Белорусская рубаха – Белорусский костюм национальный (67 фото): народный, женский, для девочки

Содержание

Белорусские национальные костюмы женские и мужские: описание, история :: SYL.ru

Белорусский национальный костюм – это комплект одежды, обуви и аксессуаров, который на протяжении многих веков использовался как в повседневном, так и в праздничном обиходе. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляют белорусские национальные костюмы и чем они примечательны.

Общая характеристика

Несложно догадаться, что белорусский народный костюм имеет общие корни с украинским и российским. Он формировался на основе слияния русских, украинских, польских и литовских традиций. Тем не менее белорусская национальная одежда отличается самобытностью. Она вобрала в себя некоторые черты интернационального городского костюма, что позволило ей хорошо вписаться в общеевропейский контекст.

Самобытность белорусской национальной одежды обуславливается ее композиционной завершенностью, виртуозной проработкой деталей, а также сочетанием практичности с декоративностью. Художественный образ одежды в обязательном порядке усложнялся орнаментом. Его наносили на рукава, ворот, фартук и головной убор. Одной из отличительных характеристик белорусского костюма является богатство техник оформления: вышивка, кружево, узорное ткачество и аппликация.

Так как белорусские национальные наряды всегда считались этноопределяющим признаком, они имели некоторые особенности в каждом регионе страны. На Западном Полесье одежда отличалась архаичностью и чистотой линий, на Восточном – живописностью, в Центральной части страны – гармонией и уравновешенностью, в Наддвиньи – торжественностью, в Понемонье – динамичностью силуэта и, наконец, в Поднепровье – необычайным разнообразием декора.

История белорусского национального костюма

Впервые белорусская одежда стала фигурировать в документах в XVI веке. Некоторые ее предметы и головные уборы перечислялись в Статуте Литовском 1588 года. Есть предположение, что именно одежда определила название белорусского народа. Дело в том, что до XIX века главным признаком белорусского костюма был белый цвет. Это не могли упустить из вида многие исследователи и путешественники. По словам этнографа П.В. Шейна, в Беларуси стоит сплошная белая стена в местах скопления людей.

Изначально, все материалы для изготовления одежды и обуви были натуральными. Основным сырьем для тканей служили: шерсть, конопля, крапива и лен. Последний материал и вовсе был универсальным: из него делали буквально все, начиная с грубой мешковины и заканчивая тонкими белоснежными рубахами. Для вельмож в Беларусь привозили шелковые, набивные, а также узорчатые ткани с Запада и Востока. Крестьяне обходились тканью собственного производства. Они виртуозно ткали ее самыми различными способами.

С окрашиванием также проблем не было. Краску делали из таких природных материалов, как кора и почки деревьев, цветы, корни растений, а также травы и ягоды. Примечательно, что в разных регионах способы окраски могли отличаться. Уже тогда умельцам удавалось покрасить ткань в довольно широкий спектр цветов: синий, малиновый, фиолетовый, желтый, а также различные оттенки. Привозные краски также использовали. Главным образом это были экстракты из бразильского дерева, сандала и индиго.

К началу XX века облик белоруской национальной одежды устоялся, и стали проявляться ее ярко выраженные особенности. Одной из главных характеристик стала устойчивость традиций. Вбирая в себя непрерывно возникающие веяния, белорусская одежда на протяжении огромного отрезка времени сохраняла неизменным свой крой, форму и отдельные атрибуты, корни которых лежат в далеком прошлом. Технологии производства тканей также сохранились. При этом белорусские национальные костюмы многовариантны как в образном, так и композиционном проявлении.

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Мужские головные уборы

Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.

Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.

Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.

Мужская обувь

Белорусский национальный костюм, описание которого мы сегодня рассматриваем, был бы не таким самобытным без обуви. Археологические находки свидетельствуют о том, что сапожное ремесло на территории Беларуси начало развиваться в XI веке. Изначально наиболее распространенной обувью были лапти, которые плели из лыка, пеньки или лозовой коры. Для придания подошве прочности ее дополнительно подплетали теми же материалами или обшивали кожей. Простейшие лапти назывались щербаками. Они были легкими, неглубокими, не имели головок и запяток. На территории Полесья были распространены так называемые «зрячие лапти», у которых был открытый верх. Они надевались на онучи и крепились к ноге лыковыми, пеньковыми или ременными оборами.

Первой кожаной обувью были постолы. Они сшивались из куска сыромятной кожи и по форме напоминали лапти. Верхняя часть постолов стягивалась бечевкой, лыком или ремешком. В северо-западной части Беларуси изредка носили деревянную обувь. Зимой носили валенки, которые подшивались войлоком или кожей.

В двадцатом веке в обиход вошли парусиновые туфли и бурки. Богатые крестьяне могли себе позволить и кожаную обувь. Если человек выходил на улицу без головного убора и пояса, он мог стать посмешищем. А ходить по деревне босиком считалось вполне нормальным.

Женская одежда

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:

  1. Юбка и фартук.
  2. Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
  3. Юбка и лиф-корсет.
  4. Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.

Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками. Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой. Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.

Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.

Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.

Женский головной убор

Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.

Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.

Женская обувь

По большому счету женская обувь мало отличалась от мужской. Крестьянские женщины носили, как правило, лапти и постолы. Башмаки (черевики) и сапоги надевались в знаменательные дни или в обычные в богатых семьях. Обувь делали специальные мастера или талантливые мужья.

Городская одежда

Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.

Городская обувь

Уже в XVIII веке в городах носили кожаную обувь, которая очень напоминает современную. В теплое время года надевали туфли, которые часто были вышитыми и ажурными, а в холодное – полуботинки или сапоги.

Оформление

Обычно белорусские национальные костюмы выполнялись в светлых тонах. Они украшались чаще всего красным орнаментом, который придавал образу завершенность. Изначально в орнаменте преобладали геометрические узоры, а позже стали применятся также растительные или сочетание обоих видов.

Орнамент всегда присутствовал на рукавах, воротах, фартуках и головных уборах. Изготавливая костюм, мастера использовали вышивку, кружево и аппликацию. Ткачество было таких видов: выборное, бранное, закладное, перевыборное, ремизное, узорное и переборное. Вот таким был белорусский национальный костюм. Детский вариант одежды, кстати говоря, практически не отличался от взрослого.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют белорусские национальные костюмы. Такие наряды имеют схожие черты с одеждой других славянских народов, а также особенности, которые делают их самобытными и неповторимыми. Повседневная одежда крестьян является наиболее консервативной, поэтому именно в ней можно рассмотреть вековые традиции белорусов.

www.syl.ru

Белорусская одежда, чем отличается и из каких тканей шьется

Качество продовольственных товаров из Беларуси оценили многие жители бывшего СНГ. Однако страна славится не только вкусными сырами, но и отменными текстильными, трикотажными изделиями. В последние десятилетия белорусская одежда составляет достойную альтернативу европейским модным брендам.

История костюма

Одежда – это отражение культуры и традиций страны. Особенностью белорусской одежды является тщательно выделанный орнамент. В прежние времена им украшали рукава, воротнички, фартуки, головные уборы. Основная цветовая гамма – белый и красный:

  • Белый – ассоциируется с чистотой, светом, искренностью, открытостью;
  • Красный – символизирует солнце, страсть, жизнь. Слияние этих цветов приносит счастье, благополучие, успех во всех жизненных начинаниях.

Создавали белорусскую национальную одежду исключительно из натуральных тканей: конопли, шерсти и, конечно же, льна. Из него шили как грубые мешки, так и тончайшие белоснежные сорочки. И если вельможам была доступна заграничная одежда, то крестьяне были вынуждены ткать полотна самостоятельно. Они научились искусству сложного плетения. Окрашивали ткани природными материалами: корой, почками деревьев, ягодами, травами. В каждом регионе имелись свои традиции крашения полотен.

Национальная одежда белорусов отличалась устойчивостью традиций. Несмотря на то, что она вбирала в себя веяние моды различных времен, многие элементы сохраняли архаичные черты, например, самобытный орнамент, полосатый декор.

Белорусская народная одежда для женщин – это белая длинная льняная рубашка, юбка в пол, фартук, иногда костюм дополняли безрукавкой, поясом. Каждая девушка перед замужеством занималась вышиванием одежды для себя, семьи будущего мужа, так она демонстрировала свое мастерство, умение быть рачительной хозяйкой.

Самое строгое одеяние в Беларуси носили перед рождением первенца. В праздники облачались в гарсеты – нарядные безрукавки или жилетки. Гарсеты являлись самой яркой частью костюма, их богато украшали вышивкой, позументом, кружевом, воланами.

Отдельного внимания заслуживает белорусский лен. Традиционно из него шили скатерти, постельное и нижнее белье, одежду, шторы, коврики, рушники. Их украшали вышивкой, а узоры на рушниках имели сакральный смысл. Благодаря мастерству рукодельниц изделия из льна превращались в настоящие произведения искусства. Их бережно хранили, передавали из поколения в поколение.

Особенности современных изделий 

Производство любой одежды начинается с проектирования. Ведущие предприятия Белоруссии имеют своих дизайнеров, а одежда изготавливается небольшими партиями. К каждому сезону создаются новые модели с учетом современных тенденций. Одежда из Беларуси имеет множество преимуществ. Перечислим основные из них:

  • Износостойкость – джемпер или платье прослужат долгие годы, не теряя первоначальной формы и цвета после многих стирок;
  • Натуральные ткани – лен, шерсть, хлопок, иногда к ним добавляется небольшой процент синтетических волокон, чтобы изделие не потеряло привлекательного внешнего вида;
  • Приемлемая цена;
  • Одежда белорусских дизайнеров учитывает тип фигуры именно славянских женщин, благодаря этому обеспечивается идеальная посадка;
  • Высокое качество пошива;
  • Следование тенденциям мировой моды;
  • Большой ассортимент товаров для разных времен года;
  • Широкая размерная линейка.

Люди с плотным телосложением сталкиваются с трудностями при выборе одежды. Те товары, которые продаются в магазинах, имеют либо малые размеры, либо непривлекательный старомодный вид. Белорусские дизайнеры постарались сделать так, чтобы полная женщина выглядела стильно и современно в любое время года. Отдельно стоит упомянуть про знаменитый своим качеством трикотаж, который выпускается вплоть до 70 размера. Молодая девушка и зрелая женщина могут подобрать себе наряд для работы, торжественного случая, прогулок, отдыха, спорта. Это платья, сарафаны, блузы, верхняя одежда, спортивные костюмы, пуловеры, брюки, шорты.

Дизайнерские модели великолепно сидят на славянской фигуре, а их декор отличается оригинальностью. Стилистические решения нередко включают комбинацию нескольких материалов, использование различной цветовой гаммы и неожиданной фурнитуры.

Фурнитура и аксессуары

Белорусская дизайнерская одежда украшена, как правило, европейской фурнитурой. Это создает впечатление дороговизны наряда, его сложно отличить от продукции ведущих модных брендов. Пластиковые и металлические пуговицы, молнии, пряжки, крючки традиционно используются для скрепления деталей и в качестве застежек. Сегодня тщательно выделанные аксессуары выполняют декоративную функцию. С их помощью создается законченный образ.

В качестве украшений особой популярностью пользуются броши. Это раньше такой аксессуар носили пожилые женщины, тоскующие о моде прошедших лет. Сегодня броши используют передовые модницы, их носят на груди, бретелях, поясах, головных уборах, шарфах. Прелестным украшением для платьев и нарядных костюмов станут броши из ткани – атласа, бархата, кружева. Их декорируют бисером, бусинами, камнями. На трикотажных изделиях можно встретить кожаные, вязаные, шерстяные броши, отделанные камнями, пуговицами.

Сегодня даже говорят о белорусском стиле одежды, который перекликается с этно и бохо. В давние времена мастерицы страны применяли ручные способы декорирования – вышивку, отделку лентами, тесьмой, позументом. Дизайнеры постарались сохранить традиции, поэтому используют эти элементы в одежде. Основной цвет белорусского стиля – это белый. Яркие сочные цвета – красный, синий, зеленый особенно выигрышно смотрятся на светлом фоне и напоминают оттенки полей и лесов Беларуси.

Особенность белорусского стиля – использование натуральных материалов (хлопка, льна, батиста). Причем в фактуре ткани должно прослеживаться четкое плетение. Одежда имеет свободный крой, не стесняющий движений, плавные линии.

Обзор лучших производителей

Мнение о том, что качественная одежда выпускается исключительно за рубежом, давно устарело. Белорусские бренды давно покорили мировой модный Олимп. Рассмотрим самые известные марки одежды.

Burvin

Дизайнеры Burvin отвергают однотипность фасонов. К каждому сезону они радуют поклонников новой коллекцией с колоритными расцветками, неординарными решениями. Они умело сочетают разные стили, например, ретро и модерн. Акцент делается на отличную посадку, качество изделия. Марку выбирают женщины, которые не думают о мнении окружающих, а наслаждаются собственным обликом. Модная одежда из Белоруссии марки Burvin воплощает лучшие женские черты: романтичность, кокетливость, элегантность. Обновление коллекций происходит трижды в год.

Lakbi

Неискушенному потребителю бывает сложно определить, откуда родом эти модели, их частенько путают с французскими дизайнерскими изделиями. Брендовая одежда от Lakbi – это шик, эпатаж, сексуальность, оригинальность решений, стиль и качество. Это касается любой модели, как платья, так и строгого офисного наряда. Обновление моделей происходит 4 раза в год. Новогодняя коллекция Lakbi представлена яркими красками, смелым сочетанием цветов, шикарными тканями в сочетании с минималистическим кроем.

Nelva

Торговая марка существует на рынке более 19 лет. Специализируется на классических нарядах. Женщины смогут найти подходящий костюм для работы и торжественного случая. Основная миссия марки Nelva – создание одежды для успешной леди. Впечатляющее качество изделий, многогранность облика, самореализация – основные идеи торгового дома. Nelva представляет 200 новинок белорусской одежды каждый сезон. Бренд имеет более 100 магазинов, в том числе и в России.

Devita

Торговая марка специализируется в 2-х направлениях:

  • Спортивная одежда;
  • Элегантные деловые наряды.

Devita выпускает наряды для женщин любой комплекции, стройных и полных дам. Для пошива используется текстиль от зарубежных производителей.

Panda

Компания выпускает женскую одежду с 2000 года, при этом использует качественные ткани из Индонезии, Польши, Турции и от местных производителей. Это традиционная одежда, отличающаяся особой элегантностью и идеальной посадкой. Многие родители оценили удобство и приемлемые цены белорусской одежды для детей бренда Panda Kids. Кроме повседневных и нарядных моделей, торговая марка занимается выпуском школьной формы. Panda также предлагает трикотажные изделия, рассчитанные на фигуру любой комплекции.

Ачоса

Производство нарядов компанией «Ачоса» налажено с 1997 года. Философия бренда – творческий подход, выверенная технология. Одежда предназначена для уверенных женщин, которые ценят лаконичность, благородство, ведут активную жизнь. Здесь вы не найдете неразумной экстравагантности, нелепых деталей. Одежда покроена безупречно, скрывает некоторые недостатки фигуры. Коллекции на лето-весну, осень-зиму составляются дважды в год.

Многие фирмы, помимо детской и женской одежды, занимаются разработкой моделей для мужчин. Перечислим наиболее известные бренды.

Westerly

Мужская одежда из Беларуси от Westerly выпускается в стиле casual, сочетает в себе модные веяния и практичность. Компания предлагает текстильные, трикотажные и вязаные модели преимущественно из натуральных тканей. Комфорт, стиль, функциональность – основные направления марки. Модели производятся небольшими партиями, регулярно обновляются.

T&A

Молодое предприятие, специализирующееся на выпуске трикотажа для мужчин. В ассортименте – свитшоты, толстовки, поло. Дизайнеры T&A креативно подходят к созданию моделей, стараются внести изюминку в каждую из них.

Полесье

Предприятие занимается выпуском трикотажных изделий, в том числе и для мужчин. Марка Polesie получила признание благодаря умеренной ценовой политике и актуальным модным тенденциям. Выпускает джемперы, свитера, жилеты, выполненные из собственного сырья.

Lubawa

Качественные экологически безопасные материалы, отменная европейская фурнитура, интересные детали сделали популярность бренду. Это еще и производители детской одежды, в каталоге можно найти модели для ребят любого возраста.

Хорошие родители желают дать своему ребенку самое лучшее, красивое и качественное. Детская одежда из Беларуси знаменита еще гипоаллергенными свойствами, поскольку шьется из натуральных материалов. Платья, джемперы, футболки, штаны имеют высокую гигроскопичность, износостойкость, прекрасно впитывают влагу, не нуждаются в сложном уходе. Самым известным производителем считается торговый дом «Маруся», его фирменный знак – веселая лошадка. Под маркой выпускается одежда для новорожденных, дошкольников и школьников. Модели создаются совместными усилиями итальянских и белорусских дизайнеров.
BurvinLakbiNelvaDevitaPandaАчосаWesterlyT&AПолесьеLubawaМаруся

Видео

Фото

odezhda.guru

Костюм белорусской шляхты – картины и история

Шляхта – так называлось привилегированное сословие на территории Речи Посполитой. Речь Посполитая – это государство, существовавшее с XVI по XVIII века и объединившее Королевство Польское и Великое княжество Литовское. В состав Речи Посполитой входили и территории современной Беларуси.костюм белорусской шляхты
Януш Радзивилл (1612— 1655)
Гетман Великого княжества Литовского
Портрет около 1654 года

Шляхту можно называть аристократами Речи Посполитой, а также в какой-то мере сравнивать с русским дворянством. Однако, в отличие от дворян Российской Империи, у шляхты были гораздо более широкие права. Так, именно шляхта на территории Речи Посполитой избирала короля. При этом само шляхетское сословие было весьма многочисленным и разнообразным. Среди шляхты встречались и весьма небогатые люди, которые, как и крестьяне, сами работали на земле. Но, все же, в отличие от крестьян, они были свободными людьми – имели шляхетские вольности.

Так как шляхта была многочисленна, сегодня многие белорусы, если начнут изучать свою родословную, смогут найти среди своих предков и представителей шляхетского сословия.

Барбара Радзивилл
Барбара Радзивилл (1520—1555)

Богатые и влиятельные представители шляхетского сословия назывались магнатами. К примеру, князья Радзивиллы, чей родовой замок находился в Несвиже (город в Минской области Беларуси).

Исторический костюм белорусской шляхты
Людвика Каролина Радзивилл (1667 — 1695)
Гравюра

Одежда шляхты по европейской моде

Костюм белорусской шляхты в XVI-XVIII веках ничем не отличался от одежды европейских аристократов. Так, в XVI веке в Европе было Возрождение и, соответственно, представители и представительницы шляхетского сословия носили одежду по моде своего времени. Это могли быть как костюмы в стиле итальянского Возрождения, так и костюмы по немецкой моде — в стиле Северного Возрождения.
Бона Сфорца
Гравюра

В XVI веке польской королевой являлась итальянка Бона Сфорца. Именно ей и приписывается введение итальянской моды при королевском дворе Речи Посполитой.


Бюст Барбары Радзивилл XVI века

Бона Сфорца славилась своей красотой, а также любовью к ядам. Именно с именем Боны Сфорцы связана история с отравлением Барбары Радзивилл. Сын королевы Боны Сигизмунд Август влюбился в представительницу магнатского рода Радзивиллов Барбару. Его мать, королева Бона Сфорца, была против их брака. Возможно, из-за того, что опасалась усиления влияния князей Радзивиллов на своего сына. В итоге после свадьбы Барбара Радзивилл умерла от странной болезни. Скорее всего, она была отравлена. Сигизмунд Август до последнего оставался со своей возлюбленной. А после смерти Барбары Радзивилл его отношения с матерью были весьма напряженными.


Отравление королевы Боны
Художник Ян Матейко, картина 1859 года

Бона Сфорца в итоге вернулась в Италию, где и умерла. Существует версия, что умерла королева Бона не своей смертью. Ее отравил ее собственный врач Папагоди, которого некоторые историки считают агентом могущественного королевского рода Габсбургов.


Катажина из Потоцких и Мария Лупу, дочь молдавского господаря Василия Лупу. Первая и вторая (с 1645) жёны Януша Радзивилла (1612-1655)
Художник Иоганн Шрётер
Одеты по моде стиля барокко

В XVII веке в Европе господствует очередной стиль – барокко. И белорусская шляхта также носит костюм в данном стиле. При этом как по испанской, так, чуть позже, и по французской моде. В XVIII веке приходит время стиля рококо.


Януш Радзвилл (1612-1655)
Портрет 1630-ых гг.
Одет по моде стиля барокко

Альбрехт Станислав Радзивилл
Портрет 1640 года
Одет по моде стиля барокко

Однако костюм белорусской шляхты имел и свой местный колорит. Проявились местные особенности лишь в мужском костюме. Так, белорусский шляхтич XVI-XVIII веков мог одеться как по европейской моде, так и в шляхетский костюм.

Исторический костюм белорусской шляхты
Портрет Гризельды Сапеги. 1630-е годы
Одета по испанской моде начала XVII века
Жена Яна Станислава Сапеги –
представителя влиятельного магнатского рода Сапег
Руины дворца Сапег можно увидеть
в белорусском поселке Ружаны (Брестская область)

Жупан

В XVI веке представители шляхты, а также горожане поверх нижней рубахи могли носить жупан – одежда из сукна или шелка, расширяющаяся вниз от линии талии. Застегивался жупан на пуговицы или же крючки. Чаще всего носили жупаны красного, желтого и голубого цветов. Зимой могли носить жупан на меховой подкладке. До XVII века жупан подпоясывался.
Портрет Яна Станислава Сапеги (1589-1635)
Одет в жупан и делию

C XVII века поверх жупана начинают носить кунтуш и пояс перемещается на кунтуш.


Портрет Януша Вишневецкого. XVII век

Кунтуш

Кунтуш – это одежда, которая пришла на территорию Речи Посполитой из Венгрии. Возможно, во второй половине XVI века, в те времена, когда на польском престоле находился король родом из Венгрии — Стефан Баторий.

Венгры же в свою очередь позаимствовали кунтуш у турок. Однако те кунтуши, которые носили в XVII-XVIII веках на территории Речи Посполитой, по своему крою отличались от турецких.

Кунтуш с поясом
Кунтуш с поясом

Кунтуш в Речи Посполитой обязательно носили поверх жупана и подпоясывали. Застегивался кунтуш на талии на пуговицы или же крючки. Длинные откидные рукава кунтуша делались разрезными до плеча. Такие рукава могли носить закинутыми за плечи. Иногда кунтуш надевали только на один рукав. Шили кунтуши из сукна, шелка, бархата.

Делия

Еще одним видом одежды, которую носила белорусская шляхта, была делия. Делию чаще всего носили с жупаном в XVI-XVII веках. Делия – это своеобразный плащ, который набрасывался на плечи. Делия была одеждой, которую носили магнаты и король на парадных выездах, посольских приемах, во время заседания сейма. То есть делия – это парадная одежда, отражающая статус того человека, который ее носил. Делия также могла украшаться широким меховым воротником.Кунтуш с поясом
Кунтуш с поясом

Обязательным элементом костюма белорусской шляхты, да и шляхты Речи Посполитой в целом, являлся пояс. Самые известные пояса того времени – слуцкие.

Слуцкие пояса

Производство поясов началось в 1750-е годы на мануфактуре, основанной в белорусском городе Слуцк. Отсюда и название – слуцкие пояса. Мануфактура принадлежала князьям Радзивиллам, а основателем мануфактуры считается князь Михаил Казимир Радзивилл. Слуцкий пояс
Слуцкий пояс
Слуцкий пояс XVIII века

Изначально пояса на территорию Речи Посполитой привозились из стран Востока, в том числе из Персии (современный Иран). Поэтому мануфактуры по производству поясов также стали называть «персиарнями». Помимо Слуцка мануфактуры были открыты и в некоторых других городах.

Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, серебряных и золотых нитей. В их рисунке сочетались восточные узоры с местными мотивами. К примеру, на слуцких поясах могли вышивать цветок василька. Ширина поясов была 30-50 см, а длина от 2 до 4,5 метров. Пояса были двухсторонними, то есть с двух сторон лицевыми. Таким образом, слуцкие пояса можно было носить на любую сторону. Концы поясов иногда обшивались бахромой.

костюм белорусской шляхты
Портрет короля Речи Посполитой Августа III (1696-1763)
Кунтуш с откидными рукавами и поясом

Мануфактура в Слуцке просуществовала до 1848 года, то есть до первой половины XIX века. В XIX веке белорусские земли уже входили в состав Российской Империи. В этот период пояса вышли из моды. В прошлом остался и шляхетский костюм, а также и само шляхетское сословие.

костюм белорусской шляхты
Станислав Август Понятовский (1732 — 1789)
Последний король Речи Посполитой

В Российской Империи не могло быть так много дворян, как было шляхты в Речи Посполитой. Присоединив белорусские земли, Екатерина II начала так называемый процесс разбора шляхты. Самые бедные представители шляхетского сословия были приравнены к крестьянам и лишены своих вольностей. Что касается магнатов, то за ними все их права и владения были сохранены.

mylitta.ru

Одежда белорусов

Для традиционной белорусской одежды было характерно относительное единство как всего комплекса народного костюма, так и основных его частей на всей территории расселения белорусов. Некоторые областные особенности проявлялись преимущественно в характере украшения одежды, в ее расцветке и покрое. Ь отдельных элементах одежды сказывались связи с соседними народами.

В конце XIX — начале XX в. основные части мужского традиционного костюма белорусского крестьянина составляли белая полотняная сорочка (рубаха, кашуля), полотняные штаны (нагавщы) и пояс. Наиболее древним покроем рубахи был туникообразный, но такая рубаха у белорусов в конце XIX в. встречалась лишь изредка. Мужская рубаха доходила почти до колен, старики носили иногда длинные рубахи и нижеколен. Характерной!особенностью белорусской мужской рубахи являлся прямой грудной разрез. Этим она отличалась от более поздней по времени появления русской косоворотки, у которой разрез был на левой стороне груди. У выходной, праздничной рубахи, сшитой из более тонкого, отбеленного полотна, вдоль грудного разреза, прикрывая его, шла широкая полоса, отделанная вышивкой (машшка, грудзта).

Вышивкой или тканым узором в нарядной мужской рубахе покрывались также подол, манжеты и воротник, обычно отложной или стоячий. В юго-восточных районах Белоруссии узорной полоской иногда украшались также плечи вдоль линии вшивания рукавов. Во время работы крестьяне носили рубахи без всяких украшений.

Такой же, как того требовал обычай, была и рубаха, приготовленная «на смерть».

У ворота рубаха застегивалась на одну пуговку (деревянную или металлическую), иногда завязывалась двумя пришитыми тесемками или красным шнурочком (жычкай), продетым через петельки. В отличие от украинцев, носивших рубахи заправленными в штаны, белорусские мужчины, как и русские, носили рубахи поверх штанов. Рубаха подвязывалась цветным шерстяным поясом разной ширины. Пояс являлся обязательной частью традиционного мужского костюма белоруса. Завязывался пояс таким образом, чтобы, обвив талию несколько раз, концы его свисали вместе спереди или врозь на боку, чаще на левом. Иногда пояс заменял сыромятный ремень (дзяга) или просто шнурок (матузок).

Поясную мужскую одежду составляли штаны (порты, портт, нага- вщы, майтт), обычно узкие. Холщовые штаны носили летом; шились они как из белой, некрашеной ткани, так и из цветной, чаще полосатой, темных тонов. Зимой поверх полотняных обычно надевались суконные или полусуконные штаны.

В ряде мест Белоруссии составной частью мужского крестьянского костюма являлась безрукавка (камЬзэлъка), которая надевалась поверх рубахи и достигала пояса. Шилась она из домотканого сукна, обязательно цветного, часто в небольшую клетку или в полоску. Спинка без хлястика делалась из домотканого полотна. Впереди «кам1зэлька» застегивалась на пуговицы.

Наиболее характерными мужскими головными уборами белорусов были белые или серые, изредка коричневые валяные шапки (валент, ма- zepni, маргелт). Летом носили также круглые шляпы с широкими полями (брылъ, капялюш) из соломы, иногда из камыша и даже из лозы. На зиму шили овчинную шапку шерстью наружу (кучму), а также ушанку (аб- лавуху) из заячьего меха или из овчины. В конце XIX в. в белорусской деревне широко распространился картуз с козырьком.

Характерные черты белорусского национального костюма были ярче выражены в женской крестьянской одежде. Основу ее, как и мужской одежды, составляла рубаха (кашуля). Древнейший тип женской рубахи туникообразного покроя почти целиком исчез к началу XX столетия и кое-где сохранился только в одежде старух. Распространенной особенностью белорусской женской рубахи было наличие в ней так называемых палтоу, особых прямоугольных вставок на плечах обычно из более тонкого полотна, украшенных вышитым или, чаще, тканым орнаментом.

Женской поясной одеждой надевавшейся непосредственно поверх рубахи, служили разного рода юбки из домотканины — льняные, полусуконные и шерстяные, а также из покупной фабричной материи. В будние летние дни женщина-крестьянка носила белую полотняную юбку, иногда только на подоле украшенную узкой полоской тканого орнамента. Зимние и праздничные юбки шились из полусуконной ткани, изготовленной на льняной основе с шерстяным утком или из чисто шерстяной ткани домашнего производства. Полусуконная юбка называлась палавттк, дры- л1х. Шерстяная или полусуконная домотканая юбка из яркой полосатой или клетчатой ткани почти повсеместно называлась андарак и являлась характерной поясной одеждой белорусской крестьянки. Искусно вытканный андарак придавал красочность белорусскому национальному костюму. Областные различия андарака проявлялись в характере и направлении полос; андараки с горизонтальными полосами были больше распространены в южных и западных областях, с вертикальными — в восточных и северных областях Белоруссии. Везде встречались андараки в клетку (у шашт). В отдельных местах Гродненской, Могилевской и Гомельской губерний андараки шились из однотонного темного материала. Особенностью белорусского андарака была небольшая вставка впереди из ткани другого цвета или из холста. Название андарак, так же как саян, известно и литовцам («andarokas», «sijnds»), в традиционной одежде которых обнаруживается ряд черт, близких с белорусской одеждой. На восток от Белоруссии андарак далеко проник в среду русских (Смоленская, Брянская, Орловская губернии).

В некоторых районах Гомельской и Могилевской областей, расположенных на границе с украинским и южнорусским населением, до недавнего времени сохранялась старинная форма женской поясной одежды — панева, паневка, плахта, которая состояла из двух кусков цветной клетчатой шерстяной ткани, сшитых по длине до половины.

Поверх юбки белорусские женщины подвязывали передник (|фартух) и пояс. Яркий цветной пояс издавна являлся необходимой и характерной частью белорусского национального костюма — мужского и женского. Широко был известен также плетеный или вязаный пояс.

Одной из составных частей национального костюма белорусской крестьянки была цветная безрукавка (ка- бат, гарсещк, шнуроука). Она шилась в талию, с большим грудным вырезом, обычно из фабричной материи и украшалась вышивкой, тесьмой или аппликацией. С помощью шнурков или крючков безрукавка туго стягивалась спереди, одновременно заменяя собой лиф. Более зажи- чные крестьянки шили себе праздничные кабаты из парчи или бархата. В безрукавке белорусского женского костюма заметны связи с одеждой прибалтийских народов и поляков.

Головные уборы женщин-белорусок отличались заметным разнообразием. Девушки носили обручик с налобником, украшенным орнаментом, цветную ленту или узкий тонкий ручничок с орнаментированными налобником и концами, спадающими на спину. После выхода замуж женщина переставала носить косы и убирала волосы под чепец. По старому обычаю ей запрещалось появляться при посторонних и при родственниках мужа с непокрытой головой. Головными уборами замужних женщин были наметка в различной навивке и шитый чепец (каптур) с вышитым налобником, тонкий полотняный павязтп с орнаментированными налобником и концами, которые спускались на спину или на плечи, а также полотняный, ситцевый или шерстяной платок, повязанный палачом или пад бараду.

С проникновением в деревню городской одежды можно было наблюдать сочетание отдельных элементов традиционного и городского костюмов. Широко распространялись фабричные косынки и платки.

Дети до поступления в школу, девочки и мальчики, в дореволюционной белорусской деревне носили только белую полотняную рубашку до пят с какой-нибудь опояской. Холщовые штанишки мальчик надевал обычно в 7—8-летнем возрасте, а девочка впервые надевала юбку (спад- тчку) в 8—9 лет.

Верхней теплой одеждой белорусов служила суконная свитка почти одинакового покроя для мужчин и женщин белого, серого или темно- коричневого цвета. Свитка плотно обхватывала талию и расходилась по бокам двумя клиньями, обшитыми по рубцам черным или цветным шнуром (вусам). Шнурком обшивались также шейный вырез (при отсутствии воротника) или низкий стоячий воротник, правая запахивающаяся пола, а иногда и края рукавов. Женские свитки, кроме того, украшались еще по талии (с боков) небольшими розетками или завитушками из цветных шерстяных ниток. Для северной части Белоруссии характерной верхней одеждой был так называемый насоу, или касталан— длинный белый балахон из грубого домотканого полотна с прямой спиной и часто с широким отложным воротником. Насоу носили как летом, так и зимой. В зимнее время насоу обычно надевался на кожух, чтобы уберечь его в лесу, в дороге, на работе. Короткая, выше колен, верхняя теплая одежда была известна под названием куртка, курта, армянок, бравэрка. Наиболее распространенной зимней верхней одеждой были овчинные тулупы (кажухг) и полушубки. Кожух чаще шили с прямой спиной, но встречались также кожухи, перехваченные в талии. Зимней одеждой служили также армяк, чуйка, бурное, изготовлявшиеся из темного домотканого сукна. Они походили на пальто и шились с прямой спинкой.

Почти единственным видом повседневной обуви — мужской и женской, летней и зимней — у основной массы белорусского крестьянства были плетеные лыковые или лозовые лапти, которые укреплялись на ногах с помощью пеньковых или шерстяных веревок, тканой тесьмы или длинных ремешков (аборы, валот). Сапоги (боты) и ботинки (чаравШ) имели только более зажиточные крестьяне. Бедняки обычно шили сапоги раз в жизни. Часто на всю семью была только одна пара. Обували их к свадьбе и в особо торжественных случаях. Валенки, изготовлявшиеся местными мастерами-шерстобитами, широкого распространения в белорусской деревне не имели. Социальные различия проявлялись главным образом в качестве материала и отделке одежды. В то же время начался процесс вытеснения домотканины фабричными тканями. В деревню стала проникать одежда городского покроя. Ее носила преимущественно зажиточная часть белорусской деревни (кулачество, деревенские предприниматели, мелкие торговцы), частично — молодежь средних слоев крестьянства, возвращавшиеся из городов отходники. Исчезновение старых форм крестьянской одежды в дореволюционное время особенно заметно происходило в северо-восточной части Белоруссии и близ крупных городов, куда капиталистические отношения проникли раньше и где развитие их происходило более интенсивно. С конца XIX в. и особенно накануне Октябрьской революции мужской костюм белорусского крестьянина уже утратил ряд своих традиционных черт. Для одежды деревенских парней, например, обычной стала верхняя рубаха из покупного ситца, появился пиджак городского покроя и т. п. Образную характеристику изменений в одежде дал знаток быта белорусского народа этнограф Н. Я. Никифоровский. «Давние посетители праздничных сборищ, церкви и ярмарок,— писал он в 1895 г. о Витебской губ.,— одетые в белую балахонную или сермяжную одежду, белые соответственна сему липовики, имея на голове белые тоже «маргелки», то «обмётки», только и могли представлять одно светлое море одежд, обуви и головной покрышки… Правда, кое-где мелькнет бывало темный «брыль да казырковка» на голове отдельнаго мужчины, цветная «хустка» или венок на голове женщины, мелькнет и цветная домот- канка на верхней одежде; но это только мелькнет и не нарушит гармонии белизны…

Совершенно обратное впечатление получается от современного сборища в церковь, на ярмарку и игрища: тут, среди подавляющего разнообразия домотканок, покупных материй на платьях, козырьковых шапок, платков да черной кожаной обуви, белый балахон, «насов» и липовики мелькают только, но мелькают, как отторгнутые члены семьи, как чужие меж своими»1. Изменения в традиционной крестьянской одежде в дооктябрьские годы все же не стали массовым явлением у всех слоев крестьянства на всей территории Белоруссии. Беднота и большая часть среднего крестьянства вплоть до Октябрьской революции употребляли для изготовления одежды домотканину и сохраняли ее традиционные формы. С проникновением в деревню городских мод костюм из домотканины нередко стали шить по городскому образцу.

Городская одежда дореволюционной Белоруссии имела свои особенности. Одежда городских жителей конца XIX — начала XX в., независимо от их классовой и сословной принадлежности, изготовлялась исключительно из фабричных материалов и представляла собой довольно пеструю картину. В среде старых кадровых рабочих и ремесленников постепенно сложился свой комплекс одежды: из темной недорогой фабричной ткани — для будних дней, а из несколько более качественной ткани — для праздников. В женской одежде традиционная длинная рубаха превратилась в нижнюю и поверх нее стали носить короткую блузку навыпуск или заправленную в юбку. Мужской праздничной одеждой рабочего постепенно становился костюм, состоящий из пиджака и брюк (двойка) или пиджака, брюк и жилета (тройка). Женской выходной одеждой в рабочей среде было длинное платье или юбка с блузкой. Обувью у рабочих служили сапоги — у мужчин, ботинки — у женщин. Верхней теплой одеждой являлись пальто, короткие куртки на вате, поддевки. Распространенным головным убором рабочих был картуз. Одежда других слоев городского населения — мелкой буржуазии, трудовой интеллигенции, чиновников, торговцев, эксплуататорской верхушки была самой разной как по своему покрою, так и по качеству тканей.

Изменения в одежде в советский период

Коренным образом изменилась одежда сельского и городского населения Белоруссии за годы Советской власти. Произошло это не сразу. В первые годы Советской власти, в период послевоенной разрухи, крестьяне вынуждены были носить домотканину. Подобное явление наблюдалось даже в тех местах, где от ткани собственного изготовления отказались еще в предреволюционные годы. Возврат к домашнему ткачеству происходил в ряде мест и в годы Великой Отечественной войны на временно оккупированной территории Белоруссии. Но возрождение домашнего ткачества, обусловленное трудностями военных лет, было явлением временным и, естественно, не могло оказать существенного влияния на общий ход развития крестьянской одежды. После коллективизации, с исчезновением последних остатков натурального хозяйства, в деревне постепенно перестали использовать домотканину для изготовления одежды. Раньше всего стала исчезать из обихода верхняя одежда из домотканого сукна: свитки, чуйки, а также суконные андараки и плетеные шерстяные пояса. Дольше сохранялись сорочки. Существенным моментом явилась дифференциация одежды и: белья.

Основными предметами современной мужской одежды являются брюки, рубашка и пиджак. Летом на работе рубашку нередко заменяет трикотажная «майка» либо рубашка с короткими рукавами. В более холодную погоду и в зимнее время, особенно для работы в лесу и в поле, надевают ватные штаны и куртки. На работу, а чаще в дорогу зимой, надевают овчинные кожухи и полушубки, иногда покрываемые тканью. Зимняя мужская одежда — теплые пиджаки, пальто и полупальто, поддевки — шьются на вате с небольшим воротником из натурального либо искусственного меха. Нередко носят еще и дубленые полушубки с овчинным воротником и такой же оторочкой по борту и нижнему краю. Праздничная мужская одежда отличается от будничной в основном качеством материала. Праздничные рубашки — обычно более светлых тонов, у молодежи — нередко шелковые, трикотажные. Выходные костюмы из шерстяных тканей покупаются чаще готовыми.

Рубашку, независимо от того, надевают ли ее под пиджак или без пиджака, обычно заправляют в брюки. Навыпуск, по традиционной манере, изредка носят вышитые рубашки с национальным орнаментом. Такие рубашки иногда подпоясывают тонким шерстяным пояском. Однако рубашки с ручной вышивкой встречаются теперь сравнительно редко. Пожилые мужчины носят навыпуск также рубашки-косоворотки, подпоясанные нешироким кожаным поясом, который почти целиком вытеснил тканый пояс. В праздничные дни и при поездках в город молодые парни и мужчины средних лет надевают галстук. Головными уборами мужчин служат кепки, шляпы, зимние шапки-ушанки. В послевоенные годы в деревне распространились фабричные соломенные шляпы. Но соломенная шляпа для сельского жителя республики не является новинкой. В ряде районов Брестской обл. до недавнего времени соломенные шляпы с полями искусно изготовляли сами крестьяне.

Резкие изменения заметны и в обуви. Из обихода давно исчезли лапти. Весной и осенью колхозники носят сапоги, яловые, хромовые или резиновые, а также галоши. Зимой носят валенки с галошами либо бурки с кожаной обшивкой. Летом выходной обувью служат кожаные полуботинки или туфли, а также кожаные сандалии.

Женская одежда гораздо разнообразнее как по фасонам, так и по расцветке. Все виды современной крестьянской женской одежды шьются из покупного фабричного материала: ситца, штапельного полотна, сатина, бумазеи, шелка, шерсти и др. Особенностью костюма пожилых женщин является обязательный традиционный передник, который носят не только во время работы и в будние дни, но и в праздники. Передник также шьется из покупного материала, хотя кое-где сохраняются еще фартуки из тонкого, хорошо отбеленного домашнего полотна, с кружевом по нижнему краю, с вышивкой. На голове носят платки: в теплое время — ситцевые, в холодное — шерстяные. Характерный головной убор замужней женщины до революции — чепец — теперь изредка можно встретить только у самых пожилых женщин.

Пожилые женщины предпочитают кофту и юбку (спаднщу), которая по традиции шьется из плотной материи — однотонной, в полоску или клетку, т. е. близкой по рисунку к старинным домотканым андаракам. В силу традиции пожилые колхозницы носят длинные и широкие юбки со сборками у пояса. Кофты шьют обычно из ситца, сатина, бумазеи, а праздничные кофты — нередко из шерсти или плотного шелка. Кофты изготовляются с кокеткой вверху и разрезом спереди; небольшой отложной воротничок в таких кофтах плотно прилегает к шее. Рукав, как правило, длинный, внизу кончается манжетом (чэхлтам, кауняром) с пуговкой. Поверх кофты надевают темную жакетку на подкладке, сшитую прямым покроем, немного суженную в талии, с прямым рукавом без манжета. Жакетка, обычно двубортная с отложным воротником, застегивается спереди двумя-тремя пуговицами. В осеннее и зимнее время, а иногда и летом в прохладную погоду пожилые женщины носят поверх кофты безрукавки на вате. Одежда молодых женщин и девушек не только более разнообразна по фасонам и покрою, но и богаче по количеству ее составных частей. К ней принадлежат различные платья, платья-костюмы, отдельные юбки, кофты, костюмы, сарафаны, вязаные кофточки и проч.

При известном разнообразии в современной женской одежде сельских тружениц наблюдается относительная устойчивость фасонов. Особенно это заметно в рабочей одежде, покрой и материал которой наиболее приспособлены к работе. Так, на полевых работах в летнее жаркое время девушки и женщины носят обычно юбки с кофточками или чаще легкие платья из ситца, вольты и т. п. На работе поверх платья или юбки иногда надевают передник. Шьется он из пестрого ситца или сатина. Работницы животноводческих ферм вместо передников надевают халаты. Весной и осенью, когда еще прохладно, а зимой при небольших морозах на работу носят короткие простеганные ватные куртки. На голове во все времена года носят платки, летом более легкие, светлые. В холодное время повязывают теплые платки темных цветов. Летом платки повязывают вокруг головы концами на затылке. Теплые платки подвязываются под подбородком, но чаще вокруг шеи. В некоторых местах девушки и молодые женщины по традиции украшают головные платки вышивкой.

Из обуви летом на работе женщины носят парусиновые или кожаные туфли, босоножки, сандалии, осенью — в основном резиновые или кожаные сапоги. В зимнее время многие носят валенки. Каждая женщина имеет выходную, праздничную обувь — кожаные цветные туфли, нарядные босоножки, не редкостью стали лакированные и замшевые туфли. Праздничное платье молодых колхозниц и работниц совхозов мало чем отличается от городского. За последние годы неизмеримо возросло желание красиво одеваться. Летние праздничные платья шьются из шелка разных сортов и различной, чаще всего яркой расцветки.

Одежда является наиболее подвижным элементом народной материальной культуры, и каждый год вносит что-то новое как в общий комплекс костюма, так и в отдельные детали покроя.

Детская одежда в первые годы Советской власти, как и ранее, копировала одежду взрослых. Часто детей одевали вообще в обноски старших. Летом дети бегали босиком и только перед началом занятий в школе обували ботинки либо сапожки. Теперь детская одежда стала разнообразной и добротной, и костюмы крестьянских детей мало отличаются от одежды городской детворы.

Исчезновение домотканины не только освободило крестьянскую женщину от изнурительного кропотливого труда, но принесло более удобные практичные формы одежды. Основным фактором, позволившим повсеместно перейти к одежде из покупной ткани, является рост зажиточности белорусского колхозного крестьянства, развитие промышленности, а также культурный рост народа. В деревне еще ткут, но ткут художественные покрывала (посщлт), рушники, скатерти и другие декоративные ткани. В свободное от работы и учебы время девушки и женщины вышивают, но не домотканую одежду, а предметы, служащие для украшения дома. Национальный орнамент больше сохранился в тканых изделиях. В последние годы экспериментальные мастерские Управления легкой промышленности БССР и Дом моделей создают новые виды одежды, используя элементы традиционного национального костюма.

В городе наиболее распространенными мужскими костюмами в первые годы Советской власти были костюмы военного покроя — широкие галифе, защитного цвета гимнастерки, ремень военного образца. Женщины, сражаясь плечом к плечу с мужчинами на фронтах гражданской войны, тоже носили гимнастерки. Верхней одеждой часто были кожаные куртки.

В настоящее время рабочие промышленных предприятий и строек обычно носят в качестве спецодежды куртки, брюки, комбинезоны, кожаные или брезентовые фартуки и рукавицы. Внепроизводственная одежда рабочих ничем не отличается от одежды интеллигенции. В праздничные дни, в театрах, в кино, в парках нельзя определить по костюму профессию советского человека. В нашей стране, где постепенно и неуклонно уничтожаются грани между умственным и физическим трудом, стирание разницы в одежде служащих, рабочих, колхозников — закономерное явление.

lib7.com

Белорусская национальная одежда 🚩 национальная одежда белорусов 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Одной из самых важных характеристик белорусского национального костюма является устойчивость традиций. Традиционная одежда белорусов вбирала в себя различные веяния и элементы на протяжении долгих столетий. И, несмотря на это, основа и крой некоторых костюмов оставались неизменными.

Некоторые элементы одежды восходят еще к языческим корням, им свойственны архаические черты, к примеру: орнамент или полосатый декор. Технология изготовления тканей тоже берет свое начало многие столетия назад.

Для любой национальной одежды, в том числе и белорусской, характерно отражение взглядов, мироощущения нации. Основной вид белорусской одежды – белые льняные вещи. И считается, что название «Беларусь» произошло именно от безмерной любви белорусского народа к белому цвету.

Белорусская одежда делится на праздничную и будничную. А самые яркие праздничные костюмы надевались в дни, связанные с чествованием земли и с первым выгоном скота на пастбища.

Традиционная мужская одежда была представлена в основном рубахой, безрукавкой и штанами. Летние штаны (их еще называли ноговицы) шили из льняного полотна или полусуконной ткани. А зимние ноговицы шились из темного сукна.

Рубаху обычно носили навыпуск и подпоясывали ярким вышитым поясом. Покрой рубах был простой, туникообразный, с длинными рукавами и воротником-стойкой. Рукава, подол и ворот обычно были украшены кружевами, вышивкой или тесьмой.

Летом мужчины обычно носили безрукавку, называемую камизэлька. Ее шили из домотканого полотна. Зимой простые крестьяне надевали кожухи из овчины, а богачи носили шубы из меха разных животных.

В качестве дополнения к костюмам выступали головные уборы, сделанные из различных материалов. Например: магерка из шерсти, меховая шапка-ушанка или брыль из соломы.

Более ярко характер белорусского народа выражен в женской крестьянской одежде. Ее основу также составляла рубаха, называемая кашуля. Распространенной ее особенностью было то, что на плечах рубахи делались специальные вставки из более тонкого материала, которые украшались тканым орнаментом.

Поверх кашули обычно надевались разные юбки из домотканого материала. Они были разными: льняными, шерстяными, полусуконными. А иногда шились и из фабричной материи.

Как повседневная одежда женщинами-крестьянками использовалась белая полотняная юбка, украшенная на подоле узкой полоской тканевого орнамента. А праздничные и зимние юбки обычно были сшиты из полусуконной ткани, сделанной на льняной основе с шерстяным утком. Или из шерстяной ткани домашнего производства.

www.kakprosto.ru

Белорусский народный костюм

Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.

Женские народные белорусские костюмы

Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.

Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.

Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.

Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.

Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.

Стилизованный белорусский народный костюм

И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.

Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.

Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.

 

womanadvice.ru

Белорусский национальный костюм Википедия

Белорусский национальный костюм — комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Национальный костюм имеет высокую культурную ценность и является одним из этнических атрибутов белорусского народа.

Выделяют по крайней мере 3 разновидности белорусского национального костюма (в соответствии с социальной принадлежностью):

Белорусский крестьянский костюм имеет глубокие исторические корни и сохранил множество архаических черт. Сочетая в себе практичность и эстетичность, он являлся и является много большим, чем просто одеждой или художественным произведением. Крестьянский костюм белоруссов отображал местные традиции, нужды и социальный статус представителей белорусского народа, мировоззрение мастеров, изготавливавших его, а в декоративном орнаменте иногда читаются целые содержательные истории. Обычно именно крестьянский костюм имеют в виду, когда говорят про национальный костюм белорусов вообще.

Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением[1][2]. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст[1].

История изучения[ | ]

Всестороннее изучение крестьянского костюма белорусов началось в XIX в. и было связано с интересом белорусских и зарубежных учёных к духовной культуре и быту этого славянского народа. Из предметов материального быта белорусов начали составлять отдельные и богатые коллекции[3]. Они представляют собой богатый материал для сравнительного изучения крестьянского костюма разных регионов. В их состав входят женская и мужская одежда, приобретённая в районах Белоруссии, а в частности — в бывших Гродненской, Могилёвской, Минской, Витебской губерниях. Некоторые итоги и образцы одежды были опубликованы в XIX — начале XX в. Именно в упомянутый период было собрано достаточно много сведений о народных традициях, быте, антропологических особенностях представителей крестьян

ru-wiki.ru

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о