16 век мода: Все о женской моде 16 века (XVI) — интересные факты

Все о женской моде 16 века (XVI) — интересные факты

МодаИляна Полякова

Мода 16 века существенно перевернула понятие женских нарядов и в обиход вступают пышность, объем и ранее запрещенные вырезы и разрезы. Чуть ниже вы сможете узнать подробнее о пышной и брутальной моде 16 века.

Содержание

Мода 16 века в России

В 16 веке женщины России, будь то знатная женщина или простая крестьянка прочувствовали на себе мощь расширяющейся моды. Самое интересно то, что 16 век не дает существенных различий между одеждой богатых дам и бедных черновых девушек, поэтому описание образа историки дают одинаковое.

Женщины того времени носили длинные рубахи прямого кроя, которую надевали под прямой сарафан. Кокошник и плетенная обувь был неизменными элементами российского образа 16 века у русских женщин.

Мода 16 века в Европе

Мода 16 века именуется, как эпоха Ренессанса. В это время все европейцы совершенно не признавали мытье тела, а вонь локализовалась разнообразным парфюмом. Женские костюмы стали иметь более пышную форму, где особое внимание уделялось рукавам.

Чуть позже в моду входят кожаные корсеты, которые надевались поверх рубашек. Форма декольте приобрела новый вид — каре. В качестве верхнего платья женщины стали использовать гаун, который изготавливался из цветных и тяжелых тканей.

Особый упор делали на подбор котта, который шили из узорчатой ткани, а сам его фасон мог быть комбинированным. Это позволяло сделать костюм еще более объемным и роскошным.

Цвета женских костюмов 16 века

В 16 веке в моде все те же яркие и пестрые расцветки из 15 века Карнавала мод, которые плавно перетекли в повседневную жизнь. Все платья знатных женщин шьются из дорогой ткани, которая могла иметь обилие узора или надеваться многослойным типом, чтобы создать более пестрый и яркий образ.

Мода 16 века при правлении королевы Марии Тюдор

Королева Мария Тюдор ввела в моду дух Испании. Вся одежда стала отличатся более экстравагантным видом, нагромождением различных деталей и как следствие увеличение форм. Порой платья были настолько объемными, что они становились очень тяжелыми и не редко требовали помощи у слуг, чтобы надеть такое изделие на свою хозяйку, а после помогать ей в перемещении по дворцу или двору.

Мода 16 века при правлении королевы Елизаветы 1

Женские платья становятся еще боле пышными, что касается в основном юбки, а вот лиф — узким. В то время начинается самый апогей роскошных нарядов, ведь и сама королева имела в шкафу не менее 3000 тысяч шикарных платьев.

Именно во время правления Елизаветы 1 женщины начинают носить рафы — плоеные воротники — фрезы. Сами воротники могли быть очень большого размера и иметь разный цвет. Благодаря разнообразному веянию моды женщины начинают носить платья для верховой езды, которые весьма удивленно воспринимаются мужчинами.

Головной убор женщин 16 века

В качестве головного убора в моду входит барет с полями и пером страуса. Многие придворные дамы носят огромные парики, а простые горожанки — чепчики. При правлении королевы Елизаветы все придворные дамы должны были носить шляпки.

Поделиться:

Какой была мужская мода ХVI века на STYLE4MAN.COM

Содержание

Общая история

XVI век в истории человечества знаменит, прежде всего, эпохой Возрождения. После долгого Средневековья, характеризовавшего отсутствием просвещения и подавлением всего, что связано с проявлением физической стороны человеческого бытия, наступило время расцвета культуры и искусств.

Причиной этого стал, разумеется, технический прогресс. Усовершенствовались орудия труда, способы ведения сельского хозяйства, строительства и других сфер жизни. В результате существование людей стало проще, аскетические взгляды постепенно утратили свою актуальность, и в итоге было снято табу на всё плотское.

В скульптуре и живописи появилась обнажённая натура и эротические сюжеты, связанные в основном с античной литературой и мифологией. В одежде люди стали стараться выделить и подчеркнуть те самые гендерные различия между мужчиной и женщиной. Женский и мужской костюм стал сексуальнее, если выражаться современным языком.

Немецкий писатель и монах Томас Мюрнер так характеризовал всё происходящее в тот период:

«Женщины совершенно забыли стыд. Так пали низко нравы. В наготе они полагают теперь красоту. Вся их спина видна, и они мастерски умеют показывать грудь, подпёртую корсетом. Чтобы она не задохнулась в платье, они обнажают половину её, так думают они привлечь глупцов».

Понятно, что и мужчинам доставалось от поборников нравственности. Конечно, требования были не такие строгие как к дамам, но тем не менее модники возрождения то и дело ловили не себе косые взгляды клериков и консерваторов.

История мужского костюма и моды XVI века

Основной мужского костюма эпохи Возрождения был кафтан и его производные. В основном их было два вида. Широкий распашной со стоячим воротником, какой можно часто увидеть на портретах испанских грандов, или же сплошной кафтан с квадратным вырезом, который тоже часто присутствует на средневековых портретах. Рукава кафтана у плечей были в виде буф или же широкими и прямыми. Делалось это как раз с целью подчеркнуть ширину мужских плеч, что в то время очень привлекало дам. Это сейчас в моде стало субтильное бесполое нечто, лишь по недоразумению называющееся мужчиной, а в мужественный период царствования Франциска 1 женщины западали совсем на другие типажи.

Те, кто побогаче расшивали кафтан золотом или обычной вышивкой. Под кафтаном же было принято носить белую вышитую рубашку со шнуровкой, которая собиралась вверх в изящные складки.

Что же касается штанов, то обычно мужчины надевали прообразы бриджей с чулками. Постепенно поколенные штаны становились всё пышнее и пышнее (как ты понимаешь, мужские бёдра всегда были привлекательной для женщин частью тела) и в конце концов достигли несколько гротескных форм. На гравюрах того времени можно увидеть, например, ландскнехтов в пышных шарообразных панталонах, да ещё и невообразимо пёстрой расцветки. Чулки же чаще всего делались из шерсти. Ну а если ты богатый гламурный графский или купеческий сын, то можно было себе позволить шелковые.

В холодную погоду или на самые торжественные случаи мужчине полагался сверху плащ или верхний кафтан с ещё более пышными рукавами. Высшая знать украшала накидные кафтаны воротником из ценных мехов. Кстати, мех в те времена был твёрдой валютой, наравне с золотом, серебром и пряностями.

Причёски условно делились на два вида. Дворянство, особенно французское, неохотно расставалось с длинными волосами (наследием славного рыцарства). Мужчины, обладавшие пышными шевелюрами, делали завивки и не чурались украшать волосы бантами и лентами. За облысение можно было особенно не переживать, до 35-40 лет доживало не так уж и много модников. Шанс дворянина (как ты понимаешь, говоря о модниках 16 века, мы говорим не о простолюдинах) погибнуть на войне, дуэли или от простуды был очень высок.

 

Испания правда пошла своим путём. В этой стране и её сателлитах в моду у мужчин вошла короткая стрижка, к которой отпускались различные варианты бород, усов и их компиляций.

Одним из немногих атрибутов, объединяющих все костюмы XVI века, по крайней мере, западной Европы – это несомненно, шпага, которая пришла на смену мечу, и которая стала частью официального костюма.

Вообще, следует заметить, что о глобализации тогда никто слышать не слышал, и в каждой стране в одежде был свой национальный колорит. Иностранца всегда можно было заметить, прежде всего, по одежде. Достаточно вспомнить картину Иванова «Немец», где иностранный гражданин идёт по русскому городу XVI века в традиционном европейском одеянии того времени, и, мягко говоря, подвергается насмешкам. Испанца, англичанина, русского, итальянца и любого другого можно было опознать именно по одежде.

Венецианский костюм

К XVI веку Италия окончательно растеряла своё былое могущество, доставшееся ей со времён Римской Империи. Под влиянием Франции и Испании, она развалилась на несколько государств и , разумеется, это сказалось и на национальном костюме. Если в начале XV века итальянский костюм был законодателем мод, то к расцвету Возрождения это лидерство было потеряно и попало под влияние испанской моды.
Однако Венеция, бывшая тогда одним из сильнейших и богатейших европейских государств, долгое время сохраняла свою итальянскую самобытность, в том числе и в сфере моды.

Венецианцы того времени носили облегающие камзолы ярких цветов: синий, пурпурный, красный, зеленый и даже розовый с воротником или с капюшоном. Рукава максимально пышные и буфчатые у плеч и тонкие снизу, с вышитыми кружевом манжетами. Пуговицы, желательно, позолоченные или медные, начищенные до солнечного сияния.

1 of 3

Характерным признаком венецианского костюма был золочёный пояс с обязательной сумкой и кинжалом. Головы венецианцев украшали, чаще всего, бархатные береты с пером. Или шляпы с поднятыми вверх полями.

Но, самым ярким признаком, по которому можно было определить венецианский мужской костюм – это одноногое или разное трико. Да. Мы не оговорились. По венецианскому обычаю одна нога оставалась или голая или штанины трико были разных цветов.
Некоторые модники носили подобие гульфика в виде мешка, которые пристёгивался к бёдрам.

Испанский костюм

Многие знают, что Испания в XVI веке стала законодательницей моды. Случилось это благодаря, в первую очередь, грабежу колоний в Новом Свете. Испания превратилась супердержаву, под властью которой находилась добрая половина Европы. Следует заметить, что в несмотря на смелые тенденции Возрождения, Испания продолжала оставаться страной с весьма жёсткими католическими рамками, что отразилось и в мужском костюме. Испанский костюм был строгим по сравнению с пёстростью венецианского или изяществом и пышностью французского.

Итак, испанский дворянин чаще всего выглядел так: рубашка, штаны-чулки похожие на рейтузы, на которые надевались бриджи «грегескос», делавшиеся максимально пышными на бёдрах. На рубашку надевался узкий жилет, а сверху полагался хубон – куртка с облегающим лифом и стоячим воротником.

1 of 2

Весьма любопытным было использование перчаток. Их не столько надевали на руки, сколько носили в руках, как аксессуар. Наличие перчаток указывало на важность происхождения и достаток.

Как мы сказали выше – испанский костюм характеризовали более суровые штрихи, чем у других европейских национальностей, и в итоге это привело к появлению элементов рыцарской брони в костюме испанских мужчин. Испанский образ того времени на картинах – суровый воин с кроткой стрижкой, в латах. В некоторых костюмах даже существовал каркас, который полностью скрывал формы тела.
Что же касается знаменитого испанского воротника, то с ним история такая. Ранее упоминавшийся хубон, с течением времени стал основной одеждой испанцев. Для пышности его набивали ватой, соломой или пухом. Стоячий воротник хубона с годами становился всё выше и выше, по краям стали появляться рюши, которые, также увеличиваясь, в итоге превратились в тот самый гофрированный воротник, который закрывал шею владельца до самого подбородка.

Кроме того, испанская знать использовала широкий и длинный плащ с капюшоном «фиельтро».

Французский костюм

В XVI веке Франция была противовесом Испании как в геополитике того времени, так и в модных тенденциях. Мужской французский костюм того времени – это смесь дорогих тканей, роскоши и куртуазности.

Обилие разных нарядов и костюмов были признаком светскости человека и его благосостояния. Появление в обществе в одном и том же костюме несколько раз подряд было из разряда непристойного поведения.

Наряды украшались вышивкой, серебряными и золотыми галунами, рюшем и кружевами.

Основным элементом французского костюма был пурпуэн. Это узкая куртка с узкими длинными рукавами, украшенная вышивкой и драгоценными камнями.  Чаще всего он делался с широким вырезом из-под которого должен был торчать воротник рубашки c пышным воротником. К пурпуэну полагалась съёмная оборка, пришедшая от рыцарской кольчуги.

Французская мода того времени подразумевала ношение коротких широких штанов со шнуром внизу и трикотажных чулок, что являлось в то время новейшей теологией.
Серьёзное влияние на французский костюм оказали религиозные войны католиков и гугенотов, разразившиеся во второй половине XVI века.

Гугеноты стремились к аскетизму и простоте в одежде. Дворяне-гугеноты носили костюмы преимущественно тёмных оттенков и скромных тканей, верные же католичеству аристократы довели пышность и вычурность своего костюма до того что он стал напоминать женский!

Штаны набивались пухом и ватой до такой степени, что мужские бёдра становились похожими на женские. Колет приобрёл до того странную форму , что стал напоминать лиф женского платья, а стёганные набитые ватой чулки придавали мужским ногам женственность.

И только во времена короля Генриха IV весь этот карнавал вновь стал приобретать более естественные для мужчин очертания. Он ограничил пышность и вычурность придворного костюма, что повлекло за собой и изменение мужской моды в целом в сторону большего аскетизма.

Если статья понравилась тебе, ставь свой средневековый палец вверх и шли гонца, чтобы поделиться ею со своими друзьями.

16 век | Хронология истории моды

Обзоры десятилетий

1500-1509

1510-1519

152 0-1529

1530-1539

1540-1549

1550-1559

1560-1569

1570-1579

1580-1589

9 0003 1590-1599

Библиография

У вас есть источник, который вы не видите здесь? Связаться с нами!

По десятилетиям

Также смотрите обзоры отдельных десятилетий выше для получения дополнительных ресурсов… или просмотрите нашу библиотеку Zotero.

Фильмография

У вас есть фильм, который вы не должны здесь смотреть? Связаться с нами!

Записи на дату

Красота эпохи Возрождения не была глубокой. Чтобы считаться красивой (и модной), женщина раннего Нового времени также должна быть добродетельной.

Мода в первом десятилетии шестнадцатого века в значительной степени продолжила тенденции 1490-х годов, но с растущим итальянским влиянием на мужскую и женскую одежду, создающим более широкий силуэт, а также с растущим присутствием разрезов на мужской одежде.

Тициановский портрет Джероламо Барбариго начала XVI века изображает молодого венецианца, выглядящего как можно лучше, роскошно одетого для своего десятилетия.

Второе десятилетие XVI века характеризовалось широкоплечими силуэтами мужчин и женщин в сочетании с огромными рукавами (за исключением женщин в Германии, которые сохранили узкие рукава). Резка, розовение, панорамирование и другие декоративные обработки ткани, такие как вышивка блэкворк, становились все более распространенными.

В 1520-1529 годах и мужчины, и женщины стали носить рубашки с высокими стоячими воротниками, оканчивающимися оборкой на шее и манжетах, которая позже превратилась в воротник. Темные цвета продолжали набирать популярность, как и все, что было оверсайз, в том числе: гульфикы, рукава платьев и сложные головные уборы.

Расшифровка «Портрета африканца» Яна Янша Мостарта раскрывает присутствие черных тел в кругах европейского двора и намекает на их положение в них.

В мужской моде 1530-х годов доминировали широкоплечие силуэты, ставшие культовыми при короле Генрихе VIII. Женская мода демонстрировала большие региональные различия: итальянские женщины задавали тенденции, которые вскоре распространились на остальную Европу во второй половине века.

Анна де Писселё, герцогиня Этампская, пример модного женского платья во Франции ок. 1535-1540 с ее узким лифом с приспущенным квадратным вырезом, юбкой в ​​форме перевернутой буквы «V» с видимой нижней юбкой и головным убором с французским капюшоном.

 Поясной портрет Катарины Мериан, приписываемый немецкому художнику Гансу Брозамеру, является образцовым изображением немецкой женской моды начала 16 века.

В 1540-х годах мужские камзолы начинают выходить из-под верхней одежды, а их чулки увеличиваются в объеме, начиная принимать форму дыни. Женская одежда становится все более жесткой с жесткими лифами, уплощающими туловище и грудь.

Сэр Уильям Баттс из Торнеджа одет в приглушенную палитру, которая незаметно демонстрирует замысловатые детали и обработку его одежды, которая была в тренде в его время во времена правления Тюдоров.

Испанская мода была на подъеме в 1550-х годах, от свободного женского платья — ропы — и испанского фартингейла в женском платье до узких курток и узких рукавов Филиппа II и обязательного предмета мужской верхней одежды — испанского плаща.

Мода конца 16 века характеризуется испанским влиянием, и как испанский принц Дон Карлос демонстрирует вершину моды того времени.

Жесткая формальность женской одежды 1560-х годов, достигнутая за счет косточек и высоких воротников, была встречена такими же высокими воротниками у мужчин, которые также носили чулки размером с тыкву и дублеты с набивкой на передней части живота.

Портрет неизвестной женщины, выполненный Кампи, олицетворяет итальянскую моду 1560-х годов с квадратным вырезом горловины, заполненным прозрачным пробором, и заостренным лифом с украшениями по краям и по центру.

Женщины 1570-х годов считали, что чем больше, тем лучше, любили интенсивные декоративные эффекты и переняли некоторые влияния мужской одежды. Мужское платье было довольно криволинейным, с подбитым животом, тонкой талией и большими выпуклыми чулками на бедрах.

При дворе Тюдоров 16-го века монархи использовали портретную живопись для создания своего идеального образа — часто преувеличенного и драматизированного, но в авангарде моды.

Из семьи, тесно связанной с короной, сэр Уолтер Деверо достиг больших высот благодаря своей настойчивости и преданности. При присвоении звания 1-го…

Мода 1580-х отличалась новым стройным силуэтом для мужчин и контрастным, постоянно расширяющимся измерением для женщин. Эти причудливые стили сигнализировали о власти, классе и валюте.

Этот портрет XVI века, приписываемый Аннибале Карраччи, ценен тем, что на нем реалистично изображена чернокожая натурщица, возможно, швея, одетая в красивое, но практичное черное повседневное платье с элементами итальянской роскоши.

Рекомендуемые источники исследований из базы данных источников

Политика конфиденциальности


Хронология истории моды — это проект Департамента истории искусств FIT. Хронология предлагает научный вклад в общественное знание истории моды и дизайна. В соответствии с этой миссией письменные комментарии, исследования и анализ Timeline , предоставленные студентами, преподавателями и другими членами сообщества FIT, лицензируются в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0. Если не указано иное, изображения, используемые в Timeline , не подпадают под действие этой лицензии Creative Commons, применяемой к письменной работе с

Хронология . Несмотря на то, что были предприняты все попытки добиться точности, Timeline находится в стадии разработки. Если у вас есть предложения или исправления, свяжитесь с нами.


Сохр.

Сохр.

  • Гимн Аполлону: Древний мир и русские балеты

    В 1900-1909, 1910-1919, 20 век, блог

  • Фрида Кало: внешность может быть обманчивой

    В 1930-1939 гг., 20 век, блог

  • Торжественное открытие Музея исторического костюма в Познани, Польша

    В 1880-1889 гг., 19 век, блог

  • 1509 | Fashion History Timeline

    Мода в первом десятилетии шестнадцатого века в значительной степени продолжила тенденции 1490-х годов, но с растущим итальянским влиянием на мужскую и женскую одежду, создающим более широкий силуэт, а также с растущим присутствием разрезов на мужской одежде.

    Женская одежда

    В начале шестнадцатого века женщины одевались так же, как и на протяжении большей части пятнадцатого века, хотя постепенно вносились изменения. Основой женского наряда был халат/рубашка/сорочка, которые шились из льна и легко стирались. Черная вышивка или другая цветная вышивка обычно наносилась на горловину, переднюю часть и запястья сорочки. Затем женщина надевала киртл (позже названный нижней юбкой), который мог быть соединенным лифом и юбкой или просто юбкой; рукава, если они присутствовали, плотно прилегали к запястью и, вероятно, были сделаны из более тонкой ткани, как и любая видимая часть кирта.

    Поверх юбки модница носила платье. Этот верхний халат, надетый поверх киртла и сорочки, часто был объемным, с широкой юбкой и шлейфом. Его рукава часто имели большое отверстие на запястье, а манжеты часто отворачивались назад с контрастной по цвету или меховой подкладкой. Почти всегда носили пояса или ремни, как и чулки (или чулки), поддерживаемые подвязками.

    В Испании

    Иоанна Кастильская, королева Кастилии с 1504 года, отражает эти тенденции конца 15-го и начала 16-го века в портрете донора на Страшный суд Триптих Зирикзее (рис. 1). На ней платье с квадратным вырезом, а также широкая юбка и шлейф. Ее большие золотые парчовые рукава платья имеют большое отверстие на запястье и, кажется, оторочены мехом.

    Она носит головной убор с капюшоном со сложной отделкой по краям (позже названный французским капюшоном) на портрете донора и на поясном портрете того же времени (рис. 2). На отдельном портрете ее черная юбка с золотой кружевной отделкой видна под ее красным платьем, а узкие рукава рубашки, также отороченные золотом, выходят из-под манжет ее платья с меховой подкладкой (также видны манжеты ее белой сорочки).

    Ни одно из изображений не раскрывает наличие испанского фартингейла или нижней юбки с кринолином, которые в последующие десятилетия будут доминировать в женском силуэте. В описании Екатерины Арагонской после ее замужества с принцем Артуром в 1501 году упоминаются традиционные обручи фартингейла:

    .

    «Платье ее было очень велико, как платья, так и тело со многими бедами, много личины в мужской одежде, и после того же четверного были одеты остатки дам Испании; и под ее отходами некоторые роскошные беринги носят платья из тел в соответствии с их деревенскими манерами. (костюм Елизаветы)

    [«ее платье было очень большим, как рукава, так и тело со многими складками, очень похожими на мужскую одежду, и по той же форме были устроены одежды испанских дам; и под их талией некоторые круглые кольца, поддерживающие их платья от тел по обычаю их страны ».]

    Традиционно считается, что Кэтрин, которая позже вышла замуж за Генриха VIII, привезла испанский фартингейл в Англию после замужества с Артуром в начале 16-го века, но они не были широко распространены в Англии до 1540-х годов (Рейнольдс 41).

    Рис. 1 — Мастер Аффлигема.

    Триптих Зирикзее «Страшный суд», фрагмент. Хуана I де Кастилья , ок. 1500. Брюссель: Королевские музеи изящных искусств Бельгии. Источник: Википедия

    Рис. 2 — Магистр Аффлигема (фламандский, деятельность 1470-1500). Хуана I де Кастилья , ок. 1500. Вальядолид: Museo Nacional de Escultura. Источник: Википедия

    Рис. 3 — Художник неизвестен. Елизавета Йоркская , конец 16 века, по мотивам произведения около 1500 года. Масло на панели; 56,5 х 41,6 см (22 1/4 х 16 3/8 дюйма). Лондон: Национальная портретная галерея, NPG 311. Источник: Национальная портретная галерея 9.0005

    В Англии

    В Англии при Генрихе VII (1485-1509) женщины носили, как отмечает Франсуа Буше в A History of Costume in the West (1997): «низкие головные уборы, с заниженной талией». платья, квадратные вырезы и длинные узкие рукава» (242). Елизавета Йоркская (рис. 3), жена Генриха VII, одета в красное бархатное платье с квадратным вырезом и горностаевыми рукавами. Ее платье имеет типичную для английского платья декоративную отделку, как отмечают Каннингтоны в своем «Справочнике английского костюма шестнадцатого века».№ 0213 (1954 г.): «Полосы из бархата (гарды) или другой отделки обычно окаймляли горловину, с центральной полосой от горловины до подола, которая также могла быть отделана» (57).

    Элизабет также носит английский остроконечный капюшон. Ключевой особенностью остроконечного капота была остроконечная арка (или фронтон), созданная с помощью проволоки или другого жесткого каркаса. Ее капюшон особенно богато украшен, как отмечает Джейн Эшелфорд в своем Visual History of Costume: The Sixteenth Century (1983): плечи, остальная часть капюшона отпадает» (21).

    В Италии

    В Италии женщины подпоясывали платья чуть выше естественной линии талии. Шнуровка использовалась на видном месте, чтобы прикрепить рукава к лифу платья, при этом белая сорочка была видна и иногда выпирала. На картине Бернардины Заганелли да Котиньола «Портрет дамы » (рис. 4) изображена молодая женщина в красном платье со шнуровкой на рукавах, слегка расстегнутых, чтобы обнажить ее белую сорочку внизу. Она носит тонкую сетку для волос или чепчик, а также тонкий обруч вокруг лба и впечатляющее жемчужное ожерелье с кулоном. Открытые вырезы служили очевидной демонстрацией для богатых ожерелий, а украшения стали носить больше теперь, когда отказались от платков, вуалей и высоких воротников, которые предпочитали в 15 веке.

    Портрет Рафаэля Маддалены Дони (рис. 5) включает столь же впечатляющее жемчужное ожерелье с подвеской. Ее сорочка видна вдоль низкой линии бюста и в прорезях со шнуровкой, соединяющих ее рукава с лифом. Она также носит тонкий черный обруч в волосах. Большие синие шелковые дамасские рукава отражают более широкий и мужественный силуэт, который становился модным как для мужчин, так и для женщин. Мона Лиза Леонардо да Винчи (рис. 6) одета более просто, без сложных тканей или драгоценностей, как у Маддалены Дони, хотя ее платье, кажется, украшено золотым шитьем на вырезе. Низкий вырез и более широкий силуэт похожи на рукава Дони, а ее рукава также кажутся зашнурованными на лифе, хотя они уже, чем у Дони. Она носит тонкую темную вуаль, а не обруч.

    Немецкий художник Альбрехт Дюрер посетил Венецию в 1505 году, и его портрет неизвестной венецианки (рис. 7) подтверждает эти тенденции с глубоким декольте, кружевными рукавами и тонкой сеткой (сеткой для волос).

     

    Рис. 4 — Бернардино Дзаганелли да Котиньола (итальянец, 1460-1510). Женский портрет , 1500 г. Масло, панель; 33 х 25 см. Лихтенштейн: Княжеские собрания, инв. GE935. Источник: Лихтенштейн

    Рис. 5 — Рафаэлло Санцио (итальянец, 1483-1520). Маддалена Дони , ок. 1504-1507 гг. Панель из липы, масло; 63,5 х 45 см. Флоренция: Уффици, инв. 1912 г. 61. Источник: Уффици

    Рис. 6 — Леонардо да Винчи (итальянец, 1452-1519). Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо, известной как Мона Лиза , 1503-1517. Масло на тополе; 77 х 53 см. Париж: Музей Лувра, INV. 779. Приобрел Франциск I в 1518 г. Источник: Лувр

    Рис. 7 — Альбрехт Дюрер (нем., 1471-1528). Поясной портрет молодой венецианки , 1505. Ель, масло; 32,5 × 24,2 см. Вена: Художественно-исторический музей, Картинная галерея, 6440. Источник: Художественно-исторический музей

    Рис. 8 — Лукас Кранах Старший (нем., 1472-1553). Портрет Анны Куспиниан , 1502. Масло на еловом дереве; 60,1 х 45,5 см (23,6 х 17,9 дюйма). Цюрих: Винтертур, 1925-1а. Источник: Winterthur

    В Северной Европе

    В Северной Европе женская одежда оставалась готической с итальянским влиянием, включая нижние квадратные вырезы. Даниэль Делис Хилл резюмирует немецкие тенденции в своем История мирового костюма и моды (2011):

    «Платья немецких женщин в начале шестнадцатого века отличались облегающими лифами, обычно туго зашнурованными, с заниженной линией талии. Женщинам из высшего сословия на грудь пришивали богато вышитые или украшенные вставки. Глубокие открытые вырезы обычно прикрывались гладкими прозрачными проборами или льняными сорочками. Рукава были узкие, с длинными манжетами, доходившими до костяшек пальцев». (380)

    Портрет 9 лет Лукаса Кранаха Старшего0051 Anna Cuspinian (рис. 8) отражает эти тенденции; пробел, оставленный ее чрезвычайно глубоким черным лифом, заполнен панелью с золотой цветочной вышивкой. На рисунках 9 и 10 можно увидеть другие корсажи с глубоким вырезом, заполненные как вышитыми полотнищами сорочки, так и прозрачным пробором (рис. 10) на рисунке справа. Оба запрестольных образа также свидетельствуют о том, что немецкие женщины предпочитали узкие рукава, часто с прорезями, через которые их сорочки выпирали. Анна Куспиниан носит типичный для Германии головной убор, который Миллия Дэвенпорт описывает в своих «9».0051 Книга костюма (1948 г.): «поверх украшенных драгоценными камнями колпачков у ушей вышитая марля натянута на лоб и на выпуклую шапку, посаженную далеко на затылок» (382). Немецкие женщины особенно отдавали предпочтение тяжелым золотым цепям, которые часто носили по нескольку штук (рис. 9).

    Бьянка Мария Сфорца, родившаяся в Милане, стала императрицей Священной Римской империи в 1508 году, поэтому ее портрет примерно того времени (рис. 11) отражает северные тенденции, такие как узкие рукава, зашнурованные вместе, и глубокий лиф, заполненный полосами декоративная вышивка и множество золотых цепочек.

    Рис. 9 — Лукас Кранах Старший (нем., 1472-1553). Алтарь Святой Екатерины , 1506 г. Масло на липе; 121,4 х 64 см. Дрезден: Staatliche Kunstsammlungen, Gal.-Nr. 1906 ББ. Источник: SKD

    Рис. 10 — Ганс Бальдунг Грин (нем., 1480-1545). Св. Дороти и Аполлония из алтаря св. Себастьяна , 1507. Частное собрание. Источник: Pinterest

    Рис. 11 — Бернхард Стригель (нем., 1461-1528). Бьянка Мария Сфорца (1472-1510), Кайзерин, Халбфигур , 1505/10. Масло по дереву; 76 х 43,5 см. Вена: Художественно-исторический музей, Gemäldegalerie, 4404. Источник: Художественно-исторический музей

    Во Франции

    Женщины во Франции одевались так же, как и в 15 веке, но с большим богатством материалов и украшений, а также с итальянским влиянием. В картине Жана Бурдишона «Состоятельный мужчина » (рис. 12) фигура жены одета в синее парчовое платье с низким квадратным вырезом и рукавами с горностаевой подкладкой. Это сочетается с киртлом с золотыми рукавами, золотым поясом (поясом) и французским капюшоном.

    Для дальнейшего обсуждения французской моды см. раздел «Икона моды» об Анне Бретонской ниже. Детское платье, показанное в наборе «Состоятельный мужчина» (), см. в разделе «Детская одежда».

    Рис. 12 — Жан Бурдишон (Франция, 1457-1521). Богатый человек , 15:00-10. Париж: Высшая национальная школа изящных искусств. Источник: Wikipedia. Grandes Heures d’Anne de Bretagne — f. 3r — Anne de Bretagne entre trois Saintes , 1508. Пергамент; 30 х 19 см. Париж: Bibliothèque nationale de France, Latin 9474. Источник: BNF

    Рис. 2 — Жан Бурдишон (Франция, 1457-1521). Жан Маро, Le Voyage de Gênes , 1507-08. Пергамент; 31 х 21 см. Парус: Bibliothèque nationale de France, Français 5091. Источник: BNF

    Анна Бретонская (1477–1514) была герцогиней Бретани и дважды короновалась как королева Франции. Сначала она была замужем по доверенности за Максимилианом I Австрийским, но Карл VIII Французский настоял на том, чтобы она вышла за него замуж, что она и сделала в 149 г.1. Как герцогиня, у Анны были значительные ресурсы, и для ее брака с Чарльзом она прибыла:

    «одет в платье из черного бархата и атласа стоимостью более 60 000 франков и закутан в бархатный плащ, отороченный 139 шкурами соболя… Еще более экстравагантным было свадебное платье Анны — из « drap d’or trait-enlevé» — типа узорчатой ​​золотой парчи, по 7350 франков за аршин, отделанное соболями». (Время Тюдоров)

    После безвременной смерти Чарльза в 149 г.8 года Анна была вынуждена по договору выйти замуж за его преемника, Людовика XII.

    Будучи королевой Франции, Анна была великой покровительницей искусств, заказав очень прекрасные иллюминированные рукописи, в первую очередь Grandes Heures Анны Бретонской, и, возможно, знаменитые гобелены с единорогами (Роример) из Метрополитен-музея. На иллюминации Grandes Heures изображена молящаяся Анна в окружении трех святых (рис. 1). На ней золотое шелковое дамасское платье с квадратным вырезом с небольшим подъемом по центру, а также широкая юбка и шлейф. Манжеты ее платья, кажется, отделаны соболем, а рукава юбки красные с золотой отделкой. Она носит французский капюшон, по-видимому, обрамленный бриллиантами (которые часто кажутся черными из-за их оправы в этот период), солидное золотое ожерелье, инкрустированное жемчугом и бриллиантами, и синий пояс.

    Она носит тот же капюшон и ожерелье, что и на другой иллюминированной странице рукописи (рис. 2), но теперь в паре с чем-то вроде красного бархатного платья на соболиной подкладке. Передняя часть ее юбки и рукава золотые. Треугольное отверстие ее платья, открывающее золотую юбку под ним, — это тенденция, которая станет популярной в последующие десятилетия — примечательно, что ни одна из ее фрейлин еще не переняла ее, хотя все они носят платья с квадратным вырезом. вырезы, большие отверстия рукава и меховые манжеты, как у Энн. Женщина огромного богатства, культуры и вкуса, Анна одевалась в авангарде стиля, как и подобало ее роли королевы Франции и герцогини Бретани.

    Мужская одежда

    В начале шестнадцатого века первой одеждой, которую надевал мужчина, была льняная рубашка или сорочка, которые в этот период почти всегда были на виду и собирались на часто украшенном шейном платке. Дублеты были без воротника, квадратного и низкого покроя. Рукава часто были из более тонкой ткани, чем тело, так как они были более заметны в платье. Поверх камзола надевали жакеты, часто с юбкой (часто их трудно различить на портретах). Платья, которые носили поверх дублетов/жакетов, были широкоплечими и свободными, открытыми спереди, с большим отвернутым назад воротником, который расширялся на плечах и обычно был отделан мехом. Ноги были покрыты чулками, заканчивающимися на коленях, а две ноги соединялись гульфиком; внизу носили чулки или чулки, поддерживаемые подвязками. Мужчины, как правило, были чисто выбриты, часто с короткой стрижкой. Давенпорт описывает вариации прически того периода, написав:

    «Волосы носят в виде длинного боба, часто с челкой; обычно длиной до плеч и естественным образом, но варьируется от худощавого и неопрятного до изысканно подстриженного и ухоженного, особенно в Италии». (344)

    Мягкие шляпки с загнутыми вверх полями, часто украшенные медальоном, носили часто. Туфли-утконосы, пришедшие на смену остроносым пуленам 15 века, были квадратными с закругленными углами.

    Лукас Кранах Старший. Портрет мужчины с четками 9Модель 0052 (рис. 1) отражает многие из этих трендов: от хорошо заметной тонкой белой сорочки с орнаментом на шее до низкого квадратного черного камзола/жакета с широким вырезом и свободного плечевого платья с широкими отворотами из меха, отвернутыми назад. Он чисто выбрит и имеет боб до плеч.

    Филипп Красивый, герцог Бургундский и муж Иоанны Кастильской (рис. 1 и 2 выше), демонстрирует многие из тех же тенденций, но, что неудивительно, учитывая его ранг, в гораздо более тонких тканях (рис. 2).

    Мария Хейворд описывает типы мехов, которые обычно носили (мужчины и женщины) в Богатая одежда: одежда и закон в Англии Генриха VIII (2009):

    «В начале шестнадцатого века темные и светлые меха были очень популярны вместо ярко-красных/коричневых мехов, предпочитаемых в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Темные меха включали соболя, и чем темнее мех, тем выше они ценились, поэтому пользовались спросом черный олень, черный ягненок или волнистый попугайчик и черные женетки. Их можно было использовать либо с черными платьями, чтобы указать на заниженное богатство, либо для создания сильного контраста с более светлыми тканями. Точно так же были популярны бледные меха, такие как норка, горностай, латиница (бледно-белый или серый мех снежной ласки), рысь и светлый мех на животе леопарда или либбарда, которые использовались для поразительного эффекта на темных тканях. ». (102)

    Как мы видели выше, Анна Бретонская была огромным потребителем меха соболя, как и все модные мужчины и женщины, которым разрешалось носить такие меха.

    Рис. 1 – Лукас Кранах Старший (нем., 1472–1553). Портрет мужчины с четками , ок. 1508. Дуб, масло; 47,6 х 35,2 см (18 3/4 х 13 7/8 дюйма). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 29.100.24. Коллекция Х. О. Хавемейер, завещание миссис Х. О. Хавемейер, 1929 г. Источник: Музей Метрополитен

    Рис. 2 — Фламандская школа (16 век). Филипп Красивый (1478-1506) , ок. 1500. Деревянная панель, масло; 31,7 х 21,7 см. Виндзорский замок, RCIN 403438. Источник: Royal Collection Trust

    Рис. 3 — Альбрехт Дюрер (нем., 1471-1528). Знаменосец , ок. 1500 г. Гравюра черным цветом на бумаге верже цвета слоновой кости; 11,6 х 7,1 см. Чикаго: Художественный институт Чикаго, 1938. 1461. Коллекция Кларенса Бэкингема. Источник: AIC

    Рис. 4 – Альбрехт Дюрер (нем., 1471 – 1528). Пайпер и барабанщик , ок. 1503 – 1504. Липа; 94 х 51 см. Кельн: Музей Вальрафа-Рихарца и Фонд Корбуда, WRM 0369. Собрание Фердинанда Франца Вальрафа. Источник: The Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud

    Рис. 5 — Лукас Кранах Старший (нем., 1472-1553). Dr Johannes Cuspinian , 1502. Масло на сосне; 60 х 45 см (23,6 х 17,7 дюйма). Цюрих: Винтертур, 1925-1b. Источник: Винтертур

    В Северной Европе

    В Северной Европе, как и везде, это был переходный период, в котором продолжались стили поздней готики с некоторыми заимствованиями итальянских элементов. Влияние итальянского стиля высокого ренессанса наиболее заметно в вырезах мужских дублетов и жакетов, которые стали ниже и стали открывать больше рубашки, как мы видели выше. Как объясняет Хилл: «Высокие воротники готического стиля были упразднены в пользу открытых, квадратных и овальных линий, которые появились в Италии в конце 1400-х годов» (373).

    Разноцветные чулки, которые все еще носили, вышли из моды в первом десятилетии 16 века. Остроносые пулены начали заменяться туфлями с широким носком в конце 15 века и стали доминирующим стилем в начале 16 века. Порезы, преднамеренное разрезание ткани для декоративного эффекта и розовение (более регулярная, уменьшенная версия порезов) были довольно распространены.

    Гравюра Дюрера, изображающая знаменосца (рис. 3), сражающегося за Максимилиана I, императора Священной Римской империи, показывает типичный северный силуэт и стилистические элементы; его дублет окрашен в розовый цвет на животе, а рукава его куртки застеклены (обычные полоски ткани оставлены открытыми, чтобы обнажить ткань внизу). Его гульфик, соединяющий две штанины его чулок, выделяется, и он носит туфли в стиле утконоса. На картине Дюрера, сделанной несколькими годами позже (рис. 4), снова изображен короткий камзол, на этот раз с юбкой, с небольшой окантовкой на плече; его безрукавка зеленого цвета с фестончатой ​​окантовкой на рукавах и накладной орнаментальной тесьмой (passementerie).

    Иоганнес Куспиниан, муж Анны (рис. 8 выше), носит огромное платье с меховой отделкой и мягкую красную шляпу с вздернутыми зазубренными полями (рис. 5), обычно встречающуюся в Германии.

    Рис. 6 — Джорджоне (итал., 1470-е-1510 гг.). Моисей проходит испытание огнем, деталь , ок. 1505. Масло на доске; 72 х 89 см. Флоренция: Уффици. Источник: Google Arts & Culture

    Рис. 7 — Джорджоне (итальянец, 1470–1510 гг.). Двойной портрет , 1502. Холст, масло; 80 х 67,5 см. Рим: Национальный музей замка Сант-Анджело. Источник: Википедия

    Рис. 8 — Рафаэлло Санцио (итальянец, 1483-1520). Аньоло Дони , ок. 1504-1507 гг. Панель из липы, масло; 63,5 х 45 см. Флоренция: Уффици, инв. 1912 г. 61. Источник: Уффици

    Рис. 9 — Бернардино де’Конти (итальянец, документально 1494-1522 гг.). Портрет Кателлано Тривульцио , 1505. Панель, темпера, масло; 74 х 56,5 см (29 1/8 х 22 1/4 дюйма). Бруклинский музей, 21.141. Завещание А. Августа Хили. Источник: Бруклинский музей

    В Италии

    Хилл описывает итальянскую моду в начале 16-го века:

    «Рукава стали объемными, а пройма спустилась с естественной линии плеч, подчеркнув длинную шею и длинные каскадные волосы. По военной моде дублеты обычно обрезали по талии, к которой прикреплялись чулки». (354)

    Рубка (северный тренд) постепенно перенимается и итальянцами. Это растущее иностранное влияние на одежду побудило Венецию в 1504 году запретить одежду «по немецкой моде» (Boucher 222).

    Моисей, проходящий испытание огнем (рис. 6) Джорджоне примерно 1505 года иллюстрирует многие из этих тенденций. Мужские чулки декоративно разрезаны, чтобы показать контрастную ткань под чулками, подвязки держат мужчину в розовых чулках, а гульфикы видны, хотя только начинают украшаться. На «Двойном портрете» Джорджоне (рис. 7) изображен уже знакомый низкий камзол квадратного покроя и открытая рубашка; его камзол украшен золотой каймой, а два золотых наконечника свисают с его шляпы. На портрете подчеркивается его длинная шея, о чем Хилл говорил выше. Аньоло Дони, муж Маддалены (рис. 5 выше), имеет объемные рукава, типичные для того периода (рис. 8), хотя видна лишь часть его воротника рубашки. Кателлано Тривульцио хочет, чтобы мы не упустили ни одной детали его собственной рубашки, искусно расшитой золотыми нитями (рис. 9).).

    Во Франции

    Шарль д’Амбуаз, французский губернатор Милана (рис. 10) похож на других дворян, которых мы видели до сих пор, с добавлением медальона на его черной шляпе, а также воротника Орден Святого Михаила. Его платье с золотыми парчовыми рукавами, обширными меховыми отворотами и украшенной драгоценными камнями отделкой выглядит особенно изысканно.

    Фрески в Иссонье ок. 1502 г. (рис. 11-12) показывают сильное итальянское влияние на французскую моду и взгляд на неэлитную одежду того времени.

    Особый интерес представляет рыночная сцена (рис. 11), где мужчины носят шляпы в итальянском стиле с обрезанными и зашнурованными полями. Их дублеты имеют свободные, полные рукава, которые носят с плиссированными юбками. Разноцветный шланг продолжает носиться. Фреска мастерской портного (рис. 12) содержит еще более сложные разноцветные чулки, как на мужчинах, так и висящие в задней части магазина, где видны чулки с прикрепленными гульфиками. Обилие пестрых красок имеет смысл, учитывая более раннюю дату появления фресок и, возможно, тенденцию тенденций дольше жить в неэлитных кругах. Их куртки или дублеты в вертикальную полоску имеют квадратную открытую шею, типичную для начала 16 века.

    Рис. 10 — Андреа Соларио (итальянец, 1460 -1524). Портрет Шарля д’Амбуаза , 1507. Холст, масло; 52 х 75 см (29,5 х 20,5 дюйма). Париж: Лувр, INV 674. Источник: Лувр,

    Рис. 11 — Художник неизвестен (итальянец). Подставки для фруктов и овощей, фрески в Кастелло Чаллан, Иссонь , 1489-1502 гг. Фреска. Валле д’Аоста: Замок Иссонь. Источник: Интернет-галерея искусств

    Рис. 12 — Художник неизвестен (итальянец). Магазин портных и тканей, фрески в Castello Challant, Issogne , 1489-1502. Фреска. Валле д’Аоста: Замок Иссонь. Источник: Веб-галерея искусств

    Рис. 13 – Британская школа (16 век). Артур, принц Уэльский (1486-1502) , ок. 1500. Масло на доске; 38,8 х 27,9 см. Дворец Хэмптон-Корт, RCIN 403444. Источник: Royal Collection Trust

    В Англии

    При Генрихе VII в Англии мужчины носили: «очень короткие дублеты, рубашки с открытым воротом, узкие, часто пестрые чулки» ( Boucher 242) — мало чем отличается от только что описанной моды на французские фрески.

    В плане элитной моды многое такое же, как и везде; Артур, принц Уэльский (рис. 13), изображен в камзоле с декольте, расшитой золотом тесьме рубашки, платье с меховой отворотом и большим воротником-накидкой, а также в красной шляпе с прорезными полями и медальоном св. Иоанна Крестителя. . Он носит воротник из красных и белых роз Тюдоров, что означает объединение семей Йорков (красная роза) и Ланкастеров (белая роза) его отцом, Генрихом VII, который женился на Елизавете Йоркской (рис. 3 выше) и положил конец войне. Роз (1455-1487).

    ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА

    В начале 16 века младенцев пеленали, а малышей одевали в простые льняные рубахи или сорочки. Жан Хей дает представление о том, как это выглядело среди элиты, в своем чуть более раннем портрете дофина Шарля-Орлана (рис. 1). Из практических соображений мальчиков и девочек одевали в платья в возрасте от 2 до 5 или 6 лет, когда они начали носить миниатюрные версии одежды для взрослых. В алтаре Святой Анны Квентина Массейса (рис. 2) мы можем видеть детей на обоих этапах; самый младший ребенок в зеленом платье с нагрудником в виде распятия, а мальчики постарше — в простой версии взрослой одежды. Портрет Кранаха Иоганн Фридрих Великодушный (рис. 3) одет, однако, вовсе не просто; его дублет/куртка имеет искусно обшитые рукава, перетянутые красными и белыми лентами, которые также украшают преднамеренно прорезанную часть туловища одежды. Он носит тяжелую золотую цепь, как это было модно в Германии, а его мягкая шляпа украшена медальонами и множеством перьев.

    На рисунках 9 и 12 в разделе женской одежды выше показаны дети в уменьшенных версиях современной одежды для взрослых. Кранах (рис. 9) показывает мальчика с характерными пышными рукавами германцев и в красном бархатном платье. Бурдишон (рис. 12) изображает молодую девочку, одетую так же, как и ее мать, даже с горностаевой подкладкой ее платья, в то время как младший ребенок носит камзол с юбкой и красные чулки, но без платья.

    Рис. 1 – Жан Хей (нидерландец, работал в 1475-1505 гг.). Дофин Шарль-Орлан (1492-1495) , 1494. Масло на доске; 39 х 33 см (15,3 х 12,9 дюйма). Париж: Лувр, РФ, 1942-28. Источник: Википедия

    Рис. 2 — Квентин Массейс (фламандец, 1466-1530). Алтарь Святой Анны, деталь , 1507-08. Масло по дереву; 224,4 х 219 см. Брюссель: Королевские музеи изящных искусств. Источник: Веб-галерея искусств

    Рис. 3 — Лукас Кранах Старший (нем., 1472-1553). Портрет Иоганна Фридриха Великодушного , 1509. Дерево, масло; 42 х 31,2 см. Лондон: Национальная галерея, NG6539. Источник: Национальная галерея

    Ссылки:
    • «Анна Бретонская». Тюдоровские времена. По состоянию на 6 июня 2019 г.. http://tudortimes.co.uk/people/anne-of-brittany-life-story/queen-of-france.

    Похожие записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *