Белорусский костюм фото – Ой!

Белорусский костюм национальный (67 фото): народный, женский, для девочки

Национальный костюм – это устоявшийся набор одежды, обуви и украшений. Он складывался не одно столетие, сильно зависел от климата и отображал традиции народа. Природные условия влияли не только на набор одежды для костюма, но и на выбор тканей для них. Так, например, белорусский национальный костюм, о котором мы поговорим в этой статье, шили из льняных, шерстяных и даже конопляных тканей, украшения делали из дерева, соломы и многого другого. Словом, из того, что было под рукой.

Немного истории

Считается, что первые сведения о нарядах белорусов сообщает Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Описания и даже изображения национальной одежды тех времен можно найти в записках путешественников, проезжавших по землям Великого княжества Литовского.

Время шло, границы государств менялись, а вместе с ними и народные традиции. К концу XIX — началу XX веков белорусский национальный костюм уже имел единый облик, в котором ярко проявлялись этнические черты. Здесь можно было найти и древние языческие элементы (в основном в орнаментах), и влияние городской культуры. Однако костюм не был одинаковым во всех уголках страны. Этнографы насчитывают около 22 вариантов, которые сложились в разных регионах: Поднепровье, Понеманье, Поозерье, Восточное и Западное Полесье и т.д. Различия проявлялись в основном в орнаментах, расцветке и крое одежды.

Особенности

Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?

Цвета и оттенки

Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Одежду шили в основном из отбеленного льна. Это не говорит о том, что белорусы не умели окрашивать ткани. Есть сведения, что еще XVII веке крестьяне красили ткани в синие, фиолетовые и даже пурпурные цвета. Однако, самым любимым цветом оставался белый.

Ткани

Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.

До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.

В конце XIX века, с развитием фабричного производства, начали использовать ситцевые ткани, покупать яркие платки и косынки. Тогда же все активнее в национальный костюм стали проникать элементы городской моды.

Крой и декоративные швы

Рубаха — главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.

Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.

Важной особенностью белорусской рубахи был прямой разрез на груди. Например, в российских губерниях такой разрез делали на левой стороне груди. На праздничных рубахах вдоль разреза добавляли специальные вставки с вышивкой, которые назывались «манишка» или «грудзина».

Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта — бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.

Юбки изо льна кроили из двух половин, а вот при использовании сукна делали от трех до шести продольных частей. Потом их сшивали и собирали в складки.

Аксессуары и украшения

Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи. Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей. Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.

В качестве украшений использовали подвески из недорогих металлов, кости, камня или дерева. Женщины дополняли свой наряд бусами, в основном стеклянными или янтарными, зажиточные крестьянки могли носить жемчужные и рубиновые. Остальные декоративные украшения, например, брошки, кольца, браслеты, были доступны в основном богатым крестьянским женам и дочерям и большого распространения не имели.

Разновидности

Женский

Итак, основой любого костюма в давние времена была рубаха. Женские рубахи были длинные и шились изо льна. Их обязательно украшала вышивка. На рубаху надевалась юбка. Юбки могли быть разными: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин – понева. Поверх юбки надевали фартук, на рубаху – безрукавку. И подпоясывались. Голову обязательно украшал головной убор, который нес информацию о семейном статусе женщины. Дополняли образ бусами, лентами и другими украшениями. Это основа. Но могли быть варианты.

Юбка-понева имела другой крой и ее носили либо замужние, либо уже обручившиеся девушки. Шили такую юбку из трех кусков материи, которые сверху собирали на шнур и стягивали на таллии. Если все куски ткани были сшиты, это была «закрытая» понева. Если спереди и сбоку они оставались открытыми, поневу называли «распашной». Почти всегда поневу украшали богатым орнаментом.

Цвет юбки, поневы или андарака мог быть любым. В основном красили в красный или сине-зеленый. Также юбку могли шить из ткани в клетку или полоску. Фартуки всегда вышивали, а безрукавки украшали еще и кружевами.

Безрукавка была элементом праздничной одежды. Делали ее обязательно на подкладке, и называли «гарсетом». Крой гарсета мог быть разным: до талии или длиннее, прямой или приталенный. Строгих предписаний по этому поводу не было. Застегиваться безрукавка могла на крючки, пуговицы или просто шнуровалась.

Зимой необходима была верхняя одежда. Делали ее из шерсти и шкур животных. Чаще всего носили кожух из овчины. Он был, как правило, прямого кроя и украшался большим отложным воротником. Кроилась женская и мужская верхняя одежда одинаково. Разница была лишь в том, что в женской было больше украшений. Рукава, а порой и подол, обшивали полосой все той же овчины, вывернутой наружу.

А вот головные уборы не были столь однообразны как верхняя одежда. Девушки украшали волосы лентами и венками. Замужние женщины обязаны были прятать волосы. Чаще всего белоруски носили «намитку» или платок.

Чтобы надеть намитку, нужно было собрать волосы в пучок на макушке и накрутить их на каркасное кольцо. Затем надевали специальный чепчик, а на него – отбеленное льняное полотно. Длина его была в среднем 4-6 м, а ширина 30-60 см.

Вариантов завязывания намиток было огромное количество. Свадебную намитку хранили всю жизнь и вновь одевали только на похоронах.

Из обуви крестьянки носили лапти или постолы. Постолы – это особые сандалии, которые делали из сырой кожи. Сапоги или башмаки обували только по праздникам. Часто на всю семью это была лишь одна пара. Изготавливали такую обувь у сапожников на заказ, а поэтому стоило это очень дорого.

Мужской

Основу мужского костюма также составляла рубаха, которая вышивалась по вороту и внизу. Далее одевались штаны и безрукавка. Из аксессуаров – пояс и головной убор.

Штаны на белорусских землях назывались «ноговицами» или «портками». Летние штаны шили изо льна, зимние – из сукна. Кстати, из-за этого зимние ноговицы называли «суконники». Штаны могли кроить с поясом и застегивать на пуговицу, а могли они быть без пояса и просто стягивались на веревочке. Богатые крестьяне поверх льняных ноговиц по праздникам надевали шелковые. Кстати, со временем ноговицы и вовсе стали считаться нижним мужским бельем. Но произошло это в начале XX века, когда штаны фабричного производства уже вовсю носили и в деревне.

Внизу ноговицы, как правило, оборачивали онучами и обували лапти или постолы. Рубахи носили навыпуск.

Карманов, как в мужской, так и женской одежде не было. Вместо них использовали небольшие сумки, которые носили через плечо или подвешивали на пояс.

Мужские безрукавки назывались «камизелька». Делали их из сукна.

Верхней одеждой служили кожухи из овчины. Богатые крестьяне носили шубы.

Головных уборов существовало огромное множество. Они не несли на себе такого социального значения как у женщин и использовались по назначению. В холодное время года носили «магерку» из валяной шерсти, летом надевали «брыль» — соломенную шляпу с полями. Зимой также использовали меховые шапки «аблавухи». Во второй половине XIX в. в моду вошел картуз – летний головной убор с лакированным козырьком.

Выбор обуви был примерно такой же, как и у женщин. Летом – лапти, осенью и весной – постолы, зимой валенки.

Детский

Дети до 6-7 лет без разницы на пол, девочки и мальчики, носили обычную полотняную рубаху до пят, которая стягивалась поясом на талии. Первые штанишки мальчику одевали в 7-8 лет, первые юбки девочки примеряли в 7-8.

Дальше по мере взросления добавлялись новые элементы. Так свой первый фартук девочка должна была сшить и вышить сама. Как только она это делала, то считалась девушкой и ее могли приглашать в компании молодежи. Когда девушка была просватана, она могла надеть поневу – особую юбку, которую носили только взрослые женщины. Ну и, конечно же, самым важным элементом был головной убор. До замужества это были венки и ленты, после – платок или намитка.

wlooks.ru

Белорусский национальный костюм — Википедия

Белорусский национальный костюм — комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Национальный костюм имеет высокую культурную ценность и является одним из этнических атрибутов белорусского народа.

Выделяют по крайней мере 3 разновидности белорусского национального костюма (в соответствии с социальной принадлежностью):

Белорусский крестьянский костюм имеет глубокие исторические корни и сохранил множество архаических черт. Сочетая в себе практичность и эстетичность, он являлся и является много большим, чем просто одеждой или художественным произведением. Крестьянский костюм белоруссов отображал местные традиции, нужды и социальный статус представителей белорусского народа, мировоззрение мастеров, изготавливавших его, а в декоративном орнаменте иногда читаются целые содержательные истории. Обычно именно крестьянский костюм имеют в виду, когда говорят про национальный костюм белорусов вообще.

Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением[1][2]. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст[1].

Всестороннее изучение крестьянского костюма белорусов началось в XIX в. и было связано с интересом белорусских и зарубежных учёных к духовной культуре и быту этого славянского народа. Из предметов материального быта белорусов начали составлять отдельные и богатые коллекции[3]. Они представляют собой богатый материал для сравнительного изучения крестьянского костюма разных регионов. В их состав входят женская и мужская одежда, приобретённая в районах Белоруссии, а в частности — в бывших Гродненской, Могилёвской, Минской, Витебской губерниях. Некоторые итоги и образцы одежды были опубликованы в XIX — начале XX в. Именно в упомянутый период было собрано достаточно много сведений о народных традициях, быте, антропологических особенностях представителей крестьянства, их одежде и фольклоре. В 1920-е гг. разрабатывались новые направления в этнологических исследованиях, в том числе согласно новым исследовательным методикам:

Письменные свидетельства о белорусском костюме достаточно многочисленны: информация встречается в общеисторических, краведческих и специальных изданиях. И в наше время, например, высоко ценится труд И. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов»[4]. Сведения про костюм также можно найти в материалах, собранных в XIX в офицерами Генерального штаба Российской Империи в отдельных томах[5]. В. Ф. Миллер в своём произведении объединил материалы, собранные в белорусских губерниях на Всероссийскую этнографическую выставку 1867 г. в Москве[6]. Существенными для исследователей являются материалы из архивов Императорского Русского Географического общества, часть из которых была опубликована в этнографических, исторических журналах и отдельными изданиями[7]. Культура белорусов, в том числе и народная одежда, была объектом исследования польских учёных[8]. Значительный вклад в описание и осмысление национальных костюмов не только белорусов, но и вообще восточных славян, сделала Г. С. Маслова[9].

Во второй половине XX в. исследования белорусского костюма были сконцентрированы на его этиологии, причём доминировали в этом направлении именно белорусские этнографы: Л. Молчанова[10], А. Курилович, А. Дулеба, В. Титов[11]. Белорусские этнографы провели этнографическое изучение всех регионов Белоруссии и собрали материалы, свидетельствовавшие о большом разнообразии костюма белорусов и позволили определить местные особенности его региональных вариантов.

Одним из наиболее известных авторов, разрабатывавших искусствоведческое направление в исследовании белорусского крестьянского костюма был Михаил Романюк. Он создал альбом «Белорусская народная одежда» (1981) — собрание фотографических материалов, аналога которого во время его издания не имели ни прибалты, ни украинцы, ни русские[12][13]. Альбом создавался на основе архивов Русского Географического общества, белорусских музеев и уникальных этнографичеких коллекций самого автора. Сокращённая версия альбома издавалась в 2003 и 2014 гг.[13] М. Ф. Романюк известен также по многочисленным научным статьям в белорусских энциклопедиях[14].

После первой мировой войны общая для всех европейских стран тенденция к ограничению ежедневного использования народной одежды не обошла стороной и Белоруссию, однако тема национального костюма всё ещё остаётся очень актуальной для исследователей. Особый интерес для учёных представляет относительно слабо изученный (в сравнении с костюмом XIX—XX вв) костюм белорусов времён Великого княжества Литовского: информацию об этом периоде можно найти в актовых документах[15], письмах, инвентарях имений и описях имущества, воспоминаниях, заметках путешественников, летописях[16], хрониках[17] и т. д.[18] Ведущим научно-исследовательским учреждением в сфере изучения белорусского национального костюма является Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы НАН Беларуси. В 2017 г. в двух книгах были опубликованы итоги фундаментальных исследований сотрудниц института Валентины Белявиной и Любови Раковой, где впервые был целиком охарактеризован белорусский национальный костюм всех сословий и периодов[19].

Умеренно континентальный климат, длительная зима и прохладное лето вынуждали жителей территории современной Белоруссии пользоваться закрытой и тёплой одеждой[20]. Региональные особенности одежды здесь начали наблюдаться уже в I тыс. н. э.[21] В начале II тыс. н. э. произошёл переход от захоронений по обряду трупосожжения к захоронениям по обряду трупоположения (при котором сохраняется много предметов), что позволило учёным лучше изучить этот период[22]. Самым важным этноопределительным элементом костюма того времени были головные уборы, в первую очередь, женские височные кольца, которые прикреплялись к головному убору, вплетались в волосы либо носились как серьги. Картографирование таких украшений позволило очертить границы определённых областей, близких к основным этнографическим, хотя самые простые проволочные перстнеподобные височные кольца были распространены почти по всей Восточной Европе.

Большой интерес для исследователейпредставляет костюм XI—XII вв., когда на территории современной Белоруссии очень активно шли процессы славянизации местного балтского населения и процессы культурного взаимодействия.

Формирование собственно белорусского традиционного костюма и его ососбенностей началось в годы Великого княжества Литовского. Патриархальный образ жизни в белорусских поселениях и ведение натурального хозяйства содействовали тому, что многие типичные черты традиционного костюма (простые формы одежды, прямолинейный покрой, преобладание белого, чёрного и красного цветов в оформлении и ромбо-геометрического орнамента) сохранились от древних времён до конца XIX — начала XX в.

К концу XIX — началу XX веков облик белорусского костюма устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности.[23] Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, её форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён.[23][24] Несмотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.[23]

На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности.

История изменений мужского костюма в Белоруссии позволяет шире понять нужды, эстетические вкусы, символику духовной и материальной культуры и быт белорусов, отображающие характер того или иного периода истории и условия природной среды.

Плечевая и поясная одежда[править | править код]

Самой древней частью мужской поясной одежды белорусов является рубашка («сорочка», «рубаха», «лянка», «срачица»)[25]. Наиболее широким образцом мужской рубахи была туникоподобная льняная рубаха без швов, не имевшая воротника, но с разрезом посреди грудины. На шее рубаха застёгивалась пуговицей либо завязывалась лентой, тесёмкой. Туникоподобная рубаха была также наиболее древним видом мужской нательной одежды у народов Прибалтики, Поволжья и Дагестана[26].

Первоначально у восточных славян мужская рубаха была длинной, иногда даже до колена, и её носили вместе со штанами. По бёдрам она была подпоясана льняным или суконным поясом[27].

В разных регоионах Белоруссии в конце XIX — начале XX в. мужская поясная одежда имела свои названия: «штаны», «ноговицы», «гоновицы», «порты», «учкуры», «майтки»[28]. Мужские штаны в раннем Средевековье были неширокими и их кроили из прямых полотнищ, перегнутых по основе. Между полотнищами вшивали вставки или клинья. Пояс был неширокий и завязывался вокруг талии[29].

В качестве украшения в X—XIII вв. добавляли нашивные металлические спиральки, вставки. Необходимиым элементом мужского костюма был кожаный, тканый, плетёный или шёлковый пояс, к которому прикреплялись подвески-амулеты[30].

В числе домашней и уличной одежды горожан и шляхты во времена ВКЛ выступали «жупицы», «казиянки», «кобаты», «сукенки», «камизели». Жупица — короткий лёгкий кафтан с рукавами или без них, а казиянка — разновидность лёгкого кафтана, шившаяся как с рукавами так и без. Кобат — короткий, до половины бёдер кафтан с рукавами либо без[31].

Уличной и домашней плечевой одеждой мещан и шляхты ВКЛ, одевавшейся поверх рубахи был жупан — длиннополая одежда из сукна или шёлковых тканей, расширенная вниз от линии талии, которая от воротника до талии застёгивалась на пуговицы. Зимние тёплые жупаны делались на подкладке из шерстяных тканей, иногда подбивались ватой. Жупаны подпоясывались суконными, кожаными, а позже и шёлковыми иностранными или местного производства поясами. С XVIII в. жупан стали носить вместе с контушом. По этой причине пояс уже завязывался не на жупане, а на контуше. Изменился также крой жупана, сзади у которого начали делать сборки. Жупан обычно шили одного цвета, а контуш — другого. Контуши также носили и мещане во времена ВКЛ, но для них это была праздничная одежда[32].

В 1764 г. Сейм Речи Посполитой впервые утвердил цветовую гамму дворянских мундиров для каждого региона государства (воеводства и уезда), что шляхта должна была исполнять во время официальных мероприятий.

В Российской империи до ноябрьского восстания шляхта во время официальных мероприятий использовала традиционные наряды, сложившиеся во времена Речи Посполитой, а также имела право открыто носить оружие, хоть могла носить и общеевропейские костюмы. В 1831 г. открытое ношение традиционной дворянской одежды (контуши, делии, жупаны, конфедератки) было запрещено, поскольку считалось проявлением опппозиционности к российской власти. Поэтому среди дворянства Белоруссии распространёнными стали общеевропейские костюмы, среди которых приобрёл популярность дворянский (гусарский) костюм венгерского образца («венгерка») и ставший своеобразной заменой национального времён Речи Посполитой[33].

Во времена ноябрьского и январского восстаний повстанцы использовали в качестве демонстрации патриотизма многие традиционные виды и элементы дворянской одежды времён Речи Посполитой (жупаны, конфедератки и др.). С 1864 г. среди дворянства стал абсолютно преобладать светский костюм общезападноевропейского образца либо служебные мундиры чиновников и военных Российскоы Империи, а запрещённые для публичного ношения традиционные костюмы времён Речи Посполитой бережно хранились в сундуках.

Наполеон Феликсович Еленский (слева) и Иероним Феликсович Кеневич, помещики Мозырского уезда в гусарских костюмах. Фото начала 1860-х гг.

Со второй половины XIX в. традиционная туникоподобная рубаха у белорусских крестьян начала заменяться на рубаху со вставками. В таких рубахах разрез делался посередине грудины и имел длину около 30 см. Вокруг ворота рубахи ткань собиралась в мелкие сборки, к которым пришивался отложной или стоячий воротник с прорезками на концах, где ворот рубашки завязывался через эти прорезки цветной лентой либо застёгивался металлической запонкой. Под мышкамидля удобства движений в рубаху вшивали квадратные полотняные вставки. Рукава делались простые либо с манжетами, а ткань последних также присобиралась в мелкие сборки. Праздничные и свадебные рубахи украшались орнаментом по воротнику и концам рукавов — при помощи тканого или вышитого крестиком узора хлопоквыми нитками красного, а часто дополнительно и чёрного цвета[34]. Рубахи со вставками в конце XIX — начале XX в. наиболее широко были распростанены на Полесье[35] и использовались на Западном Полесье до начала Второй мировой войны.

Рубахи, которые крестьяне носили во время работы по будням, шили из более грубого полтна и никак не украшались. Однако обязательно к реседине спины подшивали «подоплёку», чтобы рубаха меньше изнашивалась. Чисто белая (без украшений и узоров) рубаха использовалась крестьянами для похорон и обычно готовилась хозяевами заблаговременно[36].

Поясной одеждой белорусского сельского населения в середине XIX — начале XX в. оставались штаны. Их делали из более грубого чем рубаха, жомотканого полотна летом, а зимой — из серого, чёрного, либо коричневого домотканого сукна. На польесье был широко распространён тип штанов известный под названием «штаны с широким шагом», шившиеся без боковых швов и карманов, с широкой верхней частью и суженными книзу штанинами[37].

Обычно штаны раскраивали, сложив отрзанный для каждой штанины кусок ткани вдвое по длине, а после от нижней части штанин отрезали клиноподобные куски, чтобы они суживались книзу. Своей длиной штаны в целях эконимии ткани не доходили до щиколотки. Снизу ноги до половины голени обматывали онучами или суконками, на которые одевали лапти или сапоги. Штаны всех типов в конце XIX — начале XX в. в традиционном крестьянском костюме шились на поясе, а спереди имели разрез. Пояс штанов был шириной 3—4 см и застёгивался на костяные, металличесике и самодельные пуговицы или деревянную палочку[38].

Верхняя одежда[править | править код]

С XIII века в ВКЛ среди знати популярной верхней одеждой стал охабень с длинными рукавами и застёжкой на фибулу или завязкой: он был широкой одеждой, похожей на однорядку, только с отложным воротником, достигавшем половины спины. Длинные рукава охабеня забрасывались на плечи, а для рук имелись соответствующие прорези. Повседневные охабени шились из сукна, а праздничные — из парчи, бархата, лучших сортов шёлка[39].

В числе зимней одежды мужчин разных сословий были шуба, тулуп, волчура, чуга. Верхней зимней одеждой привелигированного сословия обычно были дорогие шубы, в которых изнанка делалась из меха горностаев, рысей, куниц, лисиц, бобров, выдр, соболей, белок[40]. В отличие от женских шуб, которые были приталенными, мужские шубы были длинными и прямого кроя. Шубы знати отделывались сверху атласом, бархатом, камкой, тафтой, сукном, украшались кружевами, золотыми и серебряными пуговицами, изредка шнурами с кистями, и были парадной одеждой. В повседневной жизни верхней зимней одеждой была волчура, пошитая из волчьих и медвежьих шкур и использовали поверх контуша. Волчуру отделывали пунцовым атласом и завязывали под шеей толстыми серебряными и золотыми шнурами[41]. Кирея была плащеподобной одеждой прямого кроя из толстого сукна кира от которого она получила своё название[42]. Зимние киреи часто подшивались медвежьим мехом[43].

Тулуп был зимней одеждой более низких социальных прослоек — ремесленников, служителей, подмастерьев[44].

Традиционная верхняя одежда крестьян шилась из грубого домотканого сукна и сохраняла свои основные черты: была удобной для работы и жизни и шилась из дешёвых тканей и меха. Верхняя одежда шилась из сермяжного сукна домашнего производства и была как натурального цвета (белого, серго, чёрного), так и окрашеной в коричневый, рудый, жёлтый цвета (при помощи кореньев, коры, трав).

Головные уборы[править | править код]

Зимние головные уборы крестьян и мещан, гравюра XIX в.

Головные уборы имели важное место в мужском комплексе одежды, поскольку всегда завершали костюм и были отметкой социального статуса, профессиональной, этнической, половозрастной принадлежности человека. Человек без головного убора на улице воспринимался обычно как бедный, больной, погорелец[45].

Согласно неписаным правилам, шапку надо было снимать перед более знатными людьми, духонвными особами, а также входя в дом, храм и залу суда. Сбивание шапки с головы другого человека считалось моральным проступком и осуждалось обществом[45].

В качестве материала для головных уборов использовались меха диких зверей, водившихся в большом разнообразии и количестве в местных лесах, — рыси, волка, медведя, куницы, соболя, белки, бобра, выдры и др. Для зажиточных людей использовался дорогой мех — соболя, рыси, горностая, выдры, а для крестьян — более дешёвый: овцы, лисы, зайца, кролика. Существовали разные по покрою меховые шапки, которые шили из кожи, войлока, сукна, меха, и украшались бронзовыми фибулами и бляшками[46].

Бояре и мещане ВКЛ носили шапку конусовидной формы — «шлык», а также «колпаки», бывшие целиком из меха или сукна, подбитого мехом[47].

Среди знати была распространена в использовании маленькая шапочка под названием «елмонка», «ермынка», «елмынка», «ялмынка», которую носили под иного рода шапкой[48]. Такая шапочка была типичным головным убором духовенства, имела небольшой размер и только прикрывала макушку.

Соломенные шляпы (брыли) в XVII—XIX вв. были летним головным убором крестьян, горожан и даже среднезажиточной шляхты на селе[43]. Они использовались вместе с лёгкими шляпами из ткани синего цвета. Соломенные шляпы плелись из ржаной или пшеничной соломы, реже — из камыша[49]. Зажиточное дворянство в XIX в. отказалось от соломенной шляпы.

В XVIII — начале XIX в. шляхта носила конфедератку, часто украшаемую перьями редких птиц. В XIX в. среди зажиточного дворянства в моду вошли шляпы цилиндрической формы (цилиндры). Цилиндры были с широкими закручкеными или узкими плоскими полями их часто сменяли[50].

Традиционным зимним головным убором крестьянина была шапка-ушанка («ушанка», «зимка», «аблавуха», «аблаушка»), шившаяся из овчины или меха лисицы, зайца, белки, волка. К полусферической основе шапки-ушанки пришивали 4 крыла («уха»). Передние и задние уши поднимали и завязывали на макушке, а боковые — под подбородком. Аблавуха была очень тёплой и тяжёлой (весила до четырёх фунтов[51]. Сверху аблавуху покрывали сукном домашнего производства, а иногда (для большего тепла) подбивали паклей или войлоком, — и тогда она напоминала древнюю треуголку с отрезанным или загнутым передним углом. Для закрепления на голове на уши и шею опускались отвороты, которые задирали вверх или дополнительно подвязывали шнурками[52].

В конце XIX в. среди традиционных головных уборов крестьян встречалась «капуза» — очень высокая и значительных размеров шапка, шившаяся из шкуры молодого ягнёнка. «Уши» капузы в стужу завязывали под подбородком, а в тёплую погоду — поднимали и завязывали сверху. Крестьяне называли капузу шапкой в «полтора барана»[53].

Фуражки-картузы быстро распространились среди крестьян и стали основным головным убором мужчин в начале XX в. Их носили и взрослые и дети[54]. Во второй половине XX в. фуражка постепенно утратила своё бытовове значение и стала головным убором для сотрудников «силовых» министерств (военных, пограничников, таможенников и т. д.)В это же время появился новый головной убор — «кепка», шившаяся из сукна или полотна и популярная до этого времени.

С XIX в. на селе и в городе были также популярными вязаные головные уборы из льняной или шерстяной пряжи, часто в форме колпака. вязать их было удобно, как длинный чулок, края которого отгибали несколько раз. Во второй половине XX в. они значительно распространились[55].

Сегодня головные уборы крестьянина и горожанина практически не отличаются.

Обувь[править | править код]

Обувь составляет важную часть костюма и защищает ноги от воздействия холода, грязи, влаги и механических повреждений острыми камнями, колючками, корнями деревьев, выступающих над поверхностью почвы[56].

Качество и материалы обуви зависели от его конкретного назначения, состояния экономического и культурного развития общества, климатических условий, технических приёмов изготовления и местных привычек[56]. Самым древним видом обуви на территории Белоруссии были плетёные из лыка,

ru.wikipedia.org

Белорусский национальный костюм для женщин и мужчин


Белорусский национальный костюм – это традиционная одежда крестьян, языческая символика (орнамент) в качестве декора и случайная шляпа из Трансильвании.Белорусский национальный костюм
Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Национальный или же народный костюм Беларуси формируется, как и национальные костюмы других европейских народов, в XIX веке на основе народной традиционной одежды. Одежды, которую на протяжении столетий носили крестьяне.

В том и отличие народного костюма – это одежда простых людей, мало изменяющаяся на протяжении многих веков. В отличие от костюма аристократов, который чаще всего изменялся по общеевропейской моде.

Белорусский национальный костюм – фото и история
Белорусский народный костюм
Марка

Основная ткань, которая использовалась при пошиве белорусского народного костюма, лен. Так же, как и у других народов, среди первых материалов для изготовления одежды помимо льна была и шерсть. Украшался белорусский народный костюм орнаментом. При этом традиционно наиболее нарядным по своему декору являлся женский костюм. В мужском же костюме орнаменты вышивались чаще всего только на рубашке.

Мужской костюм

Белорусский народный мужской костюм состоял из штанов и рубахи. Летние штаны чаще всего были полотняными, зимние шились из сукна. В Беларуси мужские штаны называли «нагавицы», «ганавицы», «порты». Названия зависели от той области страны, где штаны носили. Были у штанов в каждом регионе и свои «маленькие особенности». К примеру, в Витебской области в XIX веке встречались штаны с круглой вставкой, очень широкие при шаге. И назывались такие штаны «кроклами» или «кроквами». Скорее всего, от слова «шаг» — по-белорусски «крок».


Белорусский народный костюм
Марка

И это тоже особенность народного костюма. В каждом регионе, даже внутри одной страны, одежда крестьян при общей схожести имеет свои небольшие отличия. Таким образом, народный костюм любой страны – это в некотором роде среднее арифметическое всех вариантов народной одежды из различных регионов данной страны.

Мужская рубаха в белорусском народном костюме традиционно шилась из домотканого полотка. Украшалась орнаментом. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали.

Верхней одеждой у мужчин служила свита. Свита — это одежда прямого халатоподобного кроя. Чаще всего на территории Беларуси носили свиту прямого кроя, однако встречаются и варианты расширяющейся книзу свиты. Свиту так же, как и рубаху, носили с поясом. Зимой верхней одеждой был кожух.


Белорусский народный костюм
Марка

Что касается поясов, то в белорусском народном костюме мужская одежда всегда была с поясом. При этом пояс, к примеру, в одежде XVI века имел вполне практическое предназначение. К поясу в те времена крепился небольшой мешочек, в котором хранились деньги и другие небольшие предметы.

Пояса могли быть как суконными, так и полсуконными – основа такой ткани лен, а уток (поперечные нити ткани) – суконные. При этом носили также и вязаные, и плетеные пояса. Пояса украшались орнаментом.

Мужскими головными уборами в белорусском народном костюме являлись шляпа брыль и магерка. Зимой носили меховые шапки, к примеру, аблавуху. Шляпа брыль – это шляпа с широкими полями. Она могла быть как соломенной, так и из войлока.


Портрет Стефана Батория, 1576 год

Магерка – это валеная шапка без полей, чаще всего белого цвета. Такую шапку носили не только в Беларуси, но и в Украине и Польше. Ее название происходит от слова «mаgуаr» – венгр. Считается, что такая шапка появилась в XVI веке во времена правления короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. С тех пор шляпа магерка и прописалась в белорусском народном костюме.

Сам же король Стефан Баторий был родом из Венгрии и не откуда-нибудь, а из самой Трансильвании. Его племянницей была Елизавета Батори, вошедшая в истории как кровавая леди Батори.

А вот король Стефан Баторий вошел в историю вполне себе положительным персонажем. К слову, последние годы своей жизни трансильванец Стефан Баторий провел в белорусском городе Гродно, где в те годы и находилась его королевская резиденция.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Женский костюм

Элементами белорусского женского народного костюма служили рубашка, которая богато украшалась вышивкой, юбка, безрукавка и фартук.

Юбки в различных регионах Беларуси назывались по-разному. Также названия юбок могли зависеть и от их цвета. Так, абсолютно белая юбка называлась «бяляк», синяя юбка — «синька». Могли зависеть наименования юбок и от материалов, к примеру, юбку, пошитую из набивной ткани, называли «набойка».

Юбки из шерстяной ткани, которые чаще всего носили зимой, назывались андарак. Само слово, скорее всего, происходит от немецкого слова «unterrock» — так в немецком языке называли нижнее платье. Данное слово изначально было заимствовано поляками, а затем пришло и в белорусский язык, превратившись в андарак – название для шерстяной юбки.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

Безрукавки в Беларуси называли «гарсет» или же «кабат», встречались и такие названия, как «станик», «каптан», «нагрудник». Безрукавки могли быть как короткими – до талии, так и длинными. Спереди безрукавка могла как застегивать на пуговицы, так и зашнуровываться.

Фартуки шились из полотка и крепились на талии при помощи завязок. Фартуки, как и женские рубахи, богато украшались вышивкой — орнаментами.


Белорусский народный костюм
Иллюстрация из книги
«Белорусская народная одежда», Мн., 1975 год

В качестве головных уборов женщины носили платки, чепцы, а также намитки. Намитка или же наметка – головной убор замужней женщины. Намитка – это длинный, до 3 метров, кусок прямоугольной ткани, который повязывался вокруг головы, закрывая как саму голову, так и шею.

Обувь как женская, так и мужская еще со времен Киевской Руси и Полоцкого княжества была кожаной. С XIX века частью белорусского народного мужского костюма становятся высокие кожаные сапоги. Однако, крестьяне могли носить и плетеную обувь – лапти.


Символ любви
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Орнамент

Большую роль в белорусском народном костюме играет орнамент. Орнаментом вышивались как мужские, так и женские рубахи, а также юбки, фартуки.


Символ предков
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Символика белорусского орнамента достаточно древняя, сохранившаяся еще с языческих времен. Узоры орнамента в Беларуси в основном вышивались красным нитями по белой ткани – белые рубахи, фартуки, юбки. При этом орнамент могли вышивать не только на одежде, но и на рушниках – полотенцах.


Символ солнца
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Еще в середине ХХ века пожилые женщины в деревнях помнили, что узоры орнамента – это не просто картинки. Узоры орнамента – это символы, несущие определенный смысл. Такие символы могли быть пожеланием счастья молодым либо же оберегом. Были и символы, связанные с годовым циклом и праздниками урожая, ведь самое главное в жизни крестьян – это солнце и хлеб. Также среди узоров орнамента встречались и символы, связанные с погребальными обрядами.


Символ хлеба
Иллюстрация из книги «Белорусский орнамент», 2013 год

Вышивая орнаменты на одежде или же рущниках, мастерицы в древние времена могли складывать целые предложения из символов. Вкладывать определенный смысл в декор костюма. И, таким образом, для крестьян орнамент служил не только украшением, но и заклинанием, и оберегом.

mylitta.ru

Белорусский костюм – заказать на Ярмарке Мастеров – 452N7RU

Верхняя одежда, топы, юбки, брюки (обхват указан в см)

1 — обхват груди

2 — обхват талии

3 — обхват бедер

ГрудьТалияБедраRUSSizeEUUKUSA
76588238XXS3240
80628640XS3462
84659242S3684
88689644M38106
927410046M40128
967810448L421410
1008210850L441612
1048511252XL461814
1088811654XXL482016
1129212056XXL502218
11697124583XL522420
120101128604XL542622
124106132624XL562824
128110136644XL583026
132114140665XL603228
136118144685XL623430
140122148705XL643632

Бюстгальтер

Обхват под грудью
Обхват, см63-6768-7273-7778-8283-8788-9293-9798-102
RUS65707580859095100
SizeXSSMLXLXXL3XL3XL
IT12345678
FR80859095100105110115
Обхват груди по выступающей части (объем чашки)
A77-7982-8487-8992-9497-99102-104107-109112-114
B81-8384-8689-9194-9699-101104-106109-111114-116
C83-8586-8891-9396-98101-103106-108111-113116-118
D88-9093-9598-100103-105108-110113-115118-120
E90-9295-97100-102105-107110-112115-117120-122
F97-99102-104107-109112-114117-119122-124
G99-101104-106109-111114-116119-121124-126

Трусики (обхват указан в см)

ТалияБедраRUSSizeITFR
659242XS138
689644S240
7410046M342
7810448L444
8210850XL546
8511252XXL648
88116543XL750

1 — обхват груди

2 — обхват талии

Верхняя одежда, футболки, свитеры (обхват указан в см)

ГрудьТалияRUSSizeEUUKUSA
887044XS383234
927646S403436
968248M423638
1008850L443840
1049452L464042
10810054XL484244
11210656XXL504446
11611258XXL524648
120118603XL544850
124120623XL565052
128124644XL585254
132128664XL605460
136132685XL626062
140136705XL646264

Джинсы и брюки (обхват указан в см)

1 — обхват талии

2 — обхват бедер

ТалияБедраW (дюйм)RUSSizeEUUKUSA
70922844XXS38322-4
70-7692-962944-46XXS/XS38-4032-344
76963046XS40346
76-8296-1003146-48XS/S40-4234-366-8
821003248S42368
82-88100-1043348-50S/M42-4436-388-10
881043450M443810
88-94104-1083550-52M/L44-4638-4010-12
941083652L464012
94-100108-1123852-54L/XL46-4840-4212-14
1001124054XL484214
1061164156XXL504416
106-112116-1204256-58XXL/3XL50-5244-4616-18
11212044583XL524618
11812446603XL544820
12012848623XL565022

Обхват измеряется по линии, повторяющей касание шеи застегнутого отложного воротничка

Рубашки, сорочки (S — обхват шеи)

S (см)S (дюйм)RUSSizeEUUSA
361444XS3614
3714,546S3714,5
381546-48S/M3815
3915,548M3915,5
4015,548-50M/L4015,5
411650L4116
4216,552L4216,5
431754XL4317
4417,556XXL4417,5
451856-58XXL4518
461858XXL4618

www.livemaster.ru

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

спадница — клетчатая юбка из шерсти красного тона,

фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

— на голове у куклы — девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

2.

3.

4.

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

www.livemaster.ru

…Our Day…: Белорусская национальная одежда

Каждая страна имеет свои уникальные черты, традиции и обычаи. Культура – это мост, который соединяет самые разные народы. Одежда – это важная составляющая культуры. Национальные костюмы тесно связаны с историей. Иногда одежда расскажет больше, чем учебники. Белорусская история – это жизни многих поколений А что такое белорусская национальная одежда?

Отличительная черта белорусской традиционной одежды – это орнамент. Орнамент – это азбука белорусской истории. Умелое сочетание линий, фигур и знаков делают национальный костюм белорусов отличным от других народов.

Среди цветов преобладают красный и белый. Само слово «Беларусь» тесно связано со словом «белый». Издревле у белорусов были светлые волосы и светлая кожа. Поэтому как же обойтись без цвета, который предначертан народу самой судьбой? Даже известный этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена». Белый – это цвет чистоты, добра, открытости, искренности и света. Красный – это цвет солнца, жизни и крови. Орнамент, выполненный в этом цвете, обозначает желание успеха и бодрости, счастья и благополучия. Одежда создавалась в первую очередь изо льна, который в далекие времена использовался в качестве универсального материала для всевозможных тканей. Искусная работа белорусских людей заслуживает уважения. Превращать лен в настоящие произведения искусства! Красители тоже были натуральные: белорусы умели окрашивать ткани при помощи почек, коры, корней растений, ягод.

Мужская одежда – это рубаха, брюки, жилет и ноговицы. Ноговицы – это особый вид штанов, который в ХХ веке стал считаться нижним бельем, но до этого момента был самостоятельной частью белорусского национального костюма. Карманов на одежде не было – их заменяла кожаная сумочка. Обувь города и деревни отличалась. В деревне можно было ходить в лаптях, а реалии города требовали кожаной обуви. Купить кожаную обувь было довольно затратным делом, поэтому иногда в семье на одну пару обуви могло приходиться несколько владельцев. Беларусь – это край, где зима довольно суровая, поэтому во времена холодов к традиционному костюму добавлялись кожухи из овчины, люди побогаче могли позволить себе шубу.

Женский традиционный костюм – это длинная рубашка и юбка. Иногда к комплекту добавлялись безрукавка и пояс. Женский костюм очень разнообразен, встречается много цветов, сочетаний частей комплекта. По головному убору можно было понять семейное положение белоруски. Если на голове венок, то девушка ждет своего суженого. Если волосы спрятаны под чепец или платок, то женщина замужем. Не зря, в белорусских народных песнях молодая девушка плетет именно венок. Очевидно, что история тесно связана с национальным костюмом.
незамужние девушки
замужние женщины

Традиционныйбелорусский костюм сегодня переживает свое возрождение. Молодежь полюбила орнамент и всеми силами возвращает его к жизни. Это не может не радовать. 

Виталий Воронко. Фото citydog.by

ourday7.blogspot.com

Белорусский национальный костюм | Фотоэнциклопедия Беларуси

 На протяжении многих веков белорусский национальный костюм использовался как в повседневном, так и в праздничном обиходе. Комплекс одежды, обуви и аксессуаров, в каждом районе имея свои отличия, белорусский костюм одновременно являлся и этноопределяющим признаком для всей Беларуси. Самобытность национального белорусского костюма определяется виртуозной разработкой деталей, композиционной завершённостью, сочетанием декоративности и продуманной практичности. Художественный образ белорусского костюма усложнялся орнаментальными украшениями на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Таким образом, костюм отличается богатством техник оформления, использующих и вышивку, и узорное ткачество, и кружево, и аппликацию. Самые ранние документальные свидетельства о белорусской народной одежде относятся к 16 веку, когда в Статуте Литовском 1588 года были перечислены некоторые предметы верхней одежды и головные уборы. Фотографии белорусского национального костюма, представленные в Фотоэнциклопедии Беларуи сделаны в Музее древнебелорусской культуры (г. Минск).

           

                 

                      

Фото Дмитрия Ивченко

 

главная → культура Беларуси → белорусский национальный костюм

www.fotobel.by

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *