История происхождения иглы и наперстка – История наперстка | История вещей

История наперстка | История вещей

← История топора История металлоискателя →

Некогда любая хозяйка имела у себя такой предмет первой необходимости, как наперсток, но сейчас им практически перестали пользоваться. И только в антикварных магазинах иногда можно встретить отдельные экземпляры – миниатюрные произведения искусства. Однако в специализированных магазинчиках некоторых стран вам предложат большой выбор наперстков.

История наперстка берет свое начало со времен древних цивилизаций, это подтверждают находки археологов по всему миру. Правда, его прародитель отличался по форме от современного аналога, но предназначение было то же самое – помогать протолкнуть иглу через ткань, не уколовшись. Наперстки находили во время проведения раскопок Помпеи, а также в скифских захоронениях. Родиной древнейших экземпляров, наиболее похожих на современные, является Китай. Первые китайские наперстки изготавливали из плотной кожи в III веке до н.э. Затем их стали делать из меди, бронзы. Состоятельные люди могли себе позволить наперстки из серебра и золота.

Первые в истории письменные упоминания об этом швейном изделии относятся к XII столетию. Тогда наперстки изготавливали вручную методом ковки или литья из меди, железа, бронзы. В Германии, ставшей лидером по производству этого предмета, была организована гильдия наперсточников. Они закрепили за собой право изготавливать наперстки из латуни. Произошло это в XIV веке, после чего процессы производства с годами только совершенствовались.

Фабричный выпуск наперстков начался в XIX веке. В это же время зарождается традиция преподносить в качестве подарка особо красивые изделия. Отсюда и появился спрос на эксклюзивные наперстки, выполненные из драгоценных металлов, украшенные росписью, камнями и эмалью. В дореволюционной России этот предмет для шитья преподносили в качестве подарка женихи своим невестам, по которому судили о материальном положении суженого.

С появлением оригинальных экземпляров наперстки становятся предметом для коллекционирования. Возникло новое понятие – коллекционный наперсток. Такое изделие не использовали по его прямому назначению.

В XIX-XX столетиях появилось огромное количество всевозможных наперстков, изготовленных из фарфора, золота, слоновой кости, серебра, которые украшались различными способами в зависимости от фантазии и умения мастеров.

Появление швейной машинки привело к резкому падению славы наперстка, теперь он является больше предметом для коллекционирования. Однако и сегодня он может оказать верную службу портному и домохозяйке.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

история появления – Ярмарка Мастеров

Иголка — настолько привычный предмет, кажется, что она была всегда. И правда,это самое-самое древнее изобретение человека, игла даже старше колеса. И, конечно, старше ткани.

Историки утверждают, что с периода позднего палеолита костяная игла с ушком бытовала на территории нашей страны. То есть девятнадцать тысяч лет назад! Иглы, относящиеся к I тысячелетию до н.э., которые были найдены европейскими археологами, по своему изяществу и практичности не уступят своим сегодняшним сестрам.

Костяные иглы.

Существование игл тридцать тысяч лет назад мы можем доказать только косвенно, а реальным, найденным иглам, по оценкам специалистов, 17-20 тысяч лет. Эти иглы были найдены в пещерах на юге Франции и в Средней Азии.

Первобытная одежда из толстых, плохо выделанных шкур сшивалась жилами животных, тонкими лианами растений или жилками пальмовых листьев, как в Африке, и древние иглы были тоже толстыми, неуклюжими. С течением времени люди научились более тонкой выделке шкур, и им понадобилась более тонкая игла. Они научились добывать металл и иглы стали делаться из бронзы. Некоторые из найденных образцов настолько маленькие, что в них, видимо, вставлялось нечто типа конского волоса, потому что ни одна жилка, способная выдержать нагрузку, в них бы просто не влезла.

Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. В античных государствах тоже знали железную иглу, а в Древнем Египте уже в V веке до н.э. активно применялась вышивка. Иглы, найденные на территории Древнего Египта, по внешнему виду практически не отличаются от современных. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э.

Считается, что в Европу иглы были завезены примерно в VIII веке н.э. мавританскими племенами, которые жили на территориях современного Марокко и Алжира. По другим сведениям, это сделали арабские купцы в XIV веке. В любом случае, там стальные иглы знали намного раньше, чем в Европе. С изобретением дамасской стали иглы начали делать из нее. Случилось это в 1370 году. В тот год и появилось в Европе первое цеховое сообщество, специализирующееся на иголках и других предметах швейного производства. Ушка в тех иголках по-прежнему не было. И делались они исключительно вручную методом ковки.

Начиная с ХII века в Европе становится известен метод волочения проволоки с помощью специальной волочильной плиты, и иглы стали делать в гораздо больших масштабах. Внешний вид игл значительно улучшился. Центром игольного ремесла стал Нюрнберг (Германия). Революция в игольном деле свершилась в XVI веке, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью изобретенного в Германии гидродвигателя. Основное производство сосредоточилось в Германии, в Нюрнберге и в Испании. «Испанские пики» — так назывались в то время иголки — даже шли на экспорт. Позже — в 1556 году — эстафету перехватила Англия с ее промышленной революцией, и основное производство сосредоточилось уже там. До этого иголки были очень дорогими, редко у какого мастера было больше двух иголок. Теперь же цены на них стали более приемлемыми.

С XVI века игле было найдено неожиданное применение — с ее помощью стали делать офорты.

Офорт — самостоятельный вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака. Кислота, в которую потом погружают доску, разъедает бороздки, и они становятся более отчетливыми. Потом доска выступает в роли штампа. Иглы, которые использовались для этого вида искусства, похожи на швейные, только без ушка и кончики у них заточены в виде конуса, лопатки, цилиндра. Без крепких стальных игл офорт вряд ли бы родился.

Благодаря игле мир в XVI веке узнал таких германских художников, как А.Дюрер, Д. Хопфер, в XVII — испанца Х.Риберу, голландцев А.Ван-Дейак, А. ван Остаде, величайшего из офортистов Рембрандта ван Рейна. Во Франции работали А. Ватто, Ф. Буше, в Испании Ф. Гойя, в Италии Дж. Б. Тьеполо. В Росси работали А.Ф.Зубов, М.Ф.Казаков, В.И.Баженов. Иглой часто рисовали и лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, прославлявшие, например, кавалергард-девицу Дурову или поэта-партизана Дениса Давыдова, иллюстрации к книгам, карикатуры. Эта техника жива и сегодня, ею пользуются многие современные художники.

В 1850 году англичане придумали специальные игольные станки, позволяющее сделать в игле привычное нам ушко. Англия выходит на первое место в мире по производству иголок, становится монополистом и очень долгое время является поставщиком этого нужного товара во все страны. До этого иглы с той или иной степенью механизации рубили из проволоки, английский же станок не только штамповал иглы, но еще и ушки сам проделывал. Англичане быстро смекнули, что хорошие качественные иглы, которые не деформируются, не ломаются, не ржавеют, хорошо отполированы, ценятся очень высоко, и этот товар — беспроигрышный. Весь мир понял, что такое удобная стальная игла, которая не задевает за ткань своим кустарным ушком в виде петельки.

Иголка — это та вещь, которая всегда, во все времена была в любом доме: и у бедняка, и у короля. Во время многочисленных войн, которыми так богата наша планета, у каждого солдата обязательно была своя иголка, перемотанная ниткой: пуговицу пришить, заплату поставить. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней: у всех военнослужащих имеется по несколько иголок с разным цветом нитей: белым для пришивания подворотничков, черного и защитного для пришивания пуговиц, погон, для мелкого ремонта.

Буквально до ХIХ века одежду каждый шил для себя сам, потому что рукодельничать умели все независимо от сословия. Даже у знатных дам считалось обязательным приходить в гости с рукоделием — с вышиванием, с бисером, с шитьем. Несмотря на изобретение в начале ХIХ века швейной машины ручное шитье и вышивка продолжали оставаться невероятно популярны, созданные в буквальном смысле слова произведения швейного искусства не устают нас поражать своей красотой и сейчас.

Рукодельницам посвящены многие картины известных художников. Достаточно вспомнить «Крестьянскую девушку за вышиванием» А.Г.Венецианова, ряд картин В.А.Тропинина: «Золотошвейка», «За прошивками».

Кстати, в России первые стальные иглы появились лишь в XVII веке, хотя возраст костяных игл, найденных на территории России (село Костенки, Воронежская область) определяется специалистами примерно в: 40 тысяч лет. Постарше кроманьонского наперстка!

Стальные иглы были завезены из Германии ганзейскими купцами. До этого на Руси пользовались бронзовыми, позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра (золото, кстати, для изготовления игл не прижилось нигде — слишком мягкий металл, гнется и ломается). В Твери уже в XVI веке было производство так называемых «тверских игол», толстых и тонких, которые с успехом конкурировали на российском рынке с иглами из Литвы. Они тысячами продавались и в Твери, и других городах. «Однако даже в таком крупнейшем центре металлообработки, как Новгород, в 80-х годах XVI века игольников было всего семь и один булавочник», — пишет историк Е.И.Заозерская.

Собственное промышленное изготовление игл в России началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область). Их построили братья-купцы Рюмины и их «коллега» Сидор Томилин. Россия к тому времени не имела своего рынка труда, так как была страной аграрной, поэтому рабочих катастрофически не хватало. Петр дал разрешение нанимать их «где приищут и по какой цене похочат». К 1720 году набрали 124 ученика, в основном, посадских детей из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы. Учеба и труд были настолько тяжелыми, что редко кто выдерживал.

Существует легенда, передаваемая из поколения в поколение в заводской рабочей среде (производство игл до сих пор существует на старом месте), как Петр, посетив как-то фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство.

С тех пор стальная игла прочно вошла в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. Была даже такая поговорка: «Иглой да бороной деревня стоит». Да что бедняка! Этими иглами пользовалась и несчастная жена Петра Евдокия Федоровна Лопухина, коротавшая время за вышиванием во время своего почти тридцатилетнего заточения в монастыре Шлиссельбургской крепости. Когда царица дарила своему внуку Петру II ленту и звезду по случаю своего освобождения, она сказала: «Я, грешная, низала своими руками».

После изобретения шейной машинки появилась надобность и в машинных иглах. От ручных иголок они отличаются прежде всего тем, что ушко у них на остром кончике, а тупой превращен в некий штырек для закрепления его в машинке. Конструкции машинных иголок менялась с развитием конструкции машинки, по ходу дела вносились различные дополнения и усовершенствования типа бороздок, в которые прячется нитка. Сейчас лишь в нескольких странах налажено массовое изготовление машинных иголок. Несколько килограммов этого высокосортного товара могут стоить дороже автомобиля представительского класса! Да и обычную иглу изготовить — дело непростое несмотря на все достижения цивилизации.

Иголка настолько давно и прочно вошла в быт, что стала нести даже определенный сакральный смысл. Недаром ей посвящено так много примет, гаданий, запретов, сказок и легенд.

В Японии есть одна удивительная буддийская церемония, называется «Фестиваль сломанных игл». Проходит фестиваль по всей Японии уже более тысячи лет 8 декабря. Раньше в нем принимали участие только портные, сегодня — любой, кто умеет шить. Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее — все иглы, что сломались или погнулись за прошедший год. После этого одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу. Затем тофу с иглами заворачивают в бумагу и опускают в море.

Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные, иглы для вышивания, для штопки, для вышивания биссером, иглы для ковров и гобелена. Они отличаются толщиной, величиной ушка,заостренным или тупым кончиком.

Машинные иглы не отстают от простых и тоже разделяются не только по толщине, но и по назначению. Есть обычные, универсальные иглы, а есть и специальные иглы для шитья джинсовой ткани, трикотажа и кожи. Их носики заточены специальным для этого образом.

Неправильно думать, что иглы существуют только для шитья, а иглыдля проигрывателей, а медицинские иглы, иголки для иглоукалывания. Так что иголка была изобретена в древности не зря, предмет полезный и нужный!

По материалам статьи О.Булановой

www.livemaster.ru

из глубины веков до наших дней — вдохновение рукодельницы

Мы продолжаем разговор об истории обычных вещей, и сегодня предмет нашей беседы – наперсток. Как гласит толковый словарь, наперсток представляет собой колпачок, который надевается на палец и защищает его при шитье на руках от укола иглой, кроме того, с помощью наперстка иглу проще протолкнуть сквозь толстую ткань.

Внимание!  Правилами данного сайта запрещено копирование, даже если вы даете ссылку на источник, даже с самыми «лучшими» целями: личные дневники и другие хомячьи норки ! Читайте внимательно правила копирования!

Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток — настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось.


Один из дошедших до наших дней ранних примеров наперстка, сделанный в виде бронзового кольца высотой 16 миллиметров с насечками. Находка сделана на территории России

Понятно, что каждая вещь имеет свои истоки и корни основания. Но заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить – так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления – пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка.

 Найденное в Прикамье (Россия) кольцо, которым пользовались в качестве наперстка (9-10 вв)

Наперсток с донышком, Россия, 14-16 вв.

Самые первые наперстки, похожие на современных собратьев, относятся к II веку, они были обнаружены на территории Китая и России. В раскопках скифских курганов в Крыму были обнаружены латунные наперстки.

До изобретения швейной машины наперсток был совершенно незаменимым предметом при шитье. Их производили в большом количестве, и до сих пор наперстки разных эпох – одна из наиболее частых находок археологов.
Самые первые наперстки были открыты сверху и не имели донышка. При раскопках встречаются даже простейшие варианты, представляющие собой свернутую в трубочку пластину из металла. По всей видимости, потребности в наперстках в те времена были столь высоки, что даже не всегда было время их обработать. Такие наперстки изготавливали из меди, латуни, бронзы, и даже серебра и золота.

Первое найденное письменное упоминание о наперстках на территории России датируется 17 веком. К этому времени в Европе производство наперстков уже было налажено довольно широко, и были мастера, для которых это был основной вид деятельности. Вероятно, наперстков в то время требовалось настолько много, что спрос на них был постоянно.

  Традиционный керамический наперсток с рисунком, который выполняет скорее декоративную роль, Голландия. В наши дни такой наперсток – один из наиболее популярных голландских сувениров, продающийся во всех киосках

А этот наперсток состоит из керамики и металла и очень удобен для шитья

Следует заметить, что к 17 веку наперстки уже зачастую становятся не только необходимым предметом для шитья, но и произведением искусства. С появлением ювелирных наперстков в Европе связывают красивую легенду.


Согласно ей, ювелирный мастер Николай Бентотен из Амстердама влюбился в соседскую девушку, которую звали Анита Ван Ранселье. Девушка искусно вышивала, и целый день была вынуждена просиживать над работой по принуждению скупого отца. Все нежные пальцы девушки были исколоты иглой. Видя страдания любимой, мастер сделал специально для нее маленький золотой колпачок с насечками, который был призван защитить ее пальцы во время шитья, и подарил ей на день ее рождения в 1648 году . Свой подарок он сопроводил посланием, в котором просил барышню принять в дар его изобретение, призванное защищать от уколов нежные и столь трудолюбивые пальцы.


То, что было изобретено данным ювелиром вошло в моду и стало стремительно распространяться по всей Европе. Сначала наперсток появился в Англии, а уже в начале 18 века модная вещица появилась во Франции, Германии и в России, куда ее завезли голландские купцы. И до наших дней сохранились изящные ювелирные шедевры, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой. Для того, чтобы на фоне наперстка была лучше видна серебристо-белая сталь швейной иглы, цвет наперстка старались делать желтым.

  Образец ювелирного искусства, предназначенный, скорее, не для работы, а для дорогого подарка

С тех самых пор наперстки стали использовать уже не только по прямому назначению для защиты пальца от уколов иглы. Наперстки становятся настоящим украшением. 18 век принес моду на несессеры – наборы предметов туалета или принадлежностей для шитья, заключенные в специальные контейнеры, которые могли быть разных размеров. Маленькие несессеры являлись своеобразным аксессуаром, их прикрепляли к поясу с помощью цепочки. Наперсток, зачастую сделанный из золота и имеющий богатую отделку, являлся неотъемлемой составляющей частью таких несессеров.

 Наперстки, украшенные цветной эмалью

Русские ювелиры также изготавливали наперстки, в 19 веке такие ювелирные наперстки производились в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Устюге, Владикавказе и недалеко от Дербента (произведения знаменитых Кубачинских мастеров)


Прекрасный образец русского ювелирного наперстка, сделанный знаменитыми Кубачинскими мастерами из серебра и украшенный затейливыми чернеными узорами. На наперстке можно увидеть пробу или клеймо мастера

 

Как использовать наперсток при шитье?

Чтобы шитье с наперстком было комфортным и удобным, прежде всего, нужно правильно подобрать размер наперстка. Наперсток должен сидеть на среднем пальце правой руки так, чтобы он не сжимал палец и в то же время не был слишком большим. Наиболее практичны наперстки из стали, хотя есть и удобные наперстки из пластмассы. Для работы лучше выбирать наперстки с донышком, шитье с ними удобнее, чем с их собратьями. Будьте готовы к тому, что при первых попытках работать с наперстком у вас может возникнуть неловкость в движениях пальцев, вам будет неудобно. Со временем вы привыкните, и это ощущение пройдет. 


А вот и мой любимый наперсток. Этот пластмассовый 22 мм экземпляр очень удобно сидит на пальце и, в отличие от металлического, не пытается слететь. Поначалу я никак не могла приноровиться использовать наперсток. Все мои попытки научиться были неудачными, скорость шиться резко уменьшилась.

Несколько раз я пыталась, начинала и снова бросала. Но однажды возникла ситуация, когда отступать было некуда — срочная работа и исколотые в кровь пальцы. Тогда я пересилила себя и вновь попыталась надеть наперсток. И тут случилось невероятное – мне стало с ним удобно ! С тех пор все швы мы делаем только вместе. И вот уже больше 10 лет он помогает мне в работе и поднимает настроение своим веселым оранжевым цветом.

Предыдущая наша беседа была об истории ножниц. Поэтому, если вам понравилась статья, подпишитесь на обновления сайта, ведь истории еще не закончены!

 

 

www.rykodelniza.ru

Как появился наперсток для шитья и вышивки

Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой. Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то – потребуется надеть напёрсток.


Как появился наперсток – история создания

Какие же они были раньше, напёрстки?
Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX – X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.

В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления – с X по XVI века.

Всем, кто интересуется искусством, известен период эпохи Возрождения – с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.

Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции. Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком). На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.


Старинные наперстки
Старинные наперстки

Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585–1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.


Старинные наперстки

В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки. Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.

В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению. Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.


Наперстки из золота и история наперстка
Наперсток из золота
Наперсток из серебра
Золотые и серебряные наперстки
Наперсток из золота

Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня (горный хрусталь, янтарь), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани. Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue – милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.

В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века. В конце XVIII — в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.

Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка. Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.


В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.

В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии – с портретом леди Дианы. Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.


Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, – гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды – жестокого и захватывающего зрелища.

А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?… Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.

В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу. Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт. И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.

Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…

На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.


Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами – в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.

Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.

Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.

mylitta.ru

История наперстка

История возникновения наперстка.
Раньше у каждой хозяйки-рукодельницы всегда под рукой был наперсток. Ведь именно он защищает пальцы от уколов иглой при шитье. Со временем необходимость заниматься шитьем и рукоделием отпала, поэтому многие практически перестали им пользоваться в быту. Лишь в магазинах со старинными предметами и в антикварных салонах их можно встретить в большом количестве на любой вкус и цвет.
Появление наперстков начинается еще во время существования древнейших цивилизаций. Этот факт подтверждается многочисленными находками археологов. Самые первые образцы наперстков были найдены при раскопках на территории Египта и Китая. Правда они были не совсем похожи на то, что люди сейчас привыкли называть наперстком, но со своей основной функцией, то есть проталкиванием иголки через толстую ткань, отлично справлялись. Наиболее древние наперстки делали из очень прочной кожи еще в III веке до н.э. Из метала их стали отливать намного позднее. Так в состоятельных семьях наперстки были выполнены из драгоценных металлов с инкрустированными камнями, остальные классы довольствовались изделиями из бронзы и меди.
Самые первые упоминания об этой швейной принадлежности датированы XII веком. В то время их делали вручную при помощи литья или ковки. А в Германии XV века даже появилась гильдия наперсточников имеющая свой свод законов. Именно они стали изготавливать наперстки из латуни.
В XIX веке люди перешли к изготовлению наперстков на фабриках. В это время начинает зарождаться традиция, по которой наперстки стали дарить в качестве подарка. Это обеспечило высокий спрос на их изготовление из дорогих металлов с добавлением драгоценных камней, росписью и покрытием эмали. В эти времена в России женихи дарили наперстки своим невестам, а благосостояние оценивалось по дороговизне подарка. А в Англии в это время была построена Букингемская фабрика, производящая очень красивые наперстки по правильным пропорциям.
Поскольку наперстки стали изготавливать эксклюзивно то они стали предметом для создания коллекции. В Лондонском Хрустальном дворце в середине XIX века им была посвящена целая экспозиция. В коллекциях встречаются фарфоровые, золотые, серебряные, керамические наперстки, из слоновой кости, рогов животных, глины и даже дерева. Они украшены по-разному – на некоторых изображены узоры, на других подписи или рисунки – это зависело от умения мастеров. Во многих европейских городах есть музеи, в которых выставлены наперстки: в Шотландии, Германии, Сербии и Шотландии. А в канадском Торонто наперстку даже поставили памятник. Постепенно их перестали использовать по прямому назначению.
В настоящее время наперстки стали изготавливать с определенной тематикой. Так в Америке стали появляться изображения Авраама Линкольна, в Англии – леди Дианы. Иногда на них изображаются сюжеты древних легенд. В основном их приобретают в качестве коллекционного материала или же сувенира. Большое количество наперстков с разнообразным декором находится в Великобритании, помимо этого тут даже открыли клуб коллекционеров наперстков. Во Франции любимым изображением на этих швейных предметах стала лягушка, в то время как в Португалии чаще всего изображают петуха, в Греции – герои военных походов, а в Финляндии – красивые пейзажи.
С появлением швейных машин наперстки отодвинулись на задний план. Но они стали не только помощниками в процессе шитья, они смогли вобрать в себя ту часть истории, которую стали изображать на них самих. Со времени они превратились из предмета первой необходимости в произведение искусства, и стали свидетелями множества исторических событий, происходящей в каждой стране.

www.istmira.com

История иголки и наперстка — Ателье в Казани

В ледниковый период наши предки ощутили острую нужду в теплой одежде. Им потребовалась звериная шкура, причем не одна. Поначалу шкуры соединяли так: жилы зверей вставляли в отверстия, проделанные подобием шила. Но по мере того как одежда становилась тоньше, возникала потребность в более тонком инструменте. Около 20 тысяч лет назад появилась иголка с ушком. Иные из найденных образцов столь мелки, что, вероятно, для шитья в них вставляли конский волос.

По известному евангельскому выражению, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное. Некоторые толкователи этой сентенции утверждают, что имелось в виду не само животное, но канат из верблюжьей шерсти. При таком прочтении участь богачей представляется немногим более обнадеживающей… Другие же ученые придерживаются мнения, что речь тут идет не про реальную иголку, а про городские ворота Иерусалима. На ночь их запирали, оставляя открытой узенькую калитку, как раз называвшуюся «Игольным ушком». Какой-нибудь припозднившийся купец в нее протиснуться мог – но без своего каравана. Как бы то ни было, сама метафора доказывает повсеместное распространение иглы в самых бедных слоях общества, для которых и писался Новый Завет.

Древность долго не знала пуговиц, их роль тоже выполняли иголки: такие остроконечные застежки из меди находят уже в самых ранних египетских захоронениях. Их тупой конец обычно украшали каким-нибудь навершием (отсюда и русское «булавка» – от слова «булава», названия древнего орудия, имевшего вид палки с круглым набалдашником). Острие такой застежки могло поранить, и еще в ХIII веке до н. э. на севере нынешней Италии была изобретена безопасная булавка, которую мы теперь упорно именуем английской (кстати, совершенно без всяких на то оснований, ведь позже, в 1849 году безопасную булавку запатентовал житель Нью-Йорка Уолтер Хант. Значит, она скорее «американская»). В Древнем Риме это приспособление, без которого было бы немыслимо носить тогу со всеми ее сложными складками, получило название «фибулы». Вся античность заполнена фибулами, ими закалывали одежду и персы, и римляне, и варвары – и только в средние века эти булавки были вытеснены шпильками, а потом и пуговицами.

Но вернемся к иголке. Уже в Древнем Египте с ее помощью не только сшивали, но и вышивали. С течением времени вышивка распространилась с Востока на Запад, но это, конечно, совершенно другая история. Первые железные иглы найдены не в римском, а в кельтском ареале, – в Манчинге (ныне Бавария), и относятся они к III веку до н. э. Но вообще иголка мало менялась с течением столетий. Технологический прорыв произошел только в середине XIV столетия, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью гидродвигателя. Производство иголок сосредоточилось в Германии и Испании. Оттуда иголки, называвшиеся «испанскими пиками», шли и на экспорт. В Англии, которой с XIX века предстояло стать главным поставщиком игл, их производство началось лишь в 1556 году. В России собственное игольное дело было учреждено по указу Петра I в 1717 году в Рязанском уезде, в двух селах – Столпцы и Коленцы.

У иголки много разных обличий. С появлением швейных машин ушко было перенесено на острый конец, игла для хирургических целей искривилась… Еще в 1670-х годах иглу стали использовать для инъекций, но современный шприц появился только в 1853 году. Теперь уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку не то что в стоге сена, а и на гладком-то месте не найдешь.

Игла на протяжении всей своей истории оставалась предметом сугубо прагматическим. Все декоративные функции она передала своей сестре броши. Иначе сложилась судьба предмета, обычно сопутствующего иголке, – наперстка. Он был независимо изобретен римлянами и китайцами на рубеже нашей эры. В разные эпохи и в разных странах его делали из бронзы, камня, глины, дерева, кожи, рога, кости, фарфора. В ХV веке в Нюрнберге придумали дешевые нецельнолитые наперстки, изготовление которых оставалось секретом в течение двух веков.

Техническое усовершенствование этого простого предмета заключалось в том, чтобы не дать иголке соскочить и поранить швею. С этой целью, во-первых, рабочая поверхность наперстка из сферической постепенно становилась гладкой, а во-вторых, покрывалась сетью маленьких углублений (если они нанесены нерегулярно, значит, наперсток изготовлен до середины ХIХ века, когда этот процесс сумели наконец механизировать).

Защитить нежные дамские пальчики от уколов было делом чести мужчин, для которых предназначались все эти расшитые дамами платочки. В результате наперсток – разумеется, не всякий – сделался чуть ли не ювелирным украшением. Для его изготовления применялись черепаховый панцирь, бриллианты, сапфиры, рубины, агат… Серебряные и золотые, с эмалью и чернением, наперстки зачастую становились предметом коллекционирования. И конечно же, изысканная вещица была прекрасным подарком.

Сергей Иванов
http://www.geo.ru/node/41557

zinfira.livejournal.com

история создания иглы и наперстка

Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток — настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось. Понятно, что каждая вещь имеет свои истоки и корни основания. Но заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить – так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления – пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка.  Самые первые наперстки, похожие на современных собратьев, относятся к II веку, они были обнаружены на территории Китая и России. В раскопках скифских курганов в Крыму были обнаружены латунные наперстки.  До изобретения швейной машины наперсток был совершенно незаменимым предметом при шитье. Их производили в большом количестве, и до сих пор наперстки разных эпох – одна из наиболее частых находок археологов.  Самые первые наперстки были открыты сверху и не имели донышка. При раскопках встречаются даже простейшие варианты, представляющие собой свернутую в трубочку пластину из металла. По всей видимости, потребности в наперстках в те времена были столь высоки, что даже не всегда было время их обработать. Такие наперстки изготавливали из меди, латуни, бронзы, и даже серебра и золота. Первое найденное письменное упоминание о наперстках на территории России датируется 17 веком. К этому времени в Европе производство наперстков уже было налажено довольно широко, и были мастера, для которых это был основной вид деятельности. Вероятно, наперстков в то время требовалось настолько много, что спрос на них был постоянно. Следует заметить, что к 17 веку наперстки уже зачастую становятся не только необходимым предметом для шитья, но и произведением искусства. С появлением ювелирных наперстков в Европе связывают красивую легенду. Согласно ей, ювелирный мастер Николай Бентотен из Амстердама влюбился в соседскую девушку, которую звали Анита Ван Ранселье. Девушка искусно вышивала, и целый день была вынуждена просиживать над работой по принуждению скупого отца. Все нежные пальцы девушки были исколоты иглой. Видя страдания любимой, мастер сделал специально для нее маленький золотой колпачок с насечками, который был призван защитить ее пальцы во время шитья, и подарил ей на день ее рождения в 1648 году . Свой подарок он сопроводил посланием, в котором просил барышню принять в дар его изобретение, призванное защищать от уколов нежные и столь трудолюбивые пальцы. То, что было изобретено данным ювелиром вошло в моду и стало стремительно распространяться по всей Европе. Сначала наперсток появился в Англии, а уже в начале 18 века модная вещица появилась во Франции, Германии и в России, куда ее завезли голландские купцы. И до наших дней сохранились изящные ювелирные шедевры, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой. Для того, чтобы на фоне наперстка была лучше видна серебристо-белая сталь швейной иглы, цвет наперстка старались делать желтым. С тех самых пор наперстки стали использовать уже не только по прямому назначению для защиты пальца от уколов иглы. Наперстки становятся настоящим украшением. 18 век принес моду на несессеры – наборы предметов туалета или принадлежностей для шитья, заключенные в специальные контейнеры, которые могли быть разных размеров. Маленькие несессеры являлись своеобразным аксессуаром, их прикрепляли к поясу с помощью цепочки. Наперсток, зачастую сделанный из золота и имеющий богатую отделку, являлся неотъемлемой составляющей частью таких несессеров. Русские ювелиры также изготавливали наперстки, в 19 веке такие ювелирные наперстки производились в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Устюге, Владикавказе и недалеко от Дербента (произведения знаменитых Кубачинских мастеров)

shpora.org

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *