История гжели: Гжель. История промысла — История вещей

Содержание

Гжель. История промысла — История вещей

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Об истории Гжели коротко: | Гжель

От истоков до наших дней…

 

В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия Гжель хорошо известны не только в России, но и во всём мире.

Немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. И лишь в далёком будущем название местности получил один из самых известных видов народного промысла.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё  в IV веке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и мастерство гончаров. В начале XVIII века был освоен выпуск фарфоровых изделий, а также был получен так называемый «полуфаянс». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона.

К сожалению, в конце XIX– начале XX века промышленный кризис в России оказал своё влияние и на народное творчество. Вновь производство керамики было налажено лишь в середине прошлого века. Именно тогда в организованной артели «Вперёд, керамика» был разработан новый дизайн – синяя роспись на белом фоне. Изделия делали из фарфора, а основу краски составлял высокотемпературный кобальт. Именно на основе этой артели было создано объединение «Гжель», на самом деле собравшее лучших мастеров этого искусства. В конце 80-х годов ведущим художникам фабрики была присуждена Государственная премия имени Репина «За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели,  в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом».

 

 

Гжельская керамика

Гжель — это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.

Гончарное ремесло зародилось в гжельском регионе практически с момента появления в нем крестьянских поселений. Гжельские земли были не слишком плодородными, но обширные залежи местных разноцветных глин позволяли крестьянам подрабатывать производством глиняных изделий для своих нужд и на продажу. Первое официальное упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году, но известно, что уже в XI-XIII веках местное население активно занималось гончарным ремеслом. Гжельские крестьяне несли денежные и товарные повинности перед государевым двором, но, что интересно, гончарный промысел не входил в этот список. В XVII в. царь Алексей Михайлович, высоко оценив качество разных сортов гжельских глин, сделал Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».

На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом — кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.

Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.

Изделия гжельских мастеров последней четверти XVIII в.

Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.

В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.

Фарфоровые изделия в Россию стали привозить со второй половины XVI века из Европы и Китая. Технологии производства фарфора у нас тогда еще не было, хотя поиск подходящих глин велся уже с начала XVII столетия, в том числе и в Гжели. Для налаживания выпуска собственного фарфора по велению российского Императорского двора в Санкт-Петербурге была открыта «Порцелиновая мануфактура». Первые опыты были не слишком удачными, но потом за дело взялся Дмитрий Иванович Виноградов, сподвижник Ломоносова и около 1747 года ему удалось, наконец, составить рецептуру фарфоровой массы и разработать способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Этот успех послужил толчком для развития фарфорового производства в России, начали открываться новые заводы, технология производства совершенствовалась. Не могли остаться в стороне от новых перспектив и гжельские умельцы. Они устраивались на ближайшие предприятия, перенимали технологии производства и вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет, благо, подходящей глины для таких экспериментов было вокруг предостаточно. Известно, что первым производство фарфора в Гжели начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет фарфоровой технологии распространился по всей Гжели. Производство фарфора к середине XIX века достигло наивысшего расцвета, когда в Гжели работало уже более семидесяти фарфорово-фаянсовых фабрик и более 40 живописных заведений.

Изделия гжельских мастеров первой половины XIX в.

В конце XIX века Гжель переживает очередной период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах и Риге. На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы, а немногие оставшиеся были национализированы после революции и стали производить, в основном, технический фарфор. Однако, в середине 40-х годов XX века, когда наша страна оправлялась от тяжелых последствий войны, на одном из оставшихся небольших предприятий по производству бытового фарфора, Турыгинском заводе художественной керамики, художница Наталия Ивановна Бессарабова занялась возрождением старых традиций. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приёмам. Она показала, как выводить «сплошной мазок» и «мазок с тенями»: когда кобальтовую краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого.

Кувшин, молочник и кружка. Форма и роспись выполнены по образцу Н.И. Бессарабовой начала 50-х гг.

Конфетница, автор З.В. Окулова,

В 1972 году Турыгинский завод был преобразован в Производственное объединение «Гжель», ставшее впоследствии основным предприятием в Гжели по выпуску художественного фарфора. В 1978 году Наталия Ивановна Бессарабова, совместно с другими художницами объединения — Людмилой Павловной Азаровой, Татьяной Сергеевной Дунашовой, Зинаидой Васильевной Окуловой, за создание высокохудожественных керамических изделий была удостоена Государственной премии имени Репина.

70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.

На рубеже 1980-1990-х годов вторым по значимости и старейшим в гжельском регионе заводом по выпуску художественного и технического фарфора заслуженно считался ОАО «Гжельский завод Электроизолятор». Его цех по выпуску изделий народного художественного промысла Гжель теперь снова является самостоятельным предприятием и носит имя «Гжельский фарфоровый завод». Всю свою длительную и славную историю завод является одним из творческих центров промысла. В разное время на нем трудились и трудятся такие известные мастера, как А. А. Рогов, В. Г. Розанов, заслуженный художник РФ Т.Д. Федоровская, Е.А. Ванюшкина, В.Е. Сидоренко, Л.А. Чернов, В.М. Лисневский, А.В. Рыженок, В.А. Растяпин, Т.А. Сивова (Рогова), Ю.И. Гуляев. Художники предприятия внесли новое прочтение в пейзажную и сюжетную роспись, расширили ассортимент традиционных изделий декора стола и оформления помещений, активно используют в росписи не только основную подглазурную кобальтовую технику, но и надглазурные краски, поддерживая и развивая одно из старейших направлений оформления гжельских изделий – цветное декорирование.

В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью.

Полезная литература:
«Искусство Гжели», Р.Р. Мусина , 1985 г. Изд-во «Знание».
«Марки российского фарфора (1744-1917)», Р.Р. Мусина, 1995 г. Изд-во «Знание».
«Кузнецовы. Династия. Семейное дело», Е. Галкина, Р. Мусина, 2005 г. Изд-во Галерея «Времена года».
«История художественной керамики», З.С. Федорова, Р.Р. Мусина, 2010. Изд-во «МГХПУ им. Строганова».
«Российская традиционная керамика», Р.Р. Мусина, 2011 г. Изд-во «Интербук-бизнес».
«Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король российского фарфора», Б.А. Кузнецов, 2014 г. Изд-во «Галлея принт».

Чтобы узнать больше об истории гжельского народного художественного промысла, приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи. 

Вы можете заказать познавательную экскурсию на производство Гжельского фарфорового завода, мастер-класс или организовать полноценное корпоративное мероприятие! Для этого позвоните нам по телефону +7 (903) 107-21-29 (Светлана Николаевна), или пришлите заявку на почтовый адрес: [email protected].

Особенности народного художественного промысла Гжель

Гжель. История возникновения русского промысла

Мы начинаем серию познавательных статей о самых красивых народных искусствах России и поэтому в этой статье мы расскажем вам об истории возникновения Гжели и самого названия ремесла. Гжель — это известный русский народный промысел, роспись фарфоровой утвари и различных фигурок кобальтом.

Особенность гжельской росписи заключается в том, что здесь используется всего лишь три основных цвета: белый, составляющий фон изделия, а также синий и голубой, которыми выполняется сам рисунок.

История возникновения и происхождение названия

Свое название ремесло получило благодаря селу «Гжель» в Московской области, которое славилось своими месторождениями качественных сортов глины, а также мастерами гончарного искусства. Спустя некоторое время здесь и возник известный во всем мире русский вид народного промысла. Известно, что определенный вид деятельности появляется именно там, где есть собственный материал.

Развитие гончарного искусства на Руси

Развитие гончарного дела на Руси в гжельской местности началось еще в далеком IV веке до нашей эры. А уже в IX веке гжельская земля стала центром по производству керамики на Руси. Именно там русские гончары изготавливали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Благодаря появлению новейших технологий и росту мастерства гончаров, производства по изготовлению керамики увеличивались и в начале XVIII века начали выпускать фарфоровые изделия и «полуфаянс», которые расписывали синей краской, ставшей в последствии символом гжельской утвари. Изначально в окрашенных фарфоровых изделиях использовались также и модные в то время золотистые тона.

Промышленный кризис и упадок народного творчества

В конце XIX и начале XX века в России произошел промышленный кризис, который оказал сильное влияние также и на народное творчество. Однако уже ко второй половине прошлого века производство керамических изделий было возобновлено. В это же время было организовано добровольное объединение мастеров, которые и разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской, на белом фоне. В основу синей краски входил кобальт, с помощью которого изделия не меняли свой насыщенный синий цвет на протяжении долгих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия тех времен и изделия, изготовленные современниками.

Подводя итоги, можно сказать, что даже сейчас гжельские мастера чтут традиции росписи и на сегодняшний день Гжель является основным декоративно-прикладным искусством в России, которое востребовано и в других странах мира!

факты о развитии старинного промысла, фотографии, секреты росписи.

Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором


Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века


Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника


Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель


Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге


Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель


Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора


Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором


Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР


Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором.

Гжель история возникновения промысла, развитие ремесла, роспись сегодня

Истинным богатством народа является культура: ценности, которые можно назвать традициями, творчеством, народным искусством. Они всегда будут истоками современной культуры – колористика и дизайн, декоративное урбанистическое оформление и бытовое всегда черпают идеи из народного искусства. Русская гжель: история возникновения промысла, развитие ремесла, особенности об это вы узнаете из нашей статьи.

Как появилась гжель? Зарождение

Если отъехать 60 км от Москвы, вы окажетесь в Раменском районе. В его составе 27 деревень, объединенных в единый гжельский культурный район. Одна из деревень так и называется – Гжель. И предприятие, находящееся на той же территории, носит одноименное название. Благодаря предприятию гжельская роспись не просто сохранилась, она продолжает существовать и развиваться.

Деревни занимающиеся ремеслом Гжели

А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались ремеслами.

Получается, что истинный возраст промысла неизвестен. Но как минимум 700 лет гжельские мастера работают над созданием керамической посуды, статуэток, различных предметов интерьера. Вся работа ведется строго вручную, машинной росписи нет.
Гжель – история возникновения промысла (конспективно):

  • 11-13 века. В старинном подмосковном районе, который и назывался Гжель, местным жителям не удавалось добиться успехов в земледелии. Пахари трудились день и ночь, но земля так и не становилась поистине кормилицей. А все из-за того, что вместо чернозема здесь были залежи высококачественной белой глины. Нашли это богатое место аптекари, посуду из ценной белой глины они использовали в своих медицинских нуждах.
  • Начало 14 столетия. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло. Речь не идет еще о бренде с мировой известностью, гжельском фарфоре, но изделия в конкурентной среде того времени были знамениты на всю округу.
  • Начало 18 века. Большая слава приходит к региональному промыслу. И хоть мелкие кустарные артели быстро превращаются в большие предприятия, развитие промысла не ведет к механизации росписи: изделия по-прежнему расписывают вручную.
  • 1972 год. Появляется Первое Гжельское Товарищество (в него вошли 6 малых цехов). Народный промысел продолжает развиваться и сегодня. Гжель не осталась в ранге самобытного творчества предков, она существует как отдельное направление росписи, узнаваемое и востребованное.

Те, кто никогда не видел изящного гжельского фарфора (а такие есть), наверняка видели картинки с принтом в гжельском стиле, наряды с узнаваемыми сине-белыми элементами, и даже пластиковую посуду.

Развитие ремесла

Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны.

Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной майолики. Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали технику гжельской росписи в домашних мастерских.

Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.

Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.

Другие краски при обжиге давали больше брака. Можно было бы придумать легенду о выборе синей цветовой доминанты, но о том, как появилась «та самая гжель», рассказать без этого прозаического исторического факта не получится.

Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.

И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.

Гжельская роспись сегодня

А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека.
А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.

Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так старинное русское творчество становилось для человека линией жизни.

Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.

Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

Гжель история — фарфоровые изделия в стиле Гжель

Гжель- это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и керамических изделий – посуды, изразцов, декоративным элементов декора. Гжель, если быть более точным – это название местности, охватывающей около 27 населенных пунктов – деревень и поселков, образующих так называемый «Гжельский куст».

Возникновение гончарных промыслов, а впоследствии и промыслов по изготовлению фарфоровых изделий обусловлено наличием глин, превосходно подходящим для промыслов. Около 1800 года братья Куликовы нашли секрет белой фаянсовой массы и с тех пор в регионе началось развития фаянсового и фарфорового промысла. Куликовы старались держать рецептуру и технологию в секрете, но то, что ныне называется промышленным шпионажем, и в те времена был широко распространен. В результате раскрытия секрета фарфоровый промысел стал бурно развиваться в регионе. Однако процветание региона продолжалось недолго и со временем пришло в упадок.

Прадед М. С. Кузнецова, владельца знаменитого , как бы теперь сказали, холдинга «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», был именно из Гжельского региона, где в 1812 году основал фарфоровое производство. Кстати, в 1917 году заводы Кузнецова производил 2/3 фарфоровой посуды России, это был самый крупный завод Европы по выпуску фарфоровых изделий.

Однако, вернемся к Гжели, а точнее, к фарфоровым изделиям, изготавливаемых в Гжели. Сразу, что возникает в воображении, когда мы слышим слов Гжель – это белый фарфор с ярко синей росписью. Да, это и есть отличительная особенность гжельской посуды и других фарфоровых изделий, а это прежде всего декоративно-прикладные изделия – фарфоровые скульптуры и фигурки, шкатулки и вазы, подсвечники и пепельницы,а также часы, штофы и другие сувениры.

Роспись выполняется кобальтовой краской методом подглазурной росписи, то есть рисунок наносится на фарфоровые неглазированные заготовки. Затем расписанные изделия подвергаются высокотемпературному обжигу в специальных печах. В результате обжига кобальтовая краска, практически черная до обжига, приобретает яркий и насыщенный синий цвет. Затем изделие покрывается глазурью и уже вторично подвергается обжигу. В результате получается яркий рисунок, надежно зачищенному от внешнего воздействия.

Мастера по изготовлению гжельского фарфора используют только одну единственную краску, но тем не менее роспись получается живая, играющая многими оттенками синего. Это достигается тем, что рисунок наносится так называемой мазковой техникой, когда при разных нажимах кисти получается разная толщина наносимой кобальтовой краски, которая после обжига приобретает разную степень прозрачности.

На сегодняшний день в Гжельском регионе существует несколько относительно крупных предприятий — ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», ЗАО «Объединение Гжель», завод «Электроизолятор», Гжельский экспериментальный керамический завод.Однако изготовлением фарфоровых изделий в традициях Гжели занимается много небольших мастерских с небольшим количеством работающих. Как правило именно небольшие мастерские предлагают несерийный штучный товар, каждое изделие такой мастерской оригинальное в своем роде.

Сегодня изделия, изготовленные в стиле Гжели можно приобрести во многих местах, во многих крупных городах имеются специализированные магазины, но чаще гжельский фарфор можно встретить в сувенирных лавках и магазинах.

Фарфор в стиле Гжель — История гжельских ремесел

Гжель — это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и гончарных изделий — посуды, изразцов, других декоративных элементов и предметов. Если быть более точным, Гжель — это подмосковный регион, в который входит около 27 деревень и городков. Район образует так называемый «гжельский кустарник». Гончарное производство, а затем и производство фарфора основано на наличии идеально подходящей для этих целей фарфоровой глины.

Фарфор в стиле Гжель

Примерно в 1800 году мастера братьев Куликовых открыли секрет белой фарфоровой массы. С этого времени регион стал центром фарфорового ремесла. Куликовы старались сохранить в секрете рецепт и технологию, но из-за того, что теперь известно промышленным шпионажем, секреты не могли храниться долгое время, а традиция изготовления фарфора широко распространилась в регионе. Однако процветание региона длилось недолго и со временем пришло в упадок.

Прадед М. Кузнецова, владельца известного фарфорового холдинга «Товарищество по производству фарфоровых и гончарных изделий Кузнецова», был именно из Гжельщины. В 1812 году он основал свою небольшую мастерскую и начал производство фарфора. Кстати, в 1917 году заводы Кузнецова производили 2/3 всех фарфоровых изделий России, завод был крупнейшим фарфоровым заводом в Европе. В 1917 году, когда произошла коммунистическая революция, огромное предприятие было национализировано.

Русская посуда Гжель

Когда мы слышим слово «Гжель», мы представляем себе изделия из белого фарфора с ярко-синей росписью вокруг. Да, это отличительная черта изделий из гжельского фарфора. Ремесленники Гжельского края производят широкий ассортимент различной утилитарной и декоративной продукции — фарфоровые скульптуры и статуэтки, шкатулки, вазы, подсвечники, пепельницы и даже часы.

Роспись производится специальными кобальтовыми красками, которым наносится необработанный неглазурованный фарфор.Затем окрашенные изделия обжигают в высокотемпературных печах. В результате обжига кобальтовая картина, почти черная до обжига, становится яркой и ярко-синей. Затем изделия покрываются глазурью и обжигаются во второй раз. Этот прием позволяет очень хорошо защитить картину.

Чайный сервиз фарфоровый в стиле Гжель

Мастера фарфора используют только одну кобальтовую краску, но, несмотря на это, получают живую картину с множеством оттенков синего.Это достигается с помощью так называемой «кистевой техники» рисования, когда разное давление кисти приводит к разной толщине краски и получению разной степени прозрачности.

В настоящее время в Гжельском районе действуют несколько относительно крупных предприятий — ОАО «Гжельский фарфоровый завод», ОАО «Комбинат Гжель», завод «Изолятор», «Гжельский экспериментальный керамический завод». Однако для производства фарфора по традиции в Гжели задействовано множество небольших мастерских. Чаще всего небольшие мастерские предлагают изделия на заказ, каждое их изделие является оригинальным в своем роде.Сегодня изделия, выполненные в стиле Гжель, можно купить во многих местах — в лавках при фабриках, в специализированных фарфоровых лавках некоторых крупных городов, в сувенирных лавках и магазинах.

Гжельский фарфоровый завод | Movimento Life Beyond Tourism Путешествие к диалогу

ОАО «Гжельский фарфоровый завод»

История рыбной ловли Гжель

Первое упоминание о Гжели встречается в богословской грамоте Ивана Калиты в 1328 году.Уникальные местные залежи глины, уходящие с поверхности, послужили поводом для керамического промысла, пока здесь селились люди.

За почти семивековую историю Гжели здесь произошло много событий и изменений. Мода меняется, требования рынка, но гжельцы из года в год совершенствуют свои навыки, осваивая все новые и новые технологии. Близость Москвы как центра культуры и торговли, оказанная гжельскими мастерами, оказывает огромное влияние. Примерно каждые 50 лет меняется мода, в том числе на предметы домашнего обихода, посуду и гжельцы, создают разные шедевры керамического искусства.Среди множества товаров есть предметы культа, игрушки с декоративными персонажами. Самые искусные мастера, которые дают искру Божью, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах, которые они выполняли, более сложные работы или новые украшения. Эти работы стали образцом для подражания и распространялись Гжель у каждого мастера. Так был создан стиль.

В Россию привозили фарфор второй половины XVI века. Российскому Императорскому двору было приказано наладить производство отечественного фарфора.Для этого под Санкт-Петербургом организовала Невская мануфактура. В 1710 году были предприняты попытки проверить пригодность гжельской глины для изготовления фарфора — порцелины. Около 1747 года Виноградов разработал метод производства фарфора из местных материалов, по рецепту которого была фарфоровая масса. Это была первая русская датировка продукта «Стейки» — маленькие конфеты с крышкой.

гжельских мастеров трудоустроены на новых фарфоровых заводах и раскрывают секреты техники.Вернувшись домой, открыли собственное дело или продали секрет. Первое производство Павел Куликов (Куличков) начал в 1810 году. Постепенно секрет фарфоровой техники распространился по всей Гжели. Производство фарфора в 40-х годах XIX века достигло наивысшего расцвета, работало более семидесяти гжельских фарфоровых и фаянсовых заводов и более сорока живописных заведений /

Широкое распространение получила подглазурная роспись с кобальтовым фоном, покрытым полихромным надглазурным декором и большим количеством золота.

История компании

ОАО «Гжельский фарфоровый завод» зарегистрирован в 2004 году на месте народного декоративно-прикладного искусства в городе Гжель, в селе Новохаритоново, цехе по производству художественных изделий, расположенном в селе Речица, на том самом месте, где издавна существует было традиционным производством гжельского фарфора.

Под Москвой предприятие ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» расположено в селе НовоХаритоново Раменского района на территории бывшего завода Акулина, известного фарфорового выпуска: разнообразные наборы, масленки, сахарницы, шкатулки, баночки, вазы, а также а также отдельные изделия из фарфора и фаянсовых игрушек.

До 2003 года компания носила название «Гжельский завод» Электроизоляторы. — Название завод получил в 1924 году, открыт как филиал Московского фарфорового завода «Карантин». И сегодня это одно из старейших и важнейших предприятий России по производству художественного и технического фарфора. Но история компании более древняя и насчитывает более девяноста лет. Завод основан крестьянином Я.В. Кузнецовым в 1810 году и все его корни связаны с прошлым Гжель — родиной русской керамики, с историей села НовоХаритоново типичного села Гжельского района.

Новое село, впоследствии ставшее НовоХаритоновым и расположенное на реке Дорко, появилось на месте старого сгоревшего села Харитонова в XVII веке. Ново-Харитонов — родина Кузнецовых, крупнейшие фарфоровые монополисты, селекционеры, построившие множество заводов по всей России, были переданы этим предприятиям гжельской керамической культуры и, что более важно, отправлены в другие художественные центры гжельских мастеров. Уроженцы Гжели Кузнецов никогда не порывали с ней связей. Здесь находились их предприятия, а также заводы их сородичей по родным братьям Акулиным.В Новом Харитонове с конца XIX века до 1917 года размещалась контора Гжельского отделения «Товарищества М.С. Кузнецова». В 1912 году архитектором И.Бондаренко на Кузнецовские деньги была построена шатровая Верующая церковь Святого Георгия Победоносца, в честь столетия Бородинского сражения. Инициатором строительства выступил крупнейший российский промышленник, двоюродный брат китайского магната, основатель «Ассоциации» И.Е. Кузнецов. Церковь представляла собой эмалированный фарфор, иконостас, отмеченный наградами на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и керамическую гробницу, построенную И.Е.Кузнецовым для себя и его жены. НовоХаритоново старообрядческое село. Именно старообрядцы-селекционеры всегда отличались предприимчивостью и вкусом, что позволило им организовать в России ряд высококлассных производств, чтобы в XXI веке оставаться важным центром традиционной культуры.

Под знаком деревень и жителей уездов Московской губернии в 1852 г. в селе Первая мельница НовоХаритоново проживало 244 мужчины, 274 женщины, было 52 дворовых и несколько керамических заводов: Кузнецовский фарфоровый завод (основан 1810 г.), Кузнецовский фарфоровый завод им. Теренс. и фаянсовый завод Захара Малыгина (основан в 1832 г.).В 1869 г. здесь находился фарфоровый институт Авдотьи Кузнецовой и две глиняные работы Василия Максимова и Анисима Семенова. В 1891 году завод Кузнецова перешел к его зятю, мужу, сестре Анисим Акулиной, которая производила фарфор и фаянс. После смерти Анисимова завод, которым до 1917 года владели его сыновья Джон и Саймон, разделился на две компании и приложил значительные усилия для расширения и развития производства. В 1918 году в Гжель прибыл председатель профсоюза работников стекла и фарфора Николай Законов.На собрании рабочих было принято решение о национализации обоих заводов Акулина. Но раньше новая экономическая политика предприятия не работала.

В 1920-х годах заводы вернулись к своим бывшим владельцам и начали работать, производя высококачественный фарфор и игрушки. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — прекрасная коллекция фарфоровых скульптур, игрушек, произведенных на заводе Акулина со второй половины XIX века до 20-х годов XX века. Разнообразны тематики миниатюрных скульптур, начиная от фигурок солдатиков, зверей и птиц и заканчивая мальчиками-пионерами.Большой популярностью в начале XX века пользовались изображения девушки на члене. Склепы к Новой церкви Харитонова тоже, вероятно, изготавливали на заводах Акулина.

В 1929 году завод был национализирован и перешел в собственность Государственного Электротреста. На базе завода Ивана Акулина был организован штамповочный цех московского завода
«Карантин», на котором работало 130 человек. Кроме того, в селе Ново-Харитонов при школе действовали фарфоровый керамический завод и мастерская, на которых работало 48 человек.Гжельская керамическая школа №
была открыта в 1914 году в Ново-Харитонове в 2-х этажном здании бывшей богодельни, инициированной Кузнецовым. В 1920 году он несколько раз менял свое местонахождение, но в конце десятилетия снова возвращается в Новый Харитонов. На его базе в 1931 году было создано Гжельское силикатно-керамическое училище (ныне Гжельский художественно-промышленный колледж), которому принадлежала исключительная роль в сохранении и продвижении продукции культуры и художественных традиций гжельского рыболовства. Многие выпускники общероссийского значения приобретенного вуза приехали работать на Гжельский фарфоровый завод.

Гжельская керамика и фарфор — яркое национальное самобытное искусство, имеющее свои особенности и художественное своеобразие. Провидение принесло и России мировую известность Гжель, Квасников и кумган — оригинальные по форме расписные и майоликовые сосуды, украшенные скульптурами, которые были выпущены еще в XVIII веке. Позже они, изменяя по законам материалы, будут выпускаться в полуфаянсе (XIX век) и фарфоре (XX век). Возрождая гжельский промысел в самые тяжелые военные и послевоенные 40-е годы ХХ века, великий ученый и талантливый художник А.Б.Салтыков Н.И. Бессарабова пыталась повторить в фарфоре эти дискообразные формы. Неотъемлемой чертой гжельской керамики и фарфора была национальность. Не случайно новый бессарабовский фарфор, созданный для рыбалки и гжели, показанный на Всесоюзной художественной выставке в Москве в 1946 году, назывался Крестьянский фарфор, ибо его ассоциация с глиняными сосудами, деревенской посудой была очевидна.

Сейчас это крупнейшее в России предприятие по производству традиционного фарфора с ручной росписью кобальтом, на котором работают потомственные мастера.

Ассортимент насчитывает более 700 наименований форм Манекены, кумганы, сахарницы, масленки, шкатулки, подсвечники, вазы, лампы, часы и другие предметы быта и декора с разным декором около 2000 года. За последнее десятилетие образовался Гжельский фарфоровый завод. команда инженеров, художников, производство которых, бережно сохраняя старые традиции, использует передовые методы в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента, технологические инновации, высокий художественный уровень, объемность выпускаемой продукции — вывели Гжельский фарфоровый завод в лидеры среди производителей традиционного гжельского фарфора с ручной росписью кобальтово-синим цветом.

Гжельский фарфоровый завод — постоянный участник выставок и шоу народных промыслов России.
Гжельский фарфоровый завод производит продукцию в соответствии с российскими стандартами. В 2003 году производство сертифицировано по международной системе качества ISO 9000.

Художественно-стилистические особенности изделий изготавливаются на ОАО «Гжельский фарфоровый завод».

Отличительными чертами продуктов являются декоративность, элегантность, эстетика и функциональность, а также разнообразие форм.Раскрасьте свою яркость и контрастируйте разными кобальтовыми красками с белым фоном с помощью раскрашенного вручную подглазурного кобальта на металлолом. В результате обжига черного кобальта становится ярко-синим. Изделие подписывает беличью кисть с набором красок только одной стороны кисти (так называемое «размазание теней»), где каждый последующий мазок отличается от предыдущего и имеет широкий тональный диапазон от глубоких и темных тонов до легкий и яркий. Наряду с традиционными элементами росписи (растительные, сюжетные узоры) используются закручивающиеся завитки и завитки спиралевидных завитков, точечная и пунктирная заполняющая сетка, полосы простого геометрического орнамента.Масштаб соответствует размеру вашего орнамента, а характер изображений по красоте формы. Cпецифическая технология позволяет получить все более яркие и свежие цвета.

Творческое предприятие мастера человека изложило собственное искусство Гжели и ассортимент, и в формах, и в живописи, и даже в технике. Это сочетание тонких орнаментальных разделок с живописными светлыми мазками, сгустков в глубоком синем пятне, округлости полноценных народных форм с выразительной живописью, размашистая, стремительная, построенная на переходах от темно-синего к густому мазку легкости прозрачная синий, имеющий значение системы тонкого орнаментально-линейного переплета.

Компания, в ее портфолио представлены все виды изделий из традиционного ремесленного фарфора. Продукция предназначена для повседневного использования в домашних условиях.

Фарфор деловых людей, по сути, отличается простотой, мягкостью формы, функциональностью, органично дополнен традиционной подглазурной росписью кобальтом Гжель. Это функциональность изделий из аналогичных товаров разных отраслей Гжельская рыбалка.

Традиционность изделия в сочетании с доминирующей долей ручного труда, наличие мастеров творческих династий и историческое место производства дают все основания считать ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» бизнесом народных промыслов и одним из центры русского традиционного керамического искусства.


Сегодня:
Фарфоровая ручная-

Гжель — название живописного пригородного Подмосковья в 60 километрах от Москвы, известного своими поделками из фарфора. Фигурки, посуда и подарки ручной росписи невероятно популярны сегодня. С ними связана красота гармонии, сказки и прибыли. Фарфор, расписанный вручную витиевато-синим цветом, теперь известен не только в России, но и за ее пределами. Эти изделия из фарфора привлекают дальновидность и гармонию, высокий профессионализм их создателей.Знаменитая гжельская рыбалка на протяжении нескольких веков является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается Гжель — колыбелью русской керамики. Он сформировал свои лучшие черты и раскрыл высшие достижения народного искусства.

История фарфора ручной работы восходит к 14 веку, тогда же начали изготавливать предметы быта. Местная глина высокого качества сделала их пригодными для производства лучших сортов керамики. Затем последовал непростой путь к изделиям из полуфаянсу и майолике.В 19 веке мастера начали изготавливать изделия из фаянса и фарфора. Посуда выполнялась как большими сервизными наборами, так и в виде скульптуры. Теперь изготавливают не только посуду, но и вазы, подсвечники, люстры, часы, шкатулки для драгоценностей. Следует отметить, мастера всех изделий изготавливают и расписывают вручную, вкладывая их в свою душу.

Ручная работа из фарфора и керамики является произведением искусства. Изготовить эти эксклюзивные изделия не так просто, как может показаться на первый взгляд. Процесс изготовления больше похож на сказочное превращение простого куска глины в произведение искусства.Глина — основное сырье для производства гжельских изделий. Глина обрабатывается таким образом, чтобы проявлять лучшие качества, такие как огнестойкость и пластичность, необходимые для изготовления изделий.

Процесс изготовления фарфора состоял из нескольких шагов.

Сначала предлагаемая модель изготавливается из гипсовых изделий, затем данная модель представляет собой форму, которая состоит из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия.

В готовом виде гипсовая суспензия заливается, штукатурка впитывает влагу, при этом скольжение, подвяливаясь, принимает форму изделия.Формованные изделия сушат в естественных условиях. Высохшая смесь для жмыха окончательно восстанавливается после петель, мелких дефектов литья. Затем следует предварительная обжарка, она называется вторсырье.

Краска дороже. Роспись беличьими кистями, кистью свободный ход. От мелких кистей до крупных мазков нарисована композиция, подчеркивающая достоинства всех форм. В росписи по фарфору используются живописные приемы многих типичных гжельских декоративно-прикладных ремесел.

После декорирования изделие вручную глазируют в специальных емкостях путем окунания в суспензию глазури.

Заключительный этап — окончательный обжиг — обжиг с водой — готовый продукт.

Так рождается искусство Гжели.

Путеводитель по гжельскому фарфору

Сине-белый гжельский фарфор может быть одним из первых вещей, которые вы рассматриваете при покупке сувениров в России. Эти красиво оформленные и тщательно продуманные изделия — один из тех немногих отечественных сувениров, которые могут соперничать даже с пушистыми шапками Ушанка .Однако имейте в виду, что есть риск приобрести подделки. Вот несколько советов от производителей гжели, которые помогут вам привезти домой оригинал.

История гжельского фарфора началась в начале 18 века, когда частные мануфактуры, разбросанные по богатому глиной краю недалеко от Москвы, начали производить фарфоровые изделия. После революции 1917 года частные мастерские и фабрики были присвоены Советским государством и объединены в цех керамистов в деревне Турыгино, примерно в 60 километрах от Москвы.

Фарфоровая деталь | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

После Великой Отечественной войны предприятия находились в плачевном состоянии и не могли возобновить производство фарфора. Наверное, не было бы гжельского фарфора сегодня, если бы не Наталья Бессарабова, скульптор и художник, возродившая многовековые художественные традиции. В 1972 году Турыгинский фарфоровый завод и другие производители керамики в регионе были преобразованы в Союз Гжель, который бережно хранит свое уникальное наследие, производя оригинальный гжельский фарфор ручной работы.В деревне Турыгино также находится крупнейший в мире музей гжельской керамики, в котором хранится более 2000 экспонатов.

Шахматы | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Несмотря на распространенное заблуждение, цветовая палитра Гжели не ограничивается синим и белым. Двухцветный стиль торговой марки возник из-за отсутствия красящих материалов в послевоенные годы. Когда Бессарабова возродила искусство, она превратила эти ограничения в возможности и использовала кобальт, самый дешевый из доступных красителей.Однако сегодня много разноцветных изделий из Гжели, которые ценятся не меньше, чем двухцветные.

Чайный сервиз | © Предоставлено ЗАО «Союз Гжель»

По сей день все изделия гжельского фарфора изготавливаются исключительно вручную и имеют один из двух товарных знаков: либо двуглавый орел со словом «Гжель» (Гжель), либо овальный логотип «Гжель» и штамп «Сделано в России». Любые другие штампы или отметки означают, что вы держите поддельную копию. Настоящая Гжель изготавливается только из фарфора, фаянсовой гжели не бывает.Однако иногда Гжель заказывает лимитированные коллекции из тканей и драгоценных металлов. Помимо популярной посуды и предметов домашнего обихода, в Гжели производятся настоящие произведения искусства, которые можно найти в уважаемых музейных коллекциях по всему миру.

Роспись в гжельском стиле | © Предоставлено ООО «Союз Гжель»

Если вы хотите получить оригинальную гжель, обязательно покупайте ее только у официальных дилеров. Находясь в Москве, вы можете делать покупки в Русской галерее или посетить фабричный магазин в деревне Турыгино.Если вам случится найти гжельский фарфор где-нибудь еще, поищите товарные знаки и попросите сертификат партнера «Гжель».

Елочные украшения | © Предоставлено ООО «Союз Гжель»

Гжель. Истоки русского ремесла

Мы начинаем серию познавательных статей о самых красивых традиционных блинчиках в России. В этой статье мы расскажем вам о происхождении Гжели и происхождении названия этого ремесла. Гжель — известное традиционное русское ремесло по производству фарфоровых и гончарных изделий и росписи их кобальтом.

Отличительной особенностью росписи Гжели является то, что в ней используются только три основных цвета: белый, составляющий фон изделия; Сама картина выполнена в голубых и голубых тонах.

Истоки ремесла и его название

Гжель — это название поселка, расположенного недалеко от Москвы. Гончарное производство, а затем и производство фарфора основано на наличии идеально подходящей для этих целей фарфоровой глины. Место также славится своими искусными гончарами.

Развитие гончарного дела в России

Развитие гончарного искусства на Руси в районе Гжели восходит к IV веку до нашей эры. В IX веке земля Гжели стала центром производства керамики на Руси. Здесь русские гончары изготавливали керамические изделия для великого князя Ивана Калиты.

Новые технологии и повышение гончарного мастерства способствовали производству керамики. В начале 18 века началось производство фарфора и «полуфаянса», окрашенного в голубой цвет, ставшего впоследствии символом гжельской керамики.Изначально золотые тона, которые были популярны в то время, использовались для росписи фарфоровых изделий.

Промышленный кризис и упадок традиционных ремесел

Промышленный кризис, произошедший в России в конце XIX — начале XX веков, также повлиял на развитие традиционных ремесел. Однако ко второй половине ХХ века производство керамических изделий возобновилось. Тогда же было организовано добровольное объединение мастеров.Они разработали новый дизайн росписи фарфора синей краской на белом фоне. Синяя краска содержала кобальт, поэтому изделия не меняли насыщенного синего цвета в течение многих лет. Даже сейчас невозможно отличить изделия, произведенные в прошлом, и изделия, сделанные сегодня.

Подводя итоги, можно сказать, что гжельские мастера до сих пор бережно хранят старинные традиции росписи. Сегодня Гжель — главное декоративно-прикладное искусство России, широко известное в других странах.

Русское народное творчество — Гжель

жел, недалеко от города Москвы, издавна славится из-за его богатых залежей глин, пригодных для производства гончарное дело, и, следовательно, для керамической промышленности, которая росла вокруг них. Фактически, практически все население около тридцати деревень в этом районе уже давно занимаются в производстве гончарных изделий, тем более что вокруг густые раскидистые леса, никогда не было любая нехватка дров.Можно сказать, что это было символично чтобы Гжель понималась уже в 19 веке как синонимы, в значительной степени, с русской народной керамикой. Правда, это было несколько раньше, в прошлом, 18 веке, что Гжель прославилась как крупный центр керамики, производили не только фаянс чисто утилитарного назначения, но также художественные и декоративные предметы.

Кувшин для кваса
Майолика. Конец XVIII века

Эта разработка совпало с появлением майолики. В то время майолика изделия в России назывались , ценина .Происхождение слова точно не известно. Изделия из майолики получили название в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливали из тонированной глины, имел массивную пористую оболочку и был украшен полихромные цвета эмали, типично крестьянские конструкции. Правда, ценина сначала выпускалась в г. Москва у заведения купца Афанасия Гребенщикова, который нанял несколько гончаров из Гжели.Возвращаясь домой и познав секреты изготовления майолики, они начали свои гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем кем они были — их имена были потеряны — они сделали так прекрасное начало, которое всего за несколько лет, Гжельская майолика уже успешно конкурировала с Гребенщиковским. производить.
Знаменитая итальянская майолика эпохи Возрождения заимствовала сюжетным материалом из современной живописи и служил исключительно декоративного назначения (выпускались в основном крупногабаритные вазы, гигантские блюда и барельефы), гжельская посуда была, на напротив, утилитарной формы и формы и был украшен с двухмерным дизайном, типичным для народных источник; отображены большие местные бассейны ярких цветов выраженная близость к русской народной картине лубок или бортовой.

С.Исаев «Русская зима». Заварочный чайник.
Фарфор. 1999

The ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент домашней утвари, такой как тарелки для завтрака и супа, сервизы, кружки, кружки, кувшины.Чаще это была только глиняная посуда с белой глазурью, лишенная декора; однако ценился именно из-за гигиенических белизна. Тем не менее, всегда было и всегда будет быть — популярным спросом на привлекательные, красочные, художественные объекты. Каждый гончар, достойный своего имени, стремился создать что-то индивидуальное, с любопытными или забавными деталями и привлекательный для покупателя красочный дизайн.
Предметный материал не обладал большим тематическим разнообразием, это было не заимствовано из современной живописи или литературы, но было изобретением самого гончара, который, хотя часто неграмотный, проявленная художественная интуиция, позволяющая ему интегрировать в свой декоративный дизайн его наблюдения природа и деревенская и городская жизнь с полученными впечатлениями от увиденных зданий и значков, и подправить результат с его собственным воображением.Дизайн — это нарисованный вручную рисунок, обведены каким-то темным пигментом на светлой глазурованной поверхность, а затем украшена зеленым, желтым, коричневым и синие пигменты.

С.Исаев «Лосось». Рыбная тарелка
Фарфор.1997

Есть нет ничего особенно выдающегося в живописной местности Гжели. окружение. Кроме, конечно, растягивающихся полей, голубая опушка леса вдалеке и прозрачная голубоватая дымка окутывает маленькие деревушки по соседству. Возможно, именно этот мерцающий синий цвет передался к белоснежному полю гжельского фарфора? Возможно это отвечает за все привлекательные дизайны, которые мы находим на какая-нибудь тонкая ваза, пузатый кувшин или крепкая кружка вызывая это восхитительное чувство удивления и радости обнаружение первых нескольких кустов весенних цветов на участках осталось от таяния снега? По правде говоря, умелое моделирование и мастерская манера письма преобразила то, что казалось превратить обычную домашнюю утварь в настоящую искусства.Гжельский фарфор пользуется огромной популярностью как в этой стране и за рубежом, узнаваемый сразу по характерная бело-голубая цветовая гамма, своеобразный дизайн, и формы. Ключ к этому удивительному успеху заключается в поразительно выразительная неповторимость гжельского фарфора, вызывает волнующие эмоции общения с матерью-природой. Неудивительно, ведь эти раскрашенные вручную картины очень приятно гармонируют с формой.

В. Неплюев «Охота». Квасный кувшин
Фарфор. 1982

В на самом деле ассортимент выпускаемых изделий настолько разнообразен, что можно трудно перечислить все.Более типичные предметы-топ фаворитами гжельских гончаров являются чайники, кувшины, кружки, масленки, сахарницы, медовые горшочки и подставки для конфет. Что поражает много разных форм приданы одному и тому же тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы обнаружим, что он имеет форму. в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Дизайнеры Гжели стремятся создавать модели для серийного производства относительно недорогие изделия и уникальные экспонаты, предназначенные для выставок и музеи.Но прежде чем идти дальше, необходимо подчеркнуть что то, что производят сегодня в Гжели, не похоже на товар которые были произведены в предыдущие века. Это новое искусство, которое в то же время впитало художественное и технологический опыт, накопленный более чем одним поколение гончаров. К этому не было королевской дороги достижения, как традиции, которые были переданы от отца к сыну иссякли к концу прошлого, 19 века еще, и к началу Первой мировой Война была предана полному забвению.Хаос, который последовала за Гражданской войной после Октябрьской революции 1917 г. только раздражало, как будто глиняная посуда Гжели никогда не воскреснуть

Л.Азарова «Охотник». Бутылка
Фарфор.1975

Но новый Советская власть не оставляла без внимания народные промыслы и ремесла. В то время как новые экономические и социальные основы были заложены для продвижения народного искусства и ремесел, все заботились о том же время сохранить свои традиционные принципы. К 1920-м годам некоторые из гончарных изделий Гжели снова встали на ноги.Были организованы кооперативы, первым среди которых был Период, Керамика (Форвард, Керамика) началась в 1929 году. организационные проблемы, промышленность Гжели приобрела прочная экономическая основа, и собирался заняться проблемой создания высокохудожественных произведений в период Великой Отечественной Вмешалась война. Хотя работа была приостановлена ​​на пару лет, к 1943 году гончары снова работали, выходит, как вспоминает Татьяна Еремина, «Одна простая, обыкновенная кружка.Хоть это было тяжело и хоть дрова надо было рубить самих себя, поддерживаем горение обжиговых печей и производим количество посуду, тем не менее мы постарались украсить кружки как можно лучше мы могли бы »
Попытки возродить старые традиции были инициированы в защиту конец войны, с искусствоведами, художниками и производством инженеры из Научно-исследовательского института искусств и ремесел, as а также местные гончары, присоединившиеся к их усилиям.Большой Коллекция Гжели в Государственном историческом музее Москвы, раньше знали только несколько специалистов, привезли вниманию гжельских гончаров и дизайнеров.


Н. и В. Бидак «Пастушка»
Масленка. Фарфор.1975


Русское наследие | Культура — декоративное искусство

Гжельский фарфор

Гжельский фарфор, украшенный причудливой голубой росписью, приобрел широкую популярность во всем мире. Его ценность заключается в его уникальности и декоративности. Гжельскую посуду украшают цветы, листья, букеты и гирлянды из цветов.Они окрашены единственным цветом — синим кобальтом, который иногда наносится широким и богатым мазком, а иногда — едва заметным прикосновением кисти. Прикосновения разной интенсивности создают насыщенную, яркую и очень впечатляющую картинку.

История гжельского фарфора началась в семнадцатом веке. Название «Гжель» пошло по названию села Гжель, которое находится в подмосковном герионе. Первые документальные свидетельства о селе относятся к церковной грамоте русского царя Ивана Калиты 1339 года.Там, в 60 км от Москвы, издавна занимались гончарным искусством. Археологические находки подтверждают существование керамики на территории Гжели с начала XIV века.

Мастера Гжели всегда изготавливали не только посуду, но и малую жанровую скульптуру. Эти работы изображали животных и людей в действии. Время от времени на таких скульптурах изображались целые сцены сельской или городской жизни. Например: традиционное чаепитие, гуляющие или сидящие на работе красавицы, куры, петухи, птицы и так далее.Все работы объединяет одна особенность — фантазийная роспись в голубых тонах на белом фоне, выполненная вручную. Их все действительно ручная работа! Художник красит кистью каждую чашку или вазу. Поэтому не существует двух одинаковых работ, каждая из которых по-настоящему уникальна и выдержана в стиле своего создателя.

Мастера Гжели — настоящие мастера, сочетающие в себе талант и многовековой опыт своих предшественников.

Однако ручные работы трудоемки.Они всегда поступают в небольшом количестве, что часто не может удовлетворить спрос. Даже в России гжельские изделия есть не у многих; и коллекционеры очень гордятся своими коллекциями. Оригинальная посуда имеет клеймо «Гжель», что подтверждает ее подлинность и качество.

Все гжельские работы созданы в гипсовых формах, отлитых из жидкой фарфоровой массы. После первого обжига форма окрашивается кобальтом. Обычно фон остается белым. Затем живопись покрывается глазурью.Глазурь плавится и делает поверхность изделия глянцевой, придавая кобальту синий цвет. Орнаменты изделий из гжели обычно основаны на растениях и цветах (розы — самый распространенный вид узоров гжели).

Современное искусство Гжели очаровательно, весело и самобытно. Он впитывает красоту русской природы и сдержанный, сильный и выразительный дух русских людей.

Сегодня Гжель переживает свой золотой век.Появляются великолепные работы с их загадочными темно-синими оттенками, плавающими в световом поле. Сказочные узоры, гирлянды, свободные штрихи в сочетании с тонкими рисунками — все это делает гжельскую посуду оригинальной, декоративной и привлекательной. Приятно пользоваться посудой из гжели. В последнее время он стал очень популярным. Его коллекционируют многие коллекционеры. Белые и синие изделия украшают дома в разных уголках мира. В наш век штампованной моды постоянно возрастает тяга к оригинальным вещам, сделанным не машиной, а руками человека.Ценность таких вещей со временем, несомненно, возрастет.

Гжель

Есть группа из около тридцати деревень, расположенных недалеко от Москвы , носящих название Гжель , которая издавна славится своей белой обожженной глиной. Гжель должно быть название одной из этих деревень.

Происхождение этого названия так или иначе связано с глаголом глагол жечь — «гореть, гореть».Место всегда было центром народной керамики и сыграло важную роль в истории и развитии из Россия керамика искусства . Традиционно , Гжель поставляла глину на многие фабрики и производила превосходную керамику, известную всем по стране .
История русской керамики начинается с майолики гжель восемнадцатого века века , за которой в девятнадцатом веке последовали полуфаянс , фарфор и тонко кованый фаянс. гжель всего около пятидесяти лет занялись всеми основными видами фаянса.
Среди товаров Гжель наиболее привлекательными являются мастерски выполненные коомганы, квасники (кувшины для кваса, разновидность традиционного русского безалкогольного напитка ), разнообразные и оригинальные по форме.

Кроме того, почти все население Гжели участвовало в изготовлении майоликовой керамики, тарелок, кувшинов, братинов (любящих чашек), винных ложек, кружек, чернильниц и другой, более декоративной праздничной одежды, такой как посуда, кувшины. в форме двуглавого орла.
Незначительные скульптурные формы также представляли интерес в керамических изделиях Гжели .
Керамика — роспись на гжели майолика близка к народному стилю « лубок «. Каждый нарисованный предмет — это творение гончара, который часто был простым, неграмотным крестьянином; но его простая практика не вступала в противоречие с высокой степенью художественного мастерства, которая объединила опыт мастера природы , городской и деревенской жизни , художественных впечатлений от архитектуры , иконографии, плитки -Живопись и «лубок» собственной фантазией и фантазией.В керамическом декоре Гжель прослеживаются два своеобразных композиционных направления, трехзвенная композиция с подчеркнутым центральным мотивом под носиком и панорамная композиция с ритмичным расположением узоров вокруг корпуса сосуда.
Разработанная специфическая система из Гжель роспись майоликой была условной и фронтально-плоской, с дальнейшим расширением стилистического рисунка нового искусства. Наряду с традиционной техникой минорной пластики создано искусство скульптуры Гжель .
На старые традиции повлияли новые тенденции Советского декоративного искусства, которые отказались от традиций станковой живописи и обратились к своеобразным средствам и к ее традиционному декоративному языку. Однако за советский период наибольшее внимание было уделено национальным народным традициям.

В 80-е годы Искусство Гжели , как всегда, основывалось на традиционных художественных принципах, унаследованных от старых мастеров и сформулированных во времена советского правления .В целом искусство Гжель включает стилистическое единообразие и индивидуальные вариации, что позволило создать различные стили и разнообразные художественные манеры, развивающиеся в рамках единой художественной системы.

Важной особенностью керамики Гжель является целостность формы, которая подчеркивается росписью. Однако время и развитие художественных стилей меняют характер и сюжетов живописи. Первоначально гончары создавали в основном утилитарные работы, но в настоящее время художники чувствуют себя вправе создавать эмоционально сильные и проникнутые сложными ассоциациями художественные творения, способные не только украсить нашу жизнь, но и преобразить ее.

Современное искусство Гжель — активное художественное направление со своими взлетами и падениями, с поиском новых путей. Мы можем ожидать его расцвета и успеха, если мастера будут продолжать обращаться к наследию старых времен и предшествующих периодов, находить его в источнике образования и вдохновения и относиться к нему с глубоким уважением.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DARS © 2019 Все права защищены