Прялка картинки – Как нарисовать прялку?

«Агит-прялка. К 100-летию Революции» — БЛОГ ИРИНЫ ДВОРКИНОЙ — ЖЖ

Выставка открыта c 20 декабря 2017 по 25 января 2018 г. в музейно-выставочном Центре Гиляровского (Столешников переулок, д. 9, стр. 5).
Cо 2 по 7 января 2018 г. вход бесплатный.
30 и 31 декабря 2017 г., 1 и 8 января 2018 г. – выходные дни.
С 09.01.2018 Центр Гиляровского работает в обычном режиме.
Часы работы: вторник – воскресенье10:00–20:00.
Выходной день – понедельник.


Здесь прялки водят хороводы… Старенькие, потертые, с еле различимым темным рисунком и сверкающие все еще яркими красками, с потрескавшимся деревом и прекрасно сохранившимся, датированные мастером и именные, но чаще без дат и имен. Они все немало потрудились прежде чем оказаться в положении музейных экспонатов.

Тексты с выставки даю в кавычках.

«Прялка, как и другая крестьянская утварь, многими заслуженно трактуемая как произведение искусства, довольно консервативная вещь. Наиболее ранние декорированные прялки дошли до нас с рубежа XVIII–XIX веков и их единицы. Основной сохранившийся массив расписных и резных прялок датируется 1880–1930 годами.
Прялки разнятся по типам и росписям, и внутри этих типов они похожи одна на другую. Хотя полностью идентичных прялок, если присмотреться, нет. Правда, часто мастера, постепенно найдя наиболее удачный и, что важно, покупаемый в те времена вид декора, начинали тиражировать вещи сотнями, а иногда и тысячами.
Но при этом, консервативная деревня все же смотрела на город и всегда была в курсе последних новостей. Они отражались в том числе и на предметах быта. Так, впечатлившись впервые увиденным пароходом или паровозом, городским костюмом или каким-то уникальным событием, мастер мог изобразить их на своей прялке».


«Отражение нового могло принимать и причудливые формы. Таковы предметы, которые можно увидеть на этой выставке – они были созданы под влиянием революции и внедрением ее символики в повседневную жизнь сельчан.
Но агитирует ли прялка с нарисованным на ней серпом и молотом “за Советскую власть”? Конечно, нет. Прялки лишены дидактического подтекста, они не стремятся чему-то научить нас или к чему-то призвать. Они лишь отражают. Мастера, чувствуя новое веяние, очарованные или заинтересованные новыми “красными” образами, вплетали их в традиционный декоративный ряд.
Так, классическая для северодвинской прялки сцена “выезда” на санях или возке, приобретает на одной из прялок, представленных на этой выставке, новое звучание. Мастер уточняет: “Везет ямщик учительницу в школу грамоты”. Фигура учительницы, постепенно становящаяся очень важной для деревни, одновременно бесконечно нова по содержанию и бесконечно традиционна по форме. На обороте этой прялки – безусловного шедевра крестьянской живописи – изображен вместо привычного “молодца” – “советский всадник”, который “может работать обоими руками”. Не только новые герои, но и другая новая символика сменившегося времени активно входит в декор прялок. Например, на представленных поважских прялках серп и молот заняли место центральной розетки. Мастер не заботится о правильном положении символа – для него это элемент декора. На нюксенской прялке художник дает звезду с венком, соответствующие “возвышенному” классическому элементу – имитации занавеса.
Приглашаем вас к увлекательной визуальной игре – выискивать на представленных на этой выставке прялках “агитационные” элементы и надписи. Уверены, что примерно так же увлекательно мастерам было вводить их в свой арсенал».

Когда-то прялки украшали резьбой. Строгие, благородные линии древнейших геометрических символов завораживают и сегодня:

После отмены крепостного права прялки стали цветными. Сначала раскрашивали резные узоры:

Позднее роспись становилась все более самостоятельной.

На выставке представлены прялки из собрания Фонда поддержки культурных проектов «Открытая Коллекция» с традиционной и советской символикой из разных регионов России. Фонд был создан в 2012 году.
«Основной миссией Фонда является стремление сохранять, исследовать и популяризировать культурное наследие России, а также внедрение старинных росписей с предметов Фонда в современный дизайн. На сегодняшний день коллекция Фонда насчитывает более 3500 самых разнообразных предметов крестьянского быта, заботливо собранных на Русском Севере, а также Фонд поддерживает музей “Дом со львом” в Саратовской области.
Фонд организует различные выставки, реставрирует уникальные расписные предметы крестьянского быта, проводит занятия и лекции о народном искусстве, публикует книги».

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
«Среди прялочных росписей мезенская, вероятно, самая архаичная. Интересно, что росписи домов и мебели на Мезени совсем иные – такие же красочные, как в более южных районах. Схематичные фигурки животных не предназначены для монументальной живописи – в их ряды нужно всматриваться. Может быть, петь по ним, как по крюкам, или кружиться с ними в некотором завораживающем дух хороводе».

«Роспись на мезенских прялках может напомнить орнаменты греческих ваз. Те же два цвета – черный и красный, те же ярусы графически выполненных повторяющихся фигур. Такое сходство порождает теории различной степени невероятности о связи далекой северной реки Мезени, текущей в Архангельской области у Полярного круга, и средиземноморской Греции».

«Мезенские росписи также напоминают древние северорусские наскальные рисунки и близки узорам в рукописных книгах ХVII-ХVIII веков. Мезенская роспись также называется Палощельской – деревня Палощелье в среднем течении реки в 1906 году упоминается как центр этого вида росписи. Ареал мезенской росписи и подражаний ей широк, подобную роспись можно встретить и на Пинеге, что к западу от Мезени, и на Печоре, что к востоку.
Бегущие кони и олени, летящие птицы, наделенные неземными чертами, перемежаются с рядами узоров – условных изображений явлений природы. Ряды выстраиваются в ярусы: кони и олени – внизу, в мире подземном и дольнем, птицы – в мире горнем. Мир в разрезе».

«На обратной стороне прялок иногда встречаются сцены охоты, плывущие пароходы, нарисованные также условно. Мастера использовали сажу в качестве черной краски и охру в качестве красной. Писали по дереву без грунта, охру наносили палочкой-кистью, черную обводку делали птичьим пером и человеческим волосом. Золотистого цвета добивались с помощью покрытия прялки олифой».

ШЕНКУРСКАЯ РОСПИСЬ
«У этой прялочной росписи, происходящей с юга Архангельской области, множество названий: шенкурская – по городку Шенкурску, районному центру, важская или поважская – по реке Ваге, притоку Северной Двины, глубоковская – по удаленному от больших дорог (“глубокому”) селу Заручевье. Внутри росписи есть еще несколько разновидностей, каждая со своим названием. Это означает, что в разных селах в пределах небольшого района одна традиция развивалась, как правило, по-своему.

Графическая шенкурская роспись, с одной стороны – наследница резьбы по дереву, о чем говорит форма многих ее узоров – они похожи на ногтевидную резьбу. С другой стороны, эта роспись, как и многие другие, трансформировалась из старообрядческой традиции украшения книг».

«Третье же измерение шенкурской росписи дает искусство Скандинавии. В западной Швеции, в городе Лима, за сто лет до появления известной нам шенскурской росписи в очень похожей манере расписывались шкафчики и сундуки. Кто у кого увидел такие приемы, как их перенесли и сохранили, еще предстоит узнать. Сами же шенкуряне рассказывали писателю Юрию Арбату местное предание о семье Паромовых из Нижней Едьмы: “это даже самые древние старики еле-еле помнят, что некогда ходили Паромовы под Ярославль, нанимались в пастухи. Один из них научился у ярославцев плотничать и принес это мастерство в Едьму. Алёкса Паромов… довольно ловко вырубал прялки – “кореннушки” – полотно из ствола, а подгузник из большого корня. Зимой красиво раскрашивал их по темному и алому фону”.
Интересно, что после революции в классической схеме росписи шенкурских прялок нашлось место для серпа и молота. Их помещали в самый центр, заменяя традиционный узор в центральной розетке символами новой власти. Серп и молот воспринимались как модное веяние новой жизни, а крестьянин всегда был чувствителен к таким переменам».

СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ
«Существует теория, что рассматривание узоров помогает расслабиться и отпустить мысли туда, где им хочется быть. Если так, то северодвинские росписи – лучшее средство от стресса. Рассматривать их причудливые завитки и перетекания можно, кажется, часами. Еще дольше можно пытаться повторить эти узоры самостоятельно в альбоме, испытывая, как ни странно, массу удовольствия от процесса».

«Северодвинские прялки сегодня одни из самых дорогих. Это связано как со сложностью и многодельностью их рисунка, так и с большим разнообразием нетривиальных сюжетов – по таким прялкам можно изучать крестьянский быт, вплоть до деталей костюма, и окунаться в мир народной фантазии.
Существуют три центра росписи на Северной Двине, в которых создавались похожие по стилю прялки – Нижняя Тойма, Пучуга и Борок. Мастера в них работали семьями: в Нижней Тойме –Третьяковы и Меньшиков, в Пучуге – Кузнецовы, в Борке – Амосовы. Мастера хорошо знали друг друга и обменивались трафаретами для рисунков.
Композиция северодвинской росписи обычно трехчастна. Наверху окошки, ниже – древо-цветок с раскидистыми побегами, растущий из вазона, внизу – сцена “выезда”. Наполнение этой схемы бесконечно вариативно. Вместо птичек на окнах можно встретить льва и единорога, вместо классической девицы в повозке – учительницу с книгой, вместо молодца – советского всадника.
Северодвинские прялочные росписи уходят корнями в новгородское иконописное искусство, перекликаются с приемами красочного оформления книг, лубков, сундуков и мебели. В трехчастном делении лопасти северодвинской прялки можно увидеть аллюзию на иконостас, наполненный знакомыми и чудесными существами».

Окунуться в эпоху революционных перемен на выставке помогают кадры кинохроники.
Древние прялки – устройство, к которому пряхи привязывали кудель, – что может быть более аполитичным? Но и они донесли до нас дух эпохи. И даже одно маленькое, но такое важное слово «Свобода. 1918» на мезенской прялке говорит о надеждах, которые так и не сбылись…

irinadvorkina.livejournal.com

История русской прялки — Интересные статьи о пуховых платках и пуховязальном промысле

Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и особенным подарком. Стоит обратить внимание на то, что ни в одном российском музее вы не найдете идентичных прялок. Каждая из них — это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. К слову, большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни. Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной ее крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь. Свое веретено необходимо было оберегать и прятать от «нечистой» силы.

Существовали прялки двух видов – с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части – гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения – резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.

Изготавливали прялки из дерева. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. Например, веретено вырезалось из березового дерева, донца были осиновыми или липовыми, а гребни вырезались из твердых порода древесины.

Прядение и ткачество было исключительно женским делом. Когда заканчивался сезон полевых работ, женщины садились за прялки. Трудоемкая работа длилась около пяти месяцев. Зачастую пряхи работали до поздней ночи, поэтому для освещения использовали лучину. Интересным фактом является то, что рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.

Вообще процесс изготовления нити был крайне трудоемким и медленным, поэтому искусству прядения нитей девочки учились с детства.  Чтоб это время не становилось мучительно долгим, пряхи собирались вместе. Такие вечера именовались «запрядами», на них девушки пели песни, общались и мечтали. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, программируя пряжу.

Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь. Те пряхи, которые нарушали правила, были наказаны. К таким «запретным» в прядении дням относились пятницы, дни солнцеворота, а также время цветение ржи (русальная неделя). Нити, сотканные в канун Нового года и Чистый четверг, обладали целительными и защитными силами. Не зря ведь существуют высказывания «нити судьбы», «связанные судьбой».

С течением времени потребность в пуховых изделиях возрастала и на помощь пряхам пришли самопрялки. Впервые самопрялки на Руси появились в XV веке. За несколько веков самопрялки прошли много усовершенствований, широко используются в нашей жизни и являются незаменимыми помощницами для наших пуховязальщиц.

www.orenburgshal.ru

Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.



Поделиться:

ИЗО. 5 класс. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка. По программе Б.М. Неменского

Рисунок прялки. Ученица 5 класса — Люба.

Все рисунки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы.

Работы Ярослава, ученика 5 класса.

Ярослав поведал на уроке очень интересную информацию: число городков указывает на количество детей в доме. Это он узнал в музее.

Домашнее задание Ярослава. (Надо было придумать образное решение рукоятей ковшей — черпаков и наливаек).

Домашнее задание Любы.

Сейчас сложно представить, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность… Очень интересно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.

Русские прялки разнообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные украшения. На белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Интересно то, что мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Ах ты прялица – прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.

stranamasterov.ru

Прялки

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».

Грязовецкие прялки

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»

А сейчас познакомимся с устройством прялок.

Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Прялки. Кистевая роспись

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

Прялки 19 века. Вологодская область

Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.

Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!

Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» —

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

вычегда

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.

северодвинская прялка

северодвинская прялка

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

Вологодская область

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Вологодская область

Ярославль-Столбчатые прялки

Вологодская область

северодвинские прялки

Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков

Читать статью полностью>>>

subscribe.ru

Как нарисовать старинную русскую прялку?

Автор Всезнайка На чтение 2 мин. Опубликовано

Интересный предмет, старинная русская прялка. А знаете ли вы как она выглядела? Сегодня не составит труда открыть поисковую строчку в интернете и взглянуть на картинки. Здесь вам будут предоставлены на обозрение самые старинные прялки, которыми пользовались издавна. Но в историю мы вдаваться не будем, потому как задача совсем иная.

Как нарисовать прялку поэтапно?

Рассмотрим совсем простой вариант, с которым вполне может справиться ребенок.

Если смотреть слева направо, то на первой картинке мы увидим набросок нашей будущей прялки. Он очень напоминает зеркало с рукояткой, но это лишь на первый взгляд. Далее мы добавляем в наш рисунок изящности, украшая форму “ручки” и верхнюю часть. Затем вырисовываем узоры. Кстати, здесь можно дать волю фантазии. Не обязательно срисовывать всё точь-в-точь с шаблона.

Как нарисовать прялкуКак нарисовать прялку

И заканчиваем свою картинку узором посередине старинного русского приспособления.

При рисовании, используйте простой карандаш, чтобы можно было при необходимости и желании что-то подкорректировать, стерев не нужные контуры ластиком.

Не давите сильно на карандаш так как на бумаге будут оставаться заметные следы, которые после исправления и завершения рисунка могут бросаться в глаза.

 

vseznauyt.ru

Что такое прялка? Виды, история. Назначение прялки :: SYL.ru

В каждом музее народного быта, независимо от страны, обязательно есть этот предмет. Речь идет о прялке, которая еще сто лет назад была невероятно важна для каждой крестьянской семьи. Она давала возможность создавать нитки из шерсти или волокон растительного происхождения, из которых впоследствии получались ткани.

Старые добрые прялки старинные были вытеснены из использования с развитием промышленности, когда готовые нити и ткани проще и дешевле было купить, нежели сделать своими руками. Однако и сегодня некоторые продолжают использовать это приспособление. Давайте узнаем больше о прялке, ее видах и истории. А также о том, почему она и сегодня остается востребованным товаром среди народных умельцев.

Что такое прялка

Прялкой (или по-украински «прядкой») называют приспособление для ручного изготовления ниток из кудели (очищенного волокна).

Слово «прялка» пришло в русский и украинский языки из праславянского, от глагола prędti (прясть). Интересно, что в других славянских языках, этот предмет назывался по-другому.

В польском прялка именуется kądziel, что созвучно слову «кудель», которое в этом языке зовется pakuły – и также означает и паклю (непригодное для прядева волокно).

В белорусском прялку именуют «калаўрот», а в болгарском – «хурка». У чехов это přeslice, а у словенов и словаков – preslica.

Какие виды их бывают

Разобравшись с тем, что такое прялка, стоит узнать, какие их виды использовались в старину и сегодня.

Приборы для изготовления нитей бывают такие.

  • Ручная прялка.
  • Механическая прялка или самопрялка.
  • Электрическая прялка бытовая.
  • Электрическая прялка промышленная.

Особенности ручной прялки

Ручная прялка деревянная – это был наиболее распространенный, а главное, доступный для предков прибор для изготовления нитей. По конструкции выделяли два вида прялок: составная (собиралась из горизонтальной и вертикальной деталей) и цельная (изготавливали из корня и ствола дерева).

Независимо от того, к какому виду принадлежала ручная прялка (фото ниже) она имела неизменную конструкцию. Ее горизонтальная нижняя часть предназначалась для пряхи, здесь она сидела в процессе работы. Это место называлось «донце» (в украинском: «днище», «сідце» или «присідка»). Вертикальная же часть прялки состояла из двух элементов: лопаски или лопати (по-украински «кужівник») и ножки или шейки («держівно»).

Несмотря на доступность этого вида прялки, работать на ней приходилось очень долго, чтобы изготовить достаточное количество ниток. Поэтому даже самые большие любители старины, сегодня предпочитают ей механическую прялку.

Мезенская прялка

Рассматривая ручные прялки старинные, нельзя не упомянуть о традиции расписывать узорами вертикальную ее часть. В каждом селении использовались особые орнаменты для декорирования.

Сегодня наиболее известной в этом плане является Мезенская цельная прялка. Свое название она получила благодаря району Архангельской области – Мезень. Именно здесь в XIX в. сформировалась уникальная традиция росписи ручных прялок. Причем местные умельцы расписывали полностью всю поверхность приспособления.

Помимо орнамента из геометрических фигур для Мезенской росписи характерно изображение животных (оленей, лошадей), а также сцен из жизни (охота, праздники).

Народные традиции славян, связанные с прялкой

Будучи особо важным элементом быта предков, с ручной прялкой (как более древней) было связано много традиций.

В частности, для девушки она была верной спутницей от колыбели до гробовой доски. К примеру, у восточных славян пуповину новорожденной было принято перерезать на прялке, а при крещении малышку передавали крестной матери над этим приспособлением.

Чтобы девочка не плакала, в колыбель ей клали прялку.

Также она считалась оберегом девичьей чести. А сватаясь, жених дарил невесте собственноручно изготовленный для нее экземпляр.

У каждой хозяйки должна была быть собственная прялка, которую она украшала по своему желанию и подписывала. Ее не принято было одалживать — это считалось дурной приметой.

Однако с тех пор как появилась механическая прялка с колесом, многие из этих традиций постепенно упразднились.

Как правило, у славян пряли во время свободное от работ на земле. Чаще всего это происходило с октября по март месяц, с перерывом на Рождественские праздники. Хотя у сербов распространено было символичное прядение в Рождество в хлеву подле скота.

Механическая прялка

Это приспособление для изготовления нитей стало настоящим прорывом для XIV в. Ведь благодаря ему можно было значительно быстрее, а главное качественнее прясть.

Механическая прялка (фото ниже) изначально состояла из колеса, которое быстрее подавало нить на катушку. В движение оно приводилось с помощью педали (которая появилась лишь в XVI в.).

Со временем конструкция была усовершенствована с помощью вилки (рогульки) возле катушки. Теперь женщинам не нужно было останавливаться и отдельно перематывать нити.

Конечно, этот прибор был сложнее по своей конструкции, а значит, и дороже. Но, начиная с XV в. он довольно скоро практически вытеснил ручную прялку. Которой пользовались теперь только приверженцы традиции и те, кто не мог себе позволить приобрести механический ее вариант.

Самопрялка (как часто называли механическую прялку) постепенно приобрела следующую конструкцию. В ней был небольшой стульчик для пряхи, а также вертикальное колесо с желобком для нити. По бокам колеса располагались два стержня, которые служили не только опорой, но и подставкой для веретена.

Механические прялки у славян делились на две категории: русские (колесо расположено под прямым углом к полу) и чухонки (колесо находится под другим углом к полу).

Индийский аналог механической прялки

Механические прялки активно использовались в быту не только у славян, но и у европейских народов. Несмотря на небольшие отличия, как правило, они имели схожие конструкции. А вот на родине прялок, в Индии, и в XX в. продолжал широко использоваться ее беспедальный вид – чарха.

Из-за отсутствия ножной педали, колесо прибора приходится вращать рукой, что не мешало Индии вплоть до начала промышленной революции оставаться крупнейшим поставщиком тканей в мире.

Кстати, в XIX-XX вв., благодаря Махатме Ганди, чарха стала символом движения за независимость Индии и даже была изображена на ранних вариантах флага этого государства.

История прялки до начала промышленной революции

Разобравшись с тем, что такое прялка и ее основными не электрическими видами, стоит узнать об истории этого приспособления.

Процесс изготовления нитей появился очень давно. Изначально пряже скручивали в нитки просто с помощью рук. Чтобы упростить этот труд, вскоре стало использоваться веретено, а потом и ручная прялка.

Когда именно появилось это приспособление – точно не известно. Согласно археологическим находкам, в Древнем Риме оно уже активно использовалось. Однако нитки от ручных прялок получались неравномерными, да и качество очень сильно зависело от исходного материала.

Механическая прялка с колесом пришла в Европу из Индии, где она появилась между 500-1000 гг. Наиболее древние изображения этого предмета относятся к Багдаду (1234 г.) и Китаю (1270 г.).

В Европе это изобретение распространилось где-то к XIV в, хотя существует изображение с использованием этого прибора, датируемое концом XIII в.

Европейцы усовершенствовали механическую модель, и она стала более практичной и эффективной. Однако индусы и китайцы долгие столетия все равно оставались лидерами по производству тканей, хотя их качество не всегда было достойным.

Прялка «Дженни» и начало промышленной революции

Первая прядильная машина, способная одновременно прясть не одну, а восемь нитей, была изобретена в 1764 г. британцем Джеймсом Харгривсом.

По легенде, однажды его юная дочь Дженни, играя, перекинула отцовскую прялку, и Джеймс заметил, что даже в горизонтальном положении колеса она продолжает работать. Это натолкнуло мужчину на мысль об изменении конструкции прибора. Свою механическую прядильную машину Харгривс назвал в честь дочки — «Дженни».

Вскоре его изобретение стало настолько популярным, что обозленные ткачи из его города сожгли дом изобретателя. Но Харгривс с семьей перебрался в другое место, запатентовал свою «Дженни» и работал над ее усовершенствованием. Так, к концу жизни Джеймса, у его «Дженни» было уже восемьдесят веретен и в движение ее приводил уже не человек, а гигантский водяной двигатель.

При всех достоинствах «Дженни» она имела один существенный недостаток – нити получались слабыми, и чтобы упрочнить их, приходилось добавлять волокна льна. Эту проблему решил другой британец – Аркрайт. Именно он, на основе прялки Харгривса, создал собственную модель, которая была способна выпускать тонкие и прочные нити, без добавок. Кроме того, прялка Аркрайта была почти полностью автоматизированной – человек, работающий на ней, должен был лишь контролировать подачу шерсти.

Однако еще более совершенную прядильную машину изобрел Самуэль Кромптон, который совместил находки Харгривса и Аркрайта, способствовав началу промышленной революции.

Со временем промышленные прялки стали электрическими, а количество веретен — стало исчисляться сотнями.

Сегодня прялки бытовые – это рудимент, поскольку на фабриках с помощью автоматизированных машин изготовляются миллиарды метров нитей в год.

Современный электрический аналог прялки

Несмотря на то что с XX в. нити любого цвета и качества проще купить, чем сделать самому, для любителей ручной работы существует прялка электрическая.

По своей конструкции она очень компактна (не более швейной машинки) и приводится в действие с помощью электричества или аккумулятора (если это автономная модель).

По сравнению с механической это значительно более простая в использовании прялка. Инструкция к ней очень просто описывает процесс изготовления нитей и понятна даже школьнику.

Стоит отметить, что на сегодняшний день существует ряд гибридных моделей, способных не только прясть нити, но и выполнять другие операции, например, нанизывать бисер.

Кроме того, сегодня прялка электрическая может быть изготовлена своими руками из подручных средств.

Использование прялок сегодня

Рассмотрев вопрос о том, что такое прялка ручная и самопрялка, а также историю этого прибора, стоит уделить внимание ее месту в современном мире.

Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел. Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее).

Однако есть энтузиасты, любящие полноценно реконструировать процесс изготовления тканей. Именно они используют деревянные прялки, как у предков. Кстати, приобрести такой агрегат несложно. Можно либо изготовить его из дерева по чертежу, либо заказать у мастера. Ну а если есть желание почувствовать дух старины – можно купить по объявлению старинную прялку – благо стоят они недорого.

www.syl.ru

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ: ПРЯЛКА

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом — дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская. Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Ничто так не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелиениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Нитки пряли из льна, овечей шерсти.

Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному — престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *