Пиджак когда появился: История пиджака — наследника фрака и сюртука

Содержание

История пиджака — наследника фрака и сюртука

Сто — сто двадцать лет назад пиджак занимал более чем скромное место в мужском гардеробе. В. Даль в 1860-х годах дал такое определение: «Пиджак — английское слово, долгая куртка, коротенький сюртучок по бедра». Отсюда с очевидностью вытекает, что пиджак во времена Даля был одеждой не очень привычной.

М. Преображенский в своем «Этимологическом словаре русского языка» начала века (1910-1914) называет пиджак родом короткого пальто, что тоже еще не соответствует нашему сегодняшнему представлению о пиджаке.

В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова (1939) читаем: «Принадлежность мужского костюма — род куртки с открытым воротником и застегивающимися полами». Как видим, пиджак уже не редкость, а «принадлежность мужского костюма».

Как одежда более удобная и практичная, пиджак пришел на смену фраку и сюртуку. С 1860-х годов его шьют в комплекте с жилетом и брюками («тройка»), из одной ткани.

Слово «пиджак» голландского происхождения.

Словом примерно такого же звучания у англичан с давних времен (надо полагать, что-то с XVI-XVII вв.) обозначался морской бушлат (pea-jacket), то есть суконная куртка с двумя рядами пуговиц, с открытым отложным воротником. Сами англичане называют пиджак другим словом — coat, которое также применимо и к френчу, и к мундиру, и пальто.

В русском языке осело слово «пиджак». В Западной Европе время пиджаков наступило примерно с середины прошлого века. Снова обратимся к лингвистическим изысканиям. Pie по-голландски «куртка из грубой шерстяной материи», jacket — «жакет». Слово это — уменьшительное от jack — «кольчуга». Аналогично кольчуга обозначается на французском, итальянском и испанском языках (отсюда же, вероятно, немецкое jacke — «кофта»). Все эти слова имеют, как полагают некоторые лингвисты, общий источник — французское имя Jacques, то есть Жак. От этого имени произошло название знаменитого антифеодального крестьянского восстания во Франции 1358 года — Жакерия (Жак-Простак — так французские дворяне называли крестьянина).

Возможно, эта версия происхождения слова «пиджак» кому-то покажется не очень убедительной. Ну что же, никому не заказано предложить иную.

Ближайшие родичи пиджака известны: сюртук, фрак, смокинг и визитка (фрак и смокинг здравствуют и поныне).

Сюртук (от французского слова surtout) — порождение XVIII века. Он сменил жюстокор, изобретенный при Людовике XIV (жюстокор был мужской одеждой «по привилегии»: носить его можно было только с разрешения короля, выданного поначалу лишь 50 придворным).

Костюмный колорит середины прошлого века передается фразой И. С. Тургенева: «Носил белые галстухи и табачного цвету длиннополые сюртуки».

В 1860-х годах мужчины отдают предпочтение новой разновидности сюртука — визитке, которая отличается от сюртука более открытой грудью, лацканами и закругленными полами. К сюртукам и визиткам обязательно надевались панталоны в узкую серую или черную полоску.

Фрак, который мы привыкли видеть на концертирующих музыкантах, дирижерах, гастролерах, дипломатах, в XVIII веке был офицерской униформой: его полы были удобны для верховой езды и походов. С 1760-х годов во фрак оделись западноевропейские буржуа. В пару к нему носили кюлоты, а с начала XIX века — и панталоны на штрипках. В Россию фрак пожаловал примерно в 1770-х годах. Утрированные фраки столичных русских щеголей конца XVIII века, заимствованные у «невероятных» (incroyables-таким прозвищем французы наградили тех молодых людей, которые, чтобы обратить на себя внимание, носили нелепую, крикливую одежду. Не получив во время революции образования, они жили за счет своих родителей — мелких и средних буржуа) — молодых людей Франции, встречали осуждение у почтенной публики, враждебной западным влияниям. Екатерина II в насмешку над доморощенными модниками вырядила во фраки будочников, а в руки им дала лорнеты. Но столь деликатный способ воздействия на «стиляг» XVIII века оказался не очень эффективным.

Павел I был решительнее: он запретил фраки заодно с длинными панталонами, круглыми шляпами и короткой стрижкой, поскольку все это шло из революционной Франции. Но на следующий же день после смерти императора «жители столицы. .. появились в таких костюмах, в таких прическах и с такой упряжью, какие строжайше были запрещены Павлом».

В холодных парадных комнатах и на улице в прохладное время года — весной или осенью — в одном фраке было неуютно, а демисезонное пальто в конце XVIII — начале XIX века еще не придумали. Поэтому под фрак (или кафтан) надевали теплые «душегреи». Кюлоты и панталоны тоже утепляли, а обувь шили с расчетом на два-три чулка.

С 1834 года Николай I, отдававший предпочтение единообразию перед разнообразием, одел чиновников в вицмундиры — те же фраки, только из сукна темно-зеленого или темно-синего оттенка и с гербовыми пуговицами. Но коричневые, голубые и зеленые фраки еще до середины века были уличной городской одеждой и только потом стали одеждой для балов. С тех пор они были преимущественно черными, лишь длина фалд изменялась по требованию моды. Обязательными стали белая шелковая подкладка и панталоны без отворотов, белый пикейный жилет и цилиндр.

Смокинг — нововведение последней четверти прошлого века. По слухам, первым его надел лорд Сатерленд. Это выходной пиджак с очень открытой грудью и длинными лацканами, обшитыми шелком, с шелковой подкладкой. К нему предписано было надевать брюки с галунами. Цвет смокингов преимущественно черный, но бывают они темно-синими и фиолетовыми; в жару носят белые смокинги.

Слово «смокинг» ведет свою родословную от английского smoking-jacket, обозначающее одежду для курящих. Но в оборот введено французами и немцами. Сами же англичане этот вид одежды называют динне-джекет (dinner-jakcet), а американцы-таксидо. На жаргоне у смокинга вообще нелестное название: манки-свит — обезьяний костюм (monkey-suit).

Пиджачная мода пришла и в русскую деревню, которая во второй половине XIX века, после отмены крепостного права, все теснее связывается с городом. Крестьяне отхожего промысла, да и те, что осели в городах, приезжали домой в городской одежде.

Но сшитый по городской моде пиджак не годился деревенскому жителю. Пришлось перешить его в пинжак (или спинжак) — длинную, до колен, однобортную куртку с маленьким стоячим воротником, чтобы приспособить к крестьянскому вкусу. Тачали пинжаки из холста синего цвета, нередко подбивали ватой. Застегивался пинжак на левую сторону.

В северных краях России пиджак называли «ежеденной оболочкой» или даже халатом. Городской тип пиджака победил в деревне окончательно к 1920-м годам, а прежние суконные пиджаки молодежь стала называть стариковскими.

Его величество жакет • elitniy.ru

 

В гардеробе практически каждой женщины есть жакет. Но так было не всегда. История его появления интересна и имеет спорные моменты. Что стоит за привычным предметом одежды? В чем пойти на корпоративную вечеринку? Каковы наилучшие комбинации с жакетом для праздничных светских мероприятий? В этом мы и постараемся разобраться.

Пи де Жак
История появления женского жакета имеет несколько версий. Одни считают, что его создал французский портной Жак, скроивший женский вариант своей же модели для мужчин («пи де Жак» – мужской пиджак).

Другие считают, что jaquette появился в средние века и имеет богатую линию трансформации из исключительно мужского варианта в женский.
До конца ХIХ века женщина выходила из дома в основном на светские мероприятия и для нечастых дел. Имеющие достаток не работали и мало путешествовали, а те, кто был менее зажиточным, не могли себе позволить более двух-трех платьев или пары юбок с блузками. С течением времени ситуация изменилась. Появилась прослойка работающих женщин среднего класса, которые одевались в комплекты из темной юбки и закрытой белой блузы (учительницы, стенографистки, владелицы небольших продуктовых лавок или ателье). Имеющие средства могли позволить себе дополнить комплект жакетом типа спенсер или болеро. Появлению жакета-спенсера помог случай. Автором считается лорд Спенсер, который оборвал прожженные у камина полы фрака, чем и ввел моду на короткие жакеты до талии. Эта модель прекрасно дополнила ампирные платья с завышенной талией и комплекты с юбками в пол. Их носили в качестве верхней одежды и как дополнение к вечернему наряду.

Деловой костюм появился значительно позже благодаря английскому портному Джону Редферну. Он перенес шаблон мужского костюма на женское платье, разделив его на 2 части – юбку и корсаж, чтобы создать одежду для путешествий для королевских особ. Корсаж стал прообразом жакета. Жакет и юбку шили из одной ткани, используемой для мужских костюмов, и сочетали со строгой блузкой с высоким воротником-стойкой и женским галстуком. Обувь, перчатки, дорожная шляпа и ридикюль дополняли образ. В таком виде принцесса Александра путешествовала по Европе со своим мужем, принцем Уэльским (будущим Эдуардом VII). Этот костюм получил название костюм-тальер (taylor suit). Время шло, и дамы стали вести активный образ жизни – выезжать на пикники, посещать скачки. Поэтому он стал довольно популярен.

Затем появились твидовые жакеты особого кроя, названные в честь изобретательницы – «шанель». Твид использовался только для пошива мужских изделий, но Коко Шанель это не остановило, и она создала жакет, пользующийся популярностью у модниц и сегодня.

Однако некоторые предметы мужского гардероба женщины буквально отвоевали. Такова история смокинга – прямого жакета с атласными лацканами. Название smoking-jacket переводится как «пиджак для курения». Первые модели относились к домашней одежде для курительных комнат. Шелковая или атласная отделка позволяла легко стряхивать пепел, не пачкая пиджак, так как стряхивать его руками было моветоном. Вход дамам в курительные комнаты был воспрещен. Именно поэтому историческое появление Марлен Дитрих в смокинге стало скандалом.

Но общественное мнение утихло. Уже в 1962 году Ив Сен Лоран выпустил коллекцию смокингов для женщин и предложил носить их вместо вечернего платья. Этот факт считается началом легализации женского костюма с брюками.

На протяжении 1970-х брючный костюм превратился в элегантную униформу работающих женщин. В кризисные времена о деловой культуре забывали, но последнее десятилетие продвижение по карьерной лестнице невозможно без его наличия.

Таблица сложения
Жакет наиболее привычен в деловом стиле одежды. Здесь его сочетания не будут революционными – с юбкой-карандаш или брюками со стрелками, с платьем-футляр или строгим сарафаном, хлопковой рубашкой или шелковой блузой, с туфлями лодочками или классическими ботинками по мужскому типу. Но главный вопрос, который встает во время предпраздничной суеты: как успеть закончить рабочие дела и выглядеть на корпоративной вечеринке уместно и свежо, затратив минимум времени и сил, а в идеале и средств, на создание образа? Как найти необычные сочетания в своем гардеробе? И ответом станет жакет.

Чтобы превратить строгий офисный костюм в вечерний, достаточно разбавить комплект яркими праздничными деталями. Это могут быть туфли-лодочки яркого цвета, лучше с металлическим блеском, массивное ожерелье или крупные серьги (жакет в этом случае можно надеть на голое тело, если глубина выреза позволяет), дополнить его контрастным кожаным ремнем, хлопковую рубашку заменить на шелковый топ. С жакетом до талии гармонично сочетаются пышные юбки (и не обязательно из шифона), юбки-макси или платья в пол из шелка и атласа. С жакетами до середины бедра или объемными пиджаками по мужскому крою можно надеть шорты, мини-юбки и платья, а также шелковые платья-комбинации, создавая ощущение хрупкости и женственности на контрасте с вещью из «мужского гардероба».

Одними из самых трендовых являются бархатные костюмы и жакеты. Этот материал выглядит роскошно не только на светском рауте, но и в повседневной жизни. Сразу поднимает минималистичный образ на ступень выше. Стоит учесть, что бархат сам по себе акцент, поэтому он и должен стать главным в образе, остальное – второстепенным и лаконичным.
Самым простым способом разнообразить гардероб, полный платьев, особенно «маленьких черных» и минималистичных – приобрести дизайнерский жакет. Он может быть с баской, с необычными рукавами, с запАхом, асимметричного кроя, с оригинальными вырезами или деталями, вышивкой или декором, выполнен из атласа, бархата, органзы, шифона… Именно он станет центром притяжения внимания. Можно поэкспериментировать с длиной рукава или длиной самого жакета – от размера болеро до модных оверсайз-вариантов.
Отдельно стоит сказать о смокинге. Его наличие в гардеробе заметно облегчает жизнь. Это одна из лучших альтернатив маленькому черному платью. Сейчас смокинг можно встретить в разных цветовых решениях и из разных материалов, таких, как атлас, бархат, твид. Женский смокинг скроен отлично от мужского, у него другой силуэт. Но историю происхождения сложно забыть, поэтому большинство воспринимает его как часть мужского гардероба. Он может быть как свободного кроя, так и зауженным. Лацканы сделаны из шелка или атласа. Некоторые модели декорированы бархатом, кожей, пайетками или стразами. Вместо галстука дизайнеры предлагают использовать бант или брошь, а вместо привычной рубашки – белую водолазку или черную блузку.

Смокинг сочетается с платьями. Классическое коктейльное платье-футляр или платье-комбинация подчеркнут сексуальность, а в сочетании с юбкой-тюльпан комплект станет альтернативой для деловой встречи или официального мероприятия. В моде снова широкие брюки, часто с лампасами, которые составят полноценный костюм для вечернего выхода. Смокинг комбинируется с узкими джинсами, кожаными леггинсами, брюками-skinny и туфлями на высоком каблуке, если необходимо создать образ для вечеринки.

Добавь цвета
Одним из самых торжественных является белый цвет. Он уместен не только в теплое время года, но и везде, где необходимо «пустить пыль в глаза», показать свое превосходство и некую отстраненность от большинства. Для консервативных образов белый также подходит. К нему надевают классического фасона брюки со стрелками или широкие модели. Привычным сочетанием является пара черный-белый, где черным может быть вечернее платье в пол, платье-комбинация, юбка с топом, а белым – жакет, длина которого зависит от нижнего слоя. Существует правило: короткое сочетать с длинным и наоборот. К платью-мини лучше надеть удлиненный жакет-пальто, а к вечернему платью в пол – укороченную модель до талии.

Классический вариант вечернего жакета — черный. Если это офисный вариант, то наилучшей парой для него станут минималистичные по крою платья, юбки и топы, но из традиционных «вечерних» материалов: шелка, атласа, шифона, бархата. Они могут быть расшиты камнями, пайетками или иметь блеск за счет вплетенных нитей люрекса. Другим вариантом может стать специально приобретенный черный жакет для вечерних выходов. Сам материал, как правило, имеет легкий блеск, что сразу говорит о его принадлежности к вечерней группе. Высшим пилотажем среди вечерних жакетов остаются черный бархатный вариант и смокинг.

Если в арсенале есть темно-синий жакет, то сочетать его лучше всего с пастельными оттенками или, наоборот, построить образ на контрасте – с красным, белым, желтым, золотым, серебряным… Для вечерних образов платье желательно выбирать однотонное, а для повседневных вполне подойдет принт, расцветка которого имеет оттенок жакета. ■

текст:  Елена Шекер, стилист-шопер

Как появился мужской костюм? — Блог

Говорят, мужской костюм не менялся больше 200 лет. Конечно, это преувеличение. Детали женской одежды менялись чаще и радикальнее, но это не значит, что мужской костюм вечен в буквальном смысле. Фасону пиджака, который висит в вашем шкафу, немногим больше века.

Бо Браммел. Символ элегантности

Человеком, заложившим фундамент классического мужского стиля, называют Джорджа Браммела, друга короля Георга IV, прозванного именем Бо (Beau), «красавчик». Под этим прозвищем он и вошёл в историю как символ эпохи Регентства и законодатель мод. Благодаря Браммелу элита ушла от стиля «макарони», которым назывались модники, подражавшие итальянцам. Они носили одежду ярких цветов, высокие причёски и туфли на каблуках. На место экстравагантности пришла эстетика с кардинально противоположным посылом: «заметная незаметность».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *