Стиль ренессанс в архитектуре: Искусство Германии. Архитектура стиль Ренесанс описание фото

Искусство Германии. Архитектура стиль Ренесанс описание фото

Стиль Ренессанс зародился в Италии и оказал громадное воздействие на развитие европейской архитектуры с начала XV до начала XVII в.в. Это отразилось не только в возрождении античной ордерной ситемы и отказе от готических форм.

В этот период было создано много нового в области гражданского зодчества. Многоэтажные городские здания - ратуши, дома купеческих гильдий, университеты - стали более нарядными, с изысканным декором и благородными пропорциями. Появились высокие многоступенчатые фронтоны с завитками, украшенные скульптурами, гербами.

Памятники античной архитектуры были повсюду в Италии, они напоминали о великом прошлом, их формы вдохновляли архитекторов. Стиль Ренессанс, в известном смысле, продолжение линии развития классической архитектуры после тысячелетней паузы.

Но архитектура Ренессанса выразилась не просто во заимствовании архитектурных форм античности. Такое заимствование происходило, однако применялись эти формы по-новому, в иной трактовке и иных композициях. Одновременно создавались и новые детали, возникали объемно-планировочные приемы.

Но это не было не возрождением античной архитектуры. Это был процесс создания нового стиля Ренессанс.

В Италии архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции. Самый значительный среди них - элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, которые определили вектор развития архитектуры Ренессанса.

Брунеллески понимал суть классики и ее принципиальное отличие от готики. Дело не только в том, что готические формы заменялись античными. Дело не только в конкретных формах нового стиля, но и в его духе. Готика выражала напряженность, преодоление, борьбу. Античная классика в трактовке Ренессанса - выражала ясность, четкость, определенность, успокоенность. В готике внутреннее пространство здания динамично, в Ренессансе оно четко ограничено, статично.

Содержание

Стиль ренессанс в архитектуре

 

Здания в стиле ренессанс

Стиль ренессанс в архитектуре также именуется как стиль эпохи возрождения. Он занимает свою нишу в период с 15-го до 17-го века в европейских странах.

 

Особенностью данного стиля является геометрические характеристики каждого элемента и здания в целом, таким образом учитывается симметрия, порядок составных частей, пропорции геометрии.

 

Архитектурный стиль ренессанс проявляется в упорядоченном расположении колонн и пилястр, а также притолок, не симметрия заменяется симметрией, сопровождающейся арочными полукругами, куполами в форме полусфер, эдикулами и нишами.

 

Декор в стиле ренессансСтиль возрождения в архитектуре также сопровождается новыми технологиями и документальной базой.

 

Так, в сооружениях раннего периода и стилей соответственно, информация о возводивших их мастерах и архитекторах отсутствовала, с началом же стиля ренессанса все поменялось, все принимавшие участие в строительстве были задокументированы.

 

Здания в стиле ренессанс представлялись в прямоугольных формах, они имели симметричность и пропорции, основанные на модуле. Модулем часто являлась ширина пролета нефа, если речь шла о религиозных постройках, то бишь храмах.

 

Декор в стиле ренессансФасад здания в стиле ренессанс является таковым, что симметричен относительно оси по вертикали.

 

Архитектурные элементы на фасаде имеют набор, соответственный античному; имеют место наличники на окнах и дверях, фронтоны, пилястры барельефы, а также карнизы, которые особо часто встречаются в жилых зданиях в ренессансе.

 

Также в жилых зданиях часто-густо повторяется расположение окон и соответствующих деталей, главная дверь сопровождается балконом, который содержит в себе балюстраду или просто может быть окружена рустовкой.

 

Декор в стиле ренессансСтиль ренессанс имеет лиственный орнамент, что касается цветового решения, то в стиле возрождения преобладают коричневый, желтый, пурпурный и синий цвета. Имеются узоры в строгих геометрических линиях, как квадрат, круг, крест, восьмиугольник.

 

Здания в ренессансе имеют визуальный массивный вид и просторные залы, стоит отметить высоту залов. От части это все благодаря тому, что в своем конструктиве они имеют круглые и ребристые купола, которые и дают эффект просторности внутри самого здания.

 

Окна стиля ренессанса представляются как прямоугольными с массивными обрамлениями и тяжелым карнизом, так и полуциркульными арочными, которые часто-густо бывают попарными или даже строенными. 

 

Архитектура эпохи ренессанса

Архитектура Ренессанса - часовня-ротонда Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим, 1502 г.

Понятие "Ренессанс" (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550 г.) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. Возврат античных форм ознаменовал окончание мрачного периода средневековья с религиозным засильем церкви. В эпоху Ренессанса (15-17 вв.) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения. Основой архитектуры Ренессанса являлось наследие зодчества Древней Греции и Древнего Рима: симметрия, пропорциональность, масштабирование относительно параметров человеческого тела, ордерная система, ритмичность в расположении элементов и декора фасадов. В плане здания архитектуры Ренессанса имеют чаще всего прямоугольную форму с осевой симметрией и модульной пропорцией. Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы. Развитию ренессанс-стиля в архитектуре способствовало появлению новых технологий в строительстве и производстве материалов, произошло разделение труда проектировщика-архитектора и мастеров-строителей, у сооружений появились авторы, имена которых были запечатлены на проектах. Ренессансная архитектура была описана в работах Леон Батиста Альберти "Десять книг об архитектуре", которые стали руководством для многих европейских зодчих разных стран. Альберти в собственных проектах применил пилястры для членения стен, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, обработка стен рустом, отделка окон каменной кладкой. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях. В храмовом строительстве зодчие перешли от крестового свода к коробовому своду, а купол опирается на массивные столбы. Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. Марка, палаццо Корне).

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции, архитектор Вазари. 1560-1581 гг.

Начало нового стиля было положено в Италии. Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi.1377—1446 гг.) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi.около 1386-1466 гг.) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима. Здесь они зарисовывали самые разные фрагменты остатков античных сооружений: колонны, профили, карнизы, капители, исследовали фундаменты, планы построек, разбирались в конструктивных особенностях древних зданий. Именно их исследования и положили начало ренессансной архитектуре, которая в дальнейшем получила распространение в разных странах. Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420—1436 гг.). Основной конструкторской находкой купола считается изгиб ребер, который помогает вынести большую нагрузку, а также технология одновременного строительства всех восьми ребер. На основе своих исследований античного зодчества Брунеллески сформировал свой собственный архитектурный язык. Его сооружения были более легкими и изящными по сравнению с античными образцами, лежащими в основе его творчества. Его способ передачи античных форм и декора нашел отражение в постройках Ренессанса, а затем отразился в стиле классицизм, барокко, рококо, ампире. Прототипом архитектуры Ренессанса в жилых постройках 15 в. стало палаццо - городской дворец. В плане это было прямоугольное сооружение с центрально-осевой композицией и внутренним двором. Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. начало строительство 1440 г.). Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.

Палаццо Питти (Palazzo Pitti), архитектор Микелоццо, начало строительства 1440 г.

В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато д'Анджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante. 1444—1514 гг.) Образцом его работы может служить ротонда Темпьетто, построенная в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. В плане - это круглое сооружение с округлым куполом и трехступенчатым основанием, окруженное римско-дорической колоннадой. При папе Юлие II, Браманте работает над реконструкцией Ватикана, создавая единый комплекс из разрозненных построек. Ему принадлежит проект собора св. Петра в Риме с симметричной композицией: в плане - это объединение квадрата с крестом. Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо.

Палаццо Канчоллерия (1483-1526 гг.), архитектор Браманте. Рим.

Представитель ренессанс-стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио (Palladio Andrea.1508-1580 гг.) создавал и церкви, и загородные виллы, внедряя идею "колоссального" ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название "палладианского ордера".

"Колоссальный" ордер Андреа Палладио. Вилла Фоскари (Foscari). 1558-60 гг. Мальконтента. г. Мира.

Во второй половине 16 в. в ренессансной архитектуре чаще появляются сооружения, которые стали более точным воспроизводством строений античной классики, однако, все равно, они были более легкими и изящными. В середине 16 в. был построен западный фасад Лувра (это крыло является самым старым в здании) архитектор Пьетр Леско (Lescot).

Западный фасад Лувра, архитектор Пьетр Леско (Lescot), начало 1546 г.

Philibert Delorme или de l’Orme; 1510 - 1570 гг. был сторонником так называемого французского ордера - сочетания классического ордера и готики, внедрял в конструкции деревянные фермы, килевидные кровли, специфические колонны).

К 17 в. ренессансный стиль в архитектуре стал популярным в разных странах Европы, сочетаясь с этническими традициями. К архитектуре Ренессанса относится замок в Фонтебло (Château de Fontainebleau), Ане (Château d'Anet), Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма. Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (château d'Écouen - ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (château de Blois) во Франции. В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х.де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera; 1530-1597 гг.), в Испании. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Kölner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.

Монастырь Эскориал (El Escorial). Главный архитектор проекта - Хуан Баутиста де Толедо, после 1569 г. работу продолжил Хуану де Эррере. Испания.

В архитектуре Ренессанса использовались приемы и декор времен античности, однако изменились функции возводимых сооружений: уже не строились огромные спортивные сооружения, общественные бани, как в Риме, большие храмы, как в Древней Греции. Соответственно изменилась и масштабность сооружений, которая стала соответствовать размерам человеческого тела. Специфика стиля архитектуры Ренессанса, была создана творчеством зодчих, переосмысливших античное наследие, включая ордерную систему, которая и стала стилеобразующей. Искусство средневековья стало восприниматься как зодчество варваров, однако, мастера продолжали использовать мотивы готики в новых сооружениях в сочетании с новыми приемами, что определило отличия от античности Древней Греции и Древнего Рима. Специфика местных школ под руководством известных мастеров обеспечили разнообразие аспектов зодчества этой эпохи.

Автор текста: М. Костин

Архитектура Ренессанса | Интерьеры Artyhomes.ru

Эпоха Возрождения, или Ренессанс – это период в истории европейских государств, охватывающий XIV — XVI века. Название этой эпохи возникло в Италии, где еще в конце тринадцатого века оживился интерес к античной культуре, с ее гуманизмом, культом красоты и стремлением к познанию.

Средневековье, предшествовавшее эпохе Возрождения, характеризовалось доминированием церковной власти над светской, противопоставлением духа и материи, приоритетом религиозной веры перед разумом. Архитектура Средневековья – это устремленные ввысь готические храмы, живопись и скульптура – это условные изображения святых, лишенные правильных пропорций.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор во Флоренции

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор во Флоренции. Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Джотто ди Бондоне.

Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Аскетизм и духовность Средневековья когда-то сменили распущенные нравы пришедшего в упадок античного общества. Но прошло несколько веков, и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Образцы античной культуры сохранились в Византии, и после ее разрушения беглецы наводнили Италию. Художники, архитекторы, артисты принесли в теплые южные города разноцветное жизнерадостное искусство, начало которого относилось к временам Трои и Афин. В Европу вернулись тексты античных мудрецов, а вместе с ними – изменение в понимании мира и человека.

Базилика Санто-Спирито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) — католическая церковь во Флоренции (Италия). Архитектор Филиппо Брунеллески.

Базилика Санто-Спирито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) — католическая церковь во Флоренции (Италия). Архитектор Филиппо Брунеллески.

Пришедшая в Европу новая эпоха характеризовалась гуманизмом, то есть утверждением ценности человека, и не только ценностью его души, но также его тела и разума. Это соответствовало античным традициям, поэтому новые тенденции получили названия Возрождения, возвращения, повторения. Это название стало общим для всех стран, вовлеченных в процесс культурных перемен, хотя в северных краях и в России новые веяния не означали возвращения к истокам.

Распространение культуры Возрождения по Европе

Говоря об этой эпохе, имеют в виду страны христианской культуры. Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы. Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах, и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии, и далее на север и восток, в православные земли. В России, во время правления Ивана Третьего, расцвело зодчество, и этому способствовало участие итальянских архитекторов. Формы Кремлевских покоев и храмов несут в себе печать итальянского Возрождения, вернее его синтеза с русскими архитектурными традициями.

Успенский собор Московского Кремля. Архитектор Аристотель Фьораванти.

Успенский собор Московского Кремля. Архитектор Аристотель Фьораванти.

Архитектура Ренессанса: в чем отличие от Средневековья?

Изобразительное искусство Ренессанса имеет яркие признаки, однозначно отличающие их от готической эпохи. Возвращение античных традиций привело к появлению светских, не религиозных сюжетов в искусстве. Вернулось изображение обнаженной натуры, вошли в моду портреты конкретных людей. Начался расцвет естественных наук. Знание, достигнутое логическим рассуждением и экспериментом, объявлялось не менее ценным, чем содержание религиозных книг.

Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре? Сделать это непросто по нескольким причинам.

Создания шедевров архитектуры – длительный процесс, он не считается с границами эпох. Дворец Дожей в Венеции строился с 1309 до 1424 года, и потом более века его достраивали и украшали. Этот шедевр архитектуры относится к Средневековью, хотя его строительство завершилось во время Ренессанса. Нередко строительство готических храмов растягивалось на два, три века; начатое в 13 веке завершалось в 15 или 16 веках.

Дворец дожей. Palazzo Ducale

Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции. Архитектор Филиппо Календарио.

Архитектура Средневековья – одно из величайших достояний культуры человечества, созданные в эту эпоху шедевры достойны восхищения, их трудно превзойти. В чем же заключается отличие эпохи Возрождения, было ли это шагом вперед или откатом назад?

В чисто архитектурном плане, никаких революций не произошло с наступлением новой эпохи. В сложном и ответственном искусстве зодчества сохранялась преемственность. Различия эпох коснулись социальных и личностных аспектов.

Во-первых, во времена Возрождения выдающиеся архитектурные проекты создаются для светских зданий, а не только для храмов. Первым архитектурным шедевром эпохи Возрождения стал Оспедале дельи Инноченти, или Воспитательный дом во Флоренции, имевший также название Приют невинных. Здание приюта было построено в рамках благотворительной акции, которую финансировали богатые флорентийские купцы. Архитектурный проект разработал Филиппо Брунеллески.

Ospedale degli Innocenti

Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом. Флоренция, Италия. Архитектор Филиппо Брунеллески.

Ospedale degli Innocenti. Оспедале дельи Инноченти

«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде здания, в некоторых странах стал символом педиатрии.

Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания; автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено. Постройка соразмерна росту человека, не подавляет величием, как готические соборы, и не угнетает мрачностью и аскетизмом, как жилища бедняков, хотя построена для спасения бедных и обездоленных беспризорных детей. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру.

В настоящее время термин «Возрождение» превратился в метафору культурного расцвета

Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога, исполнителем его воли, и произведения искусства отчуждались от авторов. На иконы, скульптуры, архитектурные шедевры никто не мог предъявить авторских прав: творцы обязаны были сохранять анонимность. Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок, и все это выполнялось анонимными авторами. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.

Наиболее известные архитекторы эпохи Возрождения:

  • Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник архитектуры ренессанса, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
  • Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик архитектуры ренессанса, создатель её целостной концепции.
  • Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями.
  • Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в Риме.
  • Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство.

 

Автор: Цурикова Инна

Похожие записи:

Особенности архитектурного стиля Ренессанс

Особенности архитектурного стиля Ренессанс

Стиль Ренессанс, или стиль эпохи Возрождения, достаточно широко применяется в архитектуре с момента его появления. Он необычен, довольно сложен и многогранен, а потому имеет множество особенностей, многие из которых знакомы каждому человеку.
Почему сам стиль называется Ренессанс, или Возрождение? Это прямое указание на то, что был переосмыслен античный стиль, и он стал использоваться в архитектурных проектах. Стиль Ренессанс напоминает многие античные постройки, но все же он сложен и по-своему хорош. Хотя он и следует различным принципам, принятым еще в древнее время, Ренессанс по-своему их комбинирует и использует.
Стиль Ренессанс возник еще в конце XV века, а более широкое распространение он получил в XVI веке. Популярным он становился вслед за распространением эпохи Возрождения и с ее наступлением в разных странах. Угасал он также постепенно, со сменой эпох в каждой стране.

Особенности Ренессанса в архитектуре заключаются в том, что в этом стиле используется опыт построения зданий в античной культуре. Уделяется внимание всем пропорциям здания, симметрии строения и элементов декорирования, расположению всех дополнительных элементов. Выполнение этих канонов довольно строго, все это при проектировании учитывалось, и отступление от норм считалось моветоном.

Периодизация архитектурного стиля Ренессанс

Стиль Ренессанс довольно долго был популярен, соответственно, он видоизменялся, и потому имеет деление на периоды. Каждый из них по-своему уникален и несет в себе довольно серьезные изменения, и потому все они важны.

Ранний Ренессанс - это период открытия оставленных в забвении античных законов архитектуры. В Средневековье всю античную культуру позиционировали как несовершенную, еретическую, потому многие достижения и принципы в различных сферах были отвергнуты церковью. Не являются исключением и архитектурные каноны. В период раннего Ренессанса методы античной архитектуры были восстановлены и заново открыты и, конечно же, их стали активно применять.

Ренессанс в этот период зачастую использовался при строительстве различных правительственных зданий, дворцов, резиденций и других строений, которые не относятся к религии. Первые строения в стиле Ренессанс были возведены в Италии, а если точнее, в Флоренции.

Высокий Ренессанс – второй период этого стиля. Если во время первого периода античная архитектура только была открыта, в это время она получила признание. На основе античного опыта создаются всевозможные здания, включая храмовые и соборные. Стиль Ренессанс уже признан церковью, и ее служители активно поддерживают и продвигают его. Центром культуры Ренессанса становится Рим, это по-прежнему Италия, а в Флоренции он уже не так стремительно развивается.

Здания этого периода отличаются от прежних. Они возводятся высокими, большими и величественными. В то же время в них нет никакой грубости, выстроены они со вкусом и изяществом. В основном в период Высокого Ренессанса строят светские здания с обширными залами и большими комнатами.

Поздний Ренессанс – это завершающий этап развития стиля. Он особенен тем, что в этот период все формы и декоративные элементы становятся более сложными и изощренными. Пропорциям и симметрии придают также большое значение, но появляются купольные конструкции с симметричными украшениями и декоративными разделителями. Наиболее популярной декорацией фасада становятся колонны, они более плотно располагаются, декорируются орнаментом и становятся основным украшением здания.

Архитектура Возрождения | Ренессанс стиль архитектуры

Архитектура Возрождения или ренессанс стиль архитектуры это одна эпоха и кому как нравится так и называйте. Хочу описать основные характеристики стиля, потому что каждый стиль оставляет за собой какую то память. Начну с начатка происхождения.

Архитектура Возрождения —  это период развивающейся архитектуры в странах Европы (начало XV -начало XVII века), в общем течении Возрождения и развития основ как бы духовной и материальной культуры Старой Греции и Рима.

Есть три периода архитектуры возрождения:

  • Раннее Возрождение;

  • Высокое Возрождение;

  • Позднее Возрождение;

Этот самый период является переломным моментом в истории архитектуры и в общем искусства, в индивидуальности по отношению к предшествующему, строительному стилю Готики. И действительно, готика в отличие от архитектуры Возрождения находила вдохновение в своей интерпретации классического искусства. А именно:

  • Формы античной архитектуры: симметричности, пропорциям, геометрии и также порядку составных частей, об этом наглядно свидетельствует уцелевшая постройка римской архитектуры.
  • Непростая пропорция средневековых построек имеет перемену упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на замену несимметричным очертаниям приходит знаменитый полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Здания опять становятся ордерными.
  • Ренессанс стиль архитектуры — ето нововведениям в использовании строй техник и материалов, к развитию строительной лексики.

Архитектура Возрождения фото

Принципиально отметить, что движение возрождения также характеризуется отходом от анонимности ремесленников и возникновением индивидуального стиля у архитекторов. В то время как произведения эры Возрождения, даже маленькие строения либо просто проекты были аккуратненько задокументированы с самого собственного возникновения.

Представители ренессанса или архитектуры возрождения:

  • Филиппо Брунеллески семьи нотариуса который работал во Флоренции и Венецией, считающимся монументом Возрождения. Его Воспитательный дом сейчас не смотрится кое-чем необыкновенным, а в те времена он просто произвел фурор.

Распространение стиля ренессанс:

  • Итальянские города
  • Франция
  • Германия
  • Великобритания
  • Россия
  • И остальные страны.

Ренессанс стиль архитектуры фото

Некоторые детальные описания ренессанса:

  • Возникает этаж — горизонтальный пространственный слой, он масштабно соотносится росту человека, выраженный в строительных формах на фасаде (все то, что было до Ренессанса принято именовать ярусами.)
  • Горизонтальные членения фасада на несколько этажов.
  • Ослабевание руста направленого снизу ввысь.
  • Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) стал применяется не в масштабе всего строения, но в масштабе этажа.
  • Карниз — стал напротив, очень массивен и соотносится по пропорциям со всем зданием.
  • Увлекательны интерьеры позднего ренессанса. Ну и мастер Микеланджело Буонарроти. Микеланджело имел акцент больше скульптора, чем архитектора. С данной точки зрения он создавал архитектуру как некоторый выигрышный фон для собственных скульптур.

Для примера:

Сравните интерьеры ранешнего (Ф. Брунеллески — древняя сакристия в церкви Сан Лоренцо) и позднего ( Микеланджело — капелла Медичи в той же церкви) Возрождения.

Брунеллески еще чрезвычайно уважительно обращается с ордером, а Микеланджело в большей степени играет с ним — если пилястра попала в угол — ничего страшного, он «разламывает» ее под прямым углом.

Колонны и пилястры он сдваивает, меняет их ритм, ставит на их «разорванные» сандрики, раскреповывает стенки и карнизы, придавая им доп пластичность — это уже в чистом виде барочные приемы!

Популярные статьи

Архитектура Возрождения (Ренессанс) | Деловой квартал

Архитектура Раннего Возрождения. Флоренция

Для итальянской архитектуры Раннего Возрождения характерны гармония, чистота пропорций и сила, использование классических мотивов и античного ордера. В то же время обращение итальянской архитектуры XV в., особенно флорентийской, к античным образцам вовсе не означало резкого отхода от готического и романского стилей. Новая архитектура временами включала в себя элементы прежнего стиля и местные строительные особенности, соединяя старое и новое идеями преемственности и гражданской гордости. Новый стиль в архитектуре был тесно переплетен с ха-рактерным для Возрождения интересом к античной литературе, философии и математике. Правители и заказчики хорошо понимали значимость архитектуры и планирования городов для построения идеального общества.

Купол Флорентийского собора (XV в.)

Огромный купол, который писатели того времени сравнивали с достижениями древних, стал символом не только Флоренции эпохи Возрождения, но и общего восстановления строительных и инженерных навыков. Возведенный в начале XV в., купол был крупнейшим, построенным со времен античности.

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция

Купол Флорентийского собора имел готические очертания, но в устройстве фонаря заметно подражание античным образцам: и в использовании ниш, коринфских колонн с каннелюрами и в выступающих волютах, и в применении камня – все это делает фонарь собора одним из первых примеров архитектуры, вдохновленной античностью.

Аркада. Площадь Санта-Мария-Новелла. Флоренция (1490-е гг.)

Филиппо Брунеллески, архитектор, создавший купол Флорентийского собора, часто использовал ритмические аркады с коринфскими колоннами. Этот мотив впоследствии часто повторялся другими архитекторами, например на площади Санта-Марии- Новелла. Чистота и симметрия этих аркад резко контрастировали с общим средневековым обликом города.

Санта-Мария-Новелла

Итаяьянская храмовая архитектура Раннего Возрождения

Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Центральная часть здесь обычно разделена на небольшие помещения и с античных времен использовалась для мавзолеев и мартириев. План базилики происходил от римских залов собраний. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Интересно сравнить, как каждый из них использовал возрожденный язык классической архитектуры.

Филиппо Брунеллески использовал в качестве модуля для построения базилики ячейку нефа, перекрытую крестовым или сомкнутым сводом. Центральный неф и трансепт образовывали в плане латинский крест.

Базилики обычно имели один или два боковых нефа и центральный. Центральный неф часто был выше боковых. Брунеллески в интерьерах храмов использовал аркады с полукруглыми арками, опирающимися на коринфские колонны, чтобы отделить центральный неф от боковых. Верхний ряд окон освещал центральный неф.

То новое, что привнес Брунеллески в архитектуру, заключалось не только в воз-рождении античных традиций, но и конструктивная основа его архитектуры, где внешний облик здания и его внутреннее пространство были тесно связаны.

Брунеллески часто использовал центрические планы. План этой капеллы основан на двух связанных между собой многоугольниках.

Романские формы

В отличие от Брунеллески. Альберти, не понаслышке знакомый с монументальной древнеримской архитектурой, использовал мощные цилиндрические своды с кессонами. Эти строения напоминали массивную архитектуру римских терм.

Строения с центрическим планом имели в своей основе правильные многоугольники, круги или квадраты. Эти формы ассоциировались с идеей совершенства, и, позднее, Альберти рекомендовал их как идеальные для храмовой архитектуры.

Капелла Пацци. Флоренция

Капелла Пацци архитектора Филиппо Брунеллески

Гармоничная соразмерность, простота и изящество были характерны для построек Брунеллески. Эти черты отличают капеллу Пацци во Флоренции. Брунеллески использовал белую штукатурку, а детали (колонны, пилястры, консоли) вырубал из местного серого камня.

Церковь Сант-Андреа. Мантуя (1472-1494 гг.)

Эта церковь спроектирована архитектором и теоретиком архитектуры Леоном Баттистой Альберти, хотя достраивалась она уже после его смерти. В плане базилик, построенных Альберти, место боковых нефов занимают большие капеллы, выходящие в центральный неф. Сант-Андреа. Мантуя

Дворцы Флоренции эпохи Возрождения

Внешне итальянские дворцы Средневековья не отличались особым изяществом и более походили на крепости. В XV в. возникла новая форма архитектуры жилых зданий, удовлетворявшая более просвещенному и утонченному вкусу Возрождения. Дворцовое строительство развивалось под сильным влиянием таких ранних построек, как дворец могущественных Медичи во Флоренции. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Дворцы были символом власти и богатства династий, чьи амбиции ясно выражались в архитектуре этих зданий.

Палаццо Медичи. Флоренция (начат в 1444 г.)

Палаццо Медичи – трехэтажное здание, отделанное камнем. По сравнению со средневековыми дворцами, в нем гораздо больше окон и внутренние помещения лучше освещены, особенно в двух верхних этажах. Фасад палаццо Медичи и отличается гармоничностью. За исключением нависающего карниза, в нем использовано мало античных мотивов.

Палаццо Медичи

Закрытые внутренние дворики были одновременно функциональны и красивы. Как правило, они были окружены аркадами сводчатых проходов, поддерживаемых колон-надами и консолями. Здесь устанавливались скульптуры. Комнаты первого этажа, окружавшие внутренний дворик, обычно служили для деловых целей или же были складами. Многие флорентийские дворцы унаследовали от местных средневековых зданий двустворчатые окна.

Основные жилые помещения были расположены на втором этаже, на верхнем этаже жили младшие члены семейства и дети. Иерархия этажей была отражена и на фасаде здания – в верхних этажах вместо рустовки использовали обычную кладку.

Применение крупных, грубо отесанных камней при строительстве первого этажа здания создавало ощущение прочности и мощи. Камни иногда обтесаны как выпуклые блоки, иногда просто грубо вырублены. Чрезвычайно дорогая рустовка подчерки вала богатство заказчика.

Вариации на классическую тему

В любом языке существуют местные диалекты, существовали они и в архитектурном языке Италии времен Возрождения. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. В городах, подобных Венеции, новые здания отражали местные традиции, хотя использовали также и классический словарь. В Северной Италии в качестве строительного материала широко использовали кирпич, и в эпоху Возрождения многие здания по-прежнему покрывали изразцами, мрамором и скульптурными панелями, маскировавшими классические формы. Тем не менее к XVI в. во многих местностях Италии появились здания в стиле Высокого Возрождения, вдохновленного классическими примерами.

Разноцветные мраморные фасады казались еще более роскошными, отражаясь в водах Венеции. Архитектура церкви Санта-Мария-деи-Мираколи может служить примером сочетания местного и классического стилей. Фасад украшен коринфскими и ионическими пилястрами и покрыт дорогим разноцветным мрамором.

церкви Санта-Мария-деи-Мираколи

Рельефы традиционно использовались в украшении зданий, особенно в Ломбардии и Тоскане. Такие орнаменты, использовавшиеся, в основном, в интерьерах. подражали классическим римским образцам. На них часто изображались фантастические существа, завитки листьев и урны.

В плане дворцы Венеции обычно имели L-образную форму, за их узким фасадом скрывалось вытянутое по горизонтали здание. Палаццо Лоредан, построенное в XVI в., как и другие венецианские дворцы эпохи Возрождения, сочетало в себе клас-сическую основу с изобилием украшений. Все три этажа увенчаны тяжелыми карнизами и украшены коринфскими пилястрами, между которыми были расположены окна с характерным богатым остеклением местного стекольного производства.
Пилястры являлись декоративными, элементами и не играли роли в конструкции здания. Они были украшены резным мрамором, лепниной или росписью.

В Северной Италии существовали давние традиции производства кирпича, и классические формы здесь использовались с учетом этого материала. Во дворцах Болоньи смешивались характерные местные детали, такие как выходящие на улицу аркады, низкий верхний этаж и выступающие закругленные контрфорсы, аркатурные фризы, крупные карнизы. Изящная терракотовая отделка вокруг карнизов и окон была местным элементом.

Для архитектуры Возрождения Северной Италии характерно не только большое количество декора, но и использование разноцветных материалов в отделке здания. Такие, строения, как монастырь Чертоза в Павии, были буквально покрыты орнаментом из черного, зеленого и белого мрамора и красного порфира – материалов, ассоциирующихся с античностью.

монастырь Чертоза в Павии

монастырь Чертоза в Павии

Во многих зданиях Ренессанса используются детали более ранних построек, например готические украшения дворца Дожей в Венеции, арки тимпанов Скуола- Гранде – ди – Сан – Марко, купола Сан-Марко.

Такие детали, как ниши, капители и консоли, в архитектуре Северной Италии часто органично вписываются в облик зданий.

Церковная архитектура Италии XVI в.

В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Восстановление папского двора и необходимость срочной реконструкции пришедшего в упадок города обеспечили заказы на строительство от пап, кардиналов и новых религиозных орденов. Архитектура служила мощным орудием, с помощью которого католическая церковь подчеркивала свое значение и силу. В XVI в. построены знаменитые церкви, как с центрической, так и с базиликальной планировкой. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Архитекторы изучали древности Рима и новые здания, построенные, в частности, Донато Браманте. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.

Собор Св. Петра. Рим

Перестройка собора Св. Петра растянулась на XVI и начало XVII в. По проекту Браманте, собор должен был стать центричным купольным сооружением. Его базиликальная планировка относится к 1605 г. Восточная, алтарная часть собора была завершена Микеланджело, разместившим здесь коринфские пилястры.

Собор Святого Петра

Темпьетто. Рим (начало XVI в.)

Этот храм, построенный Браманте. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Это здание считалось совершенным уже при жизни архитектора и стало единственным современным строением, включенным Андреа Палладио в его книгу о римских храмах. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Метопы украшены эмблемами папского достоинства.

Темпьетто. Рим

Темпьетто. Рим

Власть и знатность, отраженные в архитектуре

В XVI в. использование классического словаря архитектуры отличалось уверенностью и ясностью. Авторы систематизировали использование ордеров и интерпретировали теорию архитектуры. Большое внимание уделялось городскому планированию, города были украшены чудесными общественными и частными зданиями. Города и частные лица выражали свою власть в великолепии в новых зданиях. Классический язык архитектуры, использовавшийся при строительстве, символизировал власть, порядок и авторитет.

Палаццо Фарнезе. Рим (XVI в.)

Впечатляющая дворцовая архитектура во многих городах основывалась на флорентийской модели трехэтажного здания с внутренним двориком.
Палаццо Фарнезе – пример развитие этого типа в XVI в. Все этажи были оформлены в одном стиле.

Палаццо Фарнезе

Частные заказчики желали не только украсить свой город, но и подчеркнуть собственную значимость средствами архитектуры. Часто использовались гербы и фамильные девизы. Эмблемы Фарнезе украшают фриз. Угловые камни служат укра-шением углов здания. В Палаццо Фарнезе они контрастируют с плоскостью стены и четко обозначают границы огромного здания.

Основы устройства венецианских дворцов мало изменились в течение XVI в., но архитекторы стали использовать устоявшиеся классические образцы фасадов. В дан-ном случае, любовь венецианцев к роскоши выражена в использовании коринфского ордера и каннелюр.

Виллы и сады

Виллы, сады и красивые виды располагают к удовольствиям и праздности, а стремление к созерцательному покою сельской местности рассматривалось как противовес суете городской жизни. Многие знатные семейства, принцы и кардиналы старались создать идиллические места уединения. Это могли быть большие виллы, расположенные в сельских поместьях, или маленькие виллы, построенные среди виноградников и садов неподалеку от города. Ученые и правители времен Возрождения получали знания об античности, в основном, из древних текстов и письменных источников, и в XVI в. был очень велик интерес к попыткам выяснить, как были спланированы древнеримские дома.

Выбор места для виллы был важен как с эстетической, так и с практической точки зрения. Предпочтение отдавалось склонам холмов или возвышенностям, особенно ценились виды на реки и озера. Природные источники использовались и для устройства сада, и для домашних нужд.

Вилла Ротонда. Виченца (1566-1570 гг.)

Во второй половине XVI в. Андреа Палладио построил несколько вилл, отличавшихся гармоничными пропорциями и принесших ему известность. На плане видна строгая симметрия, характерная для его проектов. Вилла Ротонда, оказавшая большое влияние на другие постройки, имела центричную планировку, с купольным залом посередине, и была симметрична относительно двух осей.

Вилла Ротонда. Виченца

Пригородные виллы, такие как вилла Ротонда, чаше использовались не для длительного летнего проживания, а для обедов и развлечений. Большинство помещений могло выполнять различные функции, в зависимости от погоды и сезона. Служебные помещения обычно находились на первом этаже, а из главных комнат открывались прекрасные виды. Входом в здание служили четыре одинаковые фронтонные портики.

Королевские замки Франции XVI в.

Язык и стиль итальянского Возрождения медленно распространялись за пределы городов-государств Италии.
В течение XV столетия во Франции. Испании и Северной Европе продолжала преобладать готическая архитектура. Знания и интерес к подражающим античности итальянским строениям начали распространять путешественники, возвращающиеся из Италии, и итальянские архитекторы и мастеровые, работавшие за пределами своей страны. Франциск I и его сын, Генрих II, придавали большое значение власти, связанной как с политическим, так и с культурным господством. Оба монарха строили прекрасные и пышные замки.

Замок Шамбор. Луара (начат в 1519 г.)

Архитекторы французского Возрождения не копировали слепо итальянские образцы. Классический язык Италии часто находил применение, но французы, выработали свой собственный стиль.
В замке Шамбор нижние этажи украшены пилястрами. Большой карниз и балюстрада сочетаются с крутой крышей и башенками, напоминающими о более раннем стиле французской архитектуры.

Замок Шамбор. Луара

План первого этажа замка Шамбор строго симметричен, что является характерным для Возрождения, а угловые башенки напоминают о фортификационных сооружениях замков Средневековья.
Анфилады комнат становились все более характерной чертой французской, дворцовой архитектуры. Возможно, впервые они появились в замке Шамбор, где были соединены коридорами с главной лестницей.

Архитектурный язык Франции

Франция ответила на появление итальянского классического стиля более не-посредственно, чем другие европейские страны, хотя и здесь классические черты временами проявлялись в основном в элементах декора. Сыграла свою роль не только географическая близость Италии, но и распространение информации через книги, гравюры и рисунки. Себастьяно Серлио, непосредственно знакомый с римской архитектурой Браманте и Рафаэля, был одним из тех художников и гуманистов, которых Франциск пригласил к своему двору. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии.

Фонтенбло

Росписи, резьба, лепнина, скульптура украшали роскошные интерьеры замка в Фон-тенбло. Кессонированные деревянные потолки, стены, покрытые деревянными панелями, золоченые рамы и зеркала были характерны для этого стиля, распрост-ранившегося затем не только во Франции, но и в других странах.

Франциск I приглашал многих итальянских художников, и они создавали роскошные интерьеры Фонтенбло. Собственный стиль, сложившийся здесь в декоре интерьера, включал роспись, лепнину и скульптуру, использование ордера. Палладио описывает ордера и их элементы в четвертой книге своего трактата. Он показывает эволюцию ордера. В Фонтенбло рустовка нижнего этажа создает впечатление прочности.
В портике в Фонтенбло используется стоечно-балочная конструкция с антаблементом. Колонны коринфского ордера поддерживают балки.
Две роскошные изогнутые лестницы с резными балюстрадами, рустовкой ведут к главному входу в здание, расположенному на уровне второго этажа.

Надгробная скульптура

Архитектура гробниц эпохи Возрождения использовала классические элементы, хотя во многом сохраняла средневековые традиции. Несколько французских королевских гробниц были выполнены итальянскими скульпторами, в том числе гробница, построенная для Людовика XII, с арочным навесом, богато украшенным коринфскими пилястрами, широким фризом и выступающим карнизом.

Общественные здания Северной Европы

Язык архитектуры эпохи Возрождения обычно ассоциируется с классическими формами, основанными на изучении греческих и римских образцов. Кроме того, они связывались с католической религией и мало подходили для большинства стран Северной Европы. Одним из важных архитектурных элементов, получивших повсеместное распространение в Северной Европе, был украшенный фронтон. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Возможности архитектуры выражать гражданскую гордость и национальную принадлежность часто использовались в северных городах при строительстве крупных общественных зданий. Несколько зданий муниципалитетов и гильдий XVI в. сочетают в себе характерные местные элементы с применением классических мотивов. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.

Ратуша. Антверпен (1561-1565 гг.)

Ратуша. Антверпен

Знание итальянской архитектуры распостранялось в Северной Европы двумя путями: через архитектурные трактаты, переведенные на голландский и другие языки, и через архитекторов, работавших в Италии. Корнелис Флорис, построивший ратушу в Антверпене, много лет провел в Италии и отразил в этом здании знание Браманте. Здание, построенное в стиле классицизма, имеет щипцовый фронтон, играющий скорее декоративную, чем функциональную роль. Будучи одним из первых сооружений, построенных в итальянском стиле, оно оказало большое влияние на архитектуру ратуш в Нидерландах.

Елизаветинские «дома чудес»

В Англии, как и в остальной Северной Европе, в XVI в. еще продолжал доминировать готический стиль. Знание классической архитектуры доходило сюда не непосредственно из Италии, а через другие страны, в основном из Германии и Нидерландов. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Некоторые из них были возведены, или же перестроены, специально для роскошных развлечений Елизаветы I и ее окружения во время ежегодных Королевских выездов. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле.

Лонглит

Лонглит
Дом, в котором мог разместиться королевский двор, должен был включать не только длинную галерею и огромные залы для блестящих увеселений, но и разумно спланированные кухни и служебные помещения для ведения безупречного хозяйства. Требовались также и жилые помещения. Все это можно увидеть на плане Лонглита, симметричном относительно двух осей.

Лонглит был перестроен в 1570 гг. и включил в себя более ранние постройки. Оригинальность здания отчасти заключается в его симметричном и гармоничном фасаде, с роскошным переплетом окон.

Фасад Лонглита сочетает в себе сдержанность и упорядоченность архитектуры Возрождения с чисто английским мотивом – эркерными окнами. Слегка выступающий эркер оживляет фасад, не нарушая его мрачной монументальной гармонии.

Архитектура эпохи короля Якова

В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). В отделке интерьеров распространилась лепнина и резьба по дереву, а также украшенные камины и дверные проемы. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии, имевшей тесные связи с Нидерландами. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Во многом они были сходны с более ранними домами. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.

Одли-Энд

Прекрасный образец «дома чудес» времен короля Якова. Строительство началось в 1603 г. Монуменальное гармоничное здание, которое оживляли боковые флигели разной высоты.

Одли-Энд

В оформлении подъездов часто использовался классический ордер. В Одли-Энде двухъярусные подъезды имели арочные проемы, обрамленные группами колонн. Над подъездами были расположены глубокие балюстрады с резными украшениями.

Многие здания времен Елизаветы и Якова отличались большими окнами. Окна были обычно высокими, со средниками и выступающим горизонтальным переплетом.

Архитектура Иниго Джонса

Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг.) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Джонс не ограничивался классическими украшениями, для него была важна конструктивность здания, сочетание функции, гармонии и пропорциональности. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко.

Иниго Джонс

Банкетный зал. Лондон (1619-1622 гг.)

В этом солидном и гармоничном здании воплотилось восприятие Джонсом итальянского Ренессанса. Классический двухъярусный фасад свидетельствует о полном понимании стиля Высокого Возрождения. Здание Банкетного зада состоит из двух соединенных кубов. Здесь видно характерное для Возрождения внимание к комфорту, создаваемому правильными формами. Первоначально Банкетный зал использовали для устройства королевских банкетов, празднования государственных событий и спектаклей.

Ковент-Гарден. Лондон

Джонс спроектировал Ковент-Гарден, первую в Лондоне правильную и симметричную площадь, по примеру виденных им итальянских образцов. Площадь окружена зданиями без украшений, с открытыми галереями на первом этаже.

Смотрите также:

ренессансной архитектуры | Britannica

Узнайте, как Филиппо Брунеллески, Леон Батиста Альберти и Донато Браманте сформировали архитектуру эпохи Возрождения Обзор архитектуры эпохи Возрождения. Encyclopædia Britannica, Inc. Просмотреть все видео этой статьи

Ренессансная архитектура , стиль архитектуры, отражающий возрождение классической культуры, возникшей во Флоренции в начале 15-го века и распространившейся по всей Европе, заменив средневековый готический стиль.Произошло возрождение древнеримских форм, включая колонну и круглую арку, туннельный свод и купол. Основным элементом дизайна был заказ. Знание классической архитектуры пришло из руин древних построек и произведений Витрувия. Как и в классический период, пропорция была самым важным фактором красоты; Ренессансные архитекторы нашли гармонию между человеческими пропорциями и зданиями. Эта забота о пропорции привела к ясному, легко понимаемому пространству и массе, что отличает стиль ренессанс от более сложной готики.Филиппо Брунеллески считается первым архитектором эпохи Возрождения. «Десять книг по архитектуре » Леона Батисты Альберти, вдохновленные Витрувием, стали библией эпохи Возрождения. Из Флоренции ранний ренессансный стиль распространился по Италии. Переезд Донато Браманте в Рим положил начало Высокому ренессансу ( г., г., 1500–20). Маньеризм, стиль позднего ренессанса (1520–1600), характеризовался утонченностью, сложностью и новизной, а не гармонией, ясностью и упокоением Высокого ренессанса.Позднее Ренессанс также видел много архитектурных теоретизирования, с Себастьяно Серлио (1475–1554), Джакомо да Виньола (1507–73), и Андреа Палладио издавая влиятельные книги.

Ospedale degli Innocenti Arcade, Ospedale degli Innocenti, Флоренция (1419–26), автор Филиппо Брунеллески. Alinari / Art Resource, Нью-Йорк

Британика Викторина

Это или То? Художник противАрхитектор

Луиза Бланшар Бетюн

,

архитектурных стилей Америки и Европы

Ренессанс

Флоренция, Италия. Дворец Медичи Риккарди. c.1445-1460, разработанный Michelozzo di Bartolomeo. Дворец, построенный для недавно богатой банковской семьи Медичи, является прототипом итальянской архитектуры эпохи Возрождения, в которой на нижних этажах выложена рустикальная каменная кладка (пепельница), горизонтальные струны, образующие «аккуратные линии» между этажами, упорядоченные банки бифоратов (двойные свет) окна и сложный карниз нависает на линии крыши.Все эти черты стали характерными чертами итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Для получения дополнительных изображений архитектуры эпохи Возрождения на Flickr, нажмите здесь.

Флоренция, Италия. Палаццо Медичи Риккарди. Открытый колоннадный двор в центре дворца, основанный на концепции монашеской обители средневековья.Ренессансная архитектура, подобная этой, отличалась упрощенными геометрическими формами и визуально более легкой архитектурой, которая фокусировалась на горизонтальном акценте, резко контрастируя с более толстой, сложной вертикальной ориентацией предыдущей готической архитектуры.

Пиенца, Италия. Палаццо Пикколомини, дворец раннего ренессанса, предназначенный для того, чтобы открывать вид на сад внизу (следующая фотография) и долину на расстоянии.На этой задней стороне дворца расположены три уровня лоджий в стиле ренессанс (открытые аркады).

Пиенца, Италия. Сады Пикколомини, ранний ренессансный сад, основанный на формальной симметричной планировке, подобной ренессансной архитектуре. Леон Баттиста Альберти продвигал эту формальную планировку сада и его отношения с виллой, расположенной так, чтобы осматривать сад сверху. Сад и дворец Пикколомини представляют собой планируемую схему расположения сада-виллы, которая распространилась по всей Европе.

Брюгге, Бельгия. Влияние эпохи Возрождения в северных европейских «низких» странах сегодняшних Нидерландов и Бельгии больше всего проявилось в декоративных фронтонах таунхаусов. В качестве реакции на католицизм этот протестантский регион одобрил абсолютную простоту, и торговый особняк стал главным выходом для декоративной архитектуры эпохи Возрождения, часто в форме ступенчатых или «шейных» фронтонов, подобных этим.

Флоренция, Италия. Базилика Санта Мария Новелла. Фасад был завершен Леоном Баттистой Альберти в 1470 году. Верхняя половина состоит из раннего ренессансного фасада Альберти с круглым окном, четырьмя пилястрами, увенчанными фронтоном в греческом стиле, и в окружении огромных S-образных завитков со свитками.Это первое в истории использование таких свитков, скопированных в церквях эпохи Возрождения по всей Италии. Это прототип.

Флоренция, Италия. Базилика Санта-Мария-дель-Фиори (Св. Мария-цветок), построенная в 1436 году как готический собор, созданный Арнольфо ди Камбио в конце 1200-х годов. Ренессансная история здесь включает самый большой кирпичный купол в мире, добавленный позже Филиппо Брунеллески и вдохновленный руководством Пантеоном в Риме. Купол Брунеллески является прототипом для множества других куполов эпохи Возрождения и более поздних версий, построенных в Северной Америке (например,грамм. Здание Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия).

Ватикан (Рим), Италия. Купол собора Святого Петра, самый высокий купол в мире. Его архитекторы обращали особое внимание на два более ранних купола для вдохновения: древний Пантеон (см. Страницу о классической римской архитектуре) и прототип эпохи Возрождения, сделанный Филиппо Брунеллески в соборе Флоренции.

Ватикан (Рим), Италия. Базилика Святого Петра, c.1506-1626. Считается одним из самых грандиозных (если не самых грандиозных) сооружений позднего ренессанса в Европе.

Рим, Италия. Основанная на принципах Палаццо Медичи во Флоренции (см. Выше), эта структура демонстрирует полный набор архитектуры раннего ренессансного дворца, с рустованной (грубой) каменной кладкой на первом этаже, струнами, разделяющими этажи, нависающим карнизом, центральным и в значительной степени арочный вход и декоративные фронтоны над окнами. Вся структура является двусторонне симметричной, представляя формальную упорядоченность дизайна эпохи Возрождения.

Нравится:

Нравится Загрузка ...

,
ренессансной архитектуры - Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Купол Флорентийского собора

Флорентийский собор (называемый il Duomo), построенный Арнольфо ди Камбио, имел в центре огромную дыру. В конкурсе на возведение крыши над ним победил Брунеллески, который построил самый большой купол со времен Римской империи. Он ловко взволновал весь город, получив команды рабочих из восьми частей города.
Эта церковь во Флоренции была спроектирована Брунеллески с использованием всего, что он узнал, взглянув на архитектуру Древнего Рима.Он имеет арки, колонны и окна с круглыми вершинами в римском стиле. Это выглядит совершенно иначе, чем заостренные церкви Средневековья. Только внутренняя часть была закончена. Снаружи все еще грубые кирпичи, и никто не знает точно, как это должно было выглядеть. Однако изнутри Брунеллески научил каждого новому набору архитектурных правил, который произвел революцию в эпоху Возрождения.
Когда древние римские императоры вернулись после победы в битве, они построили Триумфальную арку как памятник себе.В Риме есть несколько таких памятников, и они имеют одинаковый дизайн: большая арка в центре и меньшая нижняя арка или дверной проем с обеих сторон. Архитектор Альберти использовал это как дизайн для фасада церкви Сант Андреа в Мантуе. Он использовал один и тот же рисунок: высокий и арочный, низкий и квадратный, и внутри церкви. Это было скопировано многими другими архитекторами.
Когда дело дошло до строительства дворцов, у богатых людей эпохи Возрождения были разные потребности римских императоров, поэтому архитекторы должны были использовать правила, чтобы сделать новый вид грандиозного здания.Эти ренессансные дворцы обычно трехэтажные и довольно простые снаружи. С внутренней стороны есть внутренний двор, окруженный красивыми колоннами и окнами. Архитекторы, такие как Микелоззо, который работал на Козимо Медичи, смотрели на Римский Колизей (спортивная арена), высотой в три этажа с рядами арок.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Florence_Medici_Riccardi_Palace.jpg
Самым известным храмом в Риме была древняя церковь, которая была построена над могилой св.Питер. К 1500 году оно падало. Папа решил, что вместо того, чтобы его починить, его надо снести и построить новую церковь. К тому времени, когда он был закончен, над дизайном работало много известных художников, включая Микеланджело, Рафаэля, Браманте, Мадерну и Сангалло. Это было первое здание, в котором использовались огромные колонны, называемые «гигантским орденом». У него один из самых великолепных куполов в мире. Он был скопирован во многих странах.

Этот загородный дом был построен Палладио в 1550 году.Это квадратное здание, которое выглядит одинаково со всех сторон. В центре есть купол. На каждой стороне большое крыльцо (портик), как греческий храм. Это такой элегантный дизайн, что другие архитекторы использовали тот же стиль, который можно увидеть в церквях, домах и дворцах, в том числе в Белом доме.

,
ренессансной архитектуры | Основные гуманитарные науки

Введение

Сводная таблица

Краткое изложение архитектуры эпохи Возрождения
Раннего Возрождения
ок. 1400-1500
Высокий Ренессанс
ок. 1500-1525
Поздний ренессанс
ок. 1525-1600
Брунеллески (церкви), Альберти (фасады) Bramante (Tempietto), Палаццо Фарнезе Палладио (виллы)

Основные характеристики

Архитекторы эпохи Возрождения отвергли запутанность и вертикальность готического стиля за простоту и сбалансированные пропорции классицизма .Округлые арки, купола и классические ордена были возрождены (см. Классические ордена). Это возрождение было достигнуто благодаря непосредственному наблюдению римских руин , а также изучению трактата «Десять книг по архитектуре» (передовая сохранившаяся древняя работа по архитектуре, написанная римским архитектором-инженером Витрувием ) .5

Ренессансная архитектура имеет тенденцию отличаться планарным классицизмом (то есть «плоским классицизмом»). Стены здания эпохи Возрождения (как внешние, так и внутренние) украшены классическими мотивами (э.грамм. колонны, пилястры, фронтоны, слепые арки) небольшой физической глубины, так что они минимально нарушают внешний вид стен (см. пример). Иными словами, стены здания эпохи Возрождения служат плоскими холстами для классического шпона. Это резко контрастирует с архитектурой в стиле барокко, в которой стены глубоко изогнуты и ваяются (что приводит к «скульптурному классицизму»).

Планарный классицизм также имеет тенденцию делить стену на аккуратные секции , используя такие элементы, как колонны, пилястры и струнные потоки.(Струнный курс представляет собой горизонтальную полосу материала, которая проходит вдоль внешней стороны здания, как правило, чтобы обозначить разделение между этажами.) С другой стороны, стена в стиле барокко рассматривается как непрерывный , волнообразное целое.27

Основными типами зданий эпохи Возрождения были церковь, палаццо (городской особняк) и вилла (загородный особняк). В то время как различные великие имена связаны с ренессансной церковью и дизайном палаццо, самым известным архитектором вилл на сегодняшний день является Palladio .

Хотя Ренессанс процветал в году, Италия ок. 1400-1600, он распространялся только по остальной Европе во второй половине этого периода (см. Распространение Ренессанса). За пределами Италии переход к эпохе Возрождения был замедлен из-за преданности стилю в готическом стиле . Следовательно, большая часть неитальянской архитектуры эпохи Возрождения воплощает в себе захватывающую смесь готической сложности и вертикальности (включая башни) с простотой и сдержанностью эпохи Возрождения.

Ведущим регионом архитектуры эпохи Возрождения в Северной Европе был Франция , где основным типом здания был замок (загородный особняк). Влияние архитектуры французского Ренессанса распространилось по всей северной Европе. H809

Классическая архитектура , в широком смысле слова «архитектура, использующая классические элементы», продолжала процветать в течение эпох барокко и неоклассицизма. Таким образом, классическая архитектура доминировала в западном мире в течение ок.1500-1900. Даже сегодня в современных зданиях, лишенных традиционного орнамента, сохраняются аспекты классической архитектуры (например, сбалансированные пропорции, аккуратные фасады, классические лепные украшения) .F169

Основная статья

Раннего Возрождения

ок. 1400-1500

Двумя ведущими архитекторами раннего Возрождения были Брунеллески и Альберти.

Филиппо Брунеллески, первый великий ренессансный архитектор, был в первую очередь дизайнером церквей года.Его самая известная работа - восьмиугольный кирпичный купол базилики Флоренции (итальянская готическая церковь), инженерный подвиг такой сложности (учитывая беспрецедентный размер купола), что он также должен был изобрести специальные машины, чтобы поднять каждую секцию на место. Купол Брунеллески был крупнейшим , который когда-либо видел доиндустриальный мир.

Купол Брунеллески увенчан фонарем: конструкция крыши с отверстиями для освещения и / или вентиляции. (Другим распространенным типом конструкции крыши является звонница, также известная как колокольня.)

Однако этот купол не считается работой эпохи Возрождения; его стиль твердо готика .H691 Появление архитектуры эпохи Возрождения довольно заметно в проектах Брунеллески для завершенных зданий , из которых базилика Сан-Лоренцо (Флоренция) может быть самой известной. Простая внешность этого здания включает серию слепых арок , в то время как интерьер украшен четким серо-белым планарным классицизмом ; только колонны препятствуют тому, чтобы этот интерьер был составлен полностью из плоских поверхностей.(Во многих церквях эпохи Возрождения вместо колонн используются широкие прямоугольные опоры , что увеличивает пространство на поверхности для плоского классицизма.)

Леон Баттиста Альберти стал самым влиятельным теоретиком архитектуры раннего ренессанса со своими десятью книгами по архитектуре, в которых рассказывалось об адаптации древних классических форм к современным зданиям29. С точки зрения реальных строительных проектов Альберти был ведущим пионером классической архитектуры. дизайн фасада .F185-86,17 Его величайшие фасады включают церковь Сант-Андреа и Палаццо Ручеллаи.

Фасад церкви Сант-Андреа (Мантуя) имитирует триумфальную арку, а фасад Палаццо Ручеллаи (Флоренция) аккуратно разделен на прямоугольные секции (каждая из которых содержит арочное окно) с пилястрами и косметическими антаблатурами. Круглые элементы, как и над каждым окном Палаццо, были фаворитом эпохи Возрождения, и многие архитекторы того времени считали круг «идеальной формой».5

Высокий Ренессанс

ок. 1500-25

Высокий Ренессанс стал свидетелем вершины классической простоты и гармонии в искусстве и архитектуре Ренессанса. Центральный план План (найденный во многих римских храмах, особенно в Пантеоне) был популярен в этот период. 5 («центральный план» обозначает симметрию вращения ; если план вращается вокруг своей центральной точки, он выглядит одинаково). в нескольких точках поворота. Обычными фигурами для зданий центрального плана являются круг, квадрат и восьмиугольник.)

Основателем и лидером архитектуры Высокого Возрождения был Донато Браманте. 5,8 (Браманте считается членом «Трио Высокого Возрождения», наряду с Микеланджело, выдающимся скульптором того периода и Рафаэлем, главным художником). величайшая из завершенных работ - храм Темиетто, дорический храм, воздвигнутый на традиционном месте мученичества святого Петра. Несмотря на свои небольшие размеры, Tempietto часто считается венцом архитектуры Высокого Возрождения.

Величайшая нереализованная работа Браманте - проект центрального плана базилики Святого Петра (передовой римско-католической церкви, расположенной в Ватикане).После смерти Браманте в начале строительства этого здания постоянные задержки привели к тому, что ряд архитекторов взяли на себя проект и полностью преобразили первоначального проекта. 9

Если бы планы Браманте были реализованы, церковь Св. Петра, несомненно, была бы главной церковью года в стиле Высокого Возрождения. Вместо этого эту должность занимает церковь Санта-Мария в городе Тоди (к северу от Рима). Это здание центрального плана сильно напоминает архитектурный стиль Браманте, хотя его нельзя с уверенностью отнести к нему.Н737

Высокий Ренессанс также породил Палаццо Фарнезе, возможно величайший дворец эпохи Возрождения. Это здание, спроектированное главным образом Антонио да Сангалло Младшим (ученик Браманте), следует типичной планировке ренессансного палаццо: трехэтажное прямоугольное здание с центральным внутренним двором.28 Спартанское величие достигается в сбалансированной высоте и ширине фасад, отсутствие вертикальных перегородок и неукрашенные стены над каждым рядом окон.Сама простота фасада подчеркивает различия в цветах стен, оконных форм и форм фронтона.

Популярной декоративной обработкой палаццо была рустикация, при которой стена из каменной кладки скорее текстурированная, чем гладкая. Это может повлечь за собой оставление канавок в соединениях между гладкими блоками, с использованием грубо одетых блоков или с использованием блоков, которые были преднамеренно текстурированы . Рустикация палаццо часто разграничена между историями.5

Поздний Ренессанс

ок. 1525-1600

Поздний Ренессанс показал расслабления суровой простоты и порядка Высокого Ренессанса.

Самым радикальным образцом искусства позднего ренессанса был маньеризм: преднамеренное стремление к новизне и сложности, зачастую вплоть до причудливости. В манерной живописи и скульптуре анатомия человека странным образом вытянута, а фигуры помещены в сложные, неестественные позы .В архитектуре маньеризма классических форм искажены, преувеличены и неуместны, а классический баланс и гармония иногда искажаются.13 Разрушая условности и исследуя новые художественные возможности, маньеризм стал влиятельной силой , даже для художников, которые выбрали сохранить более чисто классический стиль.

Одним из таких художников была Андреа Палладио, которая придерживалась строго классической эстетики. Палладио, известный прежде всего дизайном виллы , был главным архитектором позднего ренессанса и, возможно, самым влиятельным архитектором всех времен.Бесчисленные жилые, университетские и общественные здания по всему миру являются потомками архитектурного стиля Палладио, который пережил массовое возрождение в период неоклассицизма года года.

Самым ярким нововведением Палладио стало привлечение классического фасада храма к светской архитектуре21. Истинный фасад храма - это портик (крытое крыльцо с колоннами), а косметический фасад храма можно изготовить с помощью простого фронтона. В любом случае вход может быть , утопленный , что позволяет крытый вход даже без портика.

Общие черты вилл Палладио, три из которых обсуждаются здесь, охвачены термином палладианский стиль. Во-первых, общий план - это центральный блок , фланкированный одинаковыми крыльями , что обеспечивает идеальную симметрию; Центральный блок облицован фасадом храма. Во-вторых, внутренний план также симметричный , с большим залом в центре (см. Пример). И в-третьих, у здания есть высокий главный этаж и короткий мансардный этаж .15,21

Большинство вилл Палладио близко соответствуют этому описанию. В некоторых случаях выставленный подвал находится под главной историей. У нескольких вилл есть вторая главная история .

Виллы Палладио были построены в основном в городе Виченца , недалеко от Венеции, в окрестностях города 900. Большинство из них имеют стены из кирпича, покрытого штукатуркой , и шатровые крыши, выложенные красной черепицей из глины ,21. Хотя вилла Ротонда нетипична для работ Палладио (это дизайн центрального плана с портиком со всех четырех сторон), это также его самая известная вилла.

Помимо вилл, Палладио известен тем, что популяризировал арку Палладио (арку между прямоугольниками), разработав дизайн экстерьера ратуши Виченцы. Этот мотив был не только эстетичным, но и практичным, поскольку он позволял пропускать в здание больше света, чем ряд обычных арок14. Палладианская арка сегодня, пожалуй, наиболее известна в форме палладийских окон (см. Пример).

1 - «Ренессансное искусство и архитектура», Колумбийская энциклопедия.По состоянию на июнь 2009 года.
2 - «Ренессанс: экономические и социальные основы ренессанса», Encarta. По состоянию на июнь 2009 года.
3 - «Ренессанс: политика в эпоху Возрождения», Encarta. По состоянию на июнь 2009 г.
4 - «Архитектура: архитектура эпохи Возрождения», Encarta. Доступ к июню 2009 г.
5 - «Западная архитектура: Ренессанс», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 года.
6 - «Филиппо Брунеллески», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 года.
7 - «Филиппо Брунеллески», Энкарта.По состоянию на июнь 2009 года.
8 - «Донато Браманте», Энкарта. По состоянию на июнь 2009 года.
9 - «Браманте, Донато», Колумбия. По состоянию на июнь 2009 года.
10 - "Семья Сангалло", Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 года.
11 - «Сангалло», Колумбийская энциклопедия. Доступ с июня 2009 г.
12 - «Маньеризм», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 года.
13 - «Маньеризм», Encarta. По состоянию на июнь 2009 года.
14 - "Андреа Палладио", Энкарта. Доступ с июня 2009 г.
15 - «Палладио, Андреа», Колумбийская энциклопедия.По состоянию на июнь 2009 г.
16 - «Альберти, Леоне Баттиста», Колумбийская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 года.
17 - подразумевается освещением в 16
18 - "Палаццо Фарнезе", Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 года.
19 - «Микеланджело: последние десятилетия», Британская энциклопедия. По состоянию на июнь 2009 года.
20 - «Витрувий», Британская энциклопедия. Доступ к январю 2010 года.
21 - «Андреа Палладио», Британская энциклопедия. Доступ к январю 2010 года.
22 - «Византийское искусство», Британская энциклопедия.Доступ к январю 2010 года.
23 - «Ландшафтная архитектура», Encarta 2004.
24 - «Вилла», Британская энциклопедия. Доступ к январю 2010 года.
25 - "Michelozzo", Колумбийская энциклопедия. Доступ к январю 2010 года.
26 - «Дворец», Британская энциклопедия. Доступ к январю 2010 года.
27 - «Западная архитектура: барокко и рококо», Британская энциклопедия. Доступ к январю 2010 года.
28 - "Michelozzo", энциклопедия Britannica. Доступ к январю 2010 года.
29 - «Леон Батиста Альберти», Британская энциклопедия.По состоянию на январь 2010 г.

,

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о