Римская тога: Тога — Legio X Fretensis

Тога • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Автор Ольга Вайнштейн

1 / 2

Иллюстрация из книги Алберта Кретчмера «Costumes of All Nations». Лондон, 1882 годWikimedia Commons

2 / 2

Иллюстрация из книги Алберта Кретчмера «Costumes of All Nations». Лондон, 1882 годWikimedia Commons

Изначально тога была основным и универсальным видом официальной одеж­ды для всех граждан Древнего Рима, но постепенно ее стали носить только мужчины. В войнах против римлян понтийский царь Митридат приказал убивать всех, кто был одет в тогу.

Тога представляла собой большой кусок шерстяной ткани в форме полукруга. Длина по прямому краю составляла 6 метров, округлый край отстоял от пря­мого на 2 метра. Обычно тогу надевали с помощью слуг. Ее драпировали вокруг тела так, чтобы правая рука оставалась свобод­ной, и носили спущен­ной до обуви или подтянутой до уровня колен. Иногда, чтобы уберечь тогу от гря­зи, поверх нее надевали накидку.

Существовали тоги разных цветов. Белая служила признаком взрослого чело­века. Претенденты на государственные должности, чтобы подчеркнуть чистоту своих намерений, являлись в специально выбеленных тогах. Их поэтому назы­вали candidati, «отбеленные люди», — от латинского слова candidus, «чистый белый». Оттенки коричневого, серого и черного, будучи натураль­ными цве­та­ми овечьей шерсти, считались обыденными и стоили дешево; их также носили в дни траура или военных поражений. Тога с алой полосой предназначалась для детей из знатных семей: в 16 лет они меняли ее на «мужскую тогу» (toga virilis). Тогу с широкой алой или пурпурной полосой по прямому краю (toga praetexta — букв. «затканная спереди») носили сенаторы. Такие кра­сители стоили достаточно дорого и привозились изда­лека — поэтому одежда из пур­пурных тканей считалась предметом роскоши. Пурпурные тоги с золо­той вышивкой носили триумфаторы и императоры.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Кинокостюм дня

Джокер и фиолетовое пальто папы римского

Театр дня

Театр Види-Лозанн

Балет дня

«Сильфида» (1832)

Архив

История, Антропология

Сезон дождей, каша угали, улюлюканье и барабанный бой

Радио ArzamasНовый выпуск подкаста «Вашими молитвами» — о кадише

Этнограф и фольклорист Мария Каспина рассказывает о кадише сироты, еврейской поминальной молитве, в которой нет ни слова о смерти

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Тога — Legio X Fretensis

Евсеенков А.С.

Тога (лат. toga) — статусная верхняя одежда в Древнем Риме, широкий и длинный отрез ткани, который надевали поверх туники.

Тога была одним из атрибутов римского гражданства. Вергилий называл римлян «владыки мира, народ, одетый в тоги». Лица, лишённые гражданства и отправленные в ссылку теряли право носить тогу, также не разрешалось её носить иностранцам. Тога была официальной одеждой, в первую очередь, богатых граждан Рима. Со временем мода изменялась, и тогу носили всё реже. К примеру, Ювенал упоминал, что тогу в основном надевали только на мертвецов на смертном ложе. Марциал писал, что в небольших городах Италии тогу надевали один-два раза в месяц, когда семья справляла различные празднества, в основном в честь Ларов. В самом Риме традиция носить тогу была несколько устойчивее, чем на периферии государства, однако несмотря на это, уже в позднюю Республику всё чаще граждане предпочитали вместо тоги использовать обычные плащи — пенулы и сагумы.

При Августе эдилы должны были следить за поддержанием римских традиций: чтобы каждый римский гражданин на форуме и в цирке носил тогу. Тем не менее, даже эти меры не возымели успеха, и вскоре её стали носить только там, где это было обязательно: на общественных играх, в суде, жертвоприношениях и во время приветствия клиентами своего патрона. Таким образом, со временем тога превратилась в официально-парадную одежду, и в обыденной жизни практически не использовалась.

Следует отметить, что в римскую моду тога вероятно пришла от греков, которые использовали аналогичный предмет одежды, гиматий.

Статуя Октавиана Августа, одетого в тогу. 1-ый век н.э.

Статуя императора Тиберия, одетого в тогу. 1-ый век н.э.

Этруско-римская бронзовая статуя оратора, одетого в тогу. 2-1 век до н.э.

Было известно несколько разновидностей тоги:

  • Toga praetexta — тога с широкими красными или пурпурными полосами. Такую тогу носили молодые свободные несовершеннолетние римляне, а также магистраты и жрецы.
  • Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
  • Toga pura — повседневная тога, которую шили из тяжёлой белой шерсти, без цветных орнаментов.
  • Toga candida — специально отбелённая тога, которую надевал претендент на пост чиновника. От названия этой тоги пошло слово «кандидат».
  • Toga pulla — тогу серого или черного цвета носили скорбящие во время траура.
  • Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор. На ней могли быть золотом вышиты сцены из римской истории.
  • Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвященная богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.

Реконструкция

Тога по форме напоминала скруглённую трапецию и была поистине огромна по размеру, её надевали при помощи рабов. Ширина полотна доходила до 2 метров в самой широкой части, длина от 3 до 10 метров, в зависимости от типа тоги. Классическая тога была белого или кремового цвета. Для создания красной или пурпурной окантовки часто не пришивали тесьму: нити другого цвета вплетались непосредственно в процессе ткачества.

Выкройка тоги

Выкройка тоги

Так как тогу носили граждане Рима, наилучшим образом она подойдёт для реконструкции образов сенатора и жреца. Для тоги рекомендуется найти самую тонкую шерсть полотняного переплетения, по краям следует подшить ткань для более аккуратного вида.

Понтифик в тоге, реконструкция

Сенатор в тоге, реконструкция

Схожие темы

Туника, Авгур, Понтифик, Эквиты — Всадники, Пенула, Сагум

Литература

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян

Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима

Римская Тога — Энциклопедия всемирной истории

Стоимость серверов Сбор средств 2023

Содержание веб-сайта с миллионами читателей каждый месяц обходится дорого. Мы платим не только за наши серверы, но и за сопутствующие услуги, такие как наша сеть доставки контента, Google Workspace, электронная почта и многое другое. Мы бы предпочли потратить эти деньги на создание большего количества бесплатного исторического контента для всего мира. Спасибо за помощь!

9909 $ / 21000 $

❤ Пожертвовать

Статья

Тога была одеждой мужчин, которые были гражданами Рима, и состояла из одного куска шерстяной ткани, вырезанной полукругом и обернутой вокруг тела владельца без каких-либо застежек. Римская тога была четко идентифицируемым символом статуса.

В то время как большинство тог были белыми, некоторые, указывающие на ранг человека или особую роль в обществе, были окрашены или имели полосу, особенно фиолетовую, которая указывала на то, что носитель был членом римского сената. Благодаря кинематографу и литературе тога стала квинтэссенцией мужской одежды древности, но это мнение не так уж ошибочно, поскольку даже сами римляне называли себя девяткой.0015 тогати или «люди тоги».

Удалить рекламу

Реклама

Роман Тога, Таррагона

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Происхождение

Как и во многих других аспектах своей культуры, римляне находились под влиянием своих предшественников, греков и этрусков. Греческие мужчины и женщины носили драпированную одежду, которая была сделана из цельного куска ткани, обернутого вокруг носителя и удерживаемого на месте с помощью только складок и минимального использования булавок и завязок. Греческий

enkyklon был одеждой, похожей на тогу, но ему не придавалось того социального значения, которое римляне придавали своей тоге. Этрусская tebenna была еще одним предшественником римской тоги, хотя она была короче и обернута гораздо проще, со складкой, идущей через плечо и свисающей спереди (на что указывают гробницы, датированные 6 веком до н. э. и бронзовые статуэтки V в. до н. э.). Тога, похоже, не имела социального отличия в этрусском обществе, и даже скромные музыканты носят ее на росписях гробниц. Наконец, у самих римлян была ранняя версия тоги, похожая, но более короткая 9.0015 trabea , который ассоциировался с ранними римскими царями.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Тога, которую желали большинство римских мужчин, была тога сенатора toga praetexta с пурпурной полосой.

Материал и размеры

Самые ранние тоги были самыми короткими, некоторые экземпляры имели длину около 3,5 метров. К имперскому периоду тоги были внушительных 5,5 метров в длину и 2,75 метра в самом широком месте (19,5 х 10 футов). Основной разрез никогда не менялся, он всегда был полукруглой формы, хотя со временем менялся по глубине. Как всегда с одеждой, богатые могли позволить себе носить самую лучшую ткань и самую большую длину, в то время как более бедным гражданам приходилось довольствоваться более короткой версией менее обработанного материала. Большинство тог были сделаны из легкой необработанной шерсти, а готовая одежда была расчищена и стрижена, чтобы придать ей гладкий ворс. Оксфордский классический словарь дает следующие инструкции по правильному надеванию тоги:

Удалить рекламу

Реклама

Один угол был помещен перед ступнями, а прямой край был проведен вверх и через левое плечо, через спину и под или над правой рукой, через грудь и снова через левое плечо, второй угол свисает за колени ; изогнутый край стал подолом одежды. К имперскому периоду появились две особенности, которые помогли приспособиться к увеличенному размеру одежды: пупок или «пупок» на талии, образовавшийся в результате того, что верхняя часть нижнего слоя была натянута поверх второго слоя, и .0015 синус или «нахлест», созданный путем складывания прямой кромки в том месте, где она проходила под правой рукой. В 3 веке н.э. пупок обычно сворачивали в ленту, лежащую на груди владельца, а в 4 веке пазуха обычно была достаточно длинной, чтобы ее можно было перекинуть через левое предплечье.

(1488)

Настенная живопись магистратов, Помпеи

Неизвестный художник (общественное достояние)

Возможно, неудивительно, учитывая сложность правильного надевания тоги и стоимость материала для постоянно расширяющейся одежды, тога вышла из моды к поздней античности и была заменена гораздо более практичным сочетанием туники и мантии, которое останется популярным в средние века.

Символ состояния A

Тогу носили не постоянно, но она стала ассоциироваться с жизнью в городах, потому что была особенно важна на любых массовых мероприятиях, таких как игры, ритуалы, свадьбы. Однако, когда более богатые граждане посещали свои загородные поместья или приморские виллы, они часто носили более повседневную одежду. В дополнение к этому разделению между городом и деревней, те сенаторы, которые также были военачальниками, предпочитали свои доспехи во время войны, так что обе эти привычки сделали тогу символом как гражданской жизни, так и мирных времен.

Такова была вездесущая природа тоги, что она даже дала название одной из форм римского театра, togata или «драма в тоге», которая была разновидностью комедии, часто основанной на повседневных событиях типичного римского дома.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Подобно современному галстуку, правильное расположение складок тоги могло ясно показать внимание человека к деталям и утонченность.

Мало того, что тога сама по себе была символом статуса, но даже то, как ее носили, становилось признаком отличия человека и знакомства с модой того времени. Длинную ткань, как отмечалось выше, было нелегко правильно обернуть вокруг тела — она становилась все более сложной с течением времени — и эта эволюция моды была для историков полезным способом датировать произведения римского искусства. Подобно галстуку сегодня, правильное расположение складок тоги может ясно показать внимание человека к деталям и утонченность.

Конечно, желателен сопровождающий раб, владеющий навыками работы с тогой, чтобы помочь добиться нужного эффекта и добиться небольших хитростей, например, сделать несколько карманов из некоторых складок. Кроме того, поскольку одежда была тяжелой и тесной — левая рука всегда должна была быть согнута, чтобы нести вес, — постоянная опрятность ее владельца и соблюдение правильных складок в течение дня свидетельствовали о том, что он был человеком праздным и, следовательно, настоящий аристократ. Помимо этих более тонких индикаторов класса, были и более очевидные способы показать свой ранг и привилегии, например, использование цвета.

Виды тоги

Таким образом, тога может использоваться для различения различных ролей граждан и даже их достижений. Одним из символов продвижения молодого человека к полному гражданству было право носить простую тогу toga virilis . Между тем, тога candida политических кандидатов была отбелена с помощью серы, чтобы сделать ее намного белее, чем обычная кремовая версия. От candida мы получили современное слово «откровенный», поскольку эти кандидаты должны были быть честными и правдивыми. Бросаясь в другую крайность, 9Тога пулла 0015 была окрашена в темный цвет и надевалась во время траура. Самой яркой из всех тог была пикта . Окрашенный в пурпурный цвет и с золотой отделкой, он был зарезервирован только для генералов, когда они праздновали римский триумф, а в более поздний имперский период — для императоров.

Мраморная статуя мужчины из Джераша

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Тем не менее, тога, которую жаждало большинство римских мужчин, была toga praetexta с фиолетовой полосой. Эта тога указывала на то, что владелец был сенатором, магистратом или имел особый ритуальный статус, например, он был священником или кем-то, кому было поручено ухаживать за святыней. Когда жрецы совершали жертвоприношение, они натягивали тогу сзади, чтобы покрыть голову ( capite velato ). Flamen Dialis , верховный жрец Юпитера, был обязан носить свою тогу и белую коническую шапку всякий раз, когда появлялся на улице. Другой категорией, которой разрешалось носить желанную пурпурную отделку, были молодые люди, которые не были совершеннолетними, но подавали большие надежды в военных или политических делах.

Удалить рекламу

Реклама

Полоска toga praetexta была известна как latus clavus и считалась способной отвращать зло. Полоса, как и полностью фиолетовая тога picta , была сделана с использованием баснословно дорогого тирского пурпурного штампа, который был с большим трудом извлечен из моллюсков мурекс. По словам историка Б. Казо, «10 000 моллюсков произвели бы 1 грамм красителя, и это могло бы только покрасить подол одежды в глубокий цвет» (Bagnall, 5673). Буквально стоящий больше, чем его вес в золоте, ценовой указ 301 г. н.э. сообщает нам, что один фунт пурпурной краски тогда стоил 150 000 динариев или около 3 фунтов золота.

Наконец, что несколько странно, проститутки иногда носили версию тоги praetexta (окрашенной с использованием дешевого заменителя тирского пурпура), возможно, в попытке возбудить своих клиентов, изменив условности римского общества в одежде. Знаменитое изображение toga praetexta в более приземленном действии — это настенная роспись I века н.э. из здания Муресине в Помпеях, на которой изображена процессия магистратов, одетых в тоги с пурпурной отделкой. Еще одним важным памятником одежды является небольшая расписная терракотовая статуэтка тучного чиновника, также из Помпеи.

Вам понравилась эта статья?

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Библиография

  • Багнолл, Р. (ред.). Энциклопедия древней истории. Уайли-Блэквелл, 2012 г.
  • Баттерворт, А. и Р.Лоуренс. Помпеи. ФЕНИКС (ОРИО), 2019.
  • Heurgon, J. Повседневная жизнь этрусков. Феникс, 2002 г.
  • Хорнблауэр, С. Оксфордский классический словарь. Издательство Оксфордского университета, 2012.
  • Поттер, Д.С. (ред.). Спутник Римской империи. Уайли-Блэквелл, 2009 г.

Об авторе

Марк Картрайт

Марк является штатным автором, исследователем, историком и редактором. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.

Переводы

Массив

Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите эту статью на другой язык!

Бесплатно для всего мира, при поддержке вас

Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.

Стать участником Пожертвовать

Рекомендуемые книги

  • Тога и римская идентичность

    Написано Роте, Урсулой , опубликовано Bloomsbury Academic (2021)

    40,95 $

  • Римская тога

    Написано Уилсон, Лилиан Мэй , опубликовано Literary Licensing, LLC (2013)

    29,95 $

  • Интересно, почему римляне носили тоги

    Написано Макдональдом, Фионой , опубликовано Kingfisher (2012)

    6,99 $

  • Hieronymi Bossii De Toga Romana Commentarius

    Написано Джироламо Боссо , опубликовано Forgotten Books (2018)

    24,89 $

  • Детективы в Тогасе

    Автор: Винтерфельд, Генри и Кляйнерт, Шарлотта и Уинстон, Клара и Уинстон, Ричард , опубликовано Clarion Books (2002)

    7,99 $

 

Лицензия и авторское право

Представлено Марком Картрайтом, опубликовано 11 сентября 2019 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях. При повторной публикации в Интернете гиперссылка на исходный URL-адрес источника контента должна быть включена. Обратите внимание, что контент, связанный с этой страницей, может иметь другие условия лицензирования.

Римская тога | History and Archeology Online

Тога была знаком римского гражданина мужского пола. Традиционно шерстяной, его обычно носили в официальных случаях. Однако тоги различались в зависимости от статуса владельца и события.

Что такое Тога?

Тога представляла собой полукруглый кусок ткани, длина которого в три раза превышала рост владельца. Традиционно сделанный из белой шерсти, римляне адаптировали его из этрусской одежды.

Тога предназначалась исключительно гражданам мужского пола. Иностранцам и рабам запрещалось носить его. Если римский гражданин отправлялся в изгнание, ему также отказывали в праве носить тогу.

Первоначально тогу носили отдельно. В поздней республике некоторые пуристы продолжали эту практику как утверждение римской добродетели. Но к этому времени большинство других граждан мужского пола носили тогу поверх основной одежды туники.

Римская статуя в тоге, сопровождаемая схемой ношения тоги. Кредит Фотографии: LadyofHats. Всеобщее достояние. Wikimedia Commons

Как носить римскую тогу

Тога была обернута вокруг тела серией сложных драпировок, которые оставляли свободной только правую руку, что делало ее громоздкой одеждой. Это также было не то, что римлянин мог бы надеть без посторонней помощи.

Перед тем, как носить тогу, ее ткань была сложена вдоль. Затем его перекидывали через левое плечо и пропускали через тело под правой рукой. Длинная драпировка ткани, образовавшаяся в результате этого действия, была известна как пазуха .

Затем ткань была перекинута через левое плечо и заправлена ​​на талии, образуя  пупок . Свободная драпировка сзади могла использоваться для покрытия головы в религиозных случаях.

Хотя правая рука оставалась свободной, двигать левой рукой было невозможно, потому что она удерживала одежду на месте вместе с весом ткани.

Безголовая римская статуя 2-го века молодого человека в тоге, увенчанная портретом 3-го века, выставлена ​​вдоль портика Стои Аттала, в котором находится Музей Древней Агоры в Афинах. Фотография Джованни Далл’Орто, 9 ноября 2009 г. (Wikimedia Commons).

Различные виды тоги

·      Тога претекста . Белую тогу с пурпурной каймой носили только юноши до шестнадцати лет и курульные магистраты. По достижении совершеннолетия все взрослые римляне, не имевшие властных обязанностей, надевали традиционно белое мужская тога.

·       Toga Candida . Предназначенная для высокопоставленных лиц, эта тога была выбелена мелом, отсюда и название « candida» . Те, кто носил его, стали известны как «белые». Отсюда мы получаем слово «кандидат».

·       Тога Пальмата . Это была тога, разрешенная только генералам-завоевателям во время их триумфальных шествий. Позже он стал тогой императора.

·       Toga pulla/toga sordida . Это была темная шерстяная тога, которую носили во время траура.

·       Тога Пикта . Пурпурная тога, расшитая золотыми нитями. Первоначально носили торжествующие генералы, а затем стали государственной одеждой императоров.

·       Тога Требеа . Эта разноцветная церемониальная тога была либо полностью пурпурной, либо с пурпурными полосами для императоров, священников и шнеков.

Когда носили тогу?

Тога в той или иной форме всегда носилась на публике во времена ранней республики.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *