Русский костюм 16 века: Костюмы Руси XVI — XVII столетия

Русский костюм XVI—XVII веков. Национальные черты светской одежды | News.com

Русский костюм 

Анастасия Макарова

Посути говоря, «архитектура» женского костюма XVI века в Европе и русского XVI и XVII веков идентична. Широкое основание подола, упирающегося в пол, образует массивный фундамент, на котором возводится внушительное «здание» костюма.

Если в русском одеянии силуэт такого «здания» постепенно, как в равнобедренном треугольнике, сужается сверху, заканчиваясь «маковкой» — навершием убранства головы, то в европейском костюме эта плавная линия изгибается, делая остановку на линии талии, чем фиксирует для глаза женское естество, разбивая плавность формы и дробя поверхность и ограничивая декорацию. В русском костюме простор для орнаментальных ухищрений ограничен только общей протяженностью объема и физической возможностью использования одежды.

Эта норма прекрасного, как определенная эстетическая догма, уложенная в незыблемость этических и моральных установлений, опередила традиционность форм одежды и их преемственность.

Одежды и уборы цариц после их смерти преемственно переходили со всею их казной к новым царицам, за исключением разве носильного повседневного платья, которое большею частию раздавалось на помин души родственницам бывшей царицы или же продавалось с целью раздать деньги, тоже на помин, по церквам и монастырям. Переходя по наследству, что-то использовалось непеределанным, что-то просто ушивалось по мерке. Таким образом, с одной стороны, согласно домострою «остатки и обрезки (от кройки тканей и других предметов) ко всему пригожаются в домовитом деле: поплатить ветчаново товож поортища или к новому прибавить или какое-нибудь починить; а остаток и обрезок как выручить, а в торгу устанешь прибираючи в то лицо, втридорога купишь, а иногды и не приберешь», с другой стороны — платья изнашивались, перешивались и исчезали в лоскутках проданные или в лучшем случае пожертвованные как вклады (если они были из драгоценных тканей). Таким образом, рачительные хозяева гардероба ничего почти не сохранили для истории.
И только надо было быть Петром Первым, единственным императором в мире, чей гардероб в уникальной полноте, количестве и сохранности бережно донесен потомством до наших дней. Тем не менее розданный по придворному кругу и увезенный вместе с опальными и ссыльными боярами в глухие вотчинные места российской земли, костюм во всем своем великолепии декоративного разнообразия смешивался с крестьянским, купеческим и городским. Не отличаясь радикально в самой сути своего образного состояния, он знакомил с деталями и декоративными новшествами, образцами привозных тканей и орнамента.

Женщина в кокошнике Псковской губернии. Начало XIX в.

И входили в крестьянские одежды и уборы замысловатые формы корун и кичек, в набойке и вышивке появлялись новые образования, а домотканые породнились с покупной тканью, терялись фальшивые рукава, преобразуя царские телогреи в лямочные сарафаны. Пока мы можем только предполагать эту эволюцию, хотя логика движения формы подсказывает ее правомерность.

Активность и подвижность женщин за пределами теремной жизни, не только в крестьянском быту, но и в черте города, окоротили те же телогреи, наградив их документальным названием «коротенькие». В конце XVIII века, когда провинциальная жизнь российских городов стала значительно активней, когда выделилось зажиточное крестьянство в деревне, внешняя образная сторона быта, особенно в костюме, разделилась на две линии. Одна — светская, продолжающая линию домостроя допетровской Руси, сильная в купечестве, сохраняющаяся в быту поморов и старообрядцев, населяющих вольный Север России. Другая — в крепостной деревне обширной территории России с ее южными землями и многообразием крестьянских общностей этнографического и территориального дробления.

Черты русского национального костюма

В первой линии сохранились черты русского национального костюма как союза народного крестьянского со светским княжеским. Эта форма костюма и была той удивительной стороной русской культуры, которая при всех ее точках соприкосновения с европейской шла своей стороной, соблюдая свои правила и выдерживая свои нормы красоты, изобретая нововведения и «новообразования», но оставаясь при этом верной своим древним традициям. Вот почему необыкновенные украшения головы в виде кик и кокошников, коими полон Русский Север и которые родились не раньше XVII — XIX веков, несут в себе знаки глубокой старины, а мастерство, с каким они исполнены, только подчеркивает эту связь. Недаром после Отечественной войны 1812 года официальный придворный женский костюм, приобретший черты русского крестьянского одеяния и исполненный декоративным обрамлением с некоторыми поправками на династические смены и европейскую моду, продержался весь XIX век. Многообразие традиционного декоративного умения питает в огромной мере и современное декоративное искусство и составляет едва ли не главную национальную черту вкуса и эстетических привязанностей. Собственно говоря, отечественное моделирование в сфере обращения к народному искусству, как мы уже замечали, не имеет себе равных на мировой арене искусства костюма.

Русский придворный костюм. А.И.Ладюрнер. Вид Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце. 1838.

Декоративные свойства русского костюма, как и форма, были едины в допетровской Руси для обоих полов. Но облаченный деятельными посольскими, дипломатическими и военными обязанностями сильный пол в меру формировал и отшлифовывал свое одеяние: плащ и как принадлежность пола — штаны.

Княжеская одежда обогащалась драгоценными привозными тканями, регалиями и украшениями. Ко времени XVI — XVII веков одежда приобрела определенные черты европейского костюма, но, утяжеленная декоративным обрамлением, мехами и гиперболизированным объемом, резко отличалась от него.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Костюм знати Руси IX-XVII веков

Наша среда online — Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. В сегодняшнем обзоре портал «Наша среда» расскажет об особенностях костюма знати Руси IX-XVII веков.

Икона «Борис и Глеб», середина XIV века

Нижней одеждой с древнейших времен были длинная рубаха и порты. Шили рубахи из белой домотканой ткани, а рубахи знати — из тонкого полотна. Ворот, рукава, подол расшивались узорами. Поверх рубахи надевали цветной кафтан с длинными узкими рукавами. Кафтан подпоясывали широким вышитым поясом. Обязательным элементом костюма знати в Х-XIII веках был плащ, называвшийся корзно. Он набрасывался на одно плече, а на другом его концы застегивались фибулой.

Головным убором служила круглая шапка с меховым околышем. Ноги обували в сафьяновые сапоги.
Икона ХV века, изображающая первых русских святых, князей Бориса и Глеба, дает нам наглядное представление о княжеском костюме Киевской Руси. Князья одеты в длинные кафтаны, подпоясанные вышитыми поясами. На плечи наброшены плащи-корзно. Костюм дополняют круглые расшитые шапки с меховыми околышами и сафьяновые сапоги.

М.В.Нестеров. «Девушка у озера»

Костюм женщин Киевской Руси в основе своей имел тот же состав, конструктивное и декоративное решение, что и мужской. Главным предметом одежды была длинная рубаха, поверх которой знатные женщины носили кафтан и корзно.   Женский кафтан в отличие от мужского имел широкие рукава, из которых виднелись украшенные зарукавья нижней рубахи.  Голову покрывали платком — убрусом, который мог быть самостоятельным головным убором или носился с шапкой.

На картине М. В. Нестерова изображена девушка в древнерусском княжеском костюме. На ней узорчатый кафтан, из  широких рукавов которого видны зарукавья нижней рубахи. На плечи княгини наброшен плащ-корзно, подбитый горностаем  и застегнутый на плече фибулой.Голова девушки закрыта шапкой, поверх которой завязан убрус.

К.Е.Маковский «Боярышня у окна»

Женский костюм в XV-XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло).

Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.
Богатство праздничного костюма иллюстрирует картина Маковского К.Е., героиня которой одета в красную рубаху с расшитыми зарукавьями, нарядный опашень и воротником-ожерельем и кокошник с жемчужным очельем.

К.Е.Маковский «У околицы»

В XV-XVII веках появляется сарафан — длинная распашная одежда без рукавов, держащаяся на узких плечевых лямках и подпоясанная под грудью. Поверх сapaфана надевалась короткая душегрея, которая также держалась на плечевых лямках.

Душегрею шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой.
Изображенная на картина Маковского K.Е. девушка одета в белую рубаху, красные сарафан и душегрею, голову украшает  венец с жемчужной поднизьо, завязанный сзади красной лентой.

К.Е.Маковский «Боярышня»

Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити. С древних времен у девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения.

Вокруг головы повязывали ленту. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку. Такой убор назывался чело кичное или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым и большим, праздничным. Такой праздничный венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади шелковой лентой, представлен на картине К.Е.Маковского.

К.Е.Маковский «Боярышня». Этюд к картине «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»

Одна из разновидностей головного убора замужних женщин — кика. Она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом; по бокам иногда имелись части, прикрывавшие уши. Кику украшали жемчугом и вышивкой.

На картине К.Е.Маковского изображена девушка в кике, богато украшенной вышивкой. Сзади волосы закрыты  позатыльником, а лоб скрывает кружевное очелье.

А.П.Рябушкин «Московская девушка XVII века»

Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался проpeз для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка,тем знатнее род.

Девушка, изображенная на картине А. П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки-высокая горлатная шапка.

Особенностью костюма ХV-ХVII столетия было одновременное ношение большого количества одежд. Многослойность одеяния свидетельствовала о достатке человека, являлась главным критерием понятия красивого.

Мужчины поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с узкими рукавами. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота,  доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун являлся кафтан. Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Один из видов кафтана — охабень. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Длинные рукава были с разрезами, в которые можно было просунуть руки, а рукава завязывались узлом на спине. Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками.

Одной из разновидностей женской одежды, которую надевали на сорочку, была телогрея — распашное платье, застегнутое спереди на пуговицы или завязки, с длинными до полу «фальшивыми» рукавами. Замужние женщины должны были полностью закрывать волосы, поэтому на голову надевали убрус — платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Свисавшие на грудь концы платка богато расшивались. Убрус носили в качестве самостоятельного головного убора или под шапкой.

А.П.Рябушкин. «Семья купца в XVII веке»

Купец, изображенный на картине А. П.Рябушкнна, одет в светлый зипун, красную ферязь, застегнутую на металлические пуговицы, и белый охабень, отороченный мехом, с высоким воротником. Сидящая рядом с ним жена одета в белую рубаху и сиреневую телогрею. Голову ее закрывает «двурогая кика» и убрус. Стоящая слева девушка — в красной рубахе, белой телогрее и шапке с меховой опушкой.

К.Е.Маковский. «Боярин»

Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь.
Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья,  расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор.
Представленный на картине Маковского К.Е. боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья.

К.Е.Маковский «Боярин с кубком»

Характерной мужской одеждой на Московской Руси была шуба — объемная верхняя одежда с отложным воротником и широкими рукавами. Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, занца, белки, а также овчина. Застегивали шубу на шнуры. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук. Нижние части рукавов свободно свисали. Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые.
Боярин на картине К.Е.Маковского одет в ферязь и шубу. На голову надета тафья.

 

Подготовлено на основе материалов «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (school-collection. edu.ru)

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Средневековая русская одежда | SCA Adventures

Ивана Резанского

Кокошник представлял собой высокий круглый или треугольный традиционный головной убор, который носили церемониально в России 19-го века, и был…

Продолжить чтение

Давненько я не публиковал и не работал над переводом. Но, после недавнего события с…

Продолжить чтение

В нескольких статьях, которые я читал о средневековой русской одежде и вышивке, обсуждались различные виды тканей, которые…

Продолжить чтение

Недавно закончил читать и переводить статью М.А. Сабуровой о средневековом русском костюме. Эта статья, опубликованная в 1997 году,…

Продолжить чтение

Недавно я наткнулся на эти видео, размещенные на YouTube Музеями Московского Кремля, рассказывающие о позднем средневековье (16-17 вв.…

Продолжить чтение

Я искала, как сшить кафтан в русском стиле для своей персоны SCA, и наткнулась на эту интересную статью…

Продолжить чтение

Сейчас читаю и перевожу книгу Кондакова о Кодексе Гертруды и его наборе православных иллюминаций, пару…

Продолжить чтение

В настоящее время я читаю и перевожу книгу, написанную в 1906 году, об увлекательной части истории, так называемом Эгберте…

Продолжить чтение

Сегодняшний пост — продолжение моего перевода книги «Русский исторический костюм для сцены», написанной в 1945 году…

Продолжить чтение

Сегодняшний пост — часть I перевода книги «Русский исторический костюм для сцены», написанной в 1945…

Продолжить чтение

Распечатать статью
Поиск на сайте:
Искать:
Категории
КатегорииВыберите категориюАрхеология (21)Стрельба из лука (3)Блоггинг (3)Керамика (1)Церковная вышивка (11)Вышивка (9)Иллюминация (9)Ювелирные изделия (11)Кожевничество (4)Средневековые рукописи (20)Средневековая Русь ‘  ( 37) Средневековая русская церковь (13) Средневековая русская одежда (11) Средневековая русская письменность (16) Металлообработка (2) Живопись (2) Палеография (13) Русская (11) История России (42) СКА (29))Перевод  (49)   Незаконченный  (2)Без рубрики  (3)Волжская Булгария  (2)Вики  (1)
Лицензирование

org/ns#» xmlns:dct=»http://purl.org/dc/terms/»> Приключения Ивана Резанского SCA Adventures Джона Биба лицензированы в соответствии с Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International

Русская гражданская и военная одежда XIV-XVIII вв. · Блог о путешествиях по России

Блогролл
  • Отправьте нам чаевые с сообщением
  • Поддержка RussiaTrek.org
  • Путеводитель по Украине
15 июля

16

· Опубликовал Сергей Ржевский в История, Люди

Александр Васильевич Висковатов — русский военный историк, живший в первой половине 19 века.

Являлся автором уникального многотомника «Историческое описание одежды и вооружения русских войск» с подробными описаниями военной и гражданской одежды на Руси с 862 года до царствования императора Николая I.

Русский одежда 14-18 вв. Рубашка.

Эта книга, изданная в Петербурге в 1841-1862 гг., является и по сей день одним из самых популярных источников информации по истории военного костюма. Рассмотрим некоторые образцы русской гражданской и военной одежды XIV-XVIII вв. Источник: гумус.

Русская одежда XIV-XVIII вв. Азям, сермяга и кап.

Кафтан и шапка. Город Торжок в начале 17 века.

Ферез и кап.

Охобень и кап.

Однорядка тафия и кап. Деревня под Тверью в XVII в.

Русская шуба и шапка.

Турские пальто и горлатные шапки. Город Саратов в начале 17 века.

Польское пальто и горлатная шапка. Город Псков в 17 веке.

Терлик и мурмолка шапка. Город Астрахань в начале 17 века.

Турский кафтан и шапка мурмолка. Коломенский дворец царя Алексея Михайловича.

Зипун, тафья и кап.

Платно и горлатная кап. Московский Кремль и Оружейная палата.

Русское вооружение в XIV – второй половине XVII вв. Дружинники в тегиляях и железных шапках.

Русское вооружение в XIV – второй половине XVII вв.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *