В л боровиковский портрет м и лопухиной: Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 — описание

Содержание

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский, 1797 — описание

Портрет Марии Ивановны Лопухиной — Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло. 53,5×72


   Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского, известного русского живописца, пришелся на времена царствования Екатерины II и Павла I. При императорском дворе очень ценятся торжественные, парадные портреты, и художник отменно преуспел в этом – он всеми признанный мастер.

   В серии женских картин Боровиковский раскрывается как яркий представитель сентиментальной живописи. В его камерных портретах воплощен идеал женщины его времени.

   «Портрет М. И. Лопухиной» является заказом ее мужа, егермейстера и действительного камергера при дворе С. А. Лопухина.

   Эта картина — признанный шедевр Боровиковского — представляет абсолютное воплощение эстетических идей сентиментализма. Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая ощущается во всех художественных и живописных элементах картины: в позе героини, повороте очаровательной головки, выражении лица.

Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали. На полотне также изображены цветы — сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл? Символическое значение цветов было хорошо известно: красота их цветения завораживает, но очень скоро блекнет. Такова и красота женщины.

   Однако художника особенно привлекают нюансы в состоянии модели, ее ускользающая красота, глубокая грусть души, которые он передает благодаря почти незаметным элементам символики и тонкому колористическому решению портрета.

   По оценке знатоков искусства, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» является одним из шедевров автора. Именно его можно считать началом нового этапа в портретной живописи — когда художник обозначает не социальное положение и значимость героя картины, а его личностные характеристики – настроение, сокровенные переживания. Выражается это в изображении не атрибутов в интерьере, а окружающей природы.

   На полотне Боровиковского — Мария Лопухина, молодая девушка 18-ти лет, она из дворянского рода, дочь генерала в отставке Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет послужил ей подарком от мужа. Портрет завораживает и очаровывает с первого же взгляда.

   Девушка изображена на фоне природы, размытой и как бы в дымке, через которую просматриваются русские мотивы – березы, цветы, облака. Мария в белом, простом платье с голубым поясом, охватывающем ее фигуру по «греческой» моде, в небрежно накинутой шали.

   Милое, обаятельное лицо молодо, свежо и нежно, у нее мечтательный взгляд, направленный именно на вас, и легкая таинственная улыбка. По замыслу автора, вся картина должна создавать ощущение гармонии и единства природы и человека.

   Красота девушки грациозно и непринужденно сливается с красотой пейзажа. Как гармонирует наклоненная березка с естественным и плавным изгибом фигуры девушки, как васильки откликаются на цвет пояса, как золотые колосья передают изгиб руки, цвет и фактуру браслета.

   Боровиковскому удалось передать не только поразительное сходство с оригиналом, но и наполнить полотно поэтичностью, выразившейся в воздушности письма и нежной гамме красок. Используя в основе приглушенные серебристые, бледно-голубые, нежно-зеленые цвета, автор достигает особенной лиричности и чувственности изображения.

   По словам современников художника и искусствоведов нашего времени, портрет Лопухиной является идеалом женщины именно русского типа, которому, согласно канонам сентиментализма, Боровиковский придал черты нежной чувствительности, а изображение природы – как неотъемлемая часть женской души, ее сущности.

   Благодаря портрету Боровиковского, до наших дней сохранилась загадочная красота Марии Лопухиной. А судьба девушки оказалась сурова к ней, Мария умерла в возрасте 23-лет от чахотки.

   Интересно, что после ее смерти прокатились по городу слухи, что именно этот портрет и погубил, совсем недавно здоровую и жизнерадостную девушку. В кулуарах шептались, что якобы любая девушка, посмотревшая на этот портрет, умрет, потому что в нем воплотился дух умершей. Скорее всего, эти слухи связаны с отцом Марии, он являлся членом масонской ложи, увлекался мистицизмом и имел огромное влияние на умы окружающих.

   В какой-то степени, Боровиковский «виноват» в этих слухах – вот какова сила его художественного таланта, его воздействия на людей, как высока эстетическая составляющая портрета, какова жизненность и достоверность изображенной на нем героини.

   Только почти через 100 лет эти слухи перестали будоражить людей. После того, как знаменитый российский предприниматель и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, приобрел картину для собрания своей галереи.

Портрет М. И. Лопухиной. В. Л. Боровиковский. 1797 ~ Поэзия (Мир души)


«К портрету М.И. Лопухиной»

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела…
Я.Полонский

Известнейший шедевр, любимейший портрет!
А женщине — всего осьмнадцать лет!
Художник был умел, и смог он передать
И красоту лица, особенную стать.

И глубину души здесь подчеркнул пейзаж,
Он сам — портрета часть, как верный паж.

Размыты контуры,играет тень и свет,
Перетекает нежно красок цвет во цвет.

Так мягкость всем чертам художник придавал,
Мы видим той эпохи идеал.
Как жаль, что красота гарантий не дает
На жизнь счастливую, скорей, больнее бьет.

Угасла девушка, ей было двадцать/23/ лет.
Очарование все сохранил портрет…
—————————————
Мария Ивановна, урожденная графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского (по названию уезда) дворянства и Анны Федоровны Майковой. У нее было четыре сестры и два брата.

Судьба самой Марии Ивановны не столько яркая, а скорее, трагичная. В 1797 г. ее выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого.

В качестве свадебного подарка он заказывает портрет прославленному в то время Боровиковскому. В браке она счастлива не была, по некоторым свидетельствам муж ее оказался человеком достаточно грубым, совершенно не близким ей эмоционально. Детей в браке не было, и уже в 23 года Мария скончалась от неизлечимой тогда чахотки.

11.07.15

Портрет М. И. Лопухиной. В. Л. Боровиковский. 1797

Рецензия на «Портрет Лопухиной Боровиковского» (Вадим Константинов 2)

Любуясь и дивясь,
На это чудо глядя,
Ловила я себя
Не раз на мысли:
И лучше бы
Не написал
Да Винчи…

© Copyright: Елена Казанцева 4, 2015
Свидетельство о публикации №115071109558

Портрет Марии Лопухиной: мистика и реальность

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной.

Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

История

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Портрет Марии Лопухиной

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной — егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

Мистика

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил В. Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери «наделил» знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом П. Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Мистический портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского — Альтернативный взгляд Salik.biz

Владимир Боровиковский является русским художником, который родился в 1757 году в Миргороде. Его отец, братья, а также дядя были художниками и писали иконы. Молодого Владимира обучал этому ремеслу отец. Расцвет творчества живописца пришёлся на времена правления Екатерины II. Он писал женские портреты, раскрывая и демонстрируя их идеал в своих работах. Одним из известных полотен является портрет Марии Лопухиной. Но слава у него дурная из-за большого количества слухов, которые давно окутали эту картину.

— Salik.biz

Кто изображён на картине?

Мария Лопухина являлась дочерью генерала, графа Толстого. В юном возрасте её выдали замуж за егермейстера Лопухина, служившего при дворе императора Павла I. После бракосочетания муж заказал для Марии в подарок её портрет. В качестве художника был выбран Боровиковский, представлявший модный в то время стиль под названием сентиментализм.


В. Л. Боровиковский.

Девушка на портрете представлена в нежном возрасте. Ей не было ещё и 18 лет. Художник старался выделить её юность, показать лёгкость. Она предстаёт в образе бутона розы, благодаря пышному платью и кудряшкам.

Лицо девушки изображено с тенью загадочности. Кажется, будто ещё секунда, и она улыбнётся. Мария смотрит прямо в глаза зрителю. На Боровиковского юная особа произвела сильное впечатление. Он сумел отразить на полотне не только её красоту, но и внутренние переживания, терзавшие душу.

Загадочный взгляд М. Лопухиной

Взгляд девушки аристократичный и немного игривый, что вполне присуще молодым особам в этом возрасте. Но если посмотреть на портрет внимательно, можно увидеть в глазах Марии печаль. Художнику удалось распознать и отразить на полотне тень грусти во взоре девушки. Она будто чувствовала приближающуюся беду.

Портрет Марии Лопухиной, 1797 г.

Муж Марии был старше неё на 10 лет. Есть мнение, что девушка не желала выходить за него замуж. Подтверждением тому является то, что брак их был несчастным. В те годы жениха выбирали родители, опираясь на финансовое положение и статус кандидата. В результате заключались выгодные, но не всегда счастливые союзы.

Через три года после написания портрета, в возрасте 21 года, девушку сразила чахотка. От неё она вскоре скончалась. После этого довольно скоротечно умер и её супруг.

СПРАВКА! Прожив несколько лет в браке, супруги так и не оставили после себя наследников. Девушка умерла, так и не родив родителям внука.

Воздействие портрета

Юные девушки, когда узнавали о развернувшейся драме, желали увидеть тот самый портрет. Вскоре они заболевали чахоткой, исходом которой была смерть. Стоит уточнить, что это заболевание было весьма распространено в то время. Но слухи о негативном влиянии портрета на тех, кто на него смотрит, начали распространяться довольно быстро.

Рассказывали, что именно этот портрет сгубил тех молодых особ, кто желал его увидеть. Распространялись слухи, что каждая девушка, посмотревшая на это полотно, вскоре скончается. Считается, что в портрете заключён дух умершей Марии.

Справка! Эти легенды подкреплялись другими слухами, связанными с отцом Лопухиной. Говорили, что он является членом масонской ложи, активно увлекается мистикой и способен влиять на умы людей.

Покупка картины Третьяковым

Длительное время работа хранилась у родственников Лопухиной. В 1880 году меценат Третьяков изъявил желание приобрести полотно. И с этого момента слухи, так сильно и быстро распространявшиеся об этой работе, стали утихать. Третьяков выставил портрет в своей галерее, которая со временем была названа в его честь.

Павел Третьяков.

У миллионов людей появилась возможность посмотреть на работу Боровиковского. С тех пор многие посетители галереи смогли рассмотреть все детали портрета и остались живы. Именно это послужило поводом развеять слухи о дурном влиянии полотна на жизнь людей.

В настоящее время любой желающий может посетить Третьяковскую галерею и ознакомиться с портретом Марии Лопухиной. Сомнений о том, действительно ли картина имеет негативное влияние и причастна к гибели юных особ, довольно много. Чахотка в то время была весьма распространённым и тяжёлым заболеванием. Судьба самой Марии была довольно трагичной. Но многолетнее пребывание картины в галерее доказывает, что все обвинения в её адрес были напрасны.

Жанна Любарская

Прекрасный портрет юной графини Марии Лопухиной

А теперь обратимся ещё к одной удивительной картине кисти современника Левицкого – Владимира Лукича Боровиковского.
 Портрет Марии Лопухиной. 

Немного истории с биографией

В 1797 году широко известный в России портретист Владимир Лукич Боровиковский, писавший в то время  портрет императорской семьи, получает новый заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть на века образ своей прекрасной невесты — восемнадцатилетней графини Марии Ивановны Лопухиной.

 

Графиня Мария Ивановна Лопухина, в девичестве  Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Федоровны Майковой. Граф Толстой служил в Семеновском полку сначала сержантом, потом бригадиром, и, наконец, дослужился до генерал-майороа. И, кроме того, был предводителем Кологривского дворянства.
Мария Ивановна была не единственной дочерью в семье, у нее было 4 сестры: Вера, Анна, Александра, и Екатерина. Были у Марии  и два брата: Фёдор и Петр.

Фигура первая

Самой необычной личностью в этой семье был Федор Иванович Толстой, старший брат Марии, по прозвищу «Американец», скандально известный современникам своими дуэлями и приключениями.

Существует легенда, что однажды он пытался стреляться даже с самим Пушкиным. Однако, великий поэт неожиданно начал есть черешню и с невозмутимым видом выплевывать из неё косточки. Этим он совершенно охладил пыл американца, которому  для ощущения полного триумфа были  необходимы смятение и страх соперника.   Этот знаменитый эпизод Пушкин позднее использовал в сюжете повести «Выстрел».

Однако, бог с ними, родственниками, речь не о них, вернёмся к портрету Марии Лопухиной.  Он стоит наособицу в галерее портретов известного портретиста В.Л.Боровиковского. Что же так приковало к ней внимание? Попробуем разобраться.

Фигура вторая

На картине изображена молодая девушка, чуть облокотившаяся на  парапет, что придает ее позе некую расслабленность и задумчивость.  Гибкая, мягкая линия ее силуэта напоминает античные скульптуры. Складки ее платья, подобные одеждам античных богинь, усиливают это впечатление. Нежные и мягкие черты её лица, пожалуй,  не соответствуют идеальным канонам красоты, но зрителя пленяет её образ, полный естественности и гармонии.
В картине улавливается соотношение деталей, их связь с образом девушки . Ее нежность подобна нежности лежащей рядом розы, вьющиеся волосы напоминают курчавость кроны стоящего позади дерева, изгиб фигуры Лопухиной в точности повторяет наклон молодой березки, виднеющейся вдали.

Классический «винегрет»

Безусловно, картина не была написана на природе, пейзаж смоделирован самим художником. Окружающая Лопухину природа как будто «собрана по частям». Это не парк, ведь на заднем плане отчетливо виднеются колосья ржи и голубые васильки, в точности повторяющие цвет пояса на платье. Но и не поле, иначе, откуда бы взялись дикие лилии, растущие в тени дерева.
   Весь пейзаж создан искусственно, быть может, для того, чтобы подчеркнуть многообразие качеств Лопухиной — внешних и внутренних. Он  перекликается с образом девушки, обозначая гармоничное слияние её чистой души с самой природой. А лилии и розы, цвет которых перекликается с шарфом, подчёркивают изысканность, нежность и грациозность Марии Лопухиной. Кроме того, детали пейзажа могли носить и символическое значение. Лилии – символ чистоты и невинности, розы – символ расцвета и супружества. ( В древнем Риме осыпали лепестками роз и фиалок ложе новобрачных. Роза  была атрибутом Венеры-Урании — богини возвышенной любви и честного брака).    Подобный «винегрет» был вполне в духе классической живописи, и был передан по наследству рококо и сентиментализму, ярким представителем которого и был Боровиковский. Лилии и розы к тому же считались с давних времён цветами Девы Марии.
   Но образ Марии Лопухиной далёк от религиозных ассоциаций. Одни видят в нём тщательно замаскированную, точнее даже, завуалированную сексуальность, другие –образ невинного очарования юности, но не беззаботный, а наполненный скрытым смыслом.  Прелестная, легкая юная красавица смотрит на нас со странной, «нераскрывшейся» улыбкой, а глаза её серьёзны и печальны.
При взгляде на эту картину возникают противоречивые чувства, выражение лица графини как будто меняется: то девушка смотрит на тебя с аристократическим высокомерием, то по-детски беззащитно и трогательно.
Неудивительно, что девушка произвела на сорокалетнего художника сильное впечатление. Он написал портрет, показывающий глубину и сложность внутреннего мира Марии Лопухиной,  написал так проникновенно, что её образ волнует нас до сих пор.



В.Л.Боровиковский. Автопортрет

Реальность и вымысел…

Вскоре после того, как портрет был написан, Мария вышла замуж за Лопухина. Увы, их брак оказался бездетным и несчастливым, а через несколько лет, в 1803 году Мария Лопухина скоропостижно умерла от чахотки… Девушке было всего 24 года.
   Наслышанные о ее красоте и печальной участи представители света, которые не были прежде знакомы с нею лично, стали осаждать дом родственников Лопухиной (сначала — вдовца, потом — племянницы), чтобы увидеть прекрасную Марию хотя бы на портрете. И, представьте, многие из юных романтических посетительниц вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Назывались цифры до десяти   молодых дворянок.
   О портрете Лопухиной пошла страшная молва…  По слухам, умершая смотрела с холста настолько реалистично, загадочно и живо, что люди стали воображать, что ее отец, магистр масонской ложи, а также известный мистик, граф Иван Толстой, заманил душу дочери в её портрет. Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространённой, и, увы, практически абсолютно неизлечимой болезнью.
Племянница Лопухиной вскоре стала супругой московского губернатора. Чтобы прекратить все разговоры о вредном влиянии изображения портрета на здоровье московских невест, портрет  Марии Лопухиной был «сослан» подальше от людских глаз и пересудов, в загородное имение губернатора.

Только спустя почти 80 лет портрет был куплен известным меценатом и коллекционером П.М.Третьяковым, совершенно случайно увидевшим его в этом имении. После приобретения Третьяковым картины, слухи о её мистическом воздействии  окончательно рассеялись.
   В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки, посвящённые образу Марии Лопухиной.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать. »

Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.

Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.

А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.


Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.

В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.

Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного — колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние — с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.

Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.


Боровиковский, Владимир Лукич

В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.

Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.

Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.

Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.

Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.

В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.


Лизынька и Дашинька

Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.


Портрет Е.А.Нарышкиной

За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…

Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.

А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.

портрет Лопухина. История создания, описание портрета

.

Мастер конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века, Владимир Лукич Боровиковский — художник, которого принято причислять к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, прикасаться к красивому цветку и пению птиц, любоваться восходами и закатами.

Время, когда порядочные девушки успели упасть в обморок, всячески показать тонкость чувств и душевную уязвимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа.Именно в этот период была создана картина «Портрет М.И. Лопухиной». Боровиковскому очень тонко удалось напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть мужчиной.

Творчество известного художника

Работы Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и яркие образы смягчаются и согреваются каким-то тонким внутренним переживанием. Немного грустно и взволнованно, что-то слушает и мечтает.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Так Мария Ивановна предстает в известном шедевре Боровиковского. Портрет Лопухиной передает самые тонкие и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно любоваться в стенах знаменитой Третьяковской галереи.

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого.Это не было объектом обожания многих поклонников. Не успела посвятить стихи Александру Сергеевичу Пушкину.

Но эта красота была украшением многих светских салонов. Позже многие стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование загадочного взгляда и загадочной улыбки присутствует в образе этой очаровательной женщины.

Изображал ее не богиня, а поэтическая муза Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой русской красавицы, которые так привлекали окружавших ее мужчин. Нежность, чувствительность и тонкость образа умело переданы на всем известном полотне.

Трагическая судьба русских красавиц

Но не всегда судьба русских женщин оставалась незамеченной. И пример тому — Мария Ивановна Лопухина, которая была замужем за егермейстером императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастливую судьбу. К тому времени он уже вышел на пенсию. Из-за неуравновешенности своего характера Лопухин не смог подарить своей любимой жене счастья.

Она, испытав ужас и унижение от оскорблений, спустя три года после свадьбы умерла от чахотки. Так закончилась тяжелая и трагическая жизнь, судьба, которую пережила Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковской так умело и точно передал ее легкий облик, что вызвал живой отклик в душе и поэзии знаменитого Якова Полонского, посвятившего ему свои строки. «… Но Боровиковский спас ее красоту, чтобы частичка ее души не улетела от нас… ».

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Много картин написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны — не первое и не последнее его творение, но так сложилось что эта картина стала самой известной и знаменитой. Перед этим полотном останавливается абсолютно все. На ее образ смотрят люди любого возраста. В этом есть что-то особенное.

Эта молодая и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года.Портрет Владимира Лукича Боровиковского Лопухина написала, когда ей было всего восемнадцать лет. Кажется, он чуть не заколдовал ее своей дрожащей и умелой кистью: оставайся такой — удивительно нежной, теплой, живой. Не увядает!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание знаменитого полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном платье, подчеркивающем ее особую грацию. Рядом с нежной, слегка наклоненной вниз рукой Лопухиной стоит склоненная головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель чувствует, что этот цветок скоро начнет опадать лепестками.

Нежная и живая красота этой женщины тоже Погасла, кончится, прерванная неумолимой смертью. И стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут звучать еще долгие годы, воспевая нетленную красоту и грацию русской красоты. И это удивительное свойство сохранять красоту — одна из самых важных и трогательных черт творчества Владимира Лукича.

Кем бы ни был человек и как бы легко он ни выглядел, его лицо менее красиво, чем изображение, сохранившееся на портрете Марии Лопухиной.Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Владимир Лукич Боровиковский умел в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, который даже писал изображения дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

Итак, в год тысяча семьсот девяносто седьмой получает приказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красавицу будущей жены Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не мог остаться равнодушным к этому восхитительному творению. Он умел передать всю нежность и чистоту. Печаль во взгляде этой красавицы и словно даже предчувствие трагедии.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной — Владимир Боровиковский: история, анализ, факты

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Портрет Марии Лопухиной» — вершина сентиментализма в русской живописи.

Картина Владимира Лукича Боровиковского — образец удивительной слаженности человека и природы. Кажется, что природа — это часть души женщины, а сама она — часть мира. Синие васильки перекликаются с цветом пояса на платье, свежий румянец на щеках молодой женщины служит противоположностью увядающих роз, небрежно свисающая рука гармонирует с наклоненными ушами. Все эти повторы, контрасты и ритмические соединения составляют единое целое. Портретный и пейзажный фон плавно переходят друг в друга.

Нововведение Владимира Лукича Боровиковского

С этой картины Владимира Лукича Боровиковского начался новый этап в русской портретной живописи. Впервые мы видим, как элементы пейзажа, а не обстановка, подчеркивают и подчеркивают изображаемый образ, делая акцент не на социальной значимости или статусе героини и даже не на ее внешности как таковой, а на интимном аспекты ее характера, глубокие движения души изображенной женщины.

В этом, конечно, чувствуется влияние английского сентиментализма. В первую очередь картины повлияли на Владимира Лукича Боровиковского. Анжелика Кауфман. Немецкий художник изучал живопись в Англии и был очень популярен в те годы в России. Имеет В. Л. Боровиковского, переняла стиль использования пейзажных мотивов в портрете. Екатерина II приобрела несколько картин Кауфмана по мотивам «Сентиментального путешествия» Лоуренса Стерна. Например, «Безумная Мэри» и сейчас хранится в Эрмитаже.

Мистик «Портрет Марии Лопухиной»

Изображение увядающих роз на картине трактуется как символ быстротечности женской красоты. В случае с Лопухиной этот символизм проявился буквально.

Мария происходит из дворянской семьи, она старший ребенок в семье (было еще четыре сестры и два брата). Отец семейства, Иван Андреевич Толстой, увлекался мистикой и числился Мастером масонской ложи, что внесет существенный вклад в слухи о портрете Владимира Лукича Боровиковского в будущем.Мария Лопухина, кстати, имеет дальнее родство со Львом Толстым — знаменитый писатель является ее двоюродным племянником.

Мария, 18-летняя девушка, по родительскому усмотрению, как это чаще всего бывало в те годы, была замужем за Степаном Лопухиным, настоящим камергером при дворе Павла I. Муж был на 10 лет старше. Портрет, написанный Владимиром Лукичем Боровиковским, стал его первым подарком молодой жене.

Брак, заключенный родителями, не всегда мог обеспечить семейное счастье.Мария Лопухина — не предусматривала, и даже портрету не суждено было стать счастливым талисманом. Настоящая близость с мужем у Марии не сложилась, и в 23 года она умерла от неизлечимой болезни на момент чахотки. И хотя позже поэт Яков Полонский напишет о картине и ее героине: «Но Боровиковский спас ее красоту», вряд ли с ним в те годы согласились бы. Ведь по Москве распространился зловещий слух, что он виновен в смерти Лопухиной… Портрет!

Суеверие гласило, что если молодая девушка посмотрит на картинку с близкого расстояния, она обязательно умрет в ближайшем будущем. По некоторым данным, портрет приписывают гибели десяти барышень при экстрадиции. Горожане страшным шепотом рассказывали друг другу слухи: мол, отец Марии втянул в картину дух ее умершей дочери, а теперь похищает жизни молодых женщин, которые осмеливаются приблизиться к портрету.

Племянница Прасковьи Толстой, Мария Лопухина, не испугалась этих рассказов и забрала снимок себе.Позже она вышла замуж за московского губернатора Перфильева. Павел Третьяков увидел картину в их доме, захотел купить ее для своей галереи, и ему это удалось.

Автор: Алена Есаулова

Махер Художественная галерея: Владимир Боровиковский (1757-1825




























Владимир Боровиковский (1757-1825
Владимир Боровиковский родился Владимиром Боровиком в Миргороде (ныне Украина) 24 июля 1757 года. Его отец, Лука Боровик, был украинским казаком и иконописцем-любителем. По семейной традиции все четверо сыновей Боровика служили в Миргородском полку, но Владимир рано ушел в отставку в звании поручика и посвятил свою жизнь искусству — в основном иконописи для местных церквей.
Боровиковский, возможно, прожил остаток своей жизни художником-любителем в провинциальном городке, если бы не неожиданное событие. Его друг Василий Капнист готовил ночлег императрице Екатерине II в Кременчуге во время ее путешествия по только что завоеванному Крыму.Капнист попросил Боровиковского написать две аллегорические картины (Петр I в России и Екатерина II как крестьяне, сеющие семена и Екатерина II как Минерва) для ее комнат. Картины настолько понравились императрице, что она попросила художника переехать в Санкт-Петербург.
После сентября 1788 года Боровиковский жил в Санкт-Петербурге, где сменил фамилию с казачьей «Боровик» на более аристократичную «Боровиковский». Первые десять лет в Санкт-Петербурге он жил в доме поэта, архитектора, музыканта и теоретика искусства князя Николая Львова, идеи которого оказали сильное влияние на творчество Боровиковского. В 30 лет он был слишком стар для посещения Императорской Академии художеств, поэтому брал частные уроки у Дмитрия Левицкого, а затем у австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи.
В 1795 году он был назначен академиком. Он стал популярным портретистом и за свою жизнь создал около 500 портретов, 400 из которых сохранились до 21 века. У него была собственная студия, и он часто полагался на помощников, чтобы нарисовать менее важные части портрета. Среди его натурщиков были члены императорской семьи, придворные, генералы, многие аристократы и деятели русского художественного и литературного мира.Большинство его портретов имеют интимный стиль.
Наиболее известные:
Портрет Екатерины II, Императрицы России (1794)
Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796)
Портрет М. И. Лопухиной (1797)
Портрет Ф. А. Боровского (1799)
Портрет императора России Павла I (1800)
Портрет князя А. Б. Куракина (1801–1802)
Портрет княгини А. Г. Гагариной и княгини В. Г. Гагариной (1802 г. ).
Портрет сербского князя Караджордже ‘1816
Боровиковский никогда не преподавал в Императорской Академии художеств, но ученики жили в его доме.Среди них были Алексей Венецианов и Бугаевский-Благодарный (написавший единственный сохранившийся портрет Владимира Боровиковского).
После 1819 г. Боровиковский стал масоном, членом ложи «Умирающий сфинкс». В то время он в основном писал иконы, в том числе иконостас церкви на Смоленском кладбище и некоторые иконы для Казанского собора в Санкт-Петербурге.
6 апреля 1825 г. он скоропостижно скончался от сердечного приступа и был интернирован на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря в Св.
г. .

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *