Фортуни мариано художник – Фортуни, Мариано — Википедия

Мариано Фортуни — Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal

Он один из самых — самых испанских художников. Я им восхищаюсь. Мариано Фортуни вместе с Хоакином Соролла и Веласкесом образуют идеальное трио, которое меня очаровывает в образном искусстве этой страны. Это не умаляет множество других не менее важных имен, список которых не может возглавить никто, кроме Сальвадора Дали, Пикассо, Эль Греко, Раймундо де Мадразо, Гойи … Во всяком случае, сделайте свой список по своему вкусу. Он будет хорошо подобран, независимо от того, какой вы сделаете)). Испания — бесконечный поставщик старых и новых имен в мировое искусство.

Мариано Фортуни и Марсал был настоящим новатором во всех своих произведениях. В масляной живописи его техника — точная, красочная и блестящая.
На это повлияло его мастерство в акварели – быстрое, нервное, точное, сделавшее ему имя. Он был великолепный гравер. И, наконец, страстный коллекционер антиквариата: собранные, найденные, отреставрированные им предметы теперь хранятся во многих музеях.

Но он рано умер, так рано – в 36 лет. Его жена, боясь, что интерес к Фортуно пропадет и она останется без средств, выставила все его наследие на два аукциона. И все ушло по непомерным ценам.

У Мариано была увлеченность восточно-восточными темами, историко — жанровой живописью. Но главным была его влюблённость в декоративную и роскошную ориенталистическую живопись, полную цвета и светимости. И в ней он Мастер.


Студия Мариано Фортуни в Риме,  работа Рикардо де Мадразо и Гаррета

Он родился в семье, полной художников, но его отец умер, когда Мариано был еще младенцем. Мать умерла, когда ему только исполнилось 6 лет. Его вырастил, дал образование и профессию – дед.  Именно дедушка поощрил его художественную карьеру, отдав его в учение художнику Доминеком Соберано.

У Мариано Фортуни и Марсала была короткая карьера, но он успел обрасти большим числом завистников, которые обвиняли его в академизме и склонности к конъектуре – писать на потребу буржуазии.

Он, да, был первым художником, по крайней мере, в Испании, который нанял дилера для продвижения и продаж своих трудов. Вот это и вызывало недовольство братьев по цеху. А еще неоспоримый, сильный и яркий талант Фортуни и Марсала. Но Фортуни заложил основы испанского импрессионизма, к которому позднее присоединится Соролла (Валенсия, 1863 — Мадрид, 1923).  Умерев, он стал мифом в своей стране – поговаривают, что он умер от магической атаки тертианского мага.
Ему была диагностирована малярия.

И последнее – он отец дизайнера и модельера Мариано Фортуни.

tanjand.livejournal.com

Мариано Фортуни. Плиссированная революция | Журнал Ярмарки Мастеров

Мариано Фортуни (1871 – 1949) — испанский дизайнер первой половины ХХ века. Эксперты называют его одним из ведущих дизайнеров своего времени, наряду с Жаком Дюсе.

Мариано вырос в атмосфере искусства: его отец был художником, мать — дочерью художника.

После ранней смерти отца Мариано с матерью и сестрой переехал в Париж, а затем в Венецию. Он рано начал интересоваться живописью, но вскоре его увлекли ткани и история моды, благо в семье была большая коллекция текстиля из разных городов Европы. Однако, среди его увлечений были также фотография, сценическое освещение, скульптура, архитектура. С 1901 по 1934 год Фортуни запатентовал более 20 изобретений.

1900 г. Мариано Фортуни

Самым большим вкладом Фортуни в искусство моды стали платья в греческом стиле и мелкая плиссировка, для которой он сам придумал технологию. Многие годы никто не мог повторить её. Кроме того, на основе старинных рецептов он изобрел новую технологию окрашивания тканей и печати узора, благодаря чему его модели отличались такими небывалыми цветами.

Первый греческий «дельфос» он создал в 1907 году и назвал его так в честь античной статуи «Дельфийский возничий». По тем временам это был вполне революционный наряд. Такое платье можно было надеть дома, но выйти в нём на улицу решилась бы далеко не каждая. Оно давало свободу движений, облегало фигуру и отменяло корсет (который молодые модницы снимут только в 1920-х годах). Вероятно, поэтому подобный фасон пришелся по душе актрисам и танцовщицам.

В 1920-х годах «дельфос» уже надевают на домашние приемы, а в 1930-х он становится вечерним платьем. В 1978 году Лорен Бэколл получала в нём «Оскара».

Вторым направлением Фортуни была смесь эпохи возрождения, византийских и восточных мотивов. Простой силуэт не отвлекал от роскошного бархата с изысканным узором.

Фортуни сам придумывал узоры и печатал их на ткани с помощью своего же деревянного пресса.

Платья Фортуни продавались в специальных коробках в скрученном виде. Каждый «дельфос» шился из единого отреза ткани и окрашивался многократным погружением в краску растительного происхождения.

По бокам платья идут бусины из муранского стекла. Они выполняют декоративную функцию, а также служат «грузиками», удерживающими невесомый шёлк.

Начало 20 в. Вечернее платье.

1909 г.

1910 г. Айседора Дункан с дочерью и Сергеем Есининым.

1910 г. Пальто.

1910-е г. Пальто в японском стиле.

1915 г.

1919 г.

Начало 20 в.

1920-е г. Ансамбль.

1920-е г.

Около 1920 г.

Мадемуазель Конде-Наст.

1920-е г. Вечернее пальто.

1920-е г.

1920-е г. Светская львица Наташа Рамбова.

1920-е г.

1920-е г.

1920-е г. Вечернее платье.

1920-е г. Актриса Лилиан Гиш.

1920-е г. Вечерняя накидка.

1920-е г. Графиня Элзи Ли Гоцци.

1920-е г. Накидка.

1928-1934 г.

1930-е г. Домашний халат.

Конец 1920 – начало 1940-х годов.

1930-е г. Вечерний жакет.

1935 г. Модель на фоне ткани, автор которой также М. Фортуни. Фотосессия для журнала Vogue.

1930-е г. «Пеплос».

1930-е г. Вечернее пальто.

1930-е г.

1930-е г. Вечернее пальто.

1930-е г. Кафтан.

Начало 1950-х г. Вечерние платья.

Ткани

1927 г. Шелковый бархат.

1927 г. Бархат.

1950-е г. Лен.

Автор публикации — Ольга Дмитриева, «Лето на даче»

www.livemaster.ru

Фортуни, Мариано (модельер) — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фортуни. Кларисса Кудер, миссис Конде Наст в шёлковом платье Мариано Фортуни, около 1917 года.

Мариано Фортуни-и-Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo; 11 мая 1871 (1871-05-11), Гранада — 3 мая 1949, Венеция) — испано-итальянский дизайнер одежды, основатель собственного модельного дома (1906—1946), один из ключевых дизайнеров XX века.

Сын известного художника-ориенталиста Мариано Фортуни и Сесилии де Мадрасо. Остался без отца в трёхлетнем возрасте, в детстве жил с матерью в Париже и Венеции, много путешествовал по Европе, был подающим надежды художником, скульптором, архитектором, фотографом, но предпочёл стать дизайнером. В 1897 году женился на Анриэтте Негрин.

Известен как модельер, дизайнер, театральный художник и изобретатель. Занимался изготовлением шёлка — производил его на специально открытой для этих целей в 1919 году фабрике на острове Джудекка в Венеции. Создавал абажуры для светильников из шёлка собственного производства. Эти объекты до сих пор считаются маркером Фортуни благодаря узнаваемому опаловому цвету абажуров, узорам и шёлковым шнурам с кистями и стеклянными бусинами. Производство оригинальных ламп закончилось в конце 1920-х. До начала 1980-х, когда стали появляться первые реплики, ни одна из венецианских мастерских не решалась повторить «Фортуни» — из-за технической сложности и проблем с патентами.

Умер в своем доме в Венеции в 1949 году, похоронен в Риме на кладбище Кампо Верано.

Жизнь Мариано Фортуни описана в романе Пере Жимферрера «Фортуни».

Фортуни можно назвать одним из наиболее важных модельеров XX века. Благодаря его стратегии, были сформированы или получили распространение основные принципы костюма XX столетия. Не смотря на чувственный характер своих работ, Фортуни рассматривал костюм концептуальной формой

[4]. Большинство предложенных им платьев не предполагало использование корсета, что качественно изменило структуру одежды и повлияло на формирование новой стратегии тела[5]. Работы Мариано Фортуни знаменовали исчезновение одежды, построенной на деформации фигуры — в частности, костюмы Фортуни положили конец S-образной силуэтной линии эпохи модерна.

Фортуни создал своеобразный тип моды, устойчивый к частым изменениям — в большей степени он культивировал стиль и образ жизни, нежели вариативность деталей и частую смену неустойчивых тенденций.

Рассматривая моду как интеллектуальное и художественное явление, Мариано Фортуни был протагонистом использования греческой темы в декоре и в костюме. В его коллекциях обращение к греческой теме подразумевало появление туники — прямого платья из тонкого плиссированного шёлка. Ориентиром его работ стала Архаическая Греция, открытая незадолго до того благодаря археологическим исследованиям Генриха Шлимана и Артура Эванса. Представления о древнегреческой цивилизации, получившие распространение в конце XIX — начале XX веков, стали основным мотивом платьев Фортуни. Его образ Древней Греции был связан с наследием крито-микенской культуры, в противовес увлечению античной классикой, считавшейся главным художественным ориентиром и стандартом на протяжении нескольких столетий

[4]. Стремление использовать греческие мотивы и соответствовать эстетическим вкусам своего времени, приобрели решающее значение в попытках Фортуни определить моду как искусство.

Центральным элементом коллекций Фортуни стала прямая плиссированная туника. Туники различных конфигураций из плиссированного окрашенного шёлка, утяжеленные бусинами из муранского стекла были основой коллекций Фортуни и стали самым узнаваемым типом одежды его ателье[6]. Фортуни был обладателем нескольких патентов, предлагавших эффективные методы плиссировки шёлка. Изобретенный им способ обработки шёлка носит название «плиссировки Фортуни». Эта технология считается принципиально важной: шёлк плохо поддается систематической деформации и открытие новых технологических принципов позволили Фортуни создавать новые формы и типы одежды.

Платья-туники не предполагали использование жесткого утягивающего корсета, их изготавливали с рукавами, или без, их можно было носить с поясом или без него. Плиссированное платье-туника получило название «дельфос», как полагают, в честь «Дельфийского возничего». Дельфосы считаются одним из самых устойчивых видов модной одежды — практически в неизменном виде дом Фортуни выпускал их с 1900-х по 1949 год. Греческий хитон, формы которого использовал дельфос, считался нижней одеждой. Это обстоятельство сделало появление дельфоса провокационным — долгое время его рассматривали как форму платья для домашних приёмов[7].

Клиентами дома Фортуни были Сара Бернар, Айседора Дункан, Алла Назимова, Наташа Рамбова, Лиллиан Гиш, Маркиза Касати.

История Ренессанса и декоративные ткани[править | править код]

Помимо шёлковых плиссировок, важным направлением деятельности мастерских Фортуни было создание набивных бархатов. Используя рисунки подлинных ренессансных материалов XV — XVI веков, дом Фортуни выпускал реплики и реконструкции исторических тканей. В конце 1890-х годов он увлекся набойкой тканей и создавал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XV—XVI веков.

Работая с декоративными тканями, Фортуни продолжил традицию английского Движения искусств и ремесел, которое придавало особое значение декоративной системе Раннего Ренессанса. Фортуни сделал итальянское Возрождение элементом повседневного интеллектуального быта. В своих рисунках для набивных бархатов Фортуни также использовал северо-африканские и восточные мотивы. Рассказывая о работах Мариано Фортуни, Марсель Пруст сравнивает их с убранством и мозаиками собора Святого Марка в Венеции, обращая внимание на их ориентальную направленность.

В своем романе В поисках утраченного времени Марсель Пруст неоднократно упоминает шёлковые туники Мариано Фортуни как образец тонкого и единичного вкуса. Пруст называет их одеждами, сшитыми по «старинным венецианским рисункам», обращая внимание на исторический характер этих платьев. Многие из работ Фортуни используют мотивы итальянского Ренессанса и находят прямые и косвенные аналоги в живописи итальянского (в том числе венецианского) Возрождения. Пруст также обращает внимание на уникальность каждого рисунка Фортуни, на его автономный характер и строение, видя в этой единичности изящество и смысловую тонкость костюмов Фортуни. Пруст говорит о значительности этих работ, считая их плодом долгих размышлений и рефлексий, а также обращает внимание на их сценический подтекст и оторванный от жизни характер. Пруст сравнивает систему Фортуни с костюмной точностью героинь Бальзака, указывая на очевидное сходство двух стратегий.

«Теперешние туалеты лишены такой выразительности, за исключением платьев работы Фортуни. В описании романиста не должно содержаться ни малейшей неопределенности, потому что платье это действительно существует и ничтожнейшие его узоры так же естественно положены на нем, как орнамент на произведении искусства. Надевая то или другое, женщина должна была сделать выбор не между почти одинаковыми нарядами, но между глубоко индивидуальными платьями, каждое из которых можно было бы наименовать»

— Марсель Пруст, Пленница [8]

Также Фортуни работал в сфере театра. Его интерес к театру зародился на волне увлечения музыкой и сценографией к операм Рихарда Вагнера[9]. В 1892 году Фортуни слушал оперы Вагнера в Париже, а затем, во время путешествия по Германии, посетил театр в Байройте, специально построенный Вагнером для постановки его произведений. Сценография театра в Байройте побудили Фортуни заняться театральной инженерией и декорацией, поддержав его в интерес к созданию синтетического произведения искусства. Идеальный театр Фортуни — это организм, где технические принципы и декоративные элементы объединены в единую систему.

Он изобрел систему смены театральных декораций, известную как «панорамный купол Фортуни». Он был обладателем патентов в области декоративного и театрального освещения. Один из первых патентов, связанных с осветительной системой театра был получен Фортуни в 1901 году[10]. В 1922 году его изобретения были использованы в театре Ла Скала в Милане при постановке вагнеровского Парсифаля.

  • Туника с бусинами из муранского стекла, около 1910 — 1920. Музей костюма, Мадрид.

  • Туника из плиссированного шёлка, около 1921 — 1950. Музей костюма, Мадрид.

  • Пальто из бархата, 1911 — 1920. Музей костюма, Мадрид.

  • Платье Дельфос, около 1921 — 1950. Музей костюма, Мадрид.

  1. 1 2 RKDartists
  2. ↑ SNAC — 2010.
  3. Real Academia de la Historia Diccionario biográfico español — Real Academia de la Historia, 2011.
  4. 1 2 Васильева Е. Идеальный мир. О выставке Мариано Фортуни в Государственном Эрмитаже / Теория моды: тело, одежда, культура, № 43, весна 2017, с. 283-287
  5. ↑ Стил В. Корсет / Пер. с английского М.Маликовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 272 с. ISBN 978-5-86793-775-5.
  6. ↑ Osma G. De. Mariano Fortuny; his Life and Work. New York: Rizzoli, 1980. ISBN 0847803279
  7. ↑ Нейман Б. Наследие Мариано Фортуни-и-Мадрасо на выставке в Нью-Йорке / Теория моды. Одежда. Тело. Культура № 29 (осень 2013). с. 225—229.
  8. ↑ Пруст М. Пленница. / Пер. с фр. А. Франковского. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. ISBN 5-87135-047-X
  9. ↑ Bolpagni P. Fortuny e Wagner. Il wagnerismo nelle arti visive in Italia / Catalogo della mostra, Venezia-Milano, Fondazione Musei Civici di Venezia — Skira, 2012. ISBN 978-88-572-1468-9.
  10. ↑ Fortuny M. Apparatus for the production of stage effects, US patent 791336
  • Васильева Е. Идеальный мир. О выставке Мариано Фортуни в Государственном Эрмитаже / Теория моды: тело, одежда, культура, № 43, весна 2017, с. 283-287
  • Нейман Б. Наследие Мариано Фортуни-и-Мадрасо на выставке в Нью-Йорке / Теория моды. Одежда. Тело. Культура № 29 (осень 2013). с. 225—229.
  • Bolpagni P. Fortuny e Wagner. Il wagnerismo nelle arti visive in Italia / Catalogo della mostra, Venezia-Milano, Fondazione Musei Civici di Venezia — Skira, 2012. ISBN 978-88-572-1468-9.
  • Deschodt A., Davanzo-Poli D. Mariano Fortuny — Un magicien de Vinise. Paris; Editions du Regard,1979.
  • Osma G. De. Mariano Fortuny; his Life and Work. New York: Rizzoli, 1980. ISBN 0847803279

ru.wikipedia.org

Художник Мариано Фортуни, биография и картины

   11 июня 1838 года на свет появился талантливый, одарённый художник и востоковед Мариано Фортуни. Он родился в испанском городе Реусе, в Каталонии. Его жизнь была яркой и интересной, наполненной светом, любовью, добром, калейдоскопом волнующих событий и фейерверком творческого вдохновения.

   Мариано был сиротой. После смерти родителей его воспитанием занимался дедушка. Он очень любил мальчика и заботился о нём. Дедушка работал столяром в мастерской, и в свободное время создавал восковые фигуры и статуэтки. Мариано нравился его труд, и он с удовольствием помогал дедушке раскрашивать изделия. Мальчик рано проявил интерес к рисованию. Он был знаком с местным художником и научился у него живописи. Мариано писал обетные картины, рисовал людей, природу, животных. Ему нравилось общение с окружающим миром. Он любил быть в уединении, мечтать, размышлять, творить!

   Юного Мариано привлекала скульптура. В четырнадцать лет он совершил путешествие в Барселону и познакомился со скульптором Таларном, который обнаружил у него многогранные таланты в искусстве. Благодаря своему покровителю, юноша получил бесплатное обучение в Школе Изящных Искусств. Во время учёбы он получал стипендию. На свои первые деньги он ездил в Рим, где любовался художественными шедеврами гениальных живописцев. Здесь он продолжил образование. Его необычайной трудоспособностью восхищались учителя и наставники.

   В 21 год Мариано Фортуни отправился в Африку для сбора материалов, которые использовал в работе по написанию батального полотна о победе испанских войск. Он провёл в Африке около трёх месяцев. Там у Мариано раскрылся дар колориста. В этой стране он получил много ярких впечатлений, познакомился с восточной культурой, бытом, обычаями и традициями африканских племён, вдохновился экзотичной природой и открыл для себя много нового. Его пленили световые и цветовые эффекты этой удивительной страны, и каждый день, проведённый в Африке, был для него незабываемым! Восток его удивил и покорил. Он стал работать ещё больше и усерднее! Благодаря восточной стране его талант расцвёл, сияя всеми красками совершенства. Солнце его творчества светило, озаряя душу вдохновением.

   На следующий год Мариано Фортуни отправился в Марокко, где был назначен хроникёром при штабе испанской экспедиции. В этом путешествии художник открыл много нового. Он усиленно работал, создавая этюды и картины с арабскими сюжетами, которые писал маслом и акварелью. Большое внимание Мариано уделял созданию гравюр на металле.

   Всю жизнь мастер кисти провёл в Италии, посещая иногда Испанию и Париж. На его творчество оказало влияние знакомства с известными живописцами, портретистами, скульпторами, литографами. Некоторые их работы он даже копировал. Художник был наделён прекрасным воображением, и оно приводило его к неожиданным и оригинальным решениям. Иногда он использовал для фона картины акварельные пятна или брал прокоптившийся лист бумаги.

   Мариано Фортуни был женат. Имел дочь Марию и сына Мариано, названного в честь отца. Сын художника стал известным дизайнером-модельером.

   Мариано Фортуни было создано много непревзойдённых авторских художественных работ! Он писал маслом свадебные церемонии, церкви, природу, путешествия, восточные мотивы и исторические сюжеты. Художник питал интерес к старине и отражал её в живописи. Каждое творение мастера кисти было уникальным! Его шедевры сияют ясным солнцем Вселенной, в котором отражается жизнь разных эпох. Красочные, цветовые сочетания несут его картинам яркий звездопад искусства, дарят волшебную красоту, увлекают в мир, полный гармонии вещей. Художник умело передавал в работах своё настроение, красоту и богатство окружающего мира. Его картинами восхищались все!

   Мариано Фортуни ушёл из жизни рано. Он скончался от малярии, в Риме, 21 ноября 1874 года. Его работы хранятся во многих музеях мира и высоко признаны обществом.

muzei-mira.com

МАРИАНО ФОРТУНИ. СТИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ. часть 1: плиссировка: la_gatta_ciara — LiveJournal

Ведя этот ЖЖ, я обнаружила у себя маленькую слабость – меня увлекло творчество модельеров 1920-х годов. Я, как и многие, была убеждена, что 20-е – это прямой силуэт, стрижка «Боб» и туфельки с перемычкой. Но, на самом деле, тогда работало большое количество дизайнеров предлагавших интересные модели, стилизованные под разные эпохи. Начну я свой рассказ о трех известных в ту пору домах, с известного модельера Мариано Фортуни, чьи работы стали для многих хрестоматийными.


Имя Фортуни, конечно, связано не только с 20-ми годами, но на то время пришелся самый пик его популярности.
Очень не хочется повторять здесь всем известную информацию о Фортуни, но вдруг, кто не знает? Поэтому, копирую из Википедии:

«Сын известного художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марселя (1838—1874). Остался без отца в трёхлетнем возрасте, в детстве жил с матерью в Париже и Венеции, много путешествовал по Европе, был подающим надежды художником, скульптором, архитектором, фотографом, но предпочёл стать дизайнером. В 1897 году женился на Анриэтте Негрин.

В конце 1890-х Фортуни увлекся набойкой тканей и создал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV—XV веков, а в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже.

Немного позднее он запатентовал способ плиссировки шёлка, которая с тех пор носит название «плиссировка Фортуни»».

Википедия правильно указывает на две важные вещи в творчестве Фортуни, как дизайнера одежды: плиссированные платья «Delphos» (платья — хитоны в греческом стиле) и набивной бархат.
Плиссированные платья были придуманы им в 1907 году, а в 1909 — запатентованы. Художник не считал себя модным дизайнером, ему было интересно работать с тканью, формой, цветом и фактурами. Тем не менее, его платья были невероятно популярными.

Изначально, «дельфосы» носили дома – в качестве чайного платья. Напомню, что начало ХХ века – это корсеты и сложные силуэты, а модели Фортуни категорически исключают корсет. Но, как раз, чайное платье позволяло дома ходить в удобном и красивом наряде.

Разумеется, первым популяризатором этого платья была жена и муза дизайнера.

Но потом, его полюбили многие женщины. Самые известные клиентки Фортуни — актрисы: Сара Бернар, Айседора Дункан и Наташа Рамбова. Они стали появляться в подобных нарядах на публике, с тех пор, платье-дельфос от Фортуни стало ассоциироваться с артистичной женщиной, независящей от чужого мнения. А еще позже — стало модно и престижно обязательно иметь в гардеробе подобное платье.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Наташа Рамбова

Лилиан Гиш

Метод его плиссировки с одной стороны – понятен, но, с другой стороны, неповторим. Есть версия, которая мне кажется сомнительной, что вручную шелк сметывали в мелкие складочки, обрабатывали специальным составом, а потом прогоняли через горячие фарфоровые валики. Но добиться такого же результата, как у Фортуни, в наше время не смог никто.

Для подобного платья брали в 5 раз больше шелка, ведь плиссировка сжимает объем ткани. Для утяжеления края и подола Фортуни нашивал бусины из муранского стекла

Помимо плиссировки и подражания античным образцам меня в этих платьях восхищает их цвет.

В то время уже использовались анилиновые красители. Фортуни же красил свои шелка вручную и только с помощью натуральных красок.

На первый взгляд кажется, что такие платья сделать просто. Но на самом деле, качество работы Фортуни заключается в неповторимости: для каждой клиентки специально создавался новый оттенок.  Учитывалось и то, как движение и свет влияют на цвет.

Одним из его источников вдохновения был венецианский художник Карпаччо.

Вертикальная плиссировка делала ткани похожими на современный трикотаж: они становились эластичными и легко, словно струи водопада, стекали по женской фигуре, повторяя все её изгибы.

Как все просто и вместе с тем – восхитительно красиво! Такие платья хранились и продавались в скрученном состоянии в коробке, напоминающей шляпную.

«Дельфосы» не стирали, а если нужно было почистить – возвращали в мастерскую Фортуни, где их приводили в порядок и даже реставрировали складки.

Именно такой вариант одежды «от Фортуни» использовали художники по костюмам в фильмах «Крылья голубки» и «Возвращение в Брайдсхед», чтобы подчеркнуть в них независимость и артистическую склонность.


«Крылья голубки»


Возвращение в Брайдсхед»

Его платья вне времени, потому что имеют свой стиль.

Наталья Водянова на вечеринке

Известная модель и коллекционер винтажной одежды от кутюр Татьяна Сорокко

Во второй части я немного расскажу о набивных тканях Фортуни.

la-gatta-ciara.livejournal.com

Мариано Фортуни: дизайн, не подчиненный эпохе

Эпоха модерн была настоящим прорывом в области искусства и моды, естественно — это время новых интересных форм, более свободных, с менее утягивающими корсетами, немного другого акцентного силуэта и уже даже иногда просто грациями.

Одним из культовых дизайнеров начала 20-го века был Мариано Фортуни! Он родился в 1871 году и примечателен тем, что начал создавать свои костюмы с середины 1900-х, а ведь они были совершенно не свойственны моде того времени.

Пожалуй, с самого детства все благоволило к тому, чтобы он начал заниматься искусством! Его отец был художником в стиле романтический ориентализм, а мать была связана с искусством тем, что была дочерью художника Райму́ндо де Мадра́со-и-Гарре́та. Имея такие творческие гены, Мариано безусловно пошел по стопам своих отца и деда. Он стал замечательным живописцем, инжинером и скульптором, но решил дать продолжение своему таланту в работе с тканями. Познакомившись с Вагнером, он стал работать над театральными костюмами, что дало ему больше свободы для творчества, ведь он не был привязан к социальным тенденциям.

В то время были модны античные пьесы и перед Мариано встала задача создать костюм, который бы олицетворял ту эпоху, но и транслировал бы дух современности. Он должен был сделать так, чтобы костюмы не только походили на античные за счет драпировок, но и позволяли бы свободно двигаться на сцене.

И Мариано таки создал необыкновенную по свойствам и по красоте ткань. Это был плиссированный или жатый шелк, который к тому же он самостоятельно окрашивал, будучи искусным колористом, он создавал яркие цвета, иногда даже прибегая к технике омбре.

За счет плиссе и жатости ткань могла растягиваться и возвращаться в исходную позицию. В те времена создать таую ткань можно было только с помощью специальных химических составов. Свой способ Мариано Фортуни запатентовал и сохранял в строжайшей тайне, которая, к сожалению, и ушла вместе с ним и неизвестна до сих пор.

С помощью этих тканей Мариано создал свое творение — платье «Дельфос». В основном он брал два куска ткани, сшивал их по бокам, а по линии плеча скреплял ткань наподобие древнегреческого хитона или пеплоса, оставляя прорези для головы и рук. Чтобы шелк не топорщился, Мариано утежелял его на концах с помощью бусин из муранского стекла. В итоге получился невероятно простой, но притягательный силуэт, схожий с древнегреческими колоннами, что придавало некой величественности его обладательнице.

Поначалу платья Дельфос были предназначены только для театральных постановок, но благодаря экстравагантным актрисам, которым так нравились эти наряды и которые позволяли после выступлений в этих же платьях являться на вечерние приемы, Дельфос быстро вошли в моду. Мариано начали поступать заказы, и он стал так называемым альтернативным дизайнером того времени. Его клиентками были Сара Бернар, Айседора Дункан и Наташа Рамбова

Благодаря специфике ткани, платья можно хранить в скрученном виде

Помимо плиссированных тканей Мариано Фортуни также занимался набивным бархатом, который был не менее искуссным, чем его шековые творения. Для создания узоров и самих моделей костюма он вдохновлялся картинами Возрождения в Венецианских галереях, и для полного погружения в эпоху Ренессанса он мог использовать металлизированные краски в узорах, делая это так, что они казались сотканными, а не напечатанными. Часто Мариано сочетал в ансамбле платье Дельфос с накидками из бархата.

Его костюмы были актуальны до середины 20-х годов, хотя если быть точным, они сохраняют актуальность до сих пор. Фотосессии с его костюмами осуществлялись еще в 70-х, а в наше время они учавствуют в фильмах (например, «Аббатство Даунтон» и «Крылья голубки») ,рекламах или знаменитости иногда удосуживаются чести продефилировать в его платьях.

www.livemaster.ru

Мариано Фортуни-и-Мадрасо – биография и фото платьев

Мариано Фортуни-и-Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo) – 11.05.1871 – 03.05.1949 – выдающийся изобретатель и декоратор, великолепный художник и фотограф.

Мариано Фортуни родился 11 мая в 1871 в испанской провинции Гранаде. В семье, где все были связаны с искусством, и Мариано тоже мечтал стать художником. Его отец, Мариано Фортуни-и-Марсель, был известным живописцем, мать – дочерью известного испанского художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета. Когда Мариано ещё не исполнилось четыре года, умер отец, и семья переехала во Францию, в Париж. С раннего детства уже было видно, что мальчик унаследовал талант своего знаменитого отца. Вскоре он начинает обучаться живописи.

Когда ему исполнилось 18 лет, семья покинула Париж и поселилась в Венеции. В дальнейшем оказалось, что Мариано обладал не только талантом живописца, но и другими разносторонними способностями: он преуспел в области фотографии, скульптуры и архитектуры. Помимо этого, Мариано заинтересовался тканями и красками, новыми способами нанесения рисунка на ткань. Это заставляет его экспериментировать с различными тканями – бархатом, шёлком и другими материалами.


Художник, фотограф, декоратор Мариано Фортуни

Интерес ко многим видам искусства вызывает в нём желание путешествовать. Он ищет выдающихся творцов искусства. В Париже он знакомится с Рихардом Вагнером, немецким композитором, и едет в Германию, в город Байройт. Именно здесь, в Байройте, Вагнер построил театр для постановок своих опер. Как завороженный, смотрел Мариано на театр и всё, что в нём происходило.

Он загорелся возможностью вложить свой труд в жизнь театра и начал с правильного решения – чтобы добиться значительных успехов и результатов в задуманном, необходимо сначала изучить весь процесс, начиная от рождения идеи до ее реализации. По возвращении в Венецию, он решает нарисовать для Вагнера несколько сцен.

В театральных постановках Вагнера всё было взаимосвязано между собой – декорации, песни, танцы, музыка, архитектура, поэзия. Здесь царила особая атмосфера, где было место развернуться талантам Мариано.

Фортуни постарался вникнуть во все детали, связанные с постановками в театре. Он побывал в каждой театральной должности, начиная от осветителя, архитектора, художника-декоратора и заканчивая деятельностью изобретателя, а затем и директора театра.


Платья от Мариано Фортуни

Одним из самых выдающихся изобретений для театра явились его эксперименты со светом. Экспериментируя, Фортуни выяснил, что свет может изменять оттенок, отражаясь от разных поверхностей, а также интенсивность и некоторые другие свои свойства. Он сумел при помощи света и своих изобретений создать в театральной постановке любое «небо» – от заката до рассвета.

Его театральные изобретения позволили создать многое в мировой драматургии, однако имя Мариано Фортуни осталось в памяти потомков, благодаря его дизайнерским изысканиям.

Именно живопись помогла Фортуни научиться тонко чувствовать цвет. И это помогло ему в моделировании одежды и создании тканей. В какой-то мере этим занятиям способствовала и его жена, Генриетта Негрин, которая имела большой опыт в портняжном деле. Фортуни был увлечён древнегреческим и венецианским стилем, а унаследованная им от отца любовь ко всему азиатскому подвигла его на большие открытия в дизайнерском искусстве.


Мариано Фортуни

В начале 20-го века модернизм главенствовал во всех областях искусства. Семейная пара жила в собственном палаццо в Венеции. Почти все помещения были заполнены картинами: здесь были не только работы отца Мариано, но и работы многих других художников, которые коллекционировал его отец. А позже к ним присоединились картины, собранные самим Мариано Фортуни.

Мода совсем не интересовала Мариано. Почему же появились платья-шедевры? Он их шил ради искусства. Его убеждали основать собственный Дом моды, но не для него была эта затея – Мариано и в моде пытался изобрести что-то новое. Он был не только художником и фотографом, печатником и коллекционером, но и инженером-изобретателем, что заставляло его искать и экспериментировать.


Одним из первых экспериментов в 1906 году были, так называемые, «Кносские шарфы», или «кносские шали» – покрывало типа сари, которым в своих танцах прикрывала своё грациозное тело Мата Хари. Это было прямоугольное полотно с геометрическим узором, которое можно было обернуть вокруг тела, создавая при этом самые различные комбинации, не стесняющие движений. Простой шарф мог превратиться и в жакет, и в юбку, и в тунику. При создании всех своих вещей Фортуни, как настоящий художник, стремился подчеркнуть изгибы и формы женского тела. Поэтому он всегда был противником излишних украшательств, которые отвлекали взгляд от настоящей красоты.


Мариано Фортуни платья, фото

В 1907 году дизайнер создаёт платье Delphos – «Дельфос», платье-тунику из плиссированного шёлка, ставшее бессмертным. Оно было признано произведением искусства и стало настоящим событием для затянутых в корсет женщин. Подобно платью античной статуи, подол платья тяжёлыми складками ложится на пол, создавая колоннообразный силуэт. Платье простого покроя, которое «…ничего не показывает, и ничего не скрывает…», свободно ниспадает с плеч, оно без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчеркивает естественные линии женского тела.

Платье-туника становится платьем современных танцовщиц. Это было изобретение, на которое в 1909 году Фортуни получает патент. Вдохновлённый греческим платьем и эротизмом, Мариано Фортуни создал целую серию платьев Delphos. Платье соответствовало духу эпохи модерн, на него ориентировались многие дизайнеры, особенно его друг Поль Пуаре, а затем и японец Иссей Мияке. Появляется множество различных вариантов платья-туники: с длинными рукавами, с короткими, широкими рукавами или вовсе без рукавов.


Мариано Фортуни платья, фото

Платья «Дельфос» имели рукава, которые напоминали крылья летучей мыши, широкий вырез горловины – «лодочкой» и шнурок, позволяющий регулировать плечи. Были платья по подолу украшавшиеся мелким венецианским стеклярусом, что являлось не только великолепным украшением, но в то же время и технической идеей – под тяжестью бусинок плиссированный шелк мягко струился вдоль тела и ниспадал, облегая фигуру, а не лежал, как попало.

Долгое время это платье женщины не могли отважиться надеть в качестве повседневного наряда. Это платье считалось «чайным» платьем, или домашним, в котором принимали гостей, причём в узком кругу. И только в 20-е годы, когда наряды обнажили женское тело «донельзя», дамы осмелились носить его вне дома. Платье приобрело статус вечернего наряда. Это был наряд необыкновенной красоты – плиссированный шёлк мерцал и струился, а его серебристый цвет менял свой оттенок в зависимости от освещения. Ведь никому другому так не было достаточно известно о свойствах освещения, как это было известно Мариано Фортуни.


Мариано Фортуни платья, фото

Фортуни изобрёл метод плиссировки шёлка, который оказался весьма эффективным. Платья, созданные по этой технологии, секрет которой до сих пор остаётся нераскрытым, надолго сохраняют свою свежесть. Кроме того, эти платья не нуждаются в глажении, а в сложенном виде их можно поместить в маленькую коробку, что создаёт удобство во время поездки.

Мариано Фортуни экспериментировал не только с шёлком, но и бархатом. Он увлёкся набивкой рисунка на бархате, из которого шились платья, жакеты, накидки. Мариано сам лично изготавливал краски по старинным рецептам, изобрёл устройство для набивания рисунков, за что получил патент.


Платья от Мариано Фортуни

С 1909 года, открыв в Венеции демонстрационный зал, он продает свой текстиль и одежду. С 1920 года открываются магазины в Париже и Милане. Для Мариано Фортуни мода являлась частью искусства, не подвластной законам коммерческого рынка. В то время как многие современники Фортуни предлагали миру моды проекты, рассчитанные на определённый момент жизни и обречённые на постепенное угасание, изобретения Фортуни отличаются тем, что они вне времени, они не стареют. Элегантная простота, совершенный крой и необычный цвет – все эти элементы делают его изделия не просто предметом одежды, но и предметом искусства, в том числе и платье – Delphos.

До сих пор различные музеи мира и частные коллекционеры стремятся приобрести себе хотя бы одно такое платье и готовы отдать за него практически любые деньги. К слову сказать, на аукционах сумма может доходить до 40 тысяч долларов. Все модели Фортуни можно считать музейными экспонатами, настолько они ценны.

Сегодня в Венеции, в доме выдающегося человека, располагается музей. Этот дом Фортуни приобрел в начале 20-го века. Именно здесь он прожил большую часть своей жизни и сделал многие свои открытия. Этот дом он называл своим «мозговым центром». Теперь здесь часто проходят различные выставки.

С 1901 по 1933 год Мариано Фортуни получил 18 патентов на свои изобретения, причём, в самых разных областях.


Мариано Фортуни за рабочим столом

mylitta.ru

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *