Парики 18 века – фото женских укладок, париков в России, Вологодской области, в стиле итальянок, в Англии, во Франции, как сделать своими руками корабль для дам, особенности европейских моделей, характерные черты того времени, звездные примеры

зачем мужчины в XVIII веке носили парики

В XVII-XVIII веках мужчины и женщины по всей Европе следовали своеобразной моде, носив напудренные парики. Многие современники считают понятие о красоте того времени несколько чудаковатыми, но они не были лишены смысла, поэтому данные парики носили не только ради модных тенденций. Ученые разобрались, зачем людям данного периода истории были необходимы такие парики.
Практически все граждане в период XVII-XVIII веков из высшего общества и не только любили носить выделяющиеся напудренные парики. Сейчас популярные в то время мужские прически вызывают недоумение, поскольку они были белыми, покрытыми пудрой и стойким парфюмом.
Принято считать, что моду на парики среди всего населения Европы основал французский правитель Людовик XIV, который был без ума от этого предмета гардероба. Изначально церковь не считала данную деталь уместной в гардеробе мужчин и пыталась бороться с такого рода модой. Впрочем, ничего так и не вышло, и за несколько лет парики заняли прочную позицию в моде высшего света той эпохи.
Парики выполняли не одну только эстетическую функцию, но и были полезны с медицинской точки зрения. Дело в том, что многие в былые времена страдали из-за сифилиса, от которого выпадали отдельные участки волос непосредственно на голове. Парик весьма эффективным образом скрывал указанную проблему и оставался модным аксессуаром.
Самые состоятельные граждане начали по воле собственной брить головы и надевать парики, что являлось отнюдь недешевым удовольствием, а наиболее ярыми любителями упомянутого украшения являлись французский король Людовик XIV и британский монарх Карл II. Со временем парики стали отличным методом борьбы со вшами. Чтобы избавиться от паразитов их кипятили вместе с искусственной шевелюрой, что является очень сложным с настоящими волосами.
Намного раньше мужчин парики полюбили женщины, которые видели в них удобную замену ежедневной прически. Такие «аксессуары» было проще мыть и, соответственно, расчесывать, туда можно было цеплять различные украшения, а главное — не тратить время на прическу.

www.anews.com

Зачем носили парики в 18 веке

Рейтинг автора

Автор статьи

Стилист-имиджмейкер

Написано статей

18 век был периодом элегантности и полного притворства Историки утверждают, что данный период времени был самым неестественным по отношению к внешнему виду. Девушки и мужчины пытались добиться самых сложных причесок, если это не получалось с волосами, в ход шли парики. В отличие от прошлых веков, люди напрочь забыли, что такое скромность, стеснительность и простота, теперь в моде были совершенно противоположные качества – шик, блеск и роскошь. Давайте подробнее рассмотрим историю и узнаем, зачем носили парики в 18 веке.

История мужских париков

В 18 веке состояние прически было так же важно, как одежда человека. Модно было носить высокие и громоздкие парики, причем использовали их как мужчины, так и женщины. В 17 веке Петр 1 имел длинные и пышные волосы, а потому парики у него были эксклюзивные. Во-первых, сделанные из собственных волос, а во-вторых, он использовал их скорее, как головной убор против морозов, чем для красоты.

Стоили парики необычайно дорого, так как делали их исключительно за границей и только после этого завозились в страну. В 17 веке зависимости от внешнего вида, локонов и завитушек различали парик «грива» и «пудель». В те времена, модными были парики, присыпанные пудрой. Говорят, что один модник – канцлер Кауниц, специально ради этого входил в запудренную комнату и таким образом придавал своему парику больше элегантности и шика.

Ближе к 30-м годам 17 века на всю страну распространяется новая немецкая мода на парики, с этого времени вы больше не увидите пышных уборов и завитушек, теперь все стаи ходить с прусской косой. Выполнялась прическа очень легко: из трех прядей, при этом совершенно не важно было, плетете ли вы на своих волосах или же на парике.

Во времена Екатерины все мужчины сменили предпочтения и стали носить так называемые крысиные хвосты. Для того чтобы сделать эту прическу необходимо взять часть волос и завязать их с помощью ленты как можно ближе к затылку. В итоге, у вас получится длинная и тонкая прядь волос, напоминающая крысиный хвостик. Некоторые предпочитали крылья голубя, суть прически состояла в том, чтобы подстричь височные пряди, подвить их и в последствии заколоть.

Достаточно странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для эстетической цели. Подкладка парика делалась из очень плотной материи, а потому такой аксессуар защищал голову воина, если же он был напудрен, солдат вообще мог не бояться ударов вражеских шпаг. Для того чтобы защититься от сабли, воины одевали треуголки, тем самым полностью обезопасив свою голову. Но, несмотря на такую практичность, нововведение вводилось достаточно долго, а воины были более благосклонны к жестким бронзовым шлемам.

Был лишь один недостаток у парика, он практически не спасал от жесткого нападения с конницы. Чем выше чин, тем лучше парик был положен, так. Офицерские парики подкручивали и покручивали, солдатские же делали из пакли, а для блеска и эффекта припудренной использовали муку и квас. Достаточно часто молодые офицеры отказывались от парика, и завивали свои собственные волосы. Официальный приказ на отмену париков в армии ввели в 1807 году.

Упадок женских париков

В начале 18 века девушки все еще были приверженцами высоких причесок, с обилием украшений, драгоценных камней, цветов и обилия пудры, но все изменилось, когда в Версале был церемониальный прием. На нем, Герцогиня Шрусбери пришла с легкой прической, которая ниспадала мягкими локонами и имела минимальное количество украшений. Увидев это, Людовик 14, который на то время был законодателем моды, настолько обомлел, что уже на следующий день девушки стали ходить с простыми и изящными прическами, чего раньше не делали. Из обихода пропала та вычурность, обилие украшений и парики, в моду снова вернулась простота.

В течении следующих нескольких лет девушки носили простые, но изысканные прически, обычно они назывались – бабочка, тайна, нежность и т. д. Обычно, волосы гадко зачесывались на затылке, но оставляли пышными вокруг головы, можно также было оставлять прядь волос, чтобы она ниспадала на грудь. У императрицы Анны Иоанновны был свой вариант такой прически, который могла делать только она, у остальных прическа была строго под запретом. Волосы начесывались, а потом мягко закреплялись на затылке, дополняла весь этот образ маленькая корона.

Расцвет высоких причесок

Но, данная мода продержалась не долго, и уже к средине 18 века в моду вновь вернулись высокие и пышные парики. Мода достигла своего апогея, а прически все продолжали расти. На обычном приеме вы больше не увидели бы той изысканности, все головы дам были украшены очень сложными сооружениями. Чаще всего у дам не хватало собственных волос для подобной прически, а потому в ход шли все подручные материалы – конские волосы, драгоценности, плоды, ткани, цветы, рисовая мука и т. д.

Историки утверждают, что некоторые прически слуги делали стоя на лестнице, а время сооружения подобного чуда могло достигать 10 часов. Говорят, что самые вычурные прически были у графини Дюбари – простушки, которая стала фавориткой короля и дофина Марии-Антуанетты. Несмотря на то, что вторая в скором времени стала королевой, практически все время девушки посвящали новым нарядам и прическам. Они диктовали моду, а потому множество времени проводили со своими парикмахерами, придумывая новые стили и сочетания. Герцогини носили все, что придумают парикмахеры, а потому в средние века они уподоблялись художникам и скульпторам. У знатных дам прически не должны были повторяться, а потому в год парикмахеры придумывали до 100 разных вариантов.

Одной из самых известных причесок стала работа на голове Марии-Антуанетты, высота ее была около 70 сантиметров. В голове прекрасной дамы был проволочный каркас, который держал множество шиньонов и даже декоративный корабль.

В то время не было такого понятия как рамки, девушки носили на своей голове корабли, фрукты, иногда даже сцены из пьес, казней или же интимные моменты.

Конец века париков

Со временем и этот стиль стал угасать, сменился правитель, а вместе с ним и мода, появились новые тенденции, теперь популярность набирала новая прическа, с чудным названием – голова овцы. Называлась она так, потому что лицо и затылок девушки обрамляли пышные и объемные локоны. В это же время парики надолго ушли из обихода женщин, а старые прически стали слишком трудоемкие и вычурные.

Церковные запреты

Несмотря на свою широкую популярность, далеко не все так лояльно относились к данной детали гардероба. Так, например, церковь с самого начала достаточно враждебно относилась к парикам, аргументируя это тем, что данный аксессуар посягнулся на целомудрие девушек. Как позже объяснят истории, в церкви считали, что парики делают девушку еще прекраснее, а потому незамужние девушки могли потерять свою невинность в погоне за модой.

Со временем ситуация обострилась, так, например, Климент Александрийский, который был папой одной из церкви, написал, что человек посягающий на сан священника не должен ходить в парике, ведь тогда Господь не сможет посылать свое благословение через искусственные волосы. Его коллега Тертуллиан пошел еще дальше и сказал, что парик – это символ дьявола, через который он передает в вашу голову грехи, а вы не можете быть уверены, кто носил эти волосы до вас.

Апогеем данного спора стал тот факт, что в Константинополе было исключено несколько человек из церкви за то, что они носили парики.

Рост преступности

Чем больше росла популярность и ценность париков, тем больше людей хотели заполучить их. Писатели и историки того века писали, что полные парики были очень востребованными и дорогими, а потому выходя на улицу необходимо было быть очень осторожным, ведь любой опрометчивый шаг мог оставить вас без ценного аксессуара.

Очень популярным был прием, когда мужчина нес на подносе для мяса – мальчика, накрытого тканью, проходя мимо знатного гражданина, мальчик срывал парик и спался вместе с ним бегством, пока обеспокоенный хозяин оглядывался по сторонам.

Парики для женщин и мужчин были не только модным аксессуаром, некоторые носили его вместо шапки для защиты головы от плохой погоды, в армии же их применяли для лучшей защиты и т. д. Они приходили и уходили из моды, в зависимости от желаний правителей, но всегда были признаком элегантности, власти и вкуса, как для девушек, так и для мужчин.

uhozhenka.ru

Часть 2. Удивительные подробности причесок 18 века – Ярмарка Мастеров

В прошлой своей статье я писала о женских прическах 18 века, которые в первую очередь удивляли своими размерами и массой. В этой статье я расскажу о других известных прическах 18 века — менее объёмных, но также имеющих свои интересные особенности.

Один из символов парадного века Людовика XIV — потешно-величественный белый парик с театральными локонами.

Настоящие белые волосы были большой редкостью и парикмахеры умудрялись с помощью белой пудры выбеливать темные волосы. Был и другой выход — делали парики из белых шелковистых ниток и вплетали ленты и кружева. Из-за дороговизны белые парики включали в завещание, осужденные на казнь преступники-блондины просили передать свои отросшие волосы женам, а королевская полиция нравов поставляла придворным парикмахерам волосы для париков, срезая их с провинившихся в виде штрафов.

С 1725 года в моде маленькая головка, посыпанная белой пудрой, почти одинаковая для мужчин и женщин. Разве что у женщин были два змеевидных локона на висках, спускавшиеся на декольтированную грудь.

В галантную эпоху именно на прическу дамы следовало смотреть кавалерам, чтобы получить информацию к размышлению о своих шансах на успех.

«Локон, падающий на висок и благодаря этому нарушающий правильность овала лица, имеет слишком возбуждающий вид для того, что бы быть пристойным, что очень хорошо известно женщинам легкого поведения. Но если локоны чопорно спускаются попарно и на равном расстоянии, они теряют желаемый эффект и не заслуживают, чтобы их любили» (У. Хогарт. Анализ красоты).

Прекрасные локоны, которыми восхищались все мужчины получались весьма прозаично, c помощью папильоток. Каждая дама перед сном оборачивала тесьму бумагой — вот вам и папильотка.

Супруге композитора Иозефа Гайдна история не может простить, что она самым легкомысленным образом пускала нотные рукописи своего гениального мужа на папильотки. А с другой стороны, что ей было делать? Женские прически 18-го века требовали еще и не таких жертв.

А сейчас небольшое лирико-техническое отступление о пудре. Припорошенной как снегом белой пудрой видится нам толпа модниц и щеголей галантного столетия. Трудно даже представить, что миллионы мужчин и женщин Европы начинали свой день с довольно «дурацкого» ритуала — запудривания самим себе мозгов.

Только самое бедное население Европы было избавлено от такой привилегии, как пудренные волосы. Их носили те, у кого имелся хотя бы один слуга, который и ведал запасами пудры. В обязанности слуги или личного парикмахера входила эксплуатация и содержание в порядке специального прибора для припудривания волос.

Пудромет имел вид усеченного конуса из гафрированной кожи с деревянным дном, которое отвинчивалось для насыпания пудры. Отверстие вверху было обернуто марлей или газом — при распылении пудры они служили фильтром.

Чтобы не задохнуться и защитить глаза от пудры, человек держал перед лицом специальную картонную маску в виде рупора с отверстиями для воздуха, в крайнем случае — просто картонку.

В богатых домах были особенные комнаты — пудрельни, маленькие помещения, где мог поместиться только один человек. Он высовывал голову из отверстия в двери, и стоявший на расстоянии слуга пудрил ее. Перед этим процессом клиенты хорошо смазывали волосы маслом, чтобы пудра ложилась равномерно.

Теперь о самой пудре. Для ее изготовления применялся только высококачественный крахмал. Из муки пудру запрещалось делать, так как неимущее население частенько оставалось без хлеба. В пудру добавляли парфюмерную отдушку, чтобы заглушить запах немытых тел и бараньего сала, которым смазывали ежедневно локоны.

Премьер-министр Англии Питт в 1795 году в разгар борьбы с Французской революцией, решил покончить с вражеской модой и ввел налог на пудру в размере одной гинеи за одну посыпанную голову. Ничто не могло уже расшевелить утихнувшую метель из пудры — она сгинула под лучами новой моды.

www.livemaster.ru

Женские прически 18 века и карикатуры на них.

Конец 18 века- один из самых экстравагантных периодов в истории причесок, их украшения и шляп. На эту тему существует много карикатур. Я хотела сначала показать только карикатуры- но подумала, что не все ведь помнят костюмы этой эпохи, так что показываю и шляпы с костюмами тоже.


Fashions in hair, 1788 — the Academie de Coiffure, Paris

Историю женской причёски можно условно разделить на несколько этапов. До 1713 года дамы высшего общества всё ещё носят фонтанж (чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев), сама форма которого давала большой простор для фантазий.


Эпоха Людовика 14

French man and woman, 1730s.]
Эпоха Людовика 14

Новая мода на головные уборы началась в 1713 году, на церемониальном приеме в Версале (Франция), когда Герцогиня Шрусбери появилась перед Людовиком XIV без фонтанжа с гладкими и немного вьющимися волосами, украшенными шнурком и цветами. Людовику прическа герцогини очень понравилась, а учитывая тот факт, что он был законодателем европейской моды, то это событие предрекло развитие европейской моды на прически эпохи Рококо. Эта кажущаяся простота стала главной тенденцией в моде на женские прически 18 столетия.

Все леди, изображенные на картинах того времени, имеют простые, скромные, но всё же изящные причёски, названия этих причёсок соответствующие — «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».


Les reines de France : epouses des Bourbons

Women with hats, England, 18th century.


Спокойные прически соседствовали с огромными кринолинами-grands paniers

Élégante avec la robe à grands paniers, abbé mondain, jeunes gens en costume de chasse et de promenade avant 1760.


Marie_Antoinette


Marie_Antoinette

Портрет мадам де Помпадур

Однако с середины 70-х годов XVIII века прослеживается иная тенденция: причёска снова принялась «расти» вверх. И снова женские прически стали превращаться в сложные сооружения как в эпоху фонтанжа до 1713 года. В ход шли не только собственные волосы дам, но и накладные, причем часто дамам не хватало своих собственных волос для таких громоздких причесок, поэтому использовали и конский волос. Особо изысканные дамы использовали почти всё, что только могли найти — ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды.

————

Berliner Trachten des 18. Jahrhunderts.


Designed by D. Richie, Hair Dresser
September 1, 1772.


Marie-Thérèse de Savoie, comtesse d’Atrois

Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV — Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, — девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо графини Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Её личный парикмахер Леонар лишь только направлял ее бурную фантазию в нужное русло. Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть»… Сравните с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода…


French woman wearing a boat headdress, 1780s.]


Coiffure à la Belle-Poule.

Знаменитые парикмахеры уравнивались с художниками. Они никогда дважды не повторяли свои творения и за год создавали несколько сот новых композиций и комбинаций. Несколько куаферов во главе со знаменитым Леонаром Боляром, сооружая на голове французской королевы Марии-Антуанетты знаменитую впоследствии прическу «а-ля фрегат «Бель Пуль» высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов!


Прическа с кораблем

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.

Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами.


Coiffure à la zodiaque ; Coiffure casque à la clorinde ; Coiffure en soleil levant ; Coiffure à la persane

В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц. Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен.

Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.


Follies of fashion.Конец 18 века

Follies of fashion.Конец 18 века

Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру.


Twelve fashionable head-dresses of 1780. [12 fashionable headdresses of 1780

Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.
——————

Marie
Anotoinette

Marie
Anotoinette

Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица — трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти.

Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна.


Johann Zoffany 1776
Archduchess Maria Christina, Duchess of Teschen, (1742-1798), called «Mimi», was the second girl and fifth child of Maria Theresa of Austria and Francis I, Holy Roman Emperor.

——————

Со временем к началу 80-х годов 18 столетия женская прическа становится несколько скромнее. Исчезает мода на «вазоны» и «паруса». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц XVIII века, но шляпы и наколки по-прежнему большие и обьем прически сохраняется.


Women with elaborate hats, France, 18th century


Lady Skipwith.


Lady Augusta Campbell.

Bonnet à la polonaise.


Mme. de Lamballe.

Miss Martha Ray. (1779)


Mrs. Alexander Hamilton. (1781)

Чудовищных размеров прически выполняли функцию противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы. Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, также требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы — необходимый атрибут прогулок по саду или парку.

От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но памятуя о том, что «красота требует жертв», чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу — шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.

Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов, было учтено Боляром, Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, — снова высокой. Эта «куафюра» — сложная парадная дамская прическа — составляла одно целое с головным убором, если таковой имелся.


Lady Catherine Duer.

Mary Isabella marchioness of Granby. (1776)


Woman with a hat, 18th century.]


Coiffures de 1790, d’après des gravures du temps

———————КАРИКАТУРЫ————————


Les funestes effets de la coqueterie : gravure satirique contre la mode des coiffures (XVIIIe siecle).

Französische karikatur auf die hohen Haarfrisuren, um 1780. (


[Servants standing on a ladder dressing a woman’s hair, France, eighteenth century.] Конец 18 века

Une caricaiture de la fin du dix-hutième siècle. Конец 18 века

Il faut souffrir pour être belle.


The French Lady in London, or the Head Dress for the Year 1771
From an original drawing by Samuel Hieronymus Grimm (1733-1794)


Miss Prattle, consulting Doctor Double Fee about her Pantheon Head Dress
London: Printed for Carington Bowles, February 8, 1772.

The Preposterous Head Dress, or the Featherd Lady
London: Published by M. Darly, March 20, 1776.

Lady All-Top
London: Published by J. Lockington, May 15, 1776.

Oh. Heigh. Oh.
Or a View of the Back Settlements
London, Published by M. Darly, July 9, 1776.


Rural Masquerade Dedicated to the Regatta’ites
London, Published by J. Lockington, July 9, 1776.


Phaetona or Modern Female Taste
London: Published by M. Darly, November 6, 1776.

The New Rigatta
R.S. [Monogram, i.e., «Richard Sneer,» perhaps Richard Brinsley Sheridan]
London: Published by M. Darly, February 20, 1777.

Miss Juniper Fox
London. Published by M. Darly, March 2, 1777.


Slight of Hand by a Monkey—or the Lady’s Head Unloaded
London: Printed for Carington Bowles, c. 1770.
Both the butcher’s boy with his basket and a young man on the other side of the wall are amused by the monkey’s stealing of the fine lady’s extravagant headdress.


A Doleful Disaster, or Miss Fubby Fatarmin’s Wig Caught Fire
Thomas Rowlandson (1756-1827)

В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок…

——————

Tight Lacing, or the Cobler’s Wife in the Fashion
London: Published by William Hitchcock, November 4, 1777.
Behind the cobbler and his wife is a picture of a leg of mutton and turnips, whose shape is reminiscent of the wife’s headdress.

——————Костюмы——————————


Ladies’ fashions.

French men, women, and a child, 1774-1792


Abbé ; Dienerin in der Contouche ; Tracht von 1780.


Femme en robe à la polonoise, de tafetas rayé, garnie de gaze, remettant sa jarreúere et laissant voir sa belle jambe.

Dame en robe, dite la nouvelle circassienne Paris, 1780.


Femme artiste, Paris 1780-1782.

Demoiselle de la petite bande a la promenade des Tuilleries (1777-80).


Elégante en petite robe de taffetas des Indes rayé, garnie en pouf, la garniture le même étoffe.

French woman reading, 1770s.]

French woman in an alluring pose, 1770s.]


Written on border: «Louix XVI»

Riche mariee, en robe de ceremonie. Paris. 1774-80. D’ap[rès] une gravure de l’epoque. (1774-1780)

Dame française. (1787)


Elegante en robe du matin, coiffee a la Malborough, Paris, 1784-86.


French woman holding the hand of a young girl, eighteenth century.]


Servante et dames. Fin du règne Louis XVI. (Gravures du Duhamel etc.) XVIIIe siècle, costumes civils, femmes, France. (ca. 1793)

Women and a girl, France, 1787-1792.

——————живопись-костюм——————


Marie
Anotoinette

Marie
Anotoinette

Marie
Anotoinette

——————-КАРИКАТУРЫ на корсеты————————-


Tight Lacing. Or Hold Fast Behind
M.D. [Monogram; Matthew or Mary Darly]
London: Published by M. Darly, March 1, 1777

Модников- мужчин тоже существовало предостаточно, их в конце 18 века в Англии называли «macaroni», так как они подражали итальянским франтам, а в России- петиметрами- они французской моде следовали, карикатуры на них покажу позже- все в один пост не помещается.

ЕЩЕ ШЛЯПКИ 18 века-ТУТ

Пост про БЛОХОЛОВКИ-ТУТ

http://digitalgallery.nypl.org/nypldigital/index.cfm
http://beauty.wild-mistress.ru/wm/beauty.nsf/publicall/2008-11-16-236565.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D1%91%D1%81%D0%BA%D0%B8_XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Johann_Zoffany
http://18thcenturyblog.com/fashion?page=4
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post104040671/
http://www.library.yale.edu/walpole/html/exhibitions/hair/

18century-ru.livejournal.com

Прически XVIII века — рукотворные чудеса

История причёсок XVIII века очень удивительна и необычна. XVIII столетие, как полагают историки, является «столетием женщин». Это время одновременно сложности и простоты, необычности и невообразимо сложных причёсок. Волосы и прически всегда были отражением общих тенденций в высокой моде, а стиль Рококо определяет моду и расставляет акценты в XVIII столетии.

Историю женской прически XVIII столетия условно можно разделить на три этапа. До 1713 года дамы высшего общества всё ещё носят фонтанж (чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев), сама форма которого давала большой простор для фантазий.



После того, как Людовик XIV — главный законодатель европейских мод — положительно оценил маленькую, скромную причёску герцогини Шрусбери, в моду вошла простая, слегка припудренная причёска, украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденщией века рококо.




Все леди, изображенные на картинах того времени, имеют простые, скромные, но всё же изящные причёски, независимо от того является ли эта дама роскошной маркизой Де Помпадур, добродетельной Марией Тэрезой или юной Фике из Цербста. Только вслушайтесь в названия этих причёсок — «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».



Однако с середины 70-х годов XVIII века прослеживается иная тенденция: причёска снова принялась «расти» вверх. И снова женские прически стали превращаться в сложные сооружения как в эпоху фонтанжа до 1713 года. В ход шли не только собственные волосы дам, но и накладные, причем часто дамам не хватало своих собственных волос для таких громоздких причесок, поэтому использовали волосы служащих и даже лошадиные гривы! Особо изысканные дамы использовали почти всё, что только могли найти — ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды.



Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV — Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, — девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо графини Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Её личный парикмахер Леонар лишь только направлял бурную фантазию «австриячки» в нужное русло. Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть»… Сравните с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода…



Наиболее элегантные женщины возводили на своей голове целые композиции из птиц, статуи и даже мини-сады с крошечными искусственными деревьями. К тому же периоду относится любимая многими A-la Belle Poule — причёска с моделью знаменитого фрегата. Создание такой прически могло занять целый день и причёска могла носиться в течение нескольких дней, а иногда даже целой недели.



Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.

Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами.



Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Женские прически нередко становились предметом карикатур:




Со временем к началу 80-х годов 18 столетия громоздкая, вычурная женская прическа становится несколько скромнее. Исчезает мода на «вазоны» и «паруса». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц XVIII века. С полотен Гойи и Виже-Лебрен и Гейнсборо смотрят на нас эти женщины с пышными, но скромно украшенными волосами.



Французская революция повернула всё с ног на голову. Громоздкие прически вышли из моды, а спустя несколько лет, светские дамы щеголяли со скромными причёсками…



Историю мужской куафюры (причёски) XVIII века также можно разделить на несколько этапов. В начале столетия продолжают совершенствоваться причёски, возникшие в конце XVII века. Так парики — аллонж по-прежнему в моде, однако, их длина заметно уменьшается.



Возникает небольшой по размеру парик «бинет» — крупные локоны, уложенные параллельными рядами. С 1730-х годов такой парик носили только пожилые люди. В таком парике мы можем видеть и великого Баха, и польского короля Станислава Лещинского, и придворных немцев Анны Иоанновны.



Если время правления Людовика XIV, в основном, может быть охарактеризовано, как «эпоха париков», то в XVIII столетии вновь возвращается мода на причёски из собственных волос, хотя и парики остаются по-прежнему популярны. Молодые люди предпочитают не отягощать себя тяжёлыми и довольно тёплыми париками.

Как для париков, так и для волос существовала пудра. Пудра была различных цветов и оттенков — от белой до нежно-розовой и бледно-голубой. В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.

Причёска «а-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740—1750 гг. большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» — два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках.


К концу XVIII века парики практически повсеместно выходят из моды — исключение составляла, пожалуй, Россия, где ещё в эпоху Павла I было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика. В 1780-е гг. в моду входят довольно пышные, однако, простые в исполнении мужские причёски с крупными, как бы небрежно уложенными рядами локонов. Молодые лорды на картинах Гейнсборо причёсаны именно таким образом.


В период Великой Французской Революции длинные волосы практически вышли из моды, особенно после того, как актёр Тальма сыграл роль Тита в вольтеровском «Бруте». После этого в моду вошли коротки «римские» причёски «а-ля Тит».

А это уже попытки современных дизайнером повторить прически XVIII века:

  


gold-nostalgia.livejournal.com

Прически 18 века | Блогер Kozetka на сайте SPLETNIK.RU 2 марта 2010

Хочу рассказать о довольно неприятных подробностях, сопутствующих созданию и ношению причесок эпохи рококо. Известно, что знаменитые парикмахеры 18 века уравнивались с художниками. Они никогда дважды не повторяли свои творения и за год создавали несколько сот новых композиций и комбинаций. Несколько куаферов во главе со знаменитым Леонаром Боляром, сооружая на голове французской королевы Марии-Антуанетты знаменитую впоследствии прическу «а-ля фрегат «Бель Пуль» высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов! Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно. Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами. В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Потом пришла мода на перья в волосах, ради которой были уничтожены тыcячи лебедей, павлинов, цапель, страусов и других редких птиц. Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, сало и бараний жир, удерживавшие пудру, шпильки различной длины. Порой их число достигало нескольких сотен. Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра. Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и очень дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки же причесывались и того реже — раз в месяц, а прически сохраняли как можно дольше нетронутыми. Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудр Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами. Существовала специальная костяная или металлическая спица — трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, потому что зуд был постоянно, не портя прически. Эти палочки для чесания обычно имели наконечник в форме человеческой кисти. Во время сна пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна или на ночь даже надевали специальный воротник с наживкой внутри, чтобы мыши не поели прическу! Чудовищных размеров прически выполняли функцию противовеса огромному шлейфу, тянувшемуся за платьем дамы. Кроме того, туфли с высокими каблуками и огромная ширина юбки в бедрах, также требовали уравновешивания. Поскольку при подобных прическах удержать равновесие было сложно, то появилась мода на тонкие трости с жесткой кисточкой-чесалкой для головы — необходимый атрибут прогулок по саду или парку. От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц ужасно болела голова, но памятуя о том, что «красота требует жертв», чего только не выдерживали женщины той эпохи! Однажды королева Франции Мария-Антуанетта согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу — шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы. Неудобство высоких причесок, мешавших женщинам сидеть в карете, в конце концов, было учтено Боляром, Он придумал легкий стальной механизм (его вставляли в парик), с помощью которого можно было сделать прическу низкой, а затем, нажав на клапан, — снова высокой. Эта «куафюра» — сложная парадная дамская прическа — составляла одно целое с головным убором, если таковой имелся. В 1770 году произошел трагический случай. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхнули как порох огромные прически у множества дам. Погибло более 500 человек (в основном женщины), и вместе с ними и знаменитый Легро — куафер, славившийся особой изощренностью причесок. Мужчины тоже мучались. Облысев с возрастом, Людовик XIV издал указ об обязательном ношении париков. Тогда существовало до сорока пяти различных их видов. В день парик меняли минимум трижды: утром носили черный, днем — каштановый, вечером — светлый. Светлые волосы были самыми редкими и самыми ценными, поэтому парики посыпали белой пудрой или мукой. Часто на парики шли волосы казненных людей. При дворе Людовика XIV впервые появился парик аллонж — мужской парик из длинных, завитых в локоны, ниспадающих на плечи волос. До сих пор такой парик носят английские судьи и мэр Лондона. http://s12.radikal.ru//i185/1003/39/620fe0e2c770.jpg А теперь, как делались подобные прически.

www.spletnik.ru

Высокие прически галантного века, что они скрывали

Нам сообщают, что вшей и мышей.

Но как в случае с мифической блохоловкой, не будем верить на слово, а попробуем разобраться.

Из интернета
Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру

Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна или на ночь даже надевали специальный воротник с наживкой внутри, чтобы мыши не поели прическу!

И даже сложно представить, что когда-то модницы  носили на головах настоящие прически-дома, в которых заводились мыши, спали сидя, чтобы не повредить красоту, а также держали при себе флакончик с духами, чтобы бороться с молью и вшами — жителями помпезных шедевров из волос.
На эти и многие другие жертвы вынуждены были идти все уважающие себя модницы второй половины 18 столетия. А все благодаря французским гурманам-парикмахерам при дворе короля-повесы Людовика XV.
На изготовление модной прически-дома, которая называлась «куафюр», уходило по несколько часов. А делали ее следующим образом. Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы, далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали все содержимое шкатулок,  шкафов, кухонных полок и гостиных.


http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/11505_pricheski_18_veka

http://lady.tochka.net/2837-pricheski-doma-s-myshami-i-vshami/

Вот такие гадости пишут про модных дам 18го века.
Вшивые, с мышами в прическах, вонючие и вообще бе-бе-бе

А между тем…

Давайте пойдем простым логическим путем.

Начнем с того, что рассмотрим, какие именно носили прически дамы галантного века.
Я разделила их для себя на три вида: 1. Начесы из своих волос, официальное название «Пуф» 2. Вавилоны из своих и накладных и 3. Парики.

Вот пример начеса

Вавилона

Парика

Начес делался так: внутрь закреплялась мягкая основа, вокруг поднимались пудреные волосы.


Вавилоны требовали уже большего количества волос, поэтому вовсю использовались разные накладные локоны и букли.

Парики использовались для вот таких монументальных причесок, тк совершенно ясно, что у любой, даже самой густоволосой женщины такого количества волос быть не может.

И сейчас я неожиданно, предлагаю нам перенестись из галантного века в шестидесятые прошлого.

И что мы видим там?

Начесы!

Вавилоны!

Парики!

Ну разве не один в один со стилем заведенным Марией Антуанеттой?

Еще примеры начесов

Вавилонов


И париков

Как перекликается старое с очень старым!

Теперь зададимся вопросом, модницы 60х тоже ходили вшивые, с мышами в прическах? Нет, про такое непотребство никто не пишет.

Нам рассказывают, что в 18 веке подобные прически сооружались по 10 часов и более. Сдается мне, что это были сказки для мужей.

Вот видео, где женщина сооружает себе прическу сама, безо всякого парикмахера. Она очень много говорит, если бы она делала это молча, то уложилась бы в 10 минут.

Вот еще одна, только из своих волос.

Вот из своих и накладных.

Тут парик.

С париками все ясно, спать в нем незачем, во первых он дорого стоит, чтобы мять его в кровати, во вторых — сняла, на подставку водрузила и никаких хлопот.

Думаете Валентина Петренко спит в своем парике?

Или Пугачева

Между прочим, мода на высокие прически оказалась очень живуча именно у советских женщин. Вспоминаю свою первую учительницу Зою Григорьевну, она носила на голове внушительную такую халу, как я сейчас понимаю из накладных волос.

А как быть с начесами и вавилонами? А так же как в 60 годы, делалась такая прическа, носилась, каждый день расчесывалась и заново собиралась лакировалась-пудрилась.

А в торжественных случаях, когда к мастеру накануне не попасть, делали прическу заранее, и спали аккуратно в косынке, потом расправляли помятое. Но не месяцами, а пару-тройку дней.

Не будем забывать еще такой аспект, как скоротечность моды. Скажите, как посмотрят на гламурную диву в наши времена, если она на три раута подряд придет с одной и той же прической?

Читаем в умной книжке:

«Придумать какую-нибудь новую комбинацию в сфере моды было горячей мечтой многих светских дам, а высшим триумфом для такой дамы было видеть, как придуманная ею новая комбинация нашла такое сочувствие, что входила в моду на несколько недель или по крайней мере дней — дольше не длилась ни одна мода. Мария-Антуанетта каждую неделю совещалась со своим придворным парикмахером, знаменитым Леонаром, «великим Леонаром, тратившим на одну прическу около 19 метров газа и принципиально не пользовавшимся кружевами». И каждую неделю она заставляла его придумывать новые комбинации, которые затем вводила в моду.»

Отрывок из книги

История нравов

Эдуард Фукс

Мода весьма скоротечна, как была тогда, так и сейчас. Хранить прическу месяцами? Чтобы тебя выставили посмешищем?

Теперь, эти треклятые подставки под голову на которых якобы спали. Я искала их как голодный ищет хлеб. Нашла только египетские и японские.

Египтяне как известно брили голову наголо, волосы отдавались в дар богам, а роскошные шевелюры были не более чем париками.

Так что подставки эти скорей для бальзамирования какого нибудь, чтобы ровно голова лежала.


Вместо подставок для сна мне попадались подставки под парики. И именно под женские, ведь не станет же кавалер галантного века водружать свой парик-аллонж на такую подставку?

У них свои подставки были, мужские.


Мужчинам почему-то никаких вшей и мышей не приписывают, как и нет вопросов, что они поголовно носили парики.

Это напоминает историю со средневековым женским нижнем бельём.

До 2008 считалось, что его не было, потом, благодаря одной находке, оказалось, что было.

Женщины носили парики как и мужчины, про Марию Антуанетту, которая и завела моду на высоченные прически не скрываясь пишут, что ей несколько раз состригали волосы.

Таким образом что мы имеем, а имеем мы очередную байку о якобы вшивых дамах. Забавный момент, если в Америке-Европе в 60х годах высокие прически назывались «Бабетта», «Улей», «Кокон», то в Советском Союзе их обозвали «Вшивый домик». Видно, осуждалась мода копируемая из загнивающего зарубежья советскими комсомолками и коммунистками.

Потом, на дамах того времени помимо прически было еще много чего надето.

«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с неё чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с её седой и плотно остриженной головы. Булавки дождём сыпались около неё. Желтое платье, шитое серебром, упало к её распухшим ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств её туалета; наконец, графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном её старости, она казалась менее ужасна и безобразна.»

Отрывок из книги

Пиковая Дама

Александр Сергеевич Пушкин

Ну, про всякие корсеты-кринолины это отдельная тема.

Но и с прическами галантного века и их воплощением в 60х я не заканчиваю, просто в один пост все не помещается.

Продолжение следует

milisen.livejournal.com

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *