Готика — игры серии Gothic
Давным-давно, в позабытом ныне Web 1.0, на разных игровых форумах бушевали битвы похлеще, чем нынешние «IPhone vs Android». Сражались в этих битвах любители двух главных на тот момент серий Action/RPG игр – TES и Gothic. Первая из них отлично себя чувствует и в наши дни, а вот со второй, возможно, знакомы даже не все современные любители жанра RPG. Давайте же разберемся, чем прославилась cерия игр Gothic и что же в итоге привело к ее забвению.
Gothic (2001): люди гибли за металл
В наши дни никого не удивишь жанром Dark Fantasy. Магазины полны книг Сапковского, со всех телеэкранов льется кровь персонажей «Игры престолов», а большинство топ-RPG считают своим долгом встречать нас деревьями с десятком повешенных и с разбегу окунать в моральные конфликты. В ранние двухтысячные все было несколько иначе – единственной действительно мрачной из известных фентези-игр был Planescape: Torment, а в большинстве остальных наш герой если не был полубогом или принцем со старта, то уж обязательно становился легендой в конце.
И вот вышла Готика от немецкой студии Piranha Bytes, в самом начале которой героя сбрасывали со скалы в огражденную непроходимым барьером тюрьму, а первое игровое знакомство заканчивалось мощным ударом в челюсть нашего персонажа. Потом приходилось ковыряться киркой в скалах в поисках драгоценной руды (ради которой, собственно, и создан магический барьер), хлебать похлебку из мясных жуков, пинать гоблинов и копить куски руды на оружие получше.
Да, тут можно было строить карьеру, дослужиться от простого зека до правой руки местных криминальных авторитетов, но все-равно до самого конца игры выйти за барьер возможности не было. После эпической победы над Древним Злом треклятый барьер все-таки обрушивался… прямо на голову нашего Безымянного героя.
Но не только сюжетом была сильна первая часть. Если в большинстве игр того времени НПС торчали на своих местах как болванчики, максимум переходя из места в место, в Готике у каждого самого захудалого шахтера была своя жизнь.
Хороша была и боевка – вместо типичного для Action-RPG закликивания в Готике нужно было действительно фехтовать с помощью стрелок клавиатуры, управлявших направлением удара.
Готика создавала уникальную атмосферу живого мира, который не крутится вокруг героя, а живет по собственным законам. Это есть не во всех современных играх, что уж говорить, насколько круто это смотрелось в далеком 2001. Игра почти мгновенно обросла широчайшим фендомом и принесла своим разработчикам море славы и денег.
Купить
Gothic II (2002): теперь с драконами
Такая успешная игра не могла остаться без сиквела, и он вышел год спустя. Старый (во всех смыслах) знакомый некромант Ксардас с помощью сильного колдунства вытаскивает Безымянного из-под руин и сразу же радует новостями – барьер обрушен, но мы все-равно на острове. Уплыть домой возможности нет – единственный нормальный корабль у паладинов, а они никого туда не пускают. В довершение всех бед, лежание под обломками не очень полезно для здоровья (Безымянный теперь снова 1 уровня), а падение барьера разбудило драконов, которых срочно надо побеждать. Для этого нужно искать Древний Артефакт, короче, все по новой.
В целом вторая часть получилась ничуть не хуже первой, только масштабнее. Даже концовка у нее точно так же оставляла очень смешанные чувства (ок, мы победили главного дракона, хэппи энд… КСАРДАС? ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ? Ты теперь Избранный Зла?).
Купить Gothic II: Gold Edition
Gothic II: Die Nacht des Raben (2003): Come to the Dark Side, we have the Claw
Еще через год вышел масштабный аддон ко второй Готике и последняя часть серии, признаваемая качественной всеми фанатами. События его сюжета оказались вплетены во вторую Готику в виде дополнительного акта. Еще нас ждал новый субконтинент, куча квестов, разный шмот, новые монстры и три новые фракции (в которые можно было вступать параллельно с основными). Наконец-то была раскрыта судьба остальных Магов Воды (от которых в оригинальной двойке остался только Ватрас).
Еще одним важным нововведением аддона было оружие с уникальной для серии игр механикой – «Коготь Белиара». Во-первых, Коготь автоматически принимал форму, максимально удобную для игрока (для мага он превращался в руну, а для бойцов в момент получения становился в зависимости от прокачанности скиллов одноручным или двуручным). Во-вторых, Коготь можно было прокачивать у алтарей Злого Бога за собственные максимальные ХП.
Аддон поражает еще и огромным вниманием к деталям, полюбившимся фанатам в предыдущих частях – например, среди безымянных зомби на болотах можно встретить и «ожившего» назойливого парня по имени Мад, которого многие готоманы самолично убивали в первой части (ну или отводили в темный лес на съедение волкам). «Ночь ворона» – пример того, как нужно делать аддоны, которые не жалко купить.
Gothic 3 (2006): поспешишь – людей насмешишь
Предыдущие игры серии выходили по одной в год, ценой одинакового графического движка. При этом даже в первой части графика не поражала воображение. Поэтому выход третьей части затянулся, ведь в ней обещали современную на тот момент графику, огромный открытый мир, три разные концовки, нелинейный сюжет и множество контента.
Обещанного пришлось ждать, как водится, три года. И результат заставляет жалеть, что не подождали еще год. Как часто бывает в жестоком мире видеоигр (даже суровых и готических), издатель серии (JoWooD Productions) торопил разработчиков со сроками, и в итоге вместо полноценной игры вышел сырой полуфабрикат.
Да, огромный мир, нелинейный сюжет, плюс-минус нормальная графика и три концовки в игре присутствовали. Только огромный мир был наполовину пуст, а местные столицы уступали по населенности ферме из второй части.
Но ладно бы, если бы разработчики не успели доделать только контент – такое решается оперативными патчами и аддонами, пока игроки пробегают по основным квестам. Так ведь ужасна была и техническая сторона игры. Первые версии просто ничего не выгружали из оперативки, в результате через час игры комп зависал наглухо.
Пропадали надписи, текстуры и целые объекты. Счетчик ФПС на некоторых (топовых на тот момент) конфигурациях мог не превышать 10 (десять, Карл!). Боевая система зачем-то была переработана и сломана в процессе переработки. Из-за бага первый же пропущенный удар парализовал до следующего, поэтому в первых версиях рулили билды на скорость атаки – все остальное было уже не важно. Диких кабанов, атаковавших быстрее всех, многие игроки вообще обходили стороной.
Да, ситуация улучшалась с каждым патчем, но первое впечатление было уже не исправить. Поняли это и Piranha Bytes – и распрощались с JoWooD. Только вот права на сиквелы остались у издателя, что и стало началом феерического и тотального конца жизненного цикла серии.
Радует, что несмотря ни на что, Piranha Bytes не бросили поддержку своего детища. На официальной странице игры в Steam можно скачать коммьюнити-патч, правящий большинство ошибок и делающий Готику 3 хотя бы играбельной.
Купить
Gothic 3: The Beginning (2008): луч света в царстве тьмы
Если все предыдущие игры серии выходили на ПК, то эту решили выпустить для мобильных телефонов. И внезапно она получилась чуть ли не лучше, чем просто Gothic 3. Несмотря на «тройку» в названии, с точки зрения сюжета это скорее Готика 0, ведь события здесь происходят за 140 лет до начала первой части.
Gothic 3: Forsaken Gods (2008): забытая игра про забытых богов
То, что серию не спасет уже ничего, первыми поняли JoWood. Скорее всего, именно поэтому они поручили разработку аддона к третьей части индийской студии Trine Games, которая до этого работала только над провальным The Guild 2: Venice (с JoWood же). События аддона продолжают оригинал (наплевав на три возможные концовки), только вот в отличие от той же «Ночи Ворона», игровой мир тут не только не расширился, но наоборот, стал меньше в три раза.
Кроме скудного контента, индусы, очевидно, решили не переделывать чужую работу, поэтому все технические проблемы оригинальной Gothic 3 типа утечек памяти, тормозов и вылетов они бережно перенесли и в свой аддон.
Выпущенные по традиции только после нескольких громких скандалов патчи починили часть проблем, но в отличие от оригинала, играбельным аддон от этого так и не стал.
Купить
Arcania: Gothic 4 (2010): закопайте стюардессу
Если кто-то еще надеялся на что-то приличное от JoWood, то этот сиквел должен был похоронить даже самые смелые надежды. Разработчики решили соригинальничать и сперли фишку у второй Дьяблы – в итоге большую часть игры мы воюем против героя предыдущих игр серии, того самого Безымянного, который тут еще и получил имя Робар III, став, как не трудно догадаться, королем. Вместо «вау-эффекта» получился такой себе плевок в душу преданных готоманов и неплохая метафора – новая игра пытается уничтожить все, связанной со старой.
Но ладно бы сюжет, тут у новых разработчиков, студии Spellbound Entertainment, хотя бы могла пройти отмазка «я так вижу». Так они еще и окончательно урезали разнообразие и в квестах, и в прокачке, и в боевке, и даже в ландшафтах. Зато баги остались на месте – вылеты, фризы, черные экраны и глюки текстур в Arcania не редкость.
Купить
Arcania: Fall of Setarrif (2011): ненужный аддон к ненужной игре
Графику в этом аддоне сделали лучше, большинство багов побороли – но всем уже было все равно. Серия была мертва за год до выхода аддона и все это понимали. Можно было бы спасти ситуацию нелинейностью, интересным сюжетом, свежей ролевкой – но ничего этого в Fall of Setarrif нет. Заодно нет и баланса – ни прокачка, ни шмот, отличный от стартового, просто не нужны.
Если вы надеялись на хэппи энд, вы смотрели невнимательно
По состоянию на сегодня франшиза Gothic в том виде, в котором мы ее знали и любили, умерла окончательно и бесповоротно. Ситуация с правами на серию выглядит сложнее, чем текст Хроманина. Piranha Bytes могли бы начать работу над Gothic 5 сразу после выхода Gothic 4, но сначала они были заняты серией Risen, теперь вот выпустили ELEX. Заниматься легендарной серией Piranha Bytes не планируют – Бьорн Панкратц еще в 2015 году высказался, что хоть на Gothic 5 и можно было бы заработать, студии интереснее новые идеи.
И правильно, ведь если лет 5 назад новости про ожидаемую Gothic 5 еще кто-то, может, и обрадовался бы, то сейчас даже самые отъявленные готоманы максимум пустят скупую слезу и пойдут дальше рубиться в Kingdom Come: Deliverance, Ведьмака, Pillars of Eternity, тот же Skyrim или даже ELEX. Время Готики прошло безвозвратно, самые светлые воспоминания о ней безнадежно испорчены отвратительными сиквелами.
что это такое, готический стиль архитектуры зданий, искусство средневековья, архитектурные комнаты современных видов
Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.
История становления
ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.
Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.
Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.
Нотр-Дам де Пари, Франция
Особенности архитектуры
В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.
В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.
Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:
- Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
- Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры.
Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.
Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.
Дуомо, Милан
Характерные черты соборного интерьера
Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.
Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.
Интерьер готического собора
Мебель
Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.
Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.
Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.
Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.
В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.
Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.
Облицовка комнат
Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.
В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.
Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.
Комната в готическом стиле
Окна
Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.
Модные веяния средневековой Европы
Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
Мода готического Средневековья
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.
Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:
- котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
- блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
- пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
- нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Бургундские костюмы придворных
Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.
Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.
Искусство
Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.
Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.
Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.
Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:
- Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
- Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
- Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.
Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.
Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Выдающиеся культурные деятели
Клаус Слютер
Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.
Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.
Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.
Ламинат brilliant – современный материал, выполненный в классических тонах.
Какие бывают расцветки обоев, их виды и характеристики, как они комбинируются, читайте тут.
Дизайн кухни в стиле прованс: https://trendsdesign.ru/home/liv/provans-legkaya-kuxnya-v-firmennom-francuzskom-stile.html