Что носили – одежда и головные уборы. Что носили женщины в Древней Руси :: SYL.ru

Содержание

одежда и головные уборы. Что носили женщины в Древней Руси :: SYL.ru

Вам известно, что носили женщины в Древней Руси? А что было позволено надеть мужчине? Что носили простолюдины в Древней Руси, а что — бояре? На эти и другие не менее интересные вопросы вы найдете ответы в статье.

В чем подоплека рубахи

— «Знаю я, в чем здесь подоплека», – скажем мы сейчас, узнав истинную причину того или иного происшествия. А вот во времена Киевской Руси это означало нечто совсем иное. Дело в том, что одежда тогда стоила очень дорого, ее берегли, и чтобы рубаха служила хозяину как можно дольше, ее для прочности укрепляли подкладкой, то есть подоплёкой. Можно предположить, что иронический подтекст это выражение приобрело в связи с тем, что некоторые бедняки хвастались богатым шитьем, но их выдавала изнанка, пошитая из дешевой ткани. Ведь одежда Древней Руси служила не только для утепления, но и для подчеркивания своего социального статуса. Рубаха здесь имела немаловажное значение. У знати это была нижняя одежда, для бедняков часто – единственная, не считая портов и лаптей. Кроме того, рубаха простолюдина была значительно короче, чтобы не сковывала движений.

древняя русь одежда

Орнамент от сглаза

Бояре в поле не трудились, поэтому могли себе позволить нижнюю одежду едва ли не до колен. Но вне зависимости от того, беден ты или богат, на рубахе должен был быть пояс. Слово «распоясался» употреблялось в прямом смысле, но имело столь же негативный оттенок. Кроме того, на этой части одежды был очень желателен орнамент. Его узоры предохраняли от дурного глаза и других неприятностей. Смерть была частой гостьей в крестьянских избах. Тогда в употребление шли «горемычные» рубахи. Белые с белой вышивкой, если умирали родители, и вышитые чёрными узорами, если был траур по детям. Каждая часть одежды имела и ритуальное значение. Когда вдовы опахивали деревню, предотвращая ее от таких напастей, как холера или падеж скота, они были простоволосыми, без обуви и в белоснежных, без всяких украшений рубашках.

Для каких бы случаев ни предназначались рубахи, воротника они не имели. На торжество его заменяло так называемое ожерелье, которое застёгивалось сзади на пуговицу. Такой воротник подходил и к любой другой одежде. А дольше всего сохранилась такая разновидность рубахи, как косоворотка. Она появилась еще в IX, а носилась вплоть до XX века. Полотнище с небольшим отверстием для головы и вырезом на левой стороне груди — вот и все. Просто и практично.

русский костюм

Занавеску на поневу

Отдельно рубахи носили очень редко. В центре и на севере Руси сверху надевали сарафан, а на юге – поневу. Что такое понева? В Древней Руси это была своего рода юбка, только состоящая не из одного, а из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ, стянутых на талии гашником. Этот поясок был признаком, что женщина замужняя. Цветом поневы были темные, с красным или синим оттенком, реже – черные. На будничные нашивали внизу тесьму или кумач, а в праздники доставали из сундуков поневы, подолы которых были украшены как можно более многоцветной вышивкой.

Женщинам в те времена приходилось нелегко во многих смыслах. Одежда здесь не исключение. Особенностью женской одежды Древней Руси было то, что поверх всего вышеперечисленного надевали передник, который назывался занавеской, а завершал русский костюм холщовый, шерстяной или полушерстяной шушпан.

головные уборы древней руси

Шесть килограммов на голове

Головные женские уборы заслуживают отдельного упоминания. У замужней женщины он мог достигать шестикилограммового веса. Главное, чтобы эта конструкция полностью закрывала волосы. В народе долго верили, что они обладают колдовской силой. Основу из холста уплотняли пенькой или берестой, чтобы получилась твердая налобная часть. Это и называлось кикой, которая завершалась чехлом из ситца, бархата или кумача. Затылок прикрывали позатыльнем, прямоугольной полосой ткани. Всего такая «шапка» могла включать в себя двенадцать частей. Зимой на голове славянки можно было увидеть круглую меховую шапку, но волосы были полностью закрыты платком. По праздникам на головах появлялся кокошник с дном из материи и основой из твёрдого материала. Обычно он был обтянут золотой тканью и обшит жемчугом.

Девушкам приходилось куда легче. Их головной убор в Древней Руси был похож на повязку, обруч или венец. Если такой венчик был богато украшен, то назывался коруной. Жесткая, часто металлическая основа, обтянутая украшенной тканью, была модной у городских щеголих. В деревнях девические венчики были попроще. Мужчины предпочитали круглые шапки с меховым ободком. На мех шли овцы, песцы и лисы. Носили также вяленые шапки и колпаки из войлока. Обычно их форма была конусообразной, а вершина скругленной. Шили их изо льна и шерсти, а также вязали. Тюбетейки из соболей могли себе позволить только князья и ближние бояре.

Одежда для ног

Ноги обертывали тканью из холста или сукна, а на эти онучи надевали лапти или коты, кожаные башмаки. Но самой первой кожаной обувью на Руси были поршни. Их делали из цельного куска кожи, который присобирали по краю ремешком. Лапти из лыка были очень недолговечны. Даже в деревне их носили не больше десяти дней. На городских мостовых они снашивались еще быстрее. Поэтому там больше были распространены лапти из кожаных ремешков. На них часто нашивались металлические пластины, так что получались своеобразные сандалии.

Сейчас самой традиционной обувью в России считаются валенки. Но на самом деле они появились только в XIX веке и были очень дороги. Обычно в семье была только одна пара валенок. Носили их по очереди. Сапоги получили распространение гораздо раньше. Их шили из кожи одинаково для мужчин и женщин. Знать щеголяла в сапогах из сафьяна, козьей кожи, вымоченной в известковом растворе и отполированной камнем, юфти, то есть толстой кожи, и опойки, кожи телят. Другие названия сапог – ичиги и чеботы. Башмаки, которые завязывались шнурками, были обувью женской. Каблуки на них появились только в XVI веке и могли достигать 10 сантиметров.

зимняя одежда древней руси

От портов до брюк

Если говорить о штанах, то данное слово пришло на Русь от тюрок где-то в XVII веке. До этого одежду для ног называли портами. Делали их не очень широкими, почти в обтяжку. Между двумя штанинами, для удобства ходьбы, вшивали ластовицу. Длиной эти первобытные брюки были до голени, где заправлялись в онучи. Знатным людям их шили летом из тафты, а зимой из сукна. Никаких пуговиц, да и разреза для них не было. На бедрах порты держались с помощью шнурка. Нечто похожее на брюки в современном понимании этого слова появилось в России при Петре I.

Без штанов на Руси не выжить

Большое значение одежды у русских определялось, конечно, климатом. Зимой без штанов, как в Риме или Константинополе, на улицу не выйдешь. Да и верхняя одежда Древней Руси во многом отличалась от той, какая была в обиходе в большинстве европейских стран. Выходя на улицу, надевали теплые длинные свиты из сукна. Рукава у них были с обшлагами, а ворот – с отложным воротником. Застегивались они с помощью петлиц. Это характерно именно для древнерусской одежды. Люди побогаче ввели в моду кафтаны из аксамита и бархата. Зипун – разновидность кафтана без воротника. Бояре считали его исподней одеждой, а простонародье надевало на улицу. Слово «жупан» сейчас считается польским или чешским, но оно издревле употреблялось и на Руси. Это та же свита, но короче, длиной немного ниже талии. Ну и, конечно, говоря о зиме, нельзя не упомянуть про мех. Надо сказать, что одежда из меха и ее количество не служили признаком богатства. Пушного зверя в лесах было более чем достаточно. Шубы шили мехом внутрь. Носили не только в холода, но и летом, даже в помещении. Можно вспомнить исторические фильмы и сидение бояр в шубах и меховых шапках.

что такое понева в древней руси

Древнерусская дубленка

Одним из признаков благосостояния в наше время является дубленка. А вот у славян подобная одежда — кожух — была практически в каждом доме. Делали ее из кожи козлов или овец мехом внутрь. На крестьянах чаще можно было увидеть тулуп, кожух из овчины. Если простой люд носил нагольные кожуха, то бояре предпочитали покрывать их сверху иноземной, дорогой материей. Это могла быть, например, византийская парча. Кожухи длиной по колено позже преобразовались в полушубки. Их носили и женщины.

А вот другие разновидности мужской зимней одежды Древней Руси забыты более прочно. Например, армяк. Первоначально он был перенят у татар и шился из верблюжьей шерсти. Но это было слишком экзотично, к тому же овечья шерсть оказалась ничуть не хуже. Надевали армяк поверх тулупа, поэтому застегнуть его никакой возможности не имелось. В ход шел еще один непременный атрибут древнерусского гардероба: кушак.

Одно из древнейших славянских одеяний – епанча. Это круглый плащ с капюшоном, но без рукавов. Пришел от арабов и упоминается даже в «Слове о полку Игореве». С XVI века это стало накидкой, надевавшейся в торжественных случаях, а при фельдмаршальстве Суворова епанча становится частью солдатской и офицерской формы. Охабень носили люди из высших сословий. Ведь шили его из парчи или бархата. Особенностью охабня были чрезвычайно длинные рукава, которые закидывали за спину, где завязывали узлом. На Пасху знатные бояре шли на службу в ферязи. Это был уже верх роскоши, царская церемониальная одежда.

Упомянем еще такую одежду для всех сословий, как однорядка. Это разновидность кафтана, но долгополого и с пуговицами до подола. Шилась из цветного сукна, без воротника.

холщовая одежда

В халате и шубке

Модницы зимой предпочитали шубки с декоративными рукавами. Они были длинными и откидными, а для рук предназначались прорези выше талии. Многие виды русского костюма были самобытны. В пример можно привести душегрею. Для крестьянок это был праздничный наряд, а для более зажиточных барышень – повседневный. Душегрея – свободная, узкая спереди одежда, в длину редко доходившая до середины бедра. Шилась обычно из дорогих тканей с красивыми узорами. Шугай – это еще один вид короткой, приталенной верхней одежды, напоминающей современную кофту. Мог иметь меховой воротник. Состоятельные жительницы городов носили верхнюю одежду и из хлопчатобумажной ткани. В летописях встречается упоминание халатов на княжеских дочерях. Для простолюдинок они, видимо, были в диковинку.

Из льна и сермяги

Ткани, из которых шили одежду, первоначально не отличались большим разнообразием. На нательные рубахи шли лен и конопля. Верхний, накладной наряд был шерстяным, а теплые свиты изготавливались из грубых сермяги и овчины. Постепенно представители знатных семейств приобретали все больше шелковых тканей из Византии. В обиход входили парча и бархат.

 особенности женской одежды древней руси

Плащ и власть

Долгое время обязательным предметом русского гардероба, особенно княжеского, был плащ. Он был безрукавным, накидывался на плечи, а около шеи скалывался фибулой. Носили плащи и смерды. Отличие состояло в качестве ткани да в том, что простолюдины не использовали фибулы. Первая из известных разновидностей плаща – вотола, из ткани растительного происхождения. Носить вотолу могли и землепашцы, и князья. А вот мятль — это уже признак высокого происхождения. За порчу этого плаща во время драки даже полагался штраф. Спустя несколько веков мятли можно было чаще увидеть на монахах, чем на городских модниках. А вот корзно летописцы упоминают, только когда хотят подчеркнуть княжеское достоинство его обладателя. Скорее всего, такой плащ не имели права носить даже самые приближенные бояре. Известен случай, когда он спас человека от гибели. По какой-то причине князь захотел спасти кого-то, над кем уже был занесен меч. Для этого и накинул на него корзно.

что носили простолюдины в древней руси

Холстина

Что такое холщовая ткань? Сейчас не всякий человек знает ответ на этот вопрос. А в домонгольской Руси холщовая одежда была наиболее распространенной и у знати, и у простолюдинов. Лен и конопля – первые растения, ставшие использоваться для изготовления ткани и одежды, в основном рубах и портов. Девушки в те давние времена носили запону. Попросту говоря, это кусок ткани, который сгибали пополам и делали вырез для головы. Надевали поверх нательной сорочки и подпоясывали. У дочерей из более состоятельных семей нательное белье было из тонких материалов, у всех остальных – из более грубых, напоминавших мешковину. Рубаху из шерсти называли власяницей, она была настолько грубой, что ее носили монахи для смирения плоти.

что носили женщины в древней руси

Войдет ли охабень в моду

Многое из гардероба древних модниц и щеголей, немного видоизменившись, сохранилось до наших дней, но стало далеко не так доступно. Тот же кожух хорошей выделки стоит как недорогая машина. Меховая душегрея тоже по карману далеко не каждой женщине. А вот носить охабень или однорядку сейчас вряд ли кто захочет. Хотя, мода, говорят, возвращается.

www.syl.ru

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2

Волгоградская область

На одной территории Царицынского уезда прошлых веков (Волгоградская область сегодня) проживали преимущественно казаки, другая принадлежала малороссам. И женщины каждой части старались костюмом подчеркнуть принадлежность к своим.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 1

«Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», — поется в известной русской песне. Думаете, почему девушки так боялись именно красного сарафана? Да потому что красный – значит, красивый… и свадебный. И хитрые девушки, напевая эту песню, сами тайком мечтали, чтобы такой сарафан им сшили поскорее.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 2

Мечты современных девушек о замужестве остаются такими же, а вот свадебный наряд претерпел значительные перемены. Это сейчас у нас — фата, белое платье и длинный шлейф. А в конце XIX века девушки вышивали белые рубахи да шили красные сарафаны. Этот наряд – не совсем свадебный, ведь мы видим и желтые вставки, и ткань не однотонная. В таком наряде девушки отправлялись в церковь и веселились на праздниках. А там уж добрый молодец обратит внимание, и мечты о красном сарафане станут реальностью.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 3

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 4

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 5

Сейчас девушки, собираясь на встречу с подружками, надевают что-то покороче да поярче. У казачек все было по-другому. Чем темнее цвет одежды, тем более торжественным должен быть повод. В таком темно-зеленом костюме казачки ходили на посиделки или в церковь, надевали на праздники. Это костюм уже замужней женщины, девушки наряжались попроще. Однако о коротких юбках тогда никто даже и не думал — стыдно!

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 6

В начале XX века так одевались почти все женщины. Никакого термобелья и колготок тогда и в помине не было, поэтому от холодов спасались как могли. Надевали сразу несколько нижних юбок, носки, валенки — и вот нашей казачке не страшны никакие морозы!

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 7

А темная шаль напоминает о том, что костюм этот – праздничный, только для особых случаев. Конечно, так одевались только в деревнях, где берегли традиции и культуру. А вот в городах все было иначе. Уже тогда существовали журналы, где главные модницы могли заказать себе платья из «Парижу» по европейской моде.

Рязанская область

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 8

Национальный костюм: Рязанская область фото

Модницы Рязанской земли имели в своем гардеробе костюмы на все случаи, шили они их в молодые годы до замужества, пока, как считалось, на это было время. Одежда была безразмерная и четко соблюдалась цветовая гамма, а именно наличие красного цвета. Его связывали с расцветом женщины, с ее детородной силой. Девочка ходила в белой рубашке, подпоясанная красным пояском, наряд невесты был весь красным, этого цвета было много и в одежде полной сил матери семейства. С возрастом в костюме появлялось все больше белого цвета, и погребальный был белым. Если девушка замуж не выходила, то носила темную одежду.

Для народного рязанского женского костюма характерен паневный комплекс. Он известен в нашей области с 11 века, а вот сарафан на рязанщину пришел из московских рубежей и не имел большого распространения. Крестьянки рязанского уезда облачались в рубаху с «долгими» (длинными) рукавами – эта традиция восходит еще к древним русальным преданиям. Сверху надевалась панева (поясная одежда в виде юбки), украшенная свастикой, символизирующей круговорот солнца в природе. Помимо такого узора был характерен геометрический орнамент: ромбы, кресты, репьи. Отличительной особенностью замужней женщины были «крылышки» – это шейное украшение в виде полосы, застегивающейся спереди и спускающееся на спину двумя лопастями.

Большое внимание уделялось головному убору. Девушки до замужества носили повязку – ленку и заплетали одну косу, украшая ее накосником, а замужние женщины заплетали две косы и уже облачались в кичку.

«Кичка – это головной убор в виде рогов, который носили замужние женщины как оберег от нечистой силы, – рассказывает Анна Дульнева, старший научный сотрудник РИАМЗ. – Очень часто помещики были против таких традиций, тогда крестьянки прятали кичку под сороку комолую – головной убор без рогов. Этнограф Андрей Григорьевич Данилин приводит в пример распространенную поговорку о рязанских крестьянках: «Буду есть одну мякину, но рога свои не скину». По ней можно понять, насколько важной была для женщин рязанской земли кичка».

Владимирская губерния

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 9

выставка Национальный костюм:Владимирская губерния фото

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей.

Ценились серебряные и позолоченные с гладкими вставками — пуговицы, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнурка. Такой прием украшения наиболее типичен и для русского косоклинного сарафана: струящаяся поверхность шелковых тканей с рисунком на фоне пастельных.

Как правило, косоклинные праздничные распашные сарафаны из шелковых, льняных и хлопчатобумажных тканей — все были поставлены на жесткую подкладку!

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 10

выставка Национальный костюм:Владимирская губерния фото

Шелковые и парчовые сарафаны во Владимирской губернии конца 18 – начала 19 вв. дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов – епанечкой (разновидность душегрея).

Она шилась из шелка или парчи, украшалась кружевом из золотных нитей, металлической бахромой.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 11

Головные уборы были разнообразны! Однорогий кокошник (в нескольких вариантах) распространен именно во Владимирской губернии: кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном, кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Кокошники изготовлялись обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 12

выставка Национальный костюм:Владимирская губерния фото

На характере крестьянского костюма Центрально-промышленного района значительно сказывалось влияние городской культуры.

Наиболее значительными факторами, вызывавшими изменения в этом виде прикладного крестьянского искусства, были: проникновение в народный быт промышленных товаров (фабричных тканей, лент, тесьмы, бумажной пряжи). В XIX веке на территории Владимирской губернии активно развивается текстильная промышленность.

На базе издавна существовавшего крестьянского домашнего ткачества создаются ткацкие промыслы с производством, главным образом, хлопчатобумажных и шелковых тканей.

Некоторые мануфактуры выпускали штофы, бархаты, парчу, атласы на уровне европейских фабрик.

Кубанская область

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 13

Артисты Кубанского казачьего хора выступают в традиционных казачьих костюмах

Одежда казачек на юге России всегда подчеркивала женскую стать и красоту: приталенные силуэты кофт, яркие расцветки ткани, много блестящих украшений.

На Кубани было несколько комплектов женского наряда, рассказали в краснодарском Музее казачества. Например, в черноморских станицах женщины носили плахту – юбку. Шили ее из двух или четырех полотнищ клетчатой шерстяной ткани. Плахта закреплялась на талии при помощи широкого шерстяного пояса. В станицах на Юго-Востоке Кубанской области шили шерстяную поневу – это тоже длинная юбка из кусков плотной ткани синего, черного, реже красного цвета. Казачки восточных станиц надевали сарафаны, а в одежде терско-гребенских женщин были распространены элементы национальных костюмов черкесов и балкар – например, бешметы (кафтаны).

Повседневный комплект состоял из длинной исподней рубахи с длинными рукавами и круглым воротом. Поверх рубахи надевали «кохточку» и юбку. Нижняя юбка «спидныця» – всегда белого цвета – шилась из ситца или сатина. Цвет же верхней юбки казачка выбирала сама. В гардеробе богатой казачки было до 15-20 верхних юбок.

Нарядные блузки шились на кокетке или свободного покроя длиной чуть ниже талии с воротником-стоечкой. Праздничную кофту с небольшой баской и длинными узкими рукавами могли носить только девушки. «Матине» — распашные кофты ниже пояса свободного покроя предназначались для замужних. Со второй половины 19 века стали популярными «парочки» — юбка в талию, отделанная кружевами, и блузка с длинными рукавами. В богатых семьях парочку шили из шелковых или шерстяных тканей, а в бедных — из ситца. Девушкам позволялось носить парочки только с 15 лет.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 14

Голову замужней казачки покрывал платок, а девушки носили ленты. Позже появились «файшонки» — черные ажурные косынки, шелковые или из хлопка. Показаться на людях с непокрытой головой для «мужней жены» считалось неприличным. В праздничные дни наряд дополнялся ярким платком с крупным разноцветным узором, а также шлычкой (шапочка с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок). Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке.

Ношение чулок для замужних было обязательным. Даже летом считалось неприличным появиться «с голыми ногами». Кстати, то же касалось и кофточек с коротким рукавом. Чулки вязали спицами из пеньковых, шерстяных нитей. Наряд казачки дополняли красные или черные лакированные сапожки на каблуке — черевички. Особым шиком считались — с блестящими застежками. В повседневной жизни носили постолы или чувяки.

История моды или что носили русские женщины до 20 века часть 2, фото № 15

Были в гардеробе и украшения — браслеты и серьги, а также манисты из коралловых бус. Количество нитей бус и нашитые «дукачи» — золотые монеты – показывали достаток семьи. В целом замужние казачки украшения редко носили, поскольку их жизнь проходила в тяжелом труде. Наиболее яркой и нарядной была одежда у незамужних. Годам к 35-ти в гардеробе начинали преобладать однотонные вещи упрощенного покроя из дешевых тканей.

www.livemaster.ru

15 модных примет девяностых в России

Мода 90-х в России была абсолютно уникальным явлением. Названия стилю того времени не придумано до сих пор. Что не мудрено. Это было время, когда «сама мода вышла из моды».

Одевались кто во что горазд. На смену советской строгости в костюме пришли эклектика, асиметричный крой, цвета «вырви глаз»… Все хотели выделяться. Но большинство не умели. Да и позволить себе чаще всего не могли — время было сложное. Очень сложное, с этим никто не спорит. И тем не менее, сегодня многие испытывают ностальгию по «лихим 90-м». В том числе, и по стилю того времени (или, может, как раз по его отсутствию?).

Мы предлагаем вспомнить, как страна одевалась в 90-е. И что было в гардеробе у всех, кто считал себя первыми модниками России.

Участницы конкурса Мисс-Россия-1993. Тут, пожалуй, все тенденции и сразу! Фото: РИА Новости

Участницы конкурса Мисс-Россия-1993. Тут, пожалуй, все тенденции и сразу!Фото: РИА Новости

1) Джинсовые куртки, юбки, брюки, комбинезоны.

Это было «золотое время» джинсовой одежды! Модно было все из джинсовой ткани — и шорты, и юбки, и рубашки… В самом начале 90-х джинсы продолжали «варить» (начали еще в 80-х) — скручивали, перетягивали, вываривали в отбеливателе или уксусе. А затем еще и лейбл зачастую пришивали! Для пущей «крутизны».

Мода на джинсы-«варенки» пришла в СССР еще в 80-х, а в начале 90-х достигла своего пика. Фото - 1989 год. Фото: РИА Новости

Мода на джинсы-«варенки» пришла в СССР еще в 80-х, а в начале 90-х достигла своего пика. Фото — 1989 год.Фото: РИА Новости

Но правда, после хитрых манипуляций в ванной джинсы получались поистине уникальными! И можно было быть уверенными — таких больше нет ни у кого!

Символами времени можно назвать знаменитые джинсы Mawin («мальвины») и короткие джинсовые юбки с белыми оборочками и надписью Lambada!

Ирина Аллегрова (фото 1988 год) - одна из законодательниц мод конца 80-х, начала 90-х. Фото: РИА Новости

Ирина Аллегрова (фото 1988 год) — одна из законодательниц мод конца 80-х, начала 90-х.Фото: РИА Новости

2) Разноцветные лосины и «дольчики»

Лосины/леггинсы носили все девушки! Несмотря на жутчайшее качество… Черные леггинсы были почти у каждой (даже у тех, кого природа обделила ровными ножками). А цветные (кислотные!) считались настоящимо «писком» моды — ярко-желтые, розовые, бирюзовые…

Манекенщицы во время шоу-программы модельера Вячеслава Зайцева, 1992 год. Фото: РИА Новости

Манекенщицы во время шоу-программы модельера Вячеслава Зайцева, 1992 год.Фото: РИА Новости

А потом в моду вошли «дольчики» — цветные утепленные колготки. Самые стильные барышни носили «дольчики» в крупную полоску. Желательно очень яркой, контрастной расцветки.

Прозрачные колготки тоже были в моде. Но, конечно, они должны были быть с каким-то «прибамбасом» (в духе времени, в общем). Круче всего, если колготки были с цветочным орнаментом. А если среди орнамента еще и стразик найдется — то все, ты королева!

3) Кожаные куртки и юбки.

Кожа была не намного менее популярна, чем джинс. Косухи, кожаные жилеты, брюки — все это было на пике моды. Особенно ценились черные косухи со множеством замков и клепок.

Художник-модельер, сын кутюрье Вячеслава Зайцева - Егор Зайцев, 1992 год. Фото: РИА Новости

Художник-модельер, сын кутюрье Вячеслава Зайцева — Егор Зайцев, 1992 год.Фото: РИА Новости

4) Спортивные костюмы.

Были популярны как среди женщин, так и среди мужчин. Но у последних пользовались особой любовью. В спортивных костюмах ходили на работу, на дискотеку и на свидания. Ох, а если там была заветная надпись — Adidas — цены такому костюму не было!

Уличный художник на Старом Арбате, 1991 год. Фото: РИА Новости

Уличный художник на Старом Арбате, 1991 год.Фото: РИА Новости

5) Болоньевые куртки.

Из верхней одежды, кроме джинсовых и кожаных изделий, зимой были популярны болоньевые куртки.

Минск, 1992 год. Женщина в болоневой куртке. Фото: РИА Новости

Минск, 1992 год. Женщина в болоневой куртке.Фото: РИА Новости

А весной и осенью носили мягкие «жатые» плащи. Или опять же болоньевые куртки, если на модный плащ денег не было. Из головных уборов был популярен капор.

6) Мини-юбки.

Юбки становились все короче и короче! Помимо «ламбады», носили и узкие джинсовые юбки, плиссированные юбки на подтяжках и юбки-резинки. Последние также были самых разных кислотных цветов!

7) Малиновые пиджаки у мужчин.

К середине 90-х часть мужчин из спортивных костюмов переместилась в строгую одежду. Ну, как строгую… Оделись в пиджаки, в общем. Малиновые, правда. Сейчас про них ходят анекдоты. А тогда это было правдой жизни. Появились те, кто назвал себя «новыми русскими». Отличить их можно было как раз по малиновым пиджакам, черным брюкам и остроносым ботинкам. Ах да, про золотую цепь чуть не забыли! Это тоже было важно, да.

Цех швейного объединения Надежда, Еврейская автономная область, 1996 год. Фото: РИА Новости

Цех швейного объединения Надежда, Еврейская автономная область, 1996 год.Фото: РИА Новости

Другие цвета пиджаков были куда менее востребованы. Да и вообще, напомним, подавляющее большинство мужчин ходили в спортивных костюмах.

Показ мужской одежды из коллекции модельера Вячеслава Зайцева «Как молоды мы будем», 1996 год. Фото: РИА Новости

Показ мужской одежды из коллекции модельера Вячеслава Зайцева «Как молоды мы будем», 1996 год.Фото: РИА Новости

8) Свитера с орнаментом.

А если мужчина-модник не носил ни малиновый пиджак, ни спортивный костюм, то почти наверняка он не вылезал из свитеров с орнаментом. Кстати, девушки такими свитерами тоже не брезговали. Правда, среди представительниц прекрасного пола модно было носить искусственно вытянутые объемные свитера — под лосины.

Бывший вокалист рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов в модном свитере, 1991 год. Фото: РИА Новости

Бывший вокалист рок-группы «Звуки Му» Петр Мамонов в модном свитере, 1991 год.Фото: РИА Новости

9) Женские плащи, пиджаки и кофты с широкими плечами.

Любовь к силуэтам с широкими плечами перекочевала в 90-е из 80-х. Они были популярны почти все десятилетие.

Победительницы конкурса Мы - близнецы- Юлия и Светлана Левреневы, 1990 год. Фото: РИА Новости

Победительницы конкурса Мы — близнецы- Юлия и Светлана Левреневы, 1990 год.Фото: РИА Новости

10) Белые рубашки с цветочным принтом и свитера из ангорки.

У девушек постарше в 90-е была любовь к объемным шелковым рубашкам с короткими рукавами и с принтом в виде ярких цветов.

Призеры зрительских симпатий конкурса Дочки-матери семья Ярославцевых, 1990 год. Фото: РИА Новости

Призеры зрительских симпатий конкурса Дочки-матери семья Ярославцевых, 1990 год.Фото: РИА Новости

Почти поголовно женщины за сорок носили свитера из ангорки! Чаще всего с вышивкой бисером или пайетками. Еще среди дам в возрасте было модно носить кофты с люрексом.

11) Свободные платья с принтом.

Самый женственный предмет гардероба — платья — в 90-е были не так уж и популярны. Но если платья носили, то, естественно, в них должна была быть изюминка. Так, в моде были платья-футболки с принтом. Самый желанный рисунок начала 90-х — Микки Маус!

Кстати, о принтах. В 1997 году, после выхода фильма «Титаник», писком моды стали топики (непременно до пупка или даже выше!) с Лео Ди Каприо и Кейт Уинслет. Топики были из жуткой синтетики. Но их носили почти все девочки и девушки-подростки!

Модницы (платье с портретом!) на Красной площади в Москве, 1990 год. Фото: РИА Новости

Модницы (платье с портретом!) на Красной площади в Москве, 1990 год.Фото: РИА Новости

Что касается вечерних платьев, то в середине 90-х они стали облегающими и блестящими! (тут до сих пор мало что изменилось)

Показ коллекции Валентина Юдашкина на Неделе Высокой моды в Москве, 1997 год. Фото: РИА Новости

Показ коллекции Валентина Юдашкина на Неделе Высокой моды в Москве, 1997 г

www.kp.ru

носить — Викисловарь

  • имена собственные: Змееносец, Вознесение
  • фамилии: Вознесенский, Победоносцев
  • топонимы: Золотоноша
  • пр.  существительные: авианосец, алмазоносность, амёбоноситель, амёбоносительство, апатитоносность, бактерионоситель, бактерионосительница, бактерионосительство, бациллоноситель, бациллоносительница, бациллоносительство, безотносительность, безызносность, биченосец, богоносец, богоносность, бокситоносность, бровеносец, броненосец, венценосец, венценосица, венценосность, вертолётоносец, взаимоотношение, взаимоотношенье, взнос, вибриононоситель, вибриононосительство, видеоноситель, вирусоноситель, вирусоносительница, вирусоносительство, витаминоноситель, витаминоносность, внесение, внесенье, внос, водонос, водоносность, вознесение, вознесенье, возношение, возношенье, вредоносность, вынашивание, вынашиванье, вынесение, вынесенье, вынос, выноска, выносливость, газоносность, генсек-бровеносец, градоносность, грунтонос, гуттаперченосность, дароносец, дароносица, донашивание, донашиванье, донесение, донесенье, донос, доноситель, доносительница, доносительство, доносчик, доносчица, доношение, доношенье, духоносец, духоносица, духоносность, жезлоносец, жезлоносица, жемчугоносность, жертвоприноситель, жертвоприносительница, жертвоприношение, жертвоприношенье, живоносность, жизненосность, занашивание, занашиванье, занесение, занесенье, занос, заносчивость, звездоносец, звуконоситель, знаменоносец, знаменосец, золотоносность, изнашивание, изнашиванье, изнесение, изнесенье, износ, индигоносность, калиеносность, камфоронос, камфороносность, каучуконос, каучуконосность, книгоноша, контрминоносец, копьеносец, крестоносец, лаконос, маслонос, медаленосец, меденосность, медонос, медоносность, металлоносность, мехонос, мехоноша, меченосец, мешконос, миноносец, миноноска, мироносец, мироносица, молниеносность, нанашивание, нанашиванье, нанесение, нанесенье, нанос, невзнос, невнесение, невнесенье, невыносимость, невыносливость, недонашивание, недонашиванье, недонесение, недонесенье, недонос, недоноситель, недоносительница, недоносительство, недоносок, незанесение, незанесенье, нектаронос, нектароносность, ненанесение, ненанесенье, непереносимость, несение, несенье, несносность, несун, несушка, неудобопереносимость, неудобопроизносимость, нефтегазоносность, нефтеносность, носилки, носильщик, носильщица, носитель, носительница, носительство, носка, носкость, нотоносец, ноша, ношение, ношенье, обнесение, обнесенье, обнос, обносок, обношение, обношенье, огненосец, огненосность, орденоносец, орденоносица, орденоносность, оруженосец, отнесение, отнесенье, относ, относительность, отношение, отношенье, паразитоноситель, паразитоносительница, паразитоносительство, перенесение, перенесенье, перенос, переносимость, переноска, переносность, письмоносец, письмоносица, письмоноша, плодоносность, плодоношение, плодоношенье, победоносец, победоносица, победоносность, поднесение, поднесенье, поднос, подноситель, подносительница, подношение, подношенье, понос, поноситель, поносительница, поноска, поношение, поношенье, порфироносец, порфироносица, порфироносность, правдоносец, правдоносица, правоотношение, правоотношенье, превознесение, превознесенье, превозношение, превозношенье, преподнесение, преподнесенье, привнесение, привнесенье, принесение, принесенье, принос, приноситель, приносительница, приношение, приношенье, программоноситель, произношение, произношенье, пронесение, пронесенье, пронос, пухонос, радиодонесение, разведдонесение, разнашивание, разнашиванье, разнесение, разнесённость, разнесенье, разнос, разноситель, разносительница, разноска, разносчик, разносчица, ракета-носитель, ракетоносец, ракетоноситель, рогоносец, рогоносица, рудоносность, рясоносец, сахароносность, светоносность, секретоноситель, секретоносительница, селитроносность, семянос, семяносец, сереброносность, сигналоноситель, скипетроносец, скипетроносица, слюдоносность, смертоносец, смертоносица, смертоносность, смолонос, смолоносница, смолоносность, снашивание, снашиванье, снесение, снесенье, снопонос, снос, сноска, сносность, сношение, сношенье, соотнесение, соотнесённость, соотнесенье, соотносимость, соотносительность, соотношение, соотношенье, спиртонос, споронос, среброносность, судьбоносность, теплоноситель, торпедоносец, труднопроизносимость, угленосность, удобопереносимость, удобопроизносимость, унесение, унесенье, унос, факелоносец, факелоносица, флагоносец, фосфоритоносность, хладоноситель, хоругвеносец, хоругвеносица, цветонос, цветоносность, цельбоносность, чалмоносец, шеллаконос, шерстоносность, шрифтоноситель, щитоносец, щитоносица, энергоноситель, эфиронос, эфироносность, ядоносец, ядоносность, янтареносность, янтароносность
  • прилагательные: авианесущий, авианосный, алмазоносный, апатитоносный, безотносительный, безызносный, богоносный, бокситоносный, броненосный, венценосный, вертолётонесущий, вертолётоносный, витаминоносный, водоносный, воздухоносный, вредоносный, выносливый, выносной, газоносный, градоносный, громоносный, гуттаперченосный, дароносный, духоносный, жалоносный, жемчугоносный, жертвоприносительный, живоносный, жизненосный, занесённый, заносный, заносчивый, звездоносный, златоносный, знаменосный, золотоносный, изношенный, индигоносный, калиеносный, камфороносный, каучуконосный, клубненосный, копьеносный, крестоносный, кровеносный, лавроносный, ладаноносный, маслоносный, меденосный, медоносный, металлоносный, меченосный, миноносный, мироносный, молниеносный, наносной, наносный, невыносимый, невыносливый, невыносной, неизносимый, неизносный, нектароносный, непереносимый, непереносный, непроизносимый, несносимый, несносный, неудобопроизносимый, нефтегазоносный, нефтеносный, носибельный, носилочный, носильный, носимый, ноский, ношеный, огненосный, оловоносный, орденоносный, отнесённый, относительный, относный, перенесённый, переносимый, переносной, переносный, пламеноносный, пламеносный, плащеносный, плодоносный, победоносный, подносный, поносительный, поносный, поношенный, порфироносный, правдоносный, пренесносный, привнесённый, принесённый, приносный, произносительный, проносный, противоизносный, противоминоносный, разносный, ракетоносный, рогоносный, рудоносный, рясоносный, сахароносный, светоносный, селитроносный, семеноносный, семяносный, сереброносный, сероносный, скипетроносный, слюдоносный, смертоносный, смолоносный, сносный, соотносимый, соотносительный, спиртоносный, спороносный, среброносный, судьбоносный, торпедоносный, труднопроизносимый, угленосный, удобопереносимый, удобопроизносимый, унесённый, уносной, уносный, фосфоритоносный, хоругвеносный, цветоносный, цельбоносный, чалмоносный, шерстоносный, шишконосный, щитоносный, эфироносный, ядоносный, янтареносный, янтароносный
  • глаголы: взнести, взнестись, внести, внестись, вносить, вноситься, вознести, вознестись, возносить, возноситься, вынашивать, вынашиваться, вынести, вынестись, выносить, выноситься, дона́шивать, дона́шиваться, донести, донестись, доносить, доноситься, занашивать, занашиваться, занести, занестись, заносить, заноситься, изнашивать, изнашиваться, изнести, износить, износиться, нанашивать, нанашиваться, на́шивать, недона́шивать, недона́шиваться, нести, нестись, носить, носиться, обнести, обнестись, обносить, обноситься, отнести, отнестись, относить, относиться, перенести, перенестись, переносить, переноситься, плодоносить, повносить, повынести, повыносить, поднести, поднестись, подносить, подноситься, подона́шивать, подоносить, позанашивать, позанашиваться, позаносить, поизнашивать, поизнашиваться, поизносить, поизноситься, пона́шивать, понести, понестись, поносить, поноситься, пообноситься, поразнашивать, поразнашиваться, поразносить, поразноситься, поснашивать, поснашиваться, поуносить, превознести, превознестись, превозносить, превозноситься, привнести, привносить, привноситься, принести, принестись, приносить, приноситься, произнести, произнестись, произносить, произноситься, пронести, пронестись, проносить, проноситься, разнашивать, разнашиваться, разнести, разнестись, разносить, разноситься, снашивать,

ru.wiktionary.org

Традиционная славянская одежда: что носили встарь

Традиционная славянская одежда вызывает ощущение гармонии с окружающим миром, спокойствия и благополучия. Она формировалась веками, все неудобное, непрактичное отпадало. Оставалась одежда, в которой человек хорошо себя чувствовал в любое время года, в любых обстоятельствах.

Популярные произведения искусства сформировали представление, что славянская одежда – это обязательный сарафан и свободная рубаха. Однако, традиционные наряды более разнообразны. Свои наряды были у людей разных возрастов и достатка, существовали точные представления о том, что надеть в праздник, а что на работу. Дети одевались похоже на взрослых, но были и принципиальные отличия.


футболка

Из чего шили славянскую одежду

Как и все в быту наших предков, одежда наделялась смыслом, предназначалась для защиты от зла. Поэтому свойства того, что непосредственно прикасается к телу, имело особое значение. Ткань, из которой шили одежду, делали из льна и шерсти. Хлопок использовался значительно меньше, чем сейчас. Особым почётом пользовалось полотно из крапивы. Жгучую траву полагалось собирать голыми руками, не обращая внимания на ожоги. Обрабатывали ее так же как лен. Дошли до нас и сведения о том, что волокнистый материал извлекали из сосновых иголок. Из полученной пряжи вязали тёплые, врачующие ревматизм вещи.

Из чего состояла многослойная славянская одежда: женский наряд

Главной одеждой нашим предкам служила рубаха длиной ниже колена с длинными рукавами. В зависимости от местности и предназначения рубахи были узкими и широкими, с разрезами и без, с богатой вышивкой по подолу и низу рукавов или простые. Носили их и женщины, и мужчины.

Самой распространённой славянской одеждой для женщин до XVII века была понёва, а не сарафан. Понёва представляла собой несколько сшитых полотнищ, обернутых вокруг талии и закреплённых поясом с узорами-оберегами. Рубаха заправлялась под понёву, а сверху повязывался расшитый передник, охраняющий свою хозяйку от дурных сил. Поверх всего этого надевалась безрукавка «навершник» длиной до колена.

Многослойная одежда не только сохраняла тепло, но и помогала сделать фигуру статной, показывала красоту и здоровье женщины.


пояс обережный

Какой была славянская одежда: мужской наряд

Мужские рубахи, как и женские, долгое время были длиной ниже колена. Под ними мужчины всех возрастов носили портки. Эти штаны крепились на бедрах при помощи шнурка, вставленного в отвернутую и пришитую верхнюю кромку.

Верхняя славянская одежда для мужчин называлась свитка. Она надевалась через голову, имела длину непременно ниже колена и узкие рукава. Пояс был обязательно широким. Как и женская, мужская одежда украшалась вышивкой, узорами, хранящими своего владельца, дарующими силу и удачу.

Зимняя славянская одежда

Суровый климат вынуждал славян иметь тёплую одежду на разные сезоны. Меховые тулупы и шубы были доступны не всем. Крестьяне согревались зимой, надев длинный армяк, сшитый из шерстяной ткани. Неотъемлемой его частью были капюшон и пояс, не дающий расходиться полам без пуговиц.

Зипун из грубого сукна, часто с оторочкой мехом был наряднее и дороже, в праздничном варианте украшался вышивкой и шнурами.

Главная славянская одежда для путника в дальней дорогеепанча – представляла из себя плащ с капюшоном и специальной пропиткой от дождя и пронизывающего ветра.

Знатные и богатые люди могли себе позволить однорядки, охабень, ферязь.

Повседневная славянская одежда, сшитая из небеленого льна, была серого цвета. На праздники использовали яркие ткани, цвет которым придавали природными красителями. Одежда щедро украшалась вышивкой, шнурами, бусинами. Дорогие наряды передавали по наследству.

пояс обережный

Читайте также:

Славянский календарь

Славянские праздники и обряды

Славянская мифология

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Что носили русские женщины до ХХ века.: alvere — LiveJournal

Ростовская область

Донской женский казачий костюм сформировался благодаря влиянию других народов, с которыми казаки торговали или воевали. Одежда донских казачек отличалась яркой, контрастной цветовой гаммой, многослойностью, шилась преимущественно из шелковых привозных тканей, включала турецкие, татарские, кавказские и славянские детали. Составные элементы донского казачьего костюма имели региональные названия, что отличало его от русского женского костюма.

Повседневный и праздничный костюм казачки не обходился без кубелека – платья с завышенной талией, глубоким вырезом и рукавом спереди. «Кобелек», «кебелек», «кубелёк» – тюрское слово, означающее мотылька или бабочку. Когда казачка поднимала руки вверх, широкие рукава рубахи, надетой под него, в движении выглядели как крылья мотылька. От этого сходства и произошло название платья. Распространены были детские, повседневно-рабочие, девичьи, праздничные и кубелеки для пожилых женщин. Кроме платья они надевали шаровары, головной убор (у девушек повязки «челоуч», шапки-перевязки, платки и косынки, у женщин рогатая кичка, повойник, колпак), пояс (металлический «татаур», позже – бисерный или низанный жемчугом текстильный пояс), кожаную восточную обувь (сафьяновые сапоги-чулки – «ичиги, ичитки»), аксессуары (вислые пуговицы, «чикилики» – височные украшения, «перлы», «капчак» – нагрудные, «безелики» – парные наручные браслеты из жемчуга, бисера, металла, а также серьги, кольца).

В конце XIX века на смену кубелеку приходит повседневный и праздничный костюм «парочка» – кофточка с баской «кираса», подчеркивающая природную стать казачки, и длинная широкая юбка. Изготавливались кофта и юбка из одинаковых по цвету и фактуре материалов. Летом юбки шили из холста, а зимой из шерсти. Для праздничных юбок покупали ситец, сатин, бархат, батист, нанку, молескин, кашемир. Кстати, под верхнюю юбку надевали четыре-пять нижних «зоновок» – из ситца или коленкора. С повседневным и праздничным костюмом казачки надевали фартуки, которые назывались по-разному: «завески», «занавески». Праздничные фартуки дополнялись кружевами, лентами.

Головные уборы казачек – простые в эксплуатации, открывали большую часть волос. При этом на Дону сохранялась традиция покрывать волосы, тщательно собранные в тугой пучок на затылке, «шлычками», «файшонками», шарфами, косынками.

С нарядной одеждой носили кожаные ботинки на шнурках («гусарики»), пуговках («гетры» – высокие ботинки с застежкой на боку) и полуботинки на низком каблуке с узкими носами («баретки»). Любимой обувью казачек были, конечно, «гусарики» – праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, ведь их можно было надеть на гулянье, похвалиться обновкой.

Новосибирская область

В Сибирь русские переселенцы пришли с Ермаком в начале XVI века. Однако на протяжении сотен веков здесь жил коренной народ – чалдоны, имеющие свою самобытную культуру и отличающиеся свободолюбивым характером. Это проявлялось и в одежде: сибирячки позволяли себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий в европейской части России.

Считалось, что костюм должен отражать благополучие и достаток. Поэтому, во-первых, обязательным было наличие праздничной одежды у каждого человека. А во-вторых, даже повседневные наряды отличала добротность, чистота и опрятность.

«Женский костюм отличался большим разнообразием форм. Можно выделить два типа женского костюма: рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой (андараком, понёвой), – рассказывает Татьяна Рублева, мастер русских народных костюмов. — Рубаха украшалась тесьмой или вышивкой крестом. Юбка (сукманка, андарак) была тем самым элементом костюма западносибирских чалдонок, который отличал данную традицию от общероссийского сарафанного костюмного комплекса».

Юбки расшивались кружевом или тесьмой. Поясной передник или фартук являлся неотъемлемой частью нарядов. Праздничные передники украшались пришивным вязаным кружевом, нашивками и оборками из дорогих ярких тканей. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, пуговицами. Обязательным было ношение пояса, это символ женской чести. Если женщина не могла надеть пояс на одежду, она обязательно повязывала пояс под одежду. На ноги надевали кожаные башмаки с маленьким каблучком для кокетства (в лаптях сибирячки не ходили).

Украшали себя кольцами, серьгами, бусами. Девушки и женщины никогда не появлялись на людях с неприбранной или непокрытой головой. У девушек было обязательным заплетение волос в одну косу, которая богато украшалась лентами или специальными накосниками, как символ девичьей чистоты. Женщины всегда скрывали волосы, заплетенные в две косы и обвитые вокруг головы, под платком или головными уборами – это могли быть кокошники, кички или так называемые сороки.

Татарский костюм

Казанские татарки придумали сабо на каблуке и носили все украшения сразу. В гардеробе каждой знатной дамы были десятки нарядов разных фасонов и цветов. Объединяли их независимо от времени года спрятанные силуэты, длина рукава до кистей и отсутствие красного цвета. Такие правила диктовали исламские традиции.

Наряд сельской девушки – это простое платье, фартук и платок. Городские девушки поверх расшитого рюшами платья надевали камзол в пол. Популярными цветами нарядов были ярко-розовый, синий и зеленый. Даже наряд для никаха (свадьбы) мог быть любого пастельного тона, в зависимости от моды.

С детства девушка сама шила себе приданое. Если татарочка появлялась на улице с ног до головы в расшитой одежде – это был знак, что к свадьбе она готова. По древней традиции на никах девушка должна была вышить мужу нарядные портянки.

Татарки-модницы зимой и летом белили лица, чтобы показать, что целыми днями сидят дома и ни в чем не нуждаются. А зубы чернили специальной угольной пастой. Сахар был редким дорогим деликатесом, а частое употребление его вызывало кариес. Его и старались имитировать модницы.

О достатке казанской татарки говорили ее браслеты. Врач и исследователь, ректор Казанского университета Карл Фукс упоминал в дневниках, что пожилая татарка лишь протянула ему руку, чтобы нащупать пульс. Но из-за того, что рука была плотно увешана браслетами, сделать это не удалось.

Рыбья чешуя считалась у татар оберегом от напастей. Из-за того, что носить ее было непрактично, в украшениях ее символично заменили монетами. Так появились мониста на груди и в косе. Чаще всего монетами украшали кончик косы. Девушки побогаче носили чулпы или накосник. Выходить из дома без него было не принято. Он мог быть из серебра или железа, украшенного агатом, сердоликом, бирюзой или янтарем. Замужняя женщина носила одну косу, а девушки – две косы.

Яка челбыры – воротниковая цепочка, которая одевалась поверх наряда. От основания отходили три или пять подвесок – лучей, украшенных камнями, монетами или ажурными деталями. Чем богаче была девушка, тем длиннее у ее украшения были металлические подвески. Под яка челбыры надевалось нагрудное шейное украшение – изю. Оно напоминало слюнявчик и закрывало разрез на груди. На матерчатом изю сельские девушки вышивали узоры и молитвы, а городские предпочитали расшивать изю золотом и украшали серебром.

Ичиги, кожаные сапожки с татарским орнаментом, в почете у татарских девушек до сих пор. Казанские мастера прославились своим многослойным швом. На сапогах были аппликации из растительных узоров. Каждый мастер делал свой отличительный орнамент, по которому его работу узнавали в округе. Летом по принципу ичигов шили модные сабо с колодкой на платформе и на трехсантиметровом каблуке. Краеведы уверены: именно Казань – родина популярной сегодня обуви сабо.

Калфак, головной убор с орнаментом или изображением птиц, в гардеробе татарочки был пошит к каждому платью. Со временем размеры калфака уменьшались, а носить их было модно то на затылке, то набок. Украшали их синельной вышивкой, тамбурным швом, бисером и золотым шитьем. В зимнее время модницы повязывали на голову платок, сверху надевали меховую шапку-формовку, а поверх нее, словно фату, расшитый платок. В сильные морозы украшение спасало от холода.

Хасите – традиционное матерчатое украшение, которое делали из куска ткани, на который нашивались бляхи, цепочки, монеты, полудрагоценные камни и все, что составляло ценность. По преданию, хасите лежало как лента, через все тело и проходило через сердце. В нижней части был пришит мешочек с молитвами. Если муж расходился с женой, она должна была уйти в чем была, поэтому хасите у умной татарки весило по несколько килограммов и всегда было на ней.

Рязанская область

Модницы Рязанской земли имели в своем гардеробе костюмы на все случаи, шили они их в молодые годы до замужества, пока, как считалось, на это было время. Одежда была безразмерная, и четко соблюдалась цветовая гамма, а именно наличие красного цвета. Его связывали с расцветом женщины, с ее детородной силой. Девочка ходила в белой рубашке, подпоясанная красным пояском, наряд невесты был весь красным, этого цвета было много и в одежде полной сил матери семейства. С возрастом в костюме появлялось все больше белого цвета, и погребальный был белым. Если девушка замуж не выходила, то носила темную одежду.

Для народного рязанского женского костюма характерен поневный комплекс. Он известен в нашей области с XI века, а вот сарафан на Рязанщину пришел из московских рубежей и не имел большого распространения. Крестьянки Рязанского уезда облачались в рубаху с «долгими» (длинными) рукавами – эта традиция восходит еще к древним русальным преданиям. Сверху надевалась понева (поясная одежда в виде юбки), украшенная свастикой, символизирующей круговорот солнца в природе. Помимо такого узора был характерен геометрический орнамент: ромбы, кресты, репьи. Отличительной особенностью замужней женщины были «крылышки» – это шейное украшение в виде полосы, застегивающейся спереди и спускающееся на спину двумя лопастями.

Большое внимание уделялось головному убору. Девушки до замужества носили повязку – ленку и заплетали одну косу, украшая ее накосником, а замужние женщины заплетали две косы и уже облачались в кичку.

«Кичка – это головной убор в виде рогов, который носили замужние женщины как оберег от нечистой силы, – рассказывает Анна Дульнева, старший научный сотрудник РИАМЗ. — Очень часто помещики были против таких традиций, тогда крестьянки прятали кичку под сороку комолую – головной убор без рогов. Этнограф Андрей Григорьевич Данилин приводит в пример распространенную поговорку о рязанских крестьянках: „Буду есть одну мякину, но рога свои не скину“. По ней можно понять, насколько важной была для женщин Рязанской земли кичка».

Владимирская губерния

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей.

Ценились серебряные и позолоченные с гладкими вставками – пуговицы, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнурка. Такой прием украшения наиболее типичен и для русского косоклинного сарафана: струящаяся поверхность шелковых тканей с рисунком на фоне пастельных.

Как правило, косоклинные праздничные распашные сарафаны из шелковых, льняных и хлопчатобумажных тканей – все были поставлены на жесткую подкладку!

Шелковые и парчовые сарафаны во Владимирской губернии конца XVIII – начала XIX в. дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов – епанечкой (разновидность душегрея).

Она шилась из шелка или парчи, украшалась кружевом из золотных нитей, металлической бахромой.

Головные уборы были разнообразны! Однорогий кокошник (в нескольких вариантах) распространен именно во Владимирской губернии: кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном, кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Кокошники изготовлялись обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ.

На характере крестьянского костюма Центрально-промышленного района значительно сказывалось влияние городской культуры.

Наиболее значительными факторами, вызывавшими изменения в этом виде прикладного крестьянского искусства, были проникновение в народный быт промышленных товаров (фабричных тканей, лент, тесьмы, бумажной пряжи). В XIX веке на территории Владимирской губернии активно развивается текстильная промышленность.

На базе издавна существовавшего крестьянского домашнего ткачества создаются ткацкие промыслы с производством главным образом хлопчатобумажных и шелковых тканей.

Некоторые мануфактуры выпускали штофы, бархат, парчу, атлас на уровне европейских фабрик.

Кубань

Одежда казачек на юге России всегда подчеркивала женскую стать и красоту: приталенные силуэты кофт, яркие расцветки ткани, много блестящих украшений.

На Кубани было несколько комплектов женского наряда, рассказали в краснодарском Музее казачества. Например, в черноморских станицах женщины носили плахту – юбку. Шили ее из двух или четырех полотнищ клетчатой шерстяной ткани. Плахта закреплялась на талии при помощи широкого шерстяного пояса. В станицах на юго-востоке Кубанской области шили шерстяную поневу – это тоже длинная юбка из кусков плотной ткани синего, черного, реже красного цвета. Казачки восточных станиц надевали сарафаны, а в одежде терско-гребенских женщин были распространены элементы национальных костюмов черкесов и балкар – например, бешметы (кафтаны).

Повседневный комплект состоял из длинной исподней рубахи с длинными рукавами и круглым воротом. Поверх рубахи надевали «кохточку» и юбку. Нижняя юбка «спидныця» – всегда белого цвета – шилась из ситца или сатина. Цвет же верхней юбки казачка выбирала сама. В гардеробе богатой казачки было до 15−20 верхних юбок.

Нарядные блузки шились на кокетке или были свободного покроя длиной чуть ниже талии с воротником-стоечкой. Праздничную кофту с небольшой баской и длинными узкими рукавами могли носить только девушки. «Матине», распашные кофты ниже пояса свободного покроя, предназначались для замужних. Со второй половины XIX века стали популярными «парочки» – юбка в талию, отделанная кружевами, и блузка с длинными рукавами. В богатых семьях парочку шили из шелковых или шерстяных тканей, а в бедных – из ситца. Девушкам позволялось носить парочки только с 15 лет.

Голову замужней казачки покрывал платок, а девушки носили ленты. Позже появились «файшонки» – черные ажурные косынки, шелковые или из хлопка. Показаться на людях с непокрытой головой для мужней жены считалось неприличным. В праздничные дни наряд дополнялся ярким платком с крупным разноцветным узором, а также шлычкой (шапочка с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок). Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке.

Ношение чулок для замужних было обязательным. Даже летом считалось неприличным появиться с голыми ногами. Кстати, то же касалось и кофточек с коротким рукавом. Чулки вязали спицами из пеньковых, шерстяных нитей. Наряд казачки дополняли красные или черные лакированные сапожки на каблуке – черевички. Особым шиком считались с блестящими застежками. В повседневной жизни носили постолы или чувяки.

Были в гардеробе и украшения – браслеты и серьги, а также мониста из коралловых бус. Количество нитей бус и нашитые «дукачи» – золотые монеты – показывали достаток семьи. В целом замужние казачки украшения редко носили, поскольку их жизнь проходила в тяжелом труде. Наиболее яркой и нарядной была одежда у незамужних. Годам к 35 в гардеробе начинали преобладать однотонные вещи упрощенного покроя из дешевых тканей.

Ульяновская область

В Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) женщины носили преимущественно так называемый северный тип русского костюма – рубаху, сарафан и кокошник. Соседство с чувашами, татарами и мордвой отложило отпечаток на своеобразие костюма.


alvere.livejournal.com

Встречаем по одежке: что носили на Кавказе

Определить семейное положение, понять, из какой семьи человек и даже его профессию, раньше можно было по одежде. Читать наряд, как книгу, могли и народы Дагестана несмотря на то, что костюмов здесь было великое множество — как и национальностей. Сегодня старинные наряды выставлены в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи и специалисты продолжают их изучать.

О традиционных нарядах нескольких дагестанских народностей мы расспросили научного сотрудника музея, специалиста по народным костюмам Разитту Гаджиханову.

Фото: Евгений Костин

Разитта Гаджиханова

Мужской костюм: все для удобства джигита

Традиционные мужские костюмы мало отличались у разных народностей Дагестана, да и вообще Северного Кавказа. Это были, как правило, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, башлык и папаха.

— Бешмет — это одежда типа кафтанчика, прикрывающая бедра, с длинным рукавом и воротником-стойкой. Его надевали под черкеску. Позднее у нательных рубах появился такой же воротник-стойка, как у бешмета, и надевать под черкеску стали кавказские рубахи, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Черкеска, пожалуй, самый известный элемент одежды горцев. Она завершала образ воина.

— Даже после революции, когда некоторые горцы эмигрировали во Францию, жившие на чужбине дагестанцы имели черкеску. Это была отличительная особенность эмигрантов. Популярна черкеска была и в царской армии. Носили их и те, кто служил на Кавказе, в том числе Лермонтов и Толстой, — поясняет этнограф.

Шили черкеску из более плотной ткани, чем остальную одежду. Кроили ее свободной, чтобы было удобно садиться на коня.

Некоторые народы Дагестана, например кумыки, имели собственный фасон черкески — с дополнительной вытачкой. Этот прием позволял подчеркнуть статность фигуры и ширину плеч мужчины.

— Длина черкески могла быть разной. Молодые носили короче, взрослые — длиннее, — говорит Гаджиханова. — В какой-то период была мода на очень длинные, их надевали зажиточные люди.

На груди располагалась газырница — приспособление для хранения пороха.

Фото: Евгений Костин

Традиционный мужской костюм

— «Хазыр» в переводе с турецкого «готовый». Это были полые трубочки из дерева или из кости. Накрывались они чаще всего серебряным наконечником. Одной порции пороха хватало на один заряд, — говорит этнограф.

Газыри пришивались на черкеску с двух сторон, количество их могло быть разным, но не меньше семи штук с каждой стороны. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше: хороший воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет.

Еще один характерный элемент мужского военного костюма — это башлык, капюшон. В холодную и ветреную погоду его надевали поверх папахи, закрывая шею. А молодые ребята с помощью шнурка прикрепляли башлык к нарядной одежде в качестве украшения. В танце этот летящий капюшон придавал особенную динамику движению.

Папах же у горцев было несколько — на разные случаи жизни.

— Каракулевую носили по праздникам. А в будни попроще. Высота головного убора говорила о состоятельности хозяина: чем выше, тем богаче, — объясняет Разитта Гаджиханова.

Верхней одеждой горцам служила знаменитая бурка. Она была обязательна в военных походах и как атрибут чабанов.

Обувь изначально была вязаной и кожаной. Последняя делалась из цельного куска кожи. Позднее появились сапоги без каблука — ичиги, а затем и с каблуком, на подошве, особенно во время Кавказской войны.

Существовала и особая культура ношения одежды. Ту же папаху, к примеру, было неприлично надеть набок. Так могли поступить только молодые мужчины. А когда мужчина выходил за ворота дома, он обязательно подпоясывался.

— Я смотрела на День Конституции на наших мужчин, так вот у них отсутствует культура ношения костюма, как у наших предков (по настоянию экс-главы республики Рамазана Абдулатипова чиновники надевали в День конституции Дагестана национальные наряды. — Ред.). Извините, если пояс живот поддерживает, он не на своем месте… Даже полный мужчина должен был подтягивать фигуру.

***

А вот женских традиционных нарядов в Дагестане было так много, что, по признанию самих этнографов, вряд ли кто сможет назвать точное их число — только головных уборов, чохто, существуют десятки. Общим для всех было правило: молодые девушки носили одежду ярких цветов, женщины постарше — приглушенных и темных. А вот различия существовали даже в пределах одного села. В Кубачи, к примеру, по узору на носочках можно было определить, к какому роду принадлежит девушка.

Фото: Евгений Костин

Для «Это Кавказ» Разитта Гаджиханова рассказала о трех женских костюмах: андийки, лезгинки и кумычки.

Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны

Андийцы — этнос, проживающий в горном Ботлихском районе Дагестана, который иногда причисляют к аварцам — создатели одного из самых удивительных женских нарядов. Головной убор у горянок здесь необычной формы — рогообразный.

— Он встречается также в Ботлихе, но немного отличается шириной. А больше нигде такого нет. — поясняет Разитта Гаджиханова. — Этот элемент остался еще с языческих времен — бык считался священным животным, а корова — символом плодородия.

Головной убор в виде полумесяца набивали шерстью или ватой и носили «рогами» вниз. Высота его могла доходить до 20 сантиметров. Шили это чохто из нескольких деталей: та, что в центре, была из парчи или шелка яркого цвета, по бокам — красная бязь или ситец. Такая конструкция на голове делала осанку женщины особенно статной, а походку плавной.

— Поверх головного убора накидывали покрывало, а не платок — они появились позднее. Так женщины одевались во многих аварских районах. Праздничные покрывала были белыми, а повседневные — темных цветов, — показывает этнограф.

Основной одеждой у всех горянок независимо от места проживания были нательная рубаха, туникообразное платье-рубаха свободного покроя и штаны.

— Штанишки были обязательным элементом любого костюма. У андиек — неширокие, узкие и даже на резиночке, или заправлялись в обувь, — объясняет специалист по народным костюмам.

Манжеты рукавов верхнего платья и подол украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей, в основном использовали растительные мотивы. На нарядную одежду пришивали монетки, кольца, цепи. Считалось, что серебро служит оберегом.

Фото: Евгений Костин

Андийский женский костюм

Большинство аварок подпоясывали платье-рубаху матерчатым поясом определенного цвета: красного или черного, например. У женщин из селения Анди пояс мог быть любого цвета, но в тон штанов.

В условиях жизни в горах важна была многослойность: утром прохладно, в обед жарко, вечером холодно. Во время домашней работы женщина могла снять верхнюю рубаху. А если работа была в поле, то подол платья и длинные рукава застегивали на специальные пуговки, так, чтобы они не мешали. Верхнюю же одежду женщины почти не носили. Обычно накидывали платок, шаль или надевали несколько слоев одежды.

Обувь же была максимально теплой.

— В горных районах, в том числе аварских, была очень распространена вязаная шерстяная обувь с высоким голенищем, ярких цветов и со сложным узором. Носили также обувь из войлока, с загнутым острым носом.

Шили одежду как из тканей местного производства, которыми славилось село Анди, так и из привозных — с суконных фабрик русских мануфактур.

Костюм лезгинки: больше цвета

Одежда жительниц Южного Дагестана — лезгинок, табасаранок, цахурок, рутулок и агулок — отличалась яркими красками: красным, желтым, зеленым, фиолетовым. Это объяснялось влиянием культуры соседнего Азербайджана.

Фото: Евгений Костин

Лезгинский женский костюм

— У лезгинок были широкие штаны, они выглядывали как вторая юбка из-под платья. Сверху носили платье-рубаху, поверх него верхнее платье — бузму, рукава были узкие до локтя и широкие ближе к кисти. Иногда оба платья шились из одинаковой ткани. А в отделке часто использовали тесьму, — объясняет отличия лезгинского косюма этнограф.

Костюм завершал широкий серебряный пояс и массивные украшения из монет: цепи, медальоны. Мелкие монеты также пришивали к чохто, поверх которого голову покрывали большим платком, свисающим на плечи, шелковым или газовым.

— Раньше платки привозили в Дагестан из азербайджанского Гянджи. Сейчас там возобновили производство. Они уже отличаются, конечно, от тех, что были в XIX веке. Ткани не такие тонкие, как были прежде, — говорит Гаджиханова.

Для южного Дагестана была характерна и разнообразная вязаная обувь. Мужскую декорировали проще, женскую — богаче. Зажиточные лезгинки носили обувь без задника — мачи. Это тоже связывают с влиянием востока. У туфель были загнутые носки — чтобы удобнее было ходить по каменистым тропам и ничего не задевать.

Костюм кумычки: изящные платья, сапожки и шубы

У жительниц равнинного Дагестана, кумычек, платье всегда было длиной в пол. А у некоторых модниц нарядные платья были даже с небольшим шлейфом. Еще одно отличие — пояс был изящный, узкий: на европейский манер, говорят этнографы.

Повседневный костюм кумычек — это платье-рубаха — отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками. Поверх него надевали распашное платье, чем-то похожее на мужской бешмет.

— Под распашное платье кумычки часто надевали специальный нагрудник в виде манишки, шили его из дорогой ткани, в основном бархатной, с металлическими украшениями в виде парных застежек. Контрастные сочетания цветов выглядели очень эффектно, — отмечает специалист по народным костюмам.

Фото: Евгений Костин

Кумыкский женский костюм

Рукав чаще был прямой, но позже от локтя стали вшивать второй рукав в виде крыла.

Нарядное платье кумычек называлось кабалай, его шили из бархата, плотного шелка или шерсти. На один такой наряд использовали 7−9 метров ткани. Отличительная особенность такого платья — вставка шириной 25−50 сантиметров. По форме она напоминала нагрудник, идущий до подола, с воротником-стойкой, который застегивался сзади.

А в начале XX века у кумычек получает распространение нижняя юбка — ее надевали под нарядное платье, чтобы придать фигуре трапециевидный силуэт.

Отличалась и верхняя одежда кумычек. Наряду с даргинками и в отличие, скажем, от аварок они носили шубы, причем с меховой отделкой из горностая.

— Верхнюю часть шубы кроили по фигуре, а нижняя состояла из клиньев. Прямые, чуть укороченные рукава имели широкую меховую оторочку. Горловина, борта, полы и низ рукавов по краю отделывались парчой, плотным шелком, галуном и мехом, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Головной убор состоял из чохто и верхнего кружевного платка, а со временем кумычки стали носить только платок — тастар.

Обувь же у кумычек была разнообразной, часто носили вышитые яркие сапожки.

Анастасия Расулова

etokavkaz.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *