версаль Людовика XV. Поклонницей шинуазри в живописи была маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV. По её заказу художник Франсуа Буше создал целую серию картин на «китайскую тему».


Примерно в то же время во Франции возникает культура чаепития. И во дворцово-парковых ансамблях стали появляться китайские павильоны, или «чайные домики». Затем и все европейские монархи примкнули к этому увлечению и стали сооружать один за другим китайские домики и пагоды. В 1762 году ради развлечения публики британский архитектор Уильям Чэмберс соорудил 50-метровую пагоду в Королевском ботаническом саду недалеко от Лондона.


Китайские вазы шинуазри

«Чайный домик» в Сан-Суси, а на самом деле один из роскошных павильонов Фридриха Великого, был даже украшен фигурками позолоченных китайцев, встречавших гостей прямо у входа, будто предлагая выпить чашечку чая. Эти фигурки были выполнены в полный рост, одеты в восточную одежду. Внутри павильона были декорации из сцен восточной жизни, живописные полотна украшали стены и потолок.


Китайский фарфор

Это увлечение не обошло и Россию. Здесь в Ораниенбауме был создан Китайский дворец.

В стиле шинуазри создавались шпалеры и ширмы. Китайские орнаменты нашли применение и в обойном производстве. Такие аксессуары как веер, зонтик, сумочка пользовались особым спросом в аристократическом обществе XVIII столетия. Появилась мода на «китайские фонарики».

«Китайская тема» была востребована и в литературе, и в драматургии. В придворном театре возникают изящные балеты «Китайская пастушка», «Галантный Китай» и пьесы, часто изображающие вымышленный мир, не имеющий никакого отношения к китайской действительности. Это была как дань увлечения Востоком.


Китайский стиль шинуазри в одежде

Китайский стиль шинуазри в костюме
Шинуазри – одна из старинных этнических тем. В Европе она появилась на тканях в XVIII веке.

В костюме стиля рококо, особенно женском, также проявился интерес к китайскому стилю. Мода всегда является отражением жизни и тенденций в искусстве. Шинуазри, прежде всего, выразилось в орнаменте тканей, особенно это касается шёлка, пришедшего из Китая.

Китай – родина шёлка и искусства шёлковой орнаментации. Это роскошная нежная ткань привлекала внимание богатых и знаменитых людей всего мира. И не только своей красотой. В Древнем Китае считалось, что прикосновение шёлка к коже человека излечивает от многих болезней. Кроме вышивки, уже тогда существовали различные способы нанесения цветных узоров на шёлке.

Основные черты китайского костюма характеризуются символикой формы, орнаментацией и цветовой палитрой. Всё это возникло из совокупности социально-экономического развития народа и его философского учения.


Как и откуда черпались основные мотивы китайского орнамента? В представлении древнекитайской философии началом жизни является единство двух противоположностей – Неба и Земли, а выражением их слияния был Дождь. Вот откуда был основной мотив орнамента – волны, ленты, спирали, которые отождествляли гром и молнию. А всем известный китайский дракон? Дракон в облаках или на волнах, объятый пламенем, он был повелителем Дождя.


Птицы, бабочки, цветы сливы, пиона, лотоса – всё это было насыщено глубокой символикой. Цветовая символика: зелёный – это цвет весны, красный – лета и огня, жёлтый – цвет земли, белый – цвет осени, чёрный – цвет зимы, чёрный с красным – цвет, символизирующий зарождение света в тёмном царстве и т.д. А в Средневековье цвета принимают ещё и иерархический смысл – жёлтый – цвет императорской одежды, красный – цвет высших сановников, затем зелёный, синий и белый цвета.


Китайский стиль шинуазри

В начале XX века вновь возник интерес к Востоку – китайские фонарики, ширмы, яркие ткани. Востоком увлеклись всерьёз. Это произошло с того момента, когда в Париже прошли с оглушительным успехом гастроли «Русского балета». Постановки Сергея Дягилева открыли магию Востока. В истории моды не раз обращались к восточной теме, но, всё же, восточное великолепие в моде доведено до совершенства именно после того, как «Русские сезоны» подготовили для этого почву. Благодаря фантастическим декорациям и ярким восточным костюмам Леона Бакста к спектаклям «Русских сезонов», дизайнеры обратились к этой теме.


Китайский стиль шинуазри

Шинуазри – стиль, вдохновлённый искусством Китая и других азиатских стран, нашёл своё отражение в работах многих дизайнеров. Любовь Поля Пуаре к Востоку проявлялась во многих его работах: кимоно, шаровары, туники, вуали, тюрбаны. Он окружал женщин роскошью Востока – яркими вышивками, кружевами, тканями с золотыми и серебряными нитями. Бахрома, жемчуг, дорогие перья – всё это сплошная экзотика, в которой особое место заняла легендарная туника «абажур» – платье Robe Sorbet («Шербет»).


Платье Robe Sorbet - Poiret

Платье имеет оригинальный силуэт, который получается с помощью верхней юбки, сделанной на проволочном каркасе в виде абажура, и отороченной чёрным лисьим мехом. Колоннообразная нижняя юбка с завышенной талией выполнена в стиле ампир. Поль Пуаре предложил не только свободу в движении, в отличие от S-образного силуэта, но и свободу в выборе цвета. В тунике сочетаются розовый, кремовый, зелёный и чёрный цвета. Лиф напоминает кимоно, в котором в центральной части пересекаются ткани разного цвета, и подхватываются широким поясом, наподобие пояса оби. Платье исполнено восточным очарованием.

Путешественница и страстный коллекционер кутюрье Жанна Ланвен также изучала историю костюма Востока. Свои знания она применила в дизайне одежды. Например, в платье Robe de style (стильное платье), в котором проявилось отражение оригинальной технологии бисероплетения и вышивки. Это платье особенно примечательно тем, что в нём соединились разные эпохи и культуры.


Платье ROBE DE STYLE Lanvin

Лиф платья прямой с заниженной талией, как в 20-е годы XX-ого столетия, сочетается с пышной юбкой из шёлка цветом слоновой кости и силуэтом XVIII века. Именно в эти эпохи стиль шинуазри достиг своего пика. Водопад бисера и пайеток, серебряная вышивка обрушиваются от талии до самого подола. Горловина отделана фестонным кружевом, спускающимся на плечи в виде маленьких крылышек. Китайский мотив вышивки является ключевым элементом платья.

«Русский балет» гениального импресарио Сергея Дягилева показал роскошные костюмы и великолепные декорации, которые наложили отпечаток на художественный вкус не одного десятилетия.


Alexander McQueen

Дизайнеры вновь и вновь обращаются к китайской теме. В настоящее время, на волне увлечения восточными философскими учениями, боевыми искусствами и традициями вновь возникает интерес к шинуазри.


Китайские орнаменты на платье

mylitta.ru

Стиль шинуазри в интерьере. Обои под этот стиль

Что такое стиль шинуазри?

Белый фарфор с синей росписью.

Панно или обои с экзотическими птицами на цветущих кустах роз или магнолий.

Резные и лакированные комоды и картотеки с золотой инкрустацией.

Стулья и кресла с резьбой и декоративной росписью.

Перечисленные элементы встречаются в различных стилях интерьеров, от старинных классических до современных, но у них есть общие корни — это наследие стиля шинуазри.

Русское название “шинуазри” пришло из французского языка, где слово Chinois означает китайский, а полное звучание Chinoiserie получилось из французского просторечие, которое при близком переводе на русский означает — китайщина.

В широком смысле, под общим названием шинуазри обозначают разные явления: модное направление, заимствование обычаев и культуры, стиль интерьера, стиль архитектуры, садово-парковый дизайн, сюжеты и рисунки, техника рисования, мебель и отдельные элементы мебельных украшений. Хотя название шинуазри адресовано к Китаю, в реальности под обще-китайское название, попали и японские, и индийские товары. И неразбериха с принадлежностью к конкретной стране связана с историей стиля, в которой смешались правда и вымысел, благородство и откровенный обман. Начнём по порядку с истории.

История стиля шинуазри

Понятие шинуазри возникло примерно в 17 веке как название факта общей увлечённости восточными дизайнами и предметами. Но этому факту предшествовал длительный исторический период.

Предыстория

Стартом познаний Европы об Азии считается завоевательный поход Александра Македонского. После, наступил период развития сухопутной торговли по “Великому шелковому пути”. Зарождением будущего стиля шинуазри, принято считать, период высокого и позднего средневековья, — примерно с 13-го по 16 век. На это время пришлось множество событий: падение империй, создание новых государств, развитие международной торговли и открытия новых земель. Период с 15 века по 17 век назван в истории периодом “Великих географических открытий”.  В это время путешествовали Христофор Колумб и Фернан Магелан, прокладывая новые морские маршруты. Путешественники открывали новые земли, а вслед, создавали новые торговые маршруты, приносили новые знания, технологии и культуру.

Марко Поло 13-14 век. Одним из наиболее влиятельных людей, внесших вклад в распространение азиатской и восточной культуры в Европе, был Марко Поло. Марко Поло — итальянский купец и путешественник, он не был официальным открывателем новых земель, но открыл знания о восточных и азиатских странах: Армении, Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии, Индонезии и других — их истории, культуре, традициях. История и описание его путешествий были записаны человеком с именем Рустикелло из Пизы, когда они вместе находились в заточении в генуэзской тюрьме. Из рукописей Рустикелло позже опубликовали книгу “Книга чудес света” или другое название книги “Путешествия Марко Поло”:

Книга о путешествиях Марко Поло была на борту корабля Христофора Колумба, во время его странствий в поиске морского маршрута в Индию. Описанные в книге события истории, культуры, нравов и традиций сформировали первичный образ Китая и восточных стран — таинственный, загадочный, благородный. Есть мнение некоторых историков, что описанные в книге китайские сады, стали первичным толчком интереса европейцев к благоустройству садов и парков в восточном стиле. А многие, из правивших в тот период европейских монархов, пытались привить в своих странах принципы безусловной власти по китайско-монгольской модели, которая также описывалась в книге Марко Поло.

Пик популярности

Начало и пик приходятся на конец 16 века, 17 и 18 века. Распространения китайских предметов в Европе проходило благодаря дипломатам и торговцам. Сделанные непонятным способом из неизвестных материалов чудесные вещи: шёлк, фарфор, лакированная мебель, одежда, бумага, чай, специи — доставляемые в Европу кораблями Ост-Индских компаний, сохраняли «загадочный аромат Востока».  Сперва, в моду вошло собирание знатью восточных редкостей, затем коллекционирование переросло в формирование образа жизни и отдельного стиля — ранний шинуазри.

Ранний шинуазри — увлечение восточно-азиатскими  дизайнами, в архитектуре и интерьерах с использованием оригинальных предметов, произведенных в Китае, Японии, Индонезии и импортируемых в Европу. Период раннего шинуазри приходиться на 17 век. Окончанием раннего шинуазри считается момент когда мастера Китая и других восточных стран начинают производить предметы ориентированные на европейский вкус, с изменением типичных этнических восточных дизайнов.

За популярностью китайских дизайнов приходит, волна подражания и повторение технологий европейскими мастерами, который именуется поздним шинуазри или просто — шинуазри.

Поздний шинуазри или шинуазри (без добавочных слов) — изготовление предметов и использование дизайнов в стиле раннего шинуазри, произведённых европейскими мастерами с повторением или изменением технологии. Этот период приходиться примерно на конец 17 — начало 18 века.  Для точного восстановления технологий в страны Азии отправлялись европейские мастера и архитекторы для обучения и получения опыта . Встречались и варианты приглашения азиатских мастеров в Европу. Для многих историков и специалистов, именно это понимание и является истиной в определении, что такое шинуазри как стиль. То-есть  шинуазри — это сделанные европейскими мастерами предметы в восточной традиции, со своими добавками и видением и импортируемые восточные товары ориентированные на европейский вкус, порою, с европейскими дизайнами и сюжетами.

Лидером среди европейских стран по популяризации шинуазри стала Франция, а  главным активистом, по современному инфлюенсером стиля стал, — король Франции Людовик XIV, при котором появилась первая волна популярности использования восточных дизайнов в интерьерах и архитектуре. В дальнейшем, ряд элементов шинуазри становятся естественной частью собственного стиля Людовика XIV.

Салон Людовика XIV, Шато-де-Шенонсо, регион Луары, Франция

Известным архитектурным сооружением в стиле шинуазри при Людовике XIV был Фарфоровый Трианон — дворец с недолгой историей. Дворец построили в 1670 году как подарок от короля фаворитке маркизе де Монтеспан, и разобрали семнадцатью годами позднее в 1687 году. По одной из версий, дворец разобрали после смены фаворитки короля, по другой версии, строение оказалось непрактичным, и быстро разрушалось.

Роспись интерьера соответствовала духу раннего стиля шинуазри — белые гипсовые стены расписывались синими орнаментами, подражавшими росписи китайского фарфора эпохи Мин, также была окрашена и мебель. Есть мнение, что идеей строительства фарфорового дворца стало другое сооружение — пагода Нанкина. Свидетельством о ней осталась гравюра в книге Ньюхофа, и которая считалось в то время одним из чудес света:

Фарфоровый дворец, пагода Нанкина положили начало процессу создания вереницы строений и интерьеров: фарфоровые комнаты, китайские комнаты, китайские чайные домики, пагоды — строившихся в Европе в 17—18 веках. 

Инсталляции с собранием дальневосточных предметов и украшений получили название “лаковые комнаты” и, также “китайские комнаты”. Лаковые — от того, что лак считался показателем роскоши, почти так же как и позолоченный̆ декор и расписной фарфор. Созданием таких комнат занимались редкие мастера, а содержание могли позволить только монархи. Мода на лаковые комнаты пришла из Франции и Германии, и добралась до России.

Первая лаковая комната появилась в России при Петре I в 1720–1722 годах во дворце «Монплезир» в Петергофе, её созданием руководил голландский лаковый мастер Г. Брумкорст.

При императрице Екатерине II появились: Китайский дворец в Ораниенбауме, Китайские кабинеты в Петергофе, Китайский зал в Царском Селе, а также Китайские антресоли в Эрмитаже:

Комната китайского дворца в Ораниенбауме

В интерьерах английских домов наибольшим интересом пользовалась резная лакированная мебель. Наличие лакированной мебели в интерьере до сих пор считается обязательным атрибутом английских стилей:

Бюро-кабинет, около 1730 года, Китай. Иллюстрация: Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Также, распространилась отдельное модное направление — благоустройство садов и парковой архитектуры в китайском стиле. Большая или по-другому “Великая пагода”, построенная в 1762 году, является сейчас одним из архитектурных достопримечательностей Лондона:

Великая пагода в Королевском ботаническом саду Кью. Иллюстрация с сайта королевского ботанического сада: www.kew.org

Даже в сегодняшние дни поставки из Китая в Европу, Россию, или Беларусь — дело хлопотное и затратное. А в 17 и 18 веке это мероприятие было гораздо дороже, плюс к тому, ещё и опаснее. Поэтому, привезённые из Китая, Японии предметы, условно разделялись, —  на дорогие и очень дорогие. И у местных мастеров того времени, возникло естественное желание, приобщиться к популярности. Они производили похожие стилизованные вещи или, откровенно подделывали китайские. Но не всё оказалось просто. Секреты технологий хранились в тайне, а сырьё зачастую было не доступно. Некоторые секреты разгадывали, и восстанавливали, или заменяли своими разработками. Распространилась практика заказывать в Китае и Японии полуфабрикаты для последующей доработки в Европе. Так делали с мебелью, фарфором, шёлком.

Модной практикой было приглашать восточных мастеров и архитекторов, или отправлять европейских за знаниями в Китай и Японию. В итоге все совокупности событий породили большое количество новых предметов, способов производства, технологий, и впоследствии брендов, которые известны, и используются по сей день.

Известным примером является английский мебельщик Томас Чиппендейл, который в конструкции своей мебели использовал, пришедшие в моду дизайны шинуази. Позже мебель по проектам Чиппендейла получила своё отдельное стилевое направление.

Во второй половине 19 века стиль шинуазри в Европе достиг вершины в своем развитии. 

Закат популярности шинуазри и перерождение

Вкус людей изменяется, трансформируется, затухает, и возвращается вновь. Примерно с 19 века интерес к шинуазри и азиатским мотивам ослабевает. Направление мыслей людей в сторону повальной индустриализации не совпадало с мотивами шинуазри. Да и сами мотивы с трудом напоминали дизайны своих “предков”, этот факт чётко виден в архивной рекламной листовке салона мебели, приглашающего на распродажу мебели китайской коллекции:

Рекламная листовка салона мебели. 1895 год. Иллюстрация: www.bl.uk

В противовес к техногенным сюжетам, появляется движение возрождения культуры природной красоты в интерьерах. Энтузиасты дизайнеры общества искусства ремёсел и их вдохновитель Уильям Моррис, украшают дома росписью цветов, цветущих садов с райскими птицами, очень похожих на росписи в стиле шинуазри:

Комната Морриса. Иллюстрация: Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Говорить о полном закате шинуазри будет не правильно. Потому как след, оставленный дизайном и технологиями пришедшими к нам с загадочного востока, не исчез бесследно и по сей день. Многие интерьерные стили эпохи шинуазри и их “потомки” унаследовали восточные элементы дизайна:

Георгианский стиль — резная и лакированная мебель, настенный декор. Викторианский стиль — выразительный настенный декор, мебель, декор из фарфора.

Колониальный стиль — без диковинных восточных декоров, старинных комодов и картотек, вообще не будет колониальным.

Также многие значительные и малозаметные элементы из стиля шинуазри трансформировались в другие стили: модерн, арт-деко, ампир.

Если к шинуазри присоединить все заслуги восточной цивилизации, то список будет весьма внушительный. Рассмотрим открытия пришедшие в Европу в период зарождения стиля шинуазри, и которыми мы пользуемся до сих пор.

Фарфор

«В 1171 египетский султан Саладин послал сорок «китайских изделий» султану Вавилона; вскоре, вернувшиеся из Египта крестоносцы, рассказывали о великолепии этого подарка.»  Заметка из Википедии.

Фарфор появился в Китае примерно 600 лет до н.э., а наладить производство белого фарфора в Европе, с похожим по составу на китайский, удалось только в 18 веке. Фарфоровая посуда и фарфоровые изделия — самое значимое наследие шинуазри. Недаром, слово China с английского языка переводиться, одновременно, — Китай как страна, и, — фарфор или фарфоровые изделия, как обозначение предмета сделанного из фарфора. Изначально, фарфор поставлялся из Китая как готовые изделия украшенные подглазурной росписью синим кобальтом, эта техника, впоследствии, стала повторяться европейскими мастерами:

Вид русского промысла росписи фарфора — Гжель, также продолжает традиции шинуазри.

Любопытный факт истории:

«Производство фарфора в Китае в 17-18 веке разделялось на экспортное и внутреннее. Примерное соотношение экспортных и внутренних мануфактур было: на одну экспортную мануфактуру — приходилось двадцать внутренних, предназначенных для обслуживания императорского Пекинского двора. Пекинский двор получал фарфор высшего качества «первого» и «второго выбора», при этом, бракованные партии возвращались производителям. Но, учета выбракованного фарфора не было.  Ответственные за доставку фарфора люди при дворе, в течение 18 столетия манипулировали этими поставками, и перепродавали бракованный императорский фарфор европейцам. Так изделия с императорскими марками иногда поступали в Европу.  Ост-Индские компании, которые занимались оптовой покупкой вещей и доставкой их на Запад, также получали огромные доходы, несмотря на трудности этого предприятия и взяточничество китайских чиновников и торговых посредников.» Заметка из книги: Шинуазри в Китае. М.А. Неглинская    

Шёлк — шёлковые панно — обои

Если фарфор стал истинным наследием шинуазри, то шёлк, как материал — это наследие всей восточной цивилизации. Для нашей, интерьерной темы, выделим использование шёлка для декорирования помещений. Эта технология пришла в Европу одновременно с популярностью шинуазри. Привезенным из Китая шёлком с ручной росписью украшали помещения, и использовали как обивку для мебели.

Помимо первичных, эстетических качеств, шелковые панно обладали и практическим преимуществом — устойчивостью к паразитам. Этот факт давал шёлку преимущество перед конкурентом хлопковой тканью, до активного использования бумаги:

Фрагмент бумажного панно в стиле шинуазри. Изготовлено примерно 1800 году. Иллюстрация: архив музея Виктории и Альберта, Великобритания

Расписные шёлковые панно явились первоосновой для появления обоев:

Панно ручной работы студия MISHA WALLPAPER

 

Лак и лакированная мебель

Подобно тому, как фарфор в Англии стал именоваться China, лаковые изделия получили название Japan, однако лакированные изделия поступали, одновременно, из Японии и Китая. Европа познакомилась с ними в конце 16 столетия, когда из Китая и Японии стали привозить шкафы с выдвижными ящичками, буфеты и сундуки:

Иллюстрация: Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Лакирование в традиционной китайской и японской технике сложный процесс, который может насчитывать более 30 этапов покрытия лаком, с точным соблюдением температуры и влажности.

Мебель декорировали двумя способами: резьба и роспись поверхности:

У китайцев существовал отдельный вид декорирования — лаковая резьба. Где рисунок выполнялся в послойном чередовании: узорной резьбы, полировки, окраски, лакировки. Не менее знамениты покрытые сложной узорной резьбой краснолаковые китайские изделия, которой в красный цвет лаку придает киноварь, ртутная руда. Кроме рельефной многоплановой резьбы к знаменитым китайским техникам относятся тончайшая полихромная и золотая роспись лаками по черному или цветному фону, инкрустация перламутром, оловом и серебром.  

В Японии — один из наиболее распространенных методов — маки-э. Техника заключается в разбрызгивании золотого или серебряного порошка по лакированной поверхности, для получения узора. Другой тип японского декора — кириканэ (резаный металл), в котором поверхность лака усеяна многочисленными, отдельно наложенными тонкими маленькими квадратами из золота, серебра или олова. Третий вид, хёмон — инкрустация металлическими пластинами, заключается в использовании тонких металлических листов, произвольно нарезанных, и вставленных в лаковую поверхность. Другая техника инкрустации — радэн, использует перламутр, а также жемчуг и слоновую кость. Техника радэн была известна и китайцам; их лаки, инкрустированные кусочками переливчатого голубого и зеленого перламутра, относятся к варианту, который позднее стал называться французским термином lac burgautée. Китайцы использовали для инкрустации множество дополнительных материалов, в том числе нефрит, коралл, слоновую кость, фарфор.

Иллюстрация: Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Лаковая мебель высоко ценилась в Европе.  Подражая китайским и японским мастерам, европейские мебельщики 17 века, стали инкрустировать свои изделия теми же драгоценными материалами.

Лак из Китая и Японии воспринимался как таинственный и драгоценный материал, из-за того, что его долго не могли повторить, или найти качественный заменитель. Секрет заключался в главном компоненте лака — смолы Лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum), произрастающего в Китае, Японии и Корее. Пока смолу или лак, как сырьё, доставляли до Европы он высыхал и становился непригодным для работы. До появления рецептов заменяющих восточный лак единственным вариантом взаимодействия были поставки готовой мебели и чуть позже полуфабрикатов. В 17 веке в европейских странах были разработаны аналоги лака с другой рецептурой.

Мода на лаковые изделия вскоре привела к распространению лакирования как модного занятия, особенно в Англии, где оно называлось японированием.

Во Франции лакирование называлось ouvrage а la Chine в переводе — изделие китайской работы.

Производства лакированной и резной мебели открывались в Германии:

Лакированный стол и стулья в стиле шинуазри в китайской комнате. Дворец Нимфенбург, Мюнхен, Германия.

В России познакомились с лакированной мебелью при Петре I, когда в дар от императора Канси было передано: «много лаковых столов,стульев и маленьких шкафов».

Ширмы

Ширмы занимает промежуточную позицию между лакированной мебелью и панно, так как сочетает в себе и то и другое. Но все же выделяется в отдельный функциональный предмет декора. Ширмой зонировали часть помещения, и создавали личное интимное пространство. Расписанные различными сюжетами ширмы, являлись отдельным предметом искусства:

Ширма, как элемент дизайна, пережила увлечение стилем шинуазри, и стала употребляться как обычный предмет мебели, в том числе и в других стилях, не связанных напрямую с востоком. И уж тем более уместна во всех ориентальных, то-есть восточных, интерьерных стилях.

Неким подобием на ширму стилизуется шкаф-купе:

Роспись ручной работы студия MISHA WALLPAPER

   

Папье-маше

Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были доспехи и шлемы.

С популяризацией лаков периода расцвета шинуазри появилась направление производства мебели. Смесь бумаги и древесных стружек смешивали с клеем, затем многослойно покрывали лаком. Мебель из папье-маше была дешевле в производстве и позволяла создавать сложные формы. Активное производство мебели из папье-маше длилось до 20 века:

Иллюстрация: Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Современная голландская студия Studio Job Gallery продолжила традицию, и изготавливает авторскую мебель из папье-маше:

Студия Studio Job Gallery Фото: studiojobgallery.com

Технология создания композитных материалов стала основой для современного производства материалов ЛДСП, МДФ.

Сады и озеленение, парки, парковая архитектура

Описанные еще в книге Марко Поло сады весьма вдохновили европейцев. Мода, на организацию и декорирование парков в восточном духе, с использованием восточных архитектурных деталей и строений, охватила практически все крупные европейские страны. Но, особенно масштабно парковые ансамбли в стиле шинуазри организовывались в Англии. Адаптированные к местному климату парковые ансамбли, получили отдельное название «англо-китайский парк»:

Китайский сад дружбы, Сидней, Австралия. Кредит Уинклифф

Дизайны шинуазри и их потомки

Акварельные рисунки природы в китайском искусстве отражали красоту и гармоничность — природы и человека, гармоничность мужского и женское начала. Экзотические птицы, звери, вьющиеся цветочные кусты — когда смотришь на архивные образцы панно, рисованные в китайской технике, то с трудом верится, что этим сюжетам по 700 лет, настолько близко они похожи на современные техники рисования, и одновременно, не похожи на исторические техники средних веков:

Ли Кань. Бамбук и камни. 1318 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

В изделиях, которые торговцы привозили из Азии, мини сюжеты отражали сцены жизни и исторические события характерные для той местности откуда привезён товар.  Но в последствии, темы сюжетов стали отражать европейцев и их жизненный уклад. Сначала азиатские мастера отображали свой вид на европейцев, затем, когда ряд товаров стал производиться в Европе, росписью занимались европейские мастера и художники. Эти графические изображения служили, одновременно, декором и источником информации.  Сейчас бы подобное исполнение назвали графическим контентом в декоре.  Об одной из популярных французских исторических торговых марок текстиля, в которой активно использовали мини сюжеты написано в статье: Обои и текстиль для стиля Прованс, мотив туаль де Жуи.

Современные популярные принты: цветы, цветущие кусты и цветущие сады, птицы на ветвях — это преемники восточных дизайнов, когда-то давно пришедших к нам со стилем шинуазри:

Обои стилизованные под восточную ручную роспись в коллекции Atelier компании BN International. Интернет-магазин: www.oboivdom.byОбои и панно в коллекции Christian Fischbacher компании BN International. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

В исторических классических стилях

Рококо, английский готический, викторианский, винтажный классический, модерн — в перечисленные стили элементы шинуазри впишутся как традиционная эклектическая добавка. “Ко двору” придётся мебель с элементами шинуазри, настенный декор, декорирование фарфоровый декор из ваз, статуэток, посуды.

В классических современных стилях

Арт-деко, богемный, рустикальный — это стили наследники классических исторических стилей и элементы шинуазри в них придутся кстати. В отличии от исторических стилей современные классические примут изменённые и осовремененные элементы в шинуазри.

В ориентальных стилях

Ориентальные стили — при некотором рассмотрении, сам стиль шинуазри это разновидность ориентального стиля. Разница будет заключаться в постановки цели — ведь в ориентальном стиле требуется создание обстановки близкой к этническому восточному стилю.  

В минимализме

Современный минимализм требует пустоты и воздуха, отсутствия грубых форм — гармоничные и утончённые рисунки в дизайнах шинуазри подчеркнут воздушность, при необходимости, снимут излишнюю визуальную бедность в интерьере стиля минимализм.

На этом все. Что в ближайших публикациях?

И вас ждут новые публикации в рубрике секрет фирмы. И новые статьи об интерьерном дизайне, декорировании, ремонте.

Подписывайтесь на уведомления о новых публикациях по электронной почте, или в социальных сетях:
Добавляйтесь в наши группы в социальных сетях:
Если статья была полезна, поделитесь информацией с друзьями:

blogvdom.by

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о