Национальный костюм исландии: Исландский национальный костюм: когда все дело в шляпе

Содержание

Исландский национальный костюм: когда все дело в шляпе

Когда речь заходит о национальных костюмах разных народов, про Исландию вспоминают если не в последнюю, то в предпоследнюю очередь. А зря, ведь местные национальные костюмы, в особенности женские, необычайно самобытны и даже беспримерны.

Мужской национальный костюм Þjóðbúningur karla (что в переводе на русский язык означает «костюм молодого человека») — менее оригинален, зато в XIX веке он был символом борьбы за независимость страны от Дании, а потому снискал огромную популярность. Женские же наряды интересны тем, что важная их составляющая — оригинальные головные уборы, какие и Филиппу нашему Трейси не снились. Об исландских женских костюмах сегодня речь и пойдет.

Для начала стоит сказать, о том, какими исландские народные костюмы были до XVI века, нам практически ничего неизвестно, поскольку их изображения до нас не дошли, а подробные описания традиционной одежды местного населения в исландских сагах отсутствуют.

Зато, начиная с XVIII века, ситуация меняется в корне, тут уже в нашем распоряжении и картины, и подробные описания одежды, и даже сохранившиеся фрагменты нарядов исландцев.

Итак, всего в Исландии существует пять типов женского национального костюма. Два из них: kyrtill и skautbúningur появились лишь в XVIII веке, они были придуманы, как варианты парадно-выходной одежды, а также использовались в качестве платьев для различных церемоний. Прочие же наряды — эволюционировавшие разновидности повседневной одежды, то есть, тех самых платьев, что исландские дамы носили в стародавние времена.

Самый характерный и нетривиальный вариант национального женского наряда называется faldbúningur, что в переводе на русский язык означает «костюм с подкладкой». Он был популярен в XVII — XVIII веках, а вот после 1850 года окончательно вышел из моды и с тех пор его больше не носили. Главная особенность этого костюма — головной убор необычной формы, он может выглядеть словно закрученный листок или же быть выполнен в форме колпака, напоминающего рог.

Называются разные версии головного убора rókfaldur или spaðafaldur.

На фото: исландский национальный костюм Faldbúningur

Впрочем, это не самая экзотическая разновидность исландского головного убора. К примеру, в музее Рейкьявика мне удалось померить головной убор, представляющий собой гигантскую шляпу, более всего напоминающую разновидность трубы, поддерживалась же конструкция на голове с помощью воротника с фалдами, который был пришит к шляпе, а фалды опускались на плечи.

А вот головной убор на фото ниже  — вариация на тему платка, повязанного на голове на манер банданы, а сверху украшенная листком.

Обязательными атрибутами костюма faldbúningur были серебряный металлический пояс и декорированный серебром или золотом воротник. Наряд мог быть выполнен в разных цветах, но в классической версии faldbúningur жакет должен был быть черным с красными или зелеными вставками, а вот верхняя юбка — зеленой или красной. Детали костюма тоже, как правило, были зеленого или красного цветов.

На фото: разновидность faldbúningur с колпаком

Когда faldbúningur вышел из моды, местные жительницы начали носить костюм peysuföt, который является упрощенной версией своего предшественника. Наряд был декорирован в разы проще, а популярным стал по одной простой причине — в нем было в разы удобнее работать. Состоял peysuföt из юбки в пол, выполненной из ткани с саржевым плетением, передника и тонкой трикотажной куртки. Без оригинального головного убора тоже не обошлось — на этот раз обязательной частью женского облачения стала шапочка, украшенная длинной кисточкой.

Костюм был популярен в XVIII и XIX веках, кстати, в него были включены и переосмысленные предметы мужского гардероба, к примеру, курточка, которую носили дамы, была заимствована из мужского исландского костюма.

Что характерно, peysuföt носили как повседневную одежду даже в XX веке, видимо, это облачение вполне себе удобное. А вот еще один вид исландского национального платья — upphlutur — это по своей сути бывшее нижнее белье, со временем превратившееся в полноценный наряд, ведь изначально upphlutur был нижней рубашкой, входивший в состав faldbúningur.

Отличительные черты этого наряда следующие: лиф курточки шнуруется с помощью цепочки, выполненной из посеребренного или позолоченного металла, декорирован он опять же металлическими элементами, нашитыми на лиф.

При этом лиф платья может быть не только черным, но и красным или синим, в ярких цветах выполнена и верхняя полосатая юбка. Без головного убора, конечно, тоже никуда. На этот раз это маленькая черная шляпка с длинной кистью.

Две оставшиеся разновидности национального исландского костюма по своей сути — художественные фантазии на тему истории страны. Их придумал художник Сигурдур Гудмундссон (Sigurður Guðmundsson), когда женское платье faldbúningur окончательно исчезло из повседневной жизни исландских дам. Первый костюм получил название skautbúningur, он представляет собой вариацию на тему faldbúningur, только на голове у дамы не закрученная шляпка или длинный колпак, а красивая кружевная накидка, напоминающая фату или лечаки — головной убор благородных грузинок.

Под платье из темной ткани полагается надевать белую нижнюю рубашку, украшенную кружевом. Подол платья, лиф и рукава декорируются вышивкой, а изящный пояс выполнен из металла.

Второй костюм авторства Сигурдура Гудмундссона получил название kyrtill, что созвучно со словом китель, ведь эти слова имеют общее происхождение, а на русский язык с исландского «киртиль» переводится как «платье» или «блуза».

Это уже фантазия художника на тему традиционных костюмов викингов, что первыми доплыли до Исландии и обосновались здесь — несложные с точки зрения кроя платья ярких цветов с обязательным металлическим поясом, короной и накидкой из полупрозрачной, украшенной кружевом ткани.

Канал создательницы сайта Юлии Малковой, а также анонсов, новостей и личных заметок в мессенджере Telegram

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point. ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

Из чего состоит костюм шотландского жениха?

Обычно на свадьбах принято внимательно рассматривать платье невесты. С костюмом жениха все в разы проще. Пожалуй, единственное исключение из правил — Шотландия, ведь в этой стране традиционное свадебное облачение жениха — наряд очень сложный с точки зрения атрибутики, а рассматривать его не менее интересно, чем платье невесты.

Давайте же разберемся из чего состоит классический костюм шотландского жениха, пойдем сверху вниз и рассмотрим все в деталях!

ПИДЖАК ПРИНЦА ЧАРЛИ 

Когда речь заходит о костюме шотландского жениха, все сразу же вспоминают о килте, однако пиджак является не менее важной составляющей свадебного мужского костюма. Классика жанра — пиджак, носящий имя принца Чарли (The Prince Charlie jacket), он считается вариантом для особых случаев, а свадьба — как раз такой. Использующийся материал для пиджака принца Чарли: твид, бемберг или шелк для подкладки и атлас для лацканов.

На фото: шотландский пиджак принца Чарли

Плечи — высокие, длина — до талии, сзади — не слишком длинные фалды, декорированные пуговицами. Серебряные пуговицы также украшают борта и рукава пиджака. Стоит этот предмет гардероба не менее 300 шотландских фунтов, изготавливается, как правило, на заказ.

Еще одна особенность пиджака принца Чарли — он не только визуально делает мужскую фигуру более подтянутой и широкоплечей, но и помогает держать горделивую осанку. Носят пиджак принца Чарли с жилеткой, которая заказывается вместе с пиджаком.

ПИДЖАК ARGYLE — АЛЬТЕРНАТИВА ПРИНЦУ ЧАРЛИ 

Для тех, кто в пиджаке принца Чарли чувствует себя слишком скованно, имеется альтернатива — пиджак Argуle. Этот предмет гардероба — тоже часть национального костюма шотландских горцев, представляет собой более простую версию пиджака принца Чарли.

Однобортный пиджак прямого кроя, длина чуть ниже талии, шлицы чаще всего отсутствуют. Декорирован серебряными пуговицами на рукавах и карманах, жилетка с серебряными пуговицами также входит в комплект.

РУБАШКА ЯКОБИТ 

Казалось бы, с рубашкой все должно быть просто! Как бы не так! Вместо рубашки обыкновенной шотландские женихи на свадьбу надевают рубашку традиционную, которая называется якобит (jacobite). Рубашки этого фасона появились в шестнадцатом веке и произошли от объемного нижнего платья длиной до колен.

Главная особенность рубашки якобит — отсутствие пуговиц, натягивать ее предполагается через голову, а воротник фиксируется с помощью протянутого через отверстия кожаного шнурка.

МАЛЫЙ КИЛТ 

Самый известный атрибут национального шотландского костюма. Хотя многие думают, что килт — это юбка, на самом деле, килт представляет собой кусок ткани, собранный складками сзади и закрепленный на талии с помощью двух или трех пряжек.

Принято считать, что само слово «килт» восходит к глаголу «kilt» из средне-шотландского языка, означающего «заворачиваться в одежду», ведь исторически килты были этаким аналогом пледа и в них можно было завернуться с головы до ног. Сегодня существуют два типа килтов: большой и малый. Длина большого — от четырех до восьми метров, складки собираются вручную, крепится килт с помощью широкого ремня, а часть материала закидывается поверх левого плеча. Большой килт носят, к примеру, волынщики во время торжественных шествий или же танцоры на народных праздниках.

На фото: танцоры, облаченные в большие шотландские килты

Малый килт оборачивается только вокруг бедер, в своем нынешнем виде он произошел от военной формы и именно его носят женихи на свадьбах. Полы малого килта достигают колен, чаще всего держится килт не на ремне, а на ремешках с пряжками. Считается, что на правильный свадебный килт должно уйти от 1.8 до 7.3 метров материала.

На фото: жених и его группа поддержки, на молодых людях малые килты и пиджаки принца Чарли

Украшены килты знаменитым тартаном или «шотландской клеткой» — у каждого клана Шотландии свой тартан, а всего в мире зарегистрировано более 3300 видов этого орнамента.

КИЛТПИН (KIlT PIN) — БУЛАВКА ДЛЯ КИЛТА 

Как известно, истинные шотландцы под килт нижнее белье не одевают, однако также известно, что в Шотландии ветра очень сильные, так что задрать килт гордого горца они могут без всяких усилий. С девятнадцатого века частью национального мужского костюма Шотландии является и kilt pin — булавка для килта. Она прикалывается к килту в правой нижней части, служит для утяжеления полов, и в результате клит не распахивается слишком сильно.

О появлении килтпина существуют две легенды. Они связаны с именем королевы Виктории — главного идеолога правил викторианской эпохи. Если верить первой легенде, то королева Виктория во время посещения Шотландии сжалилась над молодым солдатом, чей килт очень сильно открывался от порывов ветра. Дабы защитить его скромность, она приколола к килту молодого человека собственную шпильку. Согласно второй легенде, королева берегла уже собственную честь, ибо решила отправиться в килте на охоту, но тут поднялся ветер, и ей пришлось выкручиваться из деликатной ситуации с помощью подручных предметов.

Как бы то ни было, но именно королева Виктория распорядилась, чтобы килтпин стал частью военной формы шотландцев, а уже оттуда булавка (или шпилька) для килта перекочевала вначале в национальный шотландский костюм, а потом и в свадебный наряд жениха. Чаще всего китлпин выполнен в форме меча, а для его изготовления используется смесь твердого сплава олова со свинцом, впрочем, в особых случаях эфес килтпинта могут выполнить и из серебра. У некоторых кланов имеется и собственный семейный килтпин, который прикалывают к килту только по особым случаям.

СПОРРАН — ПОЯСНАЯ СУМКА-КОШЕЛЕК 

Как известно, карманов в килте не предусмотрено, поэтому их всегда заменяла кожаная поясная сумка-кошелек, называющаяся спорран (англ. sporran, на гэльском sporan). Спорраны бывают простыми, средней степени торжественности и парадными. На свадьбу, само собой, одевают последние. Парадные спорраны изготавливаются из кожи и декорируются тонкими кисточками из меха и конского волоса.

Наверху парадного споррана неизменно наличествует металлическое или серебряное навершие (англ. cantle) с национальным узором, чаще всего в орнаменте навершия можно заметить изображение чертополоха, ведь он — символ Шотландии. Носить спорран предполагается строго по центру килта и чуть ниже ремня: расстояние между ремнем и спорраном не должно быть шире ладони, а во время танцев с дамами спорран разрешается сдвигать на бок. Шотландские же ремни традиционно изготавливаются только из кожи, а бляха на ремне, как правило, украшается семейным гербом.

ДЛИННЫЕ НОСКИ ХОСЫ С ФЛЕШАМИ

Шотландские хосы (hose) — это длинные носки, напоминающие своим видом гольфы или гетры. Обычно они вяжутся из шерсти с добавлением нейлона. Бывают разных цветов, с рисунками и без, но самый популярные разновидности хосов — простые белые и черные, ведь они идеально сочетаются с любым тартаном.

Хосы украшаются флешами (flashes) — маленькими яркими кусочками материи, по форме напоминающими зубцы башень и иногда выполненными из того же материала, что и килт жениха. Флеши крепятся к носкам с помощью специальных резинок. Кстати, флеши стали неотъемлемой частью национального шотландского костюма не только из-за красоты, у них и важная практическая функция — они не позволяют хосам сползать вниз.

ЧЕРНЫЙ НОЖ СКИН ДУ (SGIAN DUBH) В ХОСЕ

Черный нож скин ду (Sgian Dubh), который принято носить в гольфе на правой ноге и обязательно рукоятью наружу — тоже обязательный элемент костюма правильного шотландского жениха. С ножом связана вот какая история. Его название можно перевести с гэльского не только, как «черный», но и как «тайный, спрятанный». Существует несколько версий происхождения скин ду, по одной — он ведет свою историю от ножа скин окклс, который носили подмышкой и использовали для самообороны, по другой — скин ду изначально был обычным ножом для резки мяса и снятия шкур, а пользовались им в основном представители низших слоев общества.

Так или иначе, но «спрятанный нож» попал в чулок не просто так, в прошлом по шотландским законам гостеприимства требовалось, чтобы горец прятал свое оружие от посторонних глаз, если он приходил в гости, вот скин ду и убирали за подвязку гольфа. Частью национального шотландского костюма скин ду стал в XIX веке, тогда же зародилась и традиция носить его в чулке таким образом, чтобы рукоять ножа торчала на всеобщее обозрение.

Сегодня скин ду — непросто нож с прямым клинком длиной 7-10 см., его рукоять стала плоской, чтобы нож было удобнее носить внутри гольфа, иногда ее изготавливают из серебра, а иногда — из дерева. В последнем случае деревянную рукоять украшают резными узорами, гравировкой, а еще бывает, что вершину рукояти скин ду декорируют полудрагоценными камнями.

ШОТЛАНДСКИЕ БРОГИ GHILLIE BROGUES 

Шотландская национальная обувь ghillie brogues — это разновидность всем известных туфлей броги. Особенность шотландских ghillie brogues  не только в шнуровке — в данном случае шнурки ботинок несколько раз оборачиваются вокруг голеней, но и в материале, из которого броги изготовлены.

Для подкладки лучших ghillie brogues традиционно используется нежная кожа кролика, кстати, шотландские танцоры носят броги только их этого материала. Перевязывать шнурки ботинок на голени предполагается крест на крест, крепятся шнурки с помощью банта, кисточки которого обязательно должны свисать вниз.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

Исландский национальный костюм

Национальная одежда древних исландцев — Тйоудбунингюр (þjóðbúningur) — надёжно защищала их от холода и сырости. В течение нескольких веков гардероб перекраивался и видоизменялся, иногда – до неузнаваемости. На сегодняшний день в Исландии работает специально созданная комиссия, главная обязанность которой – следить, чтобы национальные костюмы трансформировались только в случае необходимости.

На сегодняшний день в Исландии существует 5 видов женских национальных нарядов. Самым популярным и древнейшим из них считается фальдбунингюр (faldbúningur). Женщины облачились в этот костюм ещё на заре XVII столетия и носили его почти двести лет (предположительно до 1850 года). Главной достопримечательностью костюма была объёмная шляпа, декорированная золотыми композициями, которую подпирал огромный воротник. Это непрактичное сооружение вскоре переделали: шляпу украсили белым полотном изогнутой формы, напоминающим крупный скрученный листок или колпак. В начале XVIII столетия громоздкая шляпа превратилась в скромную кепку с длинной кистью.

Ещё одно изобретение средневековых портных – уппхлютюр (upphlutur), главная составляющая которого – жилет. Уппхлютюр состоял из яркого лифа красного, синего или чёрного цвета. Образ дополняла всё та же кепка с кистью. Этот костюм был сформирован из фрагментов нижнего белья и фальдбунингюра.

Шерстяное чёрное одеяние, состоящее из юбки, шерстяного вязаного жакета (пейса) и чёрной шляпы с кистью, называется пейсюфёт (peysuföt). Этот наряд, согласно исторической справке, был изобретён женщинами, жившими в XVIII–XIX столетиях и пожелавшими одеваться попроще. Именно тогда исландки позаимствовали из мужского гардероба украшенную кистью кепку и жакет на пуговицах. Впоследствии жакет видоизменился: лишённый пуговиц свитер украсили большим бантом.

Создатель киртиля (kyrtill) – художник Сигурд Гудмундссон, один из ярых сторонников независимости Исландии, живший в XIX столетии. Новое одеяние свободного покроя, подпоясанное и расшитое золотом, дополнял золотой венец с белоснежной вуалью. Киртиль был легче и удобнее, чем традиционные национальные костюмы, и чем-то походил на одежду исландок, живших в эпоху викингов. Изначально киртиль был чисто белым, но вскоре появились разноцветные и даже пёстрые киртили.

Скёйтбунингюр (skautbúningur), как и киртиль – изобретение Сигурда Гудмундссона. Состоит он из длинного шерстяного чёрного платья и чёрного жакета из этой же ткани. Кроме золотого орнамента, костюм украшали традиционно-замысловатым исландским головным убором. Шляпа с вуалью закреплялась на голове с помощью латунного кольца и заколок для волос.

Разрабатывая этот наряд, знаменитый художник поставил перед собой цель возродить популярность традиционной народной одежды и обуздать спрос на атрибуты континентальной европейской моды. В основе скёйтбунингюра – модифицированный фальдбунингюр.

Сегодня традиционные элементы национальных нарядов Исландии хранятся преимущественно у жительниц сельской местности. Современные исландские женщины не всегда неукоснительно придерживаются праздничного дресс-кода, составленного предками. Часто в знаменательные дни поверх неизменной тёмной шерстяной юбки надевают яркий (синий или красный) передник, и красный (чёрный) лиф. Поверх лифа иногда надевают куртку. В старину края лифа богатой женщины украшали отделкой, вышитой золотыми или серебряными нитями, а на уровне линии талии закрепляли украшения из серебра.

Ещё один вариант праздничного наряда состоит, как и в былые времена, из суконного чёрного платья и бархатного воротничка. Пожилые дамы надевают на голову платок, а молодые – шапочку из чёрного бархата с длинной кисточкой.

Мужская часть населения средневековой Исландии облачалась в тьёудбудингюр кардла – шерстяные штаны и жакет на пуговицах, который исландцы называли «трейя». Современные мужчины иногда заменяют традиционный мужской жакет пейсой.

Исландский рождественский фольклор

Наверное, наиболее занятными и интересными среди других являются персонажи исландского рождественского фольклора. Между прочим в Исландии не один Дед Мороз, а целых 13. Кроме того, у них есть мать, а придачу к ней огромный котище. Но обо всем по порядку. На самом деле, эти образы корнями уходят в древность, и возникли гораздо раньше, чем исландцы стали отмечать Рождество. Ничего общего с милым и приветливым Санта Клаусом эти персонажи не имеют. Зато в них чувствуется юмор и народная мудрость, часто в назидание младшим.

Грила – мама исландских Дедов Морозов

Итак, мать исландских дедов морозов зовут Грила (в другом варианте Грюла), она выступает в образе страшной старухи-великанши, которая по поверьям может превращаться в пятнадцатихвостую лису. Грила – это страшилище (бабай), которым пугают непослушных детей. Им рассказывают, что Грила очень любит варить малололетних шалопаев в котле, для чего перед Рождеством рыскает по окрестностям в поисках детей. Она живет в пещере вместе с лентяем и соней мужем – Леппалуди, сыновьями и огромным черным Йольским Котом.

Ночью, во время Святок Йольский Кот, по легенде, нападает и съедает тех, кто не приобрел на зиму себе какую-нибудь вещь из шерсти. Также кот может полакомиться блюдами с праздничного стола.

13 исландских Дедов Морозов

Тринадцать сыновей Грилы называют Йоласвейнарами или Йольскими Парнями. Иногда их описывают, как маленьких троллей, шутников и озорников. Они приходят в определенном порядке перед Рождеством с 12-го по 24-е декабря и уходят также по-очереди с 25-го декабря по 6-е января. Их имена, отвечают их игривым, озорным характерам: Жердина-из-Овчарни, Канавный Остолоп, Обрубок, Ложколиз, Горшколиз, Мисколиз, Дверехлопальщик, Скирный Обжора, Колбасохват, Дверевынюхиватель, Подглядывающий-в-Окна, Свечной Попрошайка, Мясной Крюк.

Благодаря тому, что в Исландии целых тринадцать дедов морозов, исландские дети получают подарки, каждый день, когда приходит очередной Йоласвейнар. Обычно их кладут в ботиночки, выставленные на подоконнике. Непослушным детям, по традиции, достаются уголки или картофелины.

Культура Исландии

Исландия

В 60-70 минутах езды от Рейкьявика располагается отель, при упоминании которого чаще говорят не

Исландия

Национальная одежда древних исландцев — Тйоудбунингюр (þjóðbúningur) — надёжно защищала их от холода и

Исландия

Многие традиционные события, важные праздники и сезонные мероприятия ежегодно проходят в Рейкьявике, играя важную

Исландия

Как рассказывает “Сага об Олаве Трюггвасоне” из сборника “Круг земной” (Heimskringla), когда хитрый король

Исландия

Исландские призраки представляют собой огромную и неоднородную группу, которая обычно делится на три категории:

Исландия

Появление Йоласвейнаров в Исландии знаменует начало сезона Рождества. Эти тринадцать братьев являются прямыми потомками

Исландия

Дневные и ночные тролли, которых обычно описывают как больших, глупых и жадных, — хотя

Исландия

Эльфы часто встречаются в северно-европейской и германской мифологии, где они обычно представлены в виде

Исландия

Исландцы с давних времён рассказывают фантастические сказки о странных встречах с множеством необычных сверхъестественных

Исландия

Остров Видей – своеобразная «скрытая» достопримечательность Исландии, почти теряющаяся на фоне известных каждому живописнейших

Исландский национальный костюм — Icelandic national costume

Исландские мужчины в национальных костюмах XVIII века. Исландские женщины в фалдбунингуре XVIII века с фуражками. Тот, кто справа, опускает куртку и, таким образом, одет в upphlutur .

Исландский национальный костюм , известный на исландском языке как Þjóðbúningurinn , пользуется разной популярностью с тех пор, как этот термин был введен в обращение в Исландии в 19 ​​веке во время борьбы за независимость. С 2001 года национальный костюм регулируется Þjóðbúningaráð (Управление национального костюма), которое сохраняет правильные методы их создания и обучает людей.

Женский костюм

Все пять следующих типов костюмов признаны исландскими национальными костюмами. Однако и kyrtill, и skautbúningur были разработаны в 19 веке с нуля как церемониальные костюмы, а faldbúningur , peysuföt и upphlutur — традиционная повседневная одежда исландских женщин в старину.

Faldbúningur

Исландский женщина в восемнадцатом веке faldbúningur с spaðafaldur крышкой.

Faldbúningur является старый тип костюма носили женщины, по крайней мере , в 17 — м веке , а также в 19 — ом. В своем наиболее узнаваемом виде он представляет собой шляпу, украшенную изогнутым листовым орнаментом, выступающим в воздух, и существует в двух вариантах. Один из них — krókfaldur, а другой — spaðafaldur . Раньше с ним носили большую шляпу, украшенную ободками из золотой проволоки, а также ерш, который является причиной широкого воротника фалдбунингура , который был предназначен для его поддержки. Позже, примерно в начале 18 века, женщины начали носить с ним гораздо более простой хвост.

Peysuföt

Исландская женщина в пейсуфет учит мальчика читать.

Peysuföt черные шерстяные одежды обычно носят женщины в 18-19 веке. Обычно они состояли из саржевой юбки и жакета из тонкой трикотажной шерстяной пряжи с черным хвостом . Считается, что этот костюм был изобретен, когда женщины, желавшие более простой рабочей одежды, чем фалдбунингур , начали использовать мужские предметы одежды. Сюда входят как задняя крышка, так и пейса, которая изначально была курткой с одним рядом пуговиц, но превратилась в этот костюм и в конечном итоге была выброшена вместе с пуговицами.

Упфлутур

Upphlutur является костюм женщины, состоящий из лифа , которые могут быть окрашены в яркие цвета , такие как красный или синий, но часто черный. Его головной убор — хвостовая шапка . Костюм — это в основном нижнее белье фалдбунингура, которое превратилось в самостоятельный костюм.

Киртил

Kyrtill является костюм для женщин, разработанный художником Sigurður Guðmundsson в 19 веке. Он был разработан, чтобы выглядеть как костюмы эпохи викингов . Однако он имеет шляпу, похожую на ту, что на skautbúningur . В то время как видение Сигурдуром костюма эпохи викингов остается популярным, костюмы, разработанные так, чтобы больше походить на археологические находки, также приобрели некоторую популярность.

Skautbúningur

Skautbúningur был также разработан Sigurður Guðmundsson. Он был задуман как модернизированный вариант фалдбунингура , который к середине 19 века вышел из употребления. Он включает в себя сложную шляпу, вдохновленную теми, которые традиционно использовались с фалдбунингуром .

Костюм мужской

Búningur karla или мужской костюм существует в трех или четырех радикально разных вариантах. Þjóðbúningur Karla является единственным прямым потомком традиционного ежедневного износа исландских мужчин, в то время как другие были разработаны с самого начала в качестве церемониального костюма.

Þjóðbúningur

Самая традиционная модель состоит из шерстяных бриджей или брюк, жилета с двумя пуговицами и жакета с двумя пуговицами, называемого трейджа . Иногда вместо жилета и трейя используют пейсу с однорядным пуговицам . На голове хвостовая шапка , хотя исторически использовались и разные шляпы. Этот костюм обычно был черным, темно-синим или темно-зеленым, хотя жилет, который обычно был ярче, иногда был красным, некоторые области выделялись, используя белую шерсть вместо более темных цветов. Он идентичен одежде, которую исландские мужчины обычно носили с 17 по 19 века.

Fornmannaklæði

Борец Йоханн Йозефссон в форнманнакли в 1908 году.

В середине XIX века, когда многие исландские мужчины стали носить континентальную одежду, исландский художник Сигурдур Гудмундссон разработал костюм для мужчин, очень напоминающий одежду северных стран X века. Хотя в то время он приобрел некоторую популярность, в конечном итоге он исчез до конца 20 века, когда культура и традиции викингов стали пользоваться все большей популярностью.

Hátíðarbúningur

Исландский мужчина в день свадьбы носит парадный костюм хатидарбунингур вместе с бутоньеркой .

Хотя это и не традиционный костюм, hátíðarbúningur был задуман как модернизированная версия мужского традиционного национального костюма и часто надевается вместо смокинга на официальных мероприятиях. Это результат конкурса на обновленную (т. Е. Более прагматичную) версию мужского национального костюма, проведенного в 1994 году в связи с 50-летием независимости Исландии от Дании и образования республики . Некоторые критиковали дизайн hátíbarbúningur , утверждая, что по стилю он больше похож на фарерский национальный костюм. Несмотря на это, hátíðarbúningur продолжает пользоваться широкой популярностью среди исландцев.

Четвертый костюм

Сигурдур Гудмундссон также разработал еще один костюм в середине XIX века, который обычно носили студенты. Он состоял из черной куртки, белой рубашки и черных галифе с горизонтальными полосатыми или однотонными белыми носками.

Детские костюмы

Búningur Барна или детские костюмы не отличались от версии взрослого ( за исключением размера) до 20 — го века, когда девочки были даны более короткие юбки.

обувь

Хотя сегодня современная обувь часто используется с национальными костюмами, традиционно с костюмами носили обувь из рыбьей или овечьей шкуры с шерстяными вставками. Эти туфли известны как roðskór и sauðskinsskór соответственно. Некоторые люди также носят кожаную обувь 18 или 19 века с пряжками, подобную обуви, обычно используемой в фарерских и норвежских национальных костюмах.

  • Исландский церковно-дворянский костюм 17 века. Женщины носят прото-фалдбунингур в шляпах с золотыми полосами и оборками, однако это не самый старый тип.

  • Люди в костюмах начала XIX века в доме. Женщины носят фалдбунингур с фуражками, в то время как мужчины носят панталоны вместо бриджей или брюк.

  • Люди идут в церковь. Женщины носят фалдбунингур с различными головными уборами . На мужчине слева панталоны, а на мужчине справа — в штанах.

  • Традиционная одежда моряков поверх наземной одежды. Он пошит из кожи и дополнительно утеплен рыбьим жиром.

  • Человек в морской одежде. Выкройка рубашки, под которой он носит, стала популярной в 19 веке.

  • Люди в гавани в костюмах начала 19 века.

  • Люди начала 19 века в Рейкьявике . Мужчина справа необычным образом одет в подтяжки поверх жилета. Ночной дозор слева одет в европейский костюм, хотя и с традиционной исландской обувью из овечьей кожи.

  • Женщина в фалдбунингуре и кепке спауфальдура .

  • Женщины в фалдбунингуре в кепке спаафальдура . На мужчине — трэйджа более позднего типа с воротником и брюки.

  • Skotthúfa хвост колпачок.

Применение

В старину эту одежду, за исключением skautbúningur , kyrtill и hátíðarbúningur , ежедневно носили люди всех возрастов и классов. Сегодня их носят многие в торжественных случаях, таких как Национальный день, дни рождения и свадьбы.

Смотрите также

Заметки

внешняя ссылка

Исландский национальный костюм | Wall Street International Magazine

Для большинства исландцев исландский национальный костюм, Þjóðbúningurinn , имеет большое значение, поскольку он символизирует независимость Исландии и поэтому имеет важное значение для самобытности страны.

Происхождение
Происхождение национальной одежды не совсем ясно, поскольку исторические свидетельства до 16 века практически не обнаружены. Но начиная с XVI и XVII веков картины и рукописи дают больше информации об исландской моде.Источники XVIII века более обширны и включают не только изображения и письменные отчеты об условиях жизни в Исландии и образе жизни, но и реальные фрагменты одежды того периода, свидетельствующие о стиле одежды предков Исландии. современные исландцы.

Интерес к традиционному костюму значительно вырос в XIX веке, когда росло стремление Исландии к независимости от датского правления. Þjóðbúning оказался эффективным инструментом для нации с растущим чувством национальной идентичности и стал символом духа Исландии.С самого начала национальный костюм Исландии пользовался разной популярностью, так как этот термин был придуман в 19 веке во время упомянутой борьбы за независимость. В начале 2001 года министр образования и культуры Исландии учредил Þjóðbúningaráð («Совет национального костюма»). Его роль состоит в том, чтобы сохранять и передавать знания о традиционных костюмах и о том, как они были сделаны, а также давать советы по поводу костюмов.

Женский костюм
Существует пять различных типов женских национальных костюмов.Два из них, kyrtill и skautbúningur , были специально разработаны в 18 веке с нуля как церемониальные костюмы, а другие — это традиционная повседневная одежда исландских женщин в старину.

faldbúningur («костюм с подолом») носили, по крайней мере, с 17-го века и вплоть до 19-го и почти полностью исчезли к 1850 году. Этот тип костюма имел характерную шляпу, украшенную изогнутым листовым орнаментом, выступающим внутрь. воздух; раньше с ним носили большую шляпу, украшенную обвязками из золотой проволоки, а также ерш. faldbúningur был сделан из красочных материалов и был красиво украшен золотыми вышивками, серебряными поясами и т. Д.

peysuföt последовал за faldbúningur , но был проще и менее декоративен, чем их предшественник. Это шерстяная, более темная одежда, обычно состоит из саржевой юбки и жакета из тонкой вязанной шерстяной пряжи с черным хвостовым колпачком из бархата. Считается, что этот наряд был разработан, когда женщины искали более простую рабочую одежду, чем faldbúningur .Поэтому они начали включать определенные предметы мужской одежды в свою одежду. Сюда входят как задняя крышка, так и модель peysa , которая изначально была курткой с одним рядом пуговиц, но превратилась в этот костюм и в конечном итоге была выброшена вместе с пуговицами.

В 20 веке все еще носили peysuföt с некоторыми изменениями. Upphlutur , своего рода обтягивающая рубашка или корсаж, всегда был частью оригинального faldbúningur как предмет нижнего белья. upphlutur превратился из нижнего белья в самостоятельный костюм. Он характерен ярким лифом и хвостовой фуражкой.

Когда модель faldbúningur больше не использовалась, исландский художник Сигурдур Гудмундссон разработал два новых костюма: ранее упомянутый skautbúningur и kyrtill . Предполагается, что skautbúningu будет модернизированной версией обычного faldbúningur .Платье надевается с белой кружевной рубашкой под ним и в основном из темной ткани. Роскошные вышивки, а также пуговицы, пояс и брошь из золота завершают наряд вместе с заметной выступающей шляпой.

Модель kyrtill («платье» или «блузка») была разработана, чтобы выглядеть как костюмы эпохи викингов. Однако он имеет характерную шляпу, похожую на шляпу skautbúningur . В то время как видение костюма эпохи викингов, представленное Сигурдуром, остается популярным, другие костюмы, созданные ближе к археологическим находкам реальных традиционных одежд, также приобрели некоторую популярность.

Мужские костюмы
По сравнению с женским Þjóðbúning , еще меньше информации об историческом происхождении мужского национального костюма. Кроме того, сохранилось очень мало предметов старинной мужской одежды. Можно найти три очень разные версии мужского Þjóðbúning , в то время как типичный þjóðbúningur karla является единственным прямым потомком традиционной повседневной одежды исландских мужчин, в то время как другие с самого начала создавались как церемониальные костюмы.

Þjóðbúningur karla (что в переводе означает «костюм парня») в основном носили с 17 по 19 века. Обычно его шили из темно-синей, черной или коричневой ткани loden и шили с шерстяными бриджами или брюками, обычно жилетом с двумя пуговицами и коротким жакетом с двумя пуговицами, называемым treyja . Иногда вместо жилета использовалась шерстяная пейса («кардиган») с одинарным рядом пуговиц и трейя . Как и их женские коллеги, этот костюм носили с выступающим хвостом, хотя исторически разные шляпы также были в моде.

В середине 19 века, когда традиционный þjóðbúning вышел из моды и многие исландские мужчины стали носить континентальную одежду, Сигурдур Гудмундссон также разработал костюм, очень напоминающий нордическую одежду 10 века. Эта fornmannaklæði или litklæði («цветная одежда») какое-то время была довольно популярна, но со временем исчезла в конце 20 века. Хотя это и не совсем традиционный костюм, hátíðarbúningur («праздничный костюм») был задуман как модернизированная версия обычного национального костюма.

Детские костюмы
Что касается детских костюмов, búningur barna , костюмы для мальчиков и девочек в целом были похожи на одежду взрослых, но лишь немного адаптированы по размеру и количеству декора.

Традиционная обувь
В настоящее время исландцы носят современную обувь, когда носят национальный костюм, или надевают кожаные шоссюры с пряжками, аналогичные туфлям, которые обычно использовались в фарерских и норвежских национальных костюмах в 18 или 19 веках.Однако в старину обувь изготавливалась либо из рыбьей, либо из овечьей кожи и называлась roðskór («обувь из рыбьей кожи») и sauðskinsskór («обувь из овечьей кожи») соответственно.

Сегодняшняя роль
Исландцы ценят и празднуют свои национальные костюмы по разным поводам и по-разному. Существуют специальные портные и ассоциации, которые занимаются исключительно всем, что связано с Þjóðbúning , от правильных тканей до серебряных украшений и оригинальных кисточек и так далее.Каждый день независимости Исландии (17 июня) исландская актриса выбирается на роль фьялкона (горничной), которая символизирует Исландию в целом. Модель fjallkona предстает в полной традиционной одежде, великолепная skautbúningur , украшенная сложной вышивкой, поясом из переплетенного серебра, серебряной брошью и высоким белым головным убором.

Кроме того, раз в год по всей стране отмечается День национального костюма. Сегодня для особых случаев, таких как свадебные церемонии или другие торжества, некоторые исландцы предпочитают носить национальную одежду вместо обычного свадебного платья или смокинга.

Þjóðbúningurinn, Национальные костюмы Исландии, часть 5, Мужской костюм


Привет всем, сегодня я завершу серию об исландском костюме, поговорив немного о мужском костюме, Þjóðbúningur karla. Это прямой потомок традиционной одежды.



Основа — белая хлопковая или льняная рубашка типичного скандинавского кроя с узкими полосками на плечах и воротником-стойкой.



Традиционно носили трусики, но сегодня можно носить и длинные брюки.Спереди есть откидная створка, используются подтяжки. На брюках есть украшенные серебряные пуговицы, а сзади может быть шнуровка, чтобы приспособиться к более позднему росту.





Если надеты трусики, то необходимы гольфы. Они проходят через икры и должны поддерживаться sokkebonde, подвязками, плетеными или плетеными на пальцах. Они просто обертываются вокруг ноги над икрами и служат для удержания носков вверх. Носки, как правило, из простой коричневой или серой шерсти без рисунков.Вот пара парней, занимающихся традиционной борьбой.





Кнопка трусиков внизу. Брюки и трусики могут быть черными, темно-синими, темно-серыми и т. Д.
В жилетках, которые всегда двубортные, больше цвета, возможно, из-за датского влияния.





Спереди всегда есть два ряда пуговиц, и обычно на шею повязывается шелковый платок.



Также в костюм входит короткий чулок с кисточкой.





Пиджак трейджа можно носить поверх жилета с пуговицами на рукавах.



Как вариант, пиджак может быть двубортным, а жилет — отсутствовать. Известны также жакеты с однорядным пуговицами, которые называются пейса.



С костюмом можно носить обычную обувь или обувь с серебряными пряжками, но наиболее традиционными являются тонкие кожаные мокасины из рыбьей или овечьей кожи, называемые roðskór и sauðskinssk соответственно.Женщины также часто носят такую ​​обувь.



Внутри носились красочные вязаные шерстяные вставки.





Разноцветные варежки тоже были связаны, но не носились на поясе, как в некоторых других странах.



Есть еще пара костюмов. Наш старый друг Сигурдур Гудмундссон создавал костюмы и для мужчин. Он разработал наряд, соответствующий Skautbúningur, который какое-то время был популярен, но теперь вымер, возможно, к счастью.

Он также разработал наряд, который он назвал Fornmannaklæði, который должен был представлять одежду викингов в паре с Kyrtill. Его теперь также редко носят, поскольку теперь у нас есть более точная информация о том, что на самом деле носили викинги.

Есть еще один тип костюма, появившийся совсем недавно. Это называется Hátíðarbúningur. Это официальное платье, основанное на традиционной одежде, как альтернатива смокингу. Это довольно популярно, хотя некоторые думают, что он выглядит слишком фарерским или норвежским.

Спасибо, что прочитали, надеюсь, вам это понравилось.













Чувствовать свободно обращаться ко мне с запросами на исследования. Я надеюсь в конце концов охватывают всю Европу и бывшую Российскую Империю / Советский Союз. Я также с благодарностью приму советы по исходным материалам, которых у меня может не быть. Я также принимать заказы на исследование / дизайн, шитье и / или вышивать костюмы или другие предметы для групп или отдельных лиц.Я также занимаюсь хореографией и преподаю народный танец.

Роман К.

электронная почта


Хорошая статья о различных видах бунингура.

http://en.wikipedia.org/wiki/Icelandic_national_costume

Здесь находится сайт музея текстиля Heimilisiðnaðarsafnið

. http://textile.is/

Сайт национального костюма Исландии. Я сильно полагался на этот сайт для получения информации.

http://www.buningurinn.is/?i=2

Другие источники:
Хильдур Хермосдоттир, «Исландские национальные костюмы», Рейкьявик, 2012 г.
Эльза Гудьонссон, «Традиционная исландская вышивка», Рейкьявик, 1982 г.
Чарльз Холм, «Крестьянское искусство Швеции, Лаппландии и Исландии», Лондон, 1910 г.
Кристиан Лунд Фредери , ‘Danske Nationaldragter’, 1915 г.
Журнал Bunad, № 4, декабрь.2012

Джамед Сноуден, «Народное платье Европы», 1979 г.



Что надеть в Исландии | Что надеть В поход

0,00779

00

0,00638000000

0,00574

00

Меню

×
  • Портал для клиентов
  • Тележка
  • ISKEURUSDGBP
  • Однодневные туры
  • Туристические пакеты
  • Направления
  • Информация
  • Активные туры
  • Экскурсии с гидом
  • Самостоятельные туры
  • Частные туры
  • Переводы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *