Стиль рококо прически: Стиль рококо в прическах ХVIII века, фото и картины

Стиль рококо в прическах ХVIII века, фото и картины

Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные.
Мария-Антуанетта, королева Франции.

Стиль рококо – это одновременно и продолжение и противоположность барокко. Рококо – стиль XVIII века. Стиль, в отличие от барокко, рассчитанный на более скромные помещения и малые размеры. Недаром рококо еще называют интерьерным стилем. Однако не менее пышный, нарядный и яркий.


Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
Прически и костюм периода рококо.

Рококо – стиль нежный: неяркие цвета (нежно-розовый, нежно-голубой, салатовый), весенние мотивы в живописи, а также мотивы вечной юности и любовь к жанру ню. А еще рококо – это стиль последних лет существования французской монархии, предреволюционный стиль. Стиль времен, когда народу не хватало продуктов и самого необходимого, а во дворцах царила чрезмерная роскошь.

Прически периода рококо отчасти продолжали традиции периода барокко. Это были прически на париках у мужчин и высокие прически у женщин. Впрочем, в период рококо, это одна из главных особенностей женских причесок того времени, они достигнут невообразимо высоких размеров.

В моде по-прежнему остается прическа «аля-фонтанж». Данную прическу очень любит Мария-Антуанетта. Появляется и еще один вариант такой прически – «фонтанж коммод» («удобная»).


Портрет мадам Дю Барри, работы художницы Элизабет Виже-Лебрен
Прическа и головной убор XVIII века.

В 20-е годы XVIII века в моде небольшие прически. К примеру, прическа «малая пудреная» — прическа из слегка завитых волос, уложенных вокруг головы, и с гладким затылком. Еще одно название такой прически – «графиня Коссель». На основе «малой пудреной» прически была создана и прическа «полонез». Ее авторство приписывается французской королеве польского происхождения Марии Лещинской. Обязательными элементами прически «полонез» были украшения – перо и брошь.

В середине XVIII века носили прическу «тапи» — взбитые завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Также в моде были прически с яйцевидным силуэтом.


Жан Батист Готье Даготи. Мария-Антуанетта.
Прическа Марии-Антуанетты, украшенная драгоценностями. Автор куафер (парикмахер) Леонар.


Портрет Марии-Антуанетты, работы художницы и ее подруги Элизабет Виже-Лебрен, 1785.

А в 60-70-е годы XVIII века приходит мода на высокие прически. Такие прически делаются с использованием искусственных прядей, а также целых декоративных элементов – фигурок людей, животных, фруктов. К примеру, прическа фрегат – с корабликом на голове. Такие прически сооружались длительное время и носились в течение не одного месяца. Посыпались пудрой, различными ароматическими веществами. И в таких прическах вполне могли заводиться различные насекомые. У одной из придворных дам на голове даже поселилась мышь. Прически чесались. Чтобы дамы могли чесать головы, у них существовали специальные длинные палочки. А так как с такими огромными прическами проблематично было сесть в карету с крышей, то дамы путешествовали в повозках. Но вскоре известный французский парикмахер того периода, личный парикмахер Марии-Антуанетты, Леонар придумал механизм, с помощью которого прически могли складываться.


Прическа фрегат


Карикатура на высокие прически

Помимо прически «фрегат» была популярна и прическа «а-ля мадам дю Барри», названная так в честь фаворитки короля Франции Людовика XV. Прическа состояла из завитых и напудренных волос, уложенных на высокий каркас.

Мужские прически делались на париках. Однако в отличие от париков XVII века парики века XVIII имели гораздо меньший размер.

Так, широко был распространен парик с мелкой завивкой «а-ля мутон» («под барана»). Носили и прическу «ке» («хвост») – подвитые волосы зачесывались назад и завязывались на затылке черной лентой. Изначально такая прическа делалась из своих волос, однако затем ее начнут носить и на париках.


Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773.
Прическа с хвостом.

Еще одна прическа «а-ля бурс» — хвост из волос убирался в мешочек или же футляр, который делался из черного бархата и имел четырехугольную форму, а также украшался бантами, пряжками и рюшами. При этом около висков оставлялись пряди волос, которые спускались чуть ниже уха. Такие пряди назывались «крылья голубя».


Морис Кантен де Латур. Автопортрет.
Прическа «а-ля бурс».

В 30-е годы XVIII века очень популярна была прическа «а-ля катоган» («узел»). Прическа делалась из завитых и напудренных волос. На висках волосы завивались в букли или же завитки-ракушки, а на затылке оставлялась длинная прядь, которая и собиралась в толстый узел, чем-то напоминая конский хвост.

Носили и прическу «а-ля будера» («крысиный хвост»). Волосы надо лбом взбивались в высокий кок, на висках завивались в букли, а на затылке плотно обвивались кожаными ремешками, муарной лентой.


Жозеф Дюплесси. Портрет Людовика XVI, 1775.
Парик и «крылья голубя» (у висков) на прическе.

Были и прически с косами, которые перевязывались бантом. Такие косы не были длинными и их называли «свиными хвостиками».

Со второй половины XVIII века моду на мужские прически все больше и больше начинает диктовать Англия. Плюс начинает проявляться интерес к Античности (ведутся раскопки Помпей), а соответственно и к античным прическам.


Морис Кантен де Латур. Портрет Руссо, 1753.
Мужская прическа. XVIII век.

Интересный факт: именно в XVIII веке в Париже была открыта Академия парикмахерского искусства. Парикмахеров тогда называли куаферами. Самыми известными куаферами были Легро – парикмахер Людовика XV, он же являлся и создателем Академии, и Леонар – парикмахер Марии-Антуанетты.


Фото современных причесок в стиле рококо




Вероника Д.

Прически рококо, техника выполнения своими руками в домашних условиях

Эпоха рококо давно прошла, но отголоски ее сохранились до сих пор. И это не только произведения искусства того времени, но и элементы моды. Многие до сих пор ломают голову над тем, как сделать прическу в стиле рококо или повторить макияж. И ведь это действительно нелегко.

Общие положения о прическах рококо

Прически эпохи рококо отличались своей замысловатостью. Поначалу это были просто убранные волосы, поднятые вверх. Но потом они стали делаться слишком высокими, с большим количеством украшений, в качестве которых использовались цветы, перья, ленты, жемчуг… Самостоятельно сделать что-то со своими волосами было сложно, поэтому у каждой придворной дамы был личный или приходящий мастер- парикмахер.

Иногда прическа делалась так долго и мучительно, что женщина потом носила ее неделю. Ходить и спать она старалась очень аккуратно, чтобы каждый локон оставался на своем месте. Иногда прямо в шевелюру вплеталась шляпка, что делало образ еще более причудливым. Но именно этого дамы и добивались. Прически рококо являлись этаким эталоном стиля.

Рококо сегодня

Современные девушки даже не представляют каких трудов стоило мастерам сделать прическу. Ведь у них не было ни мусса, ни лака для волос, ни плойки… Сегодня прически рококо редко используются для повседневной носки. Чаще они делаются для показа мод или театральных постановок. Популярны также свадебные прически в стиле рококо. Подробных пошаговых инструкций к ним нет, но есть основные положения, которыми можно руководствоваться.

  1. Не жалейте лака для волос. Закрепляйте им каждый локон, каждую прядку;
  2. Никаких челок. Если у вас она есть, то ее придется укладывать в прическу, фиксируя лаком;
  3. Все прически рококо основаны на высоком начесе, поэтому будьте готовы, что волосы после расплетения будут спутаны;
  4. Почти любую укладку можно замаскировать под рококо благодаря аксессуарам. Подглядите идеи в Интернете, изучите старинные портреты придворных дам и попробуйте сделать заколку своими руками.

Невеста в стиле рококо

Если вы на своей свадьбе решили воссоздать атмосферу этой эпохи и выбрали соответствующее пышное платье, то необходимо уложить волосы в стиле того времени. Своими руками вряд ли получится это сделать, поэтому чаще всего невесты обращаются в салоны или к своим рукастым подружкам. Представим поэтапную схему выполнения прически в стиле рококо.

Воссоздавать гигантскую прическу для свадьбы не следует. Невесте будет неудобно, да и сложно сделать что-то подобное в домашних условиях. Поэтому в качестве образца выберем вариант, представленный на фото ниже. Скромно, современно, но в духе рококо – с начесом и без челки.

  1. Берем большую прядь со лба и делаем начес;
  2. Фиксируем его лаком и создаем объем. Закалываем прядь невидимками на макушке;
  3. Остальные волосы собираем в высокий хвост. На фото показана гладкая укладка, но при желании шевелюру можно предварительно подзавить на крупные бигуди. Если на голове будут красивые волны, это будет ближе к той эпохе. Локоны не забудем зафиксировать лаком;
  4. Из хвоста берем небольшие прядки, завиваем их плойкой и с помощью невидимок и шпилек закрепляем на голове;
  5. Получившиеся локоны должны располагаться на голове так, чтобы полностью скрыть резинку, держащую хвост.

Чем объемнее будет начес, и чем выше вы сделаете хвост, тем больше ваша укладка будет похожа на рококо. Если ваши волосы очень густые, то можно делать не хвост, а пучок, но не их всех прядей.

Украшать свадебные прически в стиле рококо можно любым способом. Лучше, если это будут атласные ленты в цвет свадебного платья, цветы, различные аксессуары, перья.

Видео: варианты причесок в стиле Рококо

Рококо: крайности причесок 1770-х годов

Период рококо (примерно с 1730 по 1790 год) был временем чрезмерной моды, исходившей из Франции по всей Европе. К концу восемнадцатого века, когда размер нижней юбки с петельками немного уменьшился, внимание переключилось на волосы.

С 1760 года волосы собирали на макушке, у лба. Первоначально в моде были темные волосы, для их производства использовались различные красители (например, самодельные красители из ягод бузины и вина или свинцовые гребни). Потом стало модно пудрить волосы крахмалом, чтобы они казались светлее. Волосы сначала смазывали помадой (разновидность геля для волос 1770-х годов), а затем припудривали белой, серой или пастельной пудрой, которая прилипала к помаде.

Второстепенная функция помады, вероятно, заключалась в том, чтобы удерживать волосы во все более вертикальном положении, позволяя владельцу сохранять прическу неизменной в течение значительного периода времени. Действительно, один парикмахер сообщил, что одна клиентка не «распускала» волосы в течение девяти недель!

По мере того как высота волос увеличивалась, возникала необходимость прикреплять подушечку из конского волоса или иногда проволочную конструкцию на макушку, при этом волосы субъекта набрасывались поверх нее. Иногда добавляли дополнительные «волосы» (или волосоподобный материал), чтобы должным образом покрыть структуру. Как только мода достигла этих крайностей, салоны парикмахеров стали пользоваться все большим спросом, а их кошельки стали чрезвычайно тяжелыми! Во Франции популярные придворные парикмахеры работали целыми днями перед балом.

«Совет дамам позаботиться о своей голове» Copyright The Museum of London

Считалось, что герцогиня Девонширская каким-то образом способствовала эксцессам этой моды в середине 1770-х годов, начиная с мода с волосами, уложенными в башню высотой в три фута. Вдобавок к этому в 1775 году герцогиня ввела моду на ношение страусиных перьев в волосах. В сочетании с и без того высокой прической, добавление страусиных перьев длиной четыре фута сделало бы высоту головного убора удивительными семи футов! Это может отчасти отдать должное утверждению о том, что женские прически были настолько высокими, что загорелись на канделябрах в бальном зале, хотя более правдоподобно было бы предположить, что оскорбительная свеча могла стоять на настенном бра в гостиной.

Творения увеличивались в размерах, а также часто украшались другими украшениями, такими как пасторальные сцены, корабли на полных парусах или вращающаяся ветряная мельница. Хотя они, возможно, не были строго обычным явлением, прически кажутся достаточно известными, чтобы иметь свои собственные имена.

В Германии сообщалось, что существует «новый вид такого головного убора, известный как английский сад, и это действительно подходящее описание. Не довольствуясь ношением сада в волосах, дамы идут дальше и теперь на макушке строятся целые пейзажи. Тут можно увидеть даму с деревней, там с целым лесом, потом с большим лугом, или с большим мостом, или с ветряными мельницами. Следует заключить, что эти здания очень вместительны, потому что художник воспользовался возможностью увеличить их стоимость, добавив некоторые механические приспособления; там, где это уместно, он установил скрытые органы, которые время от времени играют сами по себе, или канареек, которые поют. До каких пределов может дойти такой противоестественный головной убор, покажет только время». (Haude-Spenersche Zeitung, 1775, немецкий журнал)

Женщина с прической, поддерживаемая слугой-индейцем (может быть, чтобы облегчить боль в шее?) день. Были сообщения, что рот был на полпути от пола к макушке головы, хотя, возможно, это включало высоту перьев или других украшений.

Хотя некоторые предполагают, что в сатирических гравюрах восемнадцатого века мало правды, несомненно, преувеличение начинается с правды, но, вероятно, выходит за пределы правды подобно китайскому шепоту. Также возможно, что эти крайности в моде были замечены только один раз, может быть, иллюстратором, а затем тут же изображены в печати, так что печать представляет собой скорее исключение, чем норму. В любом случае, сатира была создана для преувеличения идиосинкразии субъекта и не должна была отражать настоящую правду.

Дама с огромной прической. Он настолько велик, что ей удалось украсть ценные предметы, спрятав их внутри!

В 1776 году в журнале Gentleman’s Magazine была опубликована статья (возможно, скорее рекламная) о парикмахере, в которой дается некоторое представление об общепринятых практиках того периода.

Говорят, что недавно в этот город прибыл очень необыкновенный человек из Сибири, имя которого, как мы узнаем, Иван Петр Алексис Кнутшофшлервиц, и уроженец этой страны, который предлагает свои услуги дамам в важное дело по прическе, которое, по его рекламе, как он говорит, он выполняет в манере, свойственной ему самому, отказываясь от использования черных шпилек, подушек для волос и подобных громоздких материалов, столь опасных по своему эффекту, сообщая расстройства в мозг от выделений, исходящих из головы, при нагревании этими подушками и большими пучками накладных волос, срезанных с голов людей, умерших от лихорадки, паралича, апоплексического удара, скрофулезного расстройства или слюноотделения или даже, хотя и менее опасные, тех, кто закончил свои дни в Тайберне.

Он уверяет дам, что не использует человеческого жира, или любого другого жира, поскольку он заполняет впадину волос мягкими ароматными травами, которые предотвращают неприятный эффект того пота, на который теперь так часто жалуются. Он укладывает волосы всевозможными способами и старается сделать голову любой дамы похожей на голову льва, волка, тигра, медведя, лисы или любого экзотического зверя, на которого она пожелает походить; но он не ограничивается животными; ибо любой даме, которая предпочла бы форму павлина, лебедя, гуся, фризландской курицы или любой другой птицы, он обязуется дать совершенное подобие. Точно так же он придаст волосам любой цвет, который дама сочтет наиболее подходящим для ее цвета лица; поскольку каждый отдельный волосок представляет собой полую трубку, хотя и незаметную невооруженным глазом; он, впрыскивая определенную жидкость, передает лучшие оттенки и делает ненужным использование порошка, который, кроме того, будет большой экономией хлебного зерна.
Дамы, чьи волосы начинают указывать на период жизни, который они хотели бы скрыть, могут быть тайно и безопасно размещены. Он окрасит их локоны в прекрасный каштановый, голубой, малиновый или зеленый цвет, в зависимости от того, какой мод больше всего преобладает.

Его жена — модистка, и она надеется, что ее собственные заслуги, добавленные к тому, что она иностранка, вызовут благосклонность дам. Она делает кепки любого размера, от 20 дюймов до 3 футов в высоту, которые, будучи составлены из определенных эластичных пружин, будут поддаваться, когда дама садится в свою карету или кресло, не меняя формы, немедленно поднимаясь на свою первоначальную высоту, когда леди выйти из ее кареты. Точно так же она заменила те современные украшения из редиски и других садовых растений ароматными специями, которые, независимо от украшения, обладают замечательным эффектом в защите головы от тех маленьких паразитов, которые смесь жира и жира порошок настолько склонен производить.

Поскольку мода колеблется, госпожа Кнутшоффшлервитц готова к любым изменениям, уже сделав несколько выкройных шапок невысокого среднего размера, которые не лишают голову ее пропорций, но сохраняют ее должное равенство с остальной частью человеческого тела. Этим шапочкам она придала мягкость, придававшую чертам блондинок нежность, избавляя их от той дерзости и свирепости, на которые в нынешнем моде так жалуются представители противоположного пола. Она уже имела честь одеть в этом вкусе несколько дам, которые, как она имеет удовольствие обнаружить, вызывали у мужчин особое восхищение; но так как она не берется сдерживать поток моды, то она готова снабдить всех тех дам, которые еще желают высоко держать голову, чепцами, как она уже говорила, любых размеров.

Она привезла несколько живых страусов, павлинов и т. д. что дамы, которые намерены упорствовать в употреблении перьев (хотя в Сибири и во всей России нынче взорвана мода), могут угодить их вкусу, и она обязуется прививать их к натуральным волосам, не оказывая при этом никакого вреда. операция наименее болезненная. Точно так же и джентльмены, чьи черепа с возрастом несколько оголены и все же не могут подчиниться готическому вкусу покрывать их париками, могут вставлять натуральные волосы так же надежно и легко, как и снабженный зубами, и который продержится много месяцев без обновления. Любой джентльмен или дама, оказавшиеся в таком затруднительном положении, могут служить год на очень умеренных условиях.

The Gentleman’s Magazine, Vol 46, p.360, 1776

Интересно, как новые волосы вставлялись в скальпы лысых мужчин…

Какой ваш любимый модный экстрим? Одноразовое белье 1970-х? Платья с бахромой 20-х годов? Большая суматоха 1880-х? 18-дюймовая талия 1860-х — в «Унесённых ветром» ?

Сравнимо ли это с излишествами эпохи рококо?

Related Posts

Рококо: крайности обручей в 1740-х годах

Источники и соответствующие ссылки

Лондон доктора Джонсона: Повседневная жизнь в Лондоне 17:40-1770, Лиза Пикард – купить на Amazon Журнал, Интернет-ресурсы Google

Изображения сатиры были найдены на сайте American Revolution.org

Нравится:

Нравится Загрузка…

Рубрика: 18 век, Мода | Метки: прически 1770-х, герцогиня Девонширская, прически восемнадцатого века, излишества моды, парикмахеры, карикатуры на прически, рококо, журнал The Gentlemans Magazine | 3 комментария

Экстравагантность одежды и причесок периода рококо.

Франция 18 век. Мода первого периода правления Людовика XVI.

1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9,

ФРАНЦИЯ. 18-ЫЙ ВЕК. ЖЕНСКИЕ ПЛАТЬЯ. МОДЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЮДВИГА XVI.

  • № 1. Молодая женщина в полукруглой шапочке, называемой а-ля латьер, скрепленной розовой лентой. Накидка Атласа на меху, накидка полонез из розовой тафты с голубыми полосками, юбка из той же ткани.
  • № 2. Девушка в Карако Тафты. В этом костюме появлялись жители Нанта во время проезда герцога Эгийона в 1768 году. Военные, а также министры иностранных дел и войны при Людовике XV.
  • № 3. Женщина в полонезе из тафты. Марлевую вуаль, обернутую вокруг круглой шапочки, называли терезой.
  • № 4. Молодая женщина в платке, фишю на сурке, в полонезе и в белом халате.
  • № 5. Молодая женщина, головной убор которой назывался en baigneuse. На ней накидка из Атласа с меховой подкладкой. Юбка украшена рюшами.
  • № 6. Платье а-ля черкешенка с декором а-ля Шартр.
  • Номер 7. Девушка в халате из левита с поясом из тафты. Головные уборы а-ля-энфанс и шляпы а-ля Жаке.
  • № 8. Портрет неизвестного.
  • № 9. Английский халат. Полосатый газовый головной убор назывался Calèche.

Во время неспокойного правления Людовика XVI французская мода претерпела три крупных изменения. Первый период предлагает избыток роскоши, легкомыслия и излишеств, что было конечным эффектом карнавала, начавшегося с домино регентства.

Время высоких причесок. Второй этап был революцией простоты. Женщины, обожавшие батист и газ, появились в юбках, похожих на рубашки, в неглиже, которые назывались пьеро, в камзолах а-ля колинетт и в домашнем платье а-л’энфан. Для этого периода характерен очаровательный костюм горничной Сюзанны, ставший популярным благодаря постановке Бомарше «Свадьба Фигаро». Третий период характеризуется вторжением английской моды. Женщины носили верхние юбки, жилеты и шляпы, как и мужчины, а также держали в руках трости.

В первый из трех периодов экстравагантность женских костюмов превосходила все, что видели при Людовике XV. Хотя паньеры, похожие на корзины кринолиновые юбки, подходили к концу, они все еще расширялись, так что их окружность увеличилась до пяти метров. Это поощряло демонстрацию ног и обуви на высоких каблуках. На празднества люди надевали обувь, расшитую золотом и украшенную жемчугом и драгоценными камнями.

Преувеличение особенно заметно в прическе. Построение прически было доведено до такой высоты, что голова как бы составляла две трети длины тела. Прическа, называемая loge d’opera (1772 г.), придавала женскому лицу длину шестьдесят два дюйма от кончика подбородка до верхней части прически. Это здание было украшено всеми возможными художественными усилиями.

Волосы были завиты, заплетены в косы, напомажены, причесаны и напудрены. Поверх него помещалась шапка, украшенная лентами и перьями; таких шапок насчитывалось не менее двухсот, после чего каждый головной убор имел особое название. Пуфы были сделаны из свернутой марли. Парикмахер такого рода по имени Леонар однажды использовал четырнадцать локтей марли для такого пуфа.

Пуф на сентимент был украшен цветами, фруктами, овощами, чучелами птиц, тезками любимых, пастухами, пастушками, охотниками и мифологическими персонажами. Бордель был то деревенской поэмой, то английским парком с ветряными мельницами, боскетами, ручьями и овцами, то декорацией из оперы.

По мере того, как прически постепенно становились настолько высокими, что дамы больше не могли пройти через низкие двери и вынуждены были либо становиться на колени в карете, либо высовывать голову из окна во время вождения, прическа а-ля Grand-Mère, изобретенная Боляром, который имел пружинный механизм внутри, помог при необходимости уменьшить искусственную конструкцию на один или два фута. Наши цифры 6, 8 и 9 показывают, до какой степени возросла эта экстравагантность. Причем одеяния были перегружены всевозможными украшениями: бантами, матерчатыми чашами, усиками, букетами, гранатами из марли в гирляндах и отделкой жемчугом и камнями, наряду с фальбалами и множеством украшений на шее, груди, запястьях. и ремень.

Около 1780 года реакция уже заявляла о себе. На одной была юбка а-ля-австрасиен, жакет а-ля перувьен и поверх него пояс. В этом костюме грудь была почти полностью обнажена. №№ 6 и 9 относятся к 1778 году. Они воспроизведены на редких медных гравюрах, одна из которых нарисована Л. Берте. В случае обычных туалетных принадлежностей носили короткую юбку с кринолином, поверх нее — полонез, короткую верхнюю юбку с широким вырезом тела, которое собиралось вокруг него так, что образовывало три крыла. Выходя на улицу, набрасывали маленькое текстильное пальто или меховую накидку.

Номер прически. 8 был назван а-ля Монгольфье в честь известного владельца дирижабля. Фигура смоделирована с английской гравюры 1783 или 1784 года.

(№№ 1, 2, 3, 4, 5 и 7 взяты из галереи «des Modes et Costumes français». Первые пять фигур принадлежат Desrais, шестой Менье (см. Кишера, История костюма во Франции, Э. и Ж. Гонкур, Женщина XVIII века, Лакруа, XVIII век и Мерсье, Таблица Парижа.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *